Зачем нужно мыться каждый день? Чистота - залог здоровья. Зачем мыть руки перед едой

Данилов Дмитрий

Актуальность и значимость моей работы заключается в том, чтобы все дети понимали, почему необходимо мыть руки и применяли эти знания на практике.

Цель исследования: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека.

Задачи исследования:

Изучить имеющуюся литературу по этому вопросу;

Провести исследование микробов;

Проанализировать влияние болезнетворных микробов на организм человека.

Предмет исследования: ладони рук.

Плакат и памятки «По уходу за чистотой рук»;

Презентация работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крюковская средняя общеобразовательная школа

Чеховского муниципального района

Московской области

Исследовательская работа

(секция «Юный исследователь»)

Почему нужно мыть руки

Выполнил:

Данилов Дмитрий,

Ученик 1-б класса

Руководитель:

Соннова Г.С.

Учитель начальных классов

Чехов, 2014

1.Введение…………………………………………………………………………….………….3

2.Основная часть……………………………………………………………………….………...5

2.1.Кто такие микробы?…………………………………………….............................................5

2.2.Существует ли «болезнь грязных рук»?……………………..…………………………….6

2.3.Исследовательская часть……………………………………………………………………8

3.Заключение…………………………………………………………………………………….9

4.Список литературы……………………………………………………………………..……11

5.Приложение…………………………………………………………………………………..12

Введение

Тогда я вооружился увеличительным стеклом и стал разглядывать все, что меня окружало дома и в школе. Вот только никаких микробов все равно не увидел. Учительница объяснила мне, что микробы настолько малы, что их можно разглядеть только под микроскопом.

Чтобы убедиться во всем, Галина Сергеевна предложила мне провести исследование. Актуальность и значимость моей работы заключается в том, чтобы все дети понимали, почему необходимо мыть руки и применяли эти знания на практике.

Цель исследования: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека.

Задачи исследования:

Изучить имеющуюся литературу по этому вопросу;

Провести исследование микробов;

Проанализировать влияние болезнетворных микробов на организм человека.

Предмет исследования: ладони рук.

Гипотеза:

Приступая к исследованию, я предполагаю, что знание и соблюдение правил гигиены необходимы для сохранения здоровья.

Методы исследования:

Изучение литературы;

Исследование микробов;

Анкетирование учащихся;

Анализ полученных данных;

Обобщение.

Проектным продуктом являются:

Плакат и памятки «По уходу за чистотой рук»;

Презентация работы.

Основная часть

2.1. Кто такие микробы?

Микроб – ужасно вредное животное,

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное попадёт в живот,

И спокойно там живёт.

Залезет, и где ему захочется,

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Ты спросишь: «Как туда он попадет?!»

Ну конечно через рот!

В течение тысяч лет своего существования человек не имел представления о том, что вызывает его заболевания. Первобытные люди имели своё объяснение этому – они считали, что болезнь вызывают злые духи, живущие внутри своей жертвы.

И только в 1865 году Луи Пастер первым выдвинул теорию о том, что причиной заболеваний являются микробы. И сегодня мы знаем, что микробы являются самыми опасными врагами человека. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные организмы, видимые только под микроскопом. Некоторые из них настолько малы, что практически невидимы совсем. Микроорганизмы превосходят человечество в численности. Почти каждый эксперт по вопросам микробиологии уверен, что микробы присутствуют повсюду, нравится это человеку или нет. При этом существует лишь небольшое количество сред, по-настоящему чистых от них. В то же время существует некоторое количество мест, где концентрация микроорганизмов особенно высока. Микробы живут везде: в воздухе и в воде, на клавиатуре компьютера и на сотовых телефонах, на коврах, деньгах, грязных руках, на продуктах, шерсти животных, на игрушках и других предметах.

Микробы бывают полезные и вредные. Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу. Полезные микробы помогают при создании разных лекарств, при выработке молочных продуктов: кефира, йогурта, сметаны, в сельском хозяйстве для создания удобрений для растений.

2.2. Существует ли «болезнь грязных рук»?

Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?

Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит.

Приезжайте же скорее

Добрый доктор Айболит!

(К.И. Чуковский)

Всем, конечно, как и мне знакомы эти строки из сказки Корнея Ивановича Чуковского. Эту сказку К. И. Чуковский написал для своей дочки, которая не любила мыть руки. Бедные детишки, сколько у них болезней! На самом же деле разных болезней ещё больше. Все их знает только доктор.

Большинство заболеваний – инфекционные. Ими можно заразиться от больного человека и даже от животного. Эти болезни вызываются мельчайшими организмами – микробами, вирусами или бактериями. Они попадают в организм человека и начинают быстро размножаться.

Как же микробы попадают в наш организм? Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы могут во время еды попадать нам в рот. Рот человека – это «дверь», ведущая в пищеварительную и дыхательную системы. Необходимо стараться не допускать попадания микробов из окружающего нас мира в эти и другие системы организма, где они могут вызвать проблемы, мешающие организму работать, как следует. Но этого легко избежать, помыв руки перед едой: две минуты в теплой воде с мылом – и все будет в порядке.

«Болезнь грязных рук» – так не случайно называют дизентерию. Грязные руки угрожают и брюшным тифом, гепатитом и холерой. Тысячи людей попадают на больничную койку лишь из-за того, что не помыли рук перед едой или после прогулок на улице.

Да и не только личное это дело – помыл руки или не помыл. Возбудители кишечных инфекций поражают не одного человека, под угрозой становятся его близкие и знакомые. К сожалению, нет возможности подсчитать, скольким сотням тысяч или даже миллионов людей спасла здоровье такая простая мера профилактики, как мытье рук. Зато есть другие поучительные данные: микробы, помещенные на чисто вымытую кожу, в течение 10 минут погибают почти полностью. Микробы, помещенные на 10 минут на загрязненную кожу, сохраняются в 95% случаев. Конечно, совсем не обязательно вспоминать о результатах исследований всякий раз, когда моешь руки. Мытье рук должно войти в привычку, стать навыком.

Исследовательская часть

Чтобы наконец-то узнать действительно ли на грязных руках скапливается огромное количество микробов, а в их наличие можно убедиться только при помощи микроскопа, мы решили окунуться в исследование.

После обеда в школьной столовой я специально не мыл руки. ГС протерла мокрой ваткой ладони моих рук, потом выжала воду с нее на специальное предметное стекло и поместила стекло под объектив микроскопа. Посмотрев в микроскоп, я сказал: «Вот это да! Сколько же много этих микробов!» Они представляли из себя множество черных точек. Далее ГС предложила мне вымыть руки с мылом и вновь повторить эксперимент. Мы решили проверить, верно, ли, что после мыла микробов на руках не остается. Посмотрев в микроскоп, я увидел 1-2 черных точки, то есть микробов.

На основании проведенного исследования я сделал вывод, что иногда глядя на руки, они кажутся нам чистыми, а на самом деле на руках находится огромное количество микробов, которые скапливаются на них вместе с частицами земли и пыли. Почесали грязной рукой глаз – и вот, пожалуйста, глаз покраснел, начал болеть, слезиться. А уж если грязные руки забрались в рот или схватили чистое яблоко – беду нужно ждать не сегодня, так завтра.

Я выявил, что пользуясь водой с мылом, мы только лишь смываем с рук грязь, пыль и руки становятся чище. Однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Как объяснила ГС, природа наделила организм человека иммунитетом, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния человека, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины.

Предварительно, никого не предупредив, я с ГС решили понаблюдать за учениками нашей школы перед обедом, и были шокированы результатом! Из 51человека вошедшего в столовую 34 ученика не помыли руки вообще, 11 учеников – намочили руки, и только 6 – сделали это правильно! Я предложил, провести мини - опрос по данной теме среди учеников начальной школы которые обедали в тот самый день.

Я с учителем составили анкету, состоящую из 5 вопросов (Приложение 2). На следующий день вместе с учителем мы заходили в классы и задавали ребятам вопросы анкеты. Вот что у нас получилось.

В опросе приняли участие 51 человек.

На вопрос «Знаете ли вы, что в течение дня необходимо мыть руки?» положительный ответ дали 51 человек, то есть большая часть учеников знает о необходимости мытья рук.

На вопрос «Всегда ли вы моете руки перед едой?» положительно ответили 39 человека. Но в тоже время на вопрос «Всегда ли вы моете руки перед едой в столовой?» положительно ответили всего 29 человек. А вот на вопрос: «В каких еще случаях вы моете руки?» ответы ребят были разнообразными: «после прогулки, после посещения туалета, после работы на уроках труда и ИЗО, после общения с животными, после того, как держали в руках деньги». На вопрос «Вы знаете, чем могут быть опасны грязные руки?» положительно ответили 35 человек.

На основании данных опроса можно сделать вывод о том, что практически все ребята знают о необходимости мытья рук, в каких случаях особенно не стоит забывать мыть руки и чем могут быть опасны грязные руки, но в то же время только самая малость школьников вспоминают об этой простой процедуре.

Известный польский поэт Юлий Тувим написал «Письмо ко всем детям по одному важному делу». В этом письме есть такие строки:

«Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!»

Так сколько же это, получается, нужно мыть руки в день. После сна и перед сном – 2 раза, после улицы – 2-3 раза, перед едой – 3-4 раза, после туалета – 5 раз. Ну, ещё пару раз на всякий случай. Получается, не больше 16 раз в день. Какая малость! Но эта малость позволит сохранить здоровье.

Моя крестная – работник библиотеки. Узнав о том, что я занимаюсь исследованием, она помогла найти интересный материал, из которого я узнал, что 15 октября отмечался Всемирный день чистых рук. В связи с этой датой эксперты ООН напомнили, что с помощью простого мытья рук с мылом можно значительно уменьшить распространение инфекционных заболеваний. Детский фонд ООН - обнародовали неутешительные данные: от инфекционных заболеваний каждый год умирает 3,5 миллиона детей во всем мире. Дети крайне восприимчивы к болезням, причиной которых является плохая гигиена, и «такое простое действие, как регулярное мытье рук с мылом перед едой и после посещения туалета, позволит почти вдвое снизить уровень детской смертности».

Закончив свою исследовательскую работу, я хотел бы предложить вывешивать возле столовой плакат, призывающий и напоминающий мыть руки.

Заключение

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

Таким образом, проведя исследовательскую работу, я могу сделать следующие выводы:

  1. Причиной инфекционных заболеваний являются микробы;
  2. Необходимо обязательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прихода с улицы, после общения с животными, так как на них скапливается множество микробов;
  3. Необходимо соблюдать личную гигиену, так как грязные руки – один из легких способов попадания микробов в наш организм;
  4. Даже на чисто вымытых руках присутствуют микробы, но противостоит им наш иммунитет;
  5. Благодаря проведенной исследовательской работе, я всегда мою руки и призываю к этому своих одноклассников.

Очень важное средство от всех болезней – хорошее здоровье. Крепкий, закалённый человек лучше справится с любой инфекцией, холодом и жарой. А к слабому, изнеженному любая хворь пристанет.

Многие названия инфекционных болезней мне незнакомы. Я хочу продолжить свое исследование. Узнать, например, что такое гепатит или брюшной тиф.

Список литературы

  1. Энциклопедия «История открытий» - М.«Росмэн»,2011;
  2. Энциклопедия «Человек и здоровье»; Москва «РОСМЭН», 2012; Слайд 5

    Цель исследования: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека.

    Задачи исследования: изучить имеющуюся литературу по этому вопросу; провести исследование микробов; проанализировать влияние болезнетворных микробов на организм человека.

    Луи Пастер. 1865 год.

    Вредные микробы

    Полезные микробы

    Инфекционные заболевания

    Мытье рук должно войти в привычку, стать навыком!

    51 человек 34 ученика - не помыли руки 11 учеников – намочили руки 6 учеников – помыли руки с мылом

    Заключение Благодаря проведенной исследовательской работе, я всегда мою руки и призываю к этому своих одноклассников. Все болезни у ребят, От микробов, говорят. Чтоб всегда здоровым быть, Надо руки с мылом мыть!

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Направление: биология

Тема «ПОЧЕМУ НУЖНО МЫТЬ РУКИ?»

Моруга Элина Сергеевна

МОУ СОШ № 5, г. Муравленко

4 класс

Руководитель:

Моруга Татьяна Александровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №5

г. Обнинск, 2011-2012 учебный год

Почему нужно мыть руки?

Моруга Элина,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко МОУ СОШ № 5, 4 «Б» класс

Краткая аннотация

Все взрослые часто напоминают детям о необходимости мыть руки, но мы не любим это делать. И часто забываем их мыть, или просто делаем вид, что моем. В своей работе я пытаюсь разобраться: зачем нужно мыть руки, и к каким последствиям может привести человека отсутствие простого гигиенического навыка . Я провела исследование, в котором мои одноклассники были непосредственными участниками эксперимента, смогли увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедиться в необходимости защиты себя от бактерий . Для ребят и родителей я предлагаю рекомендации, памятки. Надеюсь, что смогу убедить ребят в необходимости соблюдения навыков гигиены рук.

Почему нужно мыть руки?

Моруга Элина,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко МОУ СОШ № 5, 4 «б» класс

Аннотация

Актуальность.

Ежедневно от «болезней грязных рук» в мире умирает 5 тысяч детей. Эксперты заявляют, что половины этих смертей можно было бы избежать, если бы ребята мыли руки с мылом после посещения туалета и перед едой. В моём классе созданы все условия для того, чтобы мы могли мыть руки: есть раковина с горячей и холодной водой, душистое жидкое мыло, сухие полотенца. Но не все ребята моют руки. Получается, у детей нет потребности, мыть руки? А значит, внимание ребят надо привлечь к этой проблеме и приучить их следить за гигиеной рук.

Цель исследования: выяснить значение гигиены рук для здоровья человека

Практическая значимость: в результате проведённой работы (исследования, представления полученных результатов) я буду знать, что нужно делать, чтобы бактерии на наших руках не размножались и не попадали в организм человека. Моя работа будет интересна самим ребятам и их родителям.

Предмет исследования : культурно- гигиенические навыки

Объект исследования : руки

Методы : анкетирование и эксперимент.

Выводы.

гипотезу: если я докажу , что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это поможет мне убедить ребят соблюдать правила гигиены рук . Я провела исследование, в котором мои одноклассники были непосредственными участниками эксперимента, смогли увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедились в необходимости защиты себя от бактерий. А это оказалось совсем несложно - приучить себя следить за чистотой своих рук.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 5 - 6

I . Теоретическая часть …………………………………………………………… 7 - 9

1.1. Знакомство с терминами.

1.2. Бактерии.

1.3. Болезни «грязных рук».

1.4. Средства защиты от бактерий.

II . Практическая часть ………………………………………………………… 10 - 13

Заключение…………………………………………………………………………… 14

Список литературы ………………………………………………………………… 15

Приложения……………………………………………………………………….16 - 21

Введение

Актуальность.

ООН и ЮНИСЕФ объявили 15 октября Всемирным днем мытья рук. Эксперты не раз заявляли, что привычка мыть руки, которая считается очень банальной, может спасать тысячи детских жизней ежедневно. Особенно высока смертность «из-за грязных рук» в Азии и Африке. Ежедневно от диареи, заболевания, которое ещё называют «болезнью грязных рук», умирают 5 тысяч детей. Половины этих смертей можно было избежать, если бы больные мыли с мылом руки перед едой и после посещения уборной. Именно поэтому ООН и, в частности, ЮНИСЕФ призвали выделить один день в году, чтобы обратить внимание на необходимость приучить детей к этой простой процедуре.

В моём классе созданы все условия для того, чтобы мы могли мыть руки: есть раковина с горячей и холодной водой, душистое жидкое мыло, сухие полотенца. Учитель всегда перед посещением столовой обращается к ребятам: «Мойте руки! Мойте руки чище!». И большинство детей делают это почти беспрекословно. А если ребятам просто напомнить «Скоро обед» или «Идём в столовую» большинство ребят равнодушно проходят мимо умывальника и забывают вымыть руки. Значит, у детей нет потребности, мыть руки перед едой. А может, в этом и нет, необходимости. Меня заинтересовали вопросы:

А зачем нужно мыть руки?

Что случиться, если руки совсем не мыть или мыть их просто так, без мыла.

Я решила узнать об этом.

Цель исследования: выяснить значение гигиены рук для здоровья человека.

Задачи:

1. Изучить литературу: собрать информацию о том, почему нужно мыть руки.

2. Провести опрос учащихся, узнать уровень осведомлённости сверстников по вопросам гигиены рук.

3. Провести эксперимент. Дать сравнительный анализ полученных результатов.

4. Доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

5. Ознакомить учащихся и их родителей с полученными результатами.

6. Привить гигиенические навыки: показать, как правильно мыть руки.

Личная задача автора : получение первого опыта исследовательской деятельности.

Новизна : существует специальная литература, посвященная данной проблеме, но она предназначена для взрослых людей. Я предлагаю провести исследование, в котором мои одноклассники будут непосредственными участниками эксперимента, смогут увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедиться в необходимости защиты себя от бактерий.

Гипотеза: если я докажу , что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это мне поможет убедить ребят соблюдать правила гигиены рук.

Практическая значимость: в результате проведённой работы (исследования, представления полученных результатов) я буду знать, что нужно делать, чтобы бактерии на руках не размножались и не попадали в организм человека. Моя работа будет интересна самим ребятам и их родителям.

Предмет исследования: культурно- гигиенические навыки

Объект исследования : руки

Всякое исследование должно быть основано на фактах. Для своей работы я выбрала анкетирование и эксперимент. Анкетирование заключается в том, что испытуемым задаются заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые они письменно отвечают. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Затем мне необходимо было провести эксперимент. Эти методы я считаю более рациональными для своего исследования.

Теоретическая часть

    Знакомство с терминами.

Так как мои познания в этой области недостаточны, я решила начать свою работу с изучения литературы. Для этого использовала разные источники информации. Сначала я решила узнать, что такое гигиена, личная гигиена, бактерии как и отчего защищать организм человека.

Гигиена – это наука о здоровье. Само слово в переводе с греческого означает «здоровый». Она изучает, как природа, условия жизни, труда влияют на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста. В правилах гигиены много скучных «нельзя» и «надо», но они помогают сохранить здоровье.

Инфекция – микробы, вызывающие болезни и порчу пищевых продуктов.

2. Что известно о бактериях.

Бактерии – это одноклеточные организмы, не видимые простым глазом, образующие особое царство живой природы. Очень простые и примитивные, они, тем не менее, могут выполнять важнейшие функции, свойственные живым существам: питаться и воспроизводить себе подобных. Многие из них похожи на одноклеточные растения, грибы или животных, но отличаются малыми размерами и очень простым строением. Считается, что именно они были первыми живыми существами на Земле. Их много в воздухе, в почве, в воде, в растениях, в животных, они попадают на руки вместе с грязью. Многие из них нужны и полезны человеку. Однако существует много бактерий, вызывающих болезни человека. Учёные открыли этот мир при помощи микроскопа, который сильно увеличивал рассматриваемый объект. Сами по себе бактерии не вызывали бы тревогу. Опасность для человеческого организма представляют вырабатываемые ими продукты жизнедеятельности – токсины. В основном токсины образуются в результате разложения бактерий.

Каждая бактерия вырабатывает свои токсины, которые вызывают определенные инфекции. Численность токсинов и их ядовитость в отдельно взятой бактерии, как правило, не повторяются в другой. Бактерии различаются между собой размерами, развитием, строением, условиями размножения и жизнедеятельности. По особенностям строения они могут иметь округлую форму - это бактерии кокки (стрептококк, менингококк, пневмококк). Бациллы – микробы удлиненной, цилиндрической формы (сибирская язва), спирохеты – удлиненные, спиралевидной формы (сифилис, тиф).

3. Болезни «грязных рук»

Ещё в 19 веке люди узнали про микроорганизмы, вызывающие заразные, т.е. инфекционные, заболевания. Грязными руками можно занести в рот бактерию брюшного тифа, дизентерии, холеры или сальмонелл. Их так и называют в народе – «болезни грязных рук».

Острые кишечные инфекции у детей были и остаются одной из актуальных проблем педиатрии. В мире ежегодно болеют ими более 1 млрд. человек, из которых 65-70% составляют дети. Острые кишечные инфекции характеризуются не только высокой заболеваемостью, частотой случаев, но и, к сожалению, высокой летальностью. Особенно высока летальность у детей 1-го года жизни.

Болезнетворные микроорганизмы отлично приживаются на дверных ручках, телефонных трубках, поручнях в транспорте, денежных купюрах, клавиатуре компьютера. Мухи способны переносить на своих лапках до 30 тыс. бактерий. Медицине известно более 30 опасных для здоровья инфекций. По мнению медиков, основная причина заражения – антисанитария, несоблюдение личной гигиены. Особенно чувствительны к подобным инфекциям маленькие дети и пожилые люди. Даже небольшое количество возбудителей может вызвать у них тяжелое заболевание желудочно-кишечного тракта, поразить нервную и сердечнососудистую системы, печень, селезенку и другие органы.

Гепатит А (болезнь Боткина) – вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания, водой, предметами обихода. Возбудитель – кишечная палочка. Попадая в кишечник, вирус всасывается оттуда в кровь, током крови попадает в печень и внедряется в ее клетки.

Дизентерия – острое или хронически заразное инфекционное заболевание человека, вызывающее поражение толстого кишечника. Возбудитель – дизентерийная палочка. Заражение происходит при контакте здорового человека с больным или бактерионосителем, употреблении зараженных пищевых продуктов или воды, из-за антисанитарных условий и несоблюдения правил личной гигиены.

Сальмонеллез – острая кишечная инфекция, вызываемая бактериями сальмонеллами. Источник инфекции – больные животные, иногда человек. Заражение происходит через продукты животного происхождения (мясо и мясные продукты, молоко, яйца), нарушение правил хранения и приготовления продуктов, недостаточной термической обработки продуктов перед употреблением.

Диарея - это учащенное опорожнение кишечника с выделением разжиженных, а в части случаев и обильных испражнений. Сразу отметим, что диарея не является самостоятельным заболеванием! Это симптом неполадок в пищеварительной системе!

4. Средство защиты от бактерий.

И сразу же начались поиски средств, способных защитить людей от них. Сейчас человечество знает, как бороться с разными болезнями. Болезни лечат медицинскими препаратами. Однако главным защитником человеческого организма является сам человек, вернее его гигиенические навыки, самодисциплина. Мытье рук с мылом - это самое эффективное воздействие и самый дешевый способ предотвратить смерть от «болезней грязных рук»

II . Практическая часть

Я провела анкетирование среди учащихся 3 классов нашей школы. Опросила 55 ребят. Предложила ответить им на следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты о том, что руки необходимо мыть?

2. Знаешь ли ты когда нужно мыть руки?

3. Знаешь ли ты, к каким последствиям для твоего здоровья, могут привести

невымытые руки?

4. Выбери вариант ответа:

    перед едой мою руки всегда с мылом;

    перед едой мою руки тёплой водой;

    иногда забываю мыть руки;

    мою руки тогда, когда мне об этом напоминают;

    не мою руки.

Результаты оказались следующими:

Знают о том, что руки необходимо мыть –54 человека

Не знают – 1 человек. (Приложение 1)

На вопрос о том, знаешь ли ты, когда нужно мыть руки: да – 42 человека, не совсем – 8 человек, нет – 5 человек. (Приложение 2)

На вопрос о том, к каким последствиям для твоего здоровья могут привести невымытые руки, ребята ответили так: знают –15 человек, не совсем –32 человека, не знают – 8 человек. (Приложение 3)

Отвечая на 4 вопрос, ребята выбрали следующие варианты ответов:

Перед едой моют руки всегда с мылом –24 человека;

Перед едой моют руки тёплой водой – 3 человека;

Иногда забывают мыть руки – 20 человек;

Моют руки тогда, когда об этом напоминают –5 человек;

Не моют руки – 3 человека (Приложение 4)

Вывод: большинство ребят знают о том, что мыть руки необходимо, знают, когда следует мыть руки, но не всегда их моют. Не все знакомы с последствиями невымытых рук для своего здоровья.

Я решила проверить, верно, ли то, что на руках человека скапливаются бактерии и что после мыла микробов на руках не остается. Для этого мне нужно провести эксперимент.

Мама моего одноклассника Макеева Данила Эвелина Олеговна работает врачом

Она согласилась помочь провести исследование. Для этого из бактериологической лаборатории Эвелина Олеговна привезла стерильные пробирки с жидкой питательной средой для бактерий. Среда Кода имела зелёный цвет. Ватным тампоном взяли смывы с рук наших одноклассников и поместили их в пробирки. В эксперименте принимали участие 12 ребят. Мы разделили их на группы. Одним ребятам предложили тщательно вымыть руки с мылом, другим – не мыть руки вовсе. Ребята из третьей группы вымыли руки с мылом, а затем их попросили открыть дверь, поработать на клавиатуре компьютера, полистать книги. У ребят этой группы взяли смыв по истечении 15 минут после мытья рук. Ребята из четвёртой группы вымыли руки без мыла.

Таким образом, исследовались:

    тщательно вымытые руки с мылом;

    не вымытые руки;

    тщательно вымытые руки с мылом, которые были повторно загрязнены (открывание дверей, работа на клавиатуре компьютера, посещение туалета), смыв взят по истечении 15 минут после мытья рук;

    вымытые руки без мыла.

Эвелина Олеговна увезла пробирки в бактериологическую лабораторию. Пробирки поместила в термостат – шкаф, в котором поддерживается определённая

температура, на 24 часа (оптимальная температура для роста бактерий 37 С).

На второй день Эвелина Олеговна продемонстрировала мне пробирки со смывами. Появились пробирки, в которых изменился цвет среды (она изменила цвет с зелёного на желтый). Мне пояснили, что в этих пробирках произошло размножение бактерий. Пробирки, в которых находились смывы с чистых рук, цвет среды не изменили, значит, роста бактерий в них не наблюдается. Пробирки, в которых находились смывы с чистых рук, которые мы специально загрязнили, тоже цвет среды не изменили. Следовательно, роста бактерий в них не наблюдалось. (Приложение 5).

Все пробирки – отдаём на высев (отжимаем тампон о стенки пробирки и делаем рассев в чашках Петри на питательную среду Эндо). Это питательная среда розового цвета. Чашки Петри отправляем в термостат. На следующий день просматриваем чашки. Оказывается, что колонии бактерий выросли только в тех чашках, куда были посеяны смывы, взятые из грязных рук и рук, вымытых без мыла. (Приложение 6, 7)

Я поинтересовались, почему не появились колонии бактерий в тех чашках, где были помещены смывы с рук, которые мы специально загрязнили. Оказывается, что при нанесении бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество бактерий через 10 минут уменьшается на 85%. Их осталось настолько мало, что они не смогли размножиться.

Таким образом, я выяснила, что бактерии размножились в пробирках, где были смывы с грязных рук. Я выяснила, что, пользуясь водой и мылом, мы смываем с рук не только грязь и пыль, но и большую часть микробов, однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Природа наделила организм человека иммунитетом, то есть невосприимчивостью к инфекционным заболеваниям, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины. А так как мы проживаем на Севере и иммунитет у нас ослаблен, нам необходимо заботиться о своём здоровье.

В начале своей работы я выдвигала гипотезу: если я докажу , что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это поможет мне убедить ребят соблюдать правила гигиены рук. После представления ребятам моего класса результатов своего исследования, я провела наблюдение за тем, как одноклассники стали мыть руки. Оказалось, что необходимость напоминать им о правилах мытья рук отпала. И теперь каждый старательно моет руки, потому что понимает, что делает он это для себя.

Заключение

Работая над исследовательской работой, я получила первый опыт исследовательской деятельности. Рот человека – очень важный орган: это «дверь» в организм, ведущая в пищеварительную и дыхательную системы. Необходимо стараться не допускать попадания микробов из окружающего нас мира в эти и другие системы организма, где они могут вызвать проблемы, мешающие организму работать, как следует. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы оседают и размножаются на наших руках и могут во время еды попадать нам в рот. Но этого легко избежать, помыв руки перед едой: две минуты в теплой воде с мылом – и все будет в порядке. я надеюсь, что мои исследования, рекомендации помогут ребятам выработать в себе необходимый навык гигиены рук.

Список литературы:

1. Большая книга знаний; под ред. В. Бологовой.- М.: Махаон, 2010. – с.360

2. Большая энциклопедия школьника; под ред. Э.Горелик.- М.: Махаон 1999.- с.108- 109

3. Краткая медицинская энциклопедия; под ред. академика РАМН В.И.Покровского.- М.: НПО Премьера, 1999. -с. 6, 105, 215, .285, 323, 327, 415

4. Происхождение жизни на земле. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2006. - с.15

5. Хочешь знать почему. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2008. - с.98

6. Что такое кто такой. Энциклопедия; сост. В. С.Шергин.- М.: АСТ, 2004. - с.342

7. Электронный ресурс « »

8.Электронный ресурс « »

9. Электронный ресурс « » в). иногда забываю мыть руки;

г). мою руки тогда, когда мне об этом напоминают;

д). не мою руки.

Приложение 5.

Передо мною пробирки, в которых находятся смывы, взятые с чистых и грязных рук. Все смывы были помещены в пробирки с питательной средой для бактерий. Они имела зелёный цвет. После этого пробирки были помещены в термостат и находились там сутки. Разглядывая образцы, я обратила внимание на то, что в некоторых пробирках изменился цвет среды с зелёного на желтый. Я обратились за разъяснениями к Эвелине Олеговне. Оказалось, что изменился цвет питательной среды в тех пробирках, где размножились бактерии. Это пробирки, в которых находились смывы с грязных рук. Роста и размножения бактерий в пробирках, где находились смывы с чистых рук, не наблюдается.

Приложение 6

Смывы с грязных рук, на которых размножились бактерии.

После наблюдения все пробирки мы отдали на высев (отжали тампон о стенки пробирки и делаем рассев в чашках Петри на питательную среду Эндо для бактерий розового цвета).

Отправляем образцы в термостат. На следующий день просматриваем чашки. Оказывается, что колонии бактерий выросли только в тех чашках, куда были посеяны смывы, взятые из грязных рук.

Приложение 7

Смывы с чистых рук.

Роста и размножения бактерий не произошло. Следовательно, можно сделать вывод о том, что с помощью мыла с рук человека смывается большая часть бактерий. А значит, таким простым способом, человек сможет защитить себя от опасных болезней.

Приложение 8

Правило мытья рук:

Откройте водопроводный кран, смочите руки, нанесите жидкое мыло на ладони. Тщательно намыливайте руки (ладони, ногти, между пальцами - во всех направлениях) не менее чем 2 минуты. Сполосните под проточной теплой водой. Просушите руки салфеткой и с помощью нее закройте кран. Салфетку следует выбросить в мусорный бак, не прикасаясь к нему.

1.Откройте кран, смочите руки

2.Нанесите жидкое мыло на ладони.

3. Тщательно намыливайте руки (не менее 2 мин.)


.

6. С помощью салфетки закройте

5. Просушите руки салфеткой

4. Ополосните руки проточной водой

Памятка

    Вы можете гулять и играть, сколько угодно пачкать руки, но, вернувшись, домой, нужно

тщательно вымыть их с мылом.

    Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом - ещё раз, выйдя из него.

    Не забывайте мыть руки перед едой и после еды.

    Вымойте руки после игр с домашними животными.

    Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.

    Никогда не ешь на улице, потому что там у тебя нет возможности вымыть руки.

Ефремова Алёна.маам.ру (Вимовец)
Беседа с детьми «Почему нужно мыть руки?»

Беседа с детьми на тему «Почему нужно мыть руки

воспитателя Ефремовой А. А.

Задачи :

1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.

2. Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой , по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.

3. Разучить потешку.

4. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

5. Совершенствовать диалогическую речь : учить участвовать в беседе , понятно для слушателей отвечать на вопросы.

6. Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”.

Ход действий:

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть

Надо с мылом и водой дружить

Каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же - «Не забудь помыть руки

Кто ЗНАЕТ зачем нужно постоянно мыть руки ? Они же и так чистые! (Ответы детей)

Правильно ребята «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевание»

Давайте сейчас посмотрим на наши ручки (повернув их ладошками в верх, Полина ты видишь там микробов (Ответ ребенка) Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. Микробы живут везде - в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.

А что нам поможет избавиться от этих микробов? Отгадайте!

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми ,

Душистыми, душистыми

Узнали без труда.

Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

Что же детям пригодиться,

Чтобы начисто умыться ?

Нам нужна водица .

Что с рук грязь смывает?

Мыло детям помогает.

Чисто-чисто умывались.

Чем же дети вытирались? Полотенцем.

В умывальник мы идем,

Мыло и полотенце сейчас найдем!

Дети вместе с воспитателем проходят в туалетную комнату.

Правила правильного мытья рук : (При обсуждении этого вопроса используем показ плаката «Алгоритм мытья рук » ).

Закатай рукава.

Намочи руки .

Возьми мыло и намыль руки до появления пены .

Потри не только ладони, но тыльную их сторону.

Смой пену.

Проверь, хорошо ли ты вымыл руки .

Вытри руки .

Проверь, сухо ли ты вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.

(Прошу некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук .)

Ребята, давайте мы прямо сейчас дадим торжественное обещание, о том, что всегда будем дружить с мылом и водицей.

Торжественное обещание

1. Чтоб в грязнулю и неряху

Мне не превратиться,

Обещаю каждый день чисто-чисто. (мыться )

Быть хочу я очень чистой,

А не чёрной галкой,

2. Обещаю я дружить с мылом и. (мочалкой)

3. А ещё, два раза в сутки

Обещаю чистить. (зубки)

4. Обещаю всем кругом

Быть послушным малышом.

Ходить чистым и опрятным,

Очень, очень. (аккуратным) .

Воспитатель завершает беседу предложением разучить потешку :

Мойся мыло не ленись

Не выскальзывай,не злись,

Ты зачем опять упало,

Буду мыть тебя сначала .

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию КГН у детей среднего дошкольного возраста «Как мы научили Хрюшу правильно мыть руки» Конспект занятия «Как мы научили Хрюшу правильно мыть руки» (для детей среднего дошкольного возраста) Из опыта работы МБДОУ 79 Воспитатель.

«Какую музыку нужно слушать дома с детьми?» Первая младшая группа Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая.

Занятие-беседа «Почему грустит котенок?» Цель:учить различать эмоциональные переживания на примере животных;поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных;развивать.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы не менялось.

Беседа «Что значат для человека руки и ноги?» в старшей группе Ребята, вы наверное слышали такие выражения как «Без него как без рук», или «У меня руки связаны». Это так, попробуйте посидеть со связанными.

Конспект занятия по валеологии в младшей группе «Учим куклу Машу мыть руки» Цель: Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, шею, насухо вытираться.

Конспект занятия по валеологии во второй младшей группе «Для чего надо мыть руки» Цели: Воспитывать культурно-гигиенические навыки, приобщать к здоровому образу жизни. Материалы: игрушечный мишка, музыкальное сопровождение.

Насчитывается большое количество заболеваний, избежать которых можно, если вовремя помыть руки. Одним из таких заболеваний считается дизентерия (именуемая в народе «болезнь грязных рук»). Холера, гепатит брюшной тиф - эти все болезни являются также результатом плохо вымытых рук. Многие люди попадают в больницы по своей халатности, а именно, забывая перед едой вымыть руки.

Для чего нужно мыть руки
Вопрос гигиены рук остро стоит особенно в детских учреждениях, предприятиях общественного питания. К работникам этих заведений предъявляются повышенные требования. Ведь здоровье сотни детей во многом зависит от того, как сотрудники соблюдают правила гигиены рук.
Множество людей смогли избежать заболеваний во время эпидемий только потому, что регулярно мыли руки.

Для того, чтобы не забыть вымыть руки, не обязательно ставить напоминание на мобильном телефоне. Старайтесь, чтобы данный процесс был естественным, без ненужных напоминаний. Прививайте детям с малолетства правила гигиены рук, чтобы ребенок всегда, перед тем как сесть за стол, тщательно мыл руки.

Навыки правильной гигиены рук у детей
В школе ребенок проводит немалую часть времени. Часть школ оборудованы всем необходимым для того, чтобы ученики содержали руки в чистоте. В этих учебных заведениях при входе в столовую расположен ряд умывальников и электрических полотенец, где каждый ребенок может помыть руки перед едой. К сожалению, есть и такие учебные заведения, где учащиеся садятся за стол, не помыв руки, по причине неудовлетворительного технического обеспечения школы.

Как обучить навыкам правильной гигиены рук
Для этого следует пошагово объяснять весь процесс, а именно сделать следующее:
1. Закатать повыше рукава;
2. Намочить руки под струей воды;
3. Взять в руки мыло и намылить их;
4. Тщательно потереть руку об руку;
5. Образовавшуюся пену смыть под большим количеством воды;
6. Посмотреть, качественно ли вымыты руки;
7. Промокнуть руки чистым и сухим полотенцем.

Практически каждый ребенок знает эти не сложные правила, но часть пунктов постоянно упускаются из вида. Подобные процессы - намыливание рук и их вытирание, осуществляется детьми всегда наспех.

Гигиена рук - процесс обучения
Процесс обучения должен вестись последовательно, желательно с самого раннего детства. Моя малышу ручки приговаривайте, что вы делаете. Ребенок со временем поймет пользу гигиены рук.

Когда малыш начинает сам стоять, именно в этот момент надлежит научить его правильно мыть руки, помогая ему в сложных ситуациях.

В возрасте двух лет ребенок уже сам может помыть себе руки. Когда малыш моет руки, находитесь рядом и наблюдайте за процессом. При необходимости, помогите ребенку намылить ручки, указывая на его ошибки.

В три года ребенок может уже вполне самостоятельно мыть руки без ваших бдительных проверок. Контролировать процесс мытья рук в этом возрасте достаточно всего лишь время от времени.

В обязанности родителей входит не только научить малыша правильно мыть руки, но и объяснить всю важность гигиены рук. Не пугайте ребенка страшными историями о монстрах, которые сидят у него на руках, и если не помыть руки перед едой так они попадут к нему в живот, и он будет сильно болеть.

Дети на много умнее нежели думают о них взрослые и быстро делают свои собственные выводы. Если хотя бы разок, ребенок покушает не помыв руки и с ним ничего не произойдет, он решит, что это выдуманная история и мыть руки совсем не обязательно.

Для ребенка мытье рук должно стать естественным процессом, как причесывание, одевание и т.д. Каждый раз после посещения туалета, игры, прогулки, напоминайте ребенку, что необходимо помыть руки. Показывайте на личном примере, что мытье рук это важный и нужный процесс.

Всем нам нравится красиво одеваться, быть опрятными и аккуратными, чтобы внешний вид ни в коем случае не испортил нашу репутацию. А так ли тщательно Вы подходите к чистоте Вашей кожи? Если Вы подумали, что сейчас речь пойдет о необходимости регулярного мытья тела, то не совсем правы. Хочется обсудить вопрос регулярного мытья рук , потому что от того, насколько тщательно Вы подходите к вопросу гигиены зависит во многом общее состояние Вашего здоровья.

Заболевания от грязных рук

Существует множество заболеваний, которых можно избежать, если вовремя помыть руки (или хотя бы протереть влажной дезинфицирующей салфеткой). Одно из таких заболеваний в простонародье называется «болезнью грязных рук», а в медицине – дизентерией. Брюшной тиф, гепатит, холера – все эти болезни также являются результатом плохого мытья рук. Множество людей попадают в больницы именно из-за своей халатности, забывая вовремя помыть руки перед приемом пищи.

Почему нужно мыть руки

Вопрос гигиены не может быть проблемой одного человека. Помимо его желания он может стать распространителем тяжелых заболеваний в кругу семьи, близкие и родные находятся вблизи «грязнули» в опасности. Кишечные инфекции способны поразить сразу все семейство, а не одного человека. Вопрос гигиены рук стоит особо остро в предприятиях общественного питания, детских учреждениях. К работникам данных заведений применяются повышенные требования, ведь от того насколько сотрудники соблюдают правила мытья рук во многом зависит здоровье сотни детей.

Во время эпидемий множество людей избежали заболеваний именно потому, что вовремя и регулярно мыли руки. Нам известны достоверные сведения относительно того, какое эффект производит на микробов простое действие – мытье рук. Только представьте себе, что микробы погибают в течение 10 минут, если их поместить на чистую кожу рук. А теперь внимание тем, кто не любит мыть руки! Микробы на коже грязных рук сохраняются и продолжают жить в 95% из всех случаев.

Не нужно ставить себе напоминание на мобильном телефоне для того, чтобы не забыть помыть руки. Постарайтесь сделать так, чтобы этот процесс был естественным, без лишних напоминаний. Выработайте у себя и своих близких привычку, навык. Если у Вас в семье растет ребенок, постарайтесь привить ему с малолетства навыки личной гигиены рук и объясните, что перед тем как сесть за стол необходимо тщательно вымыть руки.

Гигиена рук у детей: навыки правильной гигиены рук

Давайте выясним, как обстоят дела с гигиеной в наших школах. Здесь ребенок проводит большую часть времени, зачастую даже больше чем в кругу семьи. Если посмотреть на возможности, которыми располагают учебные заведения, то картина вырисовывается весьма интересная. Часть школ имеет все необходимые условия для того чтобы дети содержали свои руки в чистоте. В таких учебных заведениях на входе в столовую стоит ряд умывальников и электрических полотенец, здесь каждый учащийся имеет возможность помыть руки перед едой. Но есть и другие учебные заведения, где дети садятся за стол с грязными руками по причине плохого технического обеспечения школы. В таких школах столовая располагает всего 1-2 умывальниками на несколько классов, о мыле и полотенцах здесь и речи не идет.

Если в детском саду детей обучили мыть руки перед едой, то в школе эти навыки будут утеряны безвозвратно. В данном случае государственным учреждениям, а также органам, контролирующим работу учебных учреждений, стоит позаботиться о детях заранее, а не решать проблему тогда, когда будет уже поздно и случится эпидемия кишечных заболеваний.


Точно такая же картина обстоит и с базами отдыха, где дети проводят свои летние каникулы. Плохое техническое обеспечение, безалаберность, а иногда и халатность сотрудников создают все предпосылки для роста числа кишечных заболеваний.

Как обучить и привить навыки правильной гигиены рук

Как обучить и привить навыки правильной гигиены рук ? Следует пошагово объяснить весь процесс, для этого приведем пример того, как правильно вымыть руки. Необходимо сделать следующее:

Как правильно мыть руки

  • Повыше закатать рукава;
  • Подставить руки под струю воды и намочить их;
  • Взять мыло в руки и намылить их до появления пены;
  • Потереть руку об руку;
  • Смыть большим количеством воды пену;
  • Проверить то, насколько качественно вымыты руки;
  • Обмакнуть сухим и чистым полотенцем;
  • Прижать руки к щекам тыльной стороной для проверки сухости ладоней.

Многие дети знают об этих правилах, но часть пунктов все же упускают из вида. Такие процессы, как - намыливание, вытирание рук осуществляется детьми без особой тщательности, наспех.

Процесс обучения гигиене рук

Процесс обучения гигиене рук должен вестись последовательно, начиная с самого раннего детства. Годовалый малыш уже должен иметь сложившееся представление о пользе воды, мыла и чистоте. Умывая малыша, моя ему руки, нужно проговаривать то, что Вы делаете. Ребенок помимо своей воли поймет всю пользу гигиены рук.


По достижении малыша годовалого возраста он сам в состоянии стоять и в этот момент необходимо научить его мыть правильно руки, при этом родители помогают в тех ситуациях, когда ему сложно.

После двух лет ребенок будет уже сам в состоянии помыть себе руки. При мытье рук нужно находиться рядом с малышом и следить за процессом, при необходимости помогая помыть руки мылом в труднодоступных для него местах (тыльная сторона ладони и запястья). Когда ребенку исполнилось три года можно контроль и родительскую бдительность ослабить, пусть малыш самостоятельно занимается мытьем рук. Время от времени достаточно проверять его успехи.

Важно не только научить мыть руки малыша, но и сделать так, чтобы он сам задумался о всей важности процесса гигиены. Не стоит ребенка пугать страшными историями о том, что он может заболеть, если пропустит один раз мытье рук. Дети умнее взрослых и они делают быстро свои собственные выводы. После того как ребенок один раз не сходит помыть руки и не заболеет, он решит, что все эти истории выдуманные и мыть руки вовсе не обязательно.

Мытье рук должно быть также естественно для ребенка, как все то, что он выполняет ежедневно (одевание, причесывание и т.д.). Напоминайте каждый раз после игры, прогулки, посещения туалета, что необходимо зайти в ванную комнату и помыть руки. Помимо всего прочего скажите ребенку, что некрасиво ходить с грязными руками. Показывайте на своем примере, что мыть руки нужно и важно.



Статьи по теме: