Урок русского языка на тему "История развития письменности. Кириллица

О.В. ЛЫСОВА,
г. Благовещенск,
Республика Башкортостан

Продолжение. Начало в № 10/2005

Если хочешь познать истину, начни с азбуки

Вот азбука – начало всех начал.
Открыл букварь – и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего неписаного слова,
Великого, как Тихий океан.

(Ян Гольцман)

Последовав мудрому совету пословицы, отправимся в интересное путешествие в далекое прошлое, ведь история нашего алфавита насчитывает более 1000 лет и хранит немало тайн.

И первое открытие, которое мы делаем, познакомившись с ранними славянскими памятниками письменности, состоит в том, что они написаны не одной, а двумя азбуками. Одна из них называется глаголицей, другая – кириллицей. Название глаголицы происходит от славянского слова глаголати – «говорить». Кириллица была названа по имени одного из братьев – составителей славянского алфавита – Кирилла.

Азбуки эти имели, в общем, один состав, тот же порядок букв, но сильно отличались начертанием букв.

До сих пор точно не установлено, какую именно азбуку создали Кирилл и Мефодий – глаголицу или кириллицу. Многие ученые считают, что азбука, созданная Солунскими братьями, была глаголицей, более похожей на греческое письмо.

По вопросу о том, какую славянскую азбуку создал Кирилл и когда и как возникла вторая азбука, существует большая литература и множест-во гипотез. Мы советуем заглянуть в книгу В.А. Истрина «1100 лет славянской письменности».

Теперь рассмотрите глаголицу и кириллицу. (Слева – текст, написанной кириллицей, справа – глаголицей.)

Сравните буквы двух азбук. Какая из них, по вашему мнению, легла в основу современного русского алфавита?

Нетрудно заметить сходство современного алфавита и кириллицы. Но некоторое время славяне использовали обе азбуки.

Глаголических памятников сохранилось значительно меньше, чем кириллических, и последняя дошедшая до нас на глаголице относится к 1576 году. Кириллица же легла в основу русского, болгарского письма и письма многих других народов.

Как известно, славянская письменность была создана Кириллом и Мефодием на базе греческого алфавита, в его «парадной» форме, это так называемый устав, который был дополнен недостающими буквами, – для передачи звуков, отсутствующих в греческом языке; в их числе буквы б, ж, ш, щ, ч, ъ, ы, , ь, ю, , , , , .

Как видно из таблицы (рис. 2), каждая буква алфавита имела свое название, похожее на обычное слово.

Думали, так легче запомнить азбуку. В старину при обучении грамоте и в период усвоения правил чтения сначала называли буквы, затем из них образовывали «склады» (слоги) и только потом – слово. Слово базаръ , например, читалось так: «буки-аз» – ба , «земля-аз-рцы-ер» – зар , ба-зар .

Известный писатель XIX в. В.Гиляровский так вспоминает о своей первой азбуке: «Учиться читать я начал лет пяти. Дед добыл откуда-то азбуку. Каждая буква была с рисунком во всю страницу, и каждый рисунок изображал непременно разносчика: а (тогда написано было «аз») – апельсины, «буки» – торговец блинами, «веди» – ветчина... Далее следуют страницы складов «буки-аз» – ба , «веди-аз» – ва , «глаголь-аз» – га ... Других азбук тогда не было, и надо полагать, что и Лев Толстой, Тургенев, Чернышевский учились тоже по этим азбукам».

Современные названия русских букв – «а», «бэ», «вэ» и т.д. – стали употребляться сравнительно недавно, чуть более века назад. И хотя старые названия букв теперь не употребляются, но они не исчезли бесследно. Некоторые из них продолжают жить в русском языке, используются в поговорках, пословицах и просто устойчивых выражениях. Например, выражение поставить столы покоем означает «поставить их в виде буквы п » и никак не связано с русским словом покой .

Первой буквой кириллицы была «аз» , последней – «ижица». Отсюда и выражения со значением «от начала до конца» – от аза до ижицы; сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет (т.е. сам ничего не знает, а других укоряет большим незнанием); сидеть на азах, твердить азы (начало учения). Названия первых двух букв слились в одно слово азбука , означающее упорядоченную последовательность всех букв в нашей письменности.

Узнаем мы и устаревшее название буквы м в выражении писать мыслете , т.е. идти зигзагами при опьянении. От названия буквы – «хер» – образовались глаголы херить и похерить , которые означают «перечеркнуть» написанное «хером», «крестом», т.к. форма буквы х напоминает крест.

За более чем тысячелетнюю историю изменились не только названия букв, но и их состав. Некоторые буквы – «кси», «пси» – утратились, потому что были взяты составителями азбуки из греческого алфавита, где они обозначали звуки греческого языка, чуждые славянским языкам, в том числе и русскому. При составлении кириллицы в нее были введены так называемые «юсы», которые обозначали особые носовые славянские гласные звуки , , , . Еще в древнерусском языке носовые гласные исчезли, перейдя в буквы у, ю и я , поэтому юсы исчезли из алфавита.

В русском письме со временем изменилось и значение буквы «ять» – . Буквы и е стали произноситься совершенно одинаково. Сравните: вечер – ветер . В слове вечер писали е , а в слове ветер – .

До изгнания из азбуки «ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», т.к. она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось заучивать наизусть слова с «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях.

К каким только ухищрениям не прибегали, чтобы заучить, где писать . Запоминали, что после буквы б буква пишется в четырех корнях, после в – в пятнадцати, после д – в трех и т.п. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с : «Бдный,
блый, блдный бсъ побжал поспшно в лсъ» и т.п.

Буквы оказывались лишними и потому, что порой две, а то и три буквы обозначали один и тот же звук. Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие, мир – «Вселенная», миро – «душистое вещество». Первый слог во всех трех произносился одинаково, а на письме один и тот же звук [и ] обозначался тремя различными буквами. В первом слове писали и (мир) , во втором – i с точкой (мiр) , а в третьем «ижицу» – (мро) . «Ижица» () употреблялась очень редко, в некоторых словах, а у букв и i были и другие названия. Первая из этих букв – и – называлась «и восьмеричное», а буква i называлась «и десятеричное». Откуда эти названия? Дело в том, что тысячу лет назад, заимствуя греческий алфавит, наши предки заимствовали и свойственное греческому письму обозначение чисел буквами: а обозначало 1, в – 2, г – 3, д – 4 и т.д. Буквы б в греческом алфавите не было, она была «придумана» для древнерусского и старославянского языков и поэтому не имела цифрового значения. Итак, буква и обозначала число 8, i – 10 (отсюда и их названия), но никаких различий в звучании между этими двумя буквами не было. Буква i писалась перед гласными и перед й , во всех остальных случаях надо было писать и (правописанiе, iюль, библiотека, ближнiй) . Кроме того, различия и – i использовались для разграничения на письме двух слов, одинаково звучащих, но означающих разные понятия: мiръ в значении «Вселенная» и миръ в значении «отсутствие войны». Поэтому название романа Л.Н. Толстого писалось «Война и миръ », а поэмы В.В. Маяковского – «Война и мiръ ». В современном письме все три слова пишутся с и .

Буквы «ферт» и «фита» писались по-разному, а в алфавите стояли в разных местах, но обозначали один и тот же звук. («фита») писалась только в словах греческого происхождения, не очень последовательно: апо еоз, ди ирамб, ри ма, ари метика, ома, едоръ (но Филиппъ ). Было много пословиц, отражающих трудность усвоения того, в каких словах писалась : «От фиты подвело животы» (о школьном учении); «Фита да ижица – к ленивому плеть ближится».

Вполне понятно, что одна из букв была лишней. Так исчезла буква («фита»), а осталась ф («ферт»), которая до сих пор обозначает звук [ф].

    Внимательно изучите буквы кириллицы и их звуковое значение.
    Какие еще буквы в азбуке означали один и тот же звук? Какие из них оказались лишними, а какие сохранились в современном алфавите?

Но были и такие буквы, которые изменили свое значение, но из алфавита не исчезли. Буквы ъ («ер») и ь («ерь») первоначально обозначали так называемые редуцированные гласные, близкие к [о ] и [е ]: сънъ, дьнь (оба слова были двусложными). Примерно в XII в. редуцированные звуки в русском языке перестали существовать, исчезли вообще или перешли в гласные [о] и [е]: сон, день . Но буквы ъ и ь не исчезли из алфавита, как юсы, они стали употребляться уже в другом значении: буква ь стала разделительным знаком (вьюга) и знаком мягкости (день, письмо), а ъ стал разделительным знаком (въехал) .

Много еще можно рассказать и о первой славянской азбуке, и о том, что было с ней дальше. Но эту главу мы хотим закончить словами черноризца Храбра, автора сказания «О письменах»:

«Есть же и другие ответы, как скажем в ином месте, а ныне нет времени. Такое знание, братья, дал Бог славянам, а ему слава и честь и власть ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Дидактический материал

1. Вас пригласили на международную научную конференцию, посвященную истории кириллицы. Вы должны выступить с сообщением об изменениях, которые произошли в русской азбуке. Продолжите текст сообщения, приведите доказательства и примеры. придерживаясь следующего плана:

1) заметно изменился качественный состав азбуки;
2) изменилось звуковое значение некоторых букв;
3) стало иным начертание некоторых букв;
4) произошла смена названий букв.

На протяжении почти тысячелетней истории русского письма в нашей азбуке произошли значительные изменения:

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

В старину на Руси буквы обозначали еще и цифры. Для указания того, что буквенный знак является не буквой, а цифрой, сверху над ним ставился специальный знак, называемый «титло». Вот, например: как записывались первые девять чисел (здесь и далее соблюден только порядок цифр, некоторые буквы стоят не на своих местах. – Ред. ):

Десятки обозначались так:

А сотни – так:

Тысячи обозначались теми же буквами с «титлами», что и первые девять цифр, но у них слева ставили знак «», например:

Десятки тысяч назывались «тьмы», их обозначали, обводя знаки единиц кружками, например, числа 10 000, 20 000, 50 000, соответственно, записывались следующим образом:

Отсюда и произошло название тьма народу , т.е. очень много народу.

а) Используя таблицы, установите числовое значение букв:

б) А теперь запишите следующие числа по-древнерусски:

7, 12, 24, 52, 100, 245, 539.

2. Прочитайте выразительно стихотворение В.Я. Брюсова, в котором использованы буквы старого (дореволюционного) алфавита.

ИЮЛЬСКАЯ НОЧЬ

Сравните стихотворную азбуку Брюсова с современным алфавитом и укажите, какие буквы здесь лишние и каких не хватает.

    Составьте свою стихотворную азбуку или рассказ так, чтобы каждое слово начиналось с последующей буквы азбуки.

3. О какой «загадочной букве» говорится в отрывке из рассказа Н.Лескова «Очарованный странник»?

Покровители... в адресный стол определили справщиком, а там у всякого справщика своя буква. Иные буквы есть очень хорошие, как, например, «быки», или «попей», или «како»; много фамилий на них начинается, и есть справщику доход. А меня поставили на «фиту». Самая ничтожная буква, очень на нее мало пишется, и то еще... кой ей принадлежит, все от нее отлынивают и лукавят; кто хочет чуть благородиться, сей час же самовластно вместо «фиты» через «ферт» ставит. Ищешь-ищешь его под «фитою», а он – под «фертом» себя наименовал.

    Что за буквы «быки», «попей», «како»?

Какую букву рассказчик называет «самой ничтожной буквой»? Почему возникали трудности при поиске фамилий на «ферт» и «фиту»?

4. Иногда мы употребляем выражение от а до я , что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до 1917 года в этом случае говорили: от «аза» до «ижицы» ?

Названия старых букв сохранились в следующих выражениях: прописать ижицу, ходить гоголем, стоять фертом . Пользуясь словарем, узнайте значение этих выражений.

5. Вы уже знаете, что наша азбука сильно изменилась со времен Кирилла и Мефодия.

Разгадайте ребусы, помещенные на дореволюционных открытках. Какие буквы из кириллической азбуки вам встретились? Назовите буквы, которые не сохранились в современном алфавите.

Гужова Валентина Владимировна , СОШ № 25 г. Владимира.

1. Элективный курс по русскому языку «Из истории русского языка» (для учащихся 8 – 9 классов)

Пояснительная записка

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний; национальной духовной и культурной ценностью.

Поэтому изучение современного русского языка совершенно невозможно представить без исторического освещения фактов языка, без обращения к его истории.

В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны».

Цель филологического образования: формирование духовно богатой, высоконравственной образованной личности, патриота. Исходя из сказанного, важнейшей из задач, стоящих перед филологическим образованием, является формирование культуроведческой компетенции (сведения о русском языке как национально–культурном феномене, отражающем духовно–нравственный опыт народа). Поэтому необходимо, «чтобы каждый учитель, которому вверяется преподавание родного языка, мог видеть современный литературный язык в свете исторического развития» (Р.Гильдебранд).

Предлагаемый элективный курс «Из истории русского языка» может помочь в решении поставленной задачи.

Его цель : познакомить учащихся с историей развития языка.

Задачи :

Углубить и расширить знания школьников о родном языке;

Познакомить учащихся с некоторыми языковыми явлениями, вызывающими орфографические затруднения, через их исторический анализ;

Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

Повышать речевую культуру учащихся;

Познакомить учащихся с историей жизни великих лингвистов;

Повышать интерес к языку как составной части истории народа, воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 8 – 9 классов, является практико ориентированным и рассчитан на 16 часов.

По завершении курса учащиеся должны выполнить практическое задание, которое может представлять собой творческий проект (индивидуальный или групповой), защиту реферата по истории языка (для рефератов могут быть выбраны темы, обсуждаемые на занятиях элективного курса, а также самостоятельно выбранные школьником).

Возможно создание лекторской группы, члены которой будут выступать с устным журналом «Из истории русского языка» на школьном празднике «Дни славянской письменности и культуры», в течение Недели русского языка и литературы, а также при проведении Единого Дня чтения.

Тематическое планирование

1.Родословное древо нашего языка. Генеалогическая схема развития важнейших систем письма, возникших на греческой основе.(Рассказ учителя. Коллективная форма работы с генеалогической схемой. 1 час.)

2.Славянско–кирилловское письмо. Подвиг солунских братьев. Кирилл и Мефодий. 24 мая – День славянской письменности и культуры.(Индивидуальные сообщения учащихся. Беседа. 1 час.)

3.История русского алфавита. (Реформа Петра I, гражданская азбука). Реформа 1918 года.(Рассказ учителя. Беседа. Работа в парах с древними текстами.1 час.)

4.Этимология – наука о происхождении слов. Этимологический словарь.(Рассказ учителя. Групповая работа с этимологическими словарями. 1 час.)

5.Собирал человек слова. В.И.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».(Индивидуальные сообщения учащихся. Групповая работа. 1 час.)

6.Что такое просинец , сечень , сухий , березозол , травень , изок , червень , зарев , рюин , листопад , груден , студен ? Однокоренные ли слова календарь и коляда ?(Работа в парах. 1 час.)

7.Исторические изменения в фонетике. Изменения в области гласных. История носовых («гнусавых») и редуцированных гласных.(Рассказ учителя. Работа в парах. Индивидуальные задания. 1 час.)

8.Чередование звуков. Беглые гласные.(Индивидуальное сообщение учащегося. Индивидуальные задания. 1 час.)

9.Буква «ЯТЬ» - самая «страшная» буква. Буква – страшилище, буква – пугало.(Индивидуальное сообщение учащегося. Беседа. 1 час.)

11.Изменения в области согласных. Почему после твёрдых согласных Ж,Ш надо писать И, а не Ы?(Рассказ учителя. Работа в парах. 1 час.)

12.Почему существуют в орфографическом правиле «Правописание И-Ы после Ц» слова–исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыкнуть, цыц? (Рассказ учителя. Работа в парах.1 час.)

13.Что означает выражение «ходить фертом»,или история буквы «ферт».(Индивидуальные сообщения учащихся. Беседа. 1 час.)

14.Семь падежей древнерусского языка. (Рассказ учителя. Беседа.1 час)

15 - 16.Проект «Из истории языка».Групповая и индивидуальная работа по созданию проекта и его защита: представление проектных работ учащихся – плакаты, рисунки, мини – сочинения, рефераты (2 часа).

2. Устный журнал «Юный лингвист».

Пояснительная записка

Предметом изучения в средней школе является современный русский литературный язык. Однако углубленное, сознательное освоение современного русского языка совершенно невозможно себе представить без исторического освещения фактов языка, без обращения к истории. В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны». Цель филологического образования: формирование духовно богатой, высоконравственной образованной личности, патриота. Исходя из сказанного, важнейшей из задач, стоящих перед филологическим образованием, является формирование культуроведческой компетенции (сведения о русском языке как национально – культурном феномене, отражающем духовно – нравственный опыт народа). Поэтому необходимо, «чтобы каждый учитель, которому вверяется преподавание родного языка, мог видеть современный литературный язык в свете исторического развития» (Р.Гильдебранд).

Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе. Учебную деятельность школьников активизирует внесение элемента занимательности в обучении. Важно путем внеклассной работы пробудить у учащихся интерес, любовь к родному языку, а также формировать потребность его изучать. Целью внеурочной деятельности по русскому языку, на наш взгляд, является повышение общей языковой культуры учащихся. Предлагаемые материалы под общим названием - устный журнал «Юный лингвист» - служат для решения следующих задач:

Познакомить учащихся с историей происхождения русского языка; - формировать навыки грамотного письма через этимологический анализ слова; - развивать речь и обогащать словарь учащихся; - воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Данные материалы рассчитаны на учащихся 5 – 7 классов и могут быть использованы при проведении в школе Дней славянской письменности и культуры, Недель по русскому языку, на факультативных, кружковых занятиях.

Ход занятия

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие и будущие поколения народа в одно историческое живое целое. К.Д.Ушинский

1.Актуализация мыслительной деятельности учащихся

Работа с эпиграфом.

Прочитайте строки замечательного русского педагога. Какие слова в этой записи показались вам самыми значимыми (ключевыми)? О чём может рассказать эпиграф вдумчивому читателю?

2.Этап целеполагания (формулирование целей занятия учащимися самостоятельно).

О чём мы сегодня поразмышляем на занятии? (Учитель вносит необходимые коррективы в ответы детей, сообщает цель работы.)

3.Устный журнал «Из истории русского языка».

1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с устным журналом «Из истории русского языка», который посвящён Празднику славянской письменности и культуры. Помогут нам в этом знатоки родного языка (это могут быть заранее подготовленные учащиеся 8 – 9 классов). Давайте отправимся в путешествие по страницам журнала. Будьте внимательными слушателями, потому что в конце пути вас ждут интересные задания.

1 знаток - 1 страница «Создатели славянского алфавита».

Ежегодно 24 мая в славянских странах (Болгарии, Сербии, России и т.д.) отмечают Праздник славянской письменности и культуры. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов. Византия, 9 век.

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сегодня Солоники). Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Младшего брата очень удивляло, почему учителя в школе говорят только по-гречески, хотя в лавке прекрасно беседуют по-славянски. Узнав, что у славян нет своих книг и что даже такого простого слова как ДОМ написать нельзя, так как нет соответствующих букв, мальчик твёрдо сказал: «Вот я вырасту и придумаю славянам буквы!» Старшего брата звали Мефодий, младшего – Кирилл. Через много лет братья встретились. Кирилл попросил Мефодия отправиться вместе с ним на север, чтобы учить славян, перевести с греческого языка книги и создать славянский алфавит. Мефодий согласился помочь брату. Братья работали с раннего утра до позднего вечера: усердно просвещали славян, обучали людей грамоте, открывали свои школы. К концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке. (Демонстрация славянского алфавита)

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. В знак уважения к подвигу великих братьев нашу азбуку назвали кириллицей. Наша азбука удивительна. И сейчас она поражает нас простотой и удобством. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

2 знаток – 2 страница «Буквицы древнерусского письма».

Древнерусские рукописные книги очень красиво оформлены. Это настоящие произведения искусства. Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших предков. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, он прежде всего старался красиво передать мысль. В начертаниях буквиц можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, извивы рек. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.

Посмотрите на эти буквицы и попробуйте догадаться, что они обозначали, какие стороны мира отражали (в презентации показано изображение сло’ва «слова’»).

Конечно, буквы нашего алфавита на протяжении истории меняли своё начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений. О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Ф.Кривин.

Чтец. Песенка о буквах, вышедших из употребления:

В любой старинной книжице Ты можешь прочитать: Жила на свете Ижица, А с нею буква Ять. Но время быстро движется, И жизнь уже не та. Где нынче буква Ижица? Где Ять? И где Фита? Без них правописание Сумело обойтись. Новейшие издания Без них вступают в жизнь. Уж так на свете водится. Как говорил мудрец: Когда без нас обходятся, То значит, нам конец.

Следующая страница журнала расскажет нам об интересных буквах, которых сегодня нет в нашем алфавите.

3 знаток - 3страница «Биография звуков, букв, слов и выражений».

Сколько гласных звуков в русском языке? Шесть. А вот тысячу лет назад их было почти вдвое больше. Было два гласных звука, которые произносились « в нос» - носовые звуки – О носовое и Е носовое, которые в азбуке обозначались с помощью специальных букв –«ЮСОВ»: «юс большой» - Ѫ, Ѭ, «юс малый» - Ѧ, Ѩ. Сейчас такие звуки есть в польском языке, что доказывает, что у нас общий праязык. Было два гласных звука – ЕРЪ – [ъ] и ЕРЬ – [ь]. Употреблялись они почти в каждом слове, во всех его частях: ДЬНЬ, СЪНЪ, КОУСЪКЪ, СЪБЬРАТИ. Был ещё особый гласный звук, который по-разному произносился в разных русских землях: как звук, близкий к Е или И или ИЕ. Для его обозначения была особая буква «ЯТЬ» - ђ: ХЛђБЪ, Сђ НО, ЛђСЪ. Таким образом, в древности в русском языке было 11 гласных звуков.

Как вы думаете, почему в конце слов РОЖЬ, НЕСЁШЬ мы пишем букву «Ь», а произносим эти конечные согласные твёрдо? До возникновения Московского царства (14 века) согласные [Ж], [Ш], [Ц] произносились только мягко, и подобное написание было оправданным. Поэтому мы пишем ЖИРЫ, ШИЛО через И (учим правило «ЖИ-ШИ пиши через «И»). Потом эти согласные отвердели, но пишем мы эти слова по-прежнему. Такое написание называется ИСТОРИЧЕСКИМ, ТРАДИЦИОННЫМ.

4 знаток – продолжение предыдущей страницы.

Знаете ли вы, какую букву называли « БУКВОЙ – СТРАШИЛИЩЕМ», «БУКВОЙ – ПУГАЛОМ»? ђ – «ЯТЬ» - она затрудняла правописание и приносила школьникам много огорчений: им приходилось заучивать 150 слов, в которых писалась «ЯТЬ». Для облегчения запоминания слов с буквой «ЯТЬ» составлялись специальные стишки:

Бђ ло – сђ рый бђ дный бђ съ, Убђ жалъ бђ дняга въ лђ съ, Лђ шимъ по лђ су онъ бђ галъ, Рђ дъкой съ хрђ номъ пообђ далъ И за горький тотъ обђ дъ Далъ обђ ть не дђ лать бђ дъ…

Ошибки на «ЯТЬ» считались самыми страшными. Выражение «ЗНАТЬ НА ЯТЬ» свидетельствовало о наилучших познаниях.

А ещё была, ребята, в старом алфавите буква «ДАРМОЕД», «ЛОДЫРЬ», «БЕЗДЕЛЬНИК». Это буква «Ъ», которая писалась в конце слов после твёрдых согласных и "пожирала" 8% времени и бумаги. До 13 века этой букве было, что сказать, а с 13 века она замолчала. Однако она регулярно посещала собрания букв: ЖИЛЪ – БЫЛЪ КОТЪ, ОНЪ ЕЛЪ БУТЕРБРОДЪ… Ещё её называли самой дорогой буквой, так как «Ъ» занимала лишние страницы в книгах. Только реформа 1918 года отменила написание этой буквы.

5 знаток – продолжение.

Знаете ли вы, что в древнерусском языке не было звука [Ф]. Этот звук встречался лишь в «чужих» словах – из греческого языка: философ, фабрика. И сейчас все слова, в которых пишется буква «Ф», мы уверенно можем отнести к нерусским.

4.Выводы . Слово учителя.

Ребята, на этом наше занятие окончено. Но мы не прощаемся. В нашем журнале ещё много интересных страниц, которые расскажут нам об истории русского языка.

Что интересного на занятии вы узнали?

Какие страницы устного журнала понравились вам больше всего?

А теперь мы предлагаем вам викторину .

1.Почему нашу азбуку называли кириллица?

2.Когда возникла кириллица?

3.Кто из древних славянских народов ею пользуется?

4.Сколько букв в современном алфавите? В кириллице? (43)

5.Какие буквы были утрачены?

6.Какая буква, изгнанная из русской азбуки, называлась буквой – пугалом, страшилищем?

7.Какую букву называли лодырем, кровососом?

8.Как возникли слова АЗБУКА, АЛФАВИТ?

9.Почему говорят: «Сначала АЗ да БУКИ, потом другие науки?

10.Приведите примеры пословиц, поговорок, загадок, связанных с грамотой, азбукой, буквами(азбука – к мудрости ступенька, грамоте учиться – всегда пригодиться, корень учения горек, да плоды его сладки, кто грамоте горазд, тому не пропасть и т.д.).

11.Представьте, что вы древнерусский книжник. Как бы вы изобразили буквицы древнерусского письма? Попробуйте нарисовать понравившуюся вам букву.

3. Мультимедийная презентация к устному журналу.

Материалы презентации находятся в методическом хранилище ВИПКРО, на страничке

Шатова Тамара Петровна

«Несколько историй из жизни букв»

Тема: РАЗВИТИЕ ПИСЬМА НА РУСИ (И НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ ИЗ ЖИЗНИ БУКВ)

Цели: научить ребят из огромного количества информационной литературы выбирать основное; вырабатывать умения не только говорить, но и слушать; продолжить работу по развитию творческого воображения ребят.

Оборудование: сводная таблица характеристик русского алфавита и старые названия букв; таблица «Распределение основ-ное типов почерков русского письма и шрифтов»; «Кирилловская азбука».

I.Вступительное слово учителя

Современный русский алфавит является непосредственным продолжателем одной из старославянской азбук, кириллицы.

Кириллица была создана на основе греческого алфавита византийской эпохи, она была дополнена составителями или взята из других языков

Дошедшие до нас древнейшие памятники написаны не! ной, а двумя азбуками. Одна из них, кириллица, состоим букв, лежащих в основе современного русского, болгарского, сербского шрифтов; другая - глаголица - представляет бол вычурные начертания.

Кожа для письма (пергамент) была дорогой, поэтому в

древности ненужный текст смывали или соскабливали и после

этого вновь на нем писали, такие рукописи называются палимпсестами. В палимпсестах обычно ученые находили кирилловской письмо по соскобленной глаголице, а не наоборот.

Кириллица была воспринята русскими книжниками в полном ее составе, но на протяжении уже почти тысячелетней истории собственно русского письма в ней произошли значительные перемены, притом во всех ее сторонах:

1) заметно изменился сам буквенный состав азбуки;

2) изменилось звуковое значение некоторых букв;

3) стало иным начертание букв, особенно некоторых;

4) произошла смена названий букв;

5) частично изменился даже порядок букв в алфавитном речи.

Изменение буквенного состава количественно выражается так: старославянская кириллица содержала 43 буквы, современный русский алфавит - 33 буквы.

Новыми буквами в русском письме.

Букву яможно понять и как продолжение ста-рой буквы, юса малого; этому не препятствует ни значение бук-вы я (в старом русском письме юс малый значил в общем то же самое, что и современное я), ни ее начертание.

Буква й введена в азбуку в 1735 году особым постановлением Академии наук.

Буквенный состав современного русского алфавита склады-вается из трех частей:

1) буквы, восходящие через старославянскую кириллицу к греческому алфавиту: а, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, ф, х- 18 букв.

2) буквы, идущие только от кириллицы (без греческой основы): б, ж, ш, щ, ц, у, ю, ъ, ы, ь, (я?) -11(12) букв.

3) собственно русские буквы: э, ё, ё (я) - 3 или 4 буквы.

О судьбе некоторых букв - «ять», «ферт», «ижица», «ер».

В начале XVIIIвека Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас. н

«При Петре Великом, - шутливо писал М. В. Ломоносов,! не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широки шубы (т. е. славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется в виду гражданская азбука).

В 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены

«ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

«Ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правопи-сание и приносила (особенно школьникам) много огорчений.} Им приходилось механически изучать правила «на ять». Ошибке на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

«Ижица» выглядела как римское «пять» (У) и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение прописать ижицу, что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле - «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй

Буквы «ф» и «фита» в алфавите стояли в разных местах, а произносились

совершенно одинаково.

В дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Федоров были помещены в двух совершенно раз-личных местах. Одни на буквы «ф», другие на «фитш

Буква «ер» (ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Он выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).

Буква «ф» в старой азбуке носила название «ферт». Нам подметил забавное сходство между рисунком этой буквы осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово «ферта значило стоять «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом. В переносном смысле оно озня чает: «быть самодовольным щеголем, держаться с показньщ ухарством и молодечеством»

Есть два выражения: ходить гоголем и ходить козырем | Может быть, и они пошли от названий букв? Оказывается, ничего общего с названиями букв они не имеют.

Слово гоголь означает определенную породу диких утЛ У многих птиц из семейства утиных характерная походка: гоголи на суше выступают важно, вперевалку, с выпяченной грудью и «гордо» закинутой назад блестящей черно-зеленой головкой. Вот и выражение ходить гоголем стало означать всякую напыщенную, преисполненную достоинства походку.

I А откуда ходить козырем!

На Руси козырь был одним из знаков боярского величия. Он представлял собой высокий воротник, вышитый золотой серебром и унизанный драгоценными камнями. Козырь прикреплялся к вороту нарядного кафтана и придавал боярам надменный вид. Ходить козырем значит «держать себя важно, высокомерно с чувством превосходства»

Изменение начертания букв и современные их названия.

Устав характеризовался четким, каллиграфическим начертанием букв; каждая буква писалась отдельно от других, без соединений, и почти перпендикулярно к строке. Без наклона; высота и ширина букв была почти одинаковой, буквы получались квад-ратными.

Подустав отличался от устава меньшей строгостью начер-

таний букв, наклонным их расположением; буквы были мельче.

Скоропись - связанное написание букв, с росчерками, со значительным наклоном чаще вправо, но иногда и влево

Одновременно со скорописью появилась и так называемая вязь - орнаментное письмо с переплетением букв, вставками одной буквы в другую и т. п. Вязь применялась главным обра-зом в заглавиях и большого влияния на эволюцию начертаний,

букв не имела.

Слово«базар», например, читалосьтак: «буки-аз»- ба«земля-аз-рцы-ер»- зар, ба-зар.

Петровская реформа русской графики

1 января 1708 г. Петр Iприказал печатать «новоизобретенными русскими литерами». В граждан-ском шрифте 1708 г. начертания букв стали более простыми и округлыми, близкими к латинским.

Принципы русской орфографии обосновал М. В. Ломоносов. Он утверждал, что основой русского письма должно быть сочетание фонетического и морфологического принципов.

Полезный вклад в русскую орфографию внес Н. М. Карамзин: он ввел букву ё (вместо io), обосновал написания многих русских и иноязычных слов.

Реформа графики и орфографии 1917-1918 гг.

Подготовкой реформы русской графики и орфографии зани-мались передовые ученые дореволюционной России. В 1904 г. Академия наук создала орфографическую комиссию, в состав которой вошло 55 человек: ученые и преподаватели средних школ. Разработанный комиссией проект реформы правописания был опубликован лишь в 1912 г., однако утвержден не был и практического значения не имел. Только после революции была осуществлена реформа русской графики и орфографии. 23 де-кабря 1917 г. было введено новое правописание. Изменения в орфографии сводились к следующему:

1 . Исключить буквы -б,0,1 с последующей заменой их буквой е, ф, и .

Писать приставки из-, воз-, ер-, раз-, низ-, без-, чрез-, чер^ перед гласными и звонкими согласными с буквой в.

. Писать они вместо оне в именительном падеже единственного числа личного местоимения женского рода.

Писать в родительном падеже единственного числа личного местоимения женского рода ее (или её ) вместо ея .

Упорядочение орфографии в 1956 г.

После реформы русская орфография стала проще и легче. Однако многие частные вопросы правописания все еще нуждались в упорядочении. В 1956 году были изданы «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные Академией наук.

Из истории русского языка. Ушедшие буквы.
В начале XVIII века Пётр I провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся мы и сейчас.

"При Петре Великом, - шутливо писал М. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (он имел в виду славянский старый шрифт) и нарядились в летние одежды". Под летними одеждами учёный подразумевал новую гражданскую азбуку.

В 1917-1918 годах произошла ещё одна языковая реформа - из русской азбуки исключили буквы ять, ижицу(V), фиту(Ѳ) и ер(ъ) в конце слова. Что же это были за буквы и почему их изгнали из алфавита?

Буква ЯТЬ
Буква ять по своему начертанию похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн: ℏ). Буквы ѣ и е произносились совершенно одинаково. Сравните: вечер - ветер. В слове вечер писали е, а в слове ветер - ѣ. Наверное, вы согласитесь с тем, что такие трудности приносили школьникам много огорчений. Букву ять называли "буквой-пугалом", "буквой-страшилищем". Ученикам приходилось механически заучивать правила "на ять". Ошибки "на ять" считались самыми страшными. Выражение, которое сложилось в ту пору, было известно всем: знать на ять - оно означало "знать что-либо самым наилучшим образом".

Буква ИЖИЦА
Буква ижица выглядела как римская цифра "пять" - V - и чем-то напоминала перевёрнутый кнут. Отсюда и пошло выражение прописать ижицу, что означало "выпороть, выдрать", а в более широком смысле - "устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй". И правда, попробуйте, даже опасаясь хорошего нагоняя, определить, в каких словах какую букву написать! Вот перед вами 3 слова:

Мир - "тишина, спокойствие",
мир - "вселенная",
миро - "душистое вещество".

Первый слог всех 3 слов произносится одинаково, но в зависимости от значения слова на письме обозначался 3 разными буквами. В первом слове писали букву и (мир), во втором - и с точкой (мiр), а в третьем - ижицу (мvро). И хотя сложностей и путаницы было немало, отменили ижицу очень нескоро. А. Пушкин в 1828 году напечатал эпиграмму на редактора журнала "Вестник Европы" М. Коченовского, который упорно восстанавливал ижицу во всех текстах (хотя, по мнению многих, её давно пора было исключить из русского алфавита):

Дурень, к солнцу став спиною,
Под холодный "Вестник" свой
Прыскал мёртвою водою,
Прыскал "ижицу" живой.

Но буква всё же просуществовала в алфавите вплоть до реформы 1917-1918 годов.

Буква ФИТА
Буквы ф и фита в алфавите стояли в разных местах, а произносились они совершенно одинаково. В дореволюционном справочнике "Весь Петроград" люди с фамилией Фёдоров были помещены в различных местах: одни - на букву ф, другие - на фиту. Почему же? А потому, что фамилия Фёдоров могла писаться по-разному: и через ф, и через фиту.
В 1748 году В. Тредиаковский в статье "Разговор о правописании" писал: "На что без пользы мучиться и терять время для того токмо, чтоб знать, где должно писать фиту и где ф? Не все у нас учились греческому, или латинскому, или какому другому языку, без знания которых невозможно знать различия в сих буквах".

Буква ЕР
Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917-1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
Как только не называли ер: "бездельником", "лодырем", "дармоедом", "разбойником", "кровососом"! И действительно, буква эта на конце слова пожирала более 8 % времени и бумаги.
Л. Успенский в книге "Слово о словах" пишет, что только в одном дореволюционном издании (до реформы в языке) романа Л. Толстого "Война и мир" на 2080 страницах насчитывается 115 тысяч букв-бездельников, и если все буквы ер собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, они заняли бы 70 с лишним страниц.
А сколько же это будет при тираже издания в 10 тысяч экземпляров? А если ещё представить, что на набор "Войны и мира" требовалось в то время примерно 100 рабочих дней, то 3,5 дня из них наборщики неведомо зачем набирали одни только твёрдые знаки.
А сколько бумаги лишней тратилось! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира.



Статьи по теме: