Установить проект на тему лекарственные растения. Краткосрочный проект на тему "лекарственная кладовая краснодарского края"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №83 «Фея» Экологический проект "Лекарственные растения" (краткосрочный) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Щербакова Н. В.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность проекта Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно, наверное, даже обитатели пещер уже пользовались целебными травами для лечения различных недомоганий. Дошедшие до нас лечебные трактаты древних врачевателей дают уже конкретные рецепты и способы применения целебных растений на базе практического опыта многих тысячелетий. Таким образом, народные знахари-целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о целебных свойствах той или иной травы, создавая прочный фундамент той природной "зеленой аптеки", которой мы пользуемся и в настоящее время. Лекарственные вещества, выделяемые из целебных растений в чистом виде, используются сейчас в качестве порошков, таблеток, настоек. Многие современные синтезированные лекарства не могут сравниться по своему лечебному эффекту с теми лекарствами, которые получены из трав и растений, не говоря уже о побочных явлениях, вызываемых химическими лекарствами. Дети дошкольного возраста должны знать о пользе лекарственных растений, уметь отличать их от других растений, беречь и не рвать без надобности.

3 слайд

Описание слайда:

Продолжительность проекта: 2 недели Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Тип проекта: поисковый. Цель проекта: - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования ими. Задачи: воспитывающие: воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям; развивающие: - развивать конструктивные, изобразительные способности в изготовлении рисунков, аппликаций, гербариев; - развивать игровое творчество, воображение, мышление,связную речь в процессе наблюдений и обследований лекарственных растений; обучающие: - дать понятия о том, что такое «лекарственные растения», отметить их роль для здоровья человека; - собрать иллюстрации с изображением лекарственных растений; научить детей засушивать растения и делать из них гербарий; обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы – описания, сказки, загадки о растениях;

4 слайд

Описание слайда:

Этапы: Подготовительный: - составление перспективного плана мероприятий проекта; - подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях; - подборка иллюстраций лекарственных растений; - подготовка материала и оборудования: альбом, краски, кисти, ножницы, клей и др. для выполнения работ по изобразительной деятельности; скоросшиватель для оформления гербария; - подготовка растений и посуды для фиточая. Основной: - наблюдения в природе; - познавательная деятельность при знакомстве с растениями; - чтение художественной и энциклопедической литературы; - рассматривание иллюстраций лекарственных растений; - выполнение работ по изобразительной деятельности; - составление рассказов, загадок и сказок о растениях. Заключительный: - обобщение результатов работы по ознакомлению с лекарственными растениями; - закрепление полученных знаний; - изготовление гербария; - питье фиточая из разных лекарственных трав.

5 слайд

Описание слайда:

Ожидаемый результат 1. У детей появился интерес к узнаванию природы: - особенностям жизни и развития растений, в частности к лекарственным растениям; - появилось желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями в группе и на участке; - расширились навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. 2. Пополнился словарный запас, научились называть лекарственные растения. 3. Дети познакомились с новыми для них растениями, научились находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений. 4. В работах по изобразительной деятельности научились передавать свои чувства и настроения. 5. Родители стали более активно участвовать в подготовке и проведении экологических мероприятий.

6 слайд

Описание слайда:

Реализация проекта 1. Занятия познавательного цикла: Ситуативный разговор о лечебных растениях: «Друг или враг?» Цель: познакомились с лечебными растениями ближайшего окружения: подорожником, мать – и - мачехой, одуванчиком, ромашкой, чистотелом и другими растениями. Беседа о лекарственных растениях: «Зеленая аптека» Цель: из рассказа старшей медсестры узнали о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширили представления о мире растений, познакомились с взаимосвязями растительного мира и человека; с правилами сбора и сушки лекарственных растений; воспитывали любовь к природе и бережное к ней отношение.

7 слайд

Описание слайда:

Рассматривание растений: «В гостях у бабушки – травницы» Цель: развивали познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения их; воспитывали бережное отношение к природе. Экскурсия в уголок луга ДОУ: «Наши верные друзья» Цель: продолжали знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником, с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку; какие условия необходимы ему для того чтобы расти.

8 слайд

Описание слайда:

2. Занятия по изобразительной деятельности: Объемная аппликация: «Одуванчик» Цель: старались передать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы; удлинённые, зубчатые, зелёные листья. Рисование: «Подорожник» Цель: очень старались передать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с прожилками и ровными краями; закрепили знания о лекарственных свойствах подорожника.

9 слайд

Описание слайда:

3. Игровая деятельность: дидактические, словесные, подвижные игры Дидактическая игра: «Узнай растение» Цель: упражнялись в умении узнавать растение по внешнему виду, частям, строению, составлять рассказ о нем. Дидактическое упражнение: «Определи по запаху» Цель: узнавали лекарственные растения по запаху, рассказывали о его лечебных свойствах; развивали свою связную речь, закрепляли полученные знания в процессе этого интересного упражнения. Дидактическая игра: «Вершки и корешки» Цель: познакомились с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. Клевер – цветы, листья. Словесно – дидактическая игра: «Найди растение и расскажи о его пользе» Цель: закрепили знания о строении растений; учились находить отдельные его части и рассказывать о значении их для растения; воспитывали любовь к природе, бережное отношение к растениям. Подвижная игра: «Я садовником родился…» Цель: разучили новую игру, в ходе которой продолжали знакомство с лекарственными растениями, обогащали свой словарный запас, развивали речь, прививали любовь к природе.

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Проблема . Беседа с детьми на тему растений помогла определить проблему, а именно - дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в целебных растениях. Поэтому и был разработан экологический проект «Лекарственные растения»

Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года в течении двух месяцев.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта : сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

1. Для воспитанников:

1. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.

3. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

4. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать.

5. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. 6.Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

7. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

2. Для родителей (законных представителей)

1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создании совместного образовательного проекта.

2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах экологического воспитания.

3. Для педагога:

1. Разработать систему мероприятий, направленных на развитие экологических знаний старших дошкольников.

2. Создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений.

В летний период времени 2016 года на уровне ДОУ я внедряла проектную деятельность познавательного цикла под названием: "Растения, которые нас лечат". На начальном этапе внедрения проекта провела диагностическую беседу с детьми и анкетирование с родителями. План реализации проекта представлен в виде таблицы- матрицы. (план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий).

Осуществляя прогулку с детьми по экологической тропе, я задала детям вопрос: "Что вы видите под своими ногами, когда идете?" Дети стали называть: траву, камешки, цветы. Катя назвала одуванчики. «Вот – лопух», сказала Аня. «А я вижу подорожник, он лечит», - сказал Саша. А какие еще растения, которые нас лечат, вы знаете? Ответов много не последовало, и эта проблема послужила толчком к созданию проекта.

Ввести детей в проблему проекта помог просмотр мультфильма «Сказки про лекарственные растения». Сюжет мультфильма раскрыл перед детьми разнообразие мира растений, которые лечат людей, животных. После просмотра дети поняли, что в природе нас окружают растения, которые не только радуют своей красотой, но и помогают нам дышать. И также существуют лекарственные растения, которые в опасных для здоровья ситуациях приходят на помощь человеку, животным.

Затем для расширения знаний у детей о лечебных растениях использовала беседы с использованием ИКТ: "Как разнообразен растительный мир", "Почва и ее свойства", "Царство лекарственных растений", "Что лечат лекарственные растения". После этого дети стали искать в ближайшем окружении лекарственные травы. Исследовав территорию детского сада, выявили с детьми наличие хорошо знакомых детям видов лекарственных растений - одуванчик, подорожник, лопух; и незнакомых - тысячелистник, цикорий. На месте их произрастания мы поместили таблички - указатели с картинкой. Позже Галя предложила придумать карту и занести на нее все растения- целители, которые растут на территории детского сада. Итак, дети выявили, что нужно на карту занести следующие растения: цикорий, тысячелистник, ромашку лекарственную, пастушья сумка, одуванчик, лопух, подорожник, крапиву. Совместно с детьми изготовили карту- схему.

В период ознакомления с новым видом лекарственных растений мы читали такие литературные произведения как: рассказ "Огород на опушке" А. Стрижева, А. Онегова "Тропинка полевая", Н. Павловой "Загадки цветов", А. Плешакова "Зеленые страницы", Э. Шима «Сказки, найденные в траве», С. Козлова «Волшебная травка зверобой», К. Паустовский «Заботливый цветок».

Разучивали стихи, отгадывали загадки про лекарственные растения: подорожник, ромашку лекарственную, крапиву, одуванчик.

Чтобы сформировать представления о лекарственных растениях у детей проводила дидактические игры под названием: "Где что растет?", "Угадай, где я была?"(определение места произрастания), "Найди, о чем расскажу", "Что лечит это растение". "Какому растению принадлежит это?". Для создания игры "Угадай по запаху" приняли участие и дети и родители. Каждый ребенок выбрал понравившиеся растение, дома вместе с родителями собрали, высушили и принесли в сухом виде в мешочке из ткани.

Экскурсии по экологической тропе помогли детям в экспериментальной деятельности. Дети узнали строение растений, условия, необходимые для их жизни, размножение, рост, развитие растений. На прогулочном участке создали уголок "Зеленые помощники", где дети самостоятельно рассматривали картинки с лекарственными растениями и иллюстрации из книг.

Узнав о большой пользе всех лекарственных трав, дети предложили придумать плакат «Берегите лекарственные растения- это наши зеленые друзья» и разместили его в уголке на участке. А еще пригласили гостей- друзей из другой группы и рассказали им о пользе лекарственных растений.

Позже ребята спросили: "А где могут расти еще лекарственные растения?" И тогда мы осуществили выход в парковую зону с целью выявления места произрастания лекарственных растений за территорией детского сада. Сделали вывод, что эти растения растут повсюду, всегда рядом с нами. Затем посетили аптеку, где работает бабушка Вероники. Она рассказала детям, что можно травы сушить самостоятельно дома, а можно купить готовую траву в аптеке и лечиться.

С использованием изобразительных средств дети рисовали понравившиеся растения. Детские работы собрали в папку "Целебные травы".

Завершая работу с детьми по проекту, мы собрали гербарий лекарственных растений. В игровой деятельности дети использовали лечение разными отварами, легко узнавали и называли лекарственные растения на территории детского сада, по дороге домой. Пополнилась развивающая среда новыми дидактическими играми, появилась картотека лекарственных растений нашей местности,

В проектной деятельности принимали участие и родители. Совместно с детьми родители в домашних условиях изготовили схемы приготовления отваров, настоек для оздоровления организма и различных заболеваний. Поделились опытом на итоговом мероприятии. Вместе оформили копилку "Бабушкиных рецептов" (обмен рецептов).

Интересными по содержанию получились сочинения сказок родителей и детей про лекарственные растения и их лечебные свойства.

Творчески подошли родители к изготовлению книжек- малышек "Мое любимое лекарственное растение"

Ожидаемые и полученные результаты.

В ходе работы над проектом мы достигли следующих результатов: обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях нашей местности, которые растут и на территории детского сада. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас. Экспериментальная деятельность, в которой участвовали дети была направлена на развитие воображения, мышления. В ходе всего проекта дети проявляли любознательность, были наблюдательны.

В результате работы по проекту дети узнали больше названий целебных растений, узнали об их значимости для всего живого на планете. Если в начале работы дети знали только 2-3 растения, то к завершению их знания пополнились до 8-10. Легко узнавали их по внешнему виду, и также Путем исследования дети познакомились со свойствами лекарственных растений и их лечебными качествами.

У детей сформировалось бережное отношение к природе.

Ребята хорошо запомнили, что растения, которые нас лечат надо охранять и беречь.

Из наблюдений за играми детей, можно сказать, что у детей появились новые сюжеты игр: "Фитобар", "Зеленая аптека".

Мария Рогожкина

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения, которые произрастают на площадке природы ДОУ.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Сроки выполнения проекта: 1 неделя.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители.

Задачи:

Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Активизировать словарь детей, побуждая их задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки;

Стимулировать желание применять в игровой деятельности полученные знания;

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

Наглядные: демонстрация картинок;

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания;

I этап.

1. Беседа «Лекарственные растения»

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

2. Игра «Съедобное - Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

5. Опыты и поисково-исследовательская деятельность:

1. На территории детского сада ищем полезные растения.

2. Наблюдаем, как растет подорожник.

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

II этап

1. Наблюдение «Наш верный другмать- мачеха»

Цели: познакомить детей с лекарственным растением - мать- мачеха, с ее внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы мать - и - мачехи, для того чтобы она росла. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.


2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

3. Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Одуванчик – листья, корень

Ромашка – цветы

Мать - и - мачеха – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Целевая экскурсия по территории детского сада.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в нашем районе (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Предварительная работа:

Беседы о пользе применения растений в лечебных целях, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях, разные виды игр.

Словарная работа:

Отвар, настой, лекарственные растения.

Ход экскурсии

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в необычное путешествие – Царство растений. Поможет нам в этом этот цветочек (показываю ромашку). Вы узнали его? Да, ребята это ромашка. Она поможет нам найти лекарственные растения, которые мы с вами знаем.

Цветами можно не только любоваться,

Ведь лес как сказочное царство!

Здесь кругом растут лекарства!

В каждой травке, в каждой ветке – и микстура и таблетки.

А зачем и как лечить, я могу вас научить!

Воспитатель: Вспомните, какие растения растут в ваших краях?

Я приготовила для вас загадки, а вы с помощью моих загадок отгадаете, и найдите эти растения.

1. Злая как волчица

Жжётся как горчица

Что это за диво?

Это же ….

Воспитатель: Правильно, конечно же, крапива.

Загадка следующая:

2. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)

Почему он так называется? Правильно, он растёт вдоль дорог.

3. Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Это лечебный цветок. Вот несколько советов:

Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.

Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.

Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.

Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…

Следующая загадка:

4. На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

Воспитатель:

В одной старинной сказке говорится, что когда- то одуванчиков не было нигде – нигде. И людям было очень грустно встречать весну без красивых цветов. Вот и попросили они солнце «Подари нам красивые цветы». Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились эти лучи на весеннюю травку, заиграли солнечные зайчики и стали весёлыми жёлтыми цветами – одуванчиками. Растут одуванчики по всей нашей земле и в разных местах их и называют по- разному: то зубной травкой за их целебные свойства, то молочниками за белый, как молоко, сок, то пуховиками за их парашютики. А как ещё используют одуванчики?

Дети: Для повышения аппетита, для повышения авитаминоза делают салаты, варенье, корни пережаривают для получения целебного кофе.

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Сегодня, я вижу, вы много узнали нового. Вы смогли увидеть, как растут в природе лекарственные растения. Это поможет вам в жизни. Теперь пришла пора возвращаться в детский сад.

5. Занятия по ИЗО деятельности:

- «Одуванчик» - рисование.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

III этап

1. Консультация для родителей «Народная медицина»

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

Вывод: В ходе исследовательской работы мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Сроки выполнения проекта: с 01.06.18 г. по 29.06.18 г.

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования; развитие речи: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки;

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать, развивать игровое творчество, смекалку; развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников.

Этапы осуществления проекта:

  1. Организационный этап.
  2. Реализация проекта.
  3. Обобщающий этап.

Организационный этап.

  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подбор методической и художественной литературы.
  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
  4. Изготовление пособий.
  5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  6. Разработка бесед, викторины.
  7. Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Образовательная область Мероприятия по реализации проекта
Познавательное
развитие
  1. Беседа «Лекарственные растения».
  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
  3. Беседа «Друг или враг»
  4. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав»
  6. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
Художественно- эстетическое развитие

1. Аппликации из пластилина и тыквенных семечек. Коллективная работа декоративное панно «Ромашковое поле»

2. Рисование «Одуванчик»

Речевое развитие Чтение литературных произведений:
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А. Онегова «Тропинка полевая»,
А. Плешакова «Зеленые страницы»,
- Заучивание загадок и стихов о растениях.
- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
Дидактическая игры:
«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение
Игры: “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник”.
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика « Цветок»
Подвижная игра «Раз, два, три - к цветку беги»
Социально – коммуникативное развитие Труд в уголке природы.
Уход за растениями на клумбе
(календула)
Сюжетно- ролевая игра «Больница» сюжет «Лечим ранку лекарственными растениями»

Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, одуванчик, календула).

Работа с родителями

  1. Папка- передвижка «Лекарственные растения при лечении ОРВИ».
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав».
  3. Оформление гербария «Зеленая аптека».

Обобщающий этап

  1. Выставка рисунков «Одуванчик», коллективная аппликация «Ромашковое поле».
  2. Гербарий «Зеленая аптека».
  3. Консультации для родителей.
  4. Загадки о лекарственных растениях.
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав».

Результаты реализации проекта:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Обогатился опыт о лекарственных растениях.

Пояснительная записка: занятие для детей 6-7 лет.

Показатели успешности проведения занятия:

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства эмпатии.

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Актуальность проекта

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Цели

  • развитие экологического и эстетического воспитания детей.
  • формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,
  • знакомство с лечебными свойствами растений, умение их различать и называть.
  • формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи проекта

Образовательные:

  1. Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
  2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
  3. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
  4. Вовлекать в природоохранную деятельность.
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  6. Развивать умения и навыки работы с природным материалом.

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
  2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  3. Знакомить с лекарственными травами нашего края.
  4. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
  5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Обеспечение проекта:

  1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
  2. Материально - техническое (компьютер, фотоаппарат, стенд,канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, ящики для проращивания семян, спортивный инвентарь)
  3. Экспериментальная площадка (клумба с лекарственными растениями, природный экологический уголок в групповой комнате, природный уголок на территории детского сада, экологическая тропа).

Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования;
  • релаксация;
  • ароматерапия;
  • слушание музыки.

Стратегия осуществления проекта:

Данный проект осуществляется на базе МДОУ – “ЦРР Д/С “Дельфин” в подготовительной группе “Веселые ребята” под руководством Кривоножкиной Е.Ю., воспитателя 1 квалификационной категории. Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Формы организации проекта:

  1. Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
  2. Экскурсии;
  3. Экологическая викторина “Знатоки лечебных трав”;
  4. Развлечение “Кафе медуница с чаепитием”;
  5. Спортивно оздоровительный центр.

Этапы осуществления проекта:

1.Организационный (01.04.по 30.05.2008г.)

  • подбор методической и художественной литературы.
  • подбор экспонатов, картин.
  • изготовление пособий, карточек.
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  • разработка занятий, определение тематики бесед.
  • тематическое планирование.
  • установление контактов.
  • выбор объектов для экскурсии.
  • подбор музыкального репертуара.
  • разработка сценариев, экологических викторин, развлечений.
  • подбор спортивного инвентаря и литературного сопровождения к физминуткам.

2.Реализация проекта (01.06.по 01.10.2008г.)

Рисование:

Цель: развитие графических навыков, образного мышления.

  1. “Наши друзья – лекарственные растения”
  2. Выставка рисунков “Волшебные растения
  3. Декоративное рисование “Цветочная дорожка”
  4. Портрет “ Растение улыбается”

Аппликация:

Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.

  1. Коллективная работа “Полянка одуванчиков”
  2. Коллективная работа “Домики для семян”
  3. “Мой любимый цветок”

Лепка:

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

  1. Лепка барельефа “Цветок-это чудо”
  2. Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод”
  3. “Цветочная корзинка”

Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
  2. В. Бианки “О травах”
  3. Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
  4. Б. Заходер этюд “Дождик и зернышко”

Игры и беседы по экологии:

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

  1. Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”
  2. Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

  1. “На участке ищем полезные растения”
  2. “Где лучше посадить цветы?”
  3. “Наблюдаем, как растет лук” (Зарисовать)
  4. “Проращиваем семена”

Экологически занятия:

Цель: Воспитание нравственных качеств у ребенка.

  1. “Лекарственное растение рядом”
  2. “Зеленая аптека”
  3. Викторина “Знатоки лечебных трав”
  4. “Экологические тропинки”

Слушание музыки:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

  1. Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
  2. В.Моцарт “Цветы”
  3. П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
  4. Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
  5. М. Протасов “Одуванчики”

Речевая деятельность:

Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.

  1. Дидактическая игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг”
  2. Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.
  3. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет.

Релаксация:

Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.

  1. Упражнение “Я цветок”, “Я бутон”, “Цветы и ветерок”
  2. Этюд “ Дождик и цветок”
  3. Игра – упражнение “Цветок – имя”
  4. Физминутка “Мой цветок”

Спортивно - оздоровительный центр:

Цель: Воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

  1. Физминутка “Цветы”
  2. Подвижная игра “Цветы и дождик”
  3. Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”
  4. Гимнастика “Цветы-Волшебники”

3. Обобщающий (01.10.по 01.11.2008г).

Экологические викторины:

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

  1. Викторина “Знатоки целебных трав”
  2. “Лекарственное растение нашего региона”
  3. “Планета целебных растений”
  4. Растения- помощники человека”

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о лекарственных растениях нашего края, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Научно-методическое обеспечение проекта.

  1. А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
  2. “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
  3. С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
  4. А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
  5. Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
  6. Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.



Статьи по теме: