Равноапостольная нина, просветительница грузии. Чем известна святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений.

Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (память - 23 апреля по ст. стилю). Он происходил из знатного рода от благочестивых родителей и пользовался расположением императора Максимиана (284-305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой иерусалимского патриарха.

Равноапостольная Нина Грузинская. Миниатюра. Афон (Иверский монастырь). Конец XV век. С 1913 года находится в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге

Двенадцати лет от роду святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению патриарха Иерусалимского Завулон посвятил жизнь служению Богу в пустынях иорданских.

Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года при помощи благодати Божьей твердо исполняла правила веры и с усердием читала Священное писание.

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин.19:23,24). На вопрос святой Нины, где пребывает нетленный Хитон Господень (празднование - 1 октября), старица Нианфора пояснила, что по преданию он отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую уделом Божьей Матери.

Узнав, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию, обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы.

Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы со словами: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею".

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне он хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе) и возрадовалась духом. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (память - 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284-305). Укрепленная видениями ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, святая Нина продолжила путь и явилась в Грузию около 319 года.

Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня по молитве святой Нины во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.

Войдя в Мцхета, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября).

Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265-342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. В это время померкло солнце, и непроницаемая мгла покрыла Мцхета.

Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять языческих идолов о возвращении дневного света, но тщетно. Тогда устрашенные воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и засияло солнце.

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое крещение вместе со свитой. В 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и на этом месте воздвигли первый в Грузии христианский храм - вначале деревянный, а ныне каменный собор в честь 12 Святых Апостолов, именуемый Светицховели, что означает "животворящий столп". К тому времени с помощью византийского императора Константина (306-337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию епископа, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране.

Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедовала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них приняли святое крещение.

Оттуда святая Нина пошла в Кахетию (Восточную Грузию) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах и обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая крещение вместе с царедворцами и множеством народа.

Совершив апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приготовил ее в последний путь.

Равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе с духовенством отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Саломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Благоговейно приобщившись святых тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам - в 347-м), на 67-м году от рождения после 35 лет апостольских подвигов. Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с избранного ею места упокоения.

Равноапостольная Нина (груз. წმინდა ნინო) - апостол всея Грузии, блаженная матерь, как называют ее с любовью грузины. С ее именем связано распространение света христианской веры в Грузии, окончательное утверждение христианства и объявление его господствующей религией. Кроме того, по ее святым молитвам была обретена такая великая христианская святыня как нешвенный Хитон Господень.

Святая Нина родилась около 280 года в малоазийском городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Она была единственною дочерью знатных и благочестивых родителей: римского воеводы Завулона, родственника святого великомученика Георгия, и Сусанны, сестры Иерусалимского Патриарха.

В двенадцатилетнем возрасте святая Нина пришла со своими родителями в Святой город Иерусалим. Здесь отец ее Завулон, пылая любовью к Богу ушел и скрылся в Иорданской пустыне. Для всех осталось неизвестным место его подвигов, равно как и место смерти. Мать святой Нины, Сусанна, была поставлена при святом храме Гроба Господня в диакониссы,Нина же была отдана на воспитание к одной благочестивой старице Нианфоре и по прошествии всего двух лет, при содействии благодати Божией, уразумела и твердо усвоила правила веры и благочестия. Старица говорила Нине: « Вижу, дитя мое, силу твою, равную силе львицы, которая страшнее всех четвероногих животных. Или же можно тебя уподобить орлице, парящей в воздухе. Для нее земля кажется маленькой жемчужиной, но лишь только заметит она с высоты свою добычу, как мгновенно, подобно молнии, устремляется на нее и нападает. Такова же точно будет и твоя жизнь».

Читая евангельские повествования о распятии Христа Спасителя и о всем происходившем при кресте Его, св. Нина останавливалась мыслью на судьбе хитона Господня. От своей наставницы Нианфоры она узнала, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери, и что жители этой страны до сих пор остаются погруженными во тьму языческого заблуждения и нечестия.

Святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.Пресвятая Дева, явилась ей в сонном видении, и вручая Нине крест, сплетенный из виноградных лоз, сказала: «Возьми сей крест, иди в страну Иберийскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа. Я же буду твоей Покровительницей».

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест. Она трепетно поцеловала его. Затем отрезала часть своих волос и обвязала ими крест посредине. В то время был обычай: хозяин отрезал волосы у раба и хранил их в подтверждение, что этот человек - его раб. Нина сама себя посвятила служению Кресту.

Взяв благословение у своего дяди Патриарха на подвиг благовестия она отправилась в Иверию. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 53 девы (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана. Направляемая невидимой рукою, она скрылась в кустах дикой, еще не распустившейся розы. Потрясенная страхом, при виде участи своих подруг, святая увидела светоносного ангела, обратившегося к ней со словами утешения: «Не печалься, но подожди немного, ибо и ты будешь взята в Царство Господа славы; сие будет тогда, когда окружающая тебя колючая и дикая роза покроется душистыми цветами, подобно розе, посаженной и возделанной в саду.»

Подкрепленная сим Божественным видением и утешением, святая Нина с воодушевлением и новой ревностью продолжала свой путь. Преодолев по дороге тяжелые труды, голод, жажду и страх пред зверями, она достигла древнего Карталинского города Урбнисе в 319 году, в котором оставалась около месяца, проживая в еврейских домах и изучая нравы, обычаи и язык нового для нее народа. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями.

Однажды огромная толпа народа во главе с царем Мирианом и царицей Наной направилась к горной вершине, чтобы совершить там приношение языческим богам: Армазу – главному идолу, выкованному из позолоченной меди, с золотым шлемом и глазами из яхонта и изумруда. Справа от Армаза стоял другой небольшой золотой идол Каци, слева- серебряный Гаим. Полилась жертвенная кровь, загремели трубы и тимпаны и воспылало тогда ревностью пророка Илии сердце святой девы.По ее молитвам туча с громом и молниями разразилась над тем местом, где стоял идольский жертвенник. Идолы были разбиты в прах, дождевые потоки низвергли их в пропасть, а воды реки унесли их вниз по течению. И снова воссияло с неба светозарное солнце. Это было в день преславного Преображения Господня, - когда воссиявший на Фаворе истинный свет впервые преобразил на горах Иберии тьму язычества в свет Христов.

Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Одна женщина с громким плачем носила по улицам города своего умирающего ребенка, взывая ко всем о помощи. Святая Нина возложила на малютку свой крест из виноградных лоз и возвратила его матери живым и здоровым.

Вид на Мцхету с Джвари. Мцхета город в Грузии, при впадении реки Арагви в реку Кура. Здесь располагается кафедральный собор Светицховели.

Желание найти хитон Господень не оставляло святую Нину. С этой целью она часто ходила в еврейский квартал и спешила им раскрыть тайны царствия Божия. И вскоре еврейский первосвященник Авиафар и его дочь Сидония уверовали во Христа. Авиафар рассказал святой Нине их семейное предание, согласно которому его прадед Елиоз, присутствовавший при распятии Христа, приобрел хитон Господень от римского воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхет. Сестра Елиоза Сидония взяв его, стала целовать со слезами, прижала его к груди и тотчас пала мертвой. И никакая сила человеческая не могла исторгнуть из ее рук священную одежду. Спустя некоторое время, Елиоз тайно предал земле тело сестры, вместе же с нею схоронил и хитон Христов. С тех пор никто не знал места погребения Сидонии. Предполагали, что оно находилось под корнями тенистого кедра, который вырос сам по себе посреди царского сада. Святая Нина стала приходить сюда по ночам и молиться. Таинственные видения, бывшие ей на этом месте, уверили ее, что место это свято и в будущем прославится. Нина с несомненностью нашла место, где был скрыт хитон Господень.

С этого времени святая Нина начала открыто и всенародно проповедовать Евангелие и призывать иберийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Иберия находилась тогда под властью римлян, и сын Мириана Бакар был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал святой Нине проповедовать Христа и в своем городе. Питала злобу против христиан лишь супруга Мириана, царица Нана, женщина жестокая и усердная идолопоклонница, поставившая в Иберии статую Венеры. Однако благодать Божия, скоро исцелила и эту болящую духом женщину. Вскоре она неизлечимо заболела и ей пришлось обратиться за помощью к святой. Взяв свой крест, Святая Нина положила его на голову больной, на ноги ее и на оба плеча и сделала, таким образом, на ней крестное знамение, и царица тотчас встала с одра болезни здоровой. Возблагодарив Господа Иисуса Христа, царица пред всеми исповедала, что Христос есть истинный Бог и сделала святую Нину своею приближенною подругою и собеседницей.

Сам царь Мириан (сын персидского царя Хозроя и родоначальник в Грузии династии Сассанидов), еще медлил открыто исповедать Христа Богом, а однажды он вознамерился даже истребить исповедников Христовых и вместе с ними святую Нину. Обуреваемый такими враждебными помыслами, царь отправился на охоту и поднялся на вершину обрывистой горы Тхоти. И вдруг внезапно светлый день обратился в непроглядную тьму, и поднялась буря. Блеск молнии ослепил глаза царя, гром рассеял всех спутников его. Почувствовав над собою карающую руку Бога Живого, царь воззвал:

Боже Нины! рассей мрак пред очами моими, и я исповедую и прославлю имя Твое!

И тотчас стало светло все и буря утихла. Изумляясь такой силе одного лишь имени Христова, царь воззвал: «Боже благословенный! на сем месте я воздвигну древо креста, чтобы на вечное время было памятно явленное Тобою мне ныне знамение!»

Обращение к Христу царя Мириана было решительным и непоколебимым; Мириан был для Грузии тем, кем Император Константин Великий был в то время для Греции и Рима. Немедленно Мириан отправил послов в Грецию к царю Константину с просьбою прислать к нему епископа и священников, чтобы крестить народ, научить его вере Христовой, насадить и утвердить в Иберии святую Церковь Божию. Император прислал Антиохийского архиепископа Евстафия с двумя священниками, тремя диаконами и все необходимое для богослужения. По их прибытии, царь Мириан, царица и все дети их тотчас же в присутствии всех приняли святое крещение. Крещальня была устроена близ моста на реке Куре, там епископ и крестил военачальников и царских вельмож. Несколько ниже этого места два священника крестили народ.

Джвари- грузинский монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты - там, где воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари - по совершенству архитектурных форм это один из шедевров архитектуры и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.

Царь пожелал еще до прихода священников построить храм Божий и выбрал для этого место по указанию святой Нины, в своем саду, именно - там, где стоял упомянутый великий кедр. Кедр был срублен, и из шести сучьев его вытесали шесть столбов, которые и утвердили, без всякого труда. Но седьмой столб, вытесанный из самого ствола кедра, никакой силой невозможно было сдвинуть с места. Святая Нина осталась на всю ночь на месте постройки молясь и обливая слезами пень срубленного дерева. Поутру ей явился дивный юноша, опоясанный огненным поясом, и сказал ей на ухо три каких-то таинственных слова, услышав которые, она упала на землю и поклонилась ему. Юноша подошел к столбу и, обняв его, поднял с собой высоко на воздух. Столб блестел подобно молнии и освещал весь город. Никем не поддерживаемый, он то поднимался, то опускался и касался пня, и, наконец, остановился и стал неподвижно на своем месте. Из-под основания столба начало истекать благовонное и целебное миро, и все страдавшие различными болезнями, с верой мазавшиеся им, получали исцеление. Место это с того времени стали чтить не только христиане, но и язычники. Вскоре было закончено и сооружение первого в Иберийской стране деревянного храма Светицховели (груз. - животворный столб) , который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Деревянный храм не сохранился. На его месте ныне существует храм XI века во имя Двенадцати Апостолов, который числится среди памятников Всемирного наследия и в настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии.

Светицховели (животворный столб) - кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии.

На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов. В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.

Присутствие хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; это миро перестало течь лишь в 13-м веке, когда по воле Божией хитон был вырыт из земли. В годы нашествия Чингизхана один благочестивый человек, предвидя погибель Мцхета и не желая оставить на поругание варварам святыню, с молитвой открыл гроб Сидонии, вынул из него пречестный хитон Господень и передал его главному архипастырю. С этих пор хитон Господень был сохраняем в ризнице католикосов, вплоть до восстановления Мцхетского храма, где оставался до XVII века, пока персидский шах Аббас, завоевав Иберию, не взял и послал его как бесценный дар, Всероссийскому Святейшему Патриарху Филарету, отцу государя Михаила Феодоровича, чтобы заручиться расположением Российского царского двора. Царь и патриарх приказали устроить особое, с драгоценными украшениями, помещение в правом углу западной стороны Московского Успенского собора и положили там одежду Христову. В Российской Церкви с тех пор был установлен праздник положения ризы, т.е. хитона Господня.

Избегая славы и почестей, которые воздавали ей и царь и народ, пламенея желанием послужить к еще большему прославлению имени Христова, Святая Нина ушла из многолюдного города в горы, на безводные высоты Арагвы и стала там молитвою и постом приготовляться к новым благовестническим трудам в соседних с Карталией областях. Найдя небольшую пещеру, скрытую за ветвями деревьев, она стала жить в ней.

В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив, таким образом, в Кахетии последнее дело своего апостольского служения в Иберийской стране, святая Нина получила от Бога откровение о приближении своей кончины. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Затем она благоговейно причастилась из рук епископа спасительных Таин Тела и Крови Христовых, завещала предать погребению тело ее в Бодби, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Тело ее похоронили в убогой палатке, как она и хотела, в селении Буди (Бодби). Глубоко опечаленные царь и епископ, а с ними и весь народ вознамерились перенести драгоценные останки святой в Мцхетскую соборную церковь и предать их погребению у живоносного столба, но, несмотря ни на какие усилия, не могли сдвинуть гроб святой Нины с выбранного ею самой места упокоения.

На могиле ее в скором времени царь Мириан заложил, а сын его, царь Бакур, достроил и освятил храм, во имя родственника святой Нины, святого великомученика Георгия.

Тропарь, глас 4
Слова Божия служительнице, / во апостольстей проповеди Первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, / просветительнице Иверии / и Духа Святаго цевнице, / святая равноапостольная Нино, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 2
Придите сегодня все, / воспоем избранную от Христа / равноапостольную проповедницу Божия слова, / мудрую благовестницу, / народ Карталинии приведшую на путь жизни и истины, / Богоматери ученицу, / усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, / Нину прехвальную.

Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святая Нина (по грузински Нино), равноапостольная просветительница Грузии. В Православной Церкви празднуется 27 января, а в католической Церкви 15 декабря .

Родилась, согласно восточно-православной житийной литературе, около 280 года в городе Коластры в Каппадокии; её отец Завулон был родственником великомученику Георгию Победоносцу, мать Сусанна была сестрой Иерусалимского Патриарха .

По преданию, отправилась в Иверию (территория современной Грузии), чтобы найти Хитон Господень . Её воспитательница Нианфора рассказала ей о том, как Хитон Господень был перенесён из Иерусалима во Мцхету. Но главной целью, которую возложила на святую сама Богородица, было просвещение Иверии, так как Иверия (Грузия) - первый удел Божией Матери. Нина захотела отправиться в ту страну, где находится Хитон Господень, чтобы найти гробницу Сидонии, которая была погребена с Хитоном Христа , поклониться Его Хитону и затем посвятить себя проповеди Евангелия жителям Иверии. Господь являлся святой Нине в видениях и благословил её на равноапостольский подвиг, а Дева Мария чудесным образом вручила ей крест из виноградной лозы.

Христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.

После смерти святой Нины крест до 458 года хранился в соборе Светицховели в Мцхете . Сегодня этот собор 12 апостолов одно из главных духовных мест Грузии.

В пол вмурованы надгробные плиты - могилы почти исключительно князей Багратион-Мухранских.

Так же в соборе можно увидеть список с древней иконы "Божья матерь Цилканская" Древняя грузинская святыня названа по месту её первоначального нахождения - Цилканскому монастырю. Ныне чтимый древний список (копия) иконы - одна из главных святынь Патриаршего собора Светицховели. Икона - ровесница святой Нины, 4 век..

В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле это скорее подражание Храму Воскресения в Иерусалиме.

Собор Светицховели - древнейший православный собор в Грузии, являющийся ее духовным символом. В нем проводились коронации и захоронения царей семьи Багратиони , последний представитель которой умер относительно недавно, не оставив после себя наследников.

Легенда о основании собора очень интересная. В I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно так и не смогли забрать у нее из рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией. На могиле вырос чудесный кедр, которому поклонялись как божеству и считали целебным.
Три столетия спустя святая Нина принесла в Мцхета благую весть о христианстве. По ее просьбе царь Грузии Мириан ІІІ основал церковь на месте, где покоился Хитон. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей, поэтому его назвали светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп» .

В подтверждение правдивости этой легенды в церкви есть икона изображающая эти события.


Собор очень величественно смотрится снаружи, красив он и внутри. Внутренние стены расписаны фресками, большинство из которых, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном состоянии. Многие иконы также были заменены, а оригиналы хранятся в национальных музеях Грузии. Большая фигура Иисуса у алтаря была написана русским художником в XIX веке. Барельефы украшают гроздья винограда, что является особенностью многих храмов Грузии.

Обязательно нужно обратить внимание на каменные купели IV века, в которых крестили королей . К сожалению остатки оригинального животворящего столба увидеть невозможно, так как над ним построена колонна . В правом пределе храма есть колодец, время от времени в нем набирают ведро воды и ставят его рядом. Вода эта считается целебной. И ее может пить каждый желающий.
Еще хочется сказать пару слов о надгробных плитах расположенных в церкви. Служащие церкви их постоянно моют, поэтому внимательно смотрите под ноги - не наступайте из уважения к умершим.

В храме так же находится плащ Ветхозаветного Пророка Илии.

В храме были похоронены католикос Мелхиседек (найдено археологами), царь Вахтанг Горгасал (не знаю, известно ли место) и Ираклий II. После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати.
Этот собор, самая важная часть туристического Мцхета. Храм имеет огромное значение в духовной жизни Грузии, именно здесь исторически назначаются грузинские Патриархи ..

Из Тбилиси сюда ходят маршрутки за 1 лари. Маршрутка делает пару остановок неподалеку от храма. Найти его легко, он виден почти отовсюду.

Перед основными воротами ограды размещается инфоцентр, вокруг массово торгуют сувенирами.

Считается, что на том месте, где сейчас стоит храм, была захоронена Риза Христова , ее привезли из Иерусалима женщины, отправившиеся посмотреть на Иисуса и послушать его проповеди. Поставлен он был в IV веке, но с тех пор неоднократно перестраивался , а его вид на сегодняшний день считался таким красивым, что архитектору Арсакидзе отрубили руку, чтобы он не повторил успеха (руку с чертежными инструментами можно увидеть на левой стене).
Внутри же, среди толпы туристов и молодоженов, приехавших за благословением, стоит разглядеть удивительную икону Христа — если долго на нее смотреть, то кажется, что Христос то закрывает глаза, то открывает их.

После усиления языческих гонений крест был взят иноком Андреем и перенесён в область Тарон, в Армении. Позднее крест в течение около 800 лет укрывали в различных армянских городах и крепостях. В 1239 году грузинская царица Русудан обратилась к монгольскому полководцу Чармагану, захватившему город Ани, где в то время находился крест святой Нины, и попросила вернуть его в Грузию. Чармаган удовлетворил просьбу царицы, и крест вернулся в Светицховели. Во время опасности крест неоднократно укрывали в храме Святой Троицы на горе Казбек или в крепости Ананури.

Троицкая Церковь расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

Во время нашествия на Тбилиси персов (1795 год) в Гергети укрывали крест святой Нины. В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

В 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою крест святой Нины и передал его проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. С этого времени в течение более 50 лет крест хранился в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей. В 1801 году князь Георгий Александрович преподнёс крест святой Нины императору Александру I, который повелел вернуть реликвию в Грузию. С 1802 года крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Сиони (სიონი) — исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани) . В этом соборе города Тбилиси и находится сегодня крест святой Нины. .

Согласно «Житию св. Нины» , в 303 году, спасаясь от преследований римского императора Диоклетиана, святые Нина, Рипсимия , Гаиания и несколько девушек-христианок бежали. Когда они оказались на территории Армении, царь Тиридат получил письмо от Диоклетиана, в котором говорилось о беглянках и о необычной красоте Рипсимии. Царь Армении решил завладеть ею, но получил отказ, за это он приказал изрубить всех дев. Спаслась только святая Нина. И уже в одиночестве она продолжила свой путь в Иверию.

Её проповедь привела ко Христу всю Грузию .

Умерла около 335 года. Мощи покоятся под спудом в женском Бодбийском монастыре, в Кахетии (Грузия) .


Могила Св.Нины

Бодбийский монастырь — монастырь, расположенный в двух км от Сигнахи в Кахетии, Грузия. В нём покоятся мощи просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины, умершей там же в 347 году, на 67 году жизни, после 35-летнего апостольского подвижничества. Храмовой праздник отмечается 14 января.

Город Мцхета , в котором жила и молилась святая Нина, является административным центром края Мцхета-Мтианети. Город расположен в нескольких километрах севернее Тбилиси. Население составляет 7 423 человек. Очень милый тихий древний центр Грузии, многонациональный город. К русским отношение братское.

Монастырь Джвари .
"Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь..."
(М.Ю.Лермонтов)


Маленький монастырь пятого века Джвари — первый в стране памятник Всемирного наследия и любимое место для венчаний : с вершины горы, на которой он стоит, открывается невероятный вид на слияние Арагвы и Куры. Романтики добавляет мнение, что именно из Джвари сбежал лермонтовский Мцыри .


Кто посетил это место это место хоть однажды, тот получил духовный заряд на всю жизнь. Это великолепное старинное место. Одно из самых сильных впечатлений в Грузии. Там сильно дует ветер, видно далеко вокруг и на душе очень хорошо. Храм очень закопчён от времени.

Монастырь Самтавро 4 век..

Небольшой монастырь всегда оживлен: во-первых, тут идет реставрация, во-вторых, снуют, ухаживая за садом, монахини, в-третьих, на маленьком кладбище кого-то хоронят, а в-четвертых (и в главных), паломники толпятся у могилы архимандрита Гавриила. Считается, что приложив руки и опустив нательные крестики в землю могилы, можно зарядиться энергией. Памятник архимандриту, к слову, мироточащий. В храме похоронен царь Мириан и его жена Нана - первыми принявшие крещение христианской верой от Святой Нино в 337 году.

Здесь же находятся мощи святого Шио. Почитается как чудотворец в христианстве. По удалении родителей в монастырь, Шио раздал всё своё имение и отправился к преподобному Иоанну , жившему возле Антиохии, в пустыне, и подвизался в течение 20 лет. Он был среди тех двенадцати, которых Иоанн взял с собой в Иверию для утверждения верующих, обращённых святой Ниной. Шио поселился в пещере, в пустыне близ Мцхета Вокруг него вскоре собралось до 25 пустынножителей.


Монастырь Зедазени

Уже одна только дорога до монастыря — испытание веры: лучше брать внедорожник и быть готовым биться на ухабах головой о потолок, обычная легковая даже в сухую погоду не пройдет. Но когда выходишь к полуразрушенной стене, маленькому монастырскому двору с овцами и большому кресту (он, кстати, вечером весь в лампочках — зрелище пробирает до мурашек), про шишку на лбу уже и не помнишь.
Зедазени основал один из тринадцати ассирийских старцев, и, как гласит местная легенда, он открыл целебный источник, который в голодные годы поддерживал обитель.


Шио-Мгвимский монастырь.

Монастырь интересно расположен в окружении гор. В горах видно множество пещер, но сейчас они не используются. В монастыре сохранилось несколько древних интересных фресок. До монастыря ведет довольно жесткая гравийная дорога.

Длинный водопровод, протянутый одним из помощников царицы Тамары из соседнего села еще в XIII веке, почитается здесь не меньше замечательных видов на горные склоны (а монастырь зажат между стенами ущелья) и фресок (самые красивые — в часовне, стоящей поодаль) — как-никак великое человеческое изобретение.

Впрочем, аскетичное и вместе с тем очень крепко сбитое здание самого монастыря тоже вызывает у путешественника не меньшее уважение. Очень своеобразный монастырь, аналогов которому практически нет в Грузии. Также интересны в монастыре многочисленные кельи, вырытые монахами в пещерах окрестных гор.

Сама Мцхета (основан Мцхетосом) — небольшой город, исторический центр которого сконцентрирован вокруг храма Светицховели. Недавно здесь провели масштабную реконструкцию, чтобы сделать город привлекательнее для туристов: старинные улочки замостили булыжником, жителям города построили новые опрятные домики, обнесли все участки одинаковыми заборами, организовали ненавязчивые ларьки с сувенирами и конные экипажи — выглядит немного нарочито, но все равно симпатично.

Древняя столица Иберии еще в первые века была весьма успешным городом, но потом он пришел в упадок, да так и остался — только в XII веке тут вдруг решили построить монастырь, оказавшийся впоследствии тоже заброшенным. Теперь же тут вяло ведутся раскопки с XIX века, и археологи уже откопали фундаменты построек, террасы, кое-какие башни и остатки стен.

Слияние двух мощнейших (и поистине красивых) рек Грузии Агавы и Куры не смогло оставить равнодушным ни грузинских поэтов, ни квартировавшего неподалеку с полком Лермонтова (см. «Немного лет тому назад,/Там, где, сливаяся, шумят,/Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/Был монастырь"), и даже с приходом цивилизации в виде автодорог и новостроек не может оставить современного туриста. Смотреть на то, как две бирюзово-лиловые реки сливаются в одну, а у их берегов раскинулся город с башенками храмов, лучше всего с холма у монастыря Джвари.

Сюда можно добраться на такси из Тбилиси. Водители с удовольствием рассказывают о древней столице Грузии как профессиональные гиды))
Дорога к монастырю по серпантину не менее живописна.

Если пройти вниз в сторону слияния рек Арагви и Куры, можно выйти к маленькому древнему но действующему антиохийскому храму, где хорошо отдохнуть от групп туристов: Отличный вид на Джвари, в садике растет виноград.

Ужасно популярное место ресторан Салобио, где вообще-то все вкусно, но гордятся больше всего лобио. "Салобио" растянулся вдоль железной дороги и трассы Мцхета-Тбилиси и напоминает один большой грузинский дом с балконами, на которых за низенькими столиками сидят и обедают друзья-соседи. На огромных подносах приносят хинкали (счет идет не на штуки, а десятки), в горшочках - горячее лобио (в него полагается ломать кукурузные лепешки мчади), на тарелках - маринованный перец, а в кувшинах - домашнее вино.

Город Сигнаги , в котором похоронена святая Нина . Город выглядит очень отполированным. По городу интересно погулять, поизучав архитектуру. Маленький городок в восточной Грузии, на склоне горы, в историческом регионе Кахети . Грузинский город Сигнаги находится в самом сердце Кахетии в 100 км от Тбилиси (2 часа езды). Центр историко-географической области Кизики . Расположен на террасах, соединяющихся извилистыми крутыми улицами.

Здания выстроены в стиле южно-итальянского классицизма с грузинскими элементами. Славится своей одноименной крепостью , входящую в список самых известных и крупных крепостей Грузии. Стены Сигнахской крепости чудесным образом уцелели и сегодня окружают старую часть города и выходят далеко за городские границы. По периметру стен сохранились 28 сторожевых башен, с которых открывается замечательный вид на Алазанскую долину.
В городе есть памятник грузинскому оперному певцу Вано Сараджишвили , уроженцу Сигнахи. Бадбийский монастырь расположен в двух км от Сигнахи.

В Российской империи город именовался Сигнах, город входил в Тифлисскую губернию.

Тихие мощеные улочки, старенькие ярко-синие "москвичи", забитые вереском и хлебом, частые туманы и окружающие горы и холмы сделали Сигнахи любимым туристическим местом и эпицентром свадеб - его даже называют здесь "город любви". Последнее очень кстати придумал эксплуатрировать Саакашвили, понастроив романтических водопадов, ресторанов и гостиниц - как следствие, масса старушек, торгующих чурчхелой ("Это наш грузинский сникерс" - объясняют они на ломанном английском) и сахарными петушками.

Впечатляющая длинная каменная стена с высеченными именами прямо в самом центре Сигнахи - списки погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны - тянется на несколько метров. По соседству - памятник погибшим в 1989 году, в ходе "Нападения с лопатами" в Тбилиси.

Крепостная стена города с 28 башнями и смотровыми площадками, с которых открывается красивый вид на долину.

Монастырь Бодбе. Наблюдать за жизнью действующего монастыря лучше осенью — туристов мало, на склонах холмов стоят густые туманы, кипарисы тянутся вверх от мокрых монастырских мощеных дорожек, террасы с помидорами краснеют ягодами, а матушки, прячась от посторонних глаз, старательно полют грядки с потрясающе яркими хризантемами. На територии монастыря целебный святой источник святой Нины.
Именно здесь, в Бодбе, похоронена святая Нино — женщина, принесшая христианскую веру в Грузию и крестившая ее двумя прутиками виноградной лозы, которые связала своими собственными волосами.


Приидите днесь вси,/ воспоим избранную от Христа/ равноапостольную проповедницу Божия слова,/ мудрую благовестницу,/ люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/ Богоматере ученицу,/ усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,// Нину прехвальную. .

Ответ редакции

27 января Русская православная церковь отмечает день памяти святой равноапостольной Нины , просветительницы Грузии. Равноапостольными Православная церковь называет святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.

Девочка из Каппадокии

Святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии. Её отец, Завулон, происходил из знатного рода и находился на военной службе у императора Максимиана, а мать — Сусанна — была сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Нина была единственным ребёнком у родителей. Когда девочке исполнилось 12 лет, она вместе с родителями пришла в Иерусалим, где её мать стала диаконисой при храме Гроба Господня, а отец посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских.

Сказания и мечты о стране Иверии

Крест святой Нины. Фото: wikipedia.org

В 12 лет Нину поручили на воспитание старице Нианфоре, которая часто рассказывала ей об Иверии (нынешней Грузии), тогда ещё языческой стране. Услышав её рассказы, Нина захотела посетить Иверию.

Однажды Пречистая Дева явилась к Нине во сне и вручила крест, сплетённый из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было на-пи-сано: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Крещение Грузии

Получив благословение патриарха и матери, Нина отправилась в дорогу. По пути в Иверию святая Нина чудом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы — царевна Рипсимия, её наставница Гаиания и 35 девушек, бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284-305).

Добралась Нина до Иверии в 319 году. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Очень скоро Нина стала известной в окрестностях, оказывая помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, люди стали приходить к ней. Многие из них уверовали в Бога и приняли крещение.

От тяжкого недуга святая Нина исцелила грузинскую царицу Нану, которая также приняла крещение и стала ревностной христианкой. Царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление супруги, внимая язычникам, возненавидел святую Нину и даже хотел предать её смерти. Но однажды на охоте его застала гроза, и он ослеп от молнии. Царь дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится. Святая Нина исцелила сторонника язычества, и Мириан вместе со своей свитой принял крещение.

Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Иверии. Через несколько лет Нина отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.

Кафедральный собор Светицховели в Мцхете. Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

День памяти святой Нины

Совершив своё апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил её в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своём происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской , послужил основанием жития святой Нины.

Святая Нина завещала, чтобы её тело погребли в Бодбе. Она скончалась 27 января (14 января по старому стилю) 335 года (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести её останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342-364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.

Мощи святой, по повелению её сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила её память 27 января, в день её кончины.

Почему Святую Нину считают покровительницей Грузии?

В Грузии Святую Нину почитают больше всех из святых и считают своей покровительницей. Она прославилась проповедованием Евангелия и обращением жителей Иверии (нынешней Грузии) в христианскую веру. В 326 г. н.э. христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповедям Святой равноапостольской Нины.

Бодбийский монастырь. Фото: wikipedia.org

Как праздник называется в Грузии?

В Грузии День Святой Нины называют Нинооба. Грузинская Православная церковь поминает святую Нино дважды в год: 27 января, в день ее кончины, и 1 июня — в день ее пришествия в Грузию. Только в столице Грузии насчитывается пять храмов, возведенных в честь святой, а в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый ее волосами.

Как праздник отмечают в Грузии?

Праздник Нинооба отмечается в Грузии особенно торжественно. Службы в этот день проходят не только в столице, но и во всех других православных храмах страны. Ежегодно летом большая группа детей, подростков и молодежи совершает паломничество по следам равноапостольной просветительницы Грузии.

Самая почитаемая святая в Грузии – это святая равноапостольная Нина или Нино по-грузински. Ее роль в принятии христианства в Грузии неоспорима, а имя овеяно легендой. С ее именем напрямую связаны Бодбийский монастырь в Сигнаги. А косвенно связаны собор Светицховели и монастырь Самтавро в Мцхете.

С Мцхетой можно познакомиться во время тура в окрестностях Тбилиси или в рамках других экскурсионных маршрутов, подробнее о маршрутах .

Святая Нино

Эти события произошли в далеком 319 году.

Причисленная впоследствии к лику святых, девушка по имени Нино добралась из Каппадокии до города Мцхеты, который тогда являлся столицей предшественницы Грузии — Иберии.

Она происходила из знатной семьи, но была отдана в женский монастырь.

Святая Нино отправилась в дальний путь на поиски Хитона Господня, узнав, что находится он в далекой стране язычников на задворках Византии.

Нино нашла приют в семье царского садовника и жила в небольшой палатке на окраине царского сада, а затем под ежевичным кустом, где ныне находится женский монастырь Самтавро.

Случаи чудесного исцеления

Семья садовника была бездетной, но, благодаря молитвам Святой Нины, его жена забеременела и родила малыша. Об этом чудесном случае и о многих других чудесах стало известно всему городу и за его пределами.

Однажды к Нино была доставлена супруга самого царя Нана, страдающая настолько серьезным недугом, что не могла ходить. Молитвы Нино и сила крест из виноградной лозы, которая Нино принесла с собой в эту страну, помогли царице выздороветь и уверовать Иисуса Христа.

Ее муж царь Мириан был приверженцем языческих верований и менять веру не желал, но и к христианству относился толерантно, потому не мешал своей супруге царице веровать в Иисуса Христа, как то было на всей территории Византии.

Наблюдая за тем, как в христианство в Грузии переходит все больше людей, забеспокоились языческие жрецы, которые стали оказывать на царя Мириана давление.

Неизвестно, чем закончилось бы это влияние, если бы однажды царь со свитой во время охоты не попал в солнечное затмение. Конечно, он не знал, что это было редкое явление и принял его за кару небесную.

Никакие обращения к языческим богам не помогали, и тогда вспомнил он молитву Нины и раздвинулись тучи и наступило просветление и обрел вновь царь зрение .

Случившееся чудо, убедило его в силе христианской веры, и крестился он сам в водах реки Мтквари (Куры) и вся его свита сделала это, и все жители Мцхеты.

В 326 году христианская религия была признана в Грузии официально. Правитель Византии Константин откликнулся на прошение грузинского царя и прислал двух священнослужителей, епископа и большое количество реликвий: гвоздь, коим было приковано тело Господа и предметы для богослужений.

Хитон Господень в Мцхете

У святой Нино была в Грузии еще одна миссия, она должна была найти Хитон Господа, в котором он был одет в день распятия.

Первый еврейский священнослужитель по имени Авиавир, принявший христианство, поведал Нино историю, услышанную от матери с отцом, согласно которой его прадедушка, находясь в Иерусалиме, выкупил Хитон Иисуса у воина, получившего его по жребию (существовал обычай делить имущество, принадлежащее казненным, между воинами).

Прадеда попросила сестра по имени Седония, верившая в то, что Иисус Христос есть мессия, принести что-то, принадлежавшее ему. Взяв в руки Хитон Господень, Седония прижала ее к своей груди и умерла, зажав его в руках. Похоронили ее, а чуть позже вырос на том месте кедр.

Первая христианская церковь Грузии

Первый христианский царь Мириан повелел построить в Мцхете первую христианскую церковь. Кедр срубили и заготовили из него 7 столпов для строительных конструкций.

Однако во время установки столпов одна из колонн внезапно зависла в воздухе (согласно другой версии, ее нельзя было сдвинуть).

Царица Тамара − еще одна легендарная личность.

Еще много интересного можно узнать во время наших экскурсий. [email protected]



Статьи по теме: