«Растения, которые лечат». Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».

Кутурова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "ЦРР- детский сад №172" г.Иваново
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию конспект НОД по экологии для детей подготовительной группы на тему:"Лекарственные растения- средства оздоровления организма человека." Конспект можно использовать на занятиях по экологии. Данный материал будет полезен воспитателям.
Цель:
-Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.
Задачи :
-Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
-Воспитывать наблюдательность.
Предварительная работа : Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; гербарий «Растения нашего края», картинки зверей или игрушки. Экологическая игра «Узнай целебную траву».

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:
-Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
-Рос шар бел, дунул ветер-
Шар улетел. (Одуванчик)
-Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке. (Ромашки)
-Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)
Воспитатель : Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку?
Дети отвечают :
Воспитатель: Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Экологическая игра «Узнай целебную траву». (Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности.)
Воспитатель :
Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно - тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка ажурные края.) Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется?
Ответы детей:
Воспитатель: Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
Воспитатель: О каком растении говорят, что оно жжёт?
Ответ детей:
Воспитатель : Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?
Дети высказывают свои соображения:
Воспитатель: На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна. Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.
Есть много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива,
Подорожник, ландыш, зверобой…
Физкультминутка «Дождик, лей веселей!»
Дождик, лей веселей!
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап.
Кап-кап! Кап-кап!
Воспитатель: Как вы думаете, глее и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить?
Ответы детей:
Воспитатель : Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища- поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
Воспитатель предлагает детям поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
Воспитатель : У нашего Медведя болит горло, давайте порекомендуем ему лечение.
Дети советуют:
Воспитатель : Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.
Воспитатель : А у нашей Лисы простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?
Ответы детей :
Воспитатель : Очень полезно будет ей попить отвар мать- и- мачехи, чабреца.
Воспитатель : Вы обратили внимания, какая бледная Обезьянка? У неё нет сил. Что же делать?
Ответы детей:
Воспитатель : Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам будет намного легче.
Детей воспитатель угощает витаминным чаем.

с детьми старшего возраста

« Мир лекарственных растений »

ОО «Познание»

- развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты;

- обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

ОО «Коммуникация»

- развивать монологическую речь детей;

- развивать умение участвовать в коллективных разговорах;

- пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе;

ОО «Чтение художественной литературы»

Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;

Способствовать пониманию содержания загадок;

Методические приемы:

рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, обращение к опыту, анализ занятия.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы снова идем на экологическую тропу. Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Остановка, которую мы посетим, называется «Лекарственные растения »

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

(ответы детей)

Теперь, ребята, давайте подробнее поговорим о тех лекарственных растениях которые растут на территории нашего детского сада. Но сначала отгадайте загадку:

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает (календула)

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази.

Следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название: В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички - Белые реснички (ромашка)

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, cвежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его - сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги (подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное (одуванчик)

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- Следующее растение о котором мы поговорим называется мята. Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее с войства благоприятны для успокоения нервной системы . Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.

Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Наше занятие закончилось, расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (ответы детей)

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:

  1. 2.Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
  2. с корнем. Почему? (ответы детей).
  3. (ответы детей).

Документы для скачивания:

Конспект занятия по экологии

в подготовительной группе

на тему: « Растения – наши друзья».

Составила:

Воспитатель: Данько Е.Ю

Систематизировать знания детей о растениях.

Закрепить знания детей о размножении растений.

Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приёмы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).

Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, умение выразить его в рисунке.

Развивать творческую активность, воображение, образное мышление.

Воспитывать стойкий интерес к природе.

Организационный момент.

Ребята, у вас хорошее настроение? (Да). Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением!

Основная часть.

Ребята к нам на занятие пришёл мышонок Тим. Он хотел бы с нами поговорить, а о чём, вы узнаете, если отгадаете его загадки. (Презентация загадок о растениях).

1. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

2. Рос шар бел, ветер дунул - улетел.

(Одуванчик)

3. Красна, сочна, душиста,

Растет низко, к земле близко.

(земляника)

4. В лесу под елкой крошка -

Только шляпка да ножка.

5. Из - под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает

(подснежник).

Что не сеяно родится?

Молодцы, вы отгадали все загадки, а как можно сказать одним словом, о чём эти загадки? (О растениях).

Правильно. Как вы думаете, растения живые или нет? (Живые).

Объясните, почему вы думаете, что они живые? (Ответы детей).

Давайте проверим по модели, и поговорим о каждом признаке живого подробнее. (Модель живых организмов).

Как растения дышат? (На нижней части листа есть устьица, невидимые глазу, через них растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород).

Расскажите, как питаются растения? (С помощью корней, которые находятся в земле и, как насос, доставляют в стебель, листья и цветы воду и питательные вещества).

Какие способы размножения растений вы знаете? (Ответы детей:

1. Семенами (гвоздика, одуванчик, календула и др.).

2. Листьями (фиалка, сансевьера).

3. Луковицами (лилии, амариллис, тюльпаны, нарциссы).

4. Черенками (бальзамин, хризантема, традесканция).

5. Детками, побегами (хлорофитум, камнеломка).

6. деление куста (пионы, флоксы, примула, фиалка).)

Физминутка-

Ребята, сейчас, мы с вами, превратимся в алые цветочки.

Наши алые цветочки выпускают лепесточки (Дети сидят на корточках, медленно встают).

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись (Потянулись на носочках руки вверх, широко в стороны).

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (Руки поднимают вверх, качают руками).

Наши алые цветочки закрывают лепесточки, головой качают, тихо засыпают (Руки над головой в форме бутона, приседают, качая головой).

А сейчас, мы с вами посмотрим мультфильм, который называется «Как мышонок пошёл в школу». (Просмотр мультфильма).

Чем растения помогли мышонку? (Они помогли ему узнать время, так как каждое растение просыпается в своё время. Ещё растения как компас, могут указать где север и юг.)

Какие растения ещё помогают ориентироваться в лесу? (Деревья. На северной стороне деревьев больше мхов и лишайников, а на южной стороне хвойных деревьев больше выделяется смолы на стволе).

Какую ещё пользу растения оказывают людям? (Ответы детей:

1. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

2. Отфильтровывают частички пыли в воздухе.

3. Повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный.

4. Способствуют снятию стресса и улучшают самочувствие.

5. Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.)

Молодцы. А какое насекомое вы увидели в мультфильме? (Гусеницу).

Скажите, а гусеница друг или враг растений? (Враг).

Выберите на столе карточки, на которых изображены враги растений и назовите их? (Дети отбирают карточки с изображением колорадского жука, тли, саранчи, долгоносика).

А теперь назовите друзей комнатных растений (Божья коровка, пчела, муравей, жужелица, златоглазка).

Молодцы, вы много знаете о растениях. А сейчас, я предлагаю вам нарисовать любое растение, которое вам больше нравиться (Деревья, кустарники, ягоды, грибы. Цветы), в подарок мышонку Тиму.

Дети рисуют и дают пояснения к своим рисункам.

Задачи: Закрепить и систематизировать знания о лекарственных растениях. Продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения. Расширить представление детей о комнатных растениях (алоэ, герань, хлорофитум, лавр). Познакомить и исследовать их лечебные свойства. Развивать наблюдательность, любознательность, бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

Материал: разрезные картинки с лекарственными травами, комнатные растения (алоэ, лавр, герань, хлорофитум), мультимедийная презентация, картинки с комнатными растениями на каждого ребенка, ободки - растения.

Ход занятия:

Здравствуйте! - мы скажем педагогам.
Здравствуйте! - услышим мы в ответ.
И наверное, не пойдем в аптеку,
А здоровыми мы будем много лет!

Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток болезнь излечить.

Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
(М. Киселева)

О каких друзьях говорится в стихотворении? (О лекарственных травах).

Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу.

С некоторыми из них мы с вами знакомы, давайте вспомним их. У вас на столах лежат разрезные картинки. Сейчас вы их соберете и назовете.

Дидактическая игра «Собери растение»

Много разных растет травок

У тропинок, у канавок

И красивых, и пушистых

Разноцветных и душистых. (На детей одевают ободки)

Сейчас растения сами расскажут о себе.

1. Я - целебная крапива

Красиво выглядит крапива

А поступает некрасиво.

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем, хитрая, больней кусается.

2. А я - аптечная ромашка

Нарядные платьица,

Желтые брошки

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

Если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

3. А я - малина

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

4. А я - шиповник

Я на розу так похож

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

5. А я - подорожник

Каждый лист мой любит тропки

И обочины дорог,

Я однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

6. Это - мята

На запах приятна,

С ней чай попьешь-

Спокойно - заснешь.

7. Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик.

Он везде произрастает, его дети даже знают.

Аппетит он улучшает и при кашле помогает.

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик, как аптека!

8.Календула

Семена как ноготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают

Кто же их не знает.

Д\и «Определи растение по запаху».

Ребята, а у меня есть несколько коробочек с ароматами трав. Попробуем по запаху отгадать, где какая находится.

Но не надо забывать, что лекарственные травы, как и таблетки, могут принести вред, если употреблять их без надобности и в больших количествах.

Физминутка «Цветы»

1,2,3-выросли цветы.

К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло.

Ветерок пролетал - стебельки покачал.

Влево качнулись - низко пригнулись.

Вправо качнулись - низко пригнулись.

Ветерок убегай - ты цветы не сломай,

Пусть они цветут, растут

Людям радость несут.

Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством?

Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями.

На нашем окне живёт привычный всем комнатный цветок - алоэ , или попросту, столетник.

Как вы думаете почему? (Ответы детей)

На самом деле это название дано столетнику за то, что он очень редко цветет, если живет дома,- раз в сто лет.

Из листьев алоэ добывают сок он очень горький, но это и есть самое лечебное в алоэ. Если вы раните ногу, надо привязать к ране кусочек листика - боль пройдет, и рана быстро заживет. А еще сок алоэ помогает от насморка. Нужно развести его с водой и закапывать.

Ребята, у нас ещё одно интересное растение и называется оно - герань душистая . Этот цветок украсит любое окно. Посмотрите, какие красивые у герани листочки: они все ажурные, светло-зелёного цвета. Его листья очень приятно пахнут лимоном. Цветки разного цвета: розового, красного, белого и бордового. Это растение любит солнце и обильную поливку. Вещества, содержащиеся в герани, подавляют болезнетворные микробы. Там, где растёт герань, люди меньше болеют. Кстати, её запах не переносят моль и комары. Оказывается, если листочек герани немного помять, аккуратно положить в больное ухо, то ухо перестаёт болеть.

Но есть ещё отрицательное свойство герани: его нельзя ставить в спальне т.к. растение выделяет вещества, которые могут вызвать головную боль.

Давайте рассмотрим следующий цветок. Это растение с прямостоячим древесным стеблем, листьями овальной формы, темно-зеленого цвета, плотные, кожистые. Я думаю, оно вам хорошо знакомо. Это лавр благородный.

Листья лавра используют и как пряность при приготовлении некоторых блюд. Он является источником получения лаврового масла. Особенно богаты им плоды. Масло ароматное, имеет зеленоватый цвет. Мазь, содержащая лавровое масло, используется для растираний при ревматизме - когда болят руки или спина. Отвары лавровых листьев помогают справиться с кашлем.

А сейчас, я хочу познакомить вас с уникальными свойствами растения -хлорофитум. Оно в состоянии значительно ослабить воздействие вредных веществ в помещении. Обладает хлорофитум и бактерицидным эффектом, то есть убивает вредных микробов в воздухе. Специалисты утверждают, что за сутки этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов.

Д/и «Кто быстрее найдет растение».

Ребята, мы сегодня говорили о множестве лекарственных растений, не забыли и про комнатных лекарей, которые помогают нам сохранить и поправить наше здоровье. А как мы можем о них позаботиться, чтобы они были здоровы. (Ответы детей: рыхление почвы, полив, подкормка, протирание листочков от пыли).

Мы хотим, чтобы в нашей группе был свежий и чистый воздух? (ответы детей). Тогда смотрите, у меня есть небольшой отросток растения хлорофитум и все необходимое для его посадки.

Посадка растения.

А сейчас, я предлагаю вам раскрасить хлорофитум. (Раздаются раскраски).

Программное содержание:

Развивать познавательную активность детей о представление лекарственных растений. Дать представление о правилах сбора лекарственных растений их хранении, применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследования. Активизировать творческое воображение. Учить различать лекарственные растения.

Активизировать речь детей названиями: ромашка, крапива, одуванчик, подорожник. Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края. Дать представление детям, какая трава от чего может помочь.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений и растений на участке, рассматривание схем - моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.

Последующая работа:

Рисование лекарственных растений, составление гербария.

Оборудование:

Интерактивная доска; музыкальное сопровождение; атрибуты для игр: разрезные картинки растений, медицинский набор, карточки – четвёртый лишний; мультфильм.

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным – давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

А вы догадались, о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»?

(ответы детей).

Я предлагаю вам совершить путешествие в лес, на полянку, на луг. Туда где растут лекарственные растения. А поедем мы с вами на паровозике из «Ромашково». Вот он точно знает где растут лекарственные растения. Он нас уже ждёт.

(дети «садятся» в импровизированный поезд, и под музыку отправляются в путь)

1. Станция «Ромашковое поле.

Загадка: В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестричке-

Белые реснички.(Ромашка)

Ромашка – лекарственное растение! Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Игра: «Кто быстрее»

По кругу жёлтой серединки кладём 5лепестков (участников больше на одного). Игроки встают рядом и по сигналу ведущего начинают ходить вокруг них. Внезапно подается сигнал и каждый должен встать рядом с лепестком ромашки. Оставшийся выбывает из игры. Один лепесток «отрываем» (чтобы опять игроков стало больше на один) и игра продолжается. (6 детей)

2. Станция «Лесная полянка»

- Пойдём друг за другом по лесной дорожке. Что за растение растёт вдоль дорожек?

Лекарь вырос у дороги,

он больные лечит ноги. (подорожник)

На интерактивной доске появляется изображение подорожника.

- Почему оно так называется? (Подорожник растёт около дорог)

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья. Подорожник называют травой-путешественницей.

- За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей.

- Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места.

- От чего нам сможет помочь подорожник? (Он заживляет раны)

- Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли - порезник, ранник.

А еще отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Игра: «Первая медицинская помощь»

Товарищ должен оказать помощь другу (на рану наложить подорожник и забинтовать) и доставить раненого в медпункт. (4 ребёнка)

- Ой, я чем – то укололась. Угадайте чем?

Вы, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (крапива)

На интерактивной доске появляется изображение крапивы.

- Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

- Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

- Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

Игра: «Четвёртый лишний »

Демонстрировать ребенку карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая - лекарственное растение.

Игра проводится 3 раза, отбираем три лекарственных растения. Дети в шапочках этих растений остаются и читают короткое стихотворение о лекарственных травах.

3 – я станция «Целебный луг»

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок -

Остался стебелек.

Одуванчик

На интерактивной доске появляется изображение цветка.

- Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?

- Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик.

- Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.

Игра «Угадай кто я?»

Разрезные картинки лекарственных трав, дети под музыку двигаются, по окончании должны найти себе пару – «собрать картинку» (8 детей)

- Молодцы, вы правильно узнали все лекарственные растения, которые нам встретились на пути. В награду за это предлагаю посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма «Одуванчик - толстые щёчки»

Раздаётся гудок, дети отправляются в группу Путешествие подошло к концу..



Статьи по теме: