«Причины и проявление духовного кризиса в современной России. Педагогические ресурсы в его преодолении

Современное поколение как, в принципе, и все предыдущие, предпочитает проводить всю свою жизнь в состоянии жизнерадостного самоуспокоения и полной отрешённости от всех серьёзных проблем. Спасти современную цивилизацию уже невозможно, потому что она сама этого не желает. Все заняты только поиском дополнительных доходов, потому что всем для полного счастья катастрофически не хватает денег. Кому-то для полного счастья не хватает каких-то жалких нескольких тысяч. Кому-то не хватает каких-то жалких нескольких миллионов. Ну, а кому-то всего-то на всего, каких-то жалких нескольких миллиардов. У каждого свои запросы и понимания о полном счастье, но всем, так или иначе, катастрофически не хватает.

Деньги не делают людей счастливыми, они делают их лишь ещё более мелкими и более ненасытными, но большинство с радостью готовы продать свою душу, сделав её разменной монетой, лишь бы у них было много денег.

Всё больше и больше происходит разрушение духовных основ. Всё ближе и ближе бездонная пропасть, в которую свалится современная империя разврата под названием «Вавилон». В наши дни уже почти всё держится только на деньгах, которые сами держатся ни на чём. В современной мировой экономике всё лишь условно, реально же существуют лишь только иллюзии, в которых уже все утонули с головой. Современные деньги превратились в абстрактные цифры. Уже толком никто не понимает, откуда именно взялись эти цифры, что именно за ними стоит, и вообще, а есть ли что-то ещё кроме самих цифр. Доигрались до того, что этого уже никто и не знает, даже самые ведущие экономисты мира.

В современной цивилизации, с её уже окончательно изуродованной мировой экономикой и невиданным духовным упадком, исказились все понятия, на которых всегда стоял мир. Купцы превратилась в игроков, а торговля в игру. Кругом один обман, кто кого перехитрит; у всех в голове только одна нажива. Деньги стали абсолютной абстракцией. Их сначала оторвали от золота, а потом даже и от бумаги. Современные деньги -- это компьютерные коды, в которые играет весь мир. Всё финансовое состояние существует лишь в виртуальном виде некоего кода, который сам по себе не имеет никакой, даже самой малейшей ценности. Когда рухнет существующая цивилизация, а это уже не за горами, единственное, что останется, так это только сам компьютерный код, в котором будет только одна цифра -- ноль. Про все реальные ценности все смело могут забыть и даже не заикаться о какой-то надежде, потому что когда рухнет мировая финансовая система, никакие материальные ценности людям уже не понадобятся.

Придя в этот дивный, прекрасный и одновременно злом дышащий мир, люди не собираются искать в нём истину, они ищут здесь лишь своё счастье соответствующее их земному представлению. Земное счастье подавляющего большинства однообразно, скудно и убого. Достаточно спросить современного человека, что ему больше всего не хватает для счастья, и почти все ответят одно и то же -- деньги. Подавляющее большинство такое положение дел совершенно не пугает и они этим не гнушаться. В своих устремлениях большинство абсолютно предсказуемо, потому что оно абсолютно примитивно.

Огромное могущество диавола в том, что большинству не нужна истина в том виде, в которой она исходит от Бог. Им нужна истина в том виде, в которой её преподносит враг Бога. Силу и значение истины большинство измеряет лишь в денежном эквиваленте и исключительно с позиции личной выгоды, поэтому в глазах большинства людей истину украшает лишь только блеск золота, а не сила правды. То в большей, то в меньшей степени так было во все времена. Но нет особого смысла сокрушаться по этому поводу, потому что в действительности своей: сила золота лишь миг, а сила правды -- вечность.

Материальное в этом мире всегда превосходило духовное, но так, как в нынешние времена, ещё никогда. Современные люди уже настолько увлеклись поиском денег и приобретением на них различных земных благ и наслаждений, что уже окончательно забыли, а зачем именно они в этот мир пришли. Такие заумные вопросы здесь уже давно никого не интересуют. Всё развитие современной цивилизации стремительно развивается в направлении, при котором в неотдалённом будущем, всю планету, а за ней уже и весь космос, заселят ненасытные потребители, которым безразлично всё, кроме жизненных удовольствий. В погоне за материальными благами и прочими наслаждениями многие потеряли всё, что только можно потерять: сначала веру, потом ум, потом совесть, а теперь уже даже и страх. Современные люди обезумили настолько, что не боятся уже ничего, даже гнева Бога. Потеряв духовный ум, многие уже не могут уразуметь простых духовных истин: в чьём сердце испарилась последняя капля страха, тому суждено утонуть в океане ужаса.

В наши дни происходит окончательное разрушение всех духовных основ, на которых стоит всё мироздание. Всем кажется, что если мир жил во грехах во все времена, то так будет и дальше, и упорно не хотят понять, что им всё это только кажется. Всё имеет свой конец, всё имеет свой предел и свои границы. Всё подошло к последней черте, дальше -- крах.

Кризис усиливается и остановить его просто невозможно, потому как остановить его просто некому. Всё и везде подошло к обрушению. Вся суть в том, что мир изменился, и изменился столь сильно, что он уже не способен существовать на тех основах, на которых всё стояло многие тысячелетия. Мир подошёл к смене эр, и ничего от старого ему ненужно, независимо от того нужно ли это тем людям, которые неспособны к переменам.

Если разрушены духовные основы, то вслед за ними начинает рушиться всё, и происходит то, что и должно произойти по самой природе вещей, то есть приходит гибель существующей цивилизации.

  • Пространственно-временная организация материального мира. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Особенности социального пространства и времени.
  • Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи.
  • Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип – методологическая основа современного экологического мышления.
  • Философия глобального эволюционизма и современная научная картина мира.
  • Диалектика как философская теория развития. Разновидности диалектических теорий. Особенности социальной диалектики.
  • Динамизм бытия. Диалектика и синергетика. Особенности социальной синергетики.
  • Противоречия бытия, познания и мышления. Специфика социальных противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей.
  • Элементы диалектики. Детерминизм и индетерминизм.
  • Проблема качественного развития в философии и естествознании. Закон перехода количественных изменений в качественные различия. Социальное качество и социальное развитие.
  • Проблема отрицания в философии. Закон отрицания отрицания и особенности его социального проявления.
  • Проблема человека в философии и науке. Основные подходы к определению природы и сущности человека.
  • Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.
  • Социокультурные модусы человеческого бытия. Человек как личность. Структура и типология личности.
  • Становление и развитие личности. Круги человеческого бытия. Современные модусы Homo sapiens (человека разумного).
  • Свобода и необходимость. Свобода как ценность человеческого бытия. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире.
  • Проблема сознания в философии. Многомерность и полифункциональность сознания. Основные концепции сознания.
  • Проблема генезиса сознания. Сознание и психика. Сознание и отражение.
  • Проблема функционирования сознания. Сознание и язык. Сознание и мышление. Сознание и искусственный интеллект.
  • Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.
  • Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Концепции социального действия.
  • Общество как система. Общественные отношения, их сущность и структура. Проблема гуманизации общественных отношений в современных условиях.
  • Материальные процессы жизни общества. Общественное производство и его структура. Понятие и структура способа производства.
  • Социальная структура общества. Типы социальных структур. Проблема наций и национальных отношений в современном мире.
  • Философия и политика. Политическая институализация и политические процессы жизни общества.
  • Общественное бытие и общественное сознание: логика взаимосвязи. Общественное сознание: структура, противоречия, закономерности развития. Идеология и ее роль в жизни общества.
  • Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Системные теории исторического процесса. Понятие социальной синергии.
  • Проблема единства и многообразия мировой истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
  • Понятие общественного прогресса и проблема его критериев. Основные концепции общественного прогресса.
  • Понятие техники, технической революции и технического прогресса. Этапы и закономерности технического прогресса. Глобальные проблемы техногенной цивилизации.
  • Философия глобализации. Особенности и противоречия цивилизационной динамики в эпоху глобализации. Беларусь в контексте глобализации.
  • Понятие, философские проблемы и перспективы информационного общества
  • Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире.
  • Духовная сфера общества и ее проблемы. Кризис духовности в современном мире.
  • Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире.
  • Философия и искусство. Роль искусства в социальной жизни.
  • Философия и религия. Религиозное сознание в современной культуре.
  • Наука как феномен культуры и важнейшая форма познания.
  • Проблема познаваемости мира в истории философии. Гносеологические образы классической философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм).
  • Структура научно-исследовательского действия. Диалектика чувственного и логического в познании. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм.
  • Чувственное познание, его особенности и формы.
  • Логическое познание, его особенности и формы.
  • Понятие и структура научного метода. Эмпирический и теоретический уровни познания.
  • Особенности познавательных действий в современной науке. Диалектика взаимосвязи фундаментальных и прикладных наук.
  • Научное исследование: метод, методика, методология.
  • Формы развития научного знания.
  • Научная картина мира и её роль в познании. Философия и современная естественнонаучная картина мира.
  • Проблема истины в философии и её интерпретации. Особенности научной истины.
  • Функции практики в познавательных действиях.
  • Этос науки и ценностные ориентации ученого. Свобода творчества и социальная ответственность ученого.
  • Формы коммуникации в науке. Аргументация и её роль в деятельности научного сообщества.
  • Типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Интернализм и экстернализм в науке.
  • Философия техники: предмет, структура, проблемы. Специфика технического знания. Технократизм и технократическое мышление.
  • Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия.

    Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества.

    Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое место. Она нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Таким образом, духовную культуру можно рассматривать в этом качестве как нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.

    ДУХОВНОСТЬ – специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Духовность рассматривается как определенная позиция ценностного сознания – нравственного, политического, религиозного, эстетического. Ведущую роль эта позиция занимает в сфере моральных отношений. Духовность, равно как и «дух», «духовное», является главными категориями философско-теологической мысли, поэтому в христианской этике она связывается с внутренней чистотой и умиротворенностью, со скромностью и послушанием. Однако, духовность следует рассматривать шире: в социальном плане как продукт и фундаментальное основание культуры, проявление «человеческого в человеке». Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью.

    В самом общем смысле, кризис можно определить как совокупность проблемных, трудноразрешимых, подчас безвыходных, ситуаций. Эти ситуации связаны с обострением социальных противоречий, распадом культурных связей, появлением чего-то непонятного, нарушающего привычный ход вещей и, как правило, вызывают состояние замешательства и растерянности, ощущение беспомощности, неверия в собственные силы, часто перетекающие в панику и истерию или же, наоборот, в апатию и нежелание что-либо предпринимать. Духовный кризис , в отличие от социокультурных конфликтов, чаще всего определяется не внешними, а внутренними причинами и противоречиями: переоценкой нравственных ценностей, утратой идеологии, деградацией общества, ломкой традиций, дезориентацией в культурном пространстве, изменением привычного ритма жизни и др.

    Ситуация усугубляется еще и тем, что уже к середине прошлого века общество вступило в такую фазу своего развития, при которой повседневная жизнь человека становится внешне вполне благополучной: отсутствует тяжелый труд, насилие сведено к минимуму, становится все меньше неизлечимых болезней, повышается доступность жизненных благ, в распоряжении практически каждого - самые последние достижения науки и техники. За фасадом этого благополучия становится не так заметен и ощутим глубокий духовный кризис: ничем не объяснимая тревога и растерянность, чувство неудовлетворенности и пресыщенности, не покидающее людей, вроде бы обеспеченных всем необходимым, утрата смысла жизни, весьма размытые перспективы на будущее, ощущение разобщенности, никчемности и никомуненужности.

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Проблемы занятости российской и зарубежной молодежи на современном этапе. Особенности законодательно-нормативного обеспечения молодежной занятости. Анализ направлений социально-экономической политики в области занятости молодежи в Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 12.11.2014

      Понятие и социально-психологические характеристики молодежи и молодежных субкультур. Девиации в молодежной среде и их последствия для общества. Проблемы образования и трудоустройства молодежи в России. Принципы государственной молодежной политики.

      курсовая работа , добавлен 02.03.2011

      Цели и принципы молодежной политики. Муниципальный уровень реализации молодежной политики в Российской Федерации. Методы управления молодежной политикой. Анализ проблем и опыт реализации в сфере муниципальной молодежной политики в городе Нижнекамске.

      дипломная работа , добавлен 25.11.2010

      Понятие и сущность современной молодежной политики. Основные принципы и направления реализации государственной молодежной политики. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Анализ состояния молодежи в Свердловской области.

      курсовая работа , добавлен 02.11.2015

      Сущность и содержание молодежной политики. Методы реализации молодежной политики в Российской Федерации. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Пути эффективной реализации молодежной политики в Республике Саха (Якутия).

      дипломная работа , добавлен 12.10.2009

      Ценностные ориентации современной российской молодежи. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, меры и механизмы реализации. Анализ информационного пространства. Обеспечение потребностей молодежи в Республике Башкортостан.

      курсовая работа , добавлен 02.11.2015

      Социологический аспект молодежной культуры. Элементы молодежной культуры (досуг, отношение к религии, политические ориентации, ценности, культурная информированность, культурные потребности). Молодежная субкультура. Молодежная контркультура.

      отчет по практике , добавлен 22.02.2007

      Проблемы неопределенности и риска и их значение в трансформирующихся обществах. Социальная сущность молодежи. Процесс социального становления молодежи. Сохранение целостности общества. Преобразование общества на основе его инновационного потенциала.

      Аннотация: В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного общества. Ключевые слова: Духовно-нравственные ценности, нравственность, духовность

      Сегодня наше общество переживает не только социально-экономический, но и духовный кризис. Причиной такого кризиса является приостановка духовного развития, потеря духовных ценностей, которые составляют основу человеческого бытия. Эпоха потребительства, соблазнов, множества удобств не делает людей более нравственными, а даже, наоборот, часто разрушает нравственные ориентиры, создавая при внешнем благополучии внутреннюю пустоту. У современной молодёжи наблюдаются отчуждение от собственного внутреннего мира и духовных потребностей, обесценивание идеалов и норм поведения.

      Духовный кризис оказывает негативное влияние на все без исключения сферы жизни общества - культуру, политику, образование, социальные отношения и пр. Именно поэтому проблема духовности человека и общества в целом выходит на первый план в гуманитарной науке. О проблеме духовности начали говорить ещё две тысячи лет назад, когда Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель отмечали, что человечество, накапливая всё больше знаний, начинает терять понимание их ценностей.

      В психологии проблему духовности изучали такие учёные как В. Гордон, Г. Оллпорт, З.Фрейд, А. Маслоу, С. Рубинштейн, Э. Фромм. Если анализировать последние исследования и разработки, в которых рассматриваются истоки и пути решения данной проблемы, то следует отметить работы известного российского психолога В.И. Слободчикова, который очень тщательно анализирует причины падения нравственности в современном мире. Главная идея современных научных исследований в этой области состоит в том, что основой обновления общества должны стать отечественные традиции.

      Проблема духовности и нравственности современного общества звучит на формах различного ранга и определяется в выступлениях и докладах учёных, общественных деятелей, работников министерства образования, как проблема государственного значения. Факт интенсивной эксплуатации темы духовности говорит о том, что она действительно востребована временем. Но в то же время даже беглый анализ литературных источников, не говоря о средствах массовой информации и действиях политиков, позволяет отметить, что с пониманием нравственности и духовности что-то обстоит не так. Чем больше разговоров о духовности, тем меньше её проявлений мы наблюдаем. Это происходит потому, что в этой общей проблеме остаётся нерешённой её главная часть - создание концептуального подхода к духовному пробуждению народа.

      Среди всех исследователей причин падения духовности, на мой взгляд, наиболее точно их сформулировал выдающийся немецко-американский психолог и мыслитель XX ст. Эрих Фромм: «Капиталистическая экономика, основанная на свободе рынка и приватизации, коммерциализирует всё общество, все его структуры, среди них и человека, подчиняя их культу денег. Всё становится товаром, предметом купли-продажи, в том числе профессии, занятия, статусы. Следствием этого становится самоотчуждение человека, потеря им своей гуманистической сущности.

      Человек превращается в служащий экономической машине инструмент, который заботится об эффективности и успехе, а не о счастье и развитии души». Развивая эту мысль, применительно к условиям современности, известный российский психолог Слободчиков В. И. видит основные причины кризиса духовно-нравственных ценностей народа в том, что весь мир сейчас живёт в условиях двух современных мировых принципов: глобализации и постмодернизма. Выступая на конференции « Седьмые Покровские чтения» по этому поводу, В. И. Слободчиков называет эти принципы «цивилизационной модернизацией». Смысл этой модернизации в том, что некая сверхдержава может сделать страну такой, какой она её хочет видеть. Для этого производится разрушительное переустройство сознания народа, его многовековой культуры. А сама сверхдержава претендует на роль создателя новой философии, новой религии. «Исторический опыт свидетельствует, что нация вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в ней появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании падает до некоторого критического уровня понятие «норма».

      Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут происходить неприметно, общество может их «не замечать» и даже возводит это в ранг нормальной обыденности. Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память как фундамент интеллекта». Если взглянуть на нашу современность, сравнивая её с жизнью, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далёкой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни - всё кардинально изменилось. Плотские потребности, часто в извращённой форме, превращаются в ведущий мотив поведения.

      И на этом поприще успешно работают не только индустрия развлечений, шоу-бизнеса и потребления, но во многом - и современная педагогика, и современные психология и социология. Все агрессивные молодёжные течения напрямую связаны не только с неблагополучием в семьях, но и с агрессивной, патологической информацией, получаемой через телевидение и компьютеры. В мир приходит новое поколение людей с совершенно особой психикой, неспособной воспринимать многообразие мира. И очень скоро таких людей будет большинство, и они будут преобразовывать мир, делая его таким же примитивным и жестоким. Под влиянием такой глобализации человек всё более и более превращается в существо постоянно лгущее. Всепроникающая ложь, которая сквозит как в словах, так и действиях политиков, чиновников, учёных, представителей интеллигенции и духовенства, развращает людей. Самой распространённой сегодня является одна из её основных форм - ложь умолчанием, т.е. сокрытие информации.

      Подобная ситуация наблюдается сейчас во всём мире. Достоверная информация всё больше становится недоступной для ориентирующегося человека. А система образования не учит добывать информацию в условиях противодействия её получению. Из всего сказанного можно сделать вывод, что нужно незамедлительно предпринимать шаги по спасению общества и мира, стремительно движущегося к своему концу. Для того, чтобы остановить разрушительные процессы, необходимо вернуть христианское понимание мира. Вернуть его туда, где оно было изначально - в учебные заведения, в науку. Педагогика должна стать христианской, а содержанием образования и воспитания должны стать вечные ценности христианства. К. Д. Ушинский говорит ясно и определённо: «Для нас нехристианская педагогика, - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Каким человек должен быть выражено вполне в божественном учении и воспитанию остаётся только положить вечные истины христианства. Христианство служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне - впереди человека и народов».

      Отсутствие веры в Бога - как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди - как единственной основы нравственности и «собственно человеческого в человеке» привело к тому, что наше сознание, особенно у молодёжи, оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологами, перед опасностью массового растления, разврата, порнографии, наркомании. Только знание христианских законов может направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. Нельзя не согласиться и с утверждением одного из величайших русских мыслителей И.А.Ильина, который писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»». Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи на христианских ценностях создаёт благоприятные предпосылки для формирования высококвалифицированного специалиста.

      Данное положение уходит корнями в отечественного университетского образования, русской педагогики. Выдающийся русский педагог ХIХ ст. Н. И. Ильминский говорил: «Художником, учёным, даже ремесленником не всякий может быть и не всякий должен быть; а хорошим человеком, т.е. нравственным, честным, добрым и религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть. Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист». В нашем обществе сейчас ведётся поиск путей создания системы духовно- нравственного воспитания студенческой молодёжи на основе ценностей православной культуры. Именно системы, а не единичных попыток.

      Профессиональная подготовка должна стать лишь частью системы образования, ядром которой должно быть духовно-нравственное воспитание. А для этого содержание, методы и технологии духовно-нравственного воспитания в вузе должны быть коренным образом изменены. Оно должно базироваться на христианских национальных ценностях и идеалах и направлено на то, чтобы помочь молодёжи в их нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Наше воспитание не должно быть подражанием иностранным образцам, и потому беспомощным, а должно быть народным, проникнуться идеалом народной души.

      Литература

      1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н. А. Сундуков. - М. :Просвещение, 1968. - 557 с.

      2. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М., 1990. - с.149-221.

      3. Слободчиков В. И. Выступление на конференции: «Седьмые Покровские чтения», Духовно-нравственное становление и развитие человека // МА “Покров”, 2006

      4. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. М., 2005.

      5. Н. И. Ильминский и его основные педагогические взгляды // Смоленские епархальные ведомости. - 1897. - № 2. 6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 1998.

      Мирошниченко Ю. С.

      Кризис духовных ценностей как глобальная проблема современности

      В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность - термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Одной из значимых проблем современности является и проблема духовных ценностей.

      Общество, утратив, свой духовный стержень - основной критерий морали, по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту.

      Можно сказать, что кризис современного общества - последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей.

      В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Мы вступили в XXI век. Сейчас потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов, что повлекло за собой ряд экологических проблем. Теперь людьми стало владеть понятие «то, что нельзя продать, не имеет ни только цены, но и ценности».

      В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. Все эти явления результат отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть - это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.

      Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На мой взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. У России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

      Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали. В обществе царит подавленное состояние, постоянная депрессия и унылые мысли: об унылом настоящем, отсутствии надежного будущего и смерти, которая после таких размышлений и приходит раньше. На мой взгляд, за выработку новой системы духовных ценностей несут ответственность представители гуманитарных наук. Ведь они – люди не только дела, но и владельцы «слова», его необыкновенной силы. Ведь нельзя забывать, что и Христос когда-то проповедовал своим ученикам. И спустя более двух тысяч лет, срок немалый по меркам человека, мы помним его заповеди и стараемся им следовать.

      Временем настоящего «кризиса духовных ценностей» нужно считать период 90-х годов, который мы называем «перестройка», когда мы хотели за короткий срок прийти из социализма в капитализм. Переход страны к иному состоянию осуществляется через стремительную дезориентацию общественных групп и институтов, утрату личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, постепенное разрушение культурных, творческих и общественных связей. То, что в советское время считалось «отклонение», в настоящее время порой позиционируется совершенно иным образом. Так, например, гомосексуальные отношения из сексуальных девиаций постепенно переходят в разряд нормы и вполне свободно афишируются в СМИ, газетах, кино и т.д.

      Колхозы разрушались на глазах, а значит и люди не только теряли работу, но уже не могли прокормить ни только себя, но и страну, что, в свою очередь, привело к голоду. Думаю, есть те, кто ещё помнит морковный чай, хлеб по талонам и зарплату под продукты. И всё это вовлекло людей в нищету.

      В такой ситуации появляется необходимость придать смысл своему земному существованию с помощью идеалов и ценностей, и пройти это испытание человек должен достойно. Здесь важно направить усилия на то, чтобы понять, осознать те ценности, которые люди считают «своими».

      В России происходит активное разрушение эмоциональных связей между людьми, разрастается отчуждение. И деньги избавляют от любых зависимостей, но ярко демонстрируют, как все покупается путем душевного и духовного опустошения, утраты чувства родства, любви и дружелюбия.

      Об этом говорил словами Ивана Петровича Валентин Распутин в своем «Пожаре»: «Как же могло случиться так, что правда и совесть, идущие друг с другом должны были поклониться чему-то другому, более важному? Как могло выйти так, что то, что было добром, стало считаться слабостью человека?»

      На фоне такого «массового безумия» выросло новое поколение, резко отличающееся от предыдущих, воспитанное на жестокости и грубой силе. И неудивительно, что герой нового мира, не наш Тимур со своей командой или проницательная Нэнси Дрю, а Бладрэйн – вампир, убивающий всех на своем пути или Рэйн – персонаж компьютерной игры, эволюционировавший до целого фильма, который смог повлиять на большее количество людей.

      И невольно начинаешь задумываться, счастье, возможно оно или нет в нашем мире? Иллюзия это или реальность?

      На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы - вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность - совпадают во многих религиях. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

      Мы вступили в новое время, мы – его творение и его же творцы. Перед нами стоят огромные задачи, и главное, нужно достойно прожить его и обеспечить потомкам надежду. Путь Христа, обрамленный цветам, лежал через мучения и крест, который он взял на себя. Церковь и её устои не только великая слабость, но и великая сила для человека! Во все времена церковь, её каноны следовали за государством, за его деятельностью, а значит есть то, что объединяет нас до сих пор!



    Статьи по теме: