Когда во франции начинается учебный год. Особенности системы образования во Франции


1. С учителем можно спорить. Конечно, переходить на личности никто ученику не позволит, но если ученик считает, что учитель не прав или же несправедлив по отношению к учащимся, то можно смело высказаться и не бояться быть впоследствии затравленным. Но у каждого правила всегда есть исключения.

2. Более того, ученики могут поменять учителя! Если весь класс недоволен методикой преподавания, то дети могут написать петицию директору с просьбой заменить учителя. И его заменят. И, что самое важное, без последствий.

3. П оведение влияет на оценки. Если при сдаче БАКа (аналога нашего ЕГЭ) выходит так, что оценка стоит на перепутье, то комиссия тщательно изучает досье и, в зависимости от его содержимого, может прибавить несколько сотых к оценке. При поступлении в университет у лицеиста также просят табель о поведении во время двух последних лет учебы.

4. Вас не могут исключить из последнего класса. Экзамены у французов растянуты на два года, поэтому учеников последнего класса лицей исключить не может даже в случае постоянных прогулов, хамства и прочих гадостей (во всяком случае, для этого нужно очень хорошо постараться). Казалось бы, жизнь - малина! Но вспоминая предыдущий пункт, мы понимаем, как хитро французы расставили силки.

5. Ученика, пойманного при попытке списать на БАКе, отстраняют от сдачи экзаменов на 5 лет. Со списыванием у французов вообще очень строго. Если учитель заметил, что учащийся пользуется телефоном во время урока, то средство связи конфискуют минимум на 24 часа (!). Забрать могут только родители.

6. Во Франции действительно запрещено задавать домашнее задание. Всё объясняется плотным школьным расписанием и толерантностью к далеко живущим ученикам. На самом деле домашнее задание есть, но редко когда оно бывает объемным, чаще всего это 1-3 упражнения, заданные на неделю вперед.

7. Ответ не всегда красивый. В математике мы привыкли получать в ответе красивое число: 1, 0 или же аккуратную дробь. В обратном случае большая часть учеников остановится и перепроверит всё еще раз, так как "быть такого не может". Французы же при составлении учебников вовсе не задумываются об ответах - выйти может что угодно. Даже 4,13679.

8. Перемен в школе нет. В день есть две большие перемены по 15 минут - в 10 и в 15 часов. А так между уроками официально прописаны лишь пять минут отдыха, которые, по сути дела, тратятся на переход от кабинета к кабинету.

9. Длинный учебный день. Как бы страшно это не звучало, но в старших классах дети нередко учатся с 8 до 18 с единственным часовым перерывом на обед да теми небольшими перерывами-пятиминутками между уроками.

10. 30 минут до школы - невыразимая даль. Нам это покажется смешным - многие возят своих детей в школу и по три, и по четыре часа кряду в один конец. Для французов это покажется нелепым и ужасным. Семьи, живущие в 30 минутах езды от школы, чаще всего записывают своих детей в интернат, так как ездить далеко и долго.

В этом «О!» убедился благодаря рассказам родителей со всего мира. Сегодня мы отправляемся во Францию, чтобы узнать, как устроены детские садики и школы в этой стране.

Меня зовут Катя, у меня трое детей: старшей Нине 12, а близнецам Егору и Зосиме скоро 6 лет. Мы живем во Франции.

Что такое «родительские ясли»

Мои дети учатся в обычной государственной школе, которая состоит из нескольких ступеней. Государство во Франции обеспечивает детям школьное образование, начиная с 3 лет. До этого, если очень повезет, можно попасть в обычные ясли, куда берут детей с месячного возраста. Яслей много, но они все переполнены, в них надо записываться с 12 недель беременности и раз в неделю звонить директору и объяснять, почему ясли нужны именно тебе (не с кем оставить ребенка, работа далеко от дома, по обстоятельствам).

Обычные ясли хороши тем, что плата в них зависит от дохода семьи, поэтому это по карману всем. Помимо обычных яслей, есть вариант «родительских яслей», то есть заведения, созданного и управляемого кооперативом родителей. В такие ясли ходила моя старшая дочь. Конкретно это значит, что у каждой семьи есть свои обязанности. Кто-то директор, кто-то казначей, кто-то ответственный за закупки продовольствия, за персонал, за организацию праздников, за починку инвентаря. Помимо обязанностей, каждая семья раз в неделю по полдня помогает воспитательницам.

Раз в месяц родители посещают собрание, где каждый докладывает, как обстоят дела в его зоне ответственности. У нас собрания были довольно приятными посиделками с бутылкой вина, только заканчивались часто за полночь, и для меня раз в месяц это было очень тяжело. Но для коммуникативных людей со свободным графиком работы и для тех, кто хочет обжиться и познакомиться с людьми в чужой стране — это вполне хороший вариант. Начиная с 3 лет, государство обязано обеспечить место в «материнской школе» (так во Франции называют детский сад) каждому ребенку. В детский сад ходить вовсе не обязательно, но если записался — придется делать это регулярно.

Как устроена школа

Обязательная школа во Франции начинается с 6 лет — это подготовительный класс, первый и второй начальные классы, первый и второй средние классы. Затем дети получают неполное четырехлетнее среднее образование — колледж и еще три года лицея. А заканчивается все это экзаменом на степень бакалавра, с которого, кстати, скопировали ЕГЭ. Учебный год начинается в первых числах сентября и заканчивается в первых числах июля. Летние каникулы длятся два месяца, июль и август. Есть ноябрьские, рождественские, зимние (февральские) и пасхальные каникулы, каждые по две недели. В общей сложности получаются те же 4 месяца каникул, что и в России, но распределены они, по-моему, более удачно.

Как проходит день в школе

В начальной школе учебный день начинается в 8:30 или в 9:00. Если родители работают с раннего утра, детей часто можно привести с 7 утра в особую группу. Основные занятия заканчиваются в 16:30 или раньше, но дальше можно оставить ребенка на продленку до 18:30. Начиная со средней школы, первый урок начинается в 8 утра, но он бывает не каждый день. В некоторые дни ребенок может идти в школу к 9 или даже к 10 часам. Заканчиваются занятия в 16−17 часов.

В обычном классе может быть до 30 человек. Но во Франции есть такое понятие как «зона преимущественного образования», так называемый ЗЕП. В школах, относящихся к зоне, учатся в основном дети из неимущих семей, эмигрантов, которым учеба дается гораздо тяжелее. В ЗЕПах в классе не может быть больше 26 учеников.

В начальной школе дети начинают с занятий, затем у них довольно большая перемена (около часа), в которую они , если нет дождя, затем обед и после него еще час или два занятий. В первый год детского сада дети обязательно спят днем после обеда, второй год могут спать по желанию, на матрасиках или на подушке, принесенной из дома. На третий год это просто час чтения книги, тихого разговора. В начальной школе у детей один раз в неделю бассейн и еще один раз — занятия спортом на стадионе.

В средней школе, как и в России, есть школьное расписание, разные предметы и учителя. Предметов в целом меньше, так как — это один предмет, как и история-география, и так до конца школы. Нет отдельного предмета «литература», есть только «французский язык», на котором изучают и литературу, и язык, что довольно плачевно, учитывая уровень грамотности молодежи.

В расписании в средней школе могут быть «дыры», в которые дети либо идут в библиотеку, либо в специально отведенный для этого класс, где под надзором куратора можно сделать домашнее задание или задание, оставленное учителем, который по какой-либо причине пропускает занятие. В этот класс ученика могут отправить также, если он опоздал на урок или в качестве наказания за плохое поведение.

Что в школе на обед

В материнских и начальных школах предусмотрено двухразовое питание — обед и полдник, стоимость которого зависит от доходов семьи, остальное доплачивает государство. Но дети не обязаны питаться в школе: многих родители забирают на обед домой и приводят затем обратно. То же с полдником: многие уходят домой до него. На обед бывает закуска, основное блюдо и десерт, но редко где все это готовится на месте, в основном только разогревается, поэтому и качество не слишком высокое. Полдник в школе — это фрукт/сок+булочка/хлеб с вареньем+йогурт/молоко. При этом школы пытаются регулярно добавлять в меню экологически чистые продукты. Обычно на дверях школы вывешивают меню на неделю или на месяц. Мои дети питаются в школе, и я считаю, что это хороший способ приучить их есть то, что дают, а не только джентльменский набор из пюре, сосисок и шоколадной пасты. У старшей дочери, которая учится в колледже, еда готовится на месте, есть возможность выбрать из нескольких блюд. Она может также пойти пообедать в город.

Как проходит адаптация

В яслях адаптация растягивается на неделю. Первый день приходишь на час и остаешься с ребенком в группе. Второй день оставляешь ребенка в группе одного, но тоже на один час. Третий день оставляешь на полдня, но без обеда, и так далее.

В школе в первый день младшая группа приходит на час позже остальных и проводит там полтора часа, за это время им объясняют, как что работает и кто есть кто. В колледже в первый день ученикам тоже просто рассказывают, что, где и как. Как и в России, у каждого класса есть классный руководитель, он встречает детей в первый день. Для моей дочери первый день в колледже был сплошным кошмаром: классная руководительница миссис Гейнор, чистокровная ирландка, в течение 5 часов вещала им что-то по-английски, и Нина не понимала ни слова… Она вылетела из колледжа пулей и сказала, что в этот класс не вернется никогда.

Поговорили с директором, решили попробовать недельку, потом еще, потом остались. Классная оказалась просто замечательная, поддерживала каждый Нинин шаг, каждый успех. Когда Нина в первый раз выступала в классе со спичем (надо было рассказать про ), миссис Гейнор подняла весь класс, и они ей устроили овацию. Хотя это, наверное, уже не французские, а ирландские школьные традиции.

Про домашнее задание

По идее, вплоть до средней школы никаких домашних заданий у ребенка быть не должно. На практике это не так — уже с подготовительного класса ребенка могут просить написать страницу прописи, выучить стишок. Опять же, по идее, все задания дети должны делать сами. Я помню, в подготовительном классе, в котором дети учатся читать, учительница говорила на собрании: «Не волнуйтесь, все дети в этом году, и совершенно без всяких усилий с вашей стороны. Кто-то в ноябре, кто-то в марте, кто-то к лету. Но все обязательно научатся». И научились, как ни странно. Моя старшая дочь самостоятельная, и я в общем никогда ей ни в чем не помогала (кроме первого месяца в английском классе). Но я знаю, что, как и в России, есть родители, которые проводят с детьми целые вечера за уроками.

В чем главное отличие

В отличие от России, общая атмосфера гораздо более теплая, и это приятно. На входе в школу детей встречает директор и со всеми здоровается по имени. Такое впечатление, что к каждому ребенку более личностный, персональный подход. Родители тоже друг с другом здороваются, даже если не знакомы, поэтому и знакомство завязать несложно. Дети чаще и раньше начинают ходить друг к другу в гости, в том числе с ночевкой, чуть ли не с детского сада. Родители оказывают друг другу небольшие услуги — забрать ребенка из школы, если один задержался на работе, взять его домой и покормить, если в школе забастовка и нет обеда. Вообще дети здесь гораздо чаще любят школу и ходят в нее с удовольствием. Здорово, что есть занятия бассейном, есть большая перемена до обеда, когда дети могут побегать на улице.

Образование во Франции направлено не на то, чтобы наполнить ребенка теоретическими знаниями, а скорее на то, чтобы научить его ориентироваться в окружающем мире. Это особенно заметно в начальной школе, где не только счет, чтение, письмо, но и знакомство с географией, историей, социологией, биологией, физикой и химией. Причем это не абстрактные знания, а очень конкретные.

С младшей группы детского сада детей учат писать и узнавать свое имя, учат гигиене, правильному питанию, утилизации отходов, учат социальному поведению, учат говорить и рассказывать, слушать других. Даже малыши знают, что девочка от мальчика отличается не длиной волос и не платьем, что меня поразило в свое время. В самых младших классах на географии дети рисуют план своего квартала, им рассказывают о поведении на улице, как вести себя в экстренной ситуации, о том, как устроено общество и государство. На всех уроках детям постарше дают примеры из жизни — отрывки из газет, бюллетени, графики, статистические планы и так далее.

Здесь вообще в культуре нет такого зацикливания на ребенке, как в России или в США, и мне кажется, это правильно. Утром дети идут в школу, родители на работу, все заняты своими делами. Вечером все с работы переключаются на общение, на игры, совместные приятные занятия. Я вспоминаю с ужасом тот год, который мы провели в России. Нина возвращалась из школы в час дня, ей надо было приготовить обед. Таким образом, утром я могла поработать всего пару часов. Потом она ныла и слонялась по квартире, пока я пыталась срочно закончить работу, на 100% ощущая себя дурной матерью, которая даже погулять ребенка опять не вывела.

Не хватает энциклопедических знаний

Мне не хватает энциклопедичности гуманитарных знаний, которая есть в нашей школе. У нас в ребенка загружают определенный пакет знаний: «культурный багаж». Можно спорить о том, насколько он полон и насколько в него входит именно то, что необходимо знать культурному человеку, но он есть. Во Франции ребенка учат, как найти и узнать то, что ему нужно, но никакого обязательного пакета нет. Его учат анализировать историческое событие, работать с источниками и контекстом, видеть не только большую историю (короли+войны), но и малую (чем люди питались, как жили), но они не изучают историю линейно, от Адама до Потсдама, как мы, и чаще не имеют никакого представления о том, что было до Французской революции. Детей учат анализировать литературное произведение, и это страшно интересно, но нет такого набора произведений, которые они должны прочитать. И поскольку всем детям сейчас все труднее читать классику и толстые книги, во Франции дети в школе совсем не проходят многих важных для французской литературы писателей, а читают то, что полегче и покороче. Мы пытаемся заставить дочку читать сложные книги, но это очень непросто! Как бы мне хотелось бы скрестить опыт Франции и России в этой области и найти золотую середину.

Текст: Катя Пичугина

Фото: Bosnian/Photographee.eu/Pressmaster/Africa Studio/Jack Frog/PR Image Factory/Shutterstock.com

Современное школьное образование Франции – вещь обязательная. Никаких «хочу», «не хочу» - все дети с шести до шестнадцати лет должны ходить в школу! Французская система школьного образования состоит из двенадцати классов и построена так, что ученики, как по пьедесталу почета, взбираются от одиннадцатого класса к первому. А после первого класса – финальный выпускной класс красиво завершает поход за знаниями. Стандарты школьного образования во Франции являются неизменными вот уже почти сто пятьдесят лет, главные их принципы:

- Образование обязательное . Данным пунктом гарантируется доступ к образованию детям из неблагополучных и проблемных семей. Независимо от взглядов родителей ребенок получит школьное образование, ибо родители обязаны ему его обеспечить.

- Образование светское . То есть религиозная составляющая полностью исключена из школьных программ. Тем самым, дети из семей различных религиозных конфессий находятся в одинаковых условиях. Если родители желают дать своему чаду религиозное образование, они могут записать его в воскресные школы при церквях или синагогах.

- Образование совместное . Дети обоих полов учатся в одних классах, по одним школьным программам. Никаких исключений для лиц, чьи религиозные или политические взгляды не совпадают с этим принципом, не предусмотрено. Школьное образование во Франции построено по принципу гендерной равности.

Эти принципы ярко выражают суть школьного образования Франции – равенство. Каждый ребенок, независимо от пола, религии, финансового состояния и различных взглядов своих родителей имеет право получить и в обязательном порядке получит базовое образование. При этом малейшая дискриминация по каким-либо признакам полностью исключена. Дети разных национальностей, вероисповеданий, рас, полов приобретают в школе одинаковые знания и имеют равные права.

Школьное образование Франции: путешествие во взрослую жизнь

В целом, французское школьное образование занимает тринадцать лет. Первые два класса относятся к необязательному дошкольному образованию, но они являются весьма важными для подготовки к «большой школе», поэтому практически никто из родителей не игнорирует данный этап.

По своей структуре заметно отличается от привычной школы в понимании жителей постсоветского пространства. Образование детей школьного возраста разделено на несколько ступеней, каждая из которых является самостоятельной единицей.

Уровни школьного образования

1. Материнская школа или дошкольное образование – до шести лет (не является обязательным)

2. Начальная школа – с шести до одиннадцати лет

3. Первый цикл средней школы – колледж

4. Второй цикл средней школы – лицей

Начальное школьное образование Франции состоит из пяти классов и имеет общую программу, без разделения по уровню знаний и уклона в ту или иную специализацию (гуманитарная, математическая). Дети изучают французский язык, математику, познают мир, художественно развиваются, учатся жить вместе – предметы именно этой направленности входят в начальное школьное образование. Поскольку отсчет классов идет в обратном направлении, программы школьного образования начальной школы поделены на следующие курсы:

1) 11-й класс – подготовительный

2) 10-й класс – начальный, первый год

3) 9-й класс – начальный, второй год

4) 8-й класс – средний, первый год

5) 7-й класс – средний, второй год

Домашние задания в начальной школе на официальном уровне под запретом, но на практике этот запрет не соблюдается. По окончанию первых пяти классов дети сдают свой первый в жизни экзамен и получают сертификат об окончании начальной школы.

Среднее школьное образование во Франции: колледж

В одиннадцать лет юные французы переходят на следующую ступень своей жизни – они поступают в колледж. Колледж относится к первой из двух частей, на которые разделено среднее школьное образование во Франции. Включает в себя четыре класса, с шестого по третий. И хотя окончание начальной школы завершается сдачей экзамена, в колледж принимают всех детей, независимо от результатов тестирования. Более того, в связи с тем, что колледж входит в систему школьного образования, он является обязательным для посещения всеми детьми соответствующего возраста.

1) 6-й класс – адаптация. Общая программа без специализации, вводится изучение иностранного языка.

2) 5-й класс – первая часть центрального цикла колледжа. Начинается подготовка к выбору специализации. В учебную программу добавляются предметы «химия» и «физика».

3) 4-й класс – вторая часть центрального цикла. Начиная с этого класса в программу входит второй иностранный язык как обязательный к изучению и латынь в качестве факультатива.

4) 3-й класс – профессиональная ориентация. В четырнадцать лет школьное образование Франции предоставляет подросткам сделать выбор, по какому из трех направлений они будут продолжать свое обучение: общее, техническое, профессиональное. Для желающих предоставляется возможность изучить древнегреческий язык или модульный пакет «Профессиональная жизнь. Введение».

Как и после первой ступени школьного образования, окончание колледжа сопровождается сдачей государственного экзамена и выдачей национального сертификата.

Но этим обязательное школьное образование не заканчивается. Окончательный вердикт о том, где ученик продолжит школьное образование, принимает совет класса, но на основании консультаций со школьником и его родителями. А если по какой-то причине принятое решение не устраивает сторону ученика, родители имеют право такое постановление оспорить.

Среднее школьное образование во Франции: лицей

Закончив колледж, по итогам его окончания подростки продолжают обучение по одному из таких направлений:

 2-й класс общего лицея

 2-й класс технологического лицея

 Профессиональный лицей, окончание которого дает молодому человеку профессию и сертификат о профпригодности.

Профессиональный лицей в половине случаев является точкой в общем образовании молодого француза, который заканчивает свое школьное образование именно этим учебным заведением. Профессиональные лицеи имеют укороченную программу из двух курсов. Молодые люди получают рабочую профессию и имеют право завершить свое обучение. Диплом профессионального лицея не дает право на поступление в университет. Чтобы получить доступ к экзамену на бакалавра, нужно пройти дополнительный подготовительный класс.

Целью же общеобразовательных и технологических лицеев является именно подготовка к экзамену на статус бакалавра. Цикл обучения в них – три года:

2-й класс – по традиции, нейтральный

1-й класс – с углубленной специализацией. Программа очень обширная, школьники выбирают те предметы, которые соответствуют их личным способностям и/или интересам. В конце первого класса сдается обязательный тест по французскому языку, результаты которого будут учтены через год, во время экзамена на степень бакалавра.

Выпускной класс – заканчивает школьное образование во Франции. Главная его цель – подготовить учащихся к сдаче экзамена бакалавра.

Во Франции нет аттестатов о среднем образовании единого образца. В зависимости от специализации, выпускники общеобразовательных лицеев получают аттестаты одного из трех видов:

 Литературной ориентации

 Ориентации на естественные науки

 Экономической ориентации

Кроме того, аттестаты со специализацией на естественных науках, разделены на специализации более узкой направленности:

Сфера услуг

Промышленные технологии

Медико-социальная

Лабораторные технологии

Лицеи технологические готовят технологических бакалавров и дают право на продолжение обучения по той специальности, к которой и готовил технологический лицей. Такое обучение подходит тем молодым людям, которые уже в четырнадцать лет четко определились насчет своей будущей профессии.

В целом же, школьное образование во Франции имеет довольно сложную структуру, но направлено на раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Школьное образование во Франции: регламент

Учебный год французских школьников начинается в сентябре, но конкретную дату начала занятий каждая школа определяет самостоятельно. От этого будет зависеть, когда уходить на летние каникулы, которые во Франции длятся не три, а два месяца и начинаются в июле. Конкретной даты тоже нет, все определяется сроками начала занятий в сентябре.

Выходными днями в школах Франции являются воскресенье и среда. Почему выходной именно среда? Это связано со старой традицией французов посвящать среду религиозному воспитанию своих отпрысков. Традиция утрачена, а выходной остался.

Начальное школьное образование включает в себя 24 учебных часа в неделю и разбито на два дневных блока по три часа: с 9:00 по 12:00 и с 14:00 по 17:00. В средней школе 27 учебных часов, есть еще и субботний утренний блок, но многие школы все чаще отказываются от него, распределив субботние часы на четыре оставшихся учебных дня. Во время обеденного перерыва дети могут сходить домой или поиграть на школьной площадке и покушать в школьной столовой.

Кроме государственных, во Франции имеется большое количество частных школ. Примерно 17% от общего количества учащихся обучаются в частных учебных заведениях, программа в которых может быть сходна с муниципальными школами, но может быть и разработана собственная. Государственное школьное образование во Франции является бесплатным, учебники тоже оплачиваются из бюджета страны. Но канцелярские принадлежности родители обязаны покупать самостоятельно, также в их обязанности входит оплата школьных экскурсий.

Вконтакте

Одноклассники

Среднее образование во Франции состоит из нескольких этапов: школа, колледж и лицей. Обучение длится 11 лет, но отсчет начинается наоборот, от большего к меньшему, т.е. с 11 класса и до самого старшего 1 класса. До 6 класса дети хотят в школу, а с 6 переходят в колледж, а со второго в лицей. Школы бывают частные и государственные. Чтобы поступить в государственную, нужно сдавать тест по французскому языку, а также иметь либо документы на жилье в собственности, либо договор аренды жилья, так как школы распределяются муниципалитетом по адресу проживания. Мы же решили отдать ребенка в частный колледж, благо стоит это во Франции недорого – всего 30-35 евро в месяц. Занятия в колледжах проходят пять раз в неделю с 8 до 15-40, с перерывом с 12 до 14, а в среду всего с 8 до 12.Во Франции предпочтение отдается гуманитарным наукам, порой складывается впечатление, что ребенок учится на филфаке. В школе дети изучают английский, затем в колледже с 6-го класса добавляется китайский, с 5-го начинается латинский, греческий и немецкий, а в конце еще и испанский или итальянский. Казалось бы, после такого обучения, дети должны стать просто полиглотами, но на практике они не знают толком даже английский. Во время тестов по английскому весь класс дружно списывает у моего сына. Их знания английского сын оценивает, как уровень его детского сада. С китайским еще веселее — за полгода занятий по 2 часа в неделю, дети смогли осилить только слово «Привет». Видимо французские языковые методики оставляют желать лучшего.
Немалое значение в колледже имеет физкультура и спорт. Кроме учебных занятий, дети занимаются спортом еще во время двухчасового перерыва, когда можно играть в футбол или пинг-понг. Еще есть секции гандбола, волейбола, но они проходят уже после основных занятий. А вот с внешкольными спортивными секциями во Франции, на мой взгляд, слабовато. Хотя инфраструктура для этого просто великолепная: огромное количество стадионов с прекрасным оборудованием и отличными футбольными полями с натуральным покрытием, благо климатические условия это позволяют.
При этом они всегда пустуют, только на одном проводятся занятия по регби, остальные поля жители используют для выгула собак. Чем вызвано столь нерациональное использование дорогостоящей инфраструктуры, не ясно. Возможно, француженки не мечтают сделать из своих детей Аршавина или Кабаеву и на секции их не водят, поэтому группы попросту не набираются.

Остальные предметы 6 класса совпадают с российской школой: математика, биология, история, объединенная с географией, технология, музыка, изо. ОБЖ нет, зато есть предмет катехизация, который ведет католический священник.

Есть и бытовые различия. Например, гардероба во французской школе нет, дети проходят в класс прямо в верхней одежде и без «сменки». Зато при входе есть локеры, в которых можно хранить учебники, чтобы не таскать их туда-сюда из дома. Перемен практически нет, кроме двухчасового перерыва, между уроками есть лишь пара минут, чтобы перейти из класса в класс.
Школьная библиотека не несет в себе простую функцию хранилища книг, а является тусовочным местом, где можно не только почитать, но и поболтать, посмотреть кино. Телефонами в школе пользоваться строго-настрого запрещено, даже во время перерыва.

Во время двухчасового перерыва детям предлагается обед в виде шведского стола, правда почему-то без супа. Вероятно, французские диетологи, в отличии от российских, не считают суп необходимым атрибутом детского меню.
Стоит это удовольствие 6 евро, но те, кто живут неподалеку, могут ходить обедать домой.
На мой взгляд, во французской школе не продумана система ожидания. До начала звонка двери в школу заперты, и дети носятся по школьному двору или стоят при любой погоде, даже в холод и дождь.
Та же ситуация после занятий — из помещения школы их сразу же выгоняют, поэтому дети, в ожидании родителей, стоят на улице, причем скамеек в школьном дворе почему-то нет. Похожая ситуация в музыкальной школе, туда хоть и пускают, но дети ждут занятий в коридоре сидя прямо на полу.
Из внеклассных мероприятий бывают походы в театр, музеи, поездки за город. Бывают и более длительные путешествия по Европе: в Испанию, Германию, Англию.



Статьи по теме: