Таблица типы мировоззрения характерные черты. Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования

Как выяснили психологи и социологи, ключевую роль в нашей жизни играет именно мировоззрение, его виды и формы. От этих факторов зависит наше отношение к окружающей среде, к людям, с которыми приходится общаться, к своему собственному «я». Мировоззрение определяет наши принципы, мысли, корректирует систему чувств и впечатлений, влияет на ассоциации и симпатии.

мировоззрение. Его виды и формы

Как гласит мудрая поговорка, судьба не дается человеку, он строит ее сам. Сделать это можно, имея определенный багаж знаний, опыт, содержательный Все это формирует наши вкусы, наши мысли и побуждения, чем, собственно, и является мировоззрение. Его виды и формы напрямую зависят от государства, в котором проживает человек, от исповедуемой ним религии, а также от воспитания и которые привили ему с детства опекуны или родители. Каждая личность в нашем мире начинает формироваться именно с детских лет. Следовательно, то, что привито в ранние годы, служит основной для всех суждений и действий в дальнейшем, по крайней мере до тех пор, пока не произойдет переломный момент.

Теоретический аспект

Суть мировоззрения заключается в том, что оно определяет человека, делает его кем-то в обществе, одним словом - играет самую важную роль в его жизни. Поэтому важно, чтобы жизненные взгляды одного индивида совпадали с теми нормами морали, которые являются приемлемыми в его обществе как в широком понимании слова, так и в узком. В первом случае речь идет о государстве как об одном целом. В каждой стране есть определенная религия, конституция, традиции, которые проявляются в поведении людей по отношению друг к другу. «Семейное» мировоззрение, его виды и формы зависят уже от конкретной группы людей. Кто-то тяготеет к познанию науки, кто-то хочет постричься в монахи.

Примеры мировоззрения

Взгляд на мир конкретного человека также очень сильно зависит от типа его темперамента. Более «взрывные» люди, легкие на подъем и непостоянные, как правило, имеют более богатый жизненный опыт. В юные годы они отличаются вспыльчивостью, «набивают себе шишки», нередко стремятся познать все и вся. С годами это превращается в огромный опыт, взбалмошность уходит, а ее сменяет величие и гордость.

Если же человек изначально спокоен, он, скорее всего, примет все то, что его окружает. Если семья, в которой он вырос, верующая, Бог будет близок и ему. Прежде чем совершить нечто глобальное, что в корне сможет поменять жизненный ход, этот индивид тщательно все взвесит. Нередко такие люди занимаются и наукой, имеют дело с точными данными и статистикой.

Мировоззрение также может иметь философский или мифологический характер. В первом случае человек различными способами пытается обосновывать все явления в жизни. Он во многом ищет свою мораль, логическую (или не совсем такую) подоплеку. Нередко таким людям свойственен СПГС, поэтому часто им рекомендуют не погружаться слишком глубоко в свои рассуждения. Люди с мифическим мировоззрением отличаются мечтательностью, оторванностью от мира сего. Для них многие события видятся сказкой, люди ассоциируются с различными вымышленными героями.

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.


Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания . Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства . Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности . Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.


Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.


Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в , природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.


Книги, меняющие мировоззрение человека

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо . Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество» .
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей , которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу . Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему , можно изменить взгляд на жизнь.

Мировоззрение, его виды и формы

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

2. Структура внутреннего мира:

познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

мировоззрение

направленность личности

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

Пути формирования: стихийный, осознанный.

Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:

Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.

5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Виды знаний

Обыденное (житейское) знание формируется у людей в ходе повседневной жизни и деятельности. К примеру, мы узнаем о том, что при очень сильном морозе надо снегом растирать лицо, чтобы не обморозить его; надо держать ноги в тепле, нельзя пить на ночь крепкий чай или кофе. Это и есть примеры обыденного знания.

Особым видом знания является народная мудрость - накопленный и выкристаллизованный временем опыт жизнедеятельности народа. Народная мудрость находит свое отражение в пословицах, поговорках, притчах, сказках, песнях.

Очень важны для человека научные знания, которые нашли свое отражение в сформулированных учеными законах развития природы и общества. Каждый из предметов школьной программы дает основы знаний научной области . Научные знания отличает стройность, аргументированность, доказательность.

Выделяют ученые и так называемые паранаучные знания . Это знания, получаемые нами из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрологов.

Мифологические (религиозные) знания - еще один вид человеческих знаний. Миф в образной форме фиксирует представления людей о мире, человеке, сверхестественном.

Понятие истины, ее критерии

Целью познания является истина. Под истиной понимается соответствие знания предмету познания. Само понятие «истина» в русском языке неотделимо от понятия «правда».

Свойством истины является объективность, т. е. соответствие реальному объекту, независимо от воли и желания познающего субъекта, т. е. человека. В то же время человеческая истина всегда относительна, т. е. это знание неполное - за пределами познанного всегда остается неизведанное, пока еще не открытое людьми. Всякий познаваемый объект на самом деле сложнее, многограннее, чем то, что мы о нем знаем. Важным свойством истины является процессуальность, т. е. бесконечность познания, накопления знаний о мире.

В то же время знание о каком-то объекте действительности может быть исчерпывающим. Такое знание понимается учеными как абсолютная истина. Абсолютная и относительная истина служат моментами истины объективной.

Ученые отмечают также конкретность истины, т. е. знания об объектах определяются конкретными обстоятельствами (местом, временем и т. д.)

Истина всегда противопоставляется заблуждению, т. е. знанию ложному, не соответствующему своему предмету. В ходе развития познания истина и заблуждения могут перетекать друг в друга. Например, в средневековье заблуждением считалась мысль о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Не зря говорится: «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок».

Человечество веками занимал вопрос: «А как различать истину и заблуждение?» Это вопрос о критериях истины. Разные мыслители усматривали критерии истины в разном. Одни считали таковым чувственный опыт; другие - соответствие представлениям большинства людей, договоренностям между учеными, мнению авторитетов; третьи - соответствие божественным заповедям. Универсальным критерием истины признана практика, т. е. вовлеченность познаваемого объекта в деятельность человека. К примеру, в научном познании именно результаты экспериментов служат наиболее весомыми доказательствами истинности гипотезы, предположения.

В ходе практической деятельности человечество вырабатывает также иные, частные критерии установления истинности знания - к примеру, очевидность, здравый смысл, логическая правильность.

Виды истины

Абсолютная истина - источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название «абсолютная истина», отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что «всякая истина относительна», которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.

Относительная истина - философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины - релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» - абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, - относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

Мышление и деятельность

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.

Вторая особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом..

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли; это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация - это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение - это отдельная мысль о чем-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Дедукция - это вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя и не изучали их специально.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий . Познать предмет - значит раскрыть его сущность. Понятие - это отражение существенных признаков предмета. Чтобы раскрыть эти признаки, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нем.

Понимание - процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т. д.

Потребности и интересы

Потребность можно определить как состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится преодолеть. Психологи попытались систематизировать многочисленные человеческие потребности в несколько групп, объединив сами эти группы в низшие и высшие потребности. Низшие (конечно же, с человеческой точки зрения) - это те из потребностей, которые приближают нас к животному миру и во многом определяются нашей физиологией.

В самом их основании лежат биологические потребности - это утоление голода и жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом - короче говоря, все то, что позволяет нам существовать как биологическому виду.

Далее следуют потребности в безопасности, удовлетворение которых способствует улучшению качества нашей жизни. Это обеспечение самосохранения, здоровья, стремление максимально обезопасить свою жизнь.

Потребности более высокого уровня связаны уже с социальной природой человека - его жизнью в обществе и желанием общаться с другими людьми. К этой группе ученые относят стремление к власти, общению с себе подобными, достижению успехов и уходу от неудач, к взаимодействию и взаимоподдержке.

Особую группу составляют духовные потребности - в самовыражении, самоутверждении, в дружбе, любви, творчестве.

Данная классификация потребностей отнюдь не является исчерпывающей. Ученые выделяют потребности материальные (связанные с хозяйственной жизнью, работой, жильем, предметами домашнего обихода, без которых мы не представляем наше существование) и духовные (отражающие внутренний мир человека, получение им образования, повышение своей общественной значимости). Также можно встретить выделение в литературе потребностей повседневных, которые мы испытываем ежедневно, вроде просматривания утром свежих газет или программы музыкального телевидения, и особенных, испытываемых достаточно редко - к примеру, поездка в заграничное путешествие или морской круиз, посещение оперного театра и др.

Физиологические потребности. Не вызовет возражений утверждение, что самое важное для человека это удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, теплой одежды в холодное время индивид прекращает свое существование.

Экзистенциальные потребности включают в себя потребность в защищенности и безопасности.

Социальные потребности (потребности в принадлежности к социальной группе).

Престижные потребности (потребность в уважении и признании).

Духовные потребности (потребность в самовыражении и самоактуализации).

Пять основных групп профессий

Первая группа профессий получила название «человек - природа». Ее можно разделить на подгруппы «человек - неживая природа» и «человек - живая природа».

Выделяется и такая группа, как »человек - техника». Эти люди имеют дело с техническими средствами, их применением и конструированием.

Особую группу профессий составляет группа «человек - человек». Она для тех людей, которые больше всего любят и умеют общаться с другими людьми и не мыслят себя в отрыве от них.

Есть и такая интересная группа профессий, как »человек - знаковая система». К этой группе относят профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных символов и знаков, придуманных людьми для передачи информации.

Людей творческих профессий объединяет группа «человек - художественный образ».

Врожденных и приобретенных качествах человека

Под способностями ученые понимают особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врожденный природный фундамент, который называется задатками.

Самые важные способности людей - умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называют интеллектом.

Талант - это очень высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности.

Гении - это особенно талантливые люди, приносящие что-то новое в жизнь людей.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

Самореализация - выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований.

Воля - способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели.

Почему не может быть абсолютной свободы?

При спорах вокруг смыслов и сути «свобода» очевидно, что «чистой» (абсолютной) свободы не существует. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Из этого вытекает следующее - свобода есть человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми. Так же как нельзя любить в одиночку, так и невозможно быть свободным без других людей или за их счет.

Границы свободы

Первая связка понятий это свобода и необходимость. Речь идет о проявление внешней по отношению к человеку необходимости. Это закономерности природной и социальной среды обитания человека, не считаться с которыми он не может.

Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. не зависимых от сознания человека, законов.

Подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он выберет здоровый образ жизни. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности.

Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно и добровольно делает подчас мучительный выбор в пользу добра. Без моральных ограничений подлинной свободы нет!

Свободное общество

Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают объединение, ответственность, справедливость, т.е. все те ценности, которые должно обеспечивать общество. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту. Определенную регулирующую роль должно выполнять государство. Оно должно заботиться в социальной и экономической сферах о равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми.

Идеал свободы не должен заслонять идеала равенства.

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.)

Теории происхождения человека.

Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

Теория палеовизита . Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту , его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Понятие общества

В широком смысле слова:

Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

В узком смысле слова

Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание)

Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество)

Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)

Человечество в целом

Функции общества

Производство материальных благ и услуг

Распределение продуктов труда (деятельности)

Регламентация и управление деятельностью и поведением

Воспроизводство и социализация человека

Духовное производство и регулирование активности людей

Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.

Общество как динамическая саморазвивающаяся система

Система – комплекс элементов и связей между ними.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.

Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.

Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.

Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

Основные институты общества

1. Социальный институт - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

3. Типы функций социальных институтов:

Явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом

Скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные). Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

4. Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Культура - результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.

Для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов: Культура труда - умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности.

Культура быта - совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере бытовых отношений.

Культура общения - гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков, проявление точности и обязательности.

Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Культура образования - способность человека организовать процесс образования и самообразования для получения знаний и умений различными способами.

Культура речи и языка - уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность.

Культура мышления - способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.

Культура питания - осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового питания и умение организовать свое питание.

Культура чувств - степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувствовать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.

Формы и разновидности культуры

Культура разделяется на материальную и духовную.

Основные формы культуры

Элитарная культура рассчитана на узкий круг людей, разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные лишь немногим. В определенном смысле это культура так называемых избранных - людей высоко образованных, наделенных духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью.

Народная , или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Народная культура может существовать в двух основных видах - популярная (отражает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).

Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка.

В современном мире ученые выделяют еще одну форму культуры - экранную (это культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера).

Кроме того, в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения.

Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура - это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. Важной частью национальной культуры является национальное самосознание - совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Наука - систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований;

наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.

Наука - это систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (в таком значении говорят о научных взглядах, открытиях, теориях и т. п.);

Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (людей, занимающихся в этой сфере, называют научными работниками);

Наука - это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (академии наук, министерства образования и науки, научные конференции и круглые столы - все это подразумевает понимание науки в этом смысле).

Наука - это общность людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в этом случае речь идет о некоем научном сообществе).

Критерии научности знаний

Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя).

Рациональность . Постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки.

Нацеленность на восприятие сущности, первостепенных закономерностей объекта.

Системность . Упорядоченность знания по определенным признакам (система - совокупность взаимосвязанных элементов, которая представляет единое целое).

Проверяемость (верифицируемостъ). Научные знания должны быть проверены на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование объектов, тем отчетливей проявляется необходимость создания системы особых методов.

Занятия наукой требуют от человека особой подготовки, тогда как при обыденном познании такая подготовка осуществляется автоматически - когда человек включается в жизнь общества и различные сферы деятельности.

Основные функции науки в обществе

познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);

мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);

прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);

социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

производственная (современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д.

Образование, его значение для личности и общества

Образование - процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями;

Социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

Образование – форма деятельности личности, которая предшествует всем другим видам деятельности. Без развитой системы образования не может быть серьёзных достижений ни в одной сфере общественной жизни.

Просвещение – распространение знаний, образования.

Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта.

Образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации.

Вторичная социализация – период социализации, совпадающий с периодом получения формального образования. Функции образования

экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками);

социальная, личностная (социализация личности);

культурная (использование ранее накопленной культуры);

укрепление национальной безопасности (военной, экономической, экологической);

укрепление демократического общества

Направления развития образования в современном мире

гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;

гуманитаризация означает усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;

интернационализация образования понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;

компьютеризация (использование новых современных технологий обучения).

демократизация образования: образование стало доступным для широких слоёв населения.

тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей.

Образование стало непрерывным, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии.

Цели образования

научиться познавать, уменье учиться;

научиться делать, научиться работать, приобретать компетентность = практикоцентризм;

научиться жить вместе, сосуществовать (возрастание роли образования в формировании гражданских качеств личности);

повышение роли образования в раскрытии творческого потенциала личности.

Религия

Религия - это:

взгляды на мир, которые основываются на вере в Абсолют, Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших все на Земле и самого человека;

действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и т. п.;

нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни;

объединение верующих людей в одну организацию (в науке такое объединение называют конфессией, а в народе - церковью, общиной, сектой и т. п.).

Три этапа изменения религиозных взглядов

ранние религиозные воззрения (обожествление животных и сил природы, почитание духов),

формирование национальных религий (особые представления, свойственные обычно одному народу) и

возникновение мировых религий (религиозные взгляды, имеющие приверженцев среди людей различных национальностей и ориентированные на все человечество).

Ведущие мировые религии

Буддизм. Появился в Индии в VI веке до н. э. в знак протеста против кастовой системы деления общества - допускал возможность каждого выйти из круга перерождений сразу, без долгих восхождений.

Христианство. Вторая по времени возникновения мировая религия.

Ислам - самая молодая по времени возникновения мировая религия. Его возникновение относят к началу VII века, а главным пророком считают Мухаммеда.

Искусство

Искусство - особый путь познания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов.

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства

Искусство является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве в форме художественных образов. Эти образы являются результатом вымысла, но при этом отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы.

В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допустимый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания. В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом, является особой формой познания окружающей действительности.

Основные функции искусства

Гедонистическая - связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.

Компенсаторная - восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.

Коммуникативная - является средством общения в пространстве культуры различных людей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов.

Эстетическая - направлена на преобразование мира на основе красоты.

Воспитательная - через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам; учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум; способствует смягчению общественных нравов.

Познавательная - способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.

Прогностическая - дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.

Стиль. Стили искусства

Стиль - это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определенного времени, направления или индивидуальной манеры художника.

Известны следующие стили искусства:

Романский, или готический - «застывшая музыка Европы». Основные признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, резьбы и скульптур.

Барокко. Основные признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.

Рококо. Отличается изысканностью форм и причудливым орнаментом.

Классицизм. Характерная особенность - обращение к образам и формам античного искусства как к наиболее совершенным. Основные признаки: ясность, гармония, четкость, простота.

Сентиментализм. Характерные особенности - внимание к душевному миру человека, чувствительность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность, меланхоличность.

Романтизм. Боролся с канонами классицизма, утверждая национальное и индивидуальное своеобразие, изображая идеальные чувства и героев, стремящихся к свободе. Основные признаки: вольность, индивидуализм, драматизм.

Реализм. Характерная особенность - правдивое, объективное отражение действительности.

Модернизм. Характерно использование новых технологических решений и конструкций.

Постмодернизм - стиль, которым определяется искусство после модернизма.

Эклектика. Сочетание элементов разных стилей.

Классификация видов искусства

Классификацию видов культуры, принятую в научном сообществе можно разделить по свойствам и родам.

По свойствам:

Изобразительное искусство (живопись, скульптура).

Неизобразительное искусство (архитектура, музыка).

По родам:

Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика). Они основаны на пластике человеческого тела.

Пространственные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.

Временные виды искусства (поэзия, музыка, драма, эстрада). Здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.

Технические или синтетические виды искусства (видеографические - телевидение, художественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн). В них образ создается при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства.

Мораль

Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д.

Три основных аспекта

Ценностный аспект. Оценка существующих общественных норм и своего поведения. От-ношение к добрым и злым поступкам, их одобрение и поддержка или порицание.

Деятельностный аспект. Практическое применение норм морали в своих поступках (нрав¬ственное или безнравственное поведение, действие или бездействие).

Мораль является очень сложным общественным явлением и может пониматься по-разному: как опыт житейской мудрости, исполнение божественных заветов, инструмент сохранения порядка в обществе, честность во взаимоотношениях людей, высший смысл человеческой жизни, внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.

Список общечеловеческих ценностей

Моральный выбор возникает тогда, когда человек сталкивается с необходимостью действовать правильно, т. е. в соответствии с нравственными ценностями и нормами. В основе этих действий лежит моральный долг - поступок, требующий от человека усилий для его совершения. Моральный выбор часто совершается между «хочется» и «нужно». Обычно он обусловлен системой ценностей которых придерживается тот или иной человек. В моральном выборе поведения определяющую роль играет свобода, создающая предпосылки для определения человеком целей и средств, направлений и характера своих поступков.

Нравственное самосовершенствование заключается в изменении пропорций доброго и злого в самом себе в сторону первого, но для этого необходим личный моральный выбор.

Понятие общественного прогресса

В основе понятия прогресс - латинское слово progressus - «движение вперед». В современном научном словаре общественный прогресс определяется как совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Иногда за движением вперед следует откат - попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивный уровень. Такой процесс был назван регрессом. Регресс противоположен прогрессу.

Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «стагнация» или «застой».

Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Под вызовами и угрозами исследователи понимают совокупность проблем, обрушивающихся на людей в определенную эпоху и являющихся отличием этой эпохи. И от того, насколько успешно удается людям найти ответы на эти вызовы, зависит порой дальнейшее выживание человечества.

Угрозы природе. К их числу относятся экологические и техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды вредными выбросами, проблемы прироста народонаселения.

Угрозы здоровью людей. Это распространение наркотиков, СПИДа. В последние годы эти проблемы становятся для нашей страны одними из ведущих национальных угроз. Кроме опасности для физического здоровья, усиливается угроза здоровью духовному; стремительно падает уровень культуры, происходит коммерциализация, подмена высокого искусства дешевыми штампами и подделками.

Угрозы стабильному развитию общества. Ученый выделяет среди них различные социальные беды: голод, нищету, безграмотность, безработицу. Эти беды все более и более охватывают слаборазвитые страны, «мировой юг».

В числе важнейших угроз современности - войны и терроризм.

Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества касаются всех землян, невзирая на их государственную принадлежность. Современный человек наконец-то осознал, что Земля не так велика, как ему казалось прежде. Мир хрупок, хрупка жизнь человека и всех обитающих на нашей планете существ.

Классификация глобальных проблем. Можно выделить экологические, социальные, политические и экономические проблемы, относящиеся к категории глобальных.

К экологическим относят такие проблемы, как «парниковый» эффект, «озоновые дыры», истребление лесов, загрязнение атмосферы, вод мирового океана, истощение почв и многие другие.

Социальные проблемы - это огромное число неграмотных людей, сложная демографическая ситуация и морально-этические проблемы.

К политическим проблемам относятся в первую очередь вопросы международного терроризма, угрозы локальных войн, опасность глобальной войны.

Экономические проблемы - это истощение ресурсов и разделение мира на полюса экономического развития, проблемы обеспечения продовольствием и НТР.

Межнациональная рознь. В ряде регионов мира не до конца преодолены межэтнические противоречия; многие народы так и не смогли создать свои национальные государства, самоопределиться, и для них проблема этнической самоидентичности стоит весьма актуально.

Локальные конфликты. Они несут в себе в первую очередь все ужасы и бедствия войны.

Угроза ядерной войны. Существует серьезная опасность, что в ходе военных действий будет применяться оружие массового поражения, основанное на получении энергии в ходе ядерных и термоядерных реакций.

Продовольственная проблема - это неспособность развивающихся стран полностью обеспечить питанием свое население.

Полюса развития - это поляризация мира по принципу развитости экономики.

Истощение ресурсов. Раньше человек мог спокойно разрабатывать месторождения, заботясь лишь о том, чтобы это было ему экономически выгодно. Но современная ситуация показывает, что в скором времени полезные ископаемые попросту закончатся.

Духовные проблемы.

Угроза международного терроризма

Терроризм - насильственное воздействие на людей с целью запугать их и добиться реализации своих планов.

Террористические действия всегда носят публичный характер и производятся с целью воздействия на общество или на власть.

Этапы в истории развития терроризма.

Первый этап охватывает период до середины XX века, когда организовывали и совершали террористические акты в основном небольшие группы заговорщиков или одиночки. По выражению Альбера Камю, это был «кустарный терроризм».

Второй этап в истории терроризма связан с периодом Второй мировой и «холодной войны», когда террор стал активно использоваться на государственном уровне. Уже не только отдельные группы заговорщиков, политические партии и движения, но и целые государства стали применять методы террора для борьбы со своими противниками.

И, наконец, на третьем этапе, т. е. в современную эпоху, террор вышел за рамки государств. Он приобрел глобальный, транснациональный характер. Террор теперь представляет собой целостную систему, объединяющую крупные финансовые средства, возможности их перетока и использования в различных регионах мира, мощнейшее информационное обеспечение, единую сеть - паутину, охватывающую весь мир.

Несколько типов современного терроризма

политический (имеющий целью непосредственно оказать влияние на политических лидеров и их решения, может быть, добиться их устранения);

информационный (прямое, часто насильственное, воздействие на психику и сознание людей в целях формирования нужных мнений и суждений, распространение определенных «пугающих» слухов);

экономический (дискриминационные экономические действия с целью давления на конкурентов, в числе которых могут быть как отдельные компании, так и государства);

социальный (бытовой) (повседневное запугивание, с которым мы можем сталкиваться на улице, в школе, в быту, к примеру, со стороны «скинхедов», рэкетиров, терроризирующих малые предприятия).

Различные процессы, которые на данный момент происходят в мире, играют немаловажную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в сознании и влияют на его формы. Типы мировоззрения являются не только отображением одной из сторон действительности, но и устанавливают направленность на определённую сферу жизни. На протяжении своего жизненного пути человек сталкивается с рядом проблем, совершает ошибки и получает необходимый опыт, используя новые изобретения. При этом он постоянно самосовершенствуется и познаёт себя как личность. Каждый индивид всегда будет стремиться познать нечто важное, открыть для себя что-то новое, ранее неизвестное, и получить ответы на интересующие его вопросы. На многие вопросы ответ даёт мировоззрение, которое формируется в культуре каждого.

  • Ислам.
  • Христианство.
  • Буддизм.
  • Иудаизм.

Философия

Не все типы мировоззрения можно отнести к философским, однако при этом философия является одной из форм мировоззренческого сознания. Все, кто хоть немного знаком с мифами и легендами Древней Греции, знают, что греки жили в особом мире фантазий, которые впоследствии стали хранителями их исторической памяти. Большинство современных людей воспринимает философию как нечто очень далёкое от реальности. Как и любая другая наука, основанная на теории, философия постоянно обогащается новыми знаниями, открытиями и содержанием. Однако философское сознание не является доминирующей стороной идейного содержания этой формы мировоззрения. Духовно-практическая сторона как основной компонент сознания определяет его как один из мировоззренческих типов осознанности.

Отличие философии от других типов мировоззрения:

  • Основана на чётких понятиях и категориях.
  • Имеет собственную систему и внутреннее единство.
  • Основана на знаниях.
  • Характеризуется обращённостью мысли на саму себя.

Структура мировоззрения

Заключение

Результат разнообразного и богатого опыта освоения обществом действительности положил начало философскому анализу. Рационально-теоретические типы мировоззрения в философии возникли исторически, путём осознания человеком окружающей реальности. Философия призвана объединять закономерности и особенности, способные отразить действительность, и представляет собой теоретически оформленное мировоззрение. В процессе этого выработалась предельно обобщённая система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи. Типы мировоззрения призваны помогать обществу познавать рациональный смысл и закономерность развития существования человека и мира в целом. Законы, философские категории и принципы имеют всеобщий характер и распространяются одновременно на природу, человека, его мышление и общество.

Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:

мифологическое;

религиозное;

философское;

обыденное;

гуманистическое.

Мифологическое

Мифологическое мировоззрение (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.


Философия (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) - одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями[источник не указан 37 дней]: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.[нейтральность?]

Гуманистическое

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, его праве на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.

6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.

Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы – прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием. Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т.о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии 20 в. Это предопределило в значительной мере симпатии к неопозитивизму широких кругов научно-технической интеллигенции в 1920–30-х гг., в период его возникновения и распространения. Однако эта же узкосциентистская его направленность стала стимулом разочарования в неопозитивизме после 2-й мировой войны, когда на авансцену выдвинулись философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, и когда начинается критика сциентистского культа науки. Вместе с тем неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма и сциентизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется, с одной стороны, бóльший радикализм неопозитивизма по сравнению с классическим позитивизмом в отказе от традиционных способов философского мышления, с другой стороны – определенная реакция на реальные запросы современного теоретического мышления. При этом в отличие от предшествующих ему направлений позитивизма, в частности махизма, также претендовавших на исследование научного знания, но ориентировавшихся на психологию научного мышления и историю науки, неопозитивизм пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке, привлекая методы современной логики и семиотики. Это обращение к анализу языка находит также выражение и в особенностях критики «метафизики» в неопозитивизме, когда последняя рассматривается не просто как ложное учение (как это делал классический позитивизм), а как в принципе невозможное и лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Причем источники этой бессмысленной «метафизики» усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Все это позволяет говорить о неопозитивизме как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, где той данностью, выход за пределы которой объявлялся неправомерной «метафизикой», выступают уже не т.н. позитивные факты или чувственно данные, а языковые формы. Тем самым неопозитивизм тесно сближается с аналитической философией, в качестве разновидности которой он начинает рассматриваться в поздние годы своего существования.

Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930– 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции. Эти и близкие к ним взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства неопозитивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому помимо логических позитивистов примыкали ряд американских представителей философии науки позитивистско-прагматистского направления (Моррис, Бриджемен, Маргенау и др.), логической львовско-варшавской школы (А.Тарский, К.Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Идеи неопозитивизма получают распространение и в западной социологии (т.н. социологический позитивизм Лазарсфельда и др.). В этот период регулярно созывается ряд международных конгрессов по философии науки, на которых осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивизма. Неопозитивизм оказывает заметное идейное воздействие на научное сообщество в целом, под его влиянием складывается ряд позитивистских концепций в истолковании открытий современной науки.

Популярность неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость простого, четкого, связанного с применением современных научных методов решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность неизбежно должны были привести и действительно привели неопозитивизм к дискредитации и глубокому кризису. Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. Классические проблемы, преодоление и снятие которых обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С нач. 1950-х гг. все более четко выявляется несостоятельность т.н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутая логическим позитивизмом (см. Логический эмпиризм) и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки иной ориентации. Неопозитивизм, т.о., теряет свои позиции в методологии науки, разработка которой традиционно со времен Венского кружка была основным источником авторитета.

В западной философии науки в 1960–70-х гг. развивается течение, т.н. постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно-мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчеркивают, в противоположность неопозитивизму, значение исследования истории науки для ее методологии, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение в значительной мере находится под влиянием идей Поппера, который еще с сер. 1930-х гг. выступил со своей концепцией философии науки, во многом близкой к неопозитивизму, но составившей ему эффективную конкуренцию в период ослабления его влияния. Предметом сильной критики становится также радикальный сциентизм неопозитивизма, игнорирование им роли различных форм вненаучного сознания, в том числе значимости их и для самой науки. В связи с этим в контексте аналитической философии, выдвигавшей в качестве основной задачи философии анализ языка, на первый план выдвигается течение английских аналитиков (т.н. философия лингвистического анализа), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л.Витгенштейна), которые разделяли принципиальную антиметафическую направленность неопозитивизма, но делали предметом своего исследования прежде естественный язык.

Принципиальная позиция отстранения от жизненно важных мировоззренческих, социальных и идеологических проблем современности, волнующих человечество, обосновываемая концепцией деидеологизации философии, сциентистская ограниченность, уход в сферу частных проблем логики и методологии науки – все это вызывало падение популярности неопозитивизма, сопровождаемое относительным увеличением влияния антипозитивистских течений в западной философии (экзистенциализм, философская антропология, неотомизм). Основная тенденция эволюции неопозитивизма в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, отказе от широковещательных программ. Со 2-й пол. 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историческую значимость неопозитивизма, который стимулировал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исследования в философии, не говоря уже о заслугах его представителей в разработке теории современной логики и специальных вопросов методологии науки.



Статьи по теме: