Родовые расстановки по Хеллингеру. Родовая программа

Несмотря на то, что человек разумный активно пользуется всеми достижениями современной цивилизации, какая-то глубинная часть его психики и физиологии повторяет душевную организацию предков из первобытно – общинного общества.

Изначально мы были предназначены для жизни внутри рода, внутри семьи. Законы этих ячеек общества бессознательно направлены на сохранение рода, так же, как это происходит в муравейнике или в пчелином рое.

Казалось бы, зачем нам нужно знать об этих законах, когда теперь можно выжить и прекрасно себя реализовать, живя в одиночестве или в небольшой семье?

Оказывается, закономерности внутриродовых отношений между людьми по-прежнему действуют в нашей жизни. Мало того, они распространяются на все ее сферы, включая бизнес и отношения внутри любого коллектива.

Первым обнаружил этот феномен и систематизировал законы отношений между членами одной семьи психотерапевт Берт Хеллингер – автор методики семейных расстановок.

Об авторе методики

До того, как стать психотерапевтом, Берт Хеллингер прошел долгий путь от миссионера в южной Африке до практикующего члена ассоциации психоаналитиков в Мюнхене.

Исследуя отношения, возникающие в различных группах , он обнаружил, что появление трагических конфликтов в различных семьях имеет свои закономерности.

Имея солидный опыт работы семейным консультантом, Берт Хеллингер разработал методику преодоления таких конфликтов, получившую в профессиональных кругах название «расстановки по Хеллингеру».

В сотрудничестве с немецким психиатром Г. Вебером в 1993 году психотерапевт написал книгу «Два рода счастья», рассказывающую о методике расстановок. Этот плод многолетней практики сразу же стал национальным бестселлером.

В настоящее время Хеллингер создал школу для своих последователей, путешествует с лекциями по всему миру и проводит обучающие семинары.

Как проходят расстановки?

Внешне расстановки по Хеллингеру выглядят следующим образом:

  1. клиент заявляет о своей проблеме , связанной с отношениями между членами его семьи или личной сферой.
  2. среди членов группы, подобранной для работы с этой проблемой, выбираются так называемые «заместители» членов семьи клиента или людей, связанных с проблемой клиента.
  3. они расставляются в пространстве, им не рекомендуется использовать выразительные жесты или позы.
  4. заместители, принявшие на себя чужие роли, двигаются так, как они чувствую и говорят то, что чувствуют.
  5. получив информацию и сделав выводы, расстановщик проводит работу, используя специальные приемы, разрешающие фразы и техники.
  6. после окончания сеанса расстановщик выводит заместителей из ролей замещаемых.

Несмотря на то, что члены группы понятия не имеют о своих прототипах и их проблемах, после серьезной и вдумчивой работы ведущего, заместители начинают чувствовать то же самое, что и члены семьи клиента или другие люди .

Информация об этом приходит к ним из «знающего» или «морфического» поля. Наличие этого поля – единственное слабое место метода расстановок по Хеллингеру, хотя за время практических занятий последних десятилетий появились доказательства того, что «полевой» информации можно доверять.

Опасность расстановок это миф?

Оппоненты Берта Хеллингера нередко заявляют, что при замещении имеется опасность того, что заместитель не сможет до конца выйти из роли замещаемого, он становится одержимым.

Еще опаснее, если заместитель брал на себя роль умершего человека. Так опасны ли расстановки по Хеллингеру?

Возможные проблемы сеанса семейной терапии:

  • Расстановщику не безопасно включаться в систему клиента, так как возникает опасность переплетения;
  • Расстановщики, заместители и даже наблюдатели со слабой энергетической защитой рискуют прицепить на свой тонкий план наследственные кармические болезни клиента.

Чтобы не появлялись сомнения, опасны л

и расстановки, нужно после сеанса «почистить» всех участников энергетическими потоками, создавать защитные вибрации, пользоваться специальными минералами.

К кому обратиться, если хочешь сделать расстановку?

Данный метод работы быстро распространяется, и не зря, ведь он действительно приводит клиента к результату. Однако, всё больше в мире психологии появляются неквалифицированных специалистов (расстановщиков), которые берутся за работу просто после прочтения книг, не обучаясь. Это очень опасно, ведь такой безответсвенный подход способен нанести вред и клиенту и терапевту.

Если человек принимает решение попробовать данную методику, то обращаться нужно строго к дипломированному профессионалу. Это обеспечит безопасность и качество работы. Ниже приведены ссылки на некоторых специалистов, которые известны и уже заслужили доверие клиентов.

Любовь Садовникова , Нижний Новгород (онлайн)
Наталья Рублева , Москва (онлайн)

Мир технологий развивается с каждым годом всё быстрее, а вот количество свободных часов у людей уменьшается.

Именно поэтому в психологической практике появился метод «консультация онлайн». Сейчас практически каждый специалист в области психологии готов принять клиента на расстоянии.

Однако, можно ли проводить расстановки по скайпу? Ведь это не совсем традиционный метод консультирования.

Мнения терапевтов по расстановкам на этот счет расходятся. Кто-то утверждает, что на расстоянии сложно передать роли и получить информацию, а кто-то уверен, что это не только возможно, но и совершенно легко.

Получается, возможность качественного сеанса расстановок по скайпу зависит от специалиста. Если он уверен в своей способности считывать информацию на расстоянии, имеет успешный опыт работы в данной области, а так же в совершенстве владеет методом расстановок, то всё получится. Но если хоть один из вышеперечисленных пунктов хромает, то могут быть трудности. При обращении к терапевту по расстановкам, прочитайте о нем отзывы.

Отзывы специалистов и участников сеансов

Профессиональные психотерапевты считают, что эта методика позволяет человеку преодолеть внутренние барьеры, дать больше видения в сложных ситуациях, избавиться от препятствий отношениях.

Отзывы о расстановках участников таких сеансов говорят о том, что у них возникали интересные ощущения , появилась возможность посмотреть на многие вещи с другой точки зрения , увидеть через проблему другого выход из своей жизненной ситуации .

Клиенты таких сеансов, оставляя отзывы о расстановках, в которых они были главными лицами, в большинстве своем довольны результатами. Эффект от работы происходит сразу, не нужны долгие часы терапии.

Те, кто прошёл работу считают, что нужно над собой работать постоянно. Ничего не изменится у тех, кто, ничего не предпринимает для работы над своей проблемой.

Семейные расстановки по Хеллингеру – необычная перспективная методика, позволяющая проникнуть вглубь проблемы многих поколений одной семьи и решить ее с наименьшими усилиями.

Почему не помогают расстановки?

Иногда, приходится слышать и такое. Человек сделал себе расстановку, а может и не одну, но результата нет. Почему? Тут есть несколько нюансов. Отвечаем.

1. Результата точно нет?
Когда человек приходит на терапию или расстановку, у него в голове есть четкая картина хорошего результат, и как это должно СЛУЧИТЬСЯ. Он ждет именно такого хода истории. Например, чтобы подходящий партнер познакомился с ним, пригласил на свидание. Или, чтобы взяли на работу в компанию мечты. И тогда, когда что-то идет не совсем так, он отвергаем это. Если в поле появился нужный человек (а это уже результат), и у есть возможность с ним познакомиться, но иначе, чем это в голове представлялось - всё отвергается! Это не то! Это не тот результат. Если в компании мечты нет мест, но знакомый предлагает хороший проект, это не принимается за результат. Это не то.
Мозг человека бывает региден и ошибочно делает выводы. А результата точно нет?

2. Психика Души инертна.
Что уж тут скрывать. Психика человека инертна, и ей так и хочется пойти по старой дороге. И понятно почему, потому что там всё уже знакомо и пройдено ни 1 раз. А тут какое-то новое решение предлагают, неизвестность, путь расчищать надо, идти осознанно…»Нееее», - говорит психика и возвращается в старые сценарии. Что делать? ХОТЕТЬ ИДТИ ВПЕРЕД И БЫТЬ ОСОЗНАННЫМ. Расстановка - это не волшебная палочка, сделал и всё. Это работа над собой. Каждый день нужно делать выбор в пользу нового или старого.

3. Степень НЕ готовности к изменениям.
Это пожалуй самое распространенное. Как это происходит. Человек N очень хотел что-то в своей жизни исправить, он пошел на расстановку и ему помогло. Результат был 100%. Он, конечно, рассказал об этом своему другу M. Тот загорелся, «пойду тоже схожу, помогло же N». Идёт, делает расстановку, и ему не помогает. Почему? Потому что у него «не горело, как у N»!!! Он пошел из любопытства, энергии на самом деле было мало для изменений.

4. У каждого свой ритм.
Иногда человек хочет слишком многого и сразу. Чтобы результат был на следующий день, чтобы всё было как он хочет, чтобы быстро и качественно. Но у каждой Души свой темп. На кого-то расстановка действительно действует очень быстро. Иногда изменения приходят уже на семинаре. Это говорит о том, что душа открыта для нового, она уже наелась старых проблем. А у кого-то результаты идут крайне медленно. Шаг за шагом Душа открывается новому. И самому человеку это может быть даже не заметно, но лишь люди вокруг замечают, как он изменился. Эти изменения на столько тонкие и по чуть чуть, что их отследить трудно и описать невозможно!!! Но они есть.

5. Проблема не разрешена окончательно.
Не все проблемы можно разрешить за 1 раз. Тема матери и отца - это самые популярные и самые долгие темы, которые даже продвинутые люди разрешивают годами. Там полно скрытых динамик и тайн. Они все снова и снова выползают наружу. Что делать? БЛАГОДАРИТЬ ВСЕВЫШНЕГО, что они проявляются, и у есть возможность стать еще счастливее. Ведь некоторые живут в тумане всю жизнь. Пластов и слоев у 1 проблемы может быть до 10. Как сказал сам Хеллингер, жизни человека не хватит даже для того, чтобы освободиться от 50% переплетений. Так что предлагаем расслабиться и довериться процессам, которые происходят.

6. Не подходящий терапевт или метод.
Для успешного результата необходимо, чтобы клиент доверял методу и терапевту. Если этого не случилось, то результата может не быть. Так же, к сожалению, много не профессиональных специалистов, которые делают что-то, не зная что.

7. Взять ответственность.
Когда начинается расстановка 50% ответственности на клиенте и 50% на терапевте. Но когда она заканчивается, и человек уходит в свою жизнь, ответственность на нем в 100% объеме! А что происходит порой? Человек пришел, сделал расстановку, ушел и ждет результата. Он считает, что терапевт должен был сделать так, что бы результат появился. И клиент перестает следить за собой, за своими внутренними динамиками, перекладывая всю ответственность на терапевта. В результате ничего не происходит. Результата нет.

Вот пожалуй самые распространенные 7 пунктов, почему не происходит в жизни результат после расстановки. Прежде чем гневить на терапевта или снова обращаться за помощью, стоит подумать, а может быть какой-то пункт актуален?

Ксения Чужа

Семейные, а точнее, системно-семейные расстановки Берта Хеллингера (считается основоположником) относятся к методам, которые могут помочь человеку решить многие, не только семейные, вопросы.

Как работают семейные расстановки по Хеллингеру

Человек, который пришел с запросом, расставляет сам или с помощью терапевта участников группы в роли заместителей своих близких, по ходу рассказывая свою ситуацию. Заместители в процессе расстановки чувствуют то, что переживали или переживают родные клиента, например, любовь, обиду, ненужность. С помощью участников группы (в том числе и психотерапевта) клиент имеет возможность посмотреть на ситуацию со стороны, во многом решить свои проблемы.

Такой взгляд и ряд промежуточных шагов в процессе терапии помогают найти выход из ситуации. В сознании остается картинка-решение в виде слов терапевта, заместителей и их размещения. Это и служит ресурсом для изменений в дальнейшей жизни человека.

Чтобы ближе познакомиться с методом, рекомендуем изучить базовые понятия расстановок по специальной литературе (поскольку их толкование займет не одну страницу). Фундаментом могут стать статьи самого Берта и его последователей, Г. Вебера, Ф. Рупперта и других. Метод имеет много общего с такими терапевтическими приемами как психодрама, семейная скульптура В. Сатир и некоторыми другими.

Стоит отметить, что расстановки в каждом отдельном случае, хоть и имеют «хеллингеровскую» основу, отличаются друг от друга. Причина в том, что расстановщики-психотерапевты работают по-разному. Разношерстность подходов в свою очередь объясняется тем, что семейные расстановки – метод практический. Теоретической базы в классическом, научном ее варианте у расстановок нет. Именно поэтому среди психологов нет однозначности в оценке методики. Часть специалистов относят расстановки к числу духовных практик, а часть – к числу психотерапевтических. Но остановимся на главном вопросе – работают ли расстановки? Если да, то в каких случаях?

Когда расстановкам стоит говорить «да»

Терапевты и сами клиенты отмечают, что метод очень мощный. Сеанс (расстановка одной ситуации) проводится единожды в отличии от большинства других методик, работа с которыми иногда длится годами. Даже будучи только в роли наблюдателя, многие люди получают очень глубокое впечатление, вплоть до трансформации жизненных позиций. По этой же причине методика в некоторых случаях (рассмотрим их чуть позже) не рекомендуется.

Большинство проблем в жизни любого человека коренятся в семье. Убийства, изгнания (и психологические также), аборты, нарушение иерархии в роду (даже в далеком его прошлом) являются первопричиной многих явлений в жизни человека. Непонятные чувства, необъяснимые поступки, двойственные отношения, неудачи, конфликты, болезни (особенно, хронические). Это все можно разобрать, найти причину и объяснение, а главное, решение, на расстановках.

Пример из практики: сын резко замкнулся в себе, хотя никаких событий перед этим в его жизни не было. Мать на расстановках хочет узнать, что делать. В процессе работы выясняется, что у нее был аборт задолго до рождения сына. Причина – неустроенность жизни и юный возраст, 18 лет. Абортированный ребенок, вытесненный из системы и забытый, требует внимания через реально существующего. Когда мать признает свою вину, мысленно просит прощения у нерожденного, принимает его, восемнадцатилетний сын вскоре рассказывает матери о непонятном суицидальном желании, которое прошло так же неожиданно, как и появилось.

Пять «нет» расстановкам

2. Если имеется свежая психологическая травма (изнасилование, унижение, глубокая обида, конфликт, переезд, природный катаклизм), терапевты не рекомендуют идти на расстановки даже в роли наблюдателя. Стрессовое состояние, которому поддаются участники расстановки, уже есть в повседневности человека. Дополнительное психологическое напряжение может только усугубить ситуацию.

3. Острое горе (неожиданная смерть близкого человека, расставание, сильная болезнь) также относятся к числу состояний, при которых расстановки лучше не проводить. Почему? Человек, пребывая в остром горе, не может отстраниться от сложившейся ситуации. Иногда попытка «посмотреть со стороны» может усилить чувства или оскорбить клиента. Поэтому опытные квалифицированные расстановщики перед проведением терапии анкетируют участников, чтобы исключить группу риска.

4. Обострение психиатрического заболевания. Расстановки относятся к числу техник для психически здоровых людей. Психиатрические заболевания могут усилиться, если больной будет участником расстановок.

5. Исключительно из любопытства тоже лучше не участвовать в терапии. Если человек идет на расстановку без запроса или выдумывает его, то в непонятную или неправдивую ситуацию попадает не только сам клиент, но и заместители. Расстановщик в большинстве случаев останавливает такие сеансы, когда понимает, что терапевтической пользы любопытство не даст.

Выводы

Любой психотерапевтический способ основывается на том, что клиент работает над вопросом самостоятельно. Задание терапевта – помогать, направлять, но не решать. По этому же принципу строятся и расстановки. Если у клиента есть желание что-то изменить, системно-семейные расстановки по Хеллингеру могут этому способствовать. При этом стоит помнить слова Парацельса о том, что все является ядом и одновременно лекарством. Иногда только расстановки могут помочь, а иногда именно их и стоит избегать.

Сайт Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на сайт

Психологический метод немецкого доктора Берта Хеллингера заслужил признание специалистов разных направлений: педагогики, психотерапии, социологии, маркетинга. Уникальность заключается в простоте метода, способности находить корень проблем в различных сферах жизни человека, а также определять пути решения выявленных негативных состояний и ситуаций. Расстановки по Хеллингеру успешно используются в течение нескольких десятилетий. Однако данный метод имеет не только почитателей, но и противников, считающих, что система причиняет вред участникам программы.

Что такое системные расстановки

Учение представляет собой эффективную практику, которая введена в 1925 году немецким философом и психотерапевтом Бертом Хеллингером. Системные расстановки – это умение чувствовать, «сканировать» энергетическое и информационное поле проблемной ситуации. Метод Хеллингера основывается на врожденной способности людей ощущать. Ее доказательством являются наши чувства после случайных встреч с людьми. Некоторые пробуждают в нас исключительно положительные эмоции, после общения с другими хочется принять душ и смыть с себя негатив и раздражение.

Расстановки по Хеллингеру предполагают работу с группой людей. Каждый участник должен использовать природную способность «чувствовать» людей и проблемную ситуацию, которая была задана руководителем. Как правило, люди с легкостью считывают информацию о сложностях в разных сферах жизни у главного участника (человека, проблема которого прорабатывается).

Каждый из нас является взаимодополняющей частью единой системы. Люди связаны родовыми программами, семейными отношениями, религией, национальными традициями, дружескими связями, бизнес партнерством. Мы оказываем влияние и зависим друг от друга, ищем взаимопонимания и любви, однако среди огромного количества людей нередко чувствуем себя одинокими. Это самоощущение продиктовано состоянием оторванности: человек превозносит страдания и боль, собственную исключительность.

Установка Хеллингера служит простым методом, помогающим людям осознавать общность их проблем. С помощью расстановок участники программы могут избавиться от множества надуманных проблем, ментальных убеждений, раскрыв их первопричины. Как правило, ими являются разрушающие семейные программы и незаконченные проблемные ситуации в семье, оказывающие отрицательное влияние на судьбу человека. С помощью расстановок Хеллингера возможно раскрыть первопричины:

  • заболеваний (наркомании, алкоголизма, генетических болезней);
  • сложностей в семейных отношениях, во взаимоотношениях с противоположным полом;
  • разных фобий, депрессии, приступов паники;
  • бездетности (если нет бесплодия);
  • проблем в бизнесе;
  • нереализованности в жизни.

Какие бывают расстановки по методу Берта Хеллингера

Психологическая консультация, основывающаяся на любом подходе (классическом или системном), начинается с выявления проблемы клиента. На этом этапе специалист определяет, какой метод расстановки лучше применить. Система Хеллингера подразумевает несколько основных видов: семейные, структурные, организационные, клиентские и духовные расстановки. В чем их особенности и отличия?

Семейные

Вид расстановки подразумевает работу с семейными проблемами. Семейные расстановки по Б.Хеллингеру включают проработку внутриличностных конфликтов, родовых посланий, отрицательно влияющих на жизнь человека. Специалисты убеждены, что трудности многих клиентов объясняются травмами, которые были перенесены в границах семейной системы в прошлом. Проблемы нередко связаны со сбоем порядка иерархии или принципа «брать-давать» (желание родителей брать у детей, осознание детей своего превосходства над родителями и подобных).

Берт Хеллингер считал, что семейные травмы – главная причина любых проблем со здоровьем, в личной жизни или материальной сфере. Психотерапевт убежден, что корнем любой проблемы служит желание вычеркнуть (забыть) участников семейной травмы – как виновников, так и жертв. Это стремление исключить из памяти случившееся становится «возбудителем» разных проблемных ситуаций и неправильных ментальных программ у последующих поколений рода. Метод расстановок по Хеллингеру помогает отыскать скрытые причины нездорового состояния клиента и освободиться от них.

Структурные

Данный вид расстановок Хеллингера помогает наладить такие сферы жизни, как работа, финансы, болезни, избавиться от страхов. Метод чрезвычайно эффективен, если нельзя логически обосновать причину повторения одной и той же проблемы. Структурные расстановки помогают добывать глубинные причины проблемных ситуаций на уровень сознания. Программа подразумевает трансформацию человека – это позволяет ему самостоятельно меняться на глубинном уровне.

Организационные

Предназначены для решения проблем среди участников трудовых коллективов. Специальные области применения программы – это работа с бизнес-консультантами, авторами сценариев, научными работниками. Организационные расстановки методом Хеллингера подразумевают «проигрывание» ролей, главных черт характера, конкретных историй. Целью метода является сплочение коллектива для увеличения продуктивности работы команды или урегулирование внутренних конфликтов. Приоритетом организационных расстановок становятся сами работники, их общность.

Клиентские

Расстановки по методу Хеллингера направлены на людей, профессии которых подразумевают оказание помощи другим (врачи, социальные работники, психологи, учителя). Данный вид программы помогает рассмотреть взаимоотношения между помощниками и принимающими помощь. Посредством клиентских расстановок возможно увидеть, насколько эффективна эта поддержка, какие мотивы движут помогающим и, по желанию, скорректировать их.

Духовные

Учение позиционирует дух как то, что стимулирует развитие. Данная расстановка по методу Хеллингера определяет терапевта и участников инструментами для проявления духа. Методика несколько противоречит терапевтическим расстановкам, где основная роль отведена терапевту, ищущему решение проблемы клиента. Система не использует понятия «проблема» и «решение». Духовные расстановки рассматривают ситуацию посредством свободного движения сознания.

Законы порядка любви

Семейный метод расстановок основан на двух главных понятиях – совести и порядка. Психотерапевт в личной философии опирается на аспект совести, которая выступает анализатором и «органом равновесия» человека. Система будет работать хорошо только если совесть спокойна – тогда присутствует внутренняя уверенность, что семейная жизнь сложилась. Встревоженность означает, что человек не может больше принадлежать системе. Это понятие является детектором степени внутреннего равновесия.

Хеллингер делит совесть на бессознательную и осознаваемую. Если индивидуум поступает в согласии с последней, он нарушает правила бессознательной. Так, осознаваемая совесть дает нам оправдания, а бессознательная заставляет ощущать вину. Психотерапевт говорит, что конфликт между ними часто служит причиной проблем в семье. Отношения мужа и жены при таком конфликте будут разрушаться даже при наличии сильной любви.

Многие люди уверены, что установленные семейные порядки могут меняться под их влиянием или что над ними легко одержать верх, прилагая определенные усилия. Однако любовь не способна дать порядок, поскольку последний служит основополагающим принципом, а любовь – это лишь составляющая порядка. Так, любовь формируется исключительно внутри какого-либо порядка, а изменить его посредством собственных усилий невозможно.

Как проводится системная расстановка

Групповая терапия предполагает работу с каждым участником, которая может длиться от 30 до 90 минут. Продолжительность системной расстановки определяется в зависимости от количества запросов. Человек, проблема которого прорабатывается, сам определяет, кто из группы будет играть роли членов его семьи. К примеру, женщина, которая имеет проблемную ситуацию с мужем, выбирает участников на роль себя и супруга. Клиентка, под руководством собственных представлений и чувств, согласно инструкциям психотерапевта, расставляет участников по комнате.

В ходе программы происходят удивительные вещи: «заместители» (они же участники) на собственном опыте проживают чувства и эмоции членов семьи, роли которых выполняют. Так, незнакомые люди погружаются в ситуацию настолько глубоко, что могут ясно выразить происходящие с кем-то ситуации. Благодаря этому эффекту нет необходимости много рассказывать о событиях, которые происходили в семье клиента.

В чем опасность метода

Каждая профессия в определенной мере связана с опасностями. К примеру, непрофессиональный водитель может сбить пешехода, неопытный адвокат лишит человека свободы, неквалифицированный врач даст болезни убить пациента. По причине отсутствия опыта или низкой квалификации психолога клиент может потерять личностную целостность или психическое здоровье. В руках непрофессионала будет опасна даже психологическая работа.

Польза метода расстановок непосредственно связана с профессионализмом ведущего. Только опытный специалист определит, какой вариант системы лучше подходит к применению для конкретной личности, а какой может причинить вред или окажется бесполезным. С помощью расстановок по методу Хеллингера участники соприкасаются с личностями других людей, вживаясь в роли. Руководство психотерапевта делает процесс безопаснее для «актера», который без негативных последствий выйдет из заданной роли.

Особенности обучения методике

Школа расстановок заинтересует начинающих или практикующих психологов, семейных врачей, психотерапевтов, соцработников, педагогов и всех, кто работает с людьми. Основные методы обучения, которые используются в программе, включают теоретическую и практическую часть. Первая подразумевает изучение основ расстановки, чтение философских заметок, рассмотрение методических и морфогенетических предпосылок системы. Практическая часть содержит анализ конкретных ситуаций и работу посредством метода семейной расстановки.

В ходе курса обучения слушатели знакомятся с психологическими и философскими учениями метода расстановок. Учащиеся узнают о базовых предпосылках системы, к примеру, положительных условиях для развития здоровых семейных или рабочих отношений. Во время обучения рассматривается, как складываются или разрушаются любовные взаимоотношения. Участники курса могут изучать собственные проблемные ситуации сквозь призму расстановок Хеллингера и увидеть методы их решения.

Видео про системные расстановки по Хеллингеру

Современные психотерапевты убеждены, что метод максимально ценен в практике, а не теории. Однако чтобы достичь наилучших результатов групповой работы по расстановкам, нужно понять, в чем заключаются основные понятия и принципы системы. С помощью видео, размещенного ниже, вы получите базовые знания и представления о психологическом методе Хеллингера.

В 2013 году статья издана в новой редакции отдельной книгой с авторским послесловием, отражающим основные инновации метода расстановок, произошедшие с момента издания первой редакции. Книгу Елены Веселаго "Современные системные расстановки: история, философия. технология" Вы можете приобрести в Центре Современных системных расстановок.

Текст статьи представляет собой обзор первого дня образовательной программы Елены Веселаго "Современные системные расстановки: история, философия, технология". Новая образовательная программа в Москве - март 2014>>

Автор сердечно благодарит Ирину Алексеевну Чеглову (заместителя главного редактора журнала "Психотерапия", вице-президента ППЛ) за поддержку и терпение в работе над статьей. Благодарность психотерапевту Ольге Лови, а также Татьяне Любимовой, Елене Климовой, Софье Марголиной за критику и редакторские правки текста.

Аннотация : в статье рассматриваются история, основные термины и понятия системных расстановок по Берту Хеллингеру и других направлений. Автор дает описание системных расстановок как подхода в помогающей практике, и показывает, как менялась с течением времени философия расстановочной работы и используемые в этой работе технологии. Отдельное внимание уделено концептуальному разделению метода на «терапевтическое» и «духовное» направления и возникшим при этом противоречиям между Бертом Хеллингером и международным расстановочным сообществом. В статье также предлагаются структурированные схемы для ориентации в многообразии стилей и направлений расстановочной работы, которые развивались как на базе оригинальных идей Берта Хеллингера, так и во взаимодействии с другими подходами.

Ключевые слова: расстановки, Хеллингер, системная терапия, семейная терапия

При цитировании в Ваших статьях и книгах Вы можете использовать ссылку:

Электронные ресурсы

Веселаго Е. В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история,
философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. :
[Электронный ресурс]: – Режим доступа:
.

Елена Веселаго. "Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология"

Сердечно благодарю офис Hellinger Sciencia и его партнеров в России и на Украине за предоставленную возможность присутствия и со-участия в работе Берта Хеллингера. Я с благодарностью беру то, что могу взять из практики Берта, и передаю это дальше своей работой и этой статьей.

Я благодарю Институт Интегративной семейной терапии, его директора Марину Бебчук,Институт Консультирования и системных решений, его директора Михаила Бурняшева, российских и приглашенных преподавателей обоих Институтов -за бесценную возможность приобрести опыт сопричастности различным взглядам и подходам в расстановках.

Я благодарна своим коллегам и собеседникам, интересующимся методом,участникам моих семинаров и клиентских групп, пользователям виртуальных ресурсов, переводчикам и редакторам материалов моей рассылки - за возможность исследования нового вместе с ними.

Я благодарна своим родителям, своей семье и своим близким и любимым - за то, что через нашу любовь и взаимосвязи я познаю то большее, к чему ведут также и расстановки.

Введение

Метод системных расстановок очень популярен в России. К 2010 году только двумя ведущими расстановочными институтами в Москве выпущено около полутора тысяч расстановщиков, закончивших базовые учебные программы. При этом, вокруг системных расстановок сложилось пространство, заполненное слухами, спорами, непониманием, восторгами, страхом…метод пока не получается определить ни как психотерапию, ни как «принятую» духовную практику, а некоторые называют его «шаманством» и «вызыванием духов» или даже сектой. Тот, кто решает составить собственное впечатление, посещая различные расстановочные группы , часто получает в этих группах опыт, который настолько не укладывается в какую-то ясную схему, что многими делаются попытки создать свою собственную «теорию». И тогда информационное пространство наполняется еще несколькими противоречащими друг другу концепциями.

Есть несколько причин того, что информация о расстановках отрывочна и полна противоречий, и позже мы некоторые из этих причин рассмотрим. В этой статье я не ставила себе цели внести полную ясность и определенность по всем вопросам, это невозможно. Я попробую дать структуру, систему координат и факты, на базе которых читатели, которым интересны исследование и практика этого метода, могут начать строить собственное представление о нем.

Основные факторы, которые, на мой взгляд, влияют на формирование и распространение знаний о расстановках и их понимания, следующие:

· «Автор» системных расстановок, Берт Хеллингер, не стремится быть учителем, если понимать под этим словом теоретика, методолога или преподавателя. Скорее, он духовный учитель – он просто предлагает своим соратникам (их даже не совсем корректно называть учениками, сам Берт никогда не употребляет это слово) вместе отправиться в «приключение духа», как он сам это называет, и через расстановку погрузиться в исследование человеческих историй. Берт Хеллингер не написал ни одной теоретической статьи или монографии по расстановкам –его книги по расстановкам представляют собой сборники конспектов с его семинаров, а те оригинальные книги, которые он написал, относятся к особому жанру философско-поэтических и богословских этюдов.
Таким образом, стройной концепции расстановок «от первоисточника» просто нет. Этим «ненаучным» подходом Берт также «заразил» многих из своих первых учеников, ныне ведущих расстановщиков мира. Большинство из них не стремятся принадлежать к научному сообществу и выбирают «практиковать, а не описывать», избегая иногда даже обычной разъяснительной работы для своих клиентов.

Здесь я,как автор данной статьи, также испытываю сложности, во многих случаях не имея возможности сослаться на публикации и опираясь «всего лишь» на свой личный опыт и неформальное общение с российскими и иностранными коллегами.

· Многие коллеги придерживаются мнения, что освоить расстановки через обучение в привычном смысле слова (теория, практика на базе стандартизированной методики, наработка навыка, исправление ошибок под руководством старшего коллеги) невозможно или возможно только до определенных пределов.Собственно, теория и методика пока находятся во фрагментарном, зачаточном состоянии.Вместе с тем, постоянно появляются расстановщики, которые «просто» делают эту работу хорошо, даже не имея базового образования (это признает даже глава международной расстановочной ассоциации ISCA Хантер Бомон). Способность делать хорошие расстановки является «следствием» такого трудноопределимого фактора, как личная зрелость.
При этом, что такое «хорошая расстановка» тоже не определено, однозначные критерии качества не сформулированы. На расстановку часто смотрят как на искусство – хорошая работа красива . И подводить под эту красоту теоретическую базу многим совсем не хочется.

· Красивые расстановки делать приятно, это удовольствие примерно такого же свойства, как творчество и медитация (по мнению многих, расстановки и есть медитация). И многие расстановщики не спешат заниматься теорией и методологией, предпочитая посвящать свое время этой вдохновляющей их практике.

· Попытки говорить о расстановках в научной среде или среде профессиональных психотерапевтов нередко встречаютнепонимание и противодействие, столкновение корпоративных интересов. И расстановщики снова предпочитают возвращаться к своей практике – искусству, удовольствию, медитации, приключению…

Я здесь не отличаюсь от коллег и тоже не пойду в область научных концепций и дискуссий. Мне кажется,я могу принести определенную пользу для тех, кто хочет лучше узнать этот метод, если поделюсь теми фактами, идеями и опытом, которые мне стали доступны в силу моего несколько нетипичного положения в расстановочном сообществе. Вместе с несколькими русскими коллегами мне посчастливилось провести много дней в Австрии, на международных лагерях Берта Хеллингера, которые представляют собойэкспериментальную расстановочную лабораторию, место «духовного приключения», как называет это сам Берт. Хеллингер, к сожалению, не «привозил» эти эксперименты в Россию, их трудно проводить в «выездном» формате. Вместе с тем, мне еще раз посчастливилось – я имела возможность учиться в России у известных специалистов в терапевтических расстановках, в которых разработаны некоторые правила работы, этика, технологические решения и методики. Представители духовных и терапевтических расстановок долгое время находились между собой в конфликте, носящем концептуальный характер, и это затрудняло информационный обмен и взаимное обогащение идеями и находками. Развитие шло в прямом смысле слова параллельно – в одном направлении, но без обмена. Рассказывая об этапах развития, которое в течение нескольких лет происходило в этих почти не пересекающихся сообществах, мне кажется, я могла бы способствовать диалогу и лучшему пониманию.

Это вполне соответствует основному (и, возможно, единственному) правилу расстановок: «Nobody is excluded » - никто не исключен, все принадлежат.

Оговорюсь, что мое мнение и взгляды совсем не являются «общепринятыми» в расстановочном пространстве. Мы много спорим с коллегами, и многие из них придерживаются взглядов на расстановки, совершенно противоположных моим. Я буду рада, если полемические статьи, а также тексты, основанные на иных взглядах на расстановки, скоро появятся и на русском языке.

«Открытие» расстановок и отличительные признаки метода

Существует несколько версий относительно того, как были открыты расстановки, и было ли это открытие как таковое, либо эволюционное развитие и соединение нескольких подходов. С начала своего широкого распространения расстановки интенсивно развивались и трансформировались, и это также рождало новые версии о том, откуда Хеллингер мог взять те идеи, которые привнес в расстановки позже.

Я рассмотрю основные версии. Комментируя их, в некоторых случаях я снова не смогу сослаться на публикации. Берт Хеллингер мало об этом пишет, но иногда говорит. К сожалению, не все его слова записаны на аудио/видео носители, но в тех случаях, когда официальная запись существует, я буду это указывать, а те читатели, которым важны первоисточники, могут обратиться за ними непосредственно в офис Берта Хеллингера. Пока, к сожалению, сведения о расстановках во многом находятся в области «устной передачи».При пересказе слов Берта Хеллингера я стараюсь свести к минимуму искажения, возникающие в процессе последовательного пересказа, а также фактор времени, и опираюсь в основном на те слова, которые слышала от Берта лично и недавно (с 2008 по 2010 годы).

Первая версия, «терапевтическая» – расстановки ведут свое происхождение от таких методов, как психодрама Якоба Морено и семейная скульптура Вирджинии Сатир,и используют также идеи из транзактного анализа,системной семейной терапии Сальвадора Минухина, терапевтов итальянской школы и других направлений.

И прежде чем мы начнем говорить о правомерности этой версии, необходимо дать определение расстановок как метода, чтобы понимать, происхождение чего мы начинаем исследовать.

Согласованного и общепринятого определения метода пока нет, я дам свое описание, которое, как мне кажется, показывает основные отличия расстановок от других практик, где расставляют фигуры (кстати, в современных расстановках расставлять фигуры уже совсем не обязательно).

Расстановки называют системно-феноменологическим подходом. Слово «системный» здесь означает, что заявленная клиентом жизненная история представляется в виде элементов и взаимодействий между ними. Элементы могут быть любого свойства, мы подробно обсудим это далее. В классических семейных расстановках в качестве элементов выступали члены семьи клиента. Работа проводилась в группе, и члены семьи клиента расставлялись в пространстве с помощью т.н. заместителей. Для каждого члена семьи выбирался заместитель – участник группы. Клиент или расстановщик располагал заместителей в пространстве комнаты, ориентируясь на свои ощущения «правильности места».

Слово «феноменологический» здесь означает, что расстановщик в своей работе опирается исключительно на наблюдения. Он наблюдает за тем, как ведут себя заместители и клиент, и за тем, что «приходит» в его собственное восприятие. Восприятие здесь противопоставляется интерпретациям и концепциям, привычным для нас в других терапевтических практиках (и это является еще одной причиной того, что развитой расстановочной теории и методологии нет).

Самое таинственное явление в расстановках состоит в том, что заместители, поставленные на место членов семьи клиента, начинают чувствовать (в общих чертах) взаимосвязи и отношения, в которые вовлечены их прототипы – реальные члены семьи клиента. Слово «реальные» тут даже не совсем уместно, т.к. заместители могут чувствовать также и то, что чувствовали члены семьи, ныне умершие. Эту способность чувствовать других, незнакомых людей мы называем заместительским восприятием . А то, откуда заместители получают информацию об этих чувствах, называют полем (знающим полем, морфическим или морфогенетическим полем).

Заместитель может рассказать о том, что он чувствует из роли своего прототипа, либо заместитель может двигаться, ориентируясь на свои ощущения в роли (например, повернуться к тому, к кому он чувствует привязанность или сжать кулаки, обозначая гнев). В расстановках двигаются очень медленно, не играя и не придумывая выразительные средства для чувств, а следуя тому, что приходит извне, из поля. Заместители в расстановках не знают о том,как себя чувствовала или вела, например, бабушка клиента, они настраиваются на восприятие этого и говорят/двигаются в соответствии с тем, что ощущают. Такая настройка помогает также «поймать» в область восприятия фигуры, о которых нет информации также и у самого клиента. Например, можно «увидеть» рано умершего брата матери, о котором никто никогда в семье не говорил и клиент о нем не знал.

Осознанное обращениек внешнему источнику (полю) за информацией и использование ее для работы с клиентской историей и отличает расстановки от других методов, где семьи (и иные системы) представляют в виде фигур заместителей и расставляют их.

Это обращение к внешнему источнику неисследованного происхождения и малоизвестных свойств, конечно же, вызывает много вопросов с точки зрения научности такой работы. Расстановки называют «магией». Я не являюсь специалистом по магическим практикам, но заметила одно важное, как мне кажется, отличие расстановок: в расстановках ведущий и группа просто наблюдают и следуют той информации и тем движениям, которые приходят из поля. Расстановку нельзя сделать «на результат» (достижение какой-то цели), в то время как магическая работа направлена именно на это.

Конечно же, можно увидеть множество рекламных объявлений расстановщиков, которые «решают все проблемы», а также множество магических дел специалистов, которые используют знания из поля, чтобы «дорабатывать» их с помощью своих методов. К сожалению, уже известно о случаях манипуляций и прямого мошенничества, совершенных с использованием знаний, полученных посредством заместительского восприятия.

Заместительское восприятие удается почти всем, кто это пробует, а при некоторых способностях и хорошей практике опытный заместитель может быстро «читать» системные ситуации, даже не расставляя фигуры в пространстве.

Вопросы этики и безопасности (для расстановщика, клиента и заместителей) будут рассмотрены в данной статье отдельно. Пока я отмечу только, что обращение за информацией к внешнему источнику с намерением «исправить ситуацию» является достаточно двойственной и противоречивой позицией. Мнение о том, какой должна быть ситуация, чтобы «все было хорошо», мешает расстановщикувоспринять внешнюю информацию о том, как ситуация проявляется сейчас (по-разному, не всегда «хорошо»).И тогда смысл обращения к внешней информации теряется, а работа перестает быть феноменологической.

А сейчас, возвращаясь к терапевтической версии о происхождении расстановок, я хотела бы подвергнуть ее сомнению, основываясь именно на том, что ни в психодраме, ни в семейной скульптуре В. Сатир заместительское восприятие из внешнего источника не является основой метода. Хотя спонтанно оно, конечно же, возникает и спонтанно же иногда используется. Но все-таки в психодраме и семейной скульптуре представление фигур в пространстве и их взаимодействие определяется «внутренней реальностью клиента», а не внешним источником.

Я описала очень схематично «типичную» расстановочную ситуацию. В расстановках, однако, важно то, что типичных ситуаций в них нет. Другая история конфликта с мамой по поводу позднего возвращения с прогулок может раскрыться через системные взаимосвязи совершенно другого свойства, и заранее это непредсказуемо. Мы не интерпретируем, мы наблюдаем то, что приходит извне, и это основной отличительный признак расстановок как метода.

Сам Берт Хеллингер на вопрос «как были открыты расстановки» говорит, что не является их автором. Он рассказывает, что расстановки открывались ему постепенно. Например, однажды, на «какой-то конференции» он представлял («замещал» в демонстрационной работе интегративного жанра) отца мальчика, больного шизофренией. Внезапно испытанные сильные заместительские чувства навели его на дальнейшие соображения о «переплетениях». Этим термином называют взаимосвязь текущей ситуации клиента с историями в других частях системы, включенной в расстановку. В самых «хрестоматийных» случаях переплетение выглядит как повтор истории (судьбы) кого-то из членов семьи, но в наблюдениях за историями в расстановках переплетения могут проявляться в многослойных, читаемых только на символическом уровне взаимодействиях, которые не имеютоднозначной интерпретации.

Второй эпизод, который обычно упоминает Берт, говоря о«предшественниках» расстановок – это его обучение в середине 70-х в США у Рут МакКлендон и Лэса Кэдиса, супружеской пары и семейных терапевтов, работавших, в частности, в транзактном анализе. На учебной группе использовались методы с расстановкой фигур в пространстве и Берт говорил, что там впервые сделал наблюдения о повторяющихся семейных сценариях. Сходные идеи можно было почерпнуть также в работах Анн Анселин Шутценбергер и Ивана Бузормени-Надь.

По моему мнению, в различных терапевтических подходах 70-80 годов, конечно же, уже присутствовали идеи повторов судеб, семейных сценариев и неосознанных связей членов рода («невидимые лояльности» в терминах Бузормени). Но читать эти лояльности и переплетения из внешнегоисточника «придумал» Берт Хеллингер. Это до сих пор считается «очень странным» подходом и в традиционной научной психотерапии неприемлемо. Впрочем, здесь мы рискуем уйти в рассуждения о том, является ли психотерапия отраслью науки вообще … Я отмечу здесь, что сам Берт Хеллингер шел к полному доверию полю очень медленно, несколько десятилетий. Только в последние несколько лет в его работах заместители свободно взаимодействуют с полем, получая из него многослойный объемный символический массив (чувства, отношения, обрывки фраз,картин, «состояний») который уже принципиально не может сопоставляться с какими-либо фактами или событиями. В современных расстановках работает сам акт непосредственного восприятия и проживания того, что приходит.

Хочу рассказать Вам очень быстрый способ, как можно избавиться от:

  • многих заболеваний, в том числе неизлечимых, таких как рак;
  • денежных проблем/ проблем по бизнесу/ карьере;
  • наладить личную жизнь/выйти замуж/родить детей;
  • наладить взаимоотношения с людьми/родственниками/друзьями/врагами/соседями и прочее.

Недавно меня попросили поучаствовать в одном мероприятии, а именно, в "расстановке по Хеллингеру". До этого я представления не имела о её существовании. И то, в чем участвовала, так сильно меня впечатлило, что теперь мне хочется, чтобы все узнали об этом способе избавления от многочисленных проблем.

Для справки:

Системные расстановки по Хеллингеру — это феноменологический метод системной (семейной) терапии. Автор метода — немецкий фиолософ, богослов, психотерапевт Берт Хеллингер. Данный метод предназначен для работы с системными семейными травмами. Целью метода является исправление последствий данных динамик. Людей ("заместителей") расставляют в рабочем поле группы. Расставленные фигуры (заместители) предают происходящее в семейной системе, базируясь на информации рабочего поля.

На основании многих работ с людьми Берт Хеллингер обнаружил, что семейные травмы являются причиной практически любых проблем: здоровье, работа, семейные отношения, несчастные случаи и так далее. Самым главным корнем всех проблем, как объясняет Берт Хеллингер, является исключение (желание забыть) участников семейной травмы из семейной системы (как пострадавших, так и виновников). Именно исключение вызывает проблемы у последующих поколений. В результате работы по данному методу происходит обнаружение скрытых системных динамик, и клиенту предлагается решение.

Данный метод работы является краткосрочным разовым методом, что отличает его от существующих долгосрочных способов работы психотерапевтов с пациентами.

В своих работах Берт Хеллингер относит данный метод к духовным практикам.

Сложно объяснить словами, что было на самой расстановке — это надо быть там, видеть и чувствовать всё. Могу отметить только, что это очень "работает".

Расстановка, куда меня пригласили участвовать, ставилась в самарском психологическом центре "Дар". Ведущий расстановки — Татьяна Геннадьевна Рохместрова.

Человек, заказавший расстановку, хотел решить свои взаимоотношения с противоположным полом через связь с родом, родителями.

В комнате, куда меня пригласили, было несколько человек (примерно 15).

О расстановке: заказавшему её нужно было поставить заместителей в поле. Заместителей нужно было выбрать из любых присутствовавших людей в комнате и поставить на любое место. Всё делать интуитивно. Например, надо поставить кого-то вместо своего папы, мамы, бабушки и т.д.

Далее заместитель вставал в поле и описывал своё состояние, что чувствует в своём теле, какие эмоции испытывает (если они есть) к другим участникам и т.д. Ведущий плавно направляет всех участников и главного "виновника" события всё время и помогает решить проблему.

Что поразило:

  1. Единое энергетическое поле, которое создалось во время расстановки. Оно было очень ощутимым, живым.
  2. Физическое состояние (боль в определённых участках тела) и эмоции, которые присутствовали в то время, пока я была заместителем. Это были "не мои" эмоции. А физическая боль ушла, как только расстановка закончилась.
  3. Многие "заместители" озвучивали очень личную информацию о том, кого замещали (что было свойственно этому человеку, как относился он к остальным участникам расстановки, личные привычки и прочее). Люди, которые "замещали" папу и маму (которых на тот момент времени уже нет в живых), войдя в поле, сразу легли и скрестили руки на груди. То есть, поясню. Заказчик расстановки не рассказывал никому свою историю и свои проблемы. При этом, я очень хорошо знаю эту семью и, конечно, была в курсе этого факта.

Я была очень впечатлёна происходящим и, конечно взяла интервью у ведущей Татьяны Геннадьевны. Хочу отметить, что она из тех немногих людей, про которых говорят "светится изнутри". Такой вот лучистый человек. Очень доброжелательная и приятная женщина.

Интервью с Рохместровой Татьяной Геннадьевной, психологом высшей категории, учредителем Самарского Психологического Центра "Дар"

Т: Татьяна Геннадьевна, расскажите о себе? Кто Вы по профессии?

Т.Г.: Я практикующий психолог, уже 25 лет. У меня два высших образования, и второе психологическое. Начинала свою деятельность в 90-е годы с профотбора на заводе "Прогресс", затем в учебных заведениях, в областном центре "Семья", а в 2002 году мы с коллегами организовали центр "Дар". Всё время я занимаюсь практикой и ищу инновационные методы психотерапии.

Т: Что такое "расстановка по Хеллингеру"?

Т.Г.: С 2002 года повышаю свою квалификацию в Московском "Институте консультирования и системных решений" под руководством М.Г.Бурняшева, там я обучалась и расстановкам. Это один из официально признанных методов психотерапии, который объединяет в себе несколько технологий: психодрамма, нарративная терапия, гештальт-терапия и телесная терапия. Автор метода Берт Хеллингер, у которого я училась.

Т: Лично у него?

Т.Г.: Да. У него и у его последователей. Лично у него я посетила почти все семинары, которые он проводил в Москве. Это уже пожилой человек, который практикует уже 50 лет. Широкую известность метод семейной расстановки получил в 1993 году в Германии, и с необыкновенной быстротой распространился по миру и завоевал широкое признание. Собираются залы по 500 и больше человек. Он работает на сцене, а весь зал вовлекается таким образом, что у всех происходят какие-то изменения. Метод очень сильный, очень интересный. Я увлечена им, с удовольствием применяю его в групповой и индивидуальной работе.

Т: Вы сами его на себе опробовали?

Т.Г.: Да. Благодаря нему я решила массу своих личностных проблем, чего не достигалось другими методами, да и обучение специалистов для работы с расстановкой проходит в первую очередь через личный опыт. Он сейчас считается краткосрочным методом терапии. Даёт быстрый эффект. У некоторых изменения уже начинаются "завтра"!

Т: Какие проблемы с его помощью можно решить?

Т.Г.: Происходящие во время расстановки процессы позволяют иначе увидеть и заново оценить прошлое семьи и то влияние, которое оно оказывает на разные сферы жизни человека: партнёрские отношения, детско-родительские отношения, самореализацию, бизнес, удовлетворение потребностей, постановка целей и их достижения, идентификация с жертвами, болезненное расставание, болезни или симптомы и др.

Т: Что такое симптомные расстановки?

Т.Г.: Это работа с симптомом или заболеванием человека. Обычно выбирается заместитель на роль болезни и заместитель клиента. И клиент расставляет так этих персонажей, что видно, кого замещает симптом или указывает, на кого клиент не хочет смотреть. И когда исключённый из системы занимает своё системное место, симптом начинает утихать и болезнь уходит.

Т: И человек излечивается?

Т.Г.: Да, часто. Расстановки по Б. Хеллингеру практикуются в нашем центре больше восьми лет, каждую неделю. Это работает. Люди возвращаются на группу для решения следующих задач и дают позитивную обратную связь по предыдущим запросам. Практически их всех сюда приводит сарафанное радио.

Конечно этот метод — не панацея! Не на всех это сильно влияет. Но благодаря расстановке, для человека часто устанавливается связь между его заболеванием и знакомой ему жизненной темой, горем или болью близкого. Поэтому в будущем, если заболевание проявится снова, у него появляется другое отношение к симптомам, понимание, с чем это связано, и выбор возможностей для изменения.

Т.: Есть ли такие люди, кому противопоказаны или нежелательны расстановки? Или те, которым нет необходимости это делать? Существует ли категория таких людей?

Т.Г.: Рановато это делать детям. Хотя в последнее время есть такой опыт, когда родители приходили с детьми подросткового возраста. Это метод личностного роста. Если родители начинают по-взрослому решать семейные задачи, то детям становиться легко, и они начинают расти.

Т.: С какого возраста начинается личностный рост?

Т.Г.: У всех по-разному. Есть люди, которые не воспринимают этот метод, боятся его, не понимают.

Мне он нравится и мне лично здорово помогает (как специалисту). И когда я чувствую сильную рациональную защиту клиента, этот метод мне позволяет более мягко подобраться к вытесненным тяжёлым чувствам человека и помочь освободить их, и восстановить связь с ресурсной частью себя.

Метод даёт сильный толчок, и у человека начинаются происходить изменения. Потому что есть образ хорошего решения. Образ — это магия! Потому что, если у человека есть цель — то его подсознание днём и ночью работает над решением задачи. Пока цели нет, пока картины нет — нечего решать, (расстановка создаёт объёмную, чувственную картину). А тут он увидел проблему со стороны и пути решения.

Т.: Имеет ли значение кто ведёт расстановку и люди, которые там присутствуют?

Т.Г.: Люди на группах у нас всё время разные. Есть люди, которые много раз участвовали в расстановках — у них есть некий опыт и доверие к себе. Они уже знают правила. Есть и новички, которые тоже встают в расстановку. И только потому, что они в этом участвуют, у них возникает доверие к методу. Это же не придумаешь, когда ты начинаешь ощущать всё, что там происходит… невозможно себе придумать "тяжесть в руках", "ломоту" в ноге и так и далее. И когда они включаются в это, они очень быстро обучаются. А самое главное то, что они начинают доверять себе! А это уже элемент психотерапии. Потому что все беды у нас "от ума", когда мы исключаем свои собственные ощущения и чувства, когда мы не доверяем своему "внутреннему ребёнку". Нам всегда становиться легче и лучше, когда мы встречаемся со своими первичными чувствами, от которых когда-то отказались и не смогли их проявить.

Т.: "Первичные" — это какие чувства?

Т.Г.: "Первичные" — это, например, боль, жалость к себе, беспомощность и др… Мы же плохое всегда подавляем, нас все время отвлекают от этого. Например: Ребёнок стукнулся, ему больно, а ему говорят: "Ой, а смотри какая собачка побежала… "

Т.: То есть испытывать к себе жалость, жалеть себя — это нормально?

Т.Г.: Испытывать да, при этом понимать, что ты испытываешь. Понимать: "Да, мне себя сейчас жалко" , что я сейчас могу для себя сделать? Это уже "по-взрослому" — понимать себя и контролировать. А когда нас от себя всё время отвлекают, то у нас появляется зависимость от другого человека. И мы тогда, не имея его рядом, чувствуем себя беспомощными, или когда он рядом, но ведёт себя не так, как нам надо — тогда обижаемся. Не осознавая своих чувств, мы переносим их на того, с кем в связи. Когда умирает человек, мы говорим: "Как его жалко" , а на самом деле жаль себя. Как я буду без него?

Т.: А правда ли, что даже участвуя в расстановке в качестве "заместителя", человек уже решает свои проблемы?

Т.Г.: Да, это так. Потому что "заместителей" всегда выбирают по принципу резонанса. То есть, если во мне это есть — меня обязательно выберут. И когда я в этой расстановке помогаю другому человеку решить его проблемы, я помогаю себе. Потом, попадая в такую же ситуацию в своей семье, у меня уже будет опыт решения этой задачи. Вот поэтому тем, кто делает расстановку, мы рекомендуем ещё 3 раза прийти поучаствовать в расстановках других людей. Участвуя в расстановках других, человек укрепляет свою расстановку, поддерживает баланс "давать и брать", начинает лучше видеть свои проблемы в чужой системе: "Ах, вот что это было! Это про меня!" И процесс начинается быстрее…

Поэтому разовое посещение психолога — это начало… Оно только актуализирует проблему.

Т.: Что надо сделать, чтобы поставить свою расстановку? Есть какой-то принцип действий?

Т.Г.: Во-первых, человек должен чётко сформулировать свой запрос: "Чего я хочу в результате получить?" Он должен чётко знать свою цель. И это нужно для того, чтобы потом правильно выбрать заместителей.

Т.: А "заместитель" — это кто?

Т.Г.: "Заместитель" — это любой человек, который замещает что-то во мне: моих родителей, мои страхи, мои установки, мои симптомы и т.д. Всё, что есть в расстановке — это все "Я". Это все части "Меня". И "Я" внутри себя, с их помощью, навожу порядок. "Я" завершаю то, что не было завершено (по разным причинам). А теперь это возможно! И теперь я могу посмотреть на это и найти новое значение и успокоиться.

Т.: Есть ли правила — сколько человек должно участвовать в расстановке (минимум/максимум)?

Т.Г.: Каждая расстановка требует разное количество участников. У некоторых бывает достаточно 5 человек, а в некоторых 20 и больше. Это зависит от запроса и от того, что мы делаем. Поэтому и расстановки бывают разные.

Т.: Почему?

Т.Г.: Мы ставим всех определённым образом в расстановке, но стоит одному начать какое-то движение — всё начинает меняться. И каждый ведёт себя по-своему.

Т.: Сколько по времени длится расстановка?

Т.Г.: В среднем один час. За четыре часа мы успеваем сделать три/четыре расстановки.

Т.: Надо ли готовиться к расстановке заранее? И вообще, вот я решила сделать расстановку — что мне для этого надо сделать?

Т.Г.: Знать, что для Вас сейчас самое актуальное. Потому что если человек делает расстановку ради любопытства, в ней нет сильных чувств и нет энергии (эмоциональной энергии) — тогда расстановка получается какая-то вялая и длится очень долго. Поэтому не все расстановки получаются. Когда человек, который заказывает расстановку, волнуется — для меня это хороший показатель — он доверяет и открыт. Он садится за кругом и только смотрит на этот театр. Этот эффект ещё называют "магическим театром". Потому что у клиента, когда он пришёл, была одна картинка, а когда делается расстановка, картинка меняется и в его сознании что-то меняется. Он начинает видеть иначе и действовать по-другому.

Т.: Если говорить о душе и тонких структурах, когда я участвовала в расстановке, у меня было такое ощущение, что это было что-то вроде ченелинга. Потому что люди в расстановке озвучивали про тех, кого замещают, очень правдивые вещи, о которых не могли знать. Я была этим поражена. Как Вы это можете прокомментировать?

Т.Г.: Я могу предположить, что когда заместитель встаёт в расстановку, он ничего не знает о проблеме. Он не знает, какой опыт применить, только чувствует и входит в изменённое состояние сознания — транс. Он отпускает контроль и принимает то, что из него идёт (информацию). Он слушает что-то изнутри. В этот момент он — как медиум. Когда заказчик расстановки выбирает заместителя, он берет его за плечи и в этот момент представляет перед собой того, человека которого он ставит, находит для него особое место, т.е. вводит в информационное поле своей системы, и заместитель начинает испытывать особые ощущения. И заместитель начинает проявлять знакомые характерные особенности того человека, в роли которого он находится. Фантастика! Но это, наверное, так! Феноменологический метод же!

Некоторые люди, после участия в расстановке "заместителями", говорят: "Я бы в жизни никогда такого не сделал, а здесь сейчас я такое творил", "Я никогда так не разговаривал", "Я матом вообще не ругаюсь".

Т.: Люди в расстановке ругаются матом? А какие ещё реакции бывают?

Т.Г.: Разные.

Т.: Что самое для Вас удивительное и необычное Вы видели в расстановке?

Т.Г.: Бывает такое, что начинают убивать, душить себя или нападать на кого-то в расстановке. Теряют сознание, даже мужчины.

Т.: То есть получается не надо иметь какой-то дар, чтобы быть медиумом?

Т.Г.: Наверное, все люди это могут. Потому что в этот момент в нас включается наш "чувственный ребёнок". Дети, когда приходят в незнакомое место, начинают вести себя по-разному, как и животные. Потому что в этот момент они начинают перенимать то, что там происходит. В расстановке работает тот же самый принцип — это принцип резонанса (резонанс с природой, с тем местом, в которое попадаешь, с душой того, кого замещают).

Т.: Имеет ли значение, кто ведёт расстановку?

Т.Г.: Я очень доверяю этому методу. На первый взгляд, всё вроде легко: на самом деле, чтобы делать расстановку, нужны базовые знания психологии и системной психотерапии. Потому что, если запустить расстановку, как она идёт, можно много "дров наломать", и потом неизвестно с чем человек, который её делает, уйдёт. Поэтому у каждого ведущего расстановку в голове есть структура системности (системной терапии), правила, которые жёстко преподавались у нас на семинарах. Поэтому у ведущего должно быть базовое образование, умение консультировать, говорить. В процессе расстановки приходится подбирать специальные фразы, корректирующие пациента. Каждая фраза несёт энергетический эмоциональный заряд. Если одна фраза не срабатывает надо подбирать ещё, чтобы началось ресурсное движение… Я часто пользуюсь теми, которые предлагает Б.Хеллингер.

Т.: То есть эти фразы излечивают пациента?

Т.Г.: Они для него становятся аффирмациями, т.е. новыми мыслями на каждый день. Например, жена до расстановки всегда осуждала мужа, а там говорит ему (человеку, который его замещает) — "ты такой, какой мне нужен". И в реальной жизни у них происходят хорошие изменения.

Поэтому, когда идёт расстановка, я всё время наблюдаю и думаю. У ведущего должно быть объёмное видение ситуации. Я не каждого спрашиваю в расстановке. Потому что там есть значимые элементы и не очень значимые. Важно кого и куда добавить в расстановку. Бывает потеря ресурсов в расстановке, и нужно уметь их вовремя поймать, так как может быть и обратный эффект.

Здесь важен опыт. У меня у самой по неопытности было такое, когда я прерывала расстановку не на том месте. У человека могут при этом начаться сильные рецидивы. Мне жаль, но это приходит с практикой.

Т.: А кто ещё этим занимается в Самаре?

Т.Г.: Сертифицированные психологи перечислены на официальном сайте Московского Института Консультирования Системных Решений (ИКСР) и Московского Института Интегративной семейной терапии, а сейчас готовит и Санкт-Петербург.

т.: Надо ли перед расстановкой брать консультацию психолога?

Т.Г.: Если у человека есть уже намерение и доверие к этому методу, то не надо. Если приходят совсем новички с намерением сделать расстановку, всегда их немного притормаживаю и прошу посмотреть хотя бы одну и познакомиться с методом. Одно дело он где-то о нём услышал, и другое дело — посмотрел своими глазами. И очень часто (почти всегда), когда человек посмотрит расстановку, у него переформулируется запрос. То есть он приходит с одним, а потом понимает, что для него другое важно. И в этом, как правило, всегда больше силы.

Т.: Проблемы есть у всех, и я не исключение. Но те проблемы, которые мне бы хотелось решить, я не готова обнародовать прилюдно. Потому что, даже если не рассказывать участникам расстановки свои проблемы, они и так всё увидят. Как с этим быть?

Т.Г.: А для этого этот метод и существует. Проблема всегда становится проблемой, когда человек её в одиночку начинает решать. Он её пакует и прячет. Расстановки как раз высвечивают то, что люди прячут "в шкафах". Они показывают самое тяжёлое. А когда человек может проблему достать и рассказать о ней, ему становится легко, и она перестаёт быть проблемой. А если человек свою тайну запаковал, скрыл — это становится для него очень тяжёлым и приводит потом к заболеваниям (психическим и физическим). Терапия для этого и существует, чтобы выносить такие тяжёлые моменты. Когда ко мне приходят на консультацию, и просят, чтобы всё было конфиденциально "ушко на ушко" — это прямое показание к тому, чтобы выводить его на расстановку. В расстановке проявляются все тайны — и тайны рождения (когда отец один, а выдают за отца другого человека) — это очень сильно влияет на человека.

Т.: В расстановке можно это выявить?

Т.Г.: Да, как и усыновление, сидение в тюрьме, убийства, самоубийства. А у нас сами знаете, как относятся к самоубийцам — все в семье начинают скрывать этот факт, придумывают что-то другое.

Т.: Если говорить о магии — иногда человека преследуют неудачи, так называемая "чёрная полоса", когда везде не везёт, как проклятие. Можно ли расстановкой избавиться от этого?

Т.Г.: Возможно заглянуть в себя, ведь это метод познания себя.

Т.: А когда проблемы и в личной жизни, и в бизнесе, и со здоровьем? Как тогда ставить расстановку?

Т.Г.: Тогда все темы надо проговорить и выяснить, что является более кризисным? Где больше страдания? С этого и начинать.

Т.: Человек сам причина своих бед?

Т.Г.: Человек безусловно ответственен за себя, но он находится всё время в какой-то связи, поддерживает кого-то или поддерживают его. Иногда человек не может быть успешным, если в роду все бедствуют. Работает установка: "Я не могу быть счастливой, когда в роду все несчастны". Это называется лояльность системе.

Т.: Может ли проблема по одной теме решиться за одну расстановку, или надо делать несколько?

Т.Г.: Обычно по одной теме достаточно одной, но при этом, темы бывают связаны друг с другом.

Т.: Благодарим Вас, за Ваше интервью. Ваши пожелания читательницам портала…

Т.Г.: Благодарю Вас за интересную беседу, вопросы и проявленный к нам интерес.

Буду рада, если читательницы портала воспользуются возможностью применить этот замечательный метод в пути познания себя для достижения своих целей.



Статьи по теме: