Конспект НОД «Речевое развитие» в средней группе. Составление описательного рассказа по картине "Весна пришла"

Программные задачи:

1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.

2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна»; б). совершенствовать умение составлять распространённые предложения; в). формирование словаря, обогащение (ледоход, проталинка, набухать), активизация (блестящее, журчат, звенят капель).

3). Развивающие: творческое воображение, зрительное внимание, развитие мышления, мелкой моторики.

продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя, выполнять поставленные задачи, правильно оценивать результаты деятельности.

5). Воспитательные: воспитывать интерес к изменениям в природе.

Материал: доска магнитная, картина М.Г. Пишвановой «Ранняя весна» (Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 г.), мнемотаблица – план для составления рассказа.

Предварительная работа: рассматривание по картине цветов мать-и-мачехи; чтение произведений С. Городецкий «Весенняя песенка», А. Пушкин «Птичка», Ф. Тютчев «Зима недаром злится», П. Соловьёв «Подснежник».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме:

«Составление рассказа по картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».

Программные задачи:

1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.

2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна»; б). совершенствовать умение составлять распространённые предложения; в). формирование словаря, обогащение (ледоход, проталинка, набухать), активизация (блестящее, журчат, звенят капель).

3). Развивающие: творческое воображение, зрительное внимание, развитие мышления, мелкой моторики.

4). Формирование навыков учебной деятельности: продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя, выполнять поставленные задачи, правильно оценивать результаты деятельности.

5). Воспитательные: воспитывать интерес к изменениям в природе.

Материал: доска магнитная, картина М.Г. Пишвановой «Ранняя весна» (Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 г.), мнемотаблица – план для составления рассказа.

Предварительная работа: рассматривание по картине цветов мать-и-мачехи; чтение произведений С. Городецкий «Весенняя песенка», А. Пушкин «Птичка», Ф. Тютчев «Зима недаром злится», П. Соловьёв «Подснежник».

Ход занятия.

1). Вводная часть.

Отгадайте загадку (о весне).

Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает поиграть в словесную игру «Назови признак».

Солнце (какое?) – блестящее, золотое, весеннее, искристое, весёлое…

Небо весеннее (какое?) – голубое, серое, пасмурное, хмурое…

Деревья весной (какие?) – голые, грустные, тонкие…

Воздух ранней весной (какой?) – прохладный, свежий, тёплый…

Словесная игра «Сядет тот, кто назовёт признак ранней весны».

Солнце светит ярко, но мало греет.

Воздух свежий и прохладный.

Небо серое.

Люди переоделись в демисезонную одежду.

На земле появились проталины.

На реках ледоход.

На дорожках лужи.

Сосульки тают.

Ручейки журчат, звенят.

На деревьях набухают почки и т.д.

Объявление темы:

Дети сидят на стульчиках.

Сегодня мы с вами будем продолжать учиться составлять рассказ по картине о ранней весне (выставляется картина).

2). Основная часть.

Беседа по картине.

Рассмотрите картину. Кого вы видите на картине?

(Дети вышли на прогулку из детского сада).

Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

(На картине изображена ранняя весна, потому что на земле ещё лежит снег и только в некоторых местах видны проталины, деревья стоят голые).

Что делают дети на участке детского сада?

(Дети рассматривают цветы мать-и-мачехи, играют с Петрушкой, мальчики пускают бумажный кораблик в ручейке).

Какое настроение у детей?

(Ребята радуются приходу весны. Детям весело, они улыбаются).

Кого вы видите на картине справа?

(Мы видим девочку в красном пальто, жёлтых сапожках. Она сорвала несколько цветов мать-и-мачехи на проталине и рассматривает их).

Кого вы видите на картине слева?

(Слева мы видим на картине мальчика в синей куртке. Ему стало жарко, и он расстегнул куртку).

Что делают дети, нарисованные в центре картины?

(Мальчик в полосатой шапочке и шарфе пускает в ручейке бумажный кораблик).

Что делает девочка, нарисованная в центре картины?

(Девочка в зелёном пальто и оранжевой шапке сидит на скамейке с Петрушкой. Около неё лежит ведёрко, формочки. Девочка хочет сделать куличики из снега).

Обратите внимание на деревья.

(Солнышко пригрело, и на дереве появились почки. На берёзе грачи свили гнездо и будут выводить птенцов).

Почему дети одеты тепло?

(На улице прохладно. Солнце светит, но греет мало. Сейчас ранняя весна).

Физкультурная пауза «Весна».

Иди, весна, иди красна

(Дети руками выполняют движения, зазывая весну).

Принеси ржаной колосок, овсяный снопок, яблоки душистые, груши золотистые.

(Загибают на каждое название по одному пальцу на обеих руках).

Большой урожай в наш край

(Разводят руки в разные стороны).

Составление плана рассказа с помощью вопросов воспитателя в мнемотаблицу (кодирование символов).

Воспитатель напоминает основные части рассказа.

Образец рассказа воспитателя.

РАННЯЯ ВЕСНА.

Наступила ранняя весна. Солнце ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились проталинки, побежали ручейки. На проталинках зацвела мать-и-мачеха. На деревьях стали набухать почки. С юга прилетели грачи и стали строить гнёзда.

Дети из детского сада вышли на прогулку. Они одеты тепло, потому что на улице ещё прохладно. Вышли ребята на полянку. Девочка в красном пальто сорвала несколько цветочков мать-и-мачехи и рассматривает их. Мальчик в полосатой шапке и шарфе пускает бумажный кораблик в ручейке. Его товарищ стоит рядом и улыбается, ему весело. Девочка в зелёном пальто сидит на скамейке и рассказывает Петрушке о весне. Она хочет сделать куличики из последнего снега. детям весело весной на прогулке!

3). Заключительная часть.

Подведение итогов занятия, оценка работы детей.


Анна Бурцева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составления рассказа по картине «Весна»

Конспект НОД по развитию речи

Средний дошкольный возраст

Тема : Составления рассказа по картине "Весна "

Программное содержание : Совершенствовать умение рассказывать по картине последовательно полными предложениями, заканчивая свою мысль. Способствовать развитию грамматически правильной речи детей . Умение составить небольшой рассказ из 3-4 предложений . Закрепить знания детей о приметах весны . Воспитывать заботливое отношение к птицам и окружающей природе.

Предварительная работа : Рассматривание картины , беседа по ней. Подбор прилагательных к существительным. Наблюдение на прогулке за погодой, птицами. Слушание пения птиц, капели, журчание ручейка. Чтение художественной литературы : стихи,рассказы , загадки о весне .

Оборудование : Использование ТСО, диск, мольберт, картина , маска- кота, макет домика, костюм снеговика.

Ход занятия.

В. Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. Улыбнемся друг другу посмотрим на своего соседа слева и справа.

Дети присаживаются на стульчики и прослушивают мелодию : пение птиц, капели, журчание ручейка.

В. Что вы слышите? (обращение к детям)

Как поют птицы?

О чем поют птицы?

А какие приметы весны вы еще знаете ?

(ответы детей)

Воспитатель обращает внимание детей на картину .

В. О каком времени года рассказывает картина . (Обращение к детям)

Что изображено на картине ?

(ответы детей)

В. Ребята я вам расскажу небольшой рассказ по этой картине , а вы послушайте внимательно. А потом будете вы составлять свой рассказ .

Светит яркое, ласковое солнышко. Дует теплый ветерок. По голубому небу плывут облака. Под теплыми лучами солнца распушилась верба. Снег сползает с крыши дома, капают сосульки. Нина пришла из школы. И решила навестить своего друга снеговика. Увидев, снеговика Нине стало его жалко. Белая шубка его потемнела, а голова его вот- вот упадет.

Вызываются 3-4 ребенка для составления рассказа .

В. А сейчас мы отдохнем и поиграем в игру

«Воробушки и кот»

Роль кота и воробушек выполняют дети.

В. Птицы весело летают, птицы зернышки клюют, птицы радостно играют, разговаривают

Чив- чив,чив- чив

Дети имитируют движения и чирикают друг с другом.

Выбегает кот и пытается поймать птиц, птицы улетают в свои домики.

В. Ребята, о чем Нина разговаривала со снеговиком? Хотите узнать?

(ответы детей)

В. Давайте оживим с вами картину ?

(ответы детей)

Входит снеговик и девочка (в роли дети)

В. Ребята, кто к нам пришел?

Дети инсценируют разговор девочки Нины и снеговика.

Д : Здравствуй мой дружок.

С : Здравствуй.

Д : Почему ты такой грустный?

С : Потому что весна наступила , я таю.

Д : Не грусти снеговичок на следующий год мы с тобой встретимся.

В : Ребята давайте попрощаемся со снеговичком.

(дети прощаются, снеговик уходит)

В. Ребята, о каком времени года мы говорили?

А какое время года ушло?

(ответы детей)

МБДОУ №57 "Рябинка", г. Калуга

Лахно Е.Б. Конспект НОД в средней группе по образовательной области "Речевое развитие". Тема: Составление рассказа по картине "Весна идет" // Совушка. 2016. №2..2016.n2-a/VP16030063.html (дата обращения: 24.02.2019).

Цель: Развитие устной речи детей посредством систематизации знаний о весне

Задачи:

  1. Учить подбирать слова-определения к существительным, активизировать словарь по теме "Весна".
  2. Развивать монологическую форму речи, упражнять в составлении рассказов по картине.
  3. Закрепить знания о смене времен года, представления об изменениях, происходящих весной в природе.
  4. Вызвать у детей положительные впечатления от создания творческой коллективной работы.
  5. Воспитывать у детей чувства любви к природе.

Интеграция: образовательные области "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познание".

Словарная работа: Проталины, перелётные
Оборудование: Демонстрационный: макеты медвежьей берлоги, скворечник со скворцом, подснежники, птица грач, картина "Весна пришла" разрезанная на четыре части

В.Что можно сказать про ручеек, какой он?
Д. Ручеек быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, звонкий, прозрачный, холодный.
В. Отлично, все вы знаете. Кто еще заметил от весны сюрприз?
Дети находят подснежники.
В. Как называются эти цветы?
Д. Подснежники
В. Ребята, Аня с мамой узнала легенду о подснежниках и она хочет нам ее рассказать.
Д. Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
В. Ребята, а вот и весенние послание. Что же здесь изображено?
Д. Подснежник - красивый, весенний, нежный, первый цветок.
В. А где, в первую очередь, появляются подснежники?
Д. На проталинах (скажем все вместе)
В. Что такое - проталины?
Д. Места, где из - под тающего снега проглядывает земля.
В. Кто ещё нашел сюрприз весенний, расскажите нам что увидели?
Д. Я нашла скворечник и птицу
В. Как называется птица?
Д. Скворец ……..
В. Какая это птица?
Д. Перелетная (словарная работа)
В. Ребята, поможем птицам построить скворечники.
Пальчиковая гимнастика
Д. Готовы скворечники,
Можно селиться, (стучат кулачками друг об друга)
Готовы дома - терема (соединить кончики пальцев двух рук в "крышу домика")
Летите, летите веселые птицы (соединить пальцы двух рук между собой "внахлёст")
Скорей занимайте дома. (помахать пальцами)
В. Ребята, и скворец принес нам весточку. Что же здесь изображено?
Д. На дереве скворечник, рядом со скворечником сидит скворец.
В. Откуда появился скворец на дереве?
Д. Он прилетел из тёплых стран.
В. Ребята, а сейчас давайте вспомним признаки весны.

Игра с мячом. (мяч по кругу)
В. Небо.
Д. Голубое, светлое, ясное, сияющее, высокое
В. Солнце
Д. Ослепительное, лучистое, красное, теплое, ясное, нежное, ласковое.
В. Облака
Д. Легкие, прозрачные, воздушные, белые, кудрявые, пушистые.
В. Трава
Д. Густая, зеленая, душистая, сочная, нежная, похожа на пушистый ковер
В. Молодцы! А впереди нас ещё ждет интересная работа. Что у меня в руках?
Д. Части картины
В. Что надо сделать, чтобы получилась целая картина?
Д. Собрать
В. Кто мне поможет собрать картину?
Кто расскажет рассказ по картине?
Дети рассказывают.
В. Как бы вы назвали картину?
Д. Начало весны, весна, цветущая весна, весна пришла.
В. А сейчас Полине предоставим слово. Она все ваши предложения соединит в один большой рассказ.

Д. (Пример рассказа) Начало весны.
Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег и образуются проталины. На проталинах появляются первые цветы - подснежники. Мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки. Из дальних стран прилетают птицы: грачи, скворцы… Мне нравиться весна!
В. Ребята, какое настроение вызвала эта картина?
Д. Радостное, спокойное, веселое, бодрое.
В. Давайте мы наше прекрасное настроение выразим яркими, разнообразными цветами.
Девочки нарисуют деревья, ручеёк, проталины, а мальчиков попросим украсить картину птицами, наклеить скворечники, солнышко, кораблики
Дети изображают весенний пейзаж.
В. Понравилась вам картина? Красивая у вас картина получилась, потому что вы работали дружно, старались!
Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?
Д. О весне.
В.Что вам запомнилось?
Дети отвечают.
В. Ребята, кто помнит, о чем была легенда, рассказанная Аней?
Д. О подснежнике.
В. Я тоже очень много от вас узнала о весне.
Вы сегодня очень старались. Создали волшебную картину и рассказали о весне. Ребята, дома обязательно расскажите своим родителям рассказ, который мы с вами сочинили.
Весна услышала ваши рассказы и захотела сделать вам подарок.
В. Показывает корзинку с угощением для детей.

Валентина Шевелёва
Составление рассказов по сюжетной картине «Ранняя весна» в старшей группе

Составление рассказов по сюжетной картине "Ранняя весна"

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картине. Развивать умение составлять сложные предложения совершенствовать грамматический строй речи. Развивать творческое воображение. Воспитывать понимание красоты природы"

Ход занятия:

1. Пальчиковая гимнастика "Мой домик"

2. Воспитатель читает стихотворение

"Снег теперь уже не тот, -

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки. " С. Я. Маршак

О каком времени года говорится в стихотворении?

Как вы догадались, что в нем говорится о весне?

Что происходит весной в природе?

Что делают перелётные птицы весной?

Как одеты дети весной?

3. Д/и "Скажи со словом "весенний"

День-небо-погода

Солнце-ручьи-цветы

4. Ребята, мы рассматриваем картину, а сегодня мы будем по ней составлять рассказ. Давайте вспомним ее содержание.

Что делают дети? (Дети гуляют рядом с детским садом)

Посмотрите на девочку в красном пальто, что вы можете сказать о ней? (Девочка сорвала цветочки на проталинах,там где растаял снег)

Почему растаял снег? (Солнышко ярко светит и греет, поэтому снег тает, появились проталины, побежали ручейки)

Что делают мальчики? (Мальчик в полосатой шапочке пускает кораблик в ручейке, а второй смотрит на кораблик)

Расскажите про девочку, которая сидит на скамейке?

5. А сейчас придумайте рассказ по картинке "Ранняя весна"

По плану:

1. Какое время года наступило?

2. Что делают девочки?

3. Что делают мальчики?

4. Как им весело вместе

6. При затруднении рассказывания детьми, воспитатель дает образец рассказа

Рассказ по картинке "Ранняя весна"

Наступила ранняя весна. Солнышко ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились прожилинки, побежали ручейки на проталинах.

Дети оделись и вышли на прогулку. Девочка Таня сорвала цветок, она принесет его в группу и поставит в воду, а девочка Маша взяла с собой на прогулку Петрушку и рассказывает ему о весне, она хочет сделать куличики из последнего снега.

Мальчики Ваня и Дима смастерили кораблик из бумаги и пускают его в ручейке. Детям интересно и весело на прогулке.

Публикации по теме:

Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Составление рассказа по картине И. И. Левитана "Весна. Большая вода" Цель:.

«Составление рассказов по картине «Купание медвежат». НОД с детьми в подготовительной группы Цель: развитие речевых коммуникаций ребёнка Основная образовательная область: коммуникация. Задачи по образовательной области: - продолжать.

Конспект НОД «Составление творческих рассказов по картине» Бурые медведи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Центр развития ребёнка - Детский сад № 77» Конспект Непосредственно.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Составление описательных рассказов по картине. Знакомство с антонимами» Конспект открытого занятия в средней группе «Малинка» по речевому развитию Воспитатель Савчук И. В. Тема: 1ч. Составление описательных рассказов.

Конспект НОД в средней группе Тема: Составление рассказа по картине «Весна идет» Конспект НОД в средней группе образовательная область "Речевое развитие". Тема: Составление рассказа по картине "Весна идет" Воспитатель:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, гостья Зима». Составление рассказов об изменениях в природе Программное содержание: закрепить знание времен года, зимних месяцев, учить составлять небольшие рассказы об изменении в природе в разное.

Конструкт «Составление творческих рассказов по картине «Прогулка в лесу» в подготовительной группе Конструкт организации совместной образовательной деятельности Группа: подготовительная группа Образовательная область: Речевое развитие.

Составление рассказов на тему «Весна»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Программные задачи:

  1. Учить детей составлять рассказы по сюжетным картинкам, пользуясь схемами.
  2. Развивать умения детей проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.
  3. Формировать умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.
  4. Расширять и систематизировать знания о весне и её признаках.
  5. Упражнять детей в подборе определений к заданным словам.

Словарная работа: март, апрель, май, ранняя, поздняя, лучистое, голубое.

Методы и приёмы: беседа, самостоятельная работа детей.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Весна», мольберт, схемы.

Предварительная работа: сезонные наблюдения в природе, беседы о временах года, рассматривание картин, чтение художественной литературы.

Ход занятия

— Ребята, посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся. Посмотрите все глазками на меня, давайте подойдём к окошку. Какой хороший сегодня день. Солнышка нет (есть), но давайте улыбнёмся хорошему деньку. Улыбнёмся как котик на солнышке, а теперь как хитрая лисичка. А сейчас как если бы вам подарили маленького хомячка; улыбнитесь от всей души.

На поляке, у тропинке
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит
А под ёлкой снег лежит.

— О каком времени года эти стихи?
— Правильно ребята эти стихи о весне. А после какого времени года наступает весна? Давайте вспомним и назовём весенние месяцы: март, апрель, май.
— Что происходит с солнцем? (Чаще появляется, греет, припекает, ярко светит.)
Небо голубое, высокое, чистое… Облака лёгкие, белые. Деревья оживают, просыпаются. Почки начинают набухать. Снег тает, темнеет, появляются сосульки.
Днём с них капает вода. Как называется это явление в природе? (Капель). Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче). Ночью ещё холодно, морозно.
Что происходит с птицами и животными? (Прилетают грачи. Просыпается медведица, у неё появляется детёныш. Заяц, лиса, белка, волк — линяют. Просыпаются ёж, барсук.) Все эти явления происходят в марте. Как называется этот период весны? (Ранняя весна)
Дети вы любите отгадывать загадки? Я сейчас проверю, готовы?
-Белое одеяло всю землю одевало. Весной солнце припекло. (снег)
— Бегут, звенят, в речку хотят. (ручьи)
— Жёлтый мяч на голубом платке катается, Людям улыбается. (солнце)
— Белая морковка вниз головой повисла. (сосулька)
— Домой прилетают, гнёзда свивают, песни распевают, лето поджидают. (птицы)
Молодцы ребята.

А теперь я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Скажи ласково.»
Ручей — ручеёк,
лужа — …………
солнце — …..,
дерево — ……….,
туча — …………,
проталина — …………. и т. д.
Молодцы.

Физкультминутка

На лужайке поутру (дети встают в круг)
Мы затеяли игру.
Я — подснежник, ты — вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре (расходятся)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки, (бегают)
Побежим наперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять (снова встают в круг)
Будем в солнышко играть.
Мы — весёлые лучи.
Мы резвы и горячи.
— Ребята, а давайте придумаем красивые слова о весне. Какая она?
(тёплая, красивая, красная, горячая, разноцветная, яркая)
— Какое весной солнце?
(ласковое, лучистое, яркое, тёплое, золотое, горячее)
— А какое небо бывает весной?
(голубое, чистое, высокое, глубокое)

— А сейчас подойдите и выберите себе картинку. Рассмотрите внимательно картинки. На них отражены все приметы о которых мы говорили: прилёт птиц, животные просыпаются, деревья просыпаются, игры детей весной.
(Рассказ: Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе пушистые, лёгкие, перистые (как пёрышки). Деревья весной просыпаются. На деревьях появляются почки, листочки. Почки зелёные, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, тёплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зелёная, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они поют, чирикают, щебечут, вьют гнёзда, ищут корм. Просыпаются животные. Они линяют, прыгают, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они одевают весеннюю одежду, копают, сеют и сажают.)



Статьи по теме: