«Вий». Анализ

  • Изначально кандидатом на роль Хомы Брута был Вячеслав Невинный.
  • Роль панночки могла достаться Елене Санько, Аде Роговцевой и Светлане Коркошко.
  • Наталья Варлей выпала из гроба во время съёмок сцены полёта, но её подхватил леонид Куравлёв. После этого Леонид неделю провёл в больнице из-за растяжения мышц.
  • Несмотря на то что роль панночки исполнила Наталья Варлей, озвучивала роль Клара Румянова.
  • Пётр Вескляров сыграл в фильме сразу две роли - ректора бурсы и Дороша.
  • В съёмках фильма приняли участие около 50 ворон, с которыми работал дрессировщик Тариэл Габидзшвили.
  • Фильм снят по одноимённой повести Н.В. Гоголя.
  • В одной из последних сцен панночка трясётся от злости. Эффект был достигнут благодаря специальной вибирирующей платформе, на которой стояла Наталья Варлей.
  • Петух, задействованный в одной из сцен, ранее снимался в фильме "Сказка о царе Салтане".
  • Костюм Вия был слишком тяжёл для актёров, поэтому для этой роли был приглашён профессиональный штангист.

Больше фактов (+7)

Ошибки в фильме

  • В начале фильма бурсаки стоят в ряд без шапок. План сменяется, и на всех бурсаках оказываются шапки.
  • Когда студенты выходят из бурсы, перед воротами пусто, но в следующей сцене они проходят мимо стоящей телеги.
  • Одежда ведьмы несколько раз меняется на протяжении одной и той же сцены.
  • В сцене на базаре церковь выглядит явно нарисованной.
  • Когда Хома кидает сапог в гроб панночки, он падает голенищем к нему. В следующем кадре он меняет своё положение.

Больше ошибок (+2)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

На время летних каникул студент столичной бурсы Хома Брут отправляется из Киева в родное село. За день Хома с товарищами - Халявой и Горобцом - проходят почти полсотни вёрст и останавливаются на отдых в одном из попавшихся дворов.

Старуха, хозяйка дома, оказывается ведьмой и околдовывает Хому. Всю ночь до рассвета она скачет верхом на нём по окрестным полям и лугам. Обессиленный и доведённый до исступления, Хома начинает читать все известные молитвы, и чары постепенно рассеиваются. Остановившись, Хома колотит ведьму подвернувшимся поленом и убивает её. С рассветом Хома видит, что никакой старухи нет, а убитая им ведьма оказывается прекрасной панночкой.

Испугавшись, Хома бежит обратно в Киев, но сразу по прибытии ректор бурсы заставляет его ехать к богатому сотнику для молитв над телом его тяжело больной дочери. Приехав на хутор, где живёт казак, Хома узнаёт, что дочь сотника уже умерла. В покойнице Брут с ужасом узнаёт ту самую панночку, которую он избил поленом. Хома просит сотника отпустить его с миром, но казак заставляет его три ночи отпевать его дочь в церкви: именно такой была последняя воля панночки.

На ночь Хому запирают в церкви, оставив его наедине с гробом панночки. Испугавшись мести ведьмы, Хома берёт мел и чертит вокруг себя круг, надеясь, что это спасёт от чар. Пропев молитвы до полуночи, Брут обнаружил, что панночка встала из гроба и начала рыскать по церкви в поисках своего убийцы. Однако меловой круг и молитва надёжно защитили Хому, и до рассвета ведьме не удалось добраться до него. Как только пропел петух, панночка вернулась в гроб.

Вторая ночь оказалась страшнее: ведьма стала прорываться через круг и летать в гробу по церкви, но безуспешно. Испуганный Хома вышел наутро поседевший: перед тем, как лечь в гроб, панночка наложила на него чары.

На третью ночь ведьма призвала нечисть, чтобы та нашла ей бурсака. Чтобы увидеть Хому, чудовища привели Вия - страшное чудище с железным лицом и огромными веками, свисающими до земли. Чудовища подняли Вию веки, и Хома, сопротивляясь желанию посмотреть ему в глаза, всё же не выдерживает. Вий показывает на Хому пальцем, и нечисть, набросившись на Брута, убивает его и уходит из церкви с первым криком петуха.

Отзывы о фильме «Вий»

  1. Добавить

    Необходимо миниум 10 символов, у вас 0

Рецензии на фильм «Вий»

  • vvper 8 ноября 2013 Оценка фильма 10 из 10

    В определение "ужасы и фентези" этот фильм не вмещается

    В американские жанры и определения "ужасы и фентези" этот фильм не вмещается! Его скорее можно охарактеризовать, как народный эпос! о чем сам Николай Васильевич Гоголь и говорил. А фильм поставлен шикарно! Просто шедевр киноискусства! Никакая американская киностряпня рядом не ляжет… Нет комментариев 0
  • savalikvad 12 октября 2013 Оценка фильма 10 из 10

    И по сей день повесть остается одной из самых загадочных у Гоголя. В примечании к ней Гоголь указывал, что «вся эта повесть есть народное предание» и что он передал его именно так, как слышал, ничего почти не изменив. Однако до сих пор не обнаружено ни одного фольклорного произведения, которое бы могло рассматриваться как источник центрального мотива повести, связанного с Вием. В первую очередь загадочно само происхождение образа Вия. Некоторые лингвисты (например,

    В. И. Абаев) считали, что в имени Вия фонетически отразилось индоевропейское имя бога, соответствующее иранскому vayu, безжалостному божеству в одном из гимнов «Авесты», а также и осетинскому «ваюгу» – антроморфному злому великану, чей образ в архаических представлениях связывался одновременно со смертью и с железом (ср. финал «Вия»: «С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное»). Вяч. Вс. Иванов пишет, что одноглазый гоголевский Вий, у которого на первый план выходит именно мотив зрения, имеет самую близкую параллель в кельтском эпосе, где о великане Балоре, носившем кличку «Дурной глаз», говорилось, что глаз ему открывали обычно на поле боя: «Обычно четыре человека колом поднимали веко с его глаза». Но поскольку собственно кельтское предание Гоголь знать не мог, то Иванов все же склонен считать, что Гоголь черпал сведения из предания, сходного с кельтским и ему родственного 132 . И потому имя Вий может быть связано с украинским именем нарицательным:вия – ресница (в таком случае гиперболичность метонимического описания целого по части предвещает уже более позднюю повесть «Нос»; ср. впоследствии у Маяковского в «Войне и мире»: «Слушайте! Из меня слепым Вием время орет»).

    Сам же сюжет «Вия» восходил к распространенному в украинских быличках мотиву об умершей ведьме и парубке, послужившем причиной ее смерти и проведшем три ночи у ее гроба 133 . Впрочем, как заметила современный этнограф Е. Левкиевская, демонические существа, окружающие Вия, скорее описаны в соответствии с манерой европейских и русских романтиков, изображавших страшное и иномирное как совмещение несоединимых деталей 134 . Так, «что‑то в виде огромного пузыря, с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионных жал», легко ассоциируется с фантастическими образами картины Босха «Искушения св. Антония». Вместе с тем, мотив «отчитывания» великой грешницы, продавшей душу дьяволу, ассоциировался также с балладой Роберта Соути «Ведьма из Беркли», которая была в 1814 г. переведена Жуковским под названием «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди». Тем более что в описании ночного бесчинства чудовищ Гоголь явно следовал за текстом Жуковского («И снова рев, и шум, и треск у врат И храма дверь со стуком затряслась и на пол рухнула с петлями…» – у Жуковского; «Вихрь поднялся по церкви… двери сорвались с петель» – у Гоголя).

    Но фантастика, однако, причудливо сплеталась в повести с реально‑бытовыми деталями и описаниями, к которым относились и сцены бурсацкого быта, и яркие «натуралистические» портреты бурсаков, философа Хомы Брута, ритора Тиберия Горобца, богослова Халявы, что давало повод даже усматривать в некоторых эпизодах «Вия» отголоски романа Нарежного «Бурсак» (1824). И опять, как всегда у Гоголя, при внешней простоте все получалось отнюдь не просто. Конечно, повесть можно было рассматривать (и это нередко делалось) как достаточно прямолинейное противопоставление зла – добру, демократического народного начала (выраженного, естественно, в образе бурсака Хомы Брута) – началу антидемократическому (образ сотника и его дочери, прекрасной, но злой панночки) 135 . И все же правильнее было бы увидеть в этой повести мир, «расколотый надвое» 136 . Герой живет как бы в двух измерениях: реальная жизнь с ее горестями, бедами, к которым Хома Брут относится «как истинный философ», – и мир фантазии, легенды (линия панночки), вторгающийся в эту обыденную жизнь. Но… вся сложность начинается именно здесь. Ведь в традиции романтического двоемирия (эталоном которого в России в определенном смысле были сказки и новеллы Э. Т. А. Гофмана) именно ирреальный фантастический мир обладал возвышающей функцией, уводя героя от обыденности жизни, позволяя прозреть нечто, недоступное в бытовой жизни. Однако у Гоголя именно линия панночки (фантастического), казалось бы, откровенно связана со злом. Панночка – ведьма, которая, превратившись в мертвую панночку, чуть было не убила Хому в сцене скачки, при помощи фантастических сил все же свершает свою страшную месть. И все же образ этот никак не может быть истолкован однозначно, как неоднозначно толкуется он и самим Гоголем. Вспомним сцену ночной скачки: «Он чувствовал какое‑то томительное, неприятное и вместе сладкое чувство, подступавшее к его сердцу. Он опустил голову вниз и видел, что трава, бывшая почти под ногами его, казалось, росла глубоко и далеко <…>. Он видел, как вместо месяца светило там какое‑то солнце; он слышал, как голубые колокольчики, наклоняя свои головки, звенели. Он видел, как из‑за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета». Вспоминается известное изречение немецкого романтика Вакенродера о том, что если в лесу мы не видим русалок, то в этом виноваты мы сами. И тогда по внутренней логике повествования оказывается, что именно ведьма‑панночка, само олицетворение зла, открывает Хоме ранее невидимое им: позволяя услышать пение цветов, лицезреть красоту русалок, пробуждая в герое дар седьмого чувства. Иными словами, пробуждая его к новой жизни, но при том, в конечном счете, лишая его жизни земной.

    Данную антиномию необходимо, по‑видимому, рассматривать в более широком контексте, выходящем собственно за рамки повести «Вий» (думается, что не совсем справедлива попытка некоторых исследователей и комментаторов повести объяснить причину гибели Хомы Брута словами его однокорытника Горобца: «А я знаю, почему пропал он: оттого что побоялся»; последнее есть всего лишь позиция ритора Горобца, изложенная Гоголем не без иронии). Более широким контекстом повести «Вий» является общее отношение Гоголя к красоте, и к женской красоте в частности, к ее сжигающей силе.

    Тема женской красоты, которая может быть богоподобной, а может быть и пустой внешностью, мертвым покровом, постоянное колебание между потребностью чистой духовности и восхищением внешней красотой были заданы Гоголем еще в упоминавшемся раннем очерке «Женщина», вошедшем затем в «Арабески», где с представлением Телеклеса о женщине как адском порождении спорил Платон, представлявший женщину в богоподобном, небесном облачении. Собственно, эта антиномия богоподобной и демонической красоты и сущности женщины проходила уже через цикл «Вечеров», где прекрасным божественным героиням противостояли их демонические антиподы (Параска – Хивря, Оксана – Солоха). Но там божественная и демоническая красота были еще разнесены по разным ролям. В «Вие» же они стали неделимой сущностью одного персонажа – панночки‑ведьмы. А ее богоданная (а на самом деле демоническая красота) оказалась пламенем, а не светом, превратившем во прах Хому. Эта опасность, которая, по собственному признанию Гоголя в письме Данилевскому, подстерегала и его самого. Проблема отношения к женщине и к женской красоте, поэтика женского образа у Гоголя вписывалась одновременно и в проблему конфессиональной двойственности Гоголя, выросшего на Украине, где исконно православие не только боролось, но и тесно соприкасалось с католицизмом 137 (позднее, новое искушение католичеством Гоголь переживет уже непосредственно в Риме). Тяга Гоголя к внешней, чувственной красоте на самом дел во многом шла от западной традиции, в то время как боязнь прельстительной внешности – от традиции православной (вспомним два различных иконографических принципа изображения девы Марии: иконность изображения православной Марии, где лицо предстает как бесплотный лик, и жизненность, плотскость Марии католической, где красота оказывается нередко доведена до миловидности). В этом смысле неслучайно, что торжествующая чувственная, демоническая женская красота панночки в «Вие», сжигающая Хому Брута, рифмуется в финале повести с описанием поруганного храма – заброшенной церкви, которая «так навеки и осталась … с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, бурьяном, и никто не найдет теперь к ней дороги».

    Проблема конфессиональной двойственности и параллельная ей проблема соблазна женской красотой стали центральными моментами четвертой (по порядку – третьей) повести «Миргорода» – повести «Тарас Бульба», если не самой яркой, то во всяком случае самой знаменитой из повестей миргородского цикла.

    На самом деле, повесть существует в двух редакциях, поскольку Гоголь для своего первого издания сочинений 1842 г. значительно переделал миргородский вариант. Так что версия, которую обыкновенно читает читатель массовых изданий, относится уже к позднейшему времени. Но уже и в своей первой редакции повесть вписывалась в намерение Гоголя создать эпопею народной жизни, истинно национальную эпопею на материале украинской истории. Гоголя «привлекает такое состояние национальной жизни, когда она, несмотря на внутренние конфликты, вопреки этим конфликтам, способна вдохновиться одной идеей, одним историческим делом» 138 . О подобной же тенденции свидетельствует еще одно произведение, над которым Гоголь работал в том же 1835 г. – незавершенная драма «Альфред». В ней речь идет о борьбе англосаксов под предводительством короля Альфреда со скандинавскими завоевателями. В «Тарасе Бульбе» также повествуется о борьбе украинцев с иноземцами (поляками и турками) в период становления их национальной государственности, которая, особенно во второй редакции повести, осмыслялась Гоголем как государственность общерусская: «Вечная необходимость пограничной защиты против трех разнохарактерных наций, все это придавало какой‑то вольный широкий размер подвигам сынов ее», – писал Гоголь о Малороссии в первой редакции «Тараса Бульбы». «Русский характер получил здесь могучий, широкий размах…», – говорил он во второй редакции. Отсюда – высокий масштаб главных персонажей, и главное – образ Тараса Бульбы, «представителя жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни» (Белинский). И Белинский же писал: «Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип!» 139

    В 30‑е годы XIX в. модель историческому повествованию задавали романы Вальтера Скотта, который выводил на авансцену вымышленного героя (исторические лица играли у Скотта, как правило, роль эпизодическую), силой обстоятельств вовлеченного в водоворот истории 140 (образцом такого романа в русской литературе была «Капитанская дочка» Пушкина). В этом смысле Гоголь был историческим писателем совершенно иного направления, поскольку его главный герой Тарас Бульба призван был воплощать именно судьбу народную, выступая как герой национальной эпопеи.

    Но параллельно в повести намечалась и иная линия: тенденция отпадения от народной судьбы, переход от всеобщности (дух казачества) к индивидуальности, воплощенный в образе и истории сына Тараса Андрия. Сюжетно Андрий оказывается как раз тем «блудным сыном» Тараса, что переходит на сторону поляков, поддавшись прельщению женской красоты и одновременно католической веры. Наиболее ярко это проявилось в сцене искушения католическим храмом, которое предстает одновременно и как искушение католичеством, и как искушение красотой искусства и красотой гордой полячки. Конечно, история Андрия, хоть и несет внешне позитивный смысл (приобщение к европейской цивилизации), но в целом осмысляется негативно, делая героя отщепенцем рода и в конечном счете приводя его к бесславной смерти. Но вместе с тем для Гоголя она оказываются тем повествовательным узлом, в котором связываются основные искушения самого Гоголя, писателя и человека. Неслучайно в «Авторской исповеди» Гоголь впоследствии писал: «У меня не было влеченья к прошедшему. Предмет мой была современность и жизнь в ее нынешнем быту, может быть, оттого, что ум мой был всегда наклонен к существенности и к пользе более осязательной». Ключом к этому толкованию могли бы послужить и известные строки: «Бей в прошедшем настоящее, и тройною силою облечется твое слово».

    Год издания книги: 1835

    Повесть Гоголя «Вий» впервые увидела свет в 1835 году в одном из сборников автора. Произведение приобрело большую популярность, по его мотивам неоднократно снимали художественные фильмы. Последней экранизацией стала одноименная картина 2014 года. Сегодня книгу «Вий» Гоголя читать можно и рамках школьной, как и многие другие книги писателя, занимающего верхние строчки нашего .

    Повести «Вий» краткое содержание

    Когда рано утром в Киеве доносился колокольный звон, к монастырю с любого уголка города спешило много учащихся: школьники и бурсаки. В их числе были грамматики, риторы и философы. Одетые в лохмотья, молодые люди шли на занятия. Каждый учащийся вел себя по-разному. Грамматики были еще маленькими, поэтому их поход в школу сопровождался криками и толканием. Куда спокойнее были философы и богословы. По дороге они могли обсуждать серьезные темы и в целом держали себя уверенно. Как только молодые люди переступали порог семинарии, они распределялись каждый в свой класс.

    Иногда, когда ученики приходили слишком рано, или же когда их педагог задерживался, в семинарии проводились так называемые бои. Чаще всего богословы решали, как именно все будет происходить: класс против класса или же бурса против семинарии. К слову, именно богословы практически всегда и побеждали в подобных боях. Но вот когда приходил профессор, в классах воцарялась тишина.

    Также в повести Гоголя «Вий» читать можем, что развлекались молодые люди не только в самой семинарии. Часто в праздничные дни они выходили в село с разными представлениями. Таким образом ученики получали от жителей сало, ткань или же гуся. Но больше всего семинаристы любили каникулы. Ведь тогда они могли отправиться домой либо устроится на работу и обучать за деньги детей. Те, кто не имел дома, направлялись в гости к друзьям.

    Однажды, во время каникул отправились три бурсака на заработок. Заметив, что их сумка с продуктами практически пуста, молодые люди решили свернуть с дороги и направиться в ближайший хутор для пополнения запасов. Вот так с наступлением сумерек шли себе рослый богослов Халява, веселый философ Хома Брут и молодой ритор Тиберий. Шли они достаточно долго, и на улице уже стемнело. Однако никакого хутора вблизи не виднелось. Стали семинаристы думать, как поступить дальше. Халява предложил заночевать в поле. Но Хома был настолько голоден, что не смог бы переждать ночь. К тому же он ужасно боялся волков, которые тут обитали. Он предложил немного продолжить поиски – вдруг они уже недалеко от какого-нибудь поселения. И философ не ошибся – спустя несколько минут молодые люди услышали лай собаки и увидели вдали чей-то двор.

    Далее повести «Вий» Гоголя краткое содержание рассказывает, что семинаристы подошли ближе к незнакомому дому. К ним вышла старушка и поинтересовалась, чего они хотят. Молодые люди представились и попросились на ночлег. Однако женщина отказала им, сославшись на то, что незнакомцы будут шумно себя вести. Но они смогли ее убедить впустить их при условии, что спать они будут в разных местах. Войдя, Хома попросил у старухи немного еды, но та сказала, что пусть радуются и тому, что не спят на улице. Философ расстроился, но заметил, как Халява уже где-то успел украсть копченую рыбу. Недолго думая, Хома сунул руку в карман товарища и забрал краденое себе.

    В то время, как товарищи легли спать в хате или в коморе, философу был отведен овечий хлев. Плотно поужинав карасем, он лег отдыхать. Как тут в хлев вошла бабка и молча стала протягивать к нему руки. Хома оторопел и не понимал, что происходит. Он пытался освободиться, но старушка крепко держала его. Вмиг она смогла запрыгнуть ему на спину и сильно ударить. В тот же час философ, как в , поднялся над землей и полетел. Тогда-то он и понял, что старушка является ведьмой.

    Во время полета Хома вмиг стал вспоминать все заученные молитвы, но ничего не помогало. Через какое-то время, он почувствовал, что хватка старухи ослабевает. Обрадовался философ, вмиг скинул ее и сам запрыгнул на спину ведьме. По дороге он схватил огромную ветку и принялся что есть сил колотить бабку, которая становилась все слабее и слабее. Наконец ведьма не выдержала. Она остановилась, скинула Хому и упала на землю. Тогда философ подошел поближе и заметил, что перед ним красивая молодая девушка. Она лежала без сил и плакала. Однако семинарист не хотел задерживаться возле нее ни секундой больше и принялся бежать назад в Киев.

    Далее если повесть «Вий» читать краткое содержание, узнаем, что из-за каникул семинария была пуста. Только Хома бродил по коридорам, пытаясь осознать все, что с ним произошло. Прошло немного времени, и философ и думать забыл о ведьме. Он ходил в гости, курил люльку, общался с людьми и отдыхал. Но вскоре появились слухи о том, что дочь одного богатого сотника, который живет где-то под Киевом, вернулась домой в ранах и перед смертью попросила отца, чтобы молитвы по ней читал семинарист Хома Брут. Ректор тут же послал за философом и сообщил ему приказ сотника. Тот удивился, однако делать было нечего – пришлось отправляться в дорогу.

    В одном экипаже с ним ехало несколько казаков. Хома начал расспрашивать у них побольше о сотнике, к которому он едет и о его дочери. Однако никто ему не смог ответить, незнакомцы только курили и лежали на мешках. Поздно ночью они прибыли в село, где жил сотник. Философ хотел обойти его и осмотреться, однако уже не имел сил и просто лег спать. Проснувшись, он узнал, что этой ночью умерла панночка. Хома вышел во двор, чтобы наконец увидеть, куда же он попал.

    Село, принадлежавшее сотнику, было огромным и красивым, но сам дом, где он проживал, был довольно маленьким. Больше всего философа поразила природа – горы, зеленые луга и Днепр. Он даже подумал, что хотел бы остаться здесь навсегда. Вдруг к нему подошел один из казаков и сказал, что пан уже ждет его. Войдя в дом, Хома увидел старого седого сотника. Было заметно, что смерть дочери стала для него большим ударом. Он стал расспрашивать семинариста о его семье и происхождении. Однако, выслушав все ответы, сотник так и не смог понять, почему его дочь попросила, чтобы молитвы по ней читал именно он – ведь семинарист даже не знал ее лично. Но делать нечего – последняя воля умирающей – закон. Поэтому Хома обязан был на протяжении трех дней читать молитвы возле умершей.

    Сотник повел Хому, чтобы показать свою дочь. То, что увидел молодой человек, испугало его до глубины души – в гробу перед ним лежала та самая ведьма, с которой он столкнулся несколько дней назад. Она выглядела так, словно еще живая – красивые черты лица все еще обрамлялись румянцем, а губы замерли в улыбке. Вечером гроб с девушкой отнесли в церковь, где Хома должен был всю ночь читать молитвы над ней. Ему было страшно оставаться с ведьмой на всю ночь, он боялся, что она встанет из гроба.

    Далее если повесть «Вий» читать полностью, узнаем, что перед тем, как оставить философа со своей дочерью, сотник приказал накормить его. Во время ужина Хома даже немного забыл о том, что панночка – ведьма. Он наслаждался вкусной едой и общался с новыми знакомыми. Тут разговор зашел о том, что умершая имело дело с нечистой силой. Как оказалось, по селу уже давно ходили такие слухи. Некоторые даже утверждали то, что видели, как панночка колдует. Философу поведали про псаря по имени Никита, которого околдовала панночка. Он настолько сильно влюбился в нее, что выполнял любое указание девушки. Но прошло какое-то время, и Никита неожиданно для всех умер. Позже Хома услышал историю о том, что панночка убила младенца и жену одного из казаков. Все это вселяло в семинариста еще больший страх перед предстоящей ночью.

    Но вот настала ночь и главный герой повести Гоголя «Вий» вошел в церковь и остался один на один с умершей. Он принялся читать молитву, как вдруг заметил, что как в началась настоящая чертовщина. Панночка встала из гроба. Испугавшись, Хома быстро нарисовал вокруг себя черту и принялся читать заклинание против ведьмы. Это немного помогло – девушка подошла максимально близко, однако в круг так и не шагнула. Она вернулась в гроб, который тут же начал летать по церкви. Хома продержался до первых лучей солнца. Как только начало светать, все успокоилось, и семинарист вышел. Осталось пережить еще два дня.

    Вернувшись в село, он выпил водки и лег поспать. После пробуждения страх у Хомы исчез, и он спокойно гулял по селению и знакомился с жителями. Как тут наступил вечер, и его опять позвали в церковь. Молодому человеку было не так страшно, поскольку он знал, чего ожидать от предстоящей ночи. Однако сегодня кроме самой панночки он увидел еще странных созданий, которые ломились в окна церкви. До первых лучей солнца философ повторял заклинание. Когда за Хомой пришли, он лежал уже наполовину мертвый.

    В тот день семинарист выпил больше водки, однако забыть все происходящее в церкви она не помогла. Когда он выспался и вышел во двор, все заметили, что Хома поседел. Философ пошел к сотнику, чтобы рассказать ему о том, что его покойная дочь — ведьма. Тот выслушал гостя, однако сказал, что обещание должно быть выполнено. Поэтому сегодня ночью в последний раз Хома должен будет прочитать молитвы над панночкой. К тому же пан пообещал семинаристу большие деньги, поэтому отказаться было нелегко.

    После этого «Вий» повесть рассказывает, что ближе к вечеру Хоме стало ужасно страшно. Он даже попытался сбежать, но один из местных быстро нашел его и повел в церковь. Когда панночка снова встала из гроба, философ заметил, что она выглядела намного страшнее, чем в предыдущие дни. Вокруг нее летало множество странных существ. Девушка приказала им привести Вия. И вот через некоторое время в церкви появилось нечто больших размеров, чем-то напоминающее человека. Это и был Вий. Он попросил поднять ему веки и внимательно посмотрел на Хому. После этого по его же приказу все существа, летающие вокруг, набросились на семинариста. Утром его нашли уже мертвым.

    Тиберий и Халява быстро узнали о том, что приключилось с их товарищем. На его поминках они пришли к выводу, что тот просто не знал правильного заклинания, отчего и не смог противостоять ведьме.

    Книга «Вий» на сайте Топ книг

    Повесть Гоголя «Вий» читать полностью на сайте Топ книг вы сможете .

    Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казённокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

    Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несётся над землёй, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

    Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

    За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встаёт из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встаёт из него, но слышится отдалённый крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

    Днём бурсак спит, пьёт горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мёртвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несёт по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

    Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поёт молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги.

    Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

    Единственное и радостное событие в семинарии наступает тогда, когда семинаристов отпускают по домам. Группами они отправляются из Киева по большой дороге, зарабатывая себе на питание духовными песнопениями по зажиточным хуторам.

    Как-то трое семинаристов: богослов Халява, философ Фома и ритор Тиберий отправились в путь. Ночью, сбившись с дороги, они выходят к небольшому хутору. Хозяйка пускает путников переночевать с условием, что разместит их в разных местах. Фома, расположившийся в овечьем хлеву, пытается заснуть. Вдруг заходит старуха и, сверкая глазами, ловит Фому. Она проворно запрыгивает ему на плечи. Но не успел Фома опомниться и подумать, что это ведьма, как понёсся над землёй. Он вспомнил все молитвы и почувствовал, как силы ведьмы слабеют. Изловчившись, он сталкивает старуху и вскакивает ей на спину, нанося удары поленом. Послышались дикие вопли. Старуха падает на землю, а вместо неё лежит молодая девушка, которая стонет. Фома, испугавшись, бежит в Киев.

    Ректор, позвав Фому, приказывает отправляться в дальний хутор к богатому сотнику читать отходную молитву по его дочери. Когда Фому привозят в хутор, сотник спрашивает, как он познакомился с его дочкой, так как перед смертью она просила, чтобы отходную три ночи подряд читал. Подойдя к гробу, он узнаёт в панночке ведьму.

    Наступила ночь. Фому закрывают в церкви. Он начинает читать молитвы, начертив вокруг себя круг. Ведьма встаёт из гроба и пытается подойти к Фоме, но натыкается на круг. Возвращаясь в гроб, она летает в нём по церкви, пока не падает, так как слышится крик петуха и крышка захлопывается. Днём Фома спит, пьёт водку, а к вечеру его одолевают мрачные мысли. Вот опять его ведут в церковь, где он снова чертит круг и читает молитвы. Подняв голову, он видит ведьму, стоявшую рядом. Страшные слова заклинаний разносит ветер по церкви, да только слышится, как ломится нечистая сила в двери и завывает.

    С кукареканьем петуха бесовское действие прекращается. Фома после второй ночи поседел, и его ели живого вынесли из церкви. Тишина третьей адской ночи взрывается треском железной крышки гроба. С визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и огромное полчище чудовищ наполняет помещение шумом крыльев и царапанье когтей. Ведьма приказывает привести Вия. Косолапое чудовище, предводитель нечистой силы тяжёлыми шагами вступает в церковь. Силы Фомы слабеют, а Вий показывая на Фому пальцем, окружает и душит его.

    Прокричал второй раз петух и нечистые бросаются из церкви, но не успевают. Осталась церковь стоять с завязнувшими в дверях и окнах чудовищах. Уже не видно, где церковь, так как заросло всё травой. Никто не может найти к ней дороги туда, и выбраться тем более. Дружки Фомы поминают в Киеве душу. Пропал Фома от того, что побоялся.

    Петро с Богданой разговаривают у околицы. Влюбленный парень готов посвататься к девушке, но та говорит, что отец хочет отдать ее за богатого. Мимо проходит сестра Богданы Даринка. Она идет к Федору, несет ему ужин. Федор пасет овец. Даринка приходит к пастуху, отдает ему еду и просит посидеть вместе с ним. Она объясняется парню в любви, просит ее поцеловать, но тут одна овца убегает в лес. Федор бежит за ней, девушка тоже устремляется в лес. Федор видит перед собой яркое сияние, он громко кричит.

    Николай Гоголь в присутствии Якима, Вакулы и доктора Бомгарта открывает сундучок, оставшийся от его наставника Якова ПетровичаГуро. Там находятся бумаги. На одном из листочков записаны даты смерти девушек, убитых Черным всадником. Еще на одном листочек цифры 12 + 1. Гоголь достает календарь и выясняет, что все даты на листочке соответствуют праздникам. Значит, нечисть убивает по праздникам. А следующий праздник будет через два дня.

    В село приезжает Басаврюк. Тесак и отец Варфоломей идут к начальнику полицейской управы Бинху и просят его изолировать пришельца. Тот говорит, что действует по закону, оснований для задержаний Басаврюка нет. В село входит окровавленный Федор. Он явно не в себе. Бинх пытается его допросить: где пропавшая Даринка? О пропаже девушки заявил ее отец. Гоголь указывает Бинху, что Федор не в состоянии внятно говорить. Даринку нужно искать в лесу. Бинх организует население села на поиски девушки. В лесу Гоголь разговаривает с утопленницей Оксаной, которую видит только он один. Та ревнует его к Лизе и говорит, чтобы он не приходил к омуту, иначе она его утопит. Люди обнаруживают растерзанные останки. Богдана плачет по погибшей сестре. Бинх говорит, что преступление раскрыто: девушку убил Федор. Но доктор Бомгарт утверждает, что в лесу обнаружены останки распотрошенной овечьей туши. А Гоголя после разговора с утопленницей посещает видение, и он понимает, что Даринка еще жива. Ее хотят убить в предстоящий праздник.

    Гоголя посещают видения про осенний цветок. Очнувшись, он отправляется к пруду, его утаскивают на дно утопленницы, он расспрашивает Оксану про осенний цветок. Та говорит, что это кровоцвет, он расцветает раз в году и может указать сорвавшему его человеку клад с золотом. Но сорвать цветок может только невинный человек, и для этого он должен пролить кровь еще одного невинного. Гоголь просит утопленницу научить его управлять своим даром. Оксана утверждает, что разгадку тайны его связи с темными силами нужно искать в минувшем, когда Николай был еще ребенком.

    На следующий день Гоголь подслушивает разговор Басаврюка с Петром, он подговаривает парня сорвать кровоцвет. Так он получит много денег, и тогда отец отдаст за него Богдану.

    Гоголь идет в церковь. Священник рассказывает ему, что Басаврюк – бес. Он охотится за человеческими душами. Он развращает людей в Медвежьем овраге. Выйдя из церкви Гоголь встречает Лизу и спрашивает у нее дорогу в Медвежий овраг. Та говорит, что по местным поверьям там обитает нечистая сила, но разъясняет Гоголю, как туда пройти. Гоголь просит у Вакулы ружье и отправляется к Медвежьему оврагу. По дороге он видит группу девушек, которые перед праздником Покрова жгут простыни. Согласно народному обычаю так они привораживают себе суженого. В Медвежьем овраге Гоголь наблюдает сцену совращения Петра. Басаврюк предлагает тому убить Даринку, дает ему кинжал. Петрусь приставляет его к горлу девушки, Гоголь умоляет его отпустить Даринку. Петро наносит рану на горле Даринки, Гоголь стреляет, Петр падает замертво, Басаврюк тает в воздухе. Гоголь несет тело девушки к доктору. Тот отказывается делать операцию: когда-то под его ножом умер пациент и Бомгарт зарекся оперировать, Гоголь уговаривает его исполнить свой долг. Доктор соглашается, зашивает рану девушки. Та приходит в себя.

    К Гоголю приходит Лиза. Ее муж уехал. Лиза объясняется в любви. Оксана видит эту сцену в зеркало. Зеркало трескается.

    В лесу обнаружено тело мертвой девушки, принимавшей участие в обряде. Значит, расписание убийств все-таки соблюдается. Гоголь выясняет, что следующий праздник через пять дней. По его предложению Бинх объявляет комендантский час для девушек. Гоголь расспрашивает Якима, который служил еще у его родителей, о своем детстве: со мной ничего странного не случалось? Старый слуга утверждает, что Николай просто болел иногда. Яким не хочет рассказывать молодому барину о том, что сам не любит вспоминать. Николай был не первым ребенком, шесть его братьев умерли в младенчестве. Отец был в отчаянье, он молил бога, чтобы хоть один его ребенок не умер. Возле церкви Василий Гоголь повстречал зловещего субъекта без носа и сказал ему, что ради жизни будущего сына готов на все.

    Утром накануне праздника на семи домах, где есть молодые девушки, обнаружены кровавые знаки. Доктор выясняет, что это собачья кровь. По улицам бродит монахиня, ищет пропавшую собаку. Дочка Вакулы Василинка заглядывает в окно хаты, где живет приезжая женщина Ульяна. Она видит, как в воздухе проносятся галушки. На стене висит труп собаки, с которого в таз стекает кровь. К девочке обращается Ульяна. Предлагает зайти в хату. Но Василинка бежит к отцу и рассказывает об увиденном. Тот сообщает об этом Гоголю. Гоголь предлагает позвать Бинха и навестить Ульяну, но сам отправляется туда в одиночку. Войдя в дом, он видит, как какой-то человек в капюшоне вбивает в тело Ульяны кол. Гоголь бросается на него, но злоумышленник успевает скрыться. Приходят Вакула и Бинх. Гоголь рассказывает о происшедшем. Выясняется, что руки убитой были прибиты к полу серебряными гвоздями. На колу в ее сердце какие-то надписи. На полу надпись кровью. Язык вроде латинский, но ни слова не понять. Гоголь предлагает Бинху свезти семь девушек из помеченных домов на отдаленный хутор и поместить их под охрану.

    Гоголю и Бинху удается поймать таинственного незнакомца. Это Хома Брут. Он занимается поимкой ведьм, за Ульяной он охотился три года. Бинх ему не верит. Но Бруту удается освободиться, он берет в заложники Гоголя и получает свободу. Хоме удается убедить в своей правоте Гоголя: нужно довести обряд с ведьмой до конца. Тогда она позовет на помощь Вия. Хома хочет его уничтожить, для этого предназначены заклинания, написанные им на полу. Бинх велит отправить девушек на хутор, а сам приступает к поискам пропавших Хомы и Гоголя. Те, прихватив тело ведьмы, отправляются в заброшенную церковь. Там ведьму помещают в гроб. Хома очерчивает мелом круг. Через некоторое время ведьма поднимается, у нее отрастают когти и клыки, она пытается ворваться в круг. Хома читает заклинания. На зов ведьмы собирается нечисть.

    В это время Темный всадник убивает охрану и всех девушек. Вакула и Бинх обнаруживают только трупы. Вакула говорит, что знает, где Гоголь и Хома (он встретился с ними, когда они несли тело ведьмы в церковь). Бинх вместе со своим помощником Тесаком отправляются туда. Ведьме удается ухватить за руку Хому. Она тащит его из круга. Гоголь удерживает Брута за другую руку. Но это – деревянный протез. Он отрывается, ведьма вытаскивает Хому и перегрызает ему горло. Слышны страшные звуки. Это приближается Вий. Гоголь читает заклинания. Алтарь рушится. Оксана, которая прибыла в церковь с прочими утопленницами, просит Гоголя не смотреть в глаз Вию. Через разрушенную стену церкви на Гоголя смотрит огненный глаз гигантского чудовища. Гоголь смотрит в этот глаз. Вий из него втягивает душу, Гоголь из последних сил читает заклинания. Бинх и Тесак видят, как огромный великан рушится грудой камней на церковь. Они вбегают в храм и видят тела Хомы, ведьмы и Гоголя.

    Флешбэк. У Гоголей снова родился мертвый ребенок, он не дышит. В комнату, где лежит роженица, входит Безносый, он протягивает к младенцу руку, тот хватает его за палец. Раздается детский плач. Супруги решают назвать новорожденного сына Николаем.



Статьи по теме: