Учить всему и всерьёз. Какие изменения требуются российскому образованию? Аргументы и Факты: Высший класс столичных школ

В московских школах нынешней осенью стало на 260 тысяч больше учеников, чем в 2010 году. Это результат беби-бума, который обычно первыми ощущают именно образовательные учреждения.

Будущее города в лице подрастающего поколения угомонилось, вздохнуло об ушедшем лете и уселось за парты. Если говорить языком цифр, то это 1,42 млн школьников, студентов, учащихся колледжей, воспитанников детских садов.

Впервые школьный порог переступили в этом году 102 тыс. первоклассников. Кстати, 90% родителей выбрали для своих детей школы рядом с домом. И действительно – зачем отправлять ребёнка за тридевять земель и 15 автобусных остановок в распрекрасную школу, если точно такая же есть в соседнем дворе? Да и в соседнем районе тоже, и у знакомых рядом с домом тоже... Качество московского образования выросло, поэтому выбор учебного заведения потерял былую актуальность: практически все столичные школы сегодня работают на одинаково высоком уровне.

«У каждого московского школьника, студента колледжа есть возможность получить качественное образование, – отметил руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина , – и результаты прошлого учебного года это подтвердили. А возможности следующего года дают уверенность в надёжности московской школы. У нас сегодня бывают сотни коллег из разных городов и стран мира и они видят, что каждая школа – это точка входа в единую московскую систему образования, объединённую общегородскими возможностями и проектами».

Говоря о результатах года, хочется вспомнить о школьных олимпиадах, в которых московские школьники уверенно побеждают. Например, наши ребята показали лучший результат в финале Всероссийской олимпиады по химии, которая проходила весной в Саранске. Москвичи завоевали 34 награды (к слову, это лучший результат команды за всё время проведения олимпиады). Международные соревнования нашим ребятам тоже вполне по плечу – так, лучшим химиком мира среди школьников в этом году стал москвич.

Соревнования по химии, математике, физике, ино­странным языкам – ученики столичных школ неизменно оказываются на лидирующих позициях. Но это вовсе не итог специальных тренировок и натаскиваний, а результат обычного, если можно так сказать, общего уровня преподавания предметов в школе. Если совсем недавно победителей и призёров подобных состязаний готовили только в избранных учебных заведениях, то теперь награды олимпиад завоёвывают ребята из самых разных школ.

«Моя школа отличается прекрасным отношением к каждому ученику, пониманием, дружелюбием, – считает золотой призёр Международной олимпиады по химии, теперь уже выпускник Пироговской школы Александр Жигалин. – Я учился здесь все 11 лет, даже не думая переходить куда-то ещё, так как здесь всегда имел возможность заниматься тем, что мне по-настоящему интересно. Школа даёт отличное образование тем, кому это по-настоящему нужно. Ведь каждый человек изначально способен на многое, и его успех зависит от того, насколько сильно он хочет развить свои способности».

«Конкуренция была большая, – вспоминает обладатель серебряной медали Международной олимпиады по химии, выпускник школы № 192 Кирилл Козлов. – Но я очень люблю химию и занимаюсь этой наукой на протяжении последних лет. А в выпускном классе я поставил перед собой задачу победить на международной олимпиаде. Школа дала мне для этого все возможности, за что я ей очень благодарен. У нас все учителя заинтересованы в том, чтобы дать детям лучшее образование».

Настоящей революцией столичного образования стал проект «Московская электронная школа» – новый этап внедрения электронных технологий в систему обучения. Эксперимент, в котором приняли участие несколько столичных школ, оказался настолько успешным, что к концу следующего года в проекте будут задействованы все школы мегаполиса.

«Мы провели эксперимент, создали платформу и дали возможность нашим учителям самим разрабатывать сценарии уроков и загружать их на эту платформу, – сказал мэр Москвы Сергей Собянин . – В результате в короткие сроки мы получили 48 тыс. сценариев, из которых 8 тыс. уже проверены и находятся в открытом доступе. Это был своего рода прорыв. Мы поняли, что это тот путь, по которому мы должны идти».

Сегодня город начинает новый этап внедрения информационных технологий в образование.

«Речь идёт об обновлении материально-технической базы. Сегодня наши школы необходимо обеспечить уже новыми компьютерами, интерактивными досками, ноут­буками, – пояснил мэр. – Я думаю, что с этой задачей мы справимся в течение 2017 и 2018 годов».

Разумеется, «Московская электронная школа» не ставит своей задачей заменить учителя. Она является всего лишь уникальным инструментом в его руках, надёжным и качественным помощником, с помощью которого урок становится интересным и динамичным. А самому учителю она позволяет экономить время на проверку домашних заданий и на подготовку к следующему уроку.

Московские школы сегодня входят в десятку лучших мировых образовательных систем. Такого успеха удалось добиться в результате изменения системы финансирования школ, улучшения материальной базы, создания крупных образовательных центров. В большинстве школ работают профильные классы – инженерные, медицинские, кадетские, академические, так что ребята ещё за партой могут выбрать будущую профессию. Да и учиться стало гораздо интереснее: многие кабинеты, например, превращаются в настоящие лабораторные комплексы, а библиотеки становятся не просто хранилищами книг, а высокотехнологичными информационными центрами.

Недавно был опубликован рейтинг столичных школ, при составлении которого учитывались восемь блоков показателей, в том числе результаты экзаменов, олимпиад, итоги состязаний профессионального мастерства, спортивная подготовка, работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и многое другое. Главным критерием при составлении рейтинга стали не условия обучения, а конкретные результаты.

«Сейчас для того, чтобы добиться успеха, у нас созданы все условия, – считает бронзовый призёр Международной олимпиады школьников по математике, выпускник школы № 1329 Вадим Ретинский . – Мне, например, очень помогли дополнительные занятия в кружках, работа с преподавателями Центра педагогического мастерства. То есть делается всё возможное и для наших побед в олимпиадах, и для высокого уровня знаний».

Московские школы сегодня удивительно однообразны: здесь любой класс – это «выс­ший класс».

Надеемся, что новый министр Ольга Васильева на некоторые образовательные процессы, которые давно возмущали многих, посмотрит новым взглядом. «АиФ» спросил у учителей школ и преподавателей вузов, что стоит менять в первую очередь.

НаЕГЭрили

«Детям от школы теперь нужны не знания, а только баллы ЕГЭ, чтобы поступить в вуз, - уверен Александр Иванов, зав-кафедрой геометрии и топологии Петрозаводского госуниверситета . - С ЕГЭ творится непонятно что, и все попытки упорядочить ситуацию заканчиваются ничем. Реформы в образовании проводятся непрерывно. Теперь вот меняют программу обучения в старшей школе. 10-класснику разрешат изучать углублённо только те предметы, которые ему понадобятся для поступления в вуз. Остальные же - лишь на базовом уровне. То есть знания останутся на уровне начальной школы? Возмутительно! Нужно учить всех, всему и всерьёз!»

Почему дети учатся всё хуже? «Потому что у учителя нет на них времени, - считает Марина Балуева, учитель английского языка из Санкт-Петербурга . - Они мешают ему заполнять всевозможные бумаги, которые сыплются как из рога изобилия». Чему может научить вечно перегруженный, задёрганный проверками учитель? Справедливости в оплате труда педагогов пока нет - много отдано на откуп директору. Но сумеет ли изменить ситуацию новый министр? «Лишних» денег-то нет.

Создать условия

«Административная реформа в высшей школе дошла до маразма, - возмущается Максим Балашов, профессор кафедры высшей математики МФТ-И . - Могу судить по своему вузу, о том же говорят коллеги из других университетов. Штат управленцев невероятно раздут: всевозможных менеджеров теперь почти столько же, сколько преподавателей. Парадокс в том, что они учат настоящих учёных и преподавателей, как делать науку и как преподавать, не имея за плечами опыта ни того ни другого. Указами В. Путина о повышении зарплат профессорско-преподавательского состава (к 2016 г. они должны составлять 150% по отношению к средней зарплате в регионе) манипулируют. Как в американских вузах? Все зарплаты госслужащих открыто публикуются, все видят, сколько получает человек на той или иной позиции. Должна быть оценка всех новаций профессиональным сообществом.Но есть область, где мы можем тягаться и даже выигрывать у Запада. Это лучшее образование на младших курсах вузов. Это наше реальное конкурентное преимущество. Почему наши студенты массово уезжают за границу? Они подготовлены так, что их с руками отрывают. Но вот дальше, на старших курсах вузов и особенно в аспирантуре, мы этот конкурентный задел теряем. Когда молодые учёные выходят на настоящие реальные задачи и сталкиваются с административным маразмом, низким финансированием, отсутствием жилья и т. д., становится уже не до науки. И министру образования надо думать, как это преимущество развить в пользу России. Ведь получается, что мы готовим ребят, а они дают дёру на Запад. Тратим госденьги на процветание чужой экономики...»

Главное - научить думать!

Многие ругают современное образование. Нужен ли возврат к традициям советской школы?

ЗА

Александр Шевкин, заслуженный учитель РФ, лауреат премии и грантов Москвы в области образования, соавтор 7 учебников по математике:

Со школой мне повезло. С 1958 г. я учился в Нелидовской средней школе-интернате. И это самое светлое воспоминание моего детства. Старая школа учила думать, анализировать, учила ответственности перед собой и страной... А потом была поставлена задача избавиться от социалистического наследия в образовании. Внешними управляющими стране было навязано колониальное образование, при котором нам уже не требовались мировоззрение, знания и умения, достаточно деятельности и «компетенций». Учителя теперь не учат, а оказывают образовательные услуги. Старое поколение, которое могло бы удержать школу от обвала, уходит. Ох и настрадается Россия без настоящего образования и без науки, обеспеченной финансированием! Но это уже вам страдать, молодым. Болит душа за будущее моих внуков...

ПРОТИВ

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»:

Фундаментальность, которая отличала советскую школу при очень сильном идеологическом давлении, означала ориентацию на глубокое знание предметов. И в предметной школе мы до сих пор лидируем. В международных исследованиях по естественно-научной и математической грамотности наши ребята в десятке лидеров. Провалы начинаются там, где нужно применить полученные знания в решении конкретных жизненных задач, мыслить и действовать в реальном мире. Чтобы это исправить, необходим переход к современным технологиям и методам обучения. Возврат назад будет означать, что мы отстаём от современного мира, меняющегося, выдвигающего новые требования к нашим ребятам. В частности, нельзя отказываться от ЕГЭ, дающего возможность всем поступать в вузы.

В чём мудрость учителя?

Каковы главные профессиональные обязанности педагога? Только ли научить своему предмету на максимально высоком уровне? Или он должен ещё и воспитывать в ученике человека, суметь сгладить все конфликты? Споры об этом постоянно идут в профессиональном педагогическом сообществе.

Валентина Моисеева, директор школы № 199 г. Москвы:

Профессионализм учителя не только в том, чтобы знать свой предмет и методику преподавания. За свою многолетнюю практику мне часто приходилось работать в сложных классах, с трудными детьми. И сейчас как директор регулярно разбираю конфликты между учителями и учениками. Могу сказать: в любом конфликте всегда отчасти есть вина учителя - его неправильная реакция на ситуацию. Помню, в классе, который я выпускала, был мальчик с очень болезненной психикой - без тормозов, как сейчас говорят, но при этом очень умный. Как-то я долго проболела, потом пришла на урок и сделала ему замечание, а он мне: «Да пошла ты!» Класс мгновенно притих. Я говорю: «Саша, меня и так долго не было, а ты меня опять посылаешь». Все как засмеются. И ситуация не переросла в конфликт. Конечно, хамство нельзя спускать. Мудрость учителя в том и состоит, чтобы интеллигентно выйти из ситуации, не опускаться до ответных оскорблений. А если сорвался - вовремя извиниться. Уметь проанализировать свои действия, которые могли спровоцировать конфликт.

К сожалению, немногие учителя это умеют. Мы привыкли, чтобы слушали нас, и не всегда слышим других. Да, ребёнок может оскорбить учителя. Но, кстати, не каждого. Ведь ту же двойку можно по-разному поставить. Можно высмеивать и стыдить за неудачу при всём классе, а можно поругать, но тут же назвать десять положительных качеств.

Эксклюзивное интервью Министра образования РФ Ольги Васильевой.

Когда опять откроются ясли? Как накажут рвачей-ректоров? Почему наши дети косноязычны? Об этом в беседе сглавным редактором «АиФ» Игорем Черняком рассказала министр образования Ольга Васильева .

Игорь Черняк, «АиФ»: - Ольга Юрьевна, какие проблемы современной школы вы считаете самыми больными сегодня? Год кончается, давайте подведём предварительные итоги.

Ольга Васильева: - Школьное образование - очень живой организм, который просто неспособен быстро и резко меняться. Он эволюционирует постепенно. Поэтому все попытки революционных преобразований, которые не раз случались в истории, ни к чему хорошему не приводили. Именно в этой сфере - никогда.

Как любому постоянно меняющемуся организму, школе необходимы комфортные условия для существования.

Образование выполняет важные для страны стратегические задачи. Ведь это ещё и воспитание, это строительство будущего нашего государства. Сегодняшние дети - это те завтрашние граждане, которые будут решать, куда идти стране. Именно от них через 10-15 лет будет зависеть наше с вами будущее, наша спокойная старость. Потому каждое изменение в системе образования должно быть вдумчивым, тщательно проработанным. От того, как будут образованы и воспитаны сегодняшние дети, зависит национальная безопасность. У нас более 42 тысяч школ, и государство должно знать, что в них происходит. Мы выпускаем из них уже взрослого человека. И он должен быть образован и воспитан!

Потому базовое образование, которое получает каждый ребёнок, должно быть доступным, качественным и, самое важное, равным для всех. Тогда всем детям будет доступна база, стартовый трамплин, с которого они смогут дальше продвигаться по индивидуальной траектории. Эту базу могут дать только единые стандарты образования, 2-3 линейки учебников, прошедших экспертизу и соответствующих содержанию образования.

- Давайте подробнее остановимся на учебниках: чего не хватает нынешним?

Помимо единого, понятного, отвечающего стандартам содержания, им остро не хватает хорошего качества полиграфии: приличной, а не газетной бумаги, качественных иллюстраций. Плюс учебники следует экспертировать с точки зрения достижений науки, потому что в большей части из них имеющиеся за последние 20-25 лет научные достижения вообще никак не освещаются. Огромное количество разрешённых сейчас учебников имеет массу ошибок. Некоторые смешные, а некоторые - опасные.

- Если сравнить советское образование и нынешнее, вы бы какое выбрали?

Есть такое мудрое высказывание: «Если мы отказываемся от прошлого, то мы не имеем сердца, если мы не смотрим в будущее, мы не имеем головы». Поэтому я уверена: ни в коем случае нельзя отказываться от того хорошего, что было в школах в СССР, но при этом эти плюсы требуют переосмысления в той части, которая касается реалий современности. Сегодняшние школьники отличаются от тех, что сидели за партами 20 лет назад, даже не по своим взглядам, а по той информационной оснащённости жизни, по тому информационному полю, в котором они оказались. И сейчас разговор не об оценке того, хорошо это для них или плохо, таковы реалии их жизни. Поэтому инструментарий изменился, а вот школа как система - почти нет. Но школа обязана давать ответ вызовам современности. Что бы хотелось вернуть из советской школы, которая, кстати, очень сильно - в силу всё того же здорового консерватизма - базировалась на имперском дореволюционном образовании, так это фундаментализм и академизм. Потому что только знание компетенций без глубинного базиса ничего не даёт. Для науки, для её движения, для будущего требуются глубокие знания. И в этом направлении современной школе также необходимо двигаться.

- Вы недавно назвали наших детей косноязычными из-за того, что не читают и сидят в интернете. И как быть с этой бедой?

Эта проблема существует не только в России, но и во всём мире. Наши дети мало говорят, потому что в интернет-пространстве практически не ведётся ни диалогов, ни монологов. Там слова почти и не требуются. Вот и растут вовсе не глупые, но малоговорящие дети. Если ты чаще всего пользуешься упрощённым языком в интернете, ты никогда не будешь знать родной язык, уметь писать и говорить на нём красиво. Пропадает навык функционального чтения (способности понять смысл прочитанного и коротко его пересказать. - Ред.). Некоторые эксперты считают, что 25% населения страны потеряли умение понять суть и пересказать. Отсюда большая проблема: дети часами сидят за уроками, потому что трудно вникают в смысл задания. В нашей стране для решения в том числе и этой проблемы вернулось в российские школы три года назад итоговое сочинение. Это подталкивает тщательнее изучать русский язык и литературу.

- Так как же вытащить детей из интернета? Недавний опрос показал, что 75% родителей хотят введения в школе предмета, который бы учил детей общаться в реальной жизни, а не в соцсетях.

Проблема одна: растущими людьми надо заниматься с утра до ночи, учитывать их интересы, постоянно общаться с ними. В наше время школа была вторым домом, там мы после уроков общались, занимались в кружках. Наверное, следует вернуться к такому, подключить школьных психологов, чтобы помогали детям справиться с проблемами, были готовы ответить на все их вопросы. Пока сегодня на одного такого специалиста приходится по 400 учеников. Недопустимая ситуация! И мы её будем обязательно решать.

- Всё время говорят о доступности дополнительного образования для детей, о бесплатности. Но где эта доступность и бесплатность? Вот вопрос от многодетных мам: на секции и кружки уходит более 30 тысяч рублей в месяц. Разве все могут себе это позволить?

Увеличение охвата детей различными кружками - ключевая задача развития дополнительного образования детей. Значительная часть дополнительных общеобразовательных программ реализуется в общеобразовательных организациях на бесплатной основе. Согласно данным федерального статистического наблюдения, сегодня в РФ 44 тысячи организаций дополнительного образования. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования в 2016 г. составил 69%. И каждый третий из них посещает различные спортивные занятия, в том числе посещает детско-юношеские спортивные школы.

Сегодня при участии Минобрнауки России функционирует 25 площадок детских технопарков «Кванториум». К концу 2017 года планируется, что будет открыто всего около 40 детских технопарков.

В Минобрнауки России идёт подготовка решений, связанных с адресной поддержкой доступности дополнительного образования для малообеспеченных и многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Предполагается введение индивидуальных сертификатов на получение услуг по дополнительному образованию детей (персонифицированное финансирование). Пилотная апробация уже проводится в 9 субъектах Российской Федерации (республиках Бурятия, Саха (Якутия), Татарстан, а также в Пермском крае, Астраханской, Вологодской, Тульской, Тюменской областях и Ханты-Мансийском автономном округе). В настоящее время сертификаты выданы 84 555 детям, при этом в апробации участвуют 515 организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе 49 негосударственных организаций.

- На этой неделе стало известно, что правительство разработает и утвердит программу по созданию дополнительных мест в организациях, где реализуются программы дошкольного образования. Цель программы обозначена как достижение к 2021 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

Действительно так. У нас есть поручение президента, которое он утвердил по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., состоявшегося 28 ноября этого года. И это решение вполне ожидаемо. Помните, в июне этого года на «Прямой линии с Владимиром Путиным» президент как раз говорил о том, что вопрос с детскими садами для детей 3-7 лет практически решён. А вот яслей нет. Тогда Владимир Владимирович обратил внимание на реальную проблему: для молодых мам, которые не хотят выпасть из своей профессии либо хотят приобрести профессию, ясли нужны. И нужна отдельная программа. Именно о ней как раз теперь и идёт речь.

Мы начинаем строить ясли для детей от 2 месяцев до 3 лет. Деньги на это нам выделяет резервный фонд. Это большая программа, которая потребует значительных усилий и на федеральном уровне, и на региональном: от руководителей органов управления образованием. Это будет очень важный проект, потому что для строительства таких зданий потребуется особая организация пространства, определённая мебель и система питания.

Это, конечно, масштабный проект. Но опыт по реализации таких проектов у нас есть. Этот проект станет продолжением реализации комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования. В том, что по состоянию на 1 декабря этого года 7,4 млн наших детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет получают дошкольное образование, есть и реальный эффект по работе в рамках мероприятий МРСДО.

Похожую задачу реализует Минобрнауки России по поводу создания новых мест в школах. Это наш приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников». В этом проекте при строительстве новых школ тоже применяются самые современные архитектурно-планировочные решения. И цель этого проекта в том, чтобы обеспечить российским школьникам современную образовательную среду и перевести всех учащихся на обучение в одну смену.

Так что программа, нацеленная на строительство новых яслей, по сути, станет продолжением государственных инициатив по расширению качественной и современной инфраструктуры для наших детей и школьников.

- Вы недавно побывали в Дагестане. Южные регионы традиционно сдавали ЕГЭ на высокие баллы: говорят, специально уезжают в школы в горных аулах, где проще списать. А потом элитные московские вузы заполняли люди, едва говорящие по-русски. Сейчас этот вопрос решён?

Проблемы в организации ЕГЭ в Северо-Кавказском федеральном округе имели место до 2014 г. Но в 2014 г. приняты меры, которые помогли обеспечить объективность ЕГЭ: стопроцентное онлайн-видеонаблюдение во всех пунктах проведения экзаменов (ППЭ), соблюдение сохранности заданий в период их транспортировки, во всех субъектах региона созданы ситуационные центры для контроля за ходом ЕГЭ, были выделены федеральные субсидии на технологическое обеспечение проведения ЕГЭ. После чего средние баллы по результатам объективно проведённых ЕГЭ 2014 и 2015 гг. стали соотноситься со средними результатами по России. Одновременно резко уменьшилось число высокобалльников.

- Зачем нужен новый вид аттестации учителей? У них и так слишком много бумажной работы. Не окажется ли это очередным бюрократическим этапом?

Нет, не окажется. В этом году мы провели в 15 регионах добровольный эксперимент с учителями математики и русского языка. Они сами были заинтересованы в получении независимой оценки знаний своего предмета. На эксперимент пошли молодые, во многом амбициозные педагоги. Ведь проверка проходила на анонимных условиях. Результаты не были очень хорошими, они были ожидаемыми, и они показали, где и какие пробелы следует устранять. Учительский корпус - это те люди, которые действительно учатся всю жизнь, если, конечно, они не попали в школу случайно.

Сегодня в стране осталось всего 44 педагогических вуза, за последнее десятилетие качество педагогического образования сильно просело. И важно эту ситуацию изменить.

- Ректоры некоторых вузов сегодня получают под миллион, а рядовые преподаватели - по 35-45 тыс. Видите ли вы здесь проблему и как её будете решать?

На прошедшем на днях совещании с ректорами нами были озвучены результаты соответствующей проверки. Мы сравнили качественные показатели деятельности образовательных организаций высшей школы с уровнем зарплаты руководителей. Одновременно мы проговорили новую методику расчёта зарплат ректоров, которая приведена в соответствие с постановлением правительства № 583.

Существующая сегодня кое-где кратность зарплаты преподавателя и ректора в 11 раз и выше - это, извините, ненормально.

- А какие меры будут приниматься?

Самые жёсткие. Вплоть до увольнений.

- Некоторые вузы в регионах станут центрами инноваций. Но у нас уже есть опорные университеты, федеральные, научно-исследовательские. К чему ещё один вид? Где найти для них столько высококлассных кадров? А главное, что они там будут изобретать и разрабатывать?

Задача Минобрнауки России - это сформировать конкурентоспособную на мировом и национальном уровне сеть вузов, вернуть отечественное образование на лидирующие позиции в мире и развивать систему высшего образования с упором на запросы всех регионов России.

В рамках приоритетного проекта правительства «Вузы как центры пространства создания инноваций» уже сформирована группа ведущих университетов-лидеров, активно позиционирующих себя в международном образовательном пространстве, претендуя на статус исследовательских университетов мирового уровня, а также группа вузов-лидеров регионального развития, которые учитывают запросы региональных экономик и рынков труда. Статус «опорный университет» не предполагает укрупнения вузов. Укрупнение, объединение вузов в регионах - это исключительно обдуманное и взвешенное решение региональных властей, обусловленное стратегией развития региона.

Образовательный ландшафт в регионах формируется региональной властью. И это оправданно. Помимо опорных университетов, к 2020 г. планируется в каждом субъекте создать университетские центры инновационного, технологического и социального развития регионов. Они должны стать источником позитивных изменений городской и региональной среды.

- Нужно ли тратить деньги на вхождение наших вузов в международные рейтинги? Вы недавно говорили, что выделяемые им бюджетные средства зачастую тратятся неэффективно и вообще овчинка не стоит выделки. Может, есть более полезное применение этим миллиардам?

Проект 5/100 нацелен на достижение амбициозной цели: вхождение в общие рейтинги. Мы понимаем, что не все вошедшие в проект вузы её достигнут, поэтому в новой версии постановления правительства, которое описывает правила предоставления субсидий вузам проекта 5/100, предусмотрена процедура прекращения оказания государственной поддержки. Соответствующие изменения в 2017 г. министерство внесло в постановление правительства РФ, которое регулирует вопрос распределения средств. Они поддержаны правительством РФ, и в соответствии с ними вузы, которые не показывают существенной динамики, могут быть лишены государственной поддержки.

До 18 года обучение детей было раздельным. 31 мая 1918 года выходит постановление "О введении обязательного совместного обучения", подписанное комиссаром просвещения Луначарским.

В 30-е годы многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, стали видны негативные последствия "бесполого" обучения. Уже в те годы стал заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом "Быстрее! Выше! Сильнее!" и т. д.

И Сталин попытался вернуть школу к прежней модели... Сегодня многими это рассматривается как ошибка «тирана», чудачество... В раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.
Для генетически менее зрелых мальчиков представительницы «слабого пола» становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом ("героем") для подражания.

Качества этого "образца" - прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т. д.

Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика, былинный мужской эпос, мужская символика. Мальчики оказались погруженными в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей и особенно мальчиков.

В конечном счете, присущие только мальчикам природные задатки - страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным - стали заглушаться и нейтрализоваться. Учитывая, что эмоции непременно имеют четкую и определенную гормональную активацию (а гормоны, как известно, вещества прямого генетического действия), речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков и на генетическом уровне.

Кроме того, природа мужского начала такова, что самое унизительное, позорное, буквально саморазрушительное переживание для мальчиков - быть слабее девочек.

На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе: женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни.

Пожалуй, это объясняет и бурное развитие на Западе феминистского движения и борьбы за «женскую самодостаточность». В конце концов, любовь к жизни начинается с любви к противоположному полу. А если его полноценные представители становятся редкостью, «диковинкой», женщинам приходится пускаться во все тяжкие...

Все чаще даже у внешне женственных особ при выяснении причин бесплодия врачи вдруг стали находить вместо женской "Х" хромосомы мужскую "Y".

Наконец, это угасание не только репродукции женского молока, но и материнского чувства.
Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент - игнорировали поло-ролевое воспитание и активно внедряли бесполую педагогику. Вот результат... В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательная культура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств!) есть величайшее преступление перед народом.

Стоит только представить себе: встречаются по внешнему виду юноша и девушка. При этом у женственных юношей и омужествленных девушек высшей ценностью давно стала внешняя смазливость и привлекательность. Женятся. А по духу-то они оба – полуженщина-полумужчина! И когда они это открывают, кроме взаимного отчуждения и ненависти уже более ничего не испытывают. И в эту бойню часто, очень часто оказываются вовлеченными их дети.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинин занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей – современная школа в том виде, в каком она сейчас существует.

Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку. "Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная", считает Владимир Базарный. – Девочки в начале обучения на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника".

Последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.

В приложении к воспитанию эта истина выражается в том, что мальчики и девочки рождены для совершенно разных жизненных реализаций, поэтому обучать их нужно не одному набору наук (как это делается у нас в школах), а по совершенно разным программам и в разной манере...

Образование девочки, например, включало в себя освоение 108 женских искусств (в том числе умение вести хозяйство, оказывать врачебную помощь, умение красиво одеваться, красиво двигаться и говорить, петь, писать стихи и тому подобное). У девочек родители стремились воспитать такие качества как: нежность, женственность, целомудрие, верность, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью.

Мальчика обучали в духе той варны, к которой он принадлежал (переводя на современный язык, – в соответствии с его врожденной природой). Кто-то рожден, чтобы просто трудиться, кто-то – чтобы преумножать богатства, кто-то – чтобы защищать и руководить, кто-то – чтобы наставлять и советовать. Воспитывались смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых, готовность стать главой семьи, встать на защиту Отечества и т. Народы еще в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Так появились испытания, направленные на преодоление страха, развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.

«Беда ожидает тот народ, ту цивилизацию, которая перестанет воспитывать мужество у своих мальчиков. В среде этого народа поселяется страх, парализуется воля, растет хаос в духовной сфере.» Владимир Базарный

В современном обществе почти повсеместно девочек учат так же, как мальчиков. Таким образом прививают им неверное видение своей жизненной роли – отсюда несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность – отсюда профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен своей работой, своим положением и достижениями).

Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. А мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают «от противного»: сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности

Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в "сегрегированных" классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.

Минусы

Выпускники школ 40-х-50-х годов прошлого века вспоминают, что дружеской атмосферы в "однополом" классе, как правило, не было. О сплоченном коллективе не было и речи. Девочки всячески стремились показать свое превосходство. В "мужских" школах процветал культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Однако в наши дни в школах, создаваемых по новой модели, мальчики и девочки занимаются "через стенку", встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях.
Наиболее строгие критики этого метода обучения говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на "таких же, как я" и "других". Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят оппоненты, возникает соблазн продолжить делить их по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам. Некоторые критики считают, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Встречаются даже мнения, что класс, где нет девочек, - хорошая среда для воспитания будущих... маньяков.

Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех прелестях половой жизни, в том числе и добрачной.

Помимо споров вокруг собственно метода, существует проблема совсем другого рода - педагогические кадры. В регионах, где проводится эксперимент, на роль классного руководителя в мужской класс ищут, как правило, мужчину. На деле выяснилось, что это почти нереально.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Учитывая предыдущий педагогический опыт и современные исследования, все больше учителей стараются возродить эту неоспоримо эффективную методику обучения. Все больше родителей ищут школы или классы с раздельным обучением. Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство "разделенных" школ - гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть "мальчиковым" и "девчачьим". Кроме того, учиться не в такой школе, как все, престижно.

Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации - всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ.

В Украине раздельное обучение также становится популярным и набирает обороты: 16 кадетских лицеев, кадетская школа под Киевом, 3 кадетских класса, 1 кадетский клуб.
Заметим, что возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует также и Русская православная церковь.

Если обратиться к современному опыту западных стран, то в немецких государственных школах разделение по половому признаку категорически запрещено. Исключение составляют только несколько особо престижных, очень дорогих частных гимназий.
Американский департамент образования недавно ввел новые правила, облегчающие организацию раздельного школьного обучения. Начиная с 1998 года количество школ в США, предлагающих раздельное обучение мальчиков и девочек, возросло с 4 до 223. Школы, имеющие хотя бы несколько "однополых" классов, есть в 32 штатах.

По статьям Тимофея Шадрина и Владимира Базарного.

«Сельские школы закрывают, а людей угрозами и уговорами заставляют молчать», - говорит Дмитрий Казаков, учитель истории сельской школы в Нижегородской области.

В этом году расходы на школы во многих регионах урезали, И местные власти стали готовить документы для очередной оптимизации.

Плевать на людей

Юлия Борта, «АиФ»: Дмитрий Васильевич, один молодой учитель написал стихи «Зачем деревенская школа стране, где реформы идут?»

Дмитрий Казаков: Я тоже не понимаю зачем. В школе, где я работаю, разговоры о закрытии ведутся восьмой год. Преподносят нам это начальники так: мол, если не прыгнем выше головы, школу закроют. До этого я преподавал в двух других, и там мы точно так же прыгали, стояли на голове, но школы не спасли. С 2007 г. в районе закрыли семь школ. Сейчас на подходе ещё одна, хотя село, где она дейст­вует, немаленькое, есть семьи с детьми.

По закону закрыть сельскую школу можно только с согласия сельского схода. Понимая, что жители на это никогда не пойдут, власти придумали такую штуку, как реорганизация. Школу, намеченную к ликвидации, присоединяют к другой в качестве филиала, а его-то уже можно закрывать по решению администрации образовательного учреждения. Самое обидное, что здания потом просто бросают. А можно было организовать в них кружки для детей, ведь учителя-то в посёлках остались. Наши чиновники забыли, что в деревнях тоже дети живут?

- А как жители реагируют, когда им объявляют, что школа закрыта?

Редко кто пытается бороться. В сельской местности надавить на родителей гораздо легче. Есть власть. У этой власти имеются родственники и знакомые в каждой деревне. Через них угрозами, уговорами заставят людей молчать. Почему я сам с вами так откровенен? Уезжаю отсюда через 1,5 года в город.

- Не выдержали учительства в селе?

Все девять лет, что учительствую, не покидает постоянное ощущение безысходности. Каждый день идёшь на работу и думаешь, что школу закроют. Я сперва-то сюда поехал, соблазнившись программой, по которой молодым учителям, согласившимся отработать в селе 10 лет, давали жильё и машину. Но всё равно вначале чувствовал воодушевление: мол, будем мы - молодые педагоги - село возрождать. Не успел и года в сельской школе отработать, как её закрыли.

В другой для меня не хватало уроков. Я тогда даже к министру образования обратился: для чего нас позвали в сельские школы, а параллельно стали их закрывать? Мой коллега за 4 года третью школу сменил, но и там уже маячит перспектива закрытия.

Думаю об отъезде, а на душе всё равно тяжело - тянет к детям, в школу.

Бэтмен в школе

Три главные проблемы российского образования - низкое качество, недоступность и нехватка кадров. Применительно к селу какая самая острая?

Кадры-то есть. Люди дер­жатся за зарплату, хоть и небольшую. А если набрать побольше учебных часов, то можно в среднем 25 тыс. руб. в месяц зарабатывать. Для сельских жителей это приличные деньги. С качеством образования намного хуже.

Вместо школы - сразу в малый бизнес. Главное - уметь считать выручку. Фото: АиФ / Геннадий Михеев

Не потому, что учителя плохие, условий нет. Нам приходится вести совершенно разные предметы. Я вот историк, а вёл ещё и информатику. Разве можно при такой нагрузке качественно подготовиться к урокам? Городские дети могут компенсировать то, что недобрали в школе, за счёт кружков, секций, кино, театров. А многие деревенские ребята даже школьные кружки не могут посещать - школьный автобус-то ждать не будет.

Доступность тоже только кажущаяся. Если ребёнку, особенно в начальной школе, приходится вставать в 5-6 утра, потом час-два трястись на старенькой «газели» по ухабам, много он потом на уроке усвоит?

Сверху очень много инициатив, но каковы их цели - непонятно. Вот сейчас спустили указание воспитывать патриотизм в детях. Как его можно взять и воспитать в отдельно взятом ученике? Перед Новым годом другая инициатива - обучиться новому стандарту преподавания истории. По отчётам курсы прошли несколько тысяч педагогов. На деле мы только деньги заплатили за якобы учёбу и корочки получили. Для чего вся эта показуха?

- ЕГЭ вводили, чтобы обеспечить равный доступ в вузы. Получилось равенство?

Его не было и не будет. Выигрывают те, у кого есть деньги и связи, а не таланты.

- Сейчас власти планируют фильмы снимать про учителей, чтобы престиж профессии повышать. Смеётесь, вижу...

Это глупость. Не те времена. Мы живём не в период раннего формирования информационного общества, когда люди только телевизор смотрели.

Теперь все имеют возможность получать информацию и из других источников. А чтобы молодёжь пошла смотреть фильм про учителя, он должен превращаться в робота, Бэтмена или Человека-паука.

А что в перспективе? Слышала, кое-где сельчане скидываются, сами содержат учителей, фельдшеров и т. д. Может, мы к этому идём?

Мне кажется, мы идём к тому, что учить детей у нас будут батюшки, а лечить - бабушки-повитухи. И рожать женщины будут в бане, как это было до советского времени. Разваливается не только образование, но и медицина, кругом деревни зарастают лесом. Мне кажется, компетентность органов власти на местах настолько низкая, что чиновники просто не понимают, что творят.

И люди в большинстве своём сейчас почему-то недумающие. Очень сильно подсели на ТВ-пропаганду. Самые тяжёлые проблемы, которые стоят перед нами, уходят на второй план. Все озабочены Сирией, Украиной. Надо очнуться, попытаться вместе хотя бы на местном уровне отстаивать свои элементарные права - на медицину, хорошее образование, и тогда жизнь будет немножко другой.

Уроки нашей жизни. Как живёт школа в глубинке?

В прошлом году на ужесточение контроля за ЕГЭ по­тратили сотни миллионов. Теперь в школах есть рамки металлоискателей, камеры и глушилки. А крыши и туалеты во многих школах страны как текли, так и текут.

На чём приходится экономить и тому ли учит сегодня школа, рассуждает Сергей Погодин, директор школы № 4 г. Нелидово Тверской области .

Деньги на помывку

Юлия Борта, «АиФ»: Сергей Валерьевич, в Смоленске депутаты сэкономили 75 млн бюджетных рублей, отняв у детей бесплатные завтраки. Во многих школах вместо уборщиц полы в классах моют ученики. В регионах совсем нет денег на нужды школ?

Сергей Погодин: Ну, у нас бесплатные завтраки для учащихся начальных классов, к счастью, сохранились, и убираются последние лет десять только уборщицы. А вот с закупками стало сложнее. Например, та же бумага стоила 170 руб. за пачку, теперь - 230. А финансирование учебных расходов осталось на том же уровне. Самая большая проблема - обслуживание и ремонт зданий. За это должен отвечать муниципалитет. Они стараются в меру своих сил, но сил этих немного. В этом году перед началом занятий школу мы просто вымыли, в следующем, похоже, будет то же самое. На территории начальной школы асфальт разбитый, крыша течёт, туалеты оставляют желать лучшего, по беговым дорожкам на школьном стадионе бегать уже невозможно, а ведь нас ждёт сдача норм ГТО. Нас вынудили выложить 500 тысяч на рамки металлоискателя и глушилки сотовой связи (почему это должна покупать школа из своих учебных расходов вместо книг, парт и прочего, мне непонятно), а 40 тысяч на балетные станки в танцевальный зал нам не найти. Или вот ввели третий час физкультуры. Я сам как спортсмен это приветствую. Вот только чтобы этот третий час реализовать, мы порой вынуждены загонять по два, а иногда и по три класса в маленький спортзальчик. О каком спорте и здоровье детей в таких условиях можно говорить?

- «АиФ» много раз писал о том, как местные власти бездумно закрывают сельские школы...

Этот этап в нашем районе прошёл лет 8 назад. Тут ситуация двоякая. С одной стороны, деревни, в которых закрыли школы, теперь практически пустуют. С другой - все понимают, что работы в деревне нет, и родители с деть­ми сами стараются уехать в город. Но если в деревне есть хорошая, пусть и небольшая школа, то её обязательно надо сохранить и финансировать по-особому.

Вводя ЕГЭ, говорили, что одна из главных целей - уравнять доступ к высшему образованию детей из глубинки. Уравняли?

Если честно, то равных условий нет. Да их и не может быть. Возможностей у детей из больших городов намного больше, чем у сельских. Уровень учителей разный (я и сам ощущаю нехватку знаний). Значит, и подготовку учителя дают разную. А лично меня очень настораживает такой факт: раньше после 9-го класса уходило около 20% детей, а сейчас - все 70%. С одной стороны, дети боятся ЕГЭ, с другой - многие директора стараются оставить в 10-м классе лишь тех, кто хорошо сдаст ЕГЭ, - чтобы не портить статистику школы. Что было главным в советской школе? Не только знания дать, но и вырастить честного, здорового советского человека. Грубо говоря, нянчились со всеми - и с отличниками, и с двоечниками. Может, именно поэтому многие и говорят, что советское образование было очень хорошим. Что касается поступлений, то дети из нашей школы как поступали в вузы, так и поступают - ни всплеска, ни падений мы не видим.

Всех под гребёнку

Главный по правам ребёнка в России Павел Астахов недавно заявил, что ОБЖ в школе плохо преподаётся, иначе не сгорели бы заживо 8 подростков в Ханты-Мансийске: мол, надо добавить практики. Депутаты настаивают на введении уроков финансовой грамотности...

Добавить можно, но за счёт чего? Выкидываем, к примеру, производные и логарифмы из математики и добавляем уроки финансовой грамотности. Может, школа и правда сегодня учит не тому? У меня вот есть совсем шальная мысль: сделать в школах два направления - условно лицеистское и производ­ственное. Ведь кому-то ЕГЭ на самом деле не нужен. И гораздо лучше, если такой ученик уже в школе разные профессии осваивать будет. Может, он с удовольствием пилил бы целыми днями и вырос замечательным плотником, а мы его математикой грузим. Вот он и бежит из школы. А другой бы и рад математикой побольше позаниматься, но учителю некогда - он будущему плотнику пытается про синус втолковать.

Минздрав вывел врачей за штат образовательных организаций. Чиновники уверяют, что медики всегда сумеют вовремя среагировать и приедут на вызов.

Я уже год бьюсь, пытаясь решить эту проблему. По закону школа отвечает за жизнь и здоровье детей. Но как ей отвечать, если медика нет? У нас фельдшер приходит на два-три часа. А случись что, «скорую» вызываем. Недавно на уроке биологии девочка потеряла сознание - пульс не прощупывался, дыхания почти не было. Пока ехала «скорая» (это время нам показалось вечностью!), учитель биологии в меру своих знаний пыталась оказать первую помощь. В этот раз врачи успели. В другой раз ребёнка спасла уборщица - по образованию химик. Очень боюсь, что третьего счастливого раза может не быть.

Но главврачу нашего ЦРБ всё нипочём: мол, фельдшер в школе сидеть не может, потому что на вызовы некому ходить. И вообще, неотложная помощь, по её словам, якобы не входит в обязанности школьного фельд­шера. То есть, если, не дай бог, ребёнок сломает руку, медик просто будет стоять и смотреть? А кто спасёт ребёнка в школе? И зачем мы гонимся за результатами ГИА и ЕГЭ? Нам что важнее: количество баллов в аттестате или чтобы дети росли счастливыми и были здоровы?

В Забайкальском крае учителя бастуют, чтобы получить зарплату. Министр образования Д. Ливанов возмутился: «Мы обращаем внимание руко­водства региона на недопустимость таких задержек».

- Сколько получают учителя в регионе?

Молодой специалист, работая на 1,5 ставки вместе с классным руководством, заведованием кабинетом и доплатой как молодому специалисту по тарификации получает 17 000 руб. Учитель со званиями, с выс­шей категорией, имеющий две ставки уроков и ставку внеклассной работы (т. е. проводящий в школе по 12 часов в день да ещё и выходные), - около 40 000.

- А работать есть кому? В Москве, например, вакансий в школах нет уже давно.

Вакансий и у нас нет. Хочешь не хочешь, а на 1 сентября обязан все вакансии закрыть. Отсюда и качество преподавания, и результаты. В этом году сбежали трое молодых специалистов. Уехали в большие города. Там и зарплаты выше, и возможностей для роста больше. Я бы принял на работу и математика, и учителя иностранного языка, но где их взять? Спасибо, физик с химиком да биолог в свои 65 ещё в строю. Заменить, да еще равнозначно, точно некем. Поэтому здоровья им! Пусть работают.



Статьи по теме: