Приёмы сжатия (компрессии) текста. Агрессивный Homo sapiens

Люди часто задумываются над тем, почему одни успевают все, а другие жалуются на постоянную нехватку времени? Никакого секрета здесь нет, достаточно научиться правильно и распоряжаться своим временем. Организованный человек - это личность, вызывающая искренний интерес. Такие люди выглядят в глазах общества порядочными, деловитыми и надежными. Им удается достичь высот не только в карьере, но и в личной жизни.

Как проявляется неорганизованность?

Люди, которым присуще это качество, неспособны действовать четко и планомерно. Им не удается эффективно распределить собственные силы и вовремя выполнить все задуманное. Они сразу же бросаются в глаза и редко вызывают уважение к себе, потому что ни одно дело не доводят до конца, а качество работы оставляет желать лучшего.

Сумбурность мыслей и поступков приводит к неудовлетворенности человека самим собой. Его ум перегружен различными идеями, но к их реализации он так и не может приступить, ему всегда не хватает времени. В результате гармония нарушается и наступает депрессия.

Что такое организованный человек? Определение этого понятия можно формулировать по-разному, но смысл остается неизменным: человек умеет планировать свое время. Чтобы не быть безответственным и необязательным, необходимо всегда смотреть немного вперед и продумывать, какие последствия может принести неорганизованность. Если не терять над собой контроль, то не придется включать механизм отговорок, который используется для оправдания собственной халатности.

Люди, которые привыкли делать все в последний момент, должны изучить основы грамотного планирования. Тогда они смогут взять ситуацию под контроль и правильно распределить собственное время и силы.

Организованный человек - это тот, кто бережет свою внутреннюю энергию и не расходует ее на такие мелочи, как переживания о том, что опять что-то не сделано. Быть организованным может любой, просто некоторые обладают этим даром от рождения, а кому-то приходится учиться. В критических ситуациях все ведут себя по-разному, но собранные люди придерживаются определенных поведенческих линий.

Ориентация на результат

Зачастую организованная деятельность людей необходима для того, чтобы достичь намеченные цели и получить желаемый результат. Редко люди постоянно планируют свое время. Если нет конкретных задач, то человеку некуда стремиться, он начинает «плыть по течению». Поэтому, для того чтобы стать организованным, необходимо знать, куда двигаться.

Оптимизм

Наблюдая за собранными и целеустремленными людьми, можно заметить, что они на все смотрят с позитивом. Даже глобальные сложности не могут заставить их остановиться. Они продолжают свой путь, двигаясь маленькими шажками. помогают искать выходы из ситуаций и находить новые решения проблемы.

Добросовестность

Одной из оценок личности является добросовестность. Человек, который обладает этим качеством, с высокой вероятностью будет выполнять все задачи четко и эффективно, дисциплинируя себя. Такие люди тщательно планируют мероприятия и стараются избегать спонтанных поступков.

Новая идея - повод для размышлений

Хотя со стороны кажется, что организованный человек - это тот, которому все удается без особых сложностей, дело обстоит не совсем так. Любая новая идея или задача вызывают замешательство, поэтому решиться на кардинальные изменения всегда очень сложно.

Принятие решений

Организованные люди понимают, что им необходимо постоянно принимать решения. Но делают они это только после того, как тщательно все взвесят и обдумают. В первую очередь необходимо расставить приоритеты и определить, что в данный момент является самым важным. Иногда сделать это нужно немедленно, времени для размышлений нет, поэтому человеку следует научиться быть решительным и нести ответственность за свой выбор.

Нет предела совершенству

Не все люди могут сразу же четко обозначить, что такое организованный этого понятия имеет несколько формулировок. Многие на пути к достижению идеала растрачивают свою энергию на ненужные мелочи, поэтому ее ресурсы стремительно уменьшаются. К несовершенству следует относиться терпимо и неспешно, планомерно двигаясь к цели. Спокойствие - один из секретов организованности.

Ежедневник - настольная книга

Ведение ежедневника и фиксирование всех событий и встреч - обязательное условие для того, чтобы стать организованным. Все повторяющиеся дела либо те, которые имеют срок выполнения, должны быть внесены в журнал. В дальнейшем достаточно будет свериться с собственными записями и не тратить силы на то, чтобы держать информацию в голове.

Чтобы не испытывать стресс от созерцания собственного делового списка, не стоит записывать сложные и масштабные дела рядом. Хитрость состоит в том, чтобы распределить задачи равномерно.

Делай дело прямо сейчас!

Специалисты, которые знают, как организовать людей, рекомендуют делать все дела сразу же, как только возникла необходимость. Не стоит откладывать задачи, ссылаясь на различные отговорки. Собранным людям легче потратить время сейчас и забыть о проблеме, чем оттягивать с ее решением и переживать из-за этого.

Всегда готов!

Люди, которые считают себя организованными, всегда стараются готовиться к любому делу заранее, не оставляя на последний момент. Адекватно планируя время, они успевают выполнить все задачи четко в срок. Каждый собранный человек имеет собственный отработанный алгоритм, но всегда оставляет небольшой запас времени для непредвиденных ситуаций.

Делегирование обязанностей

Организованные люди стараются разглядеть сильные и слабые стороны окружающих и, исходя из этого, дают им поручения. Они понимают, что их время стоит очень дорого и тратить его по мелочам нерационально. Чтобы работа была организована наиболее эффективно, следует правильно распределять обязанности.

Прирожденный лидер уверен, что даже минимальная поддержка со стороны единомышленников - это очень важно. Она помогает справляться с трудностями, преодолевать стрессы и добиваться поставленных целей.

Один момент - одна задача

Организованным человеком называют того, кто понимает, что в конкретный период времени необходимо решать только одну задачу. Тогда внимание полностью концентрируется на деле и не распыляется. Работая в таком режиме, результата можно достичь намного быстрее, к тому же можно будет не сомневаться в его высоком качестве.

Биологические часы

Организованный человек - это тот, который знает свои и планирует все важные дела на время своей повышенной работоспособности. Навык управления собственной энергией позволяет добиваться высоких результатов и всегда чувствовать себя комфортно. Не стоит назначать важные встречи или сдачу отчетов в тот период, когда организму требуется отдых.

Снятие стресса

Размышляя о том, какой человек организованный и что включает в себя это определение, нужно знать следующее. Как показывает практика, собранные и целеустремленные люди стараются избавляться от всех негативных эмоций и не копить в себе раздражение. Находясь в состоянии стресса, сложно адекватно оценивать действительность. Расслабляться можно разными способами: прогуляться по лесу, заняться спортом или пообщаться с дорогими людьми.

ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений.). Исключается всё, без чего текст остаётся понятным и цельным. УПРОЩЕНИЕ синтаксических конструкций. Исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми. ОБОБЩЕНИЕ единичных явлений и фактов, перевод частного в общее. Переформулировать мысль своими словами.
Я З Ы К О В Ы Е П Р И Ё М Ы
1. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОВТОРОВ. 2. ИСКЛЮЧЕНИЕ ФРАГМЕНТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли. Человек воздействует на экологическую систему Земли. 3. ИСКЛЮЧЕНИЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКО СИНОНИМОВ 4.ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ,СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, ФРАГМЕНТОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,ПОЯСНЯЮ-ЩИХ КОНСТРУКЦИЙ,СИНОНИМОВ В РЯДУ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ,ЦЕЛЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,ЧАСТЕЙ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. У каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты . – У каждого человека свои задатки (способ сжатия – исключение подробностей; приём сжатия – сокращение однородных членов предложения). 1.СЛИЯНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ОДНО. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек. Сегодня освоены около половины всех источников пресной воды, причем из-за возведения плотин на реках изменяется экология водоемов, реки мелеют и загрязняются. 2.ЗАМЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ЕГО ЧАСТИ УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. 3.ЗАМЕНА СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОСТЫМ. 4. ЗАМЕНА ФРАГМЕНТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ СИНОНИМИЧНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ Человек все больше загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее. Загрязняя природу, человек ставит самого себя в тупик. 1. ЗАМЕНА ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ОБОБЩАЮЩИМ НАИМЕНОВАНИЕМ. 2. ЗАМЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ЕГО ЧАСТИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ С ОБОБЩАЮЩИМ ЗНАЧЕНИЕМ 3. Замена прямой речи косвенной.

Текст 1

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, - это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, - такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка - всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

Появление фотосинтезирующих растений, как уже говорилось, ознаменовало новый этап в развитии Земли. Столь кардинальный геологический сдвиг был порожден сравнительно простыми живыми организмами, не обладающими разумом. От человека же - организма высокоорганизованного, наделенного мощным интеллектом - закономерно ожидать гораздо более ощутимого воздействия на экосистему Земли. Дальние предки такого существа - гоминиды - появились, по разным оценкам, примерно от 3 до 1,8 миллиона лет назад, неандертальцы - примерно 200-100 тысяч, а современный Homo sapiens sapiens - лишь 40 тысяч лет назад. В геологии даже три миллиона лет укладываются в рамки хронологической погрешности, а 40 тысяч - лишь одна миллионная возраста Земли. Но даже за этот геологический миг люди успели основательно расшатать баланс ее экосистемы.

Прежде всего, рост популяции Homo sapiens впервые в истории не был сбалансирован природными ограничителями: ни недостатком пищи, ни пожирающими людей хищниками. С развитием орудий труда (особенно после промышленной революции) люди практически выпали из обычной трофической цепи и получили возможность размножаться почти беспредельно. Еще две тысячи лет назад их было около 300 миллионов, а к 2003 году численность земного населения возросла в 21 раз, до 6,3 миллиарда.

Второе. В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу не сопоставима с влиянием любых других существ. И, наконец, благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление (еще недавно с гордостью говорили: "покорение природы") приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.

В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество истребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми. Лишь иногда такой сугубо потребитель ский подход к окружающей среде заканчивался плачевно. Более девяти тысяч лет назад шумеры для того, чтобы прокормить растущее население Месопотамии, стали развивать поливное земледелие. Однако созданные ими ирригационные системы со временем привели к заболачиванию и засолению почв, что и послужило основной причиной гибели шумерской цивилизации. Другой пример. Цивилизация майя, процветавшая на территории современных Гватемалы, Гондураса и юго-востока Мексики, потерпела крах около 900 лет назад главным образом из-за эрозии почвы и заиливания рек. Такие же причины вызвали падение древних земледельческих цивилизаций Междуречья в Южной Америке. Приведенные случаи лишь исключения из правила, которое гласило: черпай из бездонного колодца природы столько, сколько можешь. И люди черпали из него, не оглядываясь на состояние экосистемы.

К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около половины земной суши: 26% - под пастбища, по 11% - под пашни и лесоводство, остальные 2-3% - для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта и сферы услуг. В результате вырубки лесов сельскохозяйственные угодья увеличились с 1700 года в шесть раз. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.

Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений. Более восьмой части из 1183 видов птиц и четвертой - из 1130 видов млекопитающих сегодня грозит исчезновение с лица Земли.

Мировой океан пострадал от человека меньше. Люди используют лишь восемь процентов его исходной продуктивности. Но и здесь он оставил свой недобрый "след", выловив до предела две трети морских животных и нарушив экологию многих других обитателей моря. Только на протяжении XX века была уничтожена почти половина всех прибрежных мангровых лесов и безвозвратно разрушена десятая часть коралловых рифов.

И, наконец, еще одно неприятное последствие быстро растущего человечества - его производственные и бытовые отходы. Из общей массы добытого природного сырья в конечный продукт потребления превращается не более десятой части, остальное идет на свалки. Отходов же органического происхождения человечество, по некоторым подсчетам, производит в 2000 раз больше, чем вся остальная биосфера. Сегодня экологический "след" Homo sapiens перевешивает негативное влияние на окружающую среду всех прочих живых существ, вместе взятых. Человечество вплотную подошло к экологическому тупику, вернее сказать - к краю обрыва. Со второй половины XX века нарастает кризис всей экологической системы планеты. Он порожден многими причинами. Рассмотрим лишь важнейшую из них - загрязнение земной атмосферы.

Технический прогресс создал множество способов ее загрязнения. Это различные стационарные установки, преобразующие твердое и жидкое топливо в тепловую или электрическую энергию. Это транспортные средства (автомобили и самолеты, бесспорно, лидируют) и сельское хозяйство с его гниющими отходами земледелия и животноводства. Это промышленные процессы в металлургии, химическом производстве и т. п. Это муниципальные отходы и, наконец, добыча ископаемого топлива (вспомним хотя бы постоянно дымящие факелы на нефте- и газопромыслах или терриконы отвалов возле угольных шахт).

Воздух отравляют не только первичные газы, но и вторичные, которые образуются в атмосфере в ходе реакции первых с углеводородами под воздействием солнечного света. Двуокись серы и разные соединения азота окисляют капли воды, собирающиеся в облаках. Такая подкисленная вода, выпадая в виде дождя, тумана или снега, отравляет почву, водоемы, губит леса. В Западной Европе вокруг крупных промышленных центров вымирает озерная рыба, а леса превращаются в кладбища мертвых, оголенных деревьев. Лесные животные в таких местах практически полностью гибнут.

Эти катастрофы, вызванные антропогенным загрязнением атмосферы, хоть и носят всеобщий характер, но все же пространственно более или менее локализованы: они охватывают лишь отдельные области планеты. Однако некоторые виды загрязнения приобретают планетарный масштаб. Речь идет о выбросах в атмосферу углекислого газа, метана и окиси азота, которые усиливают природный парниковый эффект. Выбросы в атмосферу двуокиси углерода создают около 60% дополнительного парникового эффекта, метана - примерно 20%, другие соединения углерода - еще 14%, остальные 6-7% вносит окись азота.

В естественных условиях содержание в атмосфере СО2 на протяжении последних нескольких сотен миллионов лет составляет около 750 миллиардов тонн (примерно 0,3% общего веса воздуха в приземных слоях) и поддерживается на этом уровне благодаря тому, что избыточная его масса растворяется в воде и поглощается растениями в процессе фотосинтеза. Даже относительно небольшое нарушение этого баланса грозит существенными подвижками в экосистеме с трудно предсказуемы ми последствиями и для климата, и для приспособившихся к нему растений и животных.

За последние два столетия человечество внесло весомый "вклад" в нарушение такого равновесия. Еще в 1750 году оно выбрасывало в атмосферу только 11 миллионов тонн СО2. Спустя столетие объем выбросов возрос в 18 раз, достигнув 198 миллионов тонн, а еще через сто лет увеличился в 30 раз и составил 6 миллиардов тонн. К 1995 году эта цифра возросла вчетверо - до 24 миллиардов тонн. Содержание метана в атмосфере за истекшие два столетия повысилось примерно вдвое. А он по своей способности усиливать парниковый эффект в 20 раз превосходит СО2.

Последствия не замедлили сказаться: в XX веке средняя глобальная приземная температура повысилась на 0,6°С. Казалось бы - мелочь. Но и такого повышения температуры достаточно, чтобы XX век оказался самым теплым за последнее тысячелетие, а 90-е годы - самыми теплыми в прошлом столетии. Снежный покров земной поверхности с конца 1960-х годов сократился на 10%, а толщина льда в Северном Ледовитом океане за несколько минувших десятилетий уменьшилась более чем на метр. В результате уровень Мирового океана за последние сто лет повысился на 7-10 сантиметров.

Некоторые скептики относят антропогенное потепление климата к числу мифов. Дескать, существуют природные циклы колебания температуры, один из которых и наблюдается сейчас, а антропогенный фактор притянут за уши. Естественные циклы колебаний температуры околоземной атмосферы действительно существуют. Но они измеряются многими десятилетиями, некоторые - столетиями. Наблюдаемое же в последние два с лишним века потепление климата не только не вписывается в обычную природную цикличность, но и происходит неестественно быстро. Межправительственная комиссия по изменению климата, сотрудничающая с учеными из разных стран мира, сообщила в начале 2001 года, что антропогенные изменения становятся все более очевидными, что потепление ускоряется, а его последствия оказываются намного более тяжелыми, чем предполагалось раньше. Ожидается, в частности, что к 2100 году средняя температура земной поверхности в разных широтах может повыситься еще на 1,4-5,8°С со всеми вытекающими последствиями.

Потепление климата распределяется неравномерно: в северных широтах оно проявляется сильнее, чем в тропиках. Поэтому в нынешнем столетии наиболее ощутимо повысится зимняя температура на Аляске, в Северной Канаде, в Гренландии, в северной части Азии и на Тибете, а летняя - в Центральной Азии. Такое распределение потепления влечет за собой изменение динамики воздушных потоков, а потому и перераспределение осадков. А это в свою очередь порождает все больше природных катастроф - ураганов, наводнений, засух, лесных пожаров. В XX веке в таких катастрофах погибли около 10 миллионов человек. Причем число крупнейших катастроф и их разрушительные последствия нарастают. В 50-х годах имели место 20 крупномасштабных стихийных бедствий, в 70-х годах - 47, а в 90-х - 86. Причиненный природными катастрофами ущерб огромен (см. график).

Первые годы нынешнего столетия отмечены беспрецедентными наводнениями, ураганами, засухами и лесными пожарами.

И это только начало. Дальнейшее потепление климата в высоких широтах угрожает оттаиванием вечной мерзлоты в северной Сибири, на Кольском полуострове и в Приполярных областях Северной Америки. Это значит, что поплывут фундаменты под зданиями в Мурманске, Воркуте, Норильске, Магадане и десятках других городов и поселков, стоящих на мерзлом грунте (признаки приближения катастрофы уже отмечены в Норильске). Однако и это еще не все. Размораживается панцирь вечной мерзлоты, и открывается выход хранящимся под ним в течение тысячелетий огромным скоплениям метана - газа, вызывающего повышенный парниковый эффект. Уже зафиксировано, что метан во многих местах Сибири начинает просачиваться в атмосферу. Если климат здесь еще немного потеплеет, то выброс метана станет массовым. Итог - усиление парникового эффекта и еще большее потепление климата на всей планете.

Согласно пессимистическому сценарию из-за потепления климата к 2100 году уровень Мирового океана повысится почти на один метр. И тогда южное побережье Средиземного моря, западное побережье Африки, Южная Азия (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш и Мальдивы), все прибрежные страны Юго-Восточной Азии и коралловые атоллы в Тихом и Индийском океанах станут ареной стихийного бедствия. В одном лишь Бангладеше море грозит затопить около трех миллионов гектаров земли и вынудить к переселению 15-20 миллионов человек. В Индонезии могут быть затоплены 3,4 миллиона гектаров и изгнаны из мест обитания не менее двух миллионов человек. Для Вьетнама эти цифры составили бы два миллиона гектаров и десять миллионов переселенцев. А общее число таких пострадавших по всему миру может достичь примерно миллиарда.

По оценкам экспертов ЮНЭП, издержки, вызываемые потеплением климата Земли, продолжат нарастать. Расходы на защитные сооружения от повышающегося уровня моря и высоких штормовых волн могут составить один миллиард долларов в год. Если концентрация СО2 в атмосфере удвоится по сравнению с доиндустриальным уровнем, мировое сельское хозяйство и лесоводство вследствие засух, наводнений и пожаров будут ежегодно терять до 42 миллиардов долларов, а система водоснабжения уже к 2050 году столкнется с дополнительными издержками (около 47 миллиардов долларов).

Человек все более загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее. Выдающийся отечественный математик и эколог академик Н. Н. Моисеев предупреждал, что биосфера, как и всякая сложная нелинейная система, может утратить стабильность, в результате чего начнется ее необратимый переход в некое квазистабильное состояние. Более чем вероятно, что в этом новом состоянии параметры биосферы окажутся неподходящими для жизни людей. Поэтому не будет ошибкой сказать, что человечество балансирует на острие бритвы. Как долго оно сможет так балансировать? В 1992 году две самые авторитетные научные организации в мире - Британское королевское общество и Американская национальная академия наук совместно заявили: "Будущее нашей планеты висит на волоске. Устойчивого развития можно добиться, но только в том случае, если вовремя остановить необратимую деградацию планеты. Следующие 30 лет станут решающими". В свою очередь Н. Н. Моисеев писал, что "такая катастрофа может случиться не в каком-то неопределенном будущем, а, может быть, уже в середине наступающего XXI века".

Если эти прогнозы верны, то времени для поиска выхода остается, по историческим меркам, совсем немного - от трех до пяти десятилетий.

http://nauka.relis.ru/cgi/nauka

Естественно-научные, социально-биологические основы физической культуры - это комплекс медико-биологических, гуманитарных и социальных знаний, в первую очередь по ана­томии, физиологии, морфологии, биологии, гигиене, педагоги­ке, психологии, куль­турологии, социологии, медицине, на достиже­ниях которых базиру­ется теория и методика физического воспита­ния и спортивной тре­нировки.

Организм человека - это единая сложная высокоорганизованная биологическая система, находящаяся в посто­янном взаимодействии с изменяющимися условиями окружаю­щей среды и обладающая способностью саморегуляции и само­развития, а именно, способностью к самообучению, воспри­ятию, передаче и хранению информации и совершенствованию механизмов управления биологическими процессами.

Функциональные системы организма - это группы орга­нов, обеспечивающие протекающие в них согласованные про­цессы жизнедеятельности. К ним относятся нервная, кровенос­ная, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная (железы внутренней секреции), сен­сорная (органы чувств), половая и иммунная система. Они осу­ществляют свои функции в теснейшем взаимодействии.

Нервная система - одна из важнейших систем, которая обеспечивает координацию всех протекающих в организме че­ловека процессов и взаимосвязь организма и внешней среды.

Основные функции нервной системы:

    восприятие действующих на организм как внутренних,так и внешних раздражителей;

    проведение и обработка воспринимаемой информации;

    формирование ответных и приспособительных реакций.

Нервная система делиться на центральную нервную систе­му (ЦНС) и периферическую. К ЦНС относиться головной и спинной мозг. К периферической -нервные волокна, нервы, со­единяющие нервные клетки между собой, а также нервные клетки во всех органах человека. Нервная система условно де­литься на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система обеспечивает регуляцию двигательного аппарата; веге­тативная обеспечивает и регулирует протекание процессов об­мена веществ и работу внутренних органов и систем.

Особую роль в ЦНС играет кора больших полушарий го­ловного мозга. Именно она формирует деятельность организма как единого целого в его взаимоотношениях с окружающей средой. По И.П. Павлову, кора является распорядителем и рас­пределителем всех функций и всей деятельности организма. Кора - это вместилище всей нашей интеллектуальной жизни, это мастерская наших желаний, мыслей, воли и чувств.

Деятельность коры больших полушарий носит название высшей нервной деятельности (ВНД).

Важными показателями ВНД являются:

    сила нервных процессов -характеризуют настойчивость, смелость, активность, целеустремленность;

    уравновешенность нервных процессов - характеризует ус­тойчивость настроения, сдержанность характера, особенность по­ ведения в коллективе, семье, взаимоотношения с товарищами;

3)подвижность нервных процессов - характеризует быстроту освоения двигательных навыков, быстроту переключения с одного вида деятельности на другой, приспособляемость к но­вым условиям жизни, способность быстро проанализировать ошибки и внести коррективы в программу двигательных дейст­вий в конкретной изменяющейся окружающей внешней обста­новке.

Экспериментальные данные и наблюдения показывают, что в процессе занятий спортивными упражнениями и особенно в процессе спортивной тренировки растут сила и подвижность нервных процессов и увеличивается их уравновешенность. Фи­зические упражнения могут исправлять врожденные особенно­сти нервной деятельности, изменять их в желаемом направле­нии и в этом заключается одна из важнейших сторон социаль­ного и биологического значения физического воспитания и спорта.

Часть своих функций ЦНС осуществляет через систему ор­ганов внутренней секреции, эндокринные железы, вырабаты­вающие и выделяющие в кровь гормоны, которые в свою оче­редь являются важными регуляторами деятельности функцио­нальных систем.

Гомеостаз - постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, содержания глюкозы в крови и т.п.). Это постоянство физико-химических и биологи­ческих свойств внутренней среды не является абсолютным, а носит относительный и динамический характер. Оно регулиру­ется с помощью совокупности сложных приспособительных ре­акций организма, направленных на устранение или максималь­ное ограничение действия различных факторов внешней и внутренней среды, нарушающих его.

Саморегуляция и самосовершенствование организма реа­лизуются главным образом через совершенствование в орга­низме механизмов адаптации (приспособления) к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, производства, быта. Физическая тренировка вместе со сбалансированным питанием обусловливают эффективность саморегуляции и самосовершен­ствования организма.

Адаптация - процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования. Различают несколько видов адаптации. Специфическая адаптация - совокупность изме­нений в организме, обеспечивающих постоянство его внутрен­ней среды. Общая адаптация - совокупность изменений, приво­дящих к мобилизации энергетических и пластических (образо­вание белка) ресурсов организма. Срочная адаптация - измене­ния, которые развиваются непосредственно во время воздейст­вия какого-либо фактора (например, физической нагрузки) за счет имеющихся в организме человека функциональных воз­можностей. Долговременная адаптация - развитие структурных и функциональных возможностей организма в результате мно­гократного повторения срочных адаптационных процессов. Адаптивные реакции, направленные на устранение или ослаб­ление функциональных сдвигов в организме, вызванных неаде­кватными факторами среды, называют компенсаторными меха­низмами.

Компенсаторные механизмы - это динамичные, быстро возникающие физиологические средства аварийного обеспече­ния жизнедеятельности организма. Они мобилизуются, как только организм попадает в неадекватные условия, и постепен­но затухают по мере развития адаптационного процесса. На­пример, под воздействием холода усиливаются процессы про­изводства и сохранения тепловой энергии, повышается обмен веществ, в результате рефлекторного сужения периферических сосудов (особенно кожи) уменьшается теплоотдача.

Компенсаторные механизмы служат составной частью ре­зервных сил организма. Обладая высокой эффективностью для развития устойчивых форм адаптационного процесса, они мо­гут достаточно долго поддерживать относительно стабильный гомеостазис.

Гипоксия (кислородное голодание) - пониженное содержа­ние кислорода в организме или отдельных органах и тканях. Возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови, при нарушении биохимических процессов тканевого дыхания.

Максимальное потребление кислорода (МПК) - наиболь­шее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе. Отражает эффективность взаимодействия дыхательной, сердечно­сосудистой и кровеносной систем. Величина МПК определяет функциональное состояние этих систем и характеризует сте­пень тренированности организма к длительным физическим на­грузкам.

Рефлекс - реакция организма на раздражение, поступаю­щее из внутренней и внешней среды, осуществляемая посредст­вом центральной нервной системы. Биологическая сущность рефлекса заключается в приспособлении организма к этим из­менениям. С помощью механизма рефлекса осуществляется единство организма и среды. Всякое мышечное движение имеет рефлекторную природу, рефлекторным же путем регулируется деятельность всех внутренних органов и систем.

Экологические факторы - показатели окружающей чело­века внешней среды, отражающие состояние воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, световых потоков, геомагнитных и электромагнитных полей и т.п.

      Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Воздействие внешней среды на организм человека

Организм представляет собой единую сложную систему. В организме клетки и межклеточное вещество образуют ткани, из тканей построены органы, органы объединены в системы. Все клетки, ткани, органы и системы органов тесно связаны друг с другом и взаимно друг на друга влияют.

В основе жизнедеятельности клеток, тканей, органов и все­го организма лежит обмен веществ, включающий два взаимо­связанных процесса: усвоение питательных веществ (ассимиля­цию) и распад органических веществ (диссимиляцию).

В клетках и тканях происходит постоянное расщепление сложных веществ, входящих в их состав, на более простые. Од­новременно осуществляется их восстановление за счет других веществ, поступающих в клетки и ткани извне. Диссимиляция в клетках и тканях сопровождается выделением энергии, за счет которой совершаются все процессы в органах и тканях, (сокра­щение мышц, работа сердца, мозга и т.д.), в том числе и асси­миляция.

В процессе жизнедеятельности организма, в основе которой лежит обмен веществ, устанавливается тесная связь и взаимо­действие между различными органами и системами органов. Рассмотрим это положение на примере скелетной мышцы. В мышце, как и в других органах, происходит обмен веществ. По­этому необходимо постоянное поступление питательных ве­ществ и кислорода, которые доставляются кровью по кровенос­ным сосудам. В свою очередь в кровь эти питательные вещест­ва поступают из пищеварительной системы, а кислород - из дыхательной системы (через легкие). Образующиеся в процессе обмена продукты распада из мышц поступают в кровь, достав­ляются в органы выделения и через них выводятся наружу. Движение крови по сосудам происходит благодаря сокращени­ям сердца, работа которого, как и других органов, регулируется нервной системой и т.д.

Взаимосвязь между различными системами органов прояв­ляется и в согласованном изменении их деятельности. Усиление деятельности одного органа или системы органов сопровожда­ется изменениями и в других системах. Так, во время физиче­ской работы резко возрастает обмен веществ в мышцах, что приводит к согласованному изменению деятельности сердечно­сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем ор­ганов.

Организм человека развивается под влиянием генотипа (на­следственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды.

Без знания строения организма человека, особенностей про­цессов жизнедеятельности отдельных его органов, систем орга­нов нельзя обучать, воспитывать и лечить человека, нельзя также обеспечить его физическое развитие и совершенствование.

Познание самого себя является важным шагом в решении проблемы формирования физической культуры личности бу­дущего специалиста, который при изучении данной темы полу­чает возможности:

Изучить особенности функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием занятий физи­ческими упражнениями и спортом в различных условиях внешней среды;

    уметь диагностировать состояние своего организма и от­дельных его систем;

    вносить необходимую коррекцию в их состояние средствами физической культуры и спорта;

    уметь рационально соотносить физкультурно-спортивную деятельность и ндивидуальные особенности организма, а так­же учитывать условия труда, быта, отдыха.

Человеческий организм - сложная биологическая система. Все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в по­стоянном взаимодействии и являются единой саморегулируе­мой и саморазвивающейся системой, обеспечивающей взаимо­действие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.

В организме человека насчитывается более 100 триллионов клеток. Каждая клетка представляет собой одновременно: фабри­ку по переработке веществ, поступающих в организм; генератор, вырабатывающий биоэлектрическую энергию; компьютер с большим объемом хранения и вьщачи информации. Кроме этого, определенные группы клеток выполняют специфические, прису­щие только им функции (мышцы, кровь, нервная система и др.).

Наиболее сложное строение имеют клетки ЦНС - нейроны. Их насчитывается в организме 10-15 миллиардов. Каждый ней­рон содержит около тысячи ферментов. Все нейроны головного мозга могут накапливать свыше 10 миллиардов единиц инфор­мации в секунду, т.е. в несколько раз больше, чем самая совер­шенная ЭВМ.

Каждую клетку необходимо снабдить питательными веще­ствами и кислородом, вывести из нее продукты распада после биохимических реакций жизнедеятельности, а также обеспе­чить регуляцию протекающих в ней процессов. Для этого к ка­ждой клетке подходит кровеносный сосуд -капилляр - и нерв­ное волокно. Организм человека состоит из отдельных oprarioe, выпол­няющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющие совместно общие функции - это система орга­нов. В своей функциональной деятельности системы органов связаны между собой. Взаимосогласованные, одновременно протекающие в них процессы обеспечивают жизнедеятельность организма в целом.

Многие функциональные: системы в значительной степени обеспечивают двигательную деятельность человека. К ним от­носятся: кровеносная система, система органов дыхания, опор­но-двигательная и пищеварительная системы, а также органы выделения железы внутренней секреции, сенсорные системы, нервная система и др.

Внешняя среда в общем виде может быть представлена мо­делью, состоящей из четырех взаимодействующих элементов: физическая окружающая среда (атмосфера, вода, почва, сол­нечная энергия); биологическая окружающая среда (животный и растительный мир); социальная среда (человек и человеческое общество); производственная среда (производство и труд чело­века). Влияние внешней среды на организм человека весьма многогранно, она может оказывать на организм, как полезные, так, и вредные воздействия. Из внешней среды организм полу­чает все необходимое для жизнедеятельности и развития, одна­ко, вместе с тем, он получает многочисленный поток воздейст­вий (температура, влажность, солнечная радиация, производст­венные, профессиональные вредные и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма.

Нормальное существование человека в этих условиях воз­можно только в том случае, если организм своевременно реаги­рует на воздействия внешней среды соответствующими при­способительными реакциями и сохраняет постоянство своей внутренней среды или адаптируется к новым условиям сущест­вования. Следует отметить приспособительные изменения функциональных параметров имеют определенные границы, за пределами которых происходит нарушение свойств системы или даже ее распад и гибель.

      Физическая и умственная деятельность человека. Утомление и переутомление при физической и умственной работе

Умственная и физическая работоспособность в меньшей степени ухудшается под воздействием неблагоприятных факто­ров внешней среды, если соответствующим образом применять физические упражнения. Оптимальная физическая тренирован­ность является одним из необходимых условий сохранения ра­ботоспособности человека.

Утомление - это состояние, которое возникает вследствие работы при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушении коор­динации регуляторных механизмов и в ощущении усталости. Утомление играет важную биологическую роль, служит преду­предительным сигналом возможного перенапряжения рабочего органа или организма в целом.

Суммирование сдвигов в нервно-мышечной, ЦНС и других системах, возникающих при многократном утомлении, вызыва­ет хроническое утомление. Систематическое продолжение ра­боты в состоянии утомления, неправильная организация труда, длительное выполнение работы, связанной с чрезмерном нерв­но-психическим или физическим напряжением - все это может привести к переутомлению.

Умственное переутомление, являясь наиболее вредным для организма, граничит с заболеванием, имеет более длительный период восстановления. Оно является следствием того, что мозг человека, обладая большими компенсаторными возможностя­ми, способен длительное время работать с перегрузкой, не да­вая знать о своем утомлении, которое мы ощущаем только то­гда, когда практически уже наступила фаза переутомления.

Средствами восстановления организма после утомления и переутомления являются: оптимальная физическая активность, переключение на другие виды работы, правильное сочетание работы с активным отдыхом, рациональное питание, установ­ление строгого гигиенического образа жизни. Ускоряют про­цесс восстановления также достаточный по времени и полноценный сон, водные процедуры, парная баня, массаж и само­массаж, фармакологические средства и физиотерапевтические процедуры, психорегулирующая тренировка и другие реабилитационно-восстановительные мероприятия.

        Основные факторы производственной среды и их неблагоприятное влияние на организм человека

Существенное значение для производительности труда и охраны здоровья имеют направленность (сфера) производст­венной деятельности, конкретные производственные операции, орудия труда, формы организации труда и др. Каждый из этих показателей требует определенных физических и психофизио­логических качеств.

Например, работа оператора, диспетчера, связанная с управлением автоматами в технических системах, требует раз­вития двигательной реакции, наблюдательности, внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости. Дея­тельность по наблюдению и контролю (чтение показаний при­боров, слежение и т.п.) предъявляет высокие требования к объ­ему, распределению, устойчивости внимания, хорошей реакции слежения.

Монтаж, сборка, ремонт аппаратуры, оборудования требуют высокой координации движений, специальной мышечной вынос­ливости. Для работы на малых вычислительных машинах и ком­пьютерах необходима тонкая координация пальцев рук, выносли­вость зрительных анализаторов. При коллективной работе необ­ходимы развитые коммуникативные способности и т.д.

Производительность труда, состояние здоровья и уровень работоспособности человека в значительной мере зависят от воздействия факторов внешней производственной среды. Эти факторы в отдельности и, особенно, в комплексе могут оказы­вать неблагоприятное влияние на организм человека в процессе производственной деятельности, к ним относятся: метеорологи­ческие условия (микроклимат), шум, вибрация, укачивание, ра­диационное излучение, освещенность рабочего места, экономи­ческая и психологическая напряженность, режим труда и др.

Метеорологические факторы характеризуются сочетанием температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха.

Систематические отклонения от нормального (комфортно­го) метеорологического режима в производственных помеще­ниях приводят к хроническим простудным заболеваниям, забо­леваниям суставов, тепловым ударам, судорогам, стрессовым состояниям.

Реакция организма человека на изменение температуры внешней среды приводит к нарушению теплового баланса, к снижению способности к умственной и физической работе на период акклиматизации.

Физическая тренировка и закаливание повышают устойчи­вость организма человека к резко меняющимся погодным усло­виям, к изменению микроклимата, значительно сокращают пе­риод акклиматизации и способствуют более быстрому восста­новлению умственной и физической работоспособности после утомления.

При проведении работ на станциях техобслуживания, в ав­томастерских и т.п. человеческий организм подвергается воз­действию резких перепадов температуры воздуха и атмосфер­ного давления, а также воздействию шума, вибрации, газовых потоков и др., все это может приводить к общим и профессио­нальным заболеваниям.

Резкое изменение барометрического давления, например, может сопровождаться нарушением функции вестибулярного аппарата и среднего уха, потерей координации движений. От­рицательное воздействие на органы слуха и нервную систему оказывает также высокий уровень шума.

Под воздействием вибрации может развиваться так назы­ваемая вибрационная болезнь, когда снижается острота зрения, тактильная, тепловая и болевая чувствительность; поражаются кровеносные сосуды; происходят нежелательные изменения в суставах и т.д.

Физическая подготовленность приобретает большое значе­ние при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к полной потере работоспособности.

В настоящее время в результате негативных последствий развития атомной энергетики интенсивность радиационного из лучения, по сравнению с естественным фоном, значительно по­вышена. В связи с этим весьма важным является вопрос о воз­можности повышения стойкости организма человека к дейст­вию проникающей радиации посредством специальной физиче­ской подготовки. Исследования показывают, что при несмер­тельных дозах лучевое поражение физически тренированных людей будет относительно более легким, выздоровление пойдет быстрее, работоспособность будет восстанавливаться раньше.

Освещение рабочего места - один из важнейших факторов трудовой деятельности. Главные проблемы, связанные с орга­нами зрения, на производстве касаются адекватности и удобст­ва освещения. Достаточная (оптимальная) освещенность рабо­чего места положительно влияет на органы зрения, снижает утомление. Неудовлетворительное освещение вызывает преж­девременное утомление, глазные болезни, головные боли и мо­жет быть причиной травматизма.

1.3.2. Обеспечение устойчивости к физической и умственной нагрузке

В связи с активизацией учебного труда при возрастающих нагрузках требуется оздоровление условий и режима учебы, быта и отдыха студентов, в том числе с использованием средств физической культуры - физических упражнений, оздоровитель­ных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических фак­торов и других составляющих здорового образа жизни.

Использование оздоровительных сил природы (закалива­ние) укрепляет и активизирует защитные силы организма, сти­мулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Важное значение для сохранения и повышения уровня фи­зической и умственной работоспособности отводится комплек­су оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу кото­рых относятся разумное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.

Систематическая физическая тренировка, занятия физиче­скими упражнениями в условиях напряженной учебной дея­тельности студентов являются важнейшим способом разрядки нервного напряжения и сохранения здоровья. Разрядка психи­ческой (нервной) напряженности через движение является наи­более эффективной. Без активной мышечной работы невозмож­но нормальное функционирование организма. Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздей­ствием на здоровье. Наблюдение за людьми, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, показало, что систе­матическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.

      Совершенствование обмена веществ под воздействием направленной физической тренировки

Обмен веществ и энергии в организме человека характери­зуется сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутрен­нюю среду организма с пищей, расщепляются в органах пище­варения. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из воздуха через легкие в кровь, принимает участие в процессах окисления, про­исходящих в клетках.

Обмен веществ и энергии - это взаимосвязанные процессы, распределение которых связано лишь с удобством изучения. Ни одного из этих процессов в отдельности не существует.

Продукты распада, образующиеся в результате биохимиче­ских реакций обмена веществ (двуокись углерода, вода, моче­вина и др.), удаляются из организма через легкие, почки, кожу.

В результате обмен веществ выделяется энергия необходимая для всех жизненных процессов и функций организма. При расще­плении сложных органических веществ содержащаяся в них по­тенциальная химическая энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, механическую, тепловую и др.).

Обмен веществ и энергии осуществляется с помощью двух противоположных процессов: ассимиляции и диссимиляции:

Ассимиляция - это образование в клетках организма свойст­венных ему веществ из других, которые поступают из внешней среды. При ассимиляции организм не только усваивает органиче­ские соединения, но и накапливает находящуюся в них энергию.

Диссимиляция - это окисление и распад органических со­единений в клетках организма, при котором происходит обра­зование и превращение энергии, перенос её к участкам клеток, где она расходуется. Диссимиляция обусловливает различные виды деятельности органов и систем организма, в том числе и процесс ассимиляции.

Процессы ассимиляции и диссимиляции неотделимы друг от друга и определяют рост, развитие и все другие проявления жизнедеятельности организма.

Интенсивность протекания процесса обмена веществ в ор­ганизме человека очень велика. Каждую секунду разрушается огромное количество молекул различных веществ и одновре­менно образуются новые вещества, необходимые организму. За 3 месяца половина всех тканей тела человека обновляется.

В процессе жизнедеятельности, с одной стороны, человек с пищей получает энергию, с другой, тратит ее на работу внут­ренних органов, поддержание постоянной температуры тела, на умственную и физическую работу.

Энергетический баланс - равенство между количеством энергии, получаемым организмом с пищей, и величиной энер­гетических затрат организма в сутки.

В современных условиях жизни при достаточном и полно­ценном питании и малоподвижном образе жизни для сохране­ния энергетического баланса, поддержания нормальной массы тела, обеспечения высокой умственной и физической работо­способности и профилактики заболеваний возникает необходи­мость увеличивать расход энергии за счет повышения двига­тельной активности, и прежде всего с помощью регулярных за­нятий физическими упражнениями, что существенно стимули­рует обменные процессы.

      Воздействие физической тренировки на кровь, кровеносную систему

Кровь в организме человека выполняет следующие функции:

    транспортную - переносит к тканям тела питательные вещества, а из тканей к органам выделения транспортирует продукты распада, образующиеся в результате жизнедеятельно­сти клеток тканей;

    регуляторную - осуществляет гуморальную (гумор -жидкость) регуляцию организма с помощью гормонов и других химических веществ и создает гидростатическое давление крови на нервные окончания (барорецепторы), расположенные в стенках кровеносных сосудов;

    защитную - совместно с иммунной и другими процессами оказывает противодействие неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды организма, обеспечивает свертываемость при повреждении тканей и заживлении ран;

    теплообменную - участвует в поддержании постоянной температуры тела.

Количество крови в организме равно, примерно, 7-8% от массы тела. В покое 20-50% крови может быть выключено из кровообращения и находиться в, так называемых, «кровяных депо» - в печени, селезенке, мышцах и сосудах кожи. При не­обходимости, например, при физической работе, запасной объ­ем крови в соответствии с интенсивностью этой работы вклю­чается в кровообращение. Регуляция осуществляется вегетатив­ным отделом нервной системы.

Кровь состоит из жидкой части (плазмы) - 55% и взвешен­ных в ней форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и др.) - 45%. Кровь имеет слабую щелочную ре­акцию.

Эритроциты - красные кровяные клетки, носители дыха­тельного пигмента - гемоглобина. Эритроциты переносят ки­слород из легких к тканям и углекислый газ из тканей в легкие. В 1 куб. мм крови у мужчин в среднем 5 млн. эритроцитов, у женщин - 4,5 млн. У людей, занимающихся спортом, эта вели чина достигает 6 млн. и более. Общее количество эритроцитов в крови человека - 25 триллионов.

Общая поверхность эритроцитов очень велика, она пример­но, в 1500 раз больше поверхности тела.

Лейкоциты - белые кровяные клетки, их имеется несколько видов. В 1 куб. мм крови содержится 6-8 тыс. лейкоцитов. Они способны проникать через стенки кровеносных сосудов в ткани тела и уничтожать болезнетворные микробы и инородные тела, попавшие в организм. Это явление называется фагоцитозом.

Тромбоциты - их содержится в крови 100-300 тыс. в 1 куб. мм. Они защищают организм от потери крови. При поврежде­нии ткани тела и кровеносных сосудов тромбоциты способст­вуют свертыванию крови, образованию сгустка (тромба), кото­рый закупоривает сосуд и прерывает ток крови.

При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом:

    увеличивается количество эритроцитов и количество ге­моглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови;

    повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активно­сти лейкоцитов;

    ускоряются процессы восстановления после значительной потери крови.

У тренированного человека за счет повышенных резервных возможностей, включая буферные системы, обменные и вос­становительные процессы осуществляются значительно интен­сивнее, по сравнению с нетренированным. Так, например, после интенсивной физической нагрузки ресинтез (восстановление) энергообеспечения при которой осуществлялся в анаэробном (бескислородном) режиме, нетренированный человек долгое время ощущает боли в мышцах, выполнявших данную работу. Это происходит за счет образования лактата (молочной кисло­ты). При регулярных тренировках болевой синдром не наблю­дается. Отметим, что концентрация лактата в крови 18-20 ммоль/л у спортсменов, специализирующихся в видах спорта, связанных с проявлением скоростно-силовой выносливости, (бег на 400, 800, 1500 м.; плавание - 100, 200 м. и т.п.), вызыва­ет запредельное торможение, из-за сдвига РН крови в кислую сторону. Тогда как подобное явление у нетренированных людей наблюдается при концентрации лактата в крови 8-10 ммоль/л.

Кровь в организме находится в постоянном движении, ко­торое осуществляется по кровеносной системе.

Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных со­судов. Кровеносные сосуды составляют два круга кровообра­щения - малый и большой. Функциональным центром крове­носной системы является сердце, выполняющее роль двух насо­сов. Один (правая сторона сердца) - продвигает кровь по мало­му кругу кровообращения, второй (левая сторона сердца) - по большому кругу кровообращения. В каждом круге кровообра­щения сеть кровеносных сосудов состоит из крупных сосудов -артерий, по которым кровь движется в сторону от сердца. По мере удаления артерии ветвятся на более мелкие сосуды - артериолы, которые, в свою очередь, делятся на тончайшие крове­носные сосуды - капилляры.

Стенки капилляров полупроницаемые, через них питатель­ных вещества, растворенные в плазме крови, просачиваются в тканевую жидкость, из которой переходят в соответствующие органы. Отработанные продукты жизнедеятельности проника­ют сквозь стенки капилляров в обратном направлении из ткане­вой жидкости в кровь.

Важность развития капиллярной системы весьма значима для функционирования всего организма. Многие специалисты капиллярную систему называют вторым сердцем человека. По их мнению физкультура будущего будет основана на постепен­ном развитии индивидуальных двигательных способностей ка­ждого. И, конечно, на тренировке капиллярной системы, от ко­торой напрямую зависит здоровье. Установлено, что в резуль­тате физических нагрузок начинают прорастать новые капилля­ры в работающих скелетных мышцах и самом сердце.

Известно, что в спокойном состоянии функционирует толь­ко небольшая часть имеющихся капилляров, а при выполнении физических упражнений с повышением частоты сердечных со­кращений количество их значительно возрастает. Систематические физические нагрузки неизменно приводят к повышению числа «работающих» капилляров в спокойном состоянии орга­низма, а, следовательно, к лучшему обмену веществ, повыше­нию умственной и физической выносливости.

Сеть сосудов большого круга кровообращения пронизывает ткани всех органов и частей тела человека. Продвигаясь по ка­пиллярам большого круга кровообращения, кровь превращается из артериальной в венозную; она отдает тканям кислород и пи­тательные вещества, одновременно насыщаясь углекислым га­зом и продуктами распада, которые переносит к органам выде­ления, а также выполняет другие функции.

Сосудистая сеть малого круга кровообращения проходит только через легкие, где кровь превращается из венозной в ар­териальную, т.е. отдает в полость легких углекислый газ и на­сыщается кислородом.

Физическая работа способствует общему расширению кро­веносных сосудов, повышению эластичности их мышечных стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов. При работе окружающих сосуды мышц происходит массаж стенок сосудов. Кровеносные сосу­ды, не проходящие через мышцы (головного мозга, внутренних органов, кожи), массируются за счет гидродинамической волны от учащения пульса и за счет ускоренного тока крови. Все это способствует сохранению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальному функционированию сердечно­сосудистой системы без патологических отклонений.

Напряженная умственная работа, не сбалансированная фи­зической деятельностью, Малоподвижный образ жизни, особен­но при высоких нервно-эмоциональных напряжениях, вредные привычки (курение, потребление алкоголя) вызывают ухудше­ние питания стенок артерий, потерю их эластичности, что мо­жет привести к стойкому повышению в них кровяного давления и, в конечном итоге, к заболеванию, называемому гипертонией.

Поэтому для сохранения здоровья и работоспособности не­обходимо регулярно активизировать кровообращение с помощью физических упражнений, в том числе и в режиме учебного дня студента (физкультминутки, физкульт-паузы). В покое кровь совершает полный кругооборот за 21-22 с, при физиче­ской работе за 8 с. и менее, при этом объем циркулирующей крови способен возрастать до 40 л/мин. В результате такого увеличения объема и скорости кровотока значительно повыша­ется снабжение тканей организма кислородом и питательными веществами.

Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды и пре­жде всего на расширении капиллярной сети, оказывают занятия циклическими видами упражнений: бег, плавание, бег на лы­жах, на коньках, езда на велосипеде и т.п.

      Воздействие физической тренировки на сердце

Сердце, главный орган кровеносной системы, представляет собой полую мышцу, обильно снабженную кровеносными со­судами, совершающую ритмичные сокращения по типу насоса, благодаря которым происходит движение крови в организме. Сердце работает автоматически под контролем ЦНС.

Сердце делится продольно на левую и правую половины непроницаемой перегородкой. Правая половина перекачивает венозную кровь в малый круг кровообращения, левая - артери­альную кровь в большой. Поперек сердце разделено на пред­сердия, которые находятся сверху, и на желудочки. Эти четыре камеры попарно соединены перегородкой, имеющей клапаны: правое предсердие - с правым желудочком, левое - с левым. Клапаны сердца, а также клапаны у выхода крови в аорту (в большой круг кровообращения) и легочную артерию (в малый круг кровообращения) обеспечивают движение крови в одном направлении - из предсердий в желудочки, а из желудочков - в артерии.

Размеры сердца зависят от возраста, размера тела, пола и физического развития человека.

Средние размеры сердца взрослого мужчины представлены в табл. 1.1.

Толщина стенок отдельных камер сердца неодинакова и за­висит от мощности производимой работы. Стенки предсердий имеют толщину всего 2-3 мм, так как они без особого напряже­ния перекачивают кровь в нижележащие желудочки. Толщина стенок правого желудочка доходит до 5- 8 мм, так как при его сокращении преодолевается сопротивление сосудов малого круга кровообращения. Левый желудочек имеет самые толстые стенки до 10-15 мм. Нагнетая кровь в большой круг кровооб­ращения, мышцы левого желудочка при сокращении преодоле­вают сопротивление разветвленной сосудистой сети всего тела.

У женщин все размеры несколько меньше.

Размеры и масса сердца увеличиваются в связи с утолщени­ем стенок сердечной мышцы и увеличением его объема в ре­зультате естественного роста и систематических занятий физи­ческими упражнениями и спортом. Такие изменения повышают мощность и работоспособность сердечной мышцы.

Важным показателем работы сердца является количество крови, выталкиваемое левым желудочком сердца при одном со­кращении. Этот показатель называется систолическим объемом крови (систола - сокращение).

Таблица 1.1

Систолический объем в покое, примерно, равен: у нетрени­рованных - 60 мл; у тренированных - 80 мл; при интенсивной мышечной работе: у нетренированных 100-130, у тренирован­ных-180-200 мл.

Вторым важным показателем является минутный объем крови, т.е. количество крови, выбрасываемое левым желудоч­ком сердца в течение одной минуты. В состоянии покоя минут­ный, объем крови составляет в среднем 4-6 л. При интенсивной мышечной деятельности он повышается до 18-20, у трениро­ванных людей до 30-40л.

Показатели работоспособности сердца тренированного и нетренированного человека в покое и при мышечной работе представлены в табл. 1.2.

Из таблицы видно, что в положении лежа и при быстрой ходьбе сердце нетренированного человека для того, чтобы обеспечить необходимый минутный объем крови, вынуждено сокращаться с большей частотой, так как систолический объем у него меньше.

Поэтому нетренированный человек через несколько минут, а иногда и секунд после начала интенсивного бега, чувствует большое утомление и прекращает бег. Если же человек пытает­ся продолжать его, то наступает запредельное торможение, приводящее к отказу от дальнейшего выполнения упражнения. Следует помнить, что при прекращении выполнения физиче­ских упражнений с большой и максимальной интенсивностью надо продолжать движение постепенно снижая интенсивность. В противном случаи при учащенном сердцебиении и уменьше­нии скорости потока крови (при отсутствии сокращения мышц) левый желудочек сердца не успевает наполняться кровью, что влечет за собой потерю сознания из-за недостатка питания го­ловного мозга кислородом. Данное явление называется грави­тационным шоком.

Сердце тренированного человека может показывать удиви­тельную работоспособность. Так, в условиях соревнований сердце лыжника-гонщика перекачивает за относительно корот­кое время не один десяток тонны крови.

Таблица 1.2

Положение и вид мышечной работы

Организм

Систолический объем, мл

ЧСС, уд/мин

Нетренированный

Тренированный

Быстрая ходьба

Нетренированный

Тренированный

Быстрый бег

Нетренированный

Тренированный

Секрет высокой работоспособности сердца тренированного человека в том, что мышцы его сердца более густо пронизаны кровеносными сосудами. Следовательно, лучше осуществляется питание мышечной ткани и ее работоспособность успевает вос­станавливаться во время кратчайших пауз сократительного цикла.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) или артериальный пульс является весьма информативным показателем работоспо­собности сердечно-сосудистой системы и всего организма. В процессе регулярных занятий физической культурой и спор­тивных тренировок частота пульса в покое (утром лежа нато­щак) со временем становится реже за счет увеличения систоли­ческого объема сердечного сокращения.

Средние значения ЧСС в покое, уд./мин:

для мужчин:

Не занимающихся регулярно физической культурой или спортом - 70-80,

Занимающихся регулярно физической культурой или спортом - 50-60.

для женщин:

Не занимающихся регулярно физической культурой или спортом - 75-85,

Занимающихся регулярно физической культурой или спортом-45-65.

Сердечный цикл сложен, в нем различают несколько фаз. Схематично сердечный цикл можно разделить на три фазы: систола (сокращение), диастола (расслабление) и пауза, отдыха.

Урежение пульса, если оно не связано с заболеванием, уве­личивает абсолютное время паузы отдыха сердца, что способ­ствует более эффективному его восстановлению.

Условно примем, что эти фазы равны по времени. Тогда пауза отдыха сердца у нетренированного человека при ЧСС 80 уд./мин будет равна 0,25 с, а у тренированного человека при ЧСС 60 уд./мин пауза отдыха увеличивается до 0,33 с. Значит сердце тренированного человека в каждом цикле своей работы имеет больше времени для отдыха и восстановления.

После прохождения через капилляры кровь попадает в вены и по ним возвращается к сердцу. Движение крови по венам за­труднено, во-первых, в связи с падением в них кровяного дав­ления, во-вторых, в большинстве случаев кровь движется по ве­нам в основном вверх против силы тяжести. В венах имеются клапаны, обеспечивающие движение крови только по направ­лению к сердцу.

Мышечный насос - механизм принудительного продвиже­ния венозной крови к сердцу с преодолением сил гравитации под воздействием чередования сокращений и расслабления ске­летных мышц. Когда участок вены между двумя клапанами на­полнен кровью, сокращение расположенных рядом с ним мышц, сопровождаемое их утолщением, сдавливает вену и про­талкивает порцию крови вверх, к сердцу, так как движению крови вниз в противоположную от сердца сторону, препятству­ет закрывшийся клапан. При последующем расслаблении мышц данный участок вены расправляется и засасывает снизу через открывшийся клапан новую порцию крови. Сверху участок ве­ны перекрывается клапаном, и кровь в обратном от сердца на­правлении не поступает в данный участок вены. Новое сокра­щение мышц опять сдавливает данный участок вены и протал­кивает новую порцию крови по направлению к сердцу и т.д. Та­ким образом, скелетные мышцы при циклических движениях, когда ритмично чередуется их сокращение и расслабление, су­щественно помогают сердцу обеспечивать циркуляцию крови в сосудистой системе.

Чем полнее их сокращение и расслабление, тем большую помощь сердцу оказывает мышечный насос. Особенно эффек­тивно он работает при выполнении упражнений циклического характера, таких как бег, плавание, бег на лыжах и т.д.

      Значение и функциональные возможности дыхания

Дыханием называется процесс, обеспечивающий потребле­ние кислорода и выведение углекислого газа. Различают внеш­нее (лёгочное) и внутриклеточное (тканевое) дыхание. Внеш­ним дыханием считается обмен воздухом между окружающей средой и легкими, внутриклеточным - обмен кислородом и уг­лекислым газом между кровью и клетками тела.

Переход кислорода и углекислого газа из одной среды в другую происходит по законам диффузии под воздействием разницы парциального давления этих газов в сторону из среды с большим парциальным давлением в среду с меньшим парци­альным давлением.

Дыхание обеспечивается:

    воздухоносными путями - носовая и ротовая полости, трахея, бронхи, бронхиолы, заканчивающиеся альвеолами (ле­гочными пузырьками). Стенки альвеол густо переплетены сетью капиллярных кровеносных сосудов, через стенки которых происходит насыщение крови кислородом и удаление из нее углекислого газа;

    легкими - эластичная ткань, в которой насчитывается от 200 до 600 млн. альвеол, в зависимости от роста тела;

    дыхательными мышцами - межреберные, диафрагма и ряд других мышц, принимающих участие в дыхательных дви­жениях.

Наиболее значимыми показателями работоспособности ор­ганов дыхания являются дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, кислородный запрос, потребление кислорода, кислородный долг и др.

Дыхательный объем - количество воздуха, проходящее че­рез легкие при одном дыхательном цикле (вдох, выдох, дыха­тельная пауза). Величина дыхательного объема находится в прямой зависимости от степени тренированности к физическим нагрузкам и колеблется в состоянии покоя от 350 до 800 мл в покое. У нетренированных людей дыхательный объем находит­ся на уровне 350-500, у тренированных – 800 мл и более.

При интенсивной физической работе дыхательный объем может увеличиваться в 3-4 раза.

Частота дыхания - количество дыхательных циклов в 1 мин. Средняя частота дыхания у нетренированных людей в по­кое 16-20 циклов в 1 мин, у тренированных, за счет увеличения дыхательного объема, частота дыхания снижается до 8-12 цик­лов в 1 мин. У женщин частота дыхания на 1-2 цикла больше. При спортивной деятельности частота дыхания увеличивается.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - максимальное количе­ство воздуха, которое может выдохнуть человек после полного вдоха (измеряется методом спирометрии).

Средние величины ЖЕЛ: у нетренированных мужчин -3500, женщин - 3000 мл; у тренированных мужчин - 4700, женщин 3500 мл. При занятии циклическими видами спорта на выносливость (гребля, плавание, лыжные гонки и т.п.) ЖЕЛ может достигать у мужчин 7000 и более, у женщин 5000 мл и более.

Легочная вентиляция - объем воздуха, который проходит через легкие за 1 мин. Легочная вентиляция определяется путем умножения величины дыхательного объема на частоту дыхания. Легочная вентиляция в покое находится на уровне 5000-9000 мл. При физической работе этот объем может увеличиваться до 10 и более раз. Максимальный показатель может достигать до 150 и более литров.

Вместе с тем, увеличение легочной вентиляции при выпол­нении физических упражнений не является достоверным пока­зателем эффективности функционирования дыхательной систе­мы. Чем меньше подготовлен механизм к выполнению физиче­ской работы скоростно-силовой направленности, связанной с выносливостью, тем больший наблюдается уровень легочной вентиляции. Это можно объяснить тем обстоятельством, что количество кислорода, необходимое для выполнения работы, организм получает из большого объема пропускаемого через легкие воздуха. Поэтому выполнение одной и той же работы по времени, объему и интенсивности с меньшей величиной легоч­ной вентиляции характеризует более экономичную производи­тельность дыхательной системы.

Кислородный запрос - количество кислорода, необходимое организму для обеспечения процессов жизнедеятельности в различных условиях покоя или работы в 1 мин.

В покое в среднем кислородный запрос равен 250-300 мл. При беге на 5 км, например, он увеличивается в 20 раз и становится равным 5000-6000 мл. При беге на100 м за 12 с. при пересчете за 1 мин, кислородный запрос увеличивается до 7000 мл.

Суммарный, или общий, кислородный запрос - это количе­ство кислорода, необходимое для выполнения всей работы.

Потребление кислорода - количество кислорода, фактиче­ски использованного организмом в покое или при выполнении какой-либо работы за 1 мин.

В состоянии покоя человек потребляет 250-300 мл кисло­рода в 1 мин. При мышечной работе эта величина возрастает.

Наибольшее количество кислорода, которое организм мо­жет потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК). МПК зависит от Состояния сердечно-сосудистой и ды­хательной систем, кислородной емкости крови, активности про­текания процессов обмена веществ и других факторов. Величи­на МПК характеризует функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем, степень тренированности организма к длительным физическим нагрузкам. У людей, не занимающихся спортом, МПК, как правило не превышает 2,7-3,5 л/мин. У спорт­сменов-мужчин может достигать 6 л/мин и более, у женщин -4 л/мин и более.

Абсолютная величина МПК зависит также от размеров те­ла, поэтому для ее более точного определения рассчитывают относительное МПК на 1 кг массы тела.

Для сохранения оптимального уровня здоровья необходимо обладать способностью потреблять кислород на 1 кг массы те­ла: женщинам - не менее 42, мужчинам - не менее 50 мл.

Максимальное потребление кислорода является показателем аэробной (кислородной) производительности организма, связан­ной с его способностью выполнять интенсивную физическую ра­боту при достаточном количестве поступающего в организм кислорода для получения необходимого энергообеспечения без об­разования значительного уровня кислородного долга.

Кислородный долг - термин, обозначающий временное не­достаточное поступление кислорода в органы. Поскольку орга­ны кислородного снабжения «тяжелы на подъем», они не могут быстро удовлетворить кислородный запрос, образуется кисло­родный долг. Потребление организмом кислорода возрастает пропорционально величине и эффективности затрачиваемых усилий. При легкой работе достигается стационарное состоя­ние, когда потребление кислорода и его утилизация эквива­лентны, но это происходит лишь по прошествии 3-5 мин, в те­чение которых кровоток и обмен веществ в мышце приспосаб­ливаются к новым требованиям. До тех пор пока не будет дос­тигнуто стационарное состояние, мышца зависит от небольшого кислородного резерва. При тяжелой мышечной работе, даже ес­ли она выполняется с постоянным усилием, стационарное со­стояние не наступает; как и частота сокращений сердца, по­требление кислорода постоянно повышаются, достигая макси­мума. С началом работы потребность в энергии увеличивается мгновенно, однако для приспособления кровотока и аэробного (кислородного) обмена требуется некоторое время. Таким обра­зом, возникает кислородный долг. При легкой работе величина кислородного долга остается постоянной после достижения стационарного состояния, однако при тяжелой работе она на­растает до самого окончания работы. По окончании работы, особенно в первые несколько минут, скорость потребления ки­слорода остается выше уровня покоя происходит «выплата» ки­слородного долга. Однако этот термин не точен, так как увели­чение потребления кислорода после завершения работы не от­ражает непосредственно процессы восполнения запасов кисло­рода в мышце, а происходит и за счет влияния других факторов, таких, как увеличение температуры тела и дыхательная работа, изменение мышечного тонуса и пополнение запасов кислорода в организме. Поэтому кислородный долг, который будет воз­вращен, по величине больше, чем возникший во время самой работы. После легкой работы величина кислородного долга достигает 4 л, а после тяжелой может доходить до 20 л.

Дыхательная система - единственная внутренняя система, которой человек может управлять произвольно. Поэтому со­вершенствование работы этой системы напрямую связано с це­ленаправленной деятельностью человека. Рекомендуется:

а) дыхание необходимо осуществлять через нос, и только в случаях интенсивной физической работы допускается дыхание одновременно через нос и узкую щель рта, образованную язы­ком и нёбом. В этом случае воздух очищается от пыли, увлажняется и согревается, прежде чем поступить в полость легких, что способствует повышению эффективности дыхания и сохра­нению дыхательных путей здоровыми;

б) при выполнении физических упражнений целесообразно:

    во всех случаях выпрямления тела делать вдох;

    при сгибании тела делать выдох;

    при выполнении циклических упражнений ритм дыхания приспосабливать к ритму движения с акцентом на выдохе. На­пример, при беге делать на 4 шага вдох, на 5-6 шагов выдох или на 3 шага вдох и на 4-5 шагов выдох и т.д.;

Избегать частых задержек дыхания со статическим на­пряжение. Выполнение таких упражнений приводит к застою венозной крови, что влечет за собой негативные последствия для сердечно-сосудистой системы.

Наиболее эффективно функцию дыхания развивают упраж­нения циклического характера с включением в работу большого количества мышечных групп (плавание, гребля, лыжный спорт, бег и др.)

      Двигательная активность в повышении функций отдельных внутренних органов и систем человека

Систематические и оптимальные по интенсивности и дли­тельности физические нагрузки стимулируют функцию органов пищеварения, как одну из составляющих обмена веществ.

Значительный по объему прием пищи перед физической работой или интенсивная длительная физическая нагрузка при пустом желудке неблагоприятны для функции органов пищева­рения и энергообеспечения мышечного сокращения; в первом случае - по причине перераспределения нервно-мышечной ин­нервации и крови к работающим органам (т.е. не к желудку и другим органам пищеварения, а к мышцам, выполняющим движения); во втором - в результате возможного отсутствия энергообразующих индигриентов выполнения работы, особенно связанной с проявлением выносливости (при продолжительной интенсивной тренировке или участии в соревнованиях спорт­смен, как правило, получает «дополнительное питание».

Пищу в оптимальных количествах следует принимать за 2,5-3 часа до физических нагрузок.

Физическая тренировка повышает в целом эффективность усвоения пищевых продуктов, активизирует деятельность пи­щеварительных желез и перистальтику кишечника.

При физической работе повышается функция выделитель­ных систем. При больших физических нагрузках потовые желе­зы и легкие значительно помогают почкам в выводе из орга­низма продуктов распада, образующихся при интенсивно про­текающих процессах обмена веществ.

Физическая работа активизирует систему терморегуляции. При интенсивных физических нагрузках температура тела по­вышается на 1-1,5 градуса, что способствует более эффектив­ному, протеканию в тканях окислительно-восстановительных процессов и повышению работоспособности организма.

У тренированных людей при физической работе отмечается повышение активности желез внутренней секреции - гипофиза, надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез. Влияние выделяемых ими гормонов положительно сказывается на про­цессе обмена веществ и восстановлении организма человека по­сле утомления.

У каждого из нас есть коллега или друг, которого мы можем назвать суперорганизованным: он пунктуальный, часто завершает проекты раньше дедлайна и всегда знает, где найти то, что ему нужно, тогда, когда ему это нужно.

Вместо того чтобы завистливо вздыхать вслед этим людям, не лучше ли выяснить, благодаря чему они добились таких отличных результатов? Что ж, давайте выясним.

1. Организованные люди находятся в постоянном поиске различных инструментов, облегчающих жизнь

Организованные люди находят полезные инструменты, от кухонных таймеров до разнообразных приложений для смартфонов, которые помогают им сделать больше за день, неделю, месяц и даже год.

К примеру, они используют всплывающие напоминания, чтобы не забыть всё самое важное. Они пользуются таймером, чтобы эффективно распределять своё время. Они умеют раскладывать крупные задачи на несколько мелких и не забывают о важности коротких перерывов во время работы, благодаря чему работают более продуктивно и качественно.

2. Организованные люди расставляют приоритеты

Организованные люди - это не те люди, которые имеют смутное представление о предстоящих делах и никак не могут решить, с чего начать. Организованный человек всегда знает, что важно в данный момент, у него есть чёткий план дел, который он способен при необходимости корректировать.

Организованные люди умеют расставлять приоритеты и знают, какое дело терпит, а какое - нет.

3. Организованные люди знают свои возможности

Организованные люди всегда в курсе своих возможностей и перспектив. Они знают свои слабые и сильные стороны, знают, какие задачи они смогут выполнить сразу, а на какие им понадобится время.

Они не распыляют свои усилия на то, что заведомо бесполезно. Они берутся только за то, что в состоянии сделать, и сделать хорошо.

4. Организованные люди выбирают простые решения

Организованные люди всегда ищут простые решения и инструменты, которые помогут им справиться с поставленными задачами.

Простота - это одна из основ организованности. Организованные люди стараются искать простые решения во всём: и в рабочих задачах, и в домашних делах, да и во всех сферах жизни.

5. Организованные люди знают, что нельзя быть организованным лишь иногда

Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. То же самое можно сказать и о по-настоящему организованном человеке.

Они знают, как важно постоянно работать над собой. Нельзя быть организованным иногда. Это как тренировки: если вы регулярно не занимаетесь физическими упражнениями, то вскоре потеряете хорошую форму.

Организованные люди всегда найдут время на то, чтобы прибраться в своём доме и положить всё на свои места. Они выделят несколько минут на то, чтобы удалить ненужные письма в электронной почте или разобрать бумажные завалы на письменном столе.

Они не дают себе слабины. Даже приходя домой после тяжёлого трудового дня, они не скинут вещи в кучу, а аккуратно повесят их в шкаф. Они не используют любимое оправдание миллионов людей: «Сегодня я смалодушничаю, но завтра обязательно сделаю всё как надо».

Организованные люди знают, что нужно делать всё сразу и хорошо. Это намного быстрее, чем потом «работать над ошибками».

6. Организованные люди регулярно освобождают себя от ненужных вещей

Обстоятельства постоянно меняются, и то, что сегодня было необходимым, завтра уже может стать ненужным. Организованные люди не копят ненужный хлам - они от него избавляются.

Они выбрасывают из дома ненужные вещи, удаляют из электронного ящика неактуальные письма, не держат перед глазами материалы по завершённым или приостановленным проектам.

7. Организованные люди всегда ориентированы на будущее

Организованные люди всегда думают о будущем и стараются сделать по максимуму в настоящем, чтобы будущее было как можно лучше. Они умеют рассчитывать риски и знают, чем грозит лень и работа спустя рукава в данный момент. Они планируют свои действия и к любой задаче подходят подготовленными.

Организованные люди всегда спрашивают себя: «Что я могу сделать сейчас для того, чтобы в будущем стать ещё успешнее?».

А вы считаете себя организованным человеком?



Статьи по теме: