Психолого-педагогический аспект проблемы формирования представлений - образов. Развитие восприятия и представления Типологические образы как развитие представления

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Рыбникова Мария Николаевна. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.01, 19.00.03 / Рыбникова Мария Николаевна; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2008.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-19/366

Введение

Глава 1. Образ профессии как общепсихологический феномен: структура, содержание и функции 9

1.1. Образ мира и образ профессии как интегральная характеристика личности 9

1.2. Личностные и социально-психологические факторы в формировании образа профессии 18

Глава 2. Экспериментальное исследование индивидуально типологических и социально психологических факторов формирования образа профессии 45

2.1. Методологические принципы исследования 45

2.2. Основные этапы и направления исследований 46

2.3. Методики исследований, характеристика испытуемых и объема исследований 47

Глава 3. Индивидуально-типологические и социально психологические факторы формирования образа профессии 56

3.1. Психические механизмы и условия формирования образа профессии 56

3.1.1. Динамика индивидуально-типологических особенностей личности и образа профессии в процессе обучения специалистов

3.1.2. Идентификация работника с «Образом-идеалом» как процесс формирования образа профессии 67

3.1.3. Профессиональная мотивация как психологическое условие формирования образа профессии 79

3.1.4. Индивидуально-типологические особенности личности, значимые для формирования образа профессии 96

3.2. Критерии эффективности формирования и функционирования образа профессии 100

Заключение 117

Выводы 119

Список литературы

Введение к работе

Проблема психических образов является одной из центральных в психологии. Исследования в этой области ведутся по различным направлениям и, прежде всего, в психологии восприятия как исследование чувственной основы бытия. В рамках общей психологии образ рассматривается как регулирующий механизм формирования поведения, целенаправленной деятельности человека. Психические образы выполняют роль регуляторов трудовой деятельности и становления человека как субъекта труда, участвуют в созидании оптимальных условий для формирования профессионализма и личности профессионала.

В последнее время разработка проблемы взаимосвязи индивидуально-типологических и социально-психологических особенностей личности и психических образов как важнейших регуляторов деятельности человека, приобретает не только теоретическое, но и прикладное значение.

В современной литературе образ как регулятор трудовой деятельности рассматривается в следующих основных группах: образ объекта труда (Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А., 1986; Толочек В.А., 1999; Гордеева Н.Д., Девишвили В.М., Зинченко В.П., 1975), образ субъекта труда (Климов Е.А., 1974; Бодров В.А, 1991; Климов Е.А., 1996; Маркова А.К., 1996), субъект-субъектных и субъект-объектных отношений (Гостев А.А., 1987; Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю., 2001; Ковалев В.И., 1988; Мильман В.Э., 1985), а также образ мира (Леонтьев А. Н., 1979; Климов Е.А., 1995).

Образ профессии является существенным элементом образа мира. Его изучение ведется по различным направлениям, исследуются, в основном, различные составляющие этого образа. В настоящем исследовании предпринята попытка изучить образ профессии как целостное явление, выявить механизмы и условия его формирования, критерии эффективной сформированности на примере конкретной профессии - машиниста локомотива.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью уточнения теоретических положений относительно предпосылок и условий формирования образа профессии, психологических механизмов, лежащих в основе становления личности в профессии, роли образа профессии в регуляции деятельности человека на примере работы машинистов локомотивных бригад, а также недостаточной изученностью влияния

сформированного образа профессии на эффективность и надежность профессиональной деятельности операторов движущихся объектов железнодорожного транспорта.

Объектом данного исследования выступили работники локомотивных бригад разного уровня профессиональной подготовки и успешности, а его предметом - факторы формирования образа профессии у представителей исследуемых категорий.

Цель: выявление механизмов и условий формирования образа профессии, критериев его сформированности на примере работников локомотивных бригад.

Гипотеза:

Образ профессии является динамическим структурным образованием и формируется в процессе профессионального становления и идентификации образа «Я сам» специалистов с «Образом-идеалом» при условии наличия у них мотивационной направленности и соответствующих индивидуально-типологических качеств личности; успешность формирования образа проявляется в эффективности профессиональной деятельности специалистов.

Задачи исследования:

    Разработать методику анализа выраженности образа профессии у субъекта труда.

    Выявить структуру образа профессии и динамику его компонентов на основе сопоставления «Образа-идеала» и образа «Я сам» специалистов разного уровня профессиональной подготовки.

    Выявить влияние мотивационного компонента профессиональной деятельности на особенности формирования образа профессии.

    Установить влияние индивидуально-типологических характеристик субъекта на особенности формирования образа профессии.

    Оценить уровень сформированности образа профессии у специалистов разного уровня профессиональной эффективности.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы психологической науки (принцип системности, принцип детерминизма и принцип развития); положения системно-целостного, субъектно-деятельностного и акмеологического подходов.

Теоретической основой работы выступили исследования:

Исследующие концептуальные проблемы психологии образов (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Анохин П.К., Бернштейн Н.А.);

Определяющие роль психического образа как регулятора деятельности (Климов Е.А., Ломов Б.Ф., Завалова Н.Д., Пономаренко В.А., Толочек В.А., Деркач А.А);

Рассматривающие механизмы профессионального становления личности (Андреева Г.М., Маркова А.К., Бодров В.А., Кон И.С, Берне Р.);

Анализирующие влияние профессиональной мотивации на удовлетворенность работой (Ковалев В.И., Хекхаузен X, Херцберг Ф, Маслоу А., Мильман В.Э);

Характеризующие процесс идентификации представлений о себе самом с образом идеального профессионала как важный элемент формирования профессионального самосознания личности (Андреева Г.М., Бодров В.А., Кон И.С, Розенберг М, Фрейд 3.,Берне Р.);

Рассматривающие индивидуальный стиль деятельности как механизм компенсации слабо развитых, но профессионально важных качеств (Бодров В.А., Котик М.А., Климов Е.А., Мерлин B.C., Толочек В.А., Деркача.А.А.);

Характеризующие особенности деятельности машинистов локомотивов (Конопкин О.А., Нерсесян Л.С, Пушкин В.Н., Звоников В.М.).

В работе использованы следующие методики исследования, направленные на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач:

Для выявления особенностей представлений о профессии у различных категорий работников - специально разработанная «Анкета оценки личностных качеств», составленая на основе «Алфавита черт личности» Романовой Е.С. и Суворовой Г.А.;

Для исследования динамики различных составляющих удовлетворенности трудом и удовлетворенности профессией - опросники «Удовлетворенность работой» и «Удовлетворенность профессией», предложенные Ядовым В.А.;

Для изучения компонентов структуры личности - методика «Индивидуальный типологический опросник (ИТО)», разработанный Л.Н.Собчик.;

Для оценки уровня профессиональной успешности и эффективности машинистов и их помощников - специально разработанный «Опросник мнений экспертов».

Статистическая обработка данных осуществлялась в системе Statistica 6.0 для Windows.

Базой исследования выступили дорожно-техническая школа (ДТШ) №1, депо Лобня Московской железной дороги, а также Горьковская, Куйбышевская, Дальневосточная, Свердловская и Западно-Сибирская железные дороги. В целом эмпирическим исследованием было охвачено 604 машиниста и помощника локомотивов, со среднетехническим образованием.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в структуре образа мира выделен образ профессии как составное специфическое динамическое образование. На примере конкретной профессии (машиниста локомотива) выявлена структура образа профессии, механизмы и условия его формирования, критерии успешности его сформированности. Рассмотрены механизмы формирования образа в ходе профессиональной деятельности и профессионального становления, профессиональной идентификации как соотношение образов «Я сам» (представления о самом себе) и «Образ идеал» (представление об идеальном профессионале). Выявлены особенности профессиональной мотивации машинистов локомотива, их индивидуально-типологические характеристики как условия формирования образа профессии специалистов. Определены основания для возможности учета сформированности образной сферы при проведении мероприятий профессионального отбора и психологического сопровождения деятельности работников локомотивных бригад.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что впервые рассматривается место образа профессии в качестве одного из элементов образа мира и входящих в структуру психической регуляции профессиональной деятельности; теоретически обоснованы строение образа профессии, а также механизмы его формирования.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенной методики оценки сформированности образа профессии для прогнозирования соответствия кандидатов выбранной профессии машиниста локомотива, его профессиональной перспективности и надежности.

Определены основания для возможности учета сформированности образной сферы при проведении мероприятий профессионального отбора и психологического сопровождения деятельности работников локомотивных бригад.

Положения, выносимые на защиту.

1. Существует влияние индивидуально-типологических и
социально-психологических характеристик личности на особенности
формирования образа профессии. Оно выражается в различиях
представлений о профессии у специалистов разного уровня
профессионализации и успешности в деятельности:

для молодых специалистов наиболее важным является
наличие позитивного начала в описаниях личности профессионала;

для специалистов высокого уровня профессионализации -
отсутствие негативного начала в описаниях личности профессионала;

для успешных специалистов - характеристики деловых
качества;

для неуспешных специалистов - качества, отражающие
коммуникативные аспекты их профессиональной деятельности.

2. Формирование образа профессии является динамическим
процессом, реализующимся через механизмы профессионального
становления и идентификации образа «Я сам» субъектов с «образом
идеалом» при наличии у работников определенной мотивационной
направленности и соответствующего уровня профессионально важных
качеств.

3. Адекватно сформированный образ профессии является условием
оптимизации процесса профессионального становления специалистов и
должен учитываться в системе психологического обеспечения
профессиональной деятельности работников локомотивных бригад.

Апробация и внедрение результатов исследования. Разработанные в рамках диссертационной работы методические подходы были реализованы в системе психофизиологического обеспечения деятельности работников локомотивных бригад ОАО «Российские железные дороги» (МПС РФ).

Материалы исследований используются в лекциях для психологов в рамках циклов тематического усовершенствования на кафедре транспортной медицины Российской медицинской академии последипломного образования.

Основные положения и результаты исследования были отражены в 9 публикациях и обсуждались на: заседаниях кафедры общей психологии и истории психологии ННОУ «Московский гуманитарный университет», докладывались на VIII Международной конференции «Современные

технологии восстановительной медицины» АСВОМЕД 2005, на IV Международном конгрессе «Медико-экологические проблемы лиц экстремальных профессий» Москва 2005г., на X Международной конференции «Современные технологии восстановительной медицины» АСВОМЕД 2007.

Степень достоверности результатов проведенных исследований
обеспечивается исходными методологическими и теоретическими

позициями, их соотношением с практическими результатами; репрезентативностью выборки испытуемых; использованием совокупности адекватных задачам исследования валидных психодиагностических методик; корректным применением современных методов математической статистики при эмпирической обработке данных; развернутым содержательным анализом выявленных факторов, зависимостей, закономерностей.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключебния, выводов, списка использованной литературы и приложений. Список литературы включает 128 источников, в том числе 116 отечественных и 12 зарубежных. В приложении представлены методические материалы, результаты статистической обработки данных.

Личностные и социально-психологические факторы в формировании образа профессии

Проблема исследования образов является одной из центральных в психологии. Представители разных школ и направлений в отечественной психологии подходили к ее решению с разных сторон. Наиболее четко эта проблема была обозначена в общепсихологической концепции сознания А.Н. Леонтьева. Для классической психологии «долеонтьевского» периода была характерна дихотомия «внешнего» (предметов и процессов внешнего мира) и «внутреннего» (явлений и процессов сознания). В концепции Леонтьева эта дихотомия «снимается» трехчленной системой: «внешняя действительность (материальная, идеальная) - процессы (внешние, внутренние) - образ». Леонтьев считал, что исключение «третьего звена», то есть рассмотрение непосредственного отношения вещи (отражаемой) и мозга (отражающего) невозможно по соображениям методологическим . Психика, в свою очередь, рассматривается Леонтьевым не просто как набор образов, но как процесс, неотторжимый от деятельности. Как особая форма отражения мира, присущая лишь субъекту деятельности, поскольку отражение мира субъектом осуществляется именно посредством деятельности . По Леонтьеву, предметом психологии должна быть именно деятельность, но взятая лишь в одном отношении - в отношении к психическому отражению мира в голове человека. Леонтьев говорил о необходимости различения в психологии «психики как образа и психики как процесса» . В мышлении это -мышление и понятие, в восприятии - воспринимание и образ. Психика, таким образом, представляет собой неразрывное единство психики как процесса (то есть активного отражения мира в различных формах внешней и внутренней деятельности субъекта) и психики как образа (представляющего собой «накопленное движение», «свернутую деятельность», то есть накопленный опыт ориентировки и деятельности субъекта в мире). Единицами анализа психики-образа (сознания-образа) являются выделенные Леонтьевым чувственная ткань, значения и личностные смыслы. Чувственная ткань придает реальность образу мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как нечто, лежащее вне его сознания - как объективное поле его деятельности. Значения представляют собой обобщенный опыт познания действительности посредством предметных действий, передаваемый в своих существенных чертах от поколения к поколению. Личностные смыслы, согласно Леонтьеву, не имеют своего «надиндивидуального» существования и создают пристрастность человеческого сознания. Смыслы находят свою реализацию в значениях. А.Н.Леонтьев подчеркивает, что «природа значения не только в теле знака, но и не в формальных знаковых операциях, не в операциях значения. Она - во всей совокупности человеческой практики, которая в своих идеализированных формах входит в картину мира» . Предметные значения как составляющие образов опосредуют их существование в сознании человека.

В своих работах, посвященных изучению образов А.Н. Леонтьев опирался на философские построения В.И. Ленина, который писал «... ощущение, восприятие, представления и вообще сознание человека принимается за образ объективной реальности» . То есть путь решения проблемы исследования образов, по мнению А.Н. Леонтьева, идет от внешнего объективного мира к ощущению, восприятию, образу . Весь окружающий субъекта мир должен быть открыт, представлен ему определенным образом, т. е. стать для него также целостной психической реальностью. А. Н Леонтьевым неоднократно подчеркивалась вторичность образов мира, представление их как отражений реально существующих предметов и и явлений, а не как реальностей, обладающих самостоятельным существованием. Как пишет А.Н.Леонтьев: «Функция образа - самоотражение мира. Это функция вмешательства природы в самое себя через деятельность субъектов». Образы не являются самостоятельным формированием, в образах отражен объект, - эти тезисы разрабатывались в дальнейшем последователями А.Н.Леонтьева.

Несмотря на некоторые разногласия в теоретических позициях Леонтьева и Рубинштейна, касающиеся в основном взглядов на предмет психологии, Рубинштейн также признавал важную роль изучения психических образов как в теоретическом, так и в прикладном смысле . Подход С.Л. Рубинштейна к проблеме отражения и деятельности базировался на представлении о единстве, или диалектике внешнего и внутреннего, под которыми в первую очередь понимались условия существования и развития человека. Любое воздействие рассматривалось как взаимодействие, в котором эффект внешних причин с необходимостью корректируется внутренними условиями; внутреннее так или иначе обуславливает внешнее. По мнению Рубинштейна отражение, образы действительности не существуют сами по себе, а принадлежат субъекту - реальному практическому существу, поэтому содержание их всегда оказывается пристрастным, психическое идеально, поскольку оно образ вещи, а не сама вещь, ее отражение . В восприятии нам «дан не образ вещи, а сама вещь, как она является субъекту, воспринимающему ее человеку... Хотя воспринимается сама вещь, а не ее образ, восприятие вещи не тождественно с вещью восприятия». Образ - это отражение материи в сознании человека, в его воображении, то есть он не является объективной реальностью и не существует вне сознания Психический образ, как считал Рубинштейн, является и обусловленным и обуславливающим . А.А. Гостев определял мысленный образ «как образ предметов и явлений реальности, переживаемый человеком, как единица содержания сознания в отсутствии соответствующей актуальной стимуляции» .

Основоположники психологии активности Н.А. Бернштейн и П.К. Анохин в своей теории функциональных систем также рассматривали образ как регулирующий механизм формирования действий и целенаправленного поведения . Они считали, что для удовлетворения своих потребностей в условиях постоянного изменения внешней среды организму необходимо ставить перед собой определенные задачи и в своей поведенческой деятельности добиваться достижения намеченного результата. Именно полезный результат является решающим фактором организации поведения и для его достижения в нервной системе формируется группа взаимосвязанных нейронов - функциональная система. Деятельность функциональной системы можно разбить на отдельные последовательные этапы: 1) обработка всех сигналов, поступающих из внешней и внутренней среды организма (афферентный синтез); 2) принятие решения; 3) создание (на основе принятого решения) представления об ожидаемом результате действия, то есть создание образа действия, и формирование конкретной программы действий для достижения этого результата; 4) анализ полученного результата и уточнение программы действий. Можно сказать, что образ действий является важнейшим регулятором человеческой активности.

Основные этапы и направления исследований

Как видно из приведенной Таблицы 1, стаж в должности М на порядок выше, чем у Уч и в 2 раза выше, чем у ПМ. Существенны также возрастные различия исследуемых специалистов. М старше Уч и ПМ на 14 и 9 лет соответственно.

На втором этапе анализировались данные комплексного обследования машинистов и их помощников, проводимого на сети дорог. Использовались материалы, полученные на Горьковской, Куйбышевской, Дальневосточной, Свердловской и Западно-Сибирской железных дорогах. Всего в обследовании приняло участие 428 машинистов и их помощников. В работах многих авторов доказывалось, что удовлетворенность работой и профессией является характеристикой мотивационной направленности личности на профессию. Нами использовались опросники «Удовлетворенность работой» и «Удовлетворенность профессией» предложенные Ядовым В.А., предназначенные для определения уровня вовлеченности обследуемых в профессию машиниста локомотива. Удовлетворенность профессией фиксировалась по согласию (несогласию) с 10 из 15 суждений, относящихся к различным уровням положительных и отрицательных оценок выбранной профессии. Оценки подсчитывались по ключу в 10-балльной шкале.

Выводы об удовлетворенности работой делались на основании оценок по 12 разных аспектов производственной ситуации в 10-балльных шкалах. Стороны работы формулировались как возможности реализовать определенные потребности (например, в продвижении по службе, в заработке, в уважении коллег и т.д.).

Для выявления компонентов структуры личности использовалась методика «Индивидуальный типологический опросник (ИТО)» разработанный Л.Н.Собчик . Методика ИТО позволяет диагностировать индивидуально-типологическую принадлежность и степень адаптированности личности, определить ведущие тенденции, т.е. базисные свойства личности. Типология индивидуальности, выявляемая опросником, базируется на восьми тенденциях: четырех основных (экстраверсия, интроверсия, агрессивность, тревожность) и четырех промежуточных (ригидность, лабильность, сензитивность, спонтанность). Методика представляет собой достаточно лаконичный и простой по содержанию опросник, который легко обрабатывается с помощью специального «ключа-шаблона», после чего выявляются количественные оценки степени выраженности каждого индивидуально-типологического свойства и их сочетаний. Графическое изображение соотношений этих свойств позволяет также понять степень компенсированности «выплеснувшихся» за границу нормы тенденций. Кроме того, приведенная схема позволяет судить о преобладающих социально-психологических тенденциях, а также об индивидуальном когнитивном стиле обследуемого . Опросник отличается от большинства других малым количеством (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, не вызывающих настороженности со стороны испытуемых, а также наличием шкал достоверности, позволяющих судить о надежности полученных результатов. Методика была выбрана еще и потому, что позволяет оценивать те черты личности, которые входят в семантическое пространство методики «Анкета оценки личностных черт». Таким образом, то, что изучалось на первых этапах исследования на уровне бытового сознания, получило возможность оценки посредством психометрической процедуры.

В третьем этапе обследования приняли участие все те М и ПМ, которые проходили обследование на первом и втором этапе исследования. Были сформированы две полярные группы специалистов. В первую вошли М и ПМ успешные в своей профессиональной деятельности - всего 78 человек. Усредненные показатели экспертных оценок их начальников были 4,3 и выше. Во вторую группу вошли М и ПМ не успешные в своей профессиональной деятельности - всего 73 человека. Усредненные показатели экспертных оценок их начальников были 3,7 и ниже.

Для оценки уровня профессиональной успешности и эффективности машинистов и их помощников использовался специально разработанный нами «Опросник мнений экспертов»

Суть метода сводится к получению оценки успешности и эффективности различных сторон профессиональной деятельности на основе учета мнений некоторого числа экспертов, то есть людей, хорошо знающих аттестуемого по совместной работе. Эффективность метода определяется тем, что мнение экспертов, с одной стороны, объективно детерминированно требованиями деятельности, а с другой стороны, формируется на основе собственных представлений об особенностях оценивания успешности трудового процесса. То есть фиксируются наиболее значимые, имеющие непосредственное отношение к производству аспекты деятельности.

При проведении экспертной оценки особенно важным является выделение признаков описания объектов оценивания. Кроме выделения таких признаков, необходимо, чтобы эксперты в своих оценках руководствовались одними и теми же категориями, вкладывали один и тот же смысл в понятия. Разработка признаков описания объектов оценивания проводилась путем выявления значимых качеств, исходя из представлений специалистов о важных аспектах профессиональной деятельности работников локомотивных бригад, а также на основании профессиограммы деятельности работников локомотивных бригад. При этом использовались специальные процедуры опроса специалистов, представляющие собой различные виды неструктурированного интервью. Суть интервью сводилась к опросу опытных работников о значимых сторонах их работы и уточнению полученных ответов. С помощью опросника оценивались: надежность в плане безопасности движения; техническая грамотность и подготовка; управление локомотивом; эмоциональная устойчивость; социабельность и коммуникативность (оценка производилась по 5-балльной шкале).

Динамика индивидуально-типологических особенностей личности и образа профессии в процессе обучения специалистов

В таблице 18 приведены 10 основных позитивных качеств, характеризующих реальных специалистов (образ «Я сам»), различающихся по уровню удовлетворенности профессиональной деятельностью. Представления о себе как о специалистах у машинистов этих двух групп различаются как по качественным (выбор характеристик), так и по количественным показателям (высота оценок). Качественные различия в самоописаниях (Я сам) между удовлетворенными и не удовлетворенными работой специалистами аналогичны различиям в описаниях «Образа-идеала».

Машинисты, удовлетворенные работой, основной упор в представлениях о себе как профессионале делают на деловые характеристики (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие). Работники не удовлетворенные своей профессиональной деятельностью считают наиболее ценными своими качествами те, которые характеризуют их как людей «приятных в общении» (доброжелательность, надежность, самостоятельность), то есть для них актуальной является, прежде всего, сфера межличностного общения, которая, скорее всего, может развиваться в процессе их профессиональной деятельности, профессионального общения как компенсация неуспешности. Уровень оценок у специалистов удовлетворенных работой значительно выше, чем у специалистов не удовлетворенных работой (средние баллы по позитивным качествам составляют 8,9 и 7,4 балла соответственно). Это так же подтверждает представление о несформированности типажа-стереотипа у НУРМ. Таблица 19. Полярные негативные качества по группам специалистов с различным уровнем профессиональной удовлетворенности (образ «Я сам»).

В таблице 19 приведены качества, которые машинисты считают негативными у себя. При качественном анализе этих характеристик, обращает на себя внимание тот факт, что у удовлетворенных работой машинистов наборы этих негативных характеристик практически совпадают, тогда как не удовлетворенные работой машинисты выделяют значительно больше (почти в 2 раза) характеристик в образе «Я сам» в отличие от «Образа-идеала», то есть они считают себя не агрессивными, не замкнутыми, кроме того, у них отсутствуют такие негативные качества как тщеславие, фанатичность, формализм (то есть те качества, которые препятствуют установлению эффективных межличностных контактов).

Таким образом, обобщая образ реального человека не удовлетворенного своей работой, формируемый как выбираемыми позитивными, так и отвергаемыми негативными характеристиками, мы видим человека, нацеленного, прежде всего на межличностное общение, в то время как специалисты, удовлетворенные работой ориентированы, прежде всего, на деловые контакты и профессиональную деятельность. По видимому те люди, которые по каким-либо причинам не справляются с выполнением профессиональных обязанностей ищут компенсацию своей неуспешности прежде всего в общении. То есть, можно сказать, что в структуре профессиональной мотивации НУРМ присутствует, так называемая, вторичная замещающая мотивация. НУРМ УРМ совпадающие представлен ия Пне совпадающие представлен ия совпадающие представлен я не совпадающие представлени я Рисунок 9. Совпадения в представлениях «Образ-идеал» и «Я сам» у НУРМ и УРМ (в %).

Анализ позитивных качеств, выбираемых удовлетворенными и не удовлетворенными своей профессиональной деятельностью специалистами по категориям «Образ-идеал» и образ «Я сам», показал, что совпадение представлений об эталонном образе профессионала («Образе-идеале» с представлением о себе самом (образ «Я сам»), приведенные на рисунке 9, у удовлетворенных работой машинистов совпадают на 60%, в то время как у не удовлетворенных - только на 30%. Различия являются статистически значимыми по критерию Фишера (1,64 при р 0,05).

Сравнение перечней полярных групп «позитивных» и «негативных» качеств у разных категорий работников (УРМ и НУРМ) свидетельствует о наличии существенных различий качественного и количественного (оцениваемого по средним баллам) составов этих перечней.

Для УРМ перечень своих «негативных» качеств и «негативных» качеств «Образа-идеала» практически совпадают. У НУРМ, оценивающих себя, перечень «качеств-препятствий» почти в два раза длиннее по сравнению с «Образом-идеалом». Этот факт уточняет тезис о несформированности, нечеткости типажа-стереотипа и более слабой регулирующей роли этого психического образования в профессиональном становлении и деятельности НУРМ.

Таким образом, сравнение НУРМ и УРМ позволило выявить три принципиальных отличия этих категорий работников, дающих возможность выдвигать предположения для их дальнейшей проверки и установления причин низкой удовлетворенности работой машинистов.

Профессиональная мотивация как психологическое условие формирования образа профессии

Вынужденная замкнутость социально-производственной среды. Это связано с длительным взаимодействием в составе диадической группы при дефиците рабочего пространства.

Утомление зрительного анализатора за счет выполнения управляющих функций слежения за информационным полем приборной доски, обстановкой вне кабины, внешнего визуального контроля за состоянием подвижного состава.

Сложный алгоритм деятельности. Факторы, перечисленные выше, в свою очередь, предъявляют определенные требования к профессионально важным качествам машинистов и их помощников, Все многообразие профессионально важных качеств объединяются в блоки: физических, психофизиологических, интеллектуальных, характерологических и мотивационно-личностных профессионально важных качеств [ПО].

1. К физическим ПВК относится определенный уровень психосоматического здоровья, устойчивость к неблагоприятным факторам поездной деятельности, нормальное развитие и функционирование систем анализаторов. Эти качества оцениваются врачебно-экспертной комиссией.

2. К психофизиологическим ПВК относятся способность к высоким сенсорным нагрузкам, устойчивость к монотонии, готовность к экстренным действиям, эмоциональная устойчивость, тип нервной системы (как частный показатель -скорость протекания нервных процессов. В нашем исследовании такими качествами являются позитивные характеристики выносливость, работоспособность, спокойствие, а также негативная характеристика возбудимость.

3. К интеллектуальным (когнитивным) ПВК относятся способность к постоянному прогнозированию дорожной обстановки, сосредоточенное интенсивное и устойчивое внимание, хорошо развитая оперативная и долговременная память, высокоразвитые интенсивные характеристики сенсорных процессов (восприятие и ощущение). В нашем исследовании такими качествами являются бдительность, внимательность, сообразительность

4. К характерологическим ПВК относится достаточная коммуникабельность, дисциплинированность, выдержка, самообладание, инициативность, организованность. В нашем исследовании такими качествами являются позитивные характеристики ответственность, дисциплинированность, авторитетность, аккуратность, порядочность, негативные -замкнутость, формализм.

5. К мотивационным ПВК относятся высокая направленность на успешное выполнение деятельности, адекватная амбициозность, нацеленность на карьерный рост и повышение квалификации (достаточный уровень мотивации профессионального самосовершенствования). В нашем исследовании выявлена структура профессиональной мотивации работников локомотивных бригад, доказана взаимосвязь мотивации и успешности выполнения профессиональных задач.

Таким образом, профессиографическая проверка адекватности перечня профессионально важных качеств, доказала эффективность «Анкеты оценки личностных черт» как методического инструментария, позволяющего составлять психограмму. Разработка новых подходов к оценке кандидатов имеет в настоящее время особую актуальность, так как основы профессионального психофизиологического отбора в нашей стране закладывались почти 80 лет назад и в их основе лежат, в основном, рефлексологические теории. Так, система профессионального психофизиологического отбора на железнодорожном транспорте построена на оценке, прежде всего, показателей сенсомоторных реакций (методики «ГЭД», «РДО», «ПЗМР» и т.п.). Однако для сравнения, в индустриальных странах Запада при оценке профессиональной пригодности и проведении профессионального психофизиологического отбора акцент делается на когнитивных качествах, основанных на способности человека к осуществлению вербальных и образных преобразований, характерологических особенностях личности и мотивационной составляющей выбора профессии. Все эти компоненты, на наш взгляд, отражены в семантическом пространстве образа профессии. Поэтому использование «Анкеты...», позволяет прогнозировать не только соответствие кандидата выбранной профессии, но и его профессиональную перспективность, а также в долгосрочном прогнозе, и надежность. В то же время возникает проблема, связанная с недостаточным удобством в проведении тестирования с помощью «Анкеты..». Эта проблема снимается возможностью заменить «Анкету...» достаточно удобной и компактной методикой ИТО и опросником удовлетворенности работой, так как результаты выполнения методики ИТО и опросника удовлетворенности работой согласуются с данными, полученными с помощью «Анкеты..», что вытекает из наших исследований.

Понимание степени выраженности характерологических качеств личности и особенностей профессиональной мотивации как важных компонентов оценки перспективности выбранного кандидатами профессионального пути, с одной стороны, и эффективности профессиональной деятельности машинистов, с другой, предполагает включение соответствующих методик в следующие мероприятия, направленные на психофизиологическое обеспечение работников локомотивных бригад: - формирование целостной системы специализированной профориентации на профессию машиниста локомотива; - проведение первоначальной и регулярной, при каждой переаттестации и изменении условий деятельности, диагностики у машинистов локомотивов выраженности характерологических особенностей личности и мотивационной составляющей направленности на профессию; - индивидуальная психологическая коррекция на основе результатов диагностики выраженности характерологических особенностей личности и мотивационной составляющей направленности на профессию.

Качество представлений у разных людей может различаться весьма сильно. При этом нет людей с "просто хорошим" или "просто плохим" представлением. Индивидуальные различия проявляются в отдельных модальностях:

Зрительной,

Слуховой,

Тактильно-кинестетической.

Таким образом, есть люди с хорошо/плохо развитым зрительным представлением, хорошо/плохо развитым слуховым представлением, хорошо/плохо развитым тактильно-кинестетическим представлением.

Данные индивидуальные различия имеют два основные фактора:

Врожденные задатки,

Приобретенные способности.

Как правило, люди с хорошо развитым тем или иным анализатором (зрительным, слуховым или тактильно-кинестетическим) имеют соответственно качественно развитый психический процесс представления. Биологическая развитость анализатора имеет в основном врожденные корни.

Представление довольно неплохо тренируется. Так люди, профессионально занимающиеся дизайном или 3d-моделированием, постепенно тренируют у себя зрительное представление. Актеры или звукорежиссеры - слуховое представление. Спортсмены или рабочие - тактильно-кинестетическое представление.

Трудно переоценить ту роль, которую играют в жизни человека хорошо или плохо развитые представления, тех или иных модальностей. Гениальные или просто талантливые в чем-то люди почти всегда обладают весьма качественным процессом представления.

Помимо способностей представления влияют на жизненный стиль человека. Человек с хорошо развитым зрительным представлением предпочитает в своем сознании в большей степени оперировать зрительными образами. Собираясь в магазин, например, он представляет зрительно те продукты, которые предстоит купить. Человек с хорошо развитым слуховым представлением в своем сознании в большей степени опирается на звук, в том числе и на слова. Собираясь в магазин, он запоминает названия продуктов, которые предстоит купить. Человек с хорошо развитым тактильно-кинестетическим представлением в большей степени опирается в своем сознании на образы собственных движений, представление ощущений. Собираясь в магазин, он представляет собственные движения (как он ходит, как берет продукты и кладет в свою корзину, что ощущает).

Разумеется, есть люди, у которых одинаково хорошо развито представление двух или даже трех модальностей. Такие люди, собираясь в магазин, например, представляют и зрительные образы продуктов, и заучивают их названия. Такие люди, кроме того, обычно обладают еще и превосходной памятью. Также есть люди, у которых одинаково плохо развиты представления всех модальностей. Они не привыкли доверять своей памяти, всё более-менее важное они записывают, фотографируют.

В практической психологии распространено деление людей на четыре типа:

Люди с преобладанием зрительных,

Слуховых,

Тактильно-кинестетических представлений,

Люди с представлениями смешанного типа.

Это несколько упрощенное представление, потому что не отражены, например, случаи, когда одинаково хорошо развиты слуховые и тактильно-кинестетические представления, а зрительные при этом развиты значительно хуже. Однако такая упрощенная классификация бывает удобна в практических целях, для понимания поведения других людей, проектирования некоторых социальных проектов.

Например, человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным. Другой человек, у которого преобладают представления слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа. Третий человек, с преобладанием представлений тактильно-кинестетического типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Как правило, с возрастом индивидуальные различия людей в области представления увеличиваются. В основном это связано с тем, что на качество и характер представления большое влияние оказывает деятельность. В школьные годы дети учатся по стандартной образовательной программе, выполняя при этом один и тот же набор действий. Некоторые дети посещают музыкальные или художественные школы, кружки или секции. Но основная их деятельность - типовая. Эта деятельность сглаживает индивидуальные различия в представлении.

Тем не менее, постепенно ребенок начинает проявлять свои таланты. Кто-то занимается техническим творчеством, кто-то рисует, кто-то сочиняет стихи или песни, кто-то занимается спортом и т.д. Так или иначе способность к представлению влияет на выбор осваиваемой профессии. В последующем процессе профессиональной деятельности индивидуальные различия усугубляются.

Развитие способности к представлению в той или иной модальности - это, безусловно, адаптивный механизм, заложенный в нашу психику природой. Выполняя ту или иную деятельность, мозг адаптируется к ней, постепенно повышая качество и эффективность работы. Начинающему художнику может потребоваться, допустим, пятьдесят взглядов для того, чтобы в деталях запомнить внешность другого человека. Ему же, но уже более опытному, для этого может потребоваться только пять взглядов.

Нет поэтому большого смысла в том, чтобы подстраивать свой образ жизни, деятельность под индивидуальные различия в представлении (таким образом ставя "телегу впереди лошади"). В практической психологии и педагогике иногда можно услышать новаторские предложения по тому, как улучшить обучение детей: их надо делить на группы (дети-визуалы, дети-аудиалы, дети-кинестетики), а потом учить, опираясь на "сильную модальность". На уроках физики, например, визуалам показывать больше плакатов или наглядных опытов; аудиалам - много рассказывать или даже давать запоминать законы Ньютона в стихах; кинестетики не должны сидеть на месте, они могут своими телами изображать столкновение шариков или течение воды по трубам.

Нелепость таких идей очевидна. Если ребенок обладает прекрасно развитым слуховым представлением и памятью, если он может с первого прочтения запомнить "Евгения Онегина", то он сможет и с первого раза запомнить все законы физики. И для этого совсем не обязательно представлять их талантливому аудиалу в стихотворной форме. Ребенок запомнит всё слово в слово, запомнит интонации учителя, когда он декламировал законы Ньютона, но только сами эти законы он нисколько не поймет.

Значительно лучшая идея здесь - представлять материал в более удобной и понятной форме. Действительно, многие учителя слишком злоупотребляют словесными рассуждениями. Где-то, безусловно, лучше один раз показать, чем сто - рассказать.

Люди обладают способностью пользоваться любым видом представлений. Любой человек должен уметь правильно пользоваться представлениями любых типов, поскольку выполнение определенной задачи, например овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного использования представлений определенного типа. Поэтому представления целесообразно развивать.

В отношении представлений имеется интересный парадокс. С одной стороны, в психической жизни ребенка-дошкольника представления играют исключительно важную роль. Большинство проводимых исследований показало, что дошкольник, как правило, мыслит наглядно, образами. В играх и других видах деятельности ребенок постоянно опирается на представления, учится обращаться с ними. С другой стороны, у ребенка представления значительно менее яркие, чем у взрослого. Возможно, ребенок относится к своим представлениям более эмоционально, чем взрослый, но речь здесь ведется не об этом, а о качестве представления, яркости, детальности и проработанности представляемых образов. Данный парадокс говорит о том, что в процессе онтогенеза человека происходит развитие представлений.

Показано экспериментально, что яркость и точность представлений возрастают довольно скоро под влиянием упражнений. В одном эксперименте требовалось сравнить два звука, отделенных друг от друга промежутком в 20-30 секунд. Начинающим испытуемым эта задача оказалась почти невыполнимой, так как к моменту появления второго звука образ первого уже исчезал или становился настолько тусклым и неясным, что не допускало точного сравнения. Затем, однако, постепенно, в результате упражнений, образы становятся ярче, точнее и задача оказывалась вполне выполнимой.

В экспериментах подобного рода не было выявлено, что развитие представления одной модальности может сколько-нибудь оказывать влияния на развитие представления в другой модальности.

Было замечено, что большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка - слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе непосредственного звукового контакта с другими носителями языка. Иностранный же язык, в типичном случае, изучаем по книгам. В результате представления иностранных слов формируются в виде зрительных образов. Они как бы "застревают" в этой модальности, что значительно усложняет восприятие и изучение чужого языка. Поскольку родной язык мы начинаем изучать сначала аудиально, то и для иностранного было бы хорошей идеей сначала ограничиться звуковым контактом, избегая зрительного материала. Потом, когда звуковая основа языка освоена, можно переходить к учебе по учебникам и пособиям.

Как и другие так называемые познавательные психические процессы, представление может быть непроизвольным и произвольным. В подавляющем большинстве жизненных ситуаций представление происходит непроизвольно. Мы собираемся пойти помыть руки - сам собой возникает перед внутренним взором образ раковины и мыла, также мы можем представить как звучит журчание воды или ощущение теплой воды на руках. По телефону звонит разгневанный шеф - автоматически представляем как он сейчас дрожит от гнева или раздраженно машет свободной рукой.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Краткое содержание

Общая характеристика, свойства и функции представлений. Психологическая сущность представ­лений. Свойства наглядности, фрагментарности, неус­тойчивости и обобщенности представлений. Сиг­нальная, регулирующая и настроечная функции пред­ставления.

Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов.

Виды представлений и их характеристика. Ос­нования для классификации представлений. Харак­теристика зрительных, слуховых, двигательных и про­странственных представлений. Произвольные и не­произвольные представления. Представления памя­ти и воображения.

Индивидуальные особенности представлений. Понятие ведущего вида представления. Развитие пред­ставлений.

      Общая характеристика, свойства и функции представлений

3.1.1 Сущность представлений

Представление - это психический процесс отра­жения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственно­наглядные образы которых сохранились благодаря егопредшествующему перцептивному опыту. Представ­ление вносит существенный вклад в общий познава­тельный процесс. Оно, в частности:

позволяет обходиться без многократного непосред­ственного контакта (встречи) с объектом, когда в оче­редной раз его образ будет востребован для актив­ных с ним действий;

обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;

формирует априорное (доопытное) отношение инди­вида к воспринимаемому объекту (по словам Леонар­до да Винчи, «ничто нельзя ни любить, ни ненавидеть, прежде чем не получишь об этом ясного представле­ния»).

Представления есть продукт многофакторный, за­висящий от индивидуальных особенностей человека, предназначения формируемого образа и т.д.

Представлениям присущи следующие основные свойства.

Наглядность. Человек представляет образ когда- то воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. Воспроизведение образов объектов, имеющее место при представлении, чаще всего связано с поте­рей ряда их опознавательных признаков, с «размыто­стью» очертаний. В этой связи наглядность представ­лений беднее наглядности восприятия, обеспечиваю­щего отражение объектов в данный момент.

Фрагментарность. Представление объекта всегда связано с неравномерностью воспроизведения различ­ных его частей. Более четко воспроизводятся те из них, которые в предыдущем перцептивном опыте ока­зывались под большим вниманием человека в связи с их значимостью или привлекательностью.

Неустойчивость. Воспроизведенный в данный момент времени образ объекта в целом (или его ча­стей) можно удерживать в сознании лишь в течениекороткого времени. Образ будет «уплывать», и при очередной попытке воспроизведения отчетливо бу­дут отражаться лишь детали.

Обобщенность. Какова бы ни была история пред­шествующего перцептивного опыта, воспроизведен­ный образ каждый раз включает в себя наиболее ин­формативные (по каким-то критериям) признаки, со­ставляющие сущность объекта. Именно поэтому воз­ник термин обобщенные представления.

Как познавательному процессу представлению присущи следующие функции.

Сигнальная функция состоит в выработке сигна­лов, касающихся тех свойств представляемого объек­та, которые могут быть использованы в реальной дея­тельности человека. Суть в том, что воспроизведение образа объекта не ограничено только наглядным его представлением. Оно сопровождается различными сведениями об этом объекте (например, его вкусовы­ми качествами, возможностью практического исполь­зования в конкретных ситуациях и т.д.). Эта допол­нительная информация играет роль сигналов, влияю­щих на деятельность человека или ее структурные элементы.

По мнению И. Павлова, представления возникают часто по схеме, аналогичной появлению условных реф­лексов. Другими словами, представления являются первыми сигналами, диктующими активность чело­века в целом. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу. Чинов­ник, опаздывающий на деловое совещание, почти ав­томатически ускорит шаг, если представит недоволь­ное лицо своего начальника.

Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые требуются именно в данных условиях для эффективного вы­полнения каких-то действий. Так, если представле­ние «рисует» картину преодоления какого-то препят­ствия, которое может возникнуть на пути движения, то в представляемом образе препятствия человек бу­дет искать то, что поможет ему решить данную задачу (обходные пути, веревку, лестницу и т.п.). Примером прагматического использования этой функции может служить анонимное применение лечащими врачами плацебо (препарата, не имеющего лекарственной цен­ности) для целенаправленной подмены реального фармакологического действия препарата психологи­ческой реакцией пациента, у которого в представле­нии формируется образ исцеляющего употребления реального лекарственного средства.

В аутотренинге за счет формирования образов представления (самовнушение) удается снимать пси­хическую напряженность, болевые ощущения, управ­лять сердечным ритмом. Все это основано на влия­нии представления на органические процессы чело­века. Образы будущего желаемого состояния, возни­кающие в представлении, через подсознание управля­ют самочувствием.

Настроечная функция способствует формирова­нию программы действий, заданной параметрами те­кущей или предстоящей ситуации. Так, воспроизве­денный двигательный образ подготавливает (настра­ивает) на реализацию соответствующих движений. Человек, который намерен заготовить дрова, во-пер­вых, выберет для этого топор или колун, но не моло­ток или рубанок. Во-вторых, он уже мысленно «ожи­вил» те движения, которые ему придется выполнить, подготовив себя к этой процедуре.

Влиянию представления непосредственно подвер­жены двигательные акты. Например, стоит предста­вить себе, что груз, подвешенный на нитке и удержи­ваемый на вытянутой руке, вращается по часовой стрелке, как тот действительно через некоторое вре­мя начнет совершать такие движения. Подобные яв­ления носят название идеомоторных актов (греч. idea - идея, образ; лат. motor - движение, действие). Сущность идеомоторных актов заключается в транс­формации представления о движении мышц в ре­альное выполнение этого движения. Другими слова­ми, сама мысль о конкретном движении сопровожда­ется едва заметным реальным движением рук, глаз, головы или тела.

Ранее считалось, что идеомоторные акты являют­ся исключительно непроизвольными, скрытыми от сознания совершающего их индивида. Современные взгляды допускают существование осознаваемых дви­жений, сопровождающих процесс представления.

Физиологический механизм идеомоторики объяс­няют по-разному. Согласно И. Павлову, ведущая роль здесь принадлежит эффекторным импульсам, посту­пающим от определенных клеток коры головного мозга. Другое объяснение связано с положением о кольцевой регуляции движений, выдвинутым Н. Берн­штейном. В соответствии с этим положением веду­щую роль в идеомоторике играют сигналы обратной связи, поступающие от органов движения.

Феномен идеомоторных актов часто «эксплуати­руют» в своих выступлениях на сцене различного рода фокусники, экстрасенсы. Обладая повышенной чув­ствительностью к незаметным для внешнего наблю­дателя микродвижениям мышц при идеомоторных актах, они часто могут угадывать задуманное другим человеком, приводя в восторг зрителей. В процессах делового и межличностного общения идеомоторные реакции, вызванные представлением собеседника, ис­пользуются для оценки его эмоционального состоя­ния.

        Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов

Образы представлений следует отличать от «род­ственных» первичных им образов памяти и персе­верирующих образов.

Первичные образы памяти - это образы объек­тов, возникающие сразу за процессом восприятия. Их характерные особенности заключаются в том, что они:

появляются по принципу «только сейчас и здесь»;

кратковременны (их «продолжительность жизни» со­ставляет секунды);

имеют большие наглядность, четкость и яркость, чем образы представления;

являются точными копиями воспринимаемого объек­та, не содержащими обобщений;

зависят от степени концентрации внимания на вос­принимаемый объект.

Таким образом, они отличаются от представлений динамикой появления и скоростью исчезновения.

Так, если выглянуть в окно, зафиксировать на одну-две секунды взглядом какой-нибудь объект, по­том закрыть глаза и представить его себе, то началь­ная четкость образа быстро угаснет.

Персеверируюгцие образы - это образы, возника­ющие в сознании после продолжительного и (или) сильного эмоционального восприятия объектов и со­храняющие яркость и четкость в течение многих ча­сов или даже суток. Например, после посещения кон­церта еще долго удерживается в памяти услышанная и очень понравившаяся мелодия или зачастую при отходе ко сну непроизвольно возникают зритель­ные образы эмоционально пережитых ситуаций или длительного восприятия однородных объектов (образпостроенного изящного крыльца, цветочный «ковер» на лугу, картины найденных грибов в лесу и др.).

Персеверирующие образы, в отличие от образов представления, являются как бы точной копией сво­их объектов без элементов обобщения. Это объясня­ется значительной интенсивностью эмоциональных переживаний, сопровождающих их отражение в со­знании. Кроме того, они появляются непроизвольно, сами по себе.

Характерным отличием образов представления от других образов, формируемых психикой человека, яв­ляется тот факт, что в них находятся в единстве чув­ственное восприятие объекта и его смысловое содер­жание.

      Виды представлений и их характеристика

В качестве оснований для классификации пред­ставлений выбирают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степень обобщенно­сти образов; степень волевых усилий; степень зна­ний индивида воспроизводимого объекта (информи­рованность индивида); продолжительность сохране­ния образов и др. (рис. 3.1).

Зрительные представления воспроизводят пара­метры объекта (форму, габариты, цвет). Вместе с тем в зрительных представлениях образ воспроизводимого объекта обычно отражает какой-нибудь один параметр объекта. В большей мере это определяется тем, какое отношение имеют воспроизводимые образы к посто­янным занятиям индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры привлека­ют больше, чем его спутника, не имеющего непосред­ственного отношения к градостроению.

Рис. 3.1. Классификация представлений по различным основаниям

Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество этих образов также обусловлено характером профес­сиональной деятельности.

Двигательные представления всегда сопровожда­ются своеобразным «эхо»: представление индивида о движении какой-либо части его тела вызывает со­кращение соответствующей группы мышц. Экспери­ментально показано, что если каким-то образом ней­трализовать такие мышечные сокращения, то и пред­ставления становятся невозможными. Подобная кар­тина наблюдается и в отношении речи: стоит пред­ставить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в по­лости рта. Все это подтверждает тесную взаимосвязь между различными видами представлений, ощуще­ний и восприятия.

Единичные и общие представления различаются объемом наблюдений, позволивших их сформировать. Можно иметь общее представление о парке автома­шин различных марок, имеющихся в стране, по мате­риалам прессы, а можно иметь представление лишь об автомашине одной (наиболее привлекательной для данного человека) марки по целенаправленным на­блюдениям.

Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается пред­ставить будущую ситуацию на основе имеющейся ап­риорной информации о составе участников, их инте­ресах, помещении, где должна состояться эта встреча, и т.п. Эмоциональные переживания послужат непро­извольным стимулом для появления образа представ­лений состоявшейся встречи (например, при отходе к ночному сну помимо желания человека).

Представления памяти возникают на основе не­посредственного восприятия объекта в прошлом и извлечения его образа из оперативной, кратковремен­ной или долговременной памяти. Так, образ друга дет­ства, с которым человек не встречался два десятка лет, формируется на основе сохранившихся фрагмен­тов образа, извлекаемого из долговременной зритель­ной памяти.

Представления воображения формируют образ объекта, который не встречался в жизненном опыте индивида, но может быть сформирован на основе при­влечения косвенной информации и ее творческой переработки. Например, человек никогда не находил­ся в космосе, но фильмы о полетах космонавтов, ихрассказы могут оказать помощь в формировании у него представления о невесомости.

Иногда выделяют представления по тому, к како­му периоду времени представление относится - к прошлому, настоящему или будущему. Соответствен­но и представления делятся на ретроспективные, актуальные и направленные в будущее.

      Индивидуальные особенности представлений

Индивидуальные особенности представлений про­являются в преобладании какого-либо вида представ­ления, которым люди обычно пользуются при вос­произведении образов объектов. Как правило, чело­век не задумывается над тем, какой вид представле­ний является у него ведущим. Между тем информи­рованность об этом может оказать существенную по­мощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, для вза­имопонимания делового партнера и др. Так, если ве­дущим видом представлений у индивида являются:

слуховые, то воспроизводимый образ объекта всплы­вает в его сознании преимущественно в виде звуча­ния слов (при подготовке к экзамену по общей пси­хологии «студенту-аудиалисту» существенную помощь окажут возникающие звуковые образы представле­ний, фрагментов лекций, воспроизводимых на основе голоса лектора);

зрительные, то при воспроизведении образа объекта к нему на помощь приходят наглядные картины (го­товясь к ответу на зачете, студент представляет себе целые фрагменты страниц своего конспекта или учеб­ника с текстом прочитанного ранее материала);

двигательные, то, стараясь запомнить или воспроизве­сти объект, индивид подключает какие-либо двига­

тельные акты: мысленное проговаривание, кинестети­ческие действия и др.

У человека может быть и несколько ведущих видов представлений.

Динамика представлений в онтогенезе человека еще не изучена в достаточной степени, но к настоя­щему времени накоплен достаточно большой объем экспериментальных данных. Вот некоторые из них:

в полтора года появляются первые представления (именно этот возраст зафиксирован при поиске отве­та на вопрос, к какому возрасту относятся первые воспоминания из жизни);

к двум годам быстро развиваются слухо-двигатель- ные и речевые представления, обеспечивающие быст­рое освоение речи;

к 5-6 годам развитие получает свойство наглядности представлений (ребенок познает мир больше через наглядные образы).

Представления можно развивать. Однако в этом процессе приоритет не должен отдаваться «силовым» приемам, связанным исключительно с волевыми уси­лиями. Развитию представлений в какой-либо облас­ти должно предшествовать кропотливое накопление соответствующей перцептивной информации. Нельзя, например, вызвать представление о возможной при­чине неисправности мотора автомашины, если чело­век никогда не изучал устройство и принцип дей­ствия двигателя.

Проверьте свои знания

Определение представления как психического познаватель­ного процесса.

Основные свойства представлений, их сущность.

В чем сущность сигнальной функции представления?

Роль регулирующей и настроечной функций представле­ний в познавательных процессах.

Первичные образы памяти, чем они отличаются от пред­ставлений.

Персеверирующие образы, их соотношение с образами представлений.

Назовите основания для классификации представлений.

Дайте краткую характеристику зрительных, слуховых и двигательных представлений.

В чем отличия представлений памяти от представлений воображения?

Что означает понятие «ведущий» вид представления?

Можно ли развивать представления?

Ключевые понятия темы

Представление, наглядность, фрагментарность, неустойчи­вость, обобщенность, сигнальная функция, регулирующая фун­кция, настроечная функция, первичный образ памяти, персеве- рирующий образ, виды представлений, слуховые, зрительные и двигательные представления, пространственные представле­ния, единичные и общие представления, произвольные и не­произвольные представления, представления памяти, представ­ления воображения, развитие представлений, ведущий вид пред­ставлений.

Литература

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологи­ческие сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.,

Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.

Каравдашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учеб. пособие. Мн., 1987.

Козубовский В. М. Общая психология: Конспект лекций. Мн., 2001.

Кремень М. А. Образ полета при обучении курсантов. М.,

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведе­ния: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983. Т. 1.

Линдсней П., Норман Д. Переработка информации у чело­века: Введение в психологию. М., 1974.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.

Психология: Курс лекций. В 2 ч. / Под общ. ред. И. А. Фур­манова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. Мн., 2002. Ч. 1.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Представление и его виды.

Представление. На основе ощущения и восприятия возникает более сложная форма чувственного отражения - представление .

Представление – познавательный психический процесс опосредованного воспроизведения образов из памяти.

Представление - вторичный чувственный образ предмета, который в данный момент не действует на органы чувств, но действовал в прошлом (Ломов).

Представления можно рассматривать как переходное звено между чувственным образом (ощущением, восприятием) и абстрактным мышлением.

В зависимости от уровня бодрствования и характеристик деятельности представления, с одной стороны, включаются в память, воображение, мышление (его образные формы), с другой стороны, создают образы сновидения.

Модальность представлений.

Именно модальность представлений позволяет отнести их к чувственным образам, хотя и вторичным. Преобладание той или иной модальности в представлениях у конкретного человека можно определить с помощью теста Бетса. Для этого человеку нужно предложить представить себе перечисленные ниже образы и оценить по 5-балльной шкале степень их живости:

Цвет родного дома;

Звук кипящего чайника;

«ощущение» песка при лежании на нем;

Телесные ощущения при ходьбе по лестнице;

Вкус апельсина;

Запах леса (моря);

Ощущение больного горла.

К комплексным представлениям относятся идеомоторные, вербальные, мышечно-двигательные и т.п.

Индивидуальные особенности представлений.

Общим для всех представлений является то, что предмета или явления уже нет, а отражение их продолжает развиваться. Течение представлений развертывается во «внутреннем пространстве, никогда не выносится наружу. Этим отличается представление от галлюцинаций, «когда внутренний образ "выводится наружу", помещается во внешнем пространстве и становится навязчивой устрашающей силой» (Ананьев).

Если образ восприятия непосредственный и сиюминутный, то образ представления опосредованный, а следовательно менее яркий.

В представлениях сохраняется преобладающий цвет предмета, его контуры и форма, относительная величина и местоположение. Вместе с тем с переходом от восприятия к представлению часть информации исчезает, теряется. Происходит схематизация образа - одни признаки объекта подчеркиваются и усиливаются, другие затушевываются и редуцируются.

Как правило, сохраняются конструктивные точки, которые являются более информативными.

Образ представления может быть неполным, изменяется величина предметов, форма воспринимается обобщенно, без деталей. Цвет становится менее насыщенным, исчезают оттенки, цвет сдвигается к основным тонам или заменяется ахроматическим. В представлениях предмет как бы отрывается от фона и может быть воспроизведен либо без него, либо на измененном фоне.

Что нового появляется в представлении?

Этим новым является:

Большая обобщенность представления по сравнению с восприятием, т.е. отражаются самые общие свойства;

Отвлечение от частностей объекта и его окружения, абстрагирование;

Например, врач много раз видел больного в разных состояниях и ситуациях, и из этой массы восприятий складывается обобщенный образ данного человека и его болезни, в котором сохраняются наиболее типичные, устойчивые, повторяющиеся признаки, отсеивается случайное, лишнее, формируется образ - представление о картине болезни и личности больного.

В формировании образов представлений большое значение имеют изменения, происходящие в периферических звеньях анализаторов. Эти изменения аналогичны тем, которые происходят в процессе восприятия.

При зрительных представлениях происходят слабые сокращения глазных мышц, при осязательных и кинестетических представлениях - микродвижения соответствующих мышечных групп (идеомоторный акт). На этой основе строится система так называемой идеомоторной тренировки. Прием, который широко используется в спорте, когда спортсмен многократно мысленно «проигрывает» трудновыполнимое движение, что обеспечивает впоследствии большую легкость его реального исполнения. Этот прием может быть использован при подготовке к любой трудной деятельности. Например, многократное мысленное «проигрывание» необходимой последовательности действий хирурга при подготовке к сложной операции.

Таким образом, представления, являясь наглядными, чувственными образами, в то же время содержат в себе элементы абстракции и обобщения, обозначая тем самым переход от ощущения к мышлению, от чувственного познания к логическому.

Пространственно-временные характеристики представлений:

а) панорамность, которая заключается в том, что воспроизводимые в представлении объекты или сцены по их охвату могут превосходить объем поля восприятия, например, мы можем представить себе комнату вместе с предметами целиком, хотя воспринимаем всегда только ее часть;

б) отделенность фигуры от фона: в представлении фигура может существовать отдельно от фона и наоборот;

в) неточность воспроизведения размеров объекта, числа его элементов, а также его схематизация;

г) искажение длительности временных интервалов: чем более заполнен событиями реальный отрезок времени, тем более длительным он представляется.

Интенсивность представлений.

У подавляющего большинства людей представления гораздо менее яркие, чем образы, возникающие при непосредственном восприятии объектов и ситуаций. Встречаются, однако, люди с очень яркими, насыщенными представлениями, например люди с эйдетической памятью.

Фрагментарность. Эта характеристика говорит о том, что в представляемом образе объекта, как правило, отсутствуют какие-то его стороны, части или черты.

Неустойчивость. Образ объекта в представлении обладает своеобразной текучестью, он как бы мерцает, постоянно слегка меняя свою форму и окраску.

Обобщенность. Обобщенность представления является одной из наиболее важных его характеристик. Уже на уровне представления при создании вторичного образа объекта осуществляется процесс обобщения, который при формировании понятий выходит на передний план. В представлении мы вполне можем воссоздать образ «розы вообще» - вызвать конкретный образ розы, в котором в то же время будут отсутствовать высокоиндивидуализированные черты и будут представлены наиболее характерные особенности данного объекта. Именно процесс обобщения лежит в основе формирования понятий - основных элементов человеческого мышления.

Как уже неоднократно говорилось выше, объектами манипулирования могут быть конкретные предметы, образы и знаки. Манипулируя образами, хранящимися в памяти, т.е. представлениями, человек может мысленно их расчленять, соединять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы другими и т.д.

Такая способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти и есть воображение . В воображении, таким образом, сливается чувственный и отвлеченный характер отражения действительности, позволяющий человеку создавать новые чувственные образы, находящиеся во внутреннем, субъективном пространстве. Представления, полученные в результате деятельности воображения, дают человеку возможность в наглядной форме представить себе образ конечного результата в форме предмета или ситуации. На достижение этого образа и будут направлены действия, с ним будет сверяться полученный конкретный результат.

У разных людей качество представлений очень сильно различается и людей с «хорошим» и «плохим» представлением просто нет. Все индивидуальные различия проявляются в отдельных модальностях:

  • Зрительной;
  • Слуховой;
  • Тактильно-кинестетической.

Это значит, что есть люди с хорошо или плохо развитым зрительным представлением, слуховым представлением или хорошо-плохо развитым тактильно-кинестетическим представлением.

В основе индивидуальных различий лежат два основных фактора:

  1. Врожденные задатки;
  2. Приобретенные способности.

Качественно развитый психический процесс представления имеют те люди, у которых хорошо развит тот или иной анализатор, биологическая развитость которого имеет врожденные корни.

Представление можно тренировать, а талантливые люди всегда обладают качественным процессом представления. Представления, как и способности, оказывают свое влияние на жизнь человека. В большей степени оперировать зрительными образами будут люди с хорошо развитым зрительным представлением, например, они хорошо представляют те продукты, которые надо купить в магазине.

В своем сознании опираются на звук те люди, у кого хорошо развито слуховое представление, например, собираясь в магазин, они запоминают названия тех продуктов, которые предстоит купить.

Люди с хорошо развитым тактильно-кинестетическим представлением в своем сознании в большей степени опираются на образы собственных движений, представление ощущений. Например, такие люди представляют, как они ходят по магазину, как берут продукты, кладут их в корзину, что при этом ощущают.

Конечно же, есть и те, у кого хорошо развито представление всех трех модальностей, они имеют обычно хорошую память. Надо сказать, что есть и такие, у кого одинаково плохо развиты представления всех трех модальностей. Такие люди не доверяют своей памяти и все самое важное стараются записывать.

Практическая психология делит людей на 4 типа и является упрощенной:

  1. Люди, с преобладанием зрительных представлений. Например, вспоминая какой-либо текст, люди этого типа представляют себе страницу книги и как бы мысленно читают то, что там было написано;
  2. Люди, с преобладанием слуховых представлений. Представителям данного типа, при воспоминании о прочитанном тексте, слышатся произносимые слова. Цифры они запоминают тоже в виде слухового образа.
  3. Люди, с тактильно-кинестетическими представлениями. Эта категория людей, вспоминая текст или запоминая цифры, должна произнести их про себя.
  4. Люди, с представлениями смешанного типа.

Эта упрощенная классификация удобна в практических целях – для понимания поведения других людей, для создания социальных проектов.

Индивидуальные различия людей в области представления с возрастом увеличиваются. Деятельность людей значительно влияет на качество и характер представления. В школьной образовательной программе один и тот же набор действий и основная их деятельность типовая. Эта типовая деятельность сглаживает индивидуальные различия в представлении.

Но, надо сказать, что постепенно, дети начинают проявлять свои склонности – кто-то рисует, кто-то занимается спортом, кто-то занимается техническим творчеством. На выбор будущей профессии, так или иначе, окажет свое действие способность к представлению. Способность к представлению – это адаптивный механизм, который заложен в психику человека самой природой.

Людям доступна способность, пользоваться любым видом представлений и человек должен уметь правильно ими пользоваться. С этой целью представления целесообразно развивать. Экспериментальным путем показано, что яркость и точность представлений под влиянием упражнений, возрастает довольно быстро.

Представление может быть непроизвольным и произвольным. Большинство жизненных ситуаций связано с непроизвольным представлением, например, образ раковины и мыла возникает перед внутренним взором перед тем, как человек собирается помыть руки. Но, есть такие ситуации, которые требуют произвольного представления, например, напряженная попытка, вспомнить, как выглядит мало знакомый человек и какой у него голос. Как показали исследования, есть люди, которые совершенно не в состоянии вызывать у себя произвольное представление.

  1. Развитие объема;
  2. Развитие глубины, детальности, обобщенности представления;
  3. Накапливание шаблонов.

Работа с шаблонами является интересной особенностью представления человека. В мире, окружающем человека, находится огромное количество повторяющихся объектов – похожие дома, похожие люди, деревья, машины и др. Любое новое представление – это не просто фотографический отпечаток, а повторение предыдущих представлений. Таким образом, представление является своего рода конструктором когда-то уже виденного.

Развитие представлений у детей с нарушением зрения

По сравнению с восприятием представления являются более высокой ступенью отражения. Как наглядный чувственный образ представление характеризуется высоким уровнем обобщенности.

Нарушенная функция зрения, ограничивая или исключая возможность зрительного восприятия, будет отражаться и на представлении, потому что чего не было в восприятии, не будет и в представлении. Для детей, с нарушением зрения характерной особенностью представлений является резкое сужение круга за счет полного выпадения или редуцирования зрительных образов. Количество представлений у них частично компенсируется за счет увеличения количества представлений других видов. Для детей, с нарушением зрения восприятие объектов внешнего мира становится менее доступным, но может быть компенсировано за счет использования в процессе обучения моделей, макетов, рисунков и др.

Представления детей с нарушением зрения имеют и качественные отличия, характерными их особенностями становится фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм. Эти особенности проявляются в различной степени и зависят от состояния зрительного анализатора – от остроты зрения, поля зрения, знаний, опыта, характера деятельности, условий обучения и воспитания. На представления детей с нарушением зрения они влияют в той же степени, что и на образы памяти детей с нормальным зрением.

У слабовидящих людей и детей, в том числе в образе объекта отсутствуют многие существенные детали, поэтому образ, как правило, не полный, лишен целостности, и бывает, неадекватен отображаемому объекту.

Фрагментарность представления слабовидящих детей является результатом недостаточно полного чувственного знания о предмете. В её основе лежит сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного зрительного восприятия. Благодаря деятельности мышления и развития навыков осязательного и зрительного обследования предметов сукцессивность и фрагментарность восприятия преодолеваются. В результате неполного осязательного или зрительного отражения, так же как и фрагментарность, возникает схематизм. Особенно отчетливо он проявляется при репродуцировании образов, которые бедны деталями и, поэтому слабо дифференцированы.

Слабовидящие дети во время восприятия не могут установить различие между птицами одного вида, зерновыми растениями и др. Но, схематизм их представлений можно преодолеть путем направления и организации процесса восприятия, развития наблюдательности, формирования навыков обследования. Таким образом, дети с нарушением зрения, начинают полнее и точнее отражать объективную действительность. Недостаточная обобщенность образов памяти у таких детей тесно связана с сужением сферы чувственного познания. Образованию обобщенных представлений препятствует недостаточный сенсорный опыт. Чтобы преодолеть затруднения в процессе обобщения образов и формирования общих представлений необходимо расширить сферу чувственного познания. Это можно сделать путем включения в психическую деятельность сохранных анализаторов, использования наглядных пособий, заменяющих недоступные для осязания объекты.

Особенностью представления детей с нарушением зрения является вербализм представлений. Под ним понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преодоления последнего. Для преодоления вербализма важно тоже использовать наглядные пособия, которые приспособлены для осязательного и зрительного восприятия. Важным моментов в этой работе становятся индивидуальные особенности детей с нарушением зрения.

Недостаточная обобщенность, вербализм, фрагментарность, схематизм и узость круга образов памяти преодолеваются в процессе компенсации и представления у детей с нарушением зрения, могут полно и адекватно отражать окружающий мир. Правильно организованная коррекционная работа, как показывает практика, обеспечивает эту возможность. Главная задача коррекционно-развивающей работы тифлопедагогов, заключается в формировании пространственного образа, пространственных представлений и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения. В основе этого формирования лежит диалектический принцип познания от общего к частному и наоборот.

Модель имеет три этапа:

  1. Цель первого этапа состоит в том, чтобы формировать первичный пространственный образ маршрута;
  2. Второй этап ставит цель создания расчлененного пространственного образа. Создается пространственный образ 1-го, 2-го и других участков;
  3. на третьем этапе идет соединение пространственных образов трех участков и формируется целостный, адекватный пространственный образ.

Таким образом, в результате формирующегося процесса достигается устойчивость, полнота, адекватность, подвижность, яркость пространственного образа.



Статьи по теме: