Конспект занятия на тему: «Насекомые» в старшей группе. Конспект урока на тему «Насекомые

ГУ «Заречная средняя школа» отдела образования акимата Костанайского района

Открытое занятие

По развитию речи

На тему «Насекомые»

Воспитатель КПП «В» Ташетова Ж.К.

Заречная средняя школа

2013 г.

Занятие по развитию речи

«Насекомые»

Цели: Закрепить знания детей о внешних признаках насекомых, об их строении; Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Учить подбирать признаки к предметам; Активизировать словарь по теме «Насекомые»; Развивать память, внимание, мышление; Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых; Воспитывать любовь к природе и ее обитателям. Оборудование : предметные картинки с изображением насекомых, разрезные картинки, конверт с письмом. Ход занятия:
    Оргмомент
    давайте отправимся в путешествие в весенний лес и послушаем звуки лесных обитателей (звуки насекомых) вы узнали, кто издает эти звуки? (муха, пчела, сверчок…) правильно.
Сегодня от них пришел посыльный и принес письмо. Ему удалось выбраться из леса «Дорогие ребята, случилось несчастье. Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Мы просим вашей помощи: для этого нужно рассказать зиме про насекомых, ведь она никогда их не видела. Если зиме понравится, как вы работаете, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нужно постараться и все рассказать о насекомых зиме»
    а как вы думаете, ребята, почему зима про них ничего не знает?
    Стихотворение:
Злые ветры налетают, И метели заметают, И трескучий мороз Заморозил нас до слез. Мы по лету заскучали, На полянку мы позвали Наших летних всех знакомых Самых разных… (насекомых) Фея к нам пришла лесная, Чтоб проверить, как мы знаем Внешний вид их и повадки Загадает нам загадки.
    Приход лесной феи
Дети, кто меня не знает, Фея я зовусь лесная. Насекомых знаю я, Все они мои друзья.

Отгадайте мои загадки и расскажите, что вы знаете о них.

    Загадки: (показ картинок)
1)На ромашку у ворот Приземлился вертолет. Серебристые глаза Кто же это?.... (стрекоза)

2) Всех жучков она милей, Спинка алая на ней А на ней кружочки, Черненькие точки….(божья коровка)

3) Не зверь, не птица, Нос как спица Летит-кричит, Сядет - молчит. Кто ее убьет, Тот кровь прольет…(комар)

4) Черен, да не бык, Шесть ног без копыт Летит-воет, Сядет - землю роет…(жук) 5) С ветки - на тропинку, С травки - на былинку, Прыгает пружинка, Зеленая спинка…(кузнечик)

6) Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой Похлопочет над цветком- Он поделится медком…(пчела)

7) Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке…(муравьи)

8) Кто над нами Вверх ногами Ходит не страшится, Упасть не боится? ... (муха)

9) Разбойник садовый Поясок медовый…(шмель)

Как назвать, одним словом этих животных? - каких еще знаете насекомых?

    Беседа о насекомых.

На земле великое множество насекомых (1 млн.500 тыс. видов). На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот отсюда название от слова «насекать» - насекомые. У насекомых 3 части тела, 6 ног. Это - обжоры, которые едят все: зелень, мелких насекомых. Они бывают большие, бывают маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие один день. - Сегодня мы научимся узнавать, какое животное - насекомое, их повадки, среду обитания.

    Рассматривание насекомых

Рассмотрим бабочку. У нее есть голова, грудь, брюшко, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет цветочный нектар. На груди у бабочки крылья и ноги. - сколько крыльев у бабочки? (4) - сколько ног? (6)

Рассмотрим так же стрекозу, божью коровку.

У них те же части тела, только у них нет хоботка. Вместо него – челюсти, потому что эти животные питаются другой пищей. -сосчитайте сколько ног у них. (6) - так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет. (Нужно сосчитать его ножки) - молодцы, вы очень внимательны. Посмотрите теперь на доску и назовите животное, которое не является насекомым. - почему вы считаете, что паук не насекомое? (у паука 8 ног) - да, это не насекомое, а другой вид – паукообразные.

    Игра «Узнай насекомое»

Давайте сейчас поиграем в игру, в которой нужно узнать насекомых по описанию.

    Она сластена, любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком или сиропом.

(Оса, она любит сладкое)

    Она очень яркая, ее хорошо видно на зеленом листе. У нее темные точки на спинке, но эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которое плохо пахнет и этим отпугивает врагов.

(божья коровка)

    Это насекомое пьет кровь у животных и людей, переварят ее и летят поближе к воде и сырой земле откладывать личинки.

(комар)

    Эти насекомые появляются ранней весной. Они вылезают погреться на солнышке, потому что после зимы они слабые. Но через несколько дней они окрепнут, и будут трудиться все лето. Живут дружно все вместе и строят свой домик, похожий на горку.

(муравьи)

    Игра «Кто, где живет»

Вы узнали много нового и интересного про насекомых, и теперь Зима хочет узнать какие вы внимательные, и сможете ли вы угадать кто, где живет. - Переставьте картинку соответственно их домикам. (пчела - ульи, бабочка-цветок,комар-водоем, муравей-муравейник, саранча-поле)

    Физминутка

Весной бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз – росой она умылась, Два - изящно покружилась Три – качнулась и присела На четыре – полетела. Пять – за парту тихо села.

    Артикуляционная гимнастика

Посмотрите, ребята, сколько у нас уже появилось насекомых, и они не исчезают, наверное, их освободила Зима. От радости они издают столько звуков. - давайте узнаем кто какие голоса подает: Жа-жа-жа – зажужжала муха. Са-са-са – прилетела оса Зу-зу-зу - мы поймали стрекозу Ча-ча-ча - прискакала саранча.

    Игра «Большой - маленький»

Хотя насекомые маленькие, они представляют себе, что они сильные, большие, ловкие. - давайте образуем при помощи суффикса – ище- новые слова. Комар- комарище, Жук – жучище, Оса – осище, Стрекоза – стрекозище Шмель – шмелище Муравей – муравьище

    Игра «Четвертый лишний»

Пока мы играли, среди насекомых появились другие животные. Надо срочно найти, кто не является насекомым. -Галка, овод, саранча, бабочка -божья коровка, мотылек, белка, оса - гусеница, жук, стрекоза, медведь - клоп, грач, пчела, муха.

    Игра «Собери картинку»

Много говорили о насекомых, а теперь попробуем помочь некоторым из них. Соберите картинки, и назовите что это за насекомое.

    Сценка «Стрекоза и муравей»

Многие насекомые приносят пользу, есть трудолюбивые насекомые, есть беспечные, про них написано много сказок, стихов. Например «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Стрекоза и муравей» Сейчас мы посмотрим с вами сценку по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» …. - почему стрекозе негде было жить? - почему муравей не помог ей?

    Стихи о насекомых.

Чтобы не обидеть и других насекомых, послушайте про них.

О многих шестиногих, Прекрасных и убогих, Мы каждому из вас, Расскажем без прикрас.

Днем – обычный червячок, Ночью – в новой роли, Ваша светлость светлячок, Вы Волшебник что ли?

Шел я по лесу босой, И укушен был осой, У осы нет жалости, Даже малой малости.

Эта божья коровка, Очень хитрая плутовка: - я пятнистая букашка, По оранжевой спине, У меня одни кругляшки Нарисованы везде. Если в руки попаду, Извините, обману Сразу вроде без сознанья, Я на спинку упаду.

Муравьишка в чаще Дуб тяжелый тащит, Эй, товарищи друзья, Выручайте муравья! Коли нет ему подмоги, Муравей протянет ноги.

Очень он трудолюбивый Без работы не сидит Землю всю послушным телом Он без устали рыхлит - Это нужно нам самим, Эту землю мы едим – Оторвавшись от работы, Дождевой сказал червяк: - я земле родной не враг.

    Итог.

Ну что, понравилось вам в весеннем лесу? - всех насекомых теперь узнаете летом? - будете бережно к ним относиться?

Природа – наше богатство. Мы должны беречь и охранять всех ее обитателей.

Ты, дружок, смотри не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачка, Люби цветы, леса, простор полей – Все, что зовется родиной твоей.

Мы играли, про насекомых все узнали. Всех этим увлекли, И цветочки расцвели! Вам они подарят, детки, Очень вкусные конфетки. (на цветах «тычинки» из чупа-чупсов)

Конспект занятия «Насекомые»

Цель занятия:-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

Обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;

Уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

Продолжать учить отгадывать загадки.

Способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

Активизировать и расширять словарный запас;

Развивать связную речь.

Прививать бережное отношение ко всему живому.

Ход занятия

На доске картинки с изображениями насекомых

Воспитатель - Ребята, внимательно посмотрите на доску Что вы там видите? Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?(о пчеле,кузнечике, божьей коровке, мухе, бабочке, стрекозе, комаре)

Воспитатель – Правильно, ребята. А как их можно назвать одним словом? (насекомые)

Воспитатель - Молодцы! А что же общего у всех насекомых?

(дети - Голова, грудь, брюшко, 6 ног)

Воспитатель - Верно, и когда же появляются насекомые?

(дети - Весной)

Воспитатель - Почему весной?

(ответы детей Солнце начинает греть,появляются растения, появляются насекомые)

Воспитатель - Молодцы! Все правильно рассказали. Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.

Шум леса, пение птиц, стрекот кузнечиков.

Воспитатель - Открывайте глаза. Ребята как вы думаете, куда мы с вами попали, послушайте, как поют птицы это вам что- то напоминает?

Дети-В лес, наступает весна.

Воспитатель: Расскажите, а как вы догадались о ее приходе? По каким признакам?

Дети- Тает снег и лед, день становиться длиннее, прилетают птицы.

Воспитатель: А раз вернулись птицы, значит, кого мы можем увидеть?

(дети - Насекомых)

Воспитатель - Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть весной. Хотите узнать, что это за насекомые?

(дети - Хотим)

Воспитатель - Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.

Одевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко,

Это …

(дети - Божья коровка)

Воспитатель - Какая она?

(дети - Красная, желтая. В горошек, яркая)

Воспитатель - Значит и мы и птицы могут ее заметить на зеленом листе. Как же она защищается от врагов? Выделяет желтую жидкость, Эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?

(дети - Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!)

Воспитатель - Божья коровка - это полезное насекомое или нет?

(дети - Полезное)

Воспитатель: Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Воспитатель - Отгадайте следующую загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(дети - Бабочка)

Воспитатель - Чем питается бабочка?

(дети - Соком растений, нектаром)

Воспитатель – Бабочка пьет нектар длинным носиком, который называется хоботок. Можно ли ловить бабочек? Почему?

(дети - Нет, мы можем поранить бабочку)

Воспитатель - Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?

(дети - Погибнет)

Воспитатель - Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?

(дети - Пользу, опыляют растения)

Воспитатель - Следующее насекомое.

Он работник настоящий,

Очень - очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

(дети - Муравьи)

Воспитатель - Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?

Дети-Муравейник.Строят из веточек, листиков, соломинок, травинок.

Воспитатель:Правильно.В самом начале весны муравейник похож на большую кучу, ссора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут, погреются на солнышке. Пройдет несколько дней, и муравьи примутся за работу. Питаются муравьи сухими насекомыми (гусеница, стрекоза, жуки, тля). Когда им угрожает опасность, они выпрыскивают едкую муравьиную кислоту

Воспитатель - Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?

(дети - Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)

Воспитатель - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?

(дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

Воспитатель - Муравьи полезные или вредные насекомые?

(дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)

Воспитатель - Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.

Воспитатель - Эта загадка про кого?

Прыгает пружинка -

Зеленая спинка,

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(дети - Кузнечик)

Воспитатель - Кузнечика мы заметим в траве? Почему?

(дети - В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

Воспитатель - А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?

(дети - Мы услышим, как он поет)

Воспитатель - Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а стрекочет. Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

Воспитатель - Каких полезных насекомых еще знаем?

(дети – Пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух)

Воспитатель - Назовите вредных насекомых?

(дети - Муха, комар)

Воспитатель - Верно, мухи и комары переносят грязь.Теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.

Игра «Кого не стало»

(Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало).

Воспитатель - Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и медленно покружимся.

Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка, кого мы там видели?

(дети - Насекомых)

Воспитатель - Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?

(дети - Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)

Воспитатель - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?

(дети - Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)

Воспитатель - Молодцы! Все верно рассказали.


«Внимание! Опасные насекомые!»

Старшая группа

Воспитатели: Голушко О.С.

Яценко Д.А

П.Персиановский

Цель: Дать детям представление о разнообразных опасных и полезных насекомых.

Задачи:

  • Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека.
  • Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,

С которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

  • Формировать представление о том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности.
  • Развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность.

Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.

Материал к занятию: предметные картинки разнообразных насекомых и среды их обитания. Кукла, игрушки насекомых.

Предварительная работа:

  • Беседы о насекомых.
  • Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук») , К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • Подвижные игры.
  • Рассматривание иллюстраций насекомых.

Методы и приемы:

  • Беседа с детьми, вопросы к детям.
  • Рассказ воспитателя, загадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Игры.

Ход занятия:

Воспитатель. Где бы мы ни находились - в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.

Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).

Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса - это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.

Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)

Как вы определили, что это оса? (У осы………… ).

Как вы узнали муравья? (У муравья…..).

Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.

Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).

Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка .

Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.

А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)

Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно.

Показ картинки с изображением пчелы:

Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

Показ картинок с изображением различных бабочек:

Посмотрите на крылья бабочек. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

А где дом у бабочки?

У муравья дом - …(муравейник )

У пчелы - …(улей)

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие - с изображением насекомых. По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».

Динамическая пауза «Гусеница»

(координация речи с движением)

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Гусеница - это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.

У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса - хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей - мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка ).

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми .)

Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей .)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .)

Назовите вредных насекомых.(Муха -разносит микробы, гусеница - ест листья растений, кома р, клещ-опасное насекомое для человека .)

Показ картинки клеща

Опасное насекомое - клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни. Клещи — это мелкие паукообразные. Они очень малы по своим размерам и их обычно бывает трудно заметить до тех пор, пока они не насосутся крови. Но тогда бывает уже поздно. Попадая на тело человека, клещ не сразу впивается в его кожу, а долго ползает, отыскивая наиболее нежные места (где тонкая кожа). Чаще всего он впивается в области паха, подмышками, на шее, в области ключиц, на животе и спине. Укус его совершенно нечувствителен, т. к. в слюне клеща содержится обезболивающее вещество.

Но мы можем защитить себя от укусов клещей (рассказ воспитателя-памятка)

В отличие от комаров, которые, насосавшись крови, сразу же улетают, клещи присасываются на три-четыре дня. От выпитой крови клещи сильно раздуваются, увеличиваясь в размерах в три-четыре раза, и только потом отпадают.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.

Вы увидели этих насекомых, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет-

Тогда перестанет.

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо.

Не птица, а с крыльями.

Над цветами летает,

Медок собирает.

Я работаю в артели у корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно - больше плотника оно.

(Муравей.)

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…

(стрекоза).

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(Бабочка).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.

(Божья коровка).

Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.

Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.

Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.

Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течении всего дня.

Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.

Опасное насекомое - клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.

Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.

Итог занятия.

Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?

Где живут насекомые?

Чем отличаются насекомые от птиц?

Что случится, если не будет насекомых?

Как защищаться от насекомых?

(Ответы детей .)

- В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.

Тема : Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.
Программное содержание:
· учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
· продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
· закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
· закреплять употребление существительных в родительном падеже;
· активизировать словарь по теме «Насекомые»;
· развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
· воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема (взята из Интернета, автор – MaksFro95), картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых (Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай», издательство «Страна фантазий», автор – Светлана Вохринцева).
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин с изображением насекомых.
Ход занятия
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает шарик или мячик.
После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:
- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает) .
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:
Проводится пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(делают маховые движения кистями рук)
А за нею шмель-шмелек -
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(загибаем пальцы, начиная с большого).
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол) .
А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека) .
Физминутка
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)
Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой).
А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.
- Какие насекомые уселись на ромашку?
- Давайте расскажем, кто где находится?
И поиграем в игру «Закончи предложение».
· Муравей сидит около…(цветка)
· Божья коровка ползёт по… (листу)
· Шмель спрятался под…(листом)
· Гусеница сидит на… (цветке)
· Бабочка порхает над…(цветком)
· Жук сидит под…(цветком)
· Стрекоза летает около…(цветка)
- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)
Итог : Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года.
Список литературы:
1. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).
2. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 48 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «В стране насекомых» (старшая группа компенсирующей направленности)

Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».

Задачи: Образовательные:

Расширять и закреплять знания детей о насекомых;

Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;

Развивающие:

Развивать зрительную и слуховую память;

Развивать связную речь;

Развивать образность речи;

Развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;

Продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;

Развивать общую моторику, координацию.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

Продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.

Словарная работа:

Активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (муравьиная кислота).

Форма проведения: НОД.

Приоритетная образовательная область:

Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Виды детской деятельности:

Игровая;

Коммуникативная;

Познавательно-исследовательская;

Двигательная.

Предварительная работа с детьми:

Рассматривание иллюстраций, картин по теме;

Чтение энциклопедической литературы;

Заучивание стихов о насекомых;

Отгадывание загадок о насекомых;

Просмотр мультфильмов.

Демонстрационный материал:

Предметные картинки насекомые (бабочка, муха, пчела, кузнечик, муравей, паук, божья коровка, стрекоза и т. д.) ;

Разрезная картинка божьей коровки;

Дидактическая игра «Четвертый лишний»; « Летает, прыгает, ходит».

Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, насекомые жужжат и стрекочут) (Садятся на палас)

Воспитатель:

Весна пришла, всех разбудила

От зимней спячки, холодов.

Душа проснулась и раскрылась

Весну встречать весь мир готов!

Ребята, а вы рады приходу весны? (ответы детей). А кто еще в природе радуется весне?

С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. А как вы думаете, кто из насекомых первым просыпается? (ответы детей)

По научному календарю первыми просыпаются бабочки- веснянки, а вот по народным наблюдениям – мухи. А в какой сказке встречается муха?

Дети:- Муха-Цокотуха.

Правильно. А кто написал эту сказку? (К.И. Чуковский)

Рассмотреть муху, части ее тела. Вред или пользу приносит? Чем питается?

А давайте вспомним, кто приходил к мухе в гости. Сейчас я вам буду говорить фразы из сказки, а вы продолжите.

Приходила к мухе бабушка (пчела)

Мухе – Цокотухе (меду принесла)

Посмотрите на пчелу. Как вы думаете, это полезное насекомое или нет? Чем питается пчела? (Питается нектаром цветов). А где живут пчелы? (улей). Есть пчелы домашние, они живут в ульях, которые им делает человек. А есть пчёлы дикие и живут они, как вы думаете где? (в лесу) И домик они себе делают в дупле на дереве. А где пчелы берут мед? (ответы детей). А какие еще насекомые похожи на пчелу? Шмель и оса.

Молодцы! А какая это красавица приходила к мухе? (Бабочка) А какие части тела есть у бабочки? Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов). На нашей планете огромное количество разнообразных бабочек. Они очень красивые и им не нравится, когда их ловят и трогают, после этого они сильно болеют и даже погибают. А мы сейчас с вами тоже превратимся в бабочек и полетаем.

Физкультурная минутка на паласе: Бабочка

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела. (Машем руками-крылышками.)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Четвертый лишний»

Картинки с насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым, с зимующими птицами и перелетной.

Дети, скажите пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без птиц?

Послушайте загадку.

Жук - жужжит, присев на ножки

Спинка - круглая, как ложка

Два крыла - в горошек

И летать, он - может. (Божья коровка)

Воспитатель предлагает детям собрать божью коровку из частей на паласе или за столом. Дети собирают и называют, из каких частей состоит она. (голова, спинка с крылышками, на которых чёрные пятна, шесть ног.). Посмотрите и сосчитайте, сколько точек на ее крылышках (семь). Такую бабочку называют семиточечная.

Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю). А почему её так назвали, божья коровка? Она что, даёт молоко? Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым отпугивают своих врагов. А ещё их яркий красный цвет также отпугивает птиц и других насекомых.

Дети проходят на свои места

Воспитатель читает стихотворение.

Чистота- здоровье леса, все зависит от него.

Муравей – хозяин леса, защитим давай его.

Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Ещё их называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают муравьи? (птицам дроздам) А как? Они чистят им перышки своей кислотой. Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную) А как называют их дом? (муравейник).

Давайте вспомним, кто спас муху? (комарик) Рассматривают комара. Чем питается, какую пользу приносят или вред, и кто из них самки или самцы кусаются?

А от кого спас комарик муху? (от паука) Рассмотреть паука. Что отличает его от других насекомых (восемь ног и восемь глаз). Какую пользу приносит? Рассказ воспитателя о разнообразии пауков.

А какие еще насекомые приходили к мухе? (дети называют насекомых, воспитатель показывает картинки - таракан, блоха, кузнечик, стрекоза и т.д.)

Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.) У некоторых есть крылья, а есть еще и такие, которые умеют плавать и держаться на воде - это жук – плавунец и водомерка. Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки.

Игра « Летает, прыгает, ходит»

Правила поведения при встрече с насекомыми:

    Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить, куда попало.

Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.

    Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.

    Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.

    Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.

А к нам кто-то пришел?

Входят девочки в костюмах бабочек и стрекоз и читают стихи.

    Мы каждый день вокруг порхаем

В работе устали не знаем

Пыльцу цветов мы переносим,

А вас мы очень, очень просим.

    Нас не пугать и не ловить,

Чтоб мы могли спокойно жить.

Мы грязный воздух не выносим

И о защите очень просим.

    Мы привлекательны, красивы,

Но просим помнить, что должны вы

На нас лишь издали смотреть.

Ах, как нам нравится лететь.

Милые бабочки и стрекозы! Мы не будем вас обижать, летите спокойно, правда дети? Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).

А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие раскраски-бабочки.



Статьи по теме: