В чем разница между вагонкой и евровагонкой. Чем отличается евровагонка от вагонки штиль? Размеры евровагонки деревянной

В статье мы расскажем, как выбрать вагонку для дома, какую вагонку выбрать, поговорим о видах, характеристиках и сортах вагонки. Технология изготовления вагонки , преимущества и способы укладки.

Наиболее удачным и экономически выгодным решением для обшивки внутренних стен строительных конструкций можно назвать вагонку. Мы рассмотрим все типы этого уникального покрытия, а также особенности подбора материалов и непосредственно монтажа. Отметим также, что на рынке представлено множество материалов для "сухой обшивки", однако дерево - это классика, которая будет прекрасно смотреться в помещении с практически любым стилем, а также обеспечит ему экологическую безопасность. Итак, поговорим как выбрать вагонку , а также какую вагонку выбрать , дабы избежать покупки материала низкого качества.

Что представляет собой вагонка?

Заводы, занимающиеся производством строительной древесины, помимо классического бруса, бревен и досок изготавливают и «профилированный погонаж», к которому относится вагонка. Она представляет собой обрезанную доску толщиной от 7 до 20 мм со строганной поверхностью, используемую для обшивки стен помещений. Средняя ширина одной планки составляет от 90 до 150 мм, что позволяет применять вагонку в самых нестандартных комнатах.

Весь современный профилированный погонаж имеет две отличительные черты: наличие паза и гребня на каждой ламели, что облегчает процесс обшивки. Поэтому вагонкой могут называть панели из пластика, МДФ и даже алюминия, однако изначально это имя получили облицовочные материалы из древесины различных сортов. Наиболее распространена в России виды вагонки из сосны, дуба, лиственницы, ольхи и липы.

Как изготавливается вагонка?

Предварительно подготовленное бревно опускают на обрезную доску, где выполняется поперечный распил. Элитные сорта вагонки изготавливаются методом радиальной распиловки, благодаря чему они имеют одинаковую текстуру, тон, геометрическую стабильность и повышенную прочность. Вагонка обоих типов поступает в сушильные камеры, где содержится при высокой температуре в течение 8-12 дней. Благодаря воздействию жара заготовки становятся легче, прочнее, а их устойчивость к различным видам грибка повышается в разы. В процессе сушки влажность досок доводят до показателя в 8-10%, а после она может немного повыситься из-за воздействия внешних факторов, но не больше, чем до 15%.

На третьем этапе производится строжка, в процессе которой станки с фрезами, работающими сразу с четырех сторон, создают профиль изделия, формируют лицевую поверхность вагонки, нарезают гребень и паз. Продольные пазы нарезаются на тыльной стороне, выступающие в качестве компенсаторов температурного расширения, а также необходимые для отвода влаги и вентиляции задней поверхности вагонки.

После этого изделия торцуются и сортируются - в зависимости от дефектов (см. дефекты досок), их делят на несколько штабелей. Некоторые производители ещё и вырезают из поврежденных панелей дефектные участки, чтобы получить продукт высшего сорта. Именно поэтому в продаже бывает вагонка даже с длиной 30 сантиметров. Длинные панели идут на облицовку потолков и стен, тогда как короткие используют для подшивки небольших элементов конструкции.

Для поддержания невысокой влажности изделий их принято паковать в термоусадочную пленку, формируя таким образом пачки по 8-9 ламелей. Чтобы обеспечить вентиляцию, торцы такой упаковки не закрывают.

Преимущества классической вагонки

Перво-наперво следует отметить позитивные качества самой древесины: хорошая тепло- и звукоизоляция; малый коэффициент температурного расширения; высокая степень пластичности.

У самой вагонки преимуществ ещё больше, во многом благодаря её конфигурации. На массу обшивки позитивно влияет штучный характер изделий, минимальная ширина и толщина отдельных ламелей, в результате чего с монтажом вагонки легко справится и один мастер. Из-за небольшого веса нет перегруза несущих конструкций здания, поэтому не нужно дополнительно укреплять фундамент.

Ламели состыковываются на глубину 5-8 мм, благодаря чему можно собрать обшивку, в которой нет щелей-стыков. Более того, при температурных перепадах они тоже не появляются. Именно поэтому вагонку нередко используют для обшивки бань, а также в зданиях без отопления.

Свободное крепление - ещё одно неоспоримое достоинство вагонки, в процессе которого панели фиксируются с помощью кляймеров, прижимающих нижнюю полку замка к основе. Это гарантирует беспрепятственное расширение каждого элемента обшивки по всей длине, в результате чего на поверхности не образуется щелей, деформаций и трещин. Все элементы крепления при этом скрыты - каждый металлический кляймер перекрывается следующей панелью, поэтому в финишных работах нет необходимости.

Итак, какая вагонка лучше ? Так как изготовить вагонку можно из древесины любого сорта, а каждый из них в свою очередь имеет свои преимущества и недостатки, вполне логично, что ламели из разных пород дерева отличаются друг от друга как внешними качествами, так и техническими характеристиками. Так как вопрос эстетики очень субъективный, лучше затронуть второй аспект, с помощью которого можно подобрать вагонку, оптимальную для конкретных условий.

Наиболее радикальны различия между панелями, изготовленными из хвойных и лиственных деревьев. В вагонке, изготовленной из сосны, ели и других хвойных пород, содержится много смол и эфирных масел, исключающих образование грибка. В свою очередь, вагонка из сосны имеет красивую текстуру, легко обрабатывается и служит долго. Еловые изделия имеет высокие теплоизоляционные характеристики, однако может продолжительное время выделять смолу при высокой температуре, поэтому для облицовки в банях используется редко. Правда, можно выбрать обессмоленную вагонку.

В России для отделки бань и саун используют ольховую, липовую и лиственничную вагонку, так как эта древесина после обработки вообще не выделяет смол. Несмотря на то, что эти породы менее долговечны, чем сосна, они всё равно популярны благодаря своей высокой пористости, позволяющей вагонке выдерживать очень высокие температуры. Наиболее прочный и дорогой материал, из которого делают вагонку, - дуб. В копеечку влетят и березовые изделия, но они практически не распространены, так как плохо ведут себя во влажных помещениях.

Различные профили вагонки

Существуют изделия с разными профилями сечения, в которых отличаться может форма граней, размер элементов и конфигурация замка, характеры тыльной и лицевой поверхностей. Основное влияние эти факторы оказывают на внешний вид ламелей, однако и сферы применения вагонки с разными профилями отличаются. Например, обычная евровагонка с увеличенным с лицевой стороны "шипом" образует швы. Грани такой ламели могут быть скругленными - такой тип часто используется для бани - и стандартными. На всей евровагонке обязательно есть вентиляционные канавки с тыльной стороны.

Если ламели реализованы без полки-углубления, такая вагонка не образует швов после монтажа. Если при этом у изделия скругленные грани, форма называется «штиль». Классика с угловатой кромкой позволит создать стены, напоминающие на вид натуральный профилированный брус. Если толщина такой вагонки не больше 25 мм, её нередко называют «имитация бруса». Считается оптимальным вариантом для облицовки фасадов зданий.

Ещё один распространенный вид вагонки - двусторонняя вагонка, в которой паз и шип располагаются по центру торцевых граней, а обе плоскости можно использовать в качестве лицевых. Это значит, что в процессе облицовки мастер может выбрать более удачную текстуру или просто поверхность без дефектов. У двусторонней вагонки есть только один, но существенный недостаток: у неё нет вентиляционных канавок, поэтому в помещениях с повышенной влажностью такие ламели монтировать нельзя.

Интересно, что лицевая сторона вагонки далеко не всегда выполнена в виде плоскости. Дорогие изделия иногда подвергаются процедуре фигурного фрезерования, что носит название «ландхаус». При этом, текстура лицевой поверхности может как просто иметь несколько филёнок, так и быть частью сложнейших пространственных решений. Также выпускают вагонку с резьбой, выполненной с помощью горячего тиснения. Наиболее интересны типы изделий «блокхаус» с имитацией сруба и «американку», выполненную под сайдинг.

Сорта вагонки

При изготовлении вагонки производители определяют сортность в соответствии с отечественными ГОСТами или европейскими стандартами DIN. Но сейчас достаточно часто фирмы руководствуются своими критериями в деле определения качества готовой продукции. При этом, вагонка различных уровней качества производится на одном оборудовании, по абсолютно идентичным технологиям. Разделение изделий по классам и сортам происходит уже после процедуры торцевания, непосредственно перед упаковкой и продажей. По наличию трещин и сучков, смоляных карманов, синевы и непрострогов вагонку принято делить на четыре сорта.

Наиболее дорогая и качественная вагонка называется «экстра», «премиум» или просто «безсучковая», её лицевая сторона абсолютно ровная, однако шероховатости и непростроги могут встречаться на тыльной поверхности, равно как и цветовая неравномерность. Вагонка класса «А», в свою очередь, может, помимо прочего, иметь ещё и сучки до сантиметра в диаметре, но не больше одного на метр изделия. Трещины изредка встречаются, однако не сквозные, а незначительные дефекты обработки могут быть только с тыльной стороны.

На вагонке класса «В» иногда встречаются темные сучки, диаметр которых может достигать трети ширины ламели. На изделиях могут быть небольшие сквозные трещины, а также вскрытые карманы и следы сердцевины. Вагонка класса «С» - как правило, всё, что не попало в другие классы из-за качества. На ней могут быть длинные сквозные трещины, синева, выпадающие и сквозные трещины, непростроги с лицевой стороны. Чаще всего используется для черновой облицовки, так как имеет не самые эстетичные внешние характеристики. Может также встретиться и «D»-класс изделий, которому уж точно не место в жилом помещении.

В целом, несмотря на внешние различия, по долговечности даже «премиум» и «С» не слишком отличаются друг от друга. Всё остальное - чистое дело вашего вкуса, так как далеко не каждому нравится идеально гладкая поверхность. Некоторым она может показаться "неживой".

Чем отличается евровагонка от обычной?

Разумеется, вагонка советского образца - та самая, которая и принесла народное название изделиям современного типа, - со своей влажностью 25%, крошечным замком и толщиной 20 мм больше никому не подходит. Её основная проблема заключается в качестве, но и конфигурация советской вагонки оставляет желать лучшего. Именно поэтому первое появление евровагонки в России было своеобразным триумфом: подрядчики, застройщики и простые люди, ремонтирующие свое жилье, начали скупать её тоннами.

Так как вагонка с маркировкой «евро» производится по европейскому стандарту DIN 68-126, который большинство наших производителей до сих пор игнорирует, она отличается от отечественной практически по всем показателям. Шип евровагонки крупнее, чем у обычной, и достигает 8-10 мм в размере, благодаря чему даже во влажных помещений в облицовке не образуются щели. На тыльной стороне такой вагонки всегда есть вентиляционные канавки, а стандартная толщина панелей не превышает 12,5 мм. Но главное преимущество - несколько вариантов профиля, которые предлагают европейцы.

Требования стандарта DIN 68-126 намного жестче, чем у отечественных ГОСТов. Обработка лицевой поверхности ламели в разы лучше, а если на поверхности и есть живые сучки, они дополнительно обработаны. Паз и гребень отлично состыкуются, а евровагонка любого сорта подвергается принудительному высушиванию до 10-15% влажности, благодаря чему исключается появление деформаций на готовой облицовке. Во время сортировки евровагонки по качеству учитываются не только дефекты самой древесины, но и "производственные травмы" изделий.

Как выбрать вагонку оптимального размера?

Для определения длины ламелей нужно обратить внимание на размеры обшиваемой плоскости, чтобы свести отходы в процессе монтажа до минимума. Так как вагонка может быть длиной от 30 сантиметров до 6 метров, а один шаг составляет всего 10 сантиметров, подобрать оптимальный вариант крайне просто. Обратите внимание: торцевание краев может понадобиться даже для самой качественной вагонки.

С шириной изделий определиться тоже просто, ведь, чем они уже, тем стабильнее, так как слишком широкая вагонка больше склонна к деформациям. Иногда для дополнительного декоративного эффекта для облицовки используют ламели различной ширины. Оптимальной толщиной вагонки для помещений считаются европейские 12,5 мм. Если вагонка будет монтироваться на толстый слой утеплителя или же на фасад, лучше приобрести панели потолще - 15-20 мм в самый раз. Такие ламели прочнее и надежнее, но и стоят дороже.

Отдельная тема - вагонка, сращенная по длине. Она фрезеруется из доски, состоящей из нескольких участков, подогнанных друг к другу по типу распиловки и рисунку, имеющих не одинаковую длину. Соединение элементов осуществляется с помощью клея. Основной плюс такой вагонки - её стабильность при длине до 6 метров, так как на доску почти не оказывается напряжение. Чаще всего она по всем показателям соответствует сорту «Экстра», но минус у неё всё-таки есть: минимальная толщина составляет 15 мм. Применение её для облицовки бани также не желательно из-за того, что в её конструкции использован клей, теоретически способный дать вредные испарения.

Какую вагонку выбрать и избежать покупки материала низкого качества?

На российском рынке представлено несколько сотен производителей вагонки, а качество их продукции далеко не всегда соответствует заявленному сорту. Поэтому единственный способ купить нормальную вагонку - тщательно осмотреть её, обратив внимание на каждую мелочь. И начать стоит с упаковки. Если изделия продаются в пленке, это первый "звоночек", который может говорить о низком качестве. Так как продавец вряд ли разрешит разорвать упаковку, чтобы вытащить из её центра панель, идеальными могут оказаться только две крайние ламели. Кстати, если производитель закрывает с помощью стрейч-пленки торцы, это может сказаться даже на состоянии очень хороших изделий - из-за отсутствия вентиляции повышается их влажность.

Если возможность имеется, осмотрите внимательно панель. Достаточно часто она может быть слегка искривлена, что говорит о нарушенной технологии производства или неправильном хранении. Такую вагонку приобретать нельзя, так как её будет трудно смонтировать, а из-за напряжения со временем она всё равно выскочит из замка. Если же панель выглядит ровной, тщательно прощупайте лицевую поверхность и осмотрите её под боковым освещением. Поперек доски могут обнаружиться волны.

Особенное внимание обратите на паз и гребень - на них не должно быть трещин, сучков и сколов. Желательно при осмотре товара иметь с собой кляймер, который можно сразу же вставить на полку паза. Иногда в нем обнаруживаются волны, из-за которых кляймер невозможно разместить в нужной позиции. Попробуйте соединить между собой несколько ламелей, проследив за тем, чтобы они не собирались слишком туго. Если в торговой точке имеется прибор для измерения влажности вагонки, обязательно им воспользуйтесь!

Особенности монтажа и сферы применения вагонки

На основной поверхности для монтажа вагонки обычно собирают деревянные каркасы, в которых расстояние между несущими профилями должно составлять от 40 до 60 см. Иногда каркас делают из оцинкованных профилей, но в этому случае для закрепления кляймеров нужно использовать не гвозди, а заклепки или маленькие саморезы по металлу.

Укладывать ламели можно как вертикально, так и горизонтально - всё зависит от дизайнерской идеи. Но первый вариант оптимален для влажных помещений, так как при вертикальном расположении компенсационные пазы отлично справляются с отводом конденсата. При горизонтальном типе обшивки исключается попадание влаги в замок ламели, что отлично подходит для облицовки фасадов. Также второй тип укладки часто применяется для зашивки деревянных и металлических перегородок. Интересный декоративный эффект выходит при монтаже вагонки диагонально, но в этом случае могут возникнуть проблемы с экономичным монтажом.

Вагонку рекомендуют монтировать с зазором к ограждающей конструкции до 10 мм, а после монтажа наружные и внутренние углы лучше закрыть деревянными доборными изделиями. Для этого можно использовать льняной, джутовый или пеньковый канат, которые отлично сочетаются с деревом и помогает герметизировать зазоры, повторяя любые криволинейные поверхности. Лучше всего выбирать канат, если вагонка примыкает к блокхаусу или настоящему срубу. Более подробно о том, как обшить вагонкой стены читайте в другой нашей статье.

Цены на вагонку

Несмотря на то, что материалы этого типа считаются погонажными, вагонку чаще продают квадратными метрами. Если выбирать отечественного производителя, предлагают в основном вагонку из местных сортов дерева, однако существует возможность изготовить под заказ экзотический и баснословно дорогой вариант - например, из красного дерева. На цену вагонки влияет её сортность, порода дерева, ширина и длина, толщина.

Самая экономичная вагонка - сосновая, её цена начинается со 170 рублей за квадрат. Лиственница - вторая по дороговизне, но разница ощутима, ведь обойдется она уже в 400 рублей. Липа стоит ещё дороже - от 500 рублей, да ещё и только в случае использования недорогих сортов. Ольховая вагонка класса «А» обойдется минимум в 700 рублей за квадрат, а дубовая - от полутора тысяч!

Так как вагонка классов «А» и «В» по внешним данным чаще всего отличаются не слишком сильно, различие в цене на них составляет примерно 20-25%, тогда как изделия класса «С» обычно стоят в несколько раз дешевле. Приобретая для узких конструкций короткие ламели на 0,3-1 метр, можно сэкономить, так как они дешевле полноразмерных в среднем на 25%. И помните: чем толще вагонка, тем она дороже.

Что же касается толщины вагонки , то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой , то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.

При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку . Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.

№4. Какая древесина лучше?

Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.

Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:

  • вагонка из хвойных пород древесины;
  • вагонка из лиственных пород древесины.

Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит . Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.

Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:

  • сосна . Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать , чтобы материал не начал темнеть;
  • ель . Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
  • лиственница . Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
  • кедр . Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.

Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:

  • дуб . Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
  • липа . Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
  • ясень . Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
  • черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.

Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.

№5. Какой профиль вагонки лучше?

Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:

  • традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
  • вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
  • штиль . Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
  • лаундхаус . У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
  • вагонка типа блокхаус и имитируют бревно и сайдинг соответственно;
  • двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.

№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?

Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.

Сорт вагонки определяют уже после изготовления , так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:

  • экстра или премиум . Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
  • класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
  • класс В . Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
  • класс С . Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.

Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.

№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?

Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами . Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.

Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.

№8. Каким производителям можно доверять?

Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.

Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.

Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.

Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.

«Вятская сосна»

Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.

PromMax

Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.

Тем, кто имеет отношение к строительству, известно, что одним из самых востребованных и популярных отделочных материалов является вагонка. Это объясняется тем, что такой отделочный материал, как вагонка, отличается высокими эксплуатационными качествами. Таким образом, она может быть использована в любом помещении, и условия для этого тоже могут быть практически любыми.

Вагонка является экологичным материалом, именно благодаря этому она сегодня так популярна.

Однако есть еще и такой отделочный материал, как евровагонка, именно его больше предпочитают те, кто имеет отношение к строительным работам. Таким образом, весьма актуальным является вопрос, чем отличается вагонка от евровагонки? И в чем заключается отличие отделки такими популярными строительными материалами?

В чем заключаются отличия евровагонки от вагонки?

Если говорить про отличие, то сразу необходимо отметить, что никакой принципиальной разницы между такими отделочными материалами нет. Если нужно найти отличие, то оно заключается в некоторых параметрах. Здесь имеются в виду такие параметры, как ширина доски и ее толщина, насколько древесина влажна, насколько качественна обработка и профиль соединения. А еще вагонка от евровагонки отличается тем, что вторая оснащена дополнительными канавками с изнаночной стороны. Такие канавки очень удобны для того, чтобы удалять периодически конденсат со стен.

Нужно учитывать то, что все сорта евровагонки и вагонки изготавливаются из единой лесной партии, сушат их тоже одинаково, используя одну технологию. Обработка на станках тоже осуществляется одинаковая.

Евровагонка не имеет принципиального отличия от российской вагонки.

После того как изделия окончательно обработаны, осуществляется их классификация, и становится понятно, как материал будет называться.

Отличается вагонка от евровагонки тем, что последняя более высокого качества. Она соответствует высоким европейским стандартам. Ее пазово-гребневое соединение делается с учетом того, чтобы была возможность циркуляции воздуха. Это нужно для того, чтобы исключить негативное влияние конденсата, который имеет обыкновение накапливаться. Надо еще отметить, что у евровагонки гребень отличается большими размерами, чем у вагонки, что противостоит появлению щелей при всех условиях пользования.

Евровагонка обладает влажностью, которая не превышает 15%, длина таких деревянных панелей составляет от 120 до 400 см.

Что касается шпунта, то он длиннее, чем у обычной вагонки, на 4 см, его длина в большинстве случаев составляет 8 см. Доски евровагонки имеют толщину 12,5 мм, а ширину 88 мм, при этом не учитывается шпунт. Прочность такого материала на порядок выше, что обуславливает более высокую стоимость. Но для тех, кому важно качество, высокая цена не является препятствием.

Вернуться к оглавлению

Дополнительная информация

Вагонка российского производства в большинстве случаев имеет показатель влажности 18-25%. Очень часто такой материал производится из «вяленой» доски, которая до этого была незначительно просушена, причем это могло осуществляться как в уличных условиях, так и просто в помещении. А есть такие варианты, которые отличаются показателем влажности 25-35%. Такой материал в большинстве случаев изготавливается из сырой доски, которая только что приготовлена. Единственное преимущество такой доски заключается в том, что цена ее более, чем доступная.

Если говорить об отличиях таких материалов, то нужно иметь в виду, что вагонка имеет следующие недостатки, которых нет у евровагонки:

  1. При повышенной влажности воздуха (17-18 %) на поверхности очень быстро образуется грибок. Это может быть и тогда, когда температура в помещении составляет 15-20°С и отсутствует должное проветривание. Лишним будет говорить, что это самым негативным образом сказывается на качестве отделки.
  2. После того как такой дерево высыхает, обнаруживается, что в некоторых местах вагонка не слишком ровная, отличается выпуклостью и вдавленностью. Все это не самым лучшим образом сказывается на эстетической стороне отделки, а ведь это тоже очень важно.
  3. Если в помещении стены были обиты влажным, невысушенным должным образом материалом, то после высыхания в нем образуются крупные щели между досками. При этом не следует исключать того, что поверхность даже самой влажной вагонки может быть идеально ровной.
  4. Если после просыхания материал будет обработан антисептиком, то высока вероятность, что образуется ворс, из-за чего поверхность досок очень быстро станет шершавой.

Обыкновенная вагонка боится высокой влажности.

А еще нужно отметить, что профиль у евровагонки значительно более сложный. Продольные щели, которые у нее имеются, позволяют качественно снимать внутреннее напряжение доски. Евровагонка может применяться для внутренних и внешних отделочных работ. Срок службы составляет 15-20 лет, при изготовлении используются разного рода пропитки, которые защищают древесину от насекомых, влаги и солнца. Какой бы материал ни выбирался, никогда не следует торопиться при выборе, так как от этого во многом зависит качество отделочных работ.

При отделке бани лучше не использовать дорогостоящие материалы (имеется в виду внешняя отделка), а вот когда речь идет о частном доме, экономить на качестве древесины не рекомендуется. Надо помнить о том, что материал, который стоит дороже и отличается более высоким качеством, приобретать предпочтительнее. Более высокая цена оправдается тем, что такая отделка будет служить гораздо дольше, чем материал худшего качества, приобретенный по более низкой цене.

Нужно еще отметить, что цены на такую древесину в магазинах значительно разнятся, поэтому торопиться с выбором не стоит. Конкуренция на этом рынке в наши дни значительная, поэтому выбор есть всегда.


При проведении отделочных работ возникает необходимость правильно выбрать облицовочный материал для дома, балкона или внутренних помещений. Выбор может быть разнообразным: можно использовать либо евровагонку, либо обычную вагонку. Они значительно отличаются, и перед тем, как приобрести данный материал, лучше его детально изучить, узнать, какие у них положительные качества и негативные стороны. Также стоит понимать, что каждый вариант по-своему хорош для определенного предназначения, и практичней будет их использовать исключительно для подходящих нужд.

Вагонка

Чем же на самом деле являются вагонка и евровагонка и какая между ними разница?

Вагонкой обычно называют хорошо струганную доску, которую сушили при естественных условиях. Древесина имеет некоторую допустимую норму натуральной влажности. Обычно такой облицовочный материал используют для отделочных работ в беседке, снаружи и внутри дома. Доски вагонки, представленной на фото, всегда имеют паз или шпунт, который способствует лучшей состыковке друг с другом.

Специфическое название доска вагонка получила еще давно. Раньше этой древесиной покрывали стены товарных вагонов. Дерево ничем не обрабатывали, но старались сделать поверхность ровной, насколько это было возможно при таких условиях. Специальные пазы исключали щели и хорошо состыковывались друг с другом. Этот отделочный вариант практически не изменился с тех пор, но теперь, с помощью современной техники, вагонку стали намного лучше обрабатывать. Ее делают из любой подходящей древесины по ГОСТу. Часто такой облицовочный материал используют для технических помещений: амбаров для зерна и складов.

Евро-вариант

Евровагонка имеет такие же свойства, но ее используют в основном для внутренней отделки комнат. Такая хорошо струганная доска намного долговечней обычной и способна служить не меньше 15 лет. Ее всегда сушат искусственно в камерах, а также дополнительно пропитывают разными веществами, которые предохраняют дерево от:

  • насекомых;
  • грибка;
  • повышенной влажности;
  • интенсивного воздействия ультрафиолетовых лучей.

Данный материал является самым популярным во всем мире. Евровагонка внешне отличается от традиционной и выглядит достаточно красиво. Ее не нужно дополнительно красить или даже покрывать лаками. С ее помощью можно создать необыкновенный уют в доме.

Ч ем отличается вагонка от евровагонки?

  1. В отличие от обычной, евровагонка создана из другого сорта дерева и имеет немного сложнее профиль.
  2. Евровагонка имеет другие геометрические параметры.
  3. У доски, которую сделали по строгим евростандартам, пазогребневое сочленение несколько глубже, чем у традиционного варианта.
  4. Технология производства у этих материалов имеет некоторые серьезные различия.
  5. Также евроматериал лучше обрабатывают и сушат, что значительно сказывается на стоимости этой продукции.
  6. Ко всему прочему, евродоска имеет отличительную дополнительную функцию – вентиляцию.
  7. Евровагонка оснащена специальными канавками, которые предназначены для отведения скопившейся влаги. Такая функция очень полезна, так как предотвращает гниение древесины. Канавку прорезают с тыльной стороны доски, чтобы не портить внешней красоты древесины.

Евростандарты намного строже, в отличие от отечественных, соответственно, и цена на такой товар тоже имеет некоторую разницу. Евродоску целесообразнее использовать непосредственно внутри помещения, так как она имеет определенные эстетические качества. Если за материалом хорошо следить, то он прослужит намного дольше указанного срока.

Традиционная облицовка

Обычная вагонка предназначена для внешней части дома и является более дешевым вариантом. Из нее быстро и недорого можно построить баню или беседку. Она может стоять годами, если ее поверхность покрыть качественной краской. По своим внешним качествам традиционная доска хоть и менее привлекательна, чем евро-вариант, но имеет свои преимущества. Если ее, к примеру, хорошо обработать лаком, то вид древесины станет красивее.

Вагонка – хороший материал для внутренней отделки, которому отдают предпочтение многие хозяева. Он выглядит благородно, древесина имеет свойство создавать благоприятный микроклимат в помещении, интерьер получается уютным и комфортным. Создаваемая поверхность может быть как рельефной, так и гладкой. Достичь этих эффектов можно за счет применения разных типов стройматериалов. Евровагонка и профиль «Штиль» – наиболее часто выбираемые для ремонта помещений профили.


Особенности

Вагонка – это доска для обшивки, специально обработанная антисептиками и профилированная пазами для облегчения монтажа облицовки.

Древесные панели различаются:

  • по материалу древесины;
  • по классу;
  • по профилю.

Евровагонка – один из самых популярных профилей этого пиломатериала, его изготавливают по ГОСТ 8242-88 или стандарту DIN 68126. Каждая пластина вагонки имеет шип и паз, которые расположены по противоположным концам доски. В европрофиле пазогребневое соединение глубокое, поэтому на обшитой поверхности хорошо просматриваются промежутки с шипами – полочки.

При рассыхании досок благодаря глубине паз промежутков между деталями не видно.




Вагонка «Штиль» представляет собой панели вагонки, которые позволяют при монтаже создать идеально ровную поверхность. Такая обшивка выглядит эстетично и подходит для помещений любого назначения и стиля. Этот эффект достигается благодаря конструкции внешней стороны панели. Ее края немного закруглены фаской, полочки нет.

По всей длине доски профиль «Штиль» имеет дополнительный паз для вентиляции. Это успешно помогает удалять излишки влаги из древесины, собирать конденсат с поверхности. Эксплуатационные характеристики доски за счет этого становятся лучше.



Чем различаются?

Вагонка «Штиль» имеет два принципиальных отличия в размерах профиля: шипы у нее более короткие, чем у евровагонки, а ширина деревянных панелей вариативна и может быть больше.

Ширина панели вагонки «евро» стандартная – 96 мм, длина колеблется от 1,2 до 4 метров. Некоторые производители предлагают доски до 6 метров в длину. Высота профиля – 100–125 мм, длина шипа – 8–9 мм. Для сравнения: длина шипа у обычной вагонки – до 4 мм.


Ширина вагонки профиля «Штиль» колеблется от 90 до 140 мм. Шипы у вагонки «Штиль» – 4–5 мм, остальные размеры одинаковы с евровагонкой.

От этих особенностей зависит тип сочленения деталей , а значит, внешний вид всей облицовки также отличается. Финишная поверхность при использовании вагонки «Штиль» получается гладкой и ровной. При монтаже деталей евровагонки получаются полочки, которые у большинства как раз ассоциируются с этим материалом.


Преимущества

Панели вагонки «евро» имеют борозды на задней части досок. Эта конструктивная особенность позволяет избежать выгибаний деталей при подвижках древесины. В случае высыхания пиломатериала или изменения теплового и влажностного режима в помещении внешний вид отделки не изменится. Соединение-полочка хорошо компенсирует деформации конструкции.

Поверхность, которая отделана вагонкой «Штиль», имеет мягкие переходы по стыковым местам. Это выглядит более современно и универсально в отличие от классического варианта с полочками. Внутренняя отделка при этом имеет вид единого полотна.

Зачастую его применяют на потолках. Конструкция пазов досок удаляет излишки влаги, что препятствует загниванию.



Выбор профиля вагонки зависит от эстетических требований и пожеланий, назначения помещения, влажностных характеристик в нем. Также различается материал, из которого могут быть изготовлены эти профили. Таким образом, какая вагонка подойдет лучше, подбирают исходя из всех требований к результату в конкретном случае.

Евровагонка имеет классический для этого материала вид. В случае если она изготовлена из качественного сырья, применение может быть весьма обширным: обшивка стен жилых комнат, бань, беседок. Этот материал хорошо переносит колебания температуры, поэтому очень распространена такая обшивка для веранд, лоджий и балконов. Для внешней отделки вагонка «евро» также используется, требования к качеству древесины в этом случае меньше.



Вагонка профиля «евро» – хороший выбор для домов, которые не имеют централизованного отопления, влажность и тепловой режим в которых нестабильны. Это в основном загородные дома, дома сезонного пребывания, подсобные помещения.

Внешний вид облицовки вагонкой «Штиль» более современный. Покрытие выглядит равномерным, ширина соединительных швов элементов – пара миллиметров. Древесные материалы для вагонки этого профиля используются только класса А, который предполагает отсутствие сучков и прочих дефектов древесины. Использование вагонки этого типа необходимо, если к конечному результату отделки предъявляются высокие требования, а обшить стену или потолок нужно быстро.





Статьи по теме: