Породы дерева. Породы деревьев, их свойства и характеристика

Цвет древесины является одним из признаков, отличающих одну породу от другой. В цветовой палитре пород древесины присутствуют почти все оттенки цветового спектра, а варианты этих оттенков имеют огромное множество тональных соотношений. Каждая порода дерева может иметь несколько десятков оттенков. Древесина сосны, осины, липы, клена, березы – светлая, ясеня и дуба – бурая, тика и грецкого ореха – коричневатая. Чаще в природе можно встретить породы, имеющие теплые оттенки цветов (красно-коричневыми, коричневыми, оранжевыми, желтыми, охристыми), реже – с холодными (фиолетовыми, синими, зелеными).

Определенный цвет древесины зависит от дубильных и красящих веществ, находящиеся в ее клетках. Цвет древесины может меняться в зависимости от атмосферных условий, поэтому в каждой климатической зоне цвет древесины одной и той же породы слегка различается. На окраску древесины влияет также воздух и свет. Под их воздействием древесина со временем темнеет. Например, цвет срубленной ольхи через некоторое время изменится на красноватый.

Изменять окраску древесины способны грибные поражения и находящиеся в земле минеральные соли. С возрастом древесина каждого дерева приобретает более темную окраску. Эти особенности необходимо учитывать при проведении столярных и других работ. Особенно это важно в мозаичных работах, так как в этом случае текстура и цвет являются изобразительным элементом при раскрытии образа или сюжета.

Цветовые оттенки разных пород деревьев можно классифицировать по нескольким основным группам, в каждой из которых будет преобладать один цвет древесины.

Желтый . К этой группе относятся породы деревьев, со следующими оттенками:

  • беловато-желтый со светлыми оттенками красного и розового – ясень , береза , липа, клен , осина , ель , пихта , граб ;
  • лимонно-желтый – барбарис;
  • золотисто-желтый – шелковица ;
  • красновато-буровато-желтый — карельская береза, боярышник, черемуха;
  • розовато-желтый – айлант.

Бурый :

  • светло-бурый — тополь, кедр , вяз;
  • красновато-розовато-бурый бук — груша , ольха, лиственница, слива;
  • коричнево-бурый – рябина, каштан ;
  • желто-бурый – акация ;
  • зеленовато-бурый — анатолийский орех;

Коричневый :

  • желтовато-коричневый – черешня;
  • желтовато-розовато-светло-коричневый – яблоня ;
  • светло (темно)-коричневый — грецкий орех , абрикос .

Красный : красное дерево и тис.

Розовый :

  • желтовато-розовый – лавровишня;
  • темно-розовый – чинара.

Блеском древесины называется ее свойство отражать световой поток. Различные породы имеют неодинаковый блеск. В большей степени это свойство проявляется у клена, белой акации, бука, чинары. Липа, тик, осина, тополь имеют матовый (сатиновый) блеск; вяз, ива, черемуха, ясень – шелковистый; черешня – золотистый; сибирский кедр – серебристый; береза, лавровишня, серый клен – муаровый.

Блеск древесины зависит от наличия и размеров сердцевинных лучей и от того, как они размещаются по разрезам. Например, если дуб отличается плотностью древесины и крупными сердцевинными лучами, то блеск его древесины будет ярче, чем у других пород.

Блески распределяется по поверхности неравномерно. Он зависит от вида разреза: в поперечной плоскости он слабее, а в радиальной – сильнее. У одних пород светотеневые переливы можно увидеть только на продольном разрезе ствола, у других – на всех разрезах.

При составлении мозаичных наборов обязательно учитывается блеск древесины, так как он существенно влияет на ее декоративные качества.

(по книге А.М. Коноваленко)

ОКРАШИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Технология процесса . Древесина различных пород принимает окраску по-разному. Подмечено, что твердые, плотные породы окрашиваются лучше мягких. Так, дуб окрашивается лучше липы, а береза - лучше бука и т. д. Обычно светлую древесину окрашивают в более насыщенные тона; иногда, желая усилить тон, ее протравливают в специальных растворах. Материал, подлежащий крашению, освобождают от пятен и пыли.
Крашение древесины может быть поверхностным и глубоким, а по интенсивности - насыщенным и слабым. Мозаисты применяют в основном глубокое крашение, потому что при высыхании и шлифовании часть поверхностного слоя теряется и текстура светлеет.
Так как большинство химикатов, применяемых для крашения, ядовиты, то при работе с ними необходимо принимать определенные меры осторожности: одевать резиновые (хирургические) перчатки, глаза предохранять очками, травить шпон в специальных ванночках, подальше от продуктов питания и в проветриваемом помещении. Посудой для травления должны быть эмалированные, стеклянные и пластмассовые ванночки. Обычно для этого приобретают фотованночки различной вместимости (рекомендуемые размеры - 50X60 и 50Х100 см).
В раствор опускают по несколько листов материала одной и той же породы. Помещать различные породы древесины в одном растворе не рекомендуется. Для лучшего смачивания в растворе листы шпона перед опусканием в ванночку промывают водой комнатной температуры.
Обычно окрашивают в холодном (комнатной температуры) растворе. Иногда для ускорения крашения раствор подогревают или даже кипятят. В основном так морят мягкие породы (для этого используют оцинкованную посуду с крышкой), которые выдерживают в растворе на слабом огне в течение 2 часов.
При холодном способе окрашивания цвета получаются устойчивые, однотонные; при кипячении некоторые красители разлагаются и цвет их меняется. При горячем травлении легко ошибиться в определении времени кипячения. Чтобы точно определить, как глубоко окрасился шпон, его вынимают пинцетом из раствора, ополаскивают в проточной воде и, отломив кусочек, осматривают окраску среза.
При холодном способе окрашивания древесины предпочтение отдают природным красящим веществам. Красящие пигменты природных красителей светоустойчивы и не разлагаются; при использовании таких красителей исключается образование на поверхности древесины пятнистости. Решающими факторами качественной окраски являются время выдержки древесины в растворе и его концентрация.
Если раствор слабой концентрации и шпон не травится, необходимо увеличить его концентрацию, а время на пропитку уменьшить.
Как при холодном, так и при горячем способе крашения листы шпона рекомендуется размещать в ванночке на металлической подставке (сетке), так как на дне ванночки обычно содержатся осадок красителя и примеси, вуалирующие текстуру шпона.
На чистоту и равномерность окраски большое влияние оказывает предварительная подготовка материала. Для получения наиболее чистых и ярких оттенков листы строганного шпона и некоторые детали перед окраской отбеливают и обессмоливают.
После крашения шпон моют в проточной воде и сушат, периодически переворачивая листы, в чистом помещении, куда не проникает прямой солнечный свет. Когда шпон почти высохнет, его кладут под груз для снятия внутренних напряжений. Чтобы узнать окончательный цвет, перед вырезанием элементов для набора кусочек травленого шпона покрывают лаком и дают ему высохнуть. Использованные растворы процеживают и хранят в темном месте в закрытой стеклянной таре.
Влияние дубильных веществ на окраску . Окрашивание проходит интенсивно лишь тогда, когда порода имеет достаточно дубильных веществ, из которых прежде всего следует выделить танин. Чтобы древесина могла принимать окраску, ее насыщают дубильными веществами. Соединяясь с солями металлов, дубильные вещества придают ей окраску определенного тона. Иногда для насыщения древесины дубильными веществами используют пирогалловую кислоту низкой концентрации (0.2...0.5 %).
Много дубильных веществ находится в коре ивы. Древесина таких пород, как дуб, бук, орех и др. имеет достаточно этих веществ. Наиболее богата танином кора дуба в возрасте 20 лет. Дубильные вещества собираются в коре ствола и на ветвях, но особенно много их в наростах на листьях дуба - галлах. В таких шариках диаметром 10... 15 мм собирается до 60 % дубильного вещества. О наличии танина в дереве свидетельствует окраска листьев, приобретаемая ими осенью.
Для насыщения танином древесины, содержащей мало дубильных веществ, используют эмалированную посуду, куда помещают шпон и толченые галлы (1/3 к массе древесины). Все заливают водой и кипятят в течение 10 мин. После этого древесину вынимают из воды, сушат и смачивают протравой. Если же используют кору молодого дуба, то ее варят несколько минут на среднем огне, затем раствору дают остыть и опускают в него древесину. Через несколько часов листы шпона, сполоснув в чистой проточной воде, помещают в раствор соли металла, необходимой для окраски материала в нужный цвет. Через определенные промежутки времени насыщенность тона контролируют визуально. Лучше всего воспринимает окраску древесина клена, березы, граба, груши, яблони, каштана.
В чистом виде танин - желтоватый порошок, легко растворимый в воде и спирте.
Как и кора молодого дуба, танин продается в аптеках и магазинах, и т. п. В этих же магазинах можно купить и большинство химических препаратов, рекомендуемых для окраски. Часть из них можно приобрести также в магазине и хозяйственных магазинах.

Чтобы определить, есть ли дубильные вещества в древесине, капните на отдельный ее кусочек 5 %-ным раствором железного купороса. Если дубильных веществ нет, древесина после высыхания будет чистой; при наличии дубильных веществ на дереве останется черное или серое пятно.
Ускорить сушку окрашенного шпона можно глаженьем. Для этого регулятор температуры утюга установите в крайнее правое положение и через марлю проглаживайте сначала одну сторону, затем другую и так до тех пор, пока лист не выровняется. Проглаживание делайте без лишнего нажима, но уверенно и быстро. Когда края шпона начнут приподниматься, переверните его на другую сторону. Если же вы упустите этот момент и лист шпона свернется в трубочку, то, чтобы он распрямился, намочите его в воде и продолжайте глаженье.
Рекомендуется под черное дерево имитировать клен, граб, грушу, сливу, под красное дерево - березу, бук, вяз, грушу, ольху, клен, каштан, грецкий орех, черешню, под грецкий орех - березу, белый клен.

КРАСИТЕЛИ И ПРОТРАВЫ

Красители и протравы используются при прозрачной отделке столярных изделий и полуфабрикатов из древесины. В продажу они поступают в виде порошков, растворимых в воде или спирте. В той или иной степени красители обладают светоустойчивостью, ярким цветом, высокой проникающей способностью в поры древесины и легкой растворимостью. Красители для прозрачной отделки бывают искусственного и естественного происхождения.
Синтетические красители . Искусственные (синтетические) красители - сложные органические вещества, получаемые из каменноугольной смолы. Они могут быть водо- и спирторастворимыми. При прозрачной отделке применяются в основном кислотные красители и нигрозины.
Водорастворимый краситель готовят так: к порошку в необходимом количестве (согласно аннотации на упаковке) добавляют горячую (температурой до 90 °С) прокипяченную воду, перемешивая содержимое и следя за тем, чтобы в растворе не оставались сгустки порошка. Затем до установленного объема в массу доливают снова прокипяченную воду и тщательно все перемешивают. При плохой растворимости красителя раствор подогревают (не доводя до кипения), смягчив его добавкой раствора 0,1...0,5 %-ной кальцинированной соды. Для более ровного и глубокого крашения в рабочий раствор рекомендуется вводить 25%-ный раствор аммиака (нашатырного спирта) в объеме, не превышающем 4 % общего объема раствора.
Из водорастворимых красителей можно выделить те, которые имитируют древесину под ценные породы. Так, для крашения в тон красного дерева применяют кислотные красители - темно-красный, красно-коричневый № 1,2, 3, 4, а также красный № 124. Красители № 1 и 4 придают древесине красно-желтый оттенок, остальные - цвет натурального красного дерева светлого и среднего тонов. Для крашения в тон светлого грецкого ореха применяют следующие красители: светло-коричневый № 5 и 7, придающие древесине соответственно золотистый и желтоватый оттенки; кислотный желтый, придающий лимонный оттенок; желтовато-коричневый № 10 и оранжево-коричневый № 122, придающие соответственно желтоватый и оранжевый оттенки. Средний тон грецкого ореха дают такие красители, как кислотный коричневый (красноватый оттенок), орехово-коричневые № 11, 12,13, 14, 16 (от красноватого в первом до желтоватого в последнем номере) и др. Для окрашивания грецкого ореха в темные тона применяют темно-коричневые красители № 5 (сероватый оттенок) и № 8, 9 (соответственно красно-ватый и лиловатый оттенки).
Спирторастворимые красители предназначены для крашения древесины и окрашивания мебельных лаков. По внешнему виду это порошки коричневого и красного цветов различной насыщенности, которые растворяются в спирте и ацетоне. Наиболее часто применяются красный светопрочный краситель № 2 (дает чисто красный тон), красновато-коричневый № 33 (коричневый тон с красноватым оттенком), орехово-коричневый светопрочный № 34 (ровный темно-коричневый тон).
Кислотные красители дают чистые и светоустойчивые цвета. Не вступая в контакт с целлюлозным волокном древесины, краситель окрашивает имеющиеся в ней дубильные вещества и лигнин. При растворении порошка кислотного красителя в водный раствор добавляют небольшое количество уксусной кислоты. Перед окрашиванием древесину обрабатывают 0,5 %-ным раствором хромпика или медного купороса. Раствор кислотного красителя должен быть 0,5... 2%-ной концентрации.
При окрашивании древесины следует учитывать, что в процессе ее шлифования верхний слой окраски снимается. Одновременно с этим удаляется и вуаль красителя. Недостатком водорастворимых синтетических красителей является поднятие ворса на окрашиваемой поверхности, что требует дополнительного шлифования поверхности после высыхания.
Синтетические красители дают яркие и чистые цвета, поэтому их применение в мозаичных работах по дереву ограничено.
Нигрозины окрашивают древесину в черные и синевато-черные тона. В основном их используют для приготовления окрашивающих спиртовых лаков и политур.
К протравам относятся красящие вещества и соли металлов, вступающие в контакт с дубильными веществами. При травлении древесина прокрашивается на значительную глубину в цельном массиве древесины и дает сквозное прокрашивание шпона. Цветовой тон древесины зависит от вида протравы и наличия дубильных веществ в породе (см. табл.). Так, береза имитируется под серый клен; ясень, бук, вяз, вишня, ольха, груша - под красное дерево; яблоня, граб, слива, грецкий орех, белый клен, дуб, бук и груша - под черное дерево и т. д.
Породы, не имеющие дубильных веществ, подлежат насыщению ими. Для насыщения применяют дубильный экстракт, а также резорцин, пирогаллол, пирокатехин и др. Если нет дубильного экстракта, готовят раствор из дубовых опилок и коры молодого дуба

Таблица. Растворы для травления древесины

Порода древесины

Протрава

Концентрация раствора, %

Получаемый цветовой тон

Окрашивание древесины

Марганцовокислый калий

Коричневый

Двухромовокислый калий

Светло-коричневый

Хлорная медь

Синевато-серый

Железный купорос

Светло-коричневый

Коричневый *

Дубовый экстракт (первое нанесение);

железный купорос (второе нанесение)

Железный купорос

Двухромовокислый калий

Коричневый **

Железный купорос

Светло-синевато-серый

Лиственница, сосна

Резорцин (первое нанесение);

Коричневый *

Двухромовокислый калий (второе нанесение)

Окрашивание строганного шпона ***

Лиственница, дуб

Нитрит натрия

Пирокатехин (насыще-ние);

Под мореный дуб

сернокислое железо(пропитка)

*Второе нанесение - через 2...3 ч после первого.
**Двухромовокислый калий наносится дважды; второе нанесение - через 10 мин. после первого
*** В растворе пропитывается вся пачка шпона.

Протравы готовят, растворяя кристаллы химических веществ в воде температурой до 70 °С. При окрашивании протравами древесину (или строганий шпон) окунают в раствор. При значительных размерах окрашиваемой поверхности раствор наносят кистью. Протравное крашение древесины не дает вуали, а толщина окраски получается равномерной.
Естественные красители . В продаже имеются под общим названием бейцев или морилок. Бейц - порошок, а морилка - готовый к применению водный или спиртовой раствор необходимой концентрации. Красящими веществами здесь выступают гуминовые кислоты, окрашивающие поверхность древесины на глубину 1...2 мм. Бейцы и морилки относятся к поверхностным красителям.
Природные красители отличаются стойкостью против света. Они имеют спокойный благородный оттенок, не затемняют текстуру, неприхотливы в приготовлении, удобны при хранении, не токсичны. Их приготовляют из растений, коры деревьев, древесных опилок и т. д. в виде отваров.
Все природные красители можно использовать для массива древесины в основном лиственных пород - дуба, бука, клена, ясеня, березы и т. д. Для этого изделие хорошо шлифуют и располагают с некоторым уклоном к плоскости. Краситель наносят флейцем сначала поперек волокон, затем - вдоль. Повторно краситель наносят лишь после полного высыхания предыдущего слоя. Сушат изделия или предметы вдали от батарей; на них не должны попадать прямые солнечные лучи. После высыхания изделие протирают сукном и для закрепления цвета покрывают восковой мастикой или лакируют.

Светлую древесину можно окрасить в красно-коричневый цвет отваром из шелухи лука, в желтый - из недоспелых плодов крушины, в коричневый - из коры яблони и оболочек грецкого ореха. Если в каждый из перечисленных отваров вы добавите квасцы, то тон окраски усилится. Светлую древесину (в основном лиственных пород) можно окрасить в черный цвет, применив отвар из коры ольхи или вербы.
Строганный шпон из светлой древесины можно окрасить в желтый цвет, применив отвар барбарисового корня. Отвар процедите, добавьте в него 2 % квасцов и снова нагрейте до кипения. Остывший отвар будет готов к применению
Оранжевый цвет получается при применении отвара из молодых побегов тополя с примесью квасцов. Для получения отвара ветки тополя (150 г) прокипятите в 1 л воды, в которую добавлены квасцы, в течение 1 ч. Затем отвар несколько раз профильтруйте и оставьте отстаиваться в открытой стеклянной посуде. Отстаивайте его в светлом помещении в течение недели. После этого он приобретает золотисто-желтый цвет.
Для получения зеленоватого цвета в отвар молодых побегов тополя с квасцами (см. выше) добавьте отвар дубовой коры. Зеленоватый цвет получится, если мелкий порошок медянки (50...60 г) растворить в уксусе, а раствор прокипятить в течение 10... 15 мин. Строганный шпон вымачивайте в горячем растворе.
Для получения черного цвета сок плодов бирючины (волчьих ягод) смешайте с кислотами, для коричневого - с купоросом, голубого - с питьевой содой, алого - с глауберовой солью, зеленого - с поташем.
В растворе марганцовки (перманганата калия) окраска древесины сначала будет вишневой, затем коричневой.
Желтый цвет получает шпон из светлой древесины в растворе хлористого калия (10 г на 1 л воды при 100 °С).
Серый, голубой и черный цвета можно получить, вымачивая строганный шпон в настое дубовых опилок и металлического порошка (или опилок). Раствор готовьте по насыщенности цвета. Шпон выдерживайте в нем 5...6 дней. Если нет опилок, можно применить дубовую и металлическую стружку.
Иссиня-черный цвет мореного дуба получается при настаивании дубового шпона в растворе металлической стружки в древесном уксусе.
В стеклянную емкость влейте азотную кислоту или (смесь соляной и азотной кислот) и воду. Сначала вливайте кислоту, затем воду в соотношении 1:1. К этому раствору добавьте 1/6 часть по массе железной стружки (опилок). Опилки со временем должны раствориться. Снова долейте 1/2 часть по массе воды. На двое суток раствор поставьте в теплое место, после чего светлую часть слейте в стеклянную посуду с притертой пробкой. В этом растворе дуб окрасится под, а все остальные породы - в серый цвет.
Если березу или клен покрыть раствором пирогалловой кислоты и, дав высохнуть, покрыть еще водным раствором хромового калия, то получится синий цвет.
В древесный уксус всыпьте металлические опилки. Посуду плотно закройте притертой пробкой или крышкой и поставьте в теплое место. Через некоторое время раствор можно использовать в качестве древесно-уксусно-кислого железа. В смеси с сульфамином такой свежеприготовленный раствор дает древесине зеленую окраску, а с уксусно-кислым кобальтом - желто-красную.
Разбавьте азотную кислоту водой и всыпьте туда медных опилок. Нагревая эту смесь до кипения, вы заметите, что опилки растворились. Остывший состав снова разведите водой (1:1); вы получите готовый краситель. Листы строганного шпона окрасятся в нем в синий цвет. После вымачивания древесину следует нейтрализовать раствором питьевой соды.
50...60 г медянки измельчите в порошок, который затем растворите в небольшом количестве уксуса. К раствору добавьте 25...30 г железного купороса и введите в него 2 л воды. Состав прокипятите в течение 0,5 ч. Получится раствор зеленого цвета, который следует использовать в горячем виде
В серной кислоте растворите кристаллы двухромовокислого калия и добавьте туда воды (1:1). В таком растворе породы будут окрашиваться в желтый цвет, а при наличии в древесине дубильных веществ - в коричневый.
Кристаллы медного купороса растворите в воде и в раствор добавьте хромокалия. Древесина будет окрашиваться в коричневый цвет, а при наличии дубильных веществ - в черный.
Золотисто-коричневый цвет у березового шпона можно получить, применив 3,5%-ный раствор марганцовки. Если березовый шпон протравить желтой кровяной солью в растворе такой же концентрации, то получится береза под красное дерево. 0,1%-ный раствор нигрозина красит обыкновенную березу в серый цвет.
В уксус поместите куски стальной проволоки или гвозди и через несколько суток вы получите краситель с эффектом.
В древесине грецкого ореха содержится достаточное количество дубильных веществ, поэтому его часто используют для получения (способом морения в растворах) других цветовых оттенков, в том числе и черного. В емкость, достаточную для помещения листов шпона определенного размера, залейте дождевую воду вместе с железными опилками, покрытыми слоем ржавчины. Шпон в таком растворе выдержите в течение недели, иначе устойчивого, сквозного крашения не произойдет. После вымачивания материал промойте в чистой воде, смывая ненужную вуаль, и, промокнув газетой, высушите.
Для крашения ореха в черный цвет можно использовать растворы синтетических красок, смешанных с металлическими солями (например, с хлористой медью).
Самый быстрый способ получения черного тона у древесины - это опустить шпон в раствор уксусной кислоты (или уксуса) с добавкой ржавчины. Шпон вымачивать в таком растворе следует в течение суток. Перед высыханием листы шпона нейтрализуйте раствором питьевой соды.
В некоторых случаях для мозаичных работ необходимо подобрать серебристую или серую окраску строганного шпона. Для этого железные опилки залейте дождевой водой. Строганный шпон ставьте на ребро так, чтобы листы не соприкасались с дном или стенками посуды. Лучше всего получить такие оттенки на светлых породах, богатых дубильными веществами.
Чтобы получить серебристо-серый цвет при протравном крашении, в дождевую воду добавьте уксус (1:1), поместите в этот раствор ржавые гвозди или проволоку. После того как раствор отстоится, опустите в него шпон. Нужную окраску контролируйте визуальною.
Серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом можно получить, вымачивая шпон обыкновенной березы в растворе серно-кислого железа (50 г на 1 л воды) а течение 1...3 суток. После вымачивания листы шпона промойте проточной водой. Насыщенность тона контролируйте визуально. Мореный орех в таком растворе имеет дымчатый, сероватый оттенок, а бук - коричневый.
Красивый коричневый цвет можно получить, подвергнув древесину окраске парами аммиака. Окрашиваемую деталь поместите в эмалированную или стеклянную посуду и поставьте туда открытую баночку с нашатырным спиртом. Сверху посуду плотно закройте. Через несколько часов процесс будет закончен. При этом способе окраски детали не коробятся, а ворс не поднимается.
Некоторые породы древесины приобретают устойчивую окраску под действием кислот. Для ели и ясеня рекомендуется раствор азотной кислоты в воде (в равных частях по массе). После пребывания в таком растворе шпон приобретает красивый красновато-желтый цвет. После высыхания поверхность прошлифуйте мелкозернистой шкуркой и выгладите с помощью конского волоса, морской травы, луба или сухой несмолистой тонкой стружкой.
Совсем неожиданные оттенки цветовых сочетаний получаются в отваре из размолотых кофейных зерен с добавкой питьевой соды. Перед вымачиванием в таком отваре строганный шпон протравите в горячем растворе квасцов.
Растения являются источниками многих природных красителей. Для окрашивания в них шпона следует приготовлять раствор сильной концентрации. Чтобы окраска была устойчивой, шпон сначала подвергают травлению в каком-либо солевом растворе. Для этого подбирают шпон светлых мягких пород.
Если выдержать шпон в растворе квасцов, а затем опустить в настой луковой шелухи, то он окрасится в желтовато-красный цвет.
Шпон, выдержанный в растворе железного купороса, окрасится в оливково-зеленый цвет. Если после этого опустить его в настой отвара листьев и плодов березы, то он приобретет темно-серый с зеленоватым оттенком цвет, а после настоя корня ревеня - желто-зеленый цвет.
Если шпон протравить сначала в висмутовой соли, а затем выдержать в настое из опилок и коры дикой груши, то получим приятный коричневый цвет. Кора ясеня придаст шпону после висмутовой соли темно-синюю окраску, а кора ольхи - темно-красную.
Шпон, выдержанный в растворе солей олова, а затем в настое листьев и стеблей картофеля, окрасится в лимонно-желтый цвет, а в настое конопляных листьев - в темно-зеленый.

ОБЕССМОЛИВАНИЕ И ОТБЕЛИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Обессмоливание древесины необходимо для удаления излишних смоляных накоплений (особенно в хвойных породах), снятия с поверхности жировых пятен и т. д. Часто одновременно проводят обессмоливание и отбеливание.
Характерными составами для обессмоливания являются различные растворители. Так, для сосны применяют 25%-ный раствор технического ацетона. Состав наносят кистью. После обессмоливания древесину промывают теплой водой и сушат или подвергают отбеливанию. Иногда древесину обессмоливают спиртом.
Распространенным является следующий состав (г на 1 л горячей воды): питьевой соды - 40...50, поташа - 50, хлопьев мыла - 25...40, спирта - 10, ацетона - 200. Обессмоливают горячим раствором при помощи флейца. После обессмоливания древесину промывают чистой водой и сушат.
При помощи отбеливания можно не только подготовить древесину под окраску, но и достичь выразительности тона, ослабляя ее до необходимого уровня. Некоторые породы древесины при отбеливании приобретают порой самые неожиданные цветовые оттенки Так, грецкий орех, имеющий однотонную текстуру поверхности с фиолетовым оттенком, при отбеливании в перекиси водорода приобретает чистый ало-розовый оттенок, при дальнейшем отбеливании - бледновато-розовый.
Для отбеливания используют различные растворы. Одни из них действуют быстро, другие медленно. От состава отбеливателя зависит технология отбеливания. Поверхность изделия рекомендуется отбеливать до облицовывания или до врезания в мозаичный набор, так как растворы отбеливателей (в основном это кислоты) могут повлиять на прочность склеивания, и облицовка отслоится от основания. Растворы отбеливателей нельзя применять горячими, сначала их нужно охладить.
В практике столяров-любителей традиционно применяется раствор щавелевой кислоты (1,5...6 г) в кипяченой воде (100 г). В таком растворе хорошо отбеливаются светлые породы - липа, береза, клен, светлый орех, белый тополь; у других пород появляются серые пятна и грязноватые оттенки. После отбеливания листы шпона промывают раствором, который одновременно поднимает ворс и обессмоливает поверхность. Состав раствора (в частях по массе): хлорная известь - 15, кальцинированная сода - 3, горячая вода - 100. Сперва растворяют соду, затем по остывании раствора добавляют хлорную известь. После применения раствора древесину промывают водой.
Для многих пород, за исключением дуба, палисандра, лимонного дерева и некоторых других, эффективным отбеливающим средством является перекись водорода (25%-ный раствор), которая продается в аптеках в виде раствора или таблеток пергидроля. После отбеливания перекисью водорода древесина не нуждается в промывке.
Если к перекиси водорода для активизации процесса добавить 25%-ный водный раствор аммиака, то скорость отбеливания значительно повысится. Такие породы, как береза, клен, бук, грецкий орех, вавона и др., этот состав отбеливает в течение 15...30 мин. При этом раствор нагревается порой до высокой температуры. Отбеливание в таком случае ведут в толстостенных бакелитовых ванночках, в ванночках из толстого стекла или в эмалированной посуде. Фотованночки в этом случае применять нельзя, так как они могут покоробиться или расплавиться.
Отбеливать древесину необходимо в проветриваемом помещении. При этом одежду следует прикрыть прорезиненным фартуком, на руки надеть резиновые перчатки, а глаза защитить очками. Растворы должны находиться вдали от детей, в специальном шкафу, запираемом на ключ. Кусочки древесины в ванночке следует переворачивать, вынимая и снова опуская их. Процесс отбеливания контролируется только визуально.
Перекись водорода отбеливает в основном мелкопористые породы и ясень. Породы, содержащие дубильные вещества, отбеливанию в перекиси водорода поддаются с трудом или вообще не отбеливаются (например, дуб). Для ускорения процесса отбеливания поверхность таких пород необходимо смочить 10%-ным раствором нашатырного спирта.
Для ускоренного отбеливания можно применить состав из растворов серной кислоты (20 г), щавелевой кислоты (15 г) и перекиси натрия (25 г на 1 л воды).
Если 40 г поташа и 150 г хлорной извести растворить в 1 л чистой воды, то получится еще один отбеливающий состав. Перед применением смесь взбалтывают.
Лучшим отбеливающим средством считается перекись титана.

Древесина березы после отбеливания в 3...5%-ном растворе щавелевой кислоты приобретает зеленоватый оттенок.
Дубовый и ясеневый шпон отбеливают щавелевой кислотой. Для других пород древесины применяют лимонную или уксусную кислоту. Для этого кислоты разбавляют водой в соотношении 50 г на 1 л воды.
Чтобы получить шпон под золото, выдержите анатолийский орех в перекиси водорода, визуально наблюдая за появлением желаемо-го оттенка. Перекись водорода должна быть не ниже 15%-ной концентрации. Таким же путем можно получить и розовый цвет, обесцвечивая в перекиси водорода 30%-ной концентрации некоторые сорта грецкого ореха.
Чтобы получить синеву на белом фоне, отбелите грецкий орех с контрастными переходами тонов в растворе перекиси водорода.

Акация - самое твёрдое из деревьев, растущих в России. Цвет его жёлтый или оливково- зелёный, наслоения прямые и резко заметные. Обрабатывается хорошо только в сыром виде, в сухом же с трудом поддаётся обработке режущими инструментами; не трескается и не коробится; замечательно стойко сопротивляется трению; к атмосферным влияниям почти не чувствительна; под влиянием света акация несколько изменяет свою окраску и со временем становится очень красивой.

Прочную, твердую и вместе с тем эластичную древесину акации используют мебельщики. В том числе делают прекрасный шпон для облицовывания плит МДФ или изделий из малоценных пород древесины.

Древесина акации - прекрасный материал для напольных покрытий. Срок их службы сравним с паркетом из ясеня или лиственницы. Кроме того, из нее делают отличные двери, которые прочнее дубовых (дверь из акации толщиной 80 мм невозможно прострелить из пистолета ПМ с расстояния 10 м).

Тщательно высушенные и покрытые лаком детали лучше сохраняют форму и размеры в условиях сухих помещений. Древесина акации идеально ведет себя в соединениях на клею и на шурупах. Для отделки изделий из нее одинаково хорошо подходят как лакокрасочные материалы на основе органических растворителей, так и водорастворимые лаки и краски, но природная текстура и цвет всегда смотрятся лучше.

Одна из сложностей в работе с акацией обусловлена тем, что она изначально предрасположена к растрескиванию, поэтому ей необходимы щадящие режимы сушки, что увеличивает время. Другая сложность состоит в том, что акация имеет разнонаправленную текстуру - волокна в древесине расположены навстречу друг другу, как у красного дерева, - что существенно затрудняет обработку. Но результат того стоит. Древесина акации - изысканный материал для внутренней отделки помещений, создающий прекрасный контрастный фон для темной мебели.

Берёза - наиболее распространённый отделочный материал в северной части и отчасти в средней полосе России. Древесина её самая светлая, однородная, мелкоструктурная, плотная, твёрдая, хорошо режется. Точится, колется, пилится и строгается превосходно. Использовать её удобно для мелких поделок, так как берёза реагирует на температуру и влажность воздуха и в больших изделиях может коробиться. Просыхает медленно и трудно; загнивает не скоро, особенно в сухом месте, но сильно подвержено червоточине. Из выплавок режется очень красивый шпон. Лучшее дерево берёза даёт в период 40-50 лет, а затем хорошие качества прогрессивно убывают. Старую древесину легко определить по более тёмному цвету.

Бук (красный бук) - В Средней Европе это наиболее распространённый вид древесины. Но древесина бука, растущего в горах - качественнее. В некоторых условиях, особенно в подводных сооружениях, он мало уступает по прочности дубу. Бук - чемпион среди других распространённых поделочных пород древесины по особенности хорошо стругаться, обрабатываться на токарном станке, гнуться в распаренном состоянии (в этом он уступает только ореху). Стойкий на раскол, но не стойкий на растрескивание. Является прекрасным поделочным материалом для оформления интерьера, режется очень хорошо, хотя сухая древесина крошится и колется в мелкой резьбе поперёк волокон. В быту идёт на изготовление чертёжных линеек и угольников, сапожных колодок, паркета, мебели (особенно детских кроваток и манежей). Эти предметы, отслужившие свой срок, могут быть использованы для резьбы. Для домовой резьбы бук не подходит, так как чрезвычайно гигроскопичен и при намокании коробится, подвержен червоточине и загниванию. В предупреждение нападения червей готовые буковые изделия обкуриваются или пропариваются. Чтобы дерево менее коробилось, его срубают в середине лета, а затем, по прошествии года, распиливают на доски, которые кладут в воду и держат в ней в течение нескольких месяцев.

Цвет древесины красновато-бурый со множеством крупных и более темных блесток; к старости темнеет и переходит в коричневый, а потому вовсе не применяется для изящных изделий. Бук, обработанный паром, легко изгибается. Эта особенность используется в мебельной промышленности при изготовлении венских стульев - знаменитой гнутой венской мебели, для которой нет более подходящего дерева. Но и в этом случае бук протравливают и окрашивают с целью изменить невзрачность натурального дерева. В распаренном виде бук легко выгибается, а после просушки долго сохраняет приданную форму. Чем сырее дерево, тем легче его обрабатывать; полируется очень плохо, зато хорошо принимает окраску и особенно хорошо подделывается под орех.

Белый бук или граб, имеет беловато-серую древесину, очень твердую и крепкую, с более светлыми блесками на гладко обработанной поверхности. Годичные наслоения в поперечном разрезе имеют неправильную волнистую форму. Заболонь так же тверда, как и матерая древесина. Пока дерево сырое, оно сильно коробится; но после тщательной просушки почти совершенно не изменяет своей формы от атмосферных влияний; по мере просушивания твердость граба настолько возрастает, что граба требует самых острых инструментов. Режущими инструментами граб почти одинаково обрабатывается как вдоль волокна, так и с торца.

Благодаря этим качествам граб употребителен в столярно-машинном и модельном деле.

В столярно-мебельном деле граб не имеет применения, так как он некрасив внешне и слишком тяжел, к тому же очень плохо полируется. Окраску граб принимает отлично, а потому его иногда употребляют для подделки под черное дерево. Это чаще всего делают токари, так как граб точится очень легко и хорошо.

Вишня - в России распространена на юге и в средней полосе. Древесина плотная, прочная и эластичная, но хорошо обрабатывается и режется во всех направлениях. По структуре взрослое дерево удивительно нарядное и декоративное. В сухом виде вишневое дерево прочное и твердое, легко колется и строгается. Как отделочный материал, вишня - одна из наиболее ценных и декоративных пород и уже с раннего средневековья (по дошедшим до нас предметам интерьера) применяется для отделки произведений искусства и архитектуры. Из неё изготавливали и изготавливают музыкальные инструменты, лестницы, из некоторых сортов вишни готовят знаменитые турецкие чубуки, наросты и корневые узлы ценятся токарями. Употребляется исключительно для изготовления дорогой мебели. Мебель из вишни отличается особым аристократизмом, даже относительно недавно созданные предметы выглядят как редкий антиквариат. Политуру и краску принимает отлично, особенно хорошо окрашивается под красное дерево. В домовой резьбе применение вишни ограничено, в частности, небольшими размерами заготовок. Но использовать декоративную текстуру вишни в небольших филёнках или розетках, пожалуй, заманчиво.

Вяз (ильм, берест, карагач) - разновидности одной и той же древесной породы. Наиболее часто встречающийся вид - это обыкновенный широколистный вяз, отличающийся своей тяжелой, светлой древесиной, которая со временем темнеет. Древесина старых деревьев грязно-розового цвета, усеяна множеством жилок и черточек. Несмотря на отчетливость годичных наслоений, дерево это очень плотное и мало ноздреватое. Совершенно не трескается и коробится очень мало. Упругость и гибкость замечательны; из вяза делают ступицы и ободья колес, полозья саней, деревянные винты крупных размеров, а также всевозможные изделия, требующие выносливости при толчках и ударах, но не требующие гладкой поверхности и изящества отделки. Способность вяза гнуться (да с учётом его светлого тона) используют для изготовления кривых контуров и обрамления в декоративных панно, орнаментах домовой резьбы. Все деревья этого семейства, благодаря вязкости и мелковолокнистости, колются, строгаются, выглаживаются и полируются крайне плохо. Вследствие этого они в мебельном деле употребляются очень редко.

Граб - древесина светлая, серовато-белая, блестящая, тяжёлая и твёрдая. Он сильно трескается и коробится при высыхании. Необычайная твёрдость граба, сопротивляемость истиранию и расколу от удара (в этом его опережает только белая акация). Благодаря хорошей прокрашиваемости чёрными красителями, высокой прочности и твёрдости древесину граба применяют как имитацию чёрного дерева. Для избежания деформаций и трещинообразования требует продолжительной и осторожной сушки.

Груша - древесину получают главным образом из дичка, благодаря толщине и высоте ствола лесного растения, каких садовая груша обычно не достигает, хотя последняя имеет древесину не хуже. Цвет молодой древесины изжелта-белый, а старой - коричневатый. Строение древесины плотное, без заметных пор и годичных наслоений. Строгается и режется груша по всем направлениям одинаково хорошо. От вымачивания в воде, а затем медленного просушивания грушевое дерево заметно твердеет и буреет.В модельном деле идёт на изготовление дорогих резных изделий, а при изготовлении дорогой мебели служит для подделки черного дерева, которое груша намного превосходит по прочности. Полируется груша превосходно. Единственный недостаток ее состоит в склонности к червоточине.

Дуб - твердое и крепкое дерево коричнево-желтого цвета с сильными заметными годичными наслоениями, в весенней части которых находится множество пор. Особенной же характеристикой дуба могут служить частые и толстые сердцевинные лучи. Древесина молодых деревьев отличается твердостью, гибкостью и серовато - коричневым цветом. В старых деревьях древесина желтее и хрупче. Имеется множество разновидностей дуба, но мы разделим их только на две группы: К первой отнесем разновидности, растущие на юге и отличающиеся по внешности тем, что желуди их сидят непосредственно на ветвях, а также тем, что листья осенью желтеют, но падают с дерева только зимой или даже весной, при появлении молодых. Эта разновидность называется зимним дубом и древесина его ценится дороже другой группы. Идет она преимущественно для паркетов и характерной деревянной мебели, украшенной резьбой. Лучшую древесину дает дуб в период 80-150 летнего возраста, взятый из чернолесья, т.е. из густых лесов. Чисто дубовые леса не дают хороших деревьев, так как стволы их приземисты, толсты и сучковаты.

Другая группа дубов известна под именем весенних и отличается главным образом тем, что желуди их сидят на длинных черешках, чего нет у зимних дубов. Древесина весенних дубов несколько вязче, сучковатее и серее - вообще она ниже по своим качествам древесины предыдущей группы.

Строгается и пилится дуб довольно трудно, колется легко, а политуру принимает очень плохо из-за ноздреватости.

Дуб особенно стоек к воде, где принимает совершенно черную окраску, возвышающую его стоимость как материал для дорогой мебели.

Ель - по внешнему виду несколько похоже на сосновое дерево, но отличается от него большей мягкостью, бледностью годичных наслоений и большим количеством мелких сучков. Особенно хорошими качествами ель не отличается, а широким распространением она обязана своей дешевизне и сходству с сосной.

В изделиях, подверженных непосредственному влиянию атмосферных перемен, ель быстро загнивает. Коробится мало и это едва ли не единственное ее хорошее качество. Ель строгается, пилится и колется легко.

Карагач (вяз, ильм, берест) - разновидности одной и той же древесной породы. Наиболее часто встречающийся вид - это обыкновенный широколистный вяз, отличающийся своей тяжелой, светлой древесиной, которая со временем темнеет. Древесина старых деревьев грязно-розового цвета, усеяна множеством жилок и черточек. Несмотря на отчетливость годичных наслоений, дерево это очень плотное и мало ноздреватое. Совершенно не трескается и коробится очень мало. Упругость и гибкость замечательны; из вяза делают ступицы и ободья колес, полозья саней, деревянные винты крупных размеров, а также всевозможные изделия, требующие выносливости при толчках и ударах, но не требующие гладкой поверхности и изящества отделки. Способность вяза гнуться (да с учётом его светлого тона) используют для изготовления кривых контуров и обрамления в декоративных панно, орнаментах домовой резьбы. Все деревья этого семейства, благодаря вязкости и мелковолокнистости, колются, строгаются, выглаживаются и полируются крайне плохо. Вследствие этого они в мебельном деле употребляются очень редко.

Каштан (дикий/конский) - дает очень красивое, почти совершенно белое, но, к сожалению, очень мягкое дерево. Древесина старых деревьев теряет белизну и желтеет или краснеет. Обрабатывается каштан очень легко, но скоро загнивает и теряет прочность. Красится тоже хорошо и при этом дольше сохраняется от порчи. Вследствие сказанных причин он играет роль только в галантерейных и художественно-любительских работах.

Съедобный каштан дает дерево совершенно противоположное по свойствам дикому каштану. Оно твердое, бурое (похоже по цвету на дуб), очень прочное, не коробящеся и не трескающееся. Полировку принимает очень хорошо. Внешность его не особенно привлекательна, а потому в продаже встречается редко.

Кедр - разновидность сосны (сосна сибирская). Дерево мягкое, колкое, розовато-бурого цвета, с приятным запахом. С древних времен использовалась для изготовления мебели, в строительстве, а так же ручек и карандашей-иногда называется карандашным-не коробится и совсем не подвержено червоточине.

Клён - дает беловатую древесину с множеством мелких блесток, сообщающих дереву шелковистый вид. Дерево это плотное, густое, средней твердости и почти не бывает косослойным, вследствие чего колется и строгается прекрасно. Если к сказанному добавить, что клен мало коробится и хорошо сопротивляется сырости, то станет ясно, почему он так высоко ценится столярами. Из него готовят дорогие модели резных украшений.Клен воспринимает политуру очень хорошо; красится в разные цвета тоже хорошо, потому его употребляют для подделки акации и самшита, к которым он близок по своему строению (но не по плотности).

Красное дерево (махагон, амарант) - самое распространенное и общеизвестное из всех тропических дерев, под названием которого продаются самые разнообразные и разносемейные породы, имеющие общий цвет и отчасти внешний вид текстуры. Обрабатывается легко, и хотя красная древесина довольно мягкая, все-таки принадлежит к разряду самых желательных столярных материалов. Причину этого не столько в его красоте, сколько в стойком сопротивлении атмосферным влияниям и совершенной неизменяемости формы. Поэтому идет на изготовление дорогой мебели, роялей и пианино.

В России нет и половины всех сортов и разновидностей красного дерева, поэтому бессмысленно излагать подробности его товароведения. Чаще всего у нас плохой желто-оранжевый сорт, известный под названием сахарное, или сундучное, дерево. Запах его слабый и довольно приятный для человека, гибельный для насекомых. Поэтому из сахарного дерева изготавливаются лучшие сундуки и платяные шкафы. Сахарным же это дерево называется потому, что в ящиках из него перевозился американский сахар, и ящики эти потом продавались как столярный материал.

Липа - дает легкую, белую древесину с еле заметными годичными наслоениями. Обрабатывается хорошо, особенно режущими инструментами. Коробится очень мало, не боится сырости, но, к сожалению, подвержена червоточине. Лучшее дерево дает южная липа; из нее готовятся преимущественно литейные модели и все разные изделия под позолоту.

В токарном деле употребляется мало, кроме кустарных изделий и детских игрушек. Из липы хороша характерная мебель под белой цветной политурой. Окрашивается липа очень плохо, так как отличается замечательной непроницаемостью. Мед, например, вытекает сквозь стенки всякого деревянного сосуда - одна липа его не пропускает.

Лиственница - принадлежит к разряду самых лучших деревьев как в строительном, так и в столярном деле. Древесина его красноватого цвета и отличается замечательной прочностью. Она гораздо стойче дуба и одинаково вынослива как в воде, так и на воздухе. Причину этого следует искать в большом количестве живицы. Обрабатывается лиственница очень гладко и хорошо; почти не коробится и не подвергается червоточине.

Можжевельник - растет повсеместно в средней полосе, но очень редко бывает древовидным, а обыкновенный кустарник его никогда не дает толстых кусков дерева, годных для более крупных изделий. Молодые растения дают почти белую, а старые-беловато - желтую, не слишком твердую, очень мелкослойную, плотную и гибкую с волнистыми годичными кольцами и очень выносливую. К редким свойствам древесины можжевельника относится ее приятный сандарачный запах, который сохраняется у изделий, пролежавших в земле тысячи лет.

Ольха - древесина этого дерева довольно тяжелая и упругая; наслоения малозаметны, строение плотное; цвет грязно-розовый или грязно-оранжевый. Желтые или бурые продолговатые пятна служат признаком загнивания или порчи; под водой и в сырости дерево это очень прочное и стойкое, на сухом месте скоро гниет и червоточится. Всякой ручной обработке поддается очень хорошо, также хорошо полируется и принимает всевозможные окраски, пригодна для изготовления моделей разных изделий, так как легко режется. В графских усадьбах всегда присутствовали гарнитуры или отдельные предметы мебели из ольхи.

Орех обыкновенный (персидский) - растет на Кавказе и привозится к нам в большом количестве. Молодые деревья дают мягкую и белую древесину, старые же - всем известную темно-коричневую, испещренную более темными прожилками, принимающими иногда совершенно темный цвет. Чем старше дерево, тем красивее и лучше его древесина. Обрабатывается орех хорошо и прекрасно принимает полировку и окраску. Более светлая древесина иногда с успехом подделывается под красное дерево.

Осина (тополь дрожащий) - очень распространенное в русских лесах дерево, которая достигает солидных размеров и живет порой до 150 лет. Древесина белая, мягкая, легко колется и режется, но сильно коробится и совершенно не выразительная, а потому практически не используется в столярном деле. Дерево часто загнивает на корню, зато сухая и выдержанная осина становится необыкновенно стойкой к гниению даже в сырости. Из нее делали лемехи, которыми крыли купола деревянных церквей с их неповторимым серебристым оттенком, из нее же делают скамьи и полки в русской бане.

Палисандр - фиалковое дерево, или якаранда привозится из жарких стран Южной Америки и Восточной Индии, ценится как прекрасный материал для изготовления дорогой мебели и предметов. Древесина его очень твердая, плотная, тонковолокнистая и пористая; цвет ее определить трудно из-за различных слагающих его оттенков. В большинстве случаев преобладает коричневый цвет с фиолетовым отливом, испещренным более светлыми прожилками, образующими красивый рисунок. Без тщательной полировки, что достигается с трудом, со временем палисандр темнеет до черноты. Потертый суконкой, издает приятный запах, напоминающий аромат пармских фиалок.

По прочности палисандр уступает красному дереву, а по красоте превосходит его; в дорогой отделке его употребляют совместно с металлом, что подчеркивает естественною красоту древесины.

Сосна - всем известное по своему широкому применению дерево желто-красного или бледно-желтого цвета, не особенно твердое, но легкое в работе, стойкое и прочное в различных изделиях. В густых северных лесах сосновые стволы довольно длинны и отличаются замечательной прямизной и прямослойностью; оба этих качества совместно с колкостью очень важны для строительных работ.

Сосна строгается вдоль очень легко, но поперек трудно и негладко; пилится хорошо, клей держит крепко.

Употребляется для всевозможных поделок, перечислить которые было бы очень трудно. Из нее готовят дешевую мебель, двери, оконные рамы и строят на Руси решительно все - от сарая до выставочных павильонов.

Черешня - по внешности очень похожа на вишню, но достигает такой толщины, что можно распилить на доски. Древесина ее более плотная и твердая, нежели у вишни, а потому ее применение предпочтительнее. Дерево это сильно подвержено червоточине. Выплавки обладают красивой свилеватостью волокон.

Ясень - достигает при благоприятных условиях гигантского роста и толщины до пяти футов. Древесина его не особенно красива, желтоватого цвета с чередующимися светлыми и темными полосками. При отделке сильно проявляются годичные наслоения из-за множества пор, засоряемых при шлифовке и полировке. Ясень довольно тверд, плотен и тяжел, а главное упруг; в сухом виде достаточно прочен, особенно после просушки паром. Но в сыром виде легко подвергается червоточине и очень чувствителен к атмосферным переменам.

В столярном деле ясень идет на выделку дверей, мебели для передних и магазинов. В токарном деле не особенно употребляется, так как изделия из него имеют неуклюжий и тяжелый вид. Очень ценятся токарями ясеневые выплавки, отличающиеся твердостью, плотностью, красивыми оттенками и рисунком волокна.

Дерево - абсолютный тренд последних лет! Дерево в интерьере выглядит стильно и уютно, оно делает нас ближе к природе среди каменных джунглей.

Давайте разберемся, как лучше сочетать дерево в интерьере квартиры или дома.




Благодаря разнообразию оттенков и пород дерева в интерьере, можно создать уникальный и неповторимый дизайн. Использование дерева подойдет для многих популярных стилей.

Классический интерьер с деревом

Чтобы подчеркнуть утонченность и изящность интерьера, рекомендуем применять паркет темных тонов, плинтусы, карнизы, молдинги и колонны с открытой текстурой дерево, то есть, не покрывая их краской. Дерево идеально впишется в классический интерьер, если использовать его в качестве отделки стен панелями.













Американский классический интерьер

Подразумевает также частое использование дерева в интерьере, только белого цвета (беленый дуб или с покраской), с множеством деревянных деталей в интерьере - колонны, балки, балясины, и, конечно же, лестница.







Дерево в скандинавском интерьере

Подчеркнет многообразие текстур и фактур, правильно подобранные породы могут сделать помещение теплее или холоднее. Здесь также подойдет отделка стен деревом, выделение балок на фоне белого потолка. Здесь можно использовать вагонку и покрасить ее в нужный цвет (белый, черный, серый, синий).





Кантри и шале

Оформление интерьера деревом обязательно для стилей кантри и шале. Кантри - американский деревенский стиль, а шале, скорее “охотничий домик в заснеженных горах. Для кантри характерны серые, белые и фисташковые оттенки, а также градация коричневого цвета.

Интерьер шале темнее по цвету, мебель массивнее и увереннее. Здесь мы оставляем поверхность породы максимально натуральной, например, для украшения потолка подойдут грубо обработанные бревна.

Оцилиндрованный брус также можно использовать для декора мебели и облицовки искусственного камина. Дом из оцилиндрованного бруса практически не требует отделки стен внутри, в нем чувствуешь себя защищенным.



















Дерево в провансе

Еще один интерьер, который немыслим без натурального материала - прованс. Как в скандинавском и кантри стиле, отбираем используем светлые породы дерева, чтобы подчеркнуть легкость пространства, дополняем обилием тканей и резной деревянной винтажной мебелью разных оттенков (фисташковый, персиковый, лавандовый).






Каким может быть дерево?

Каждая порода дерева обладает достоинствами и недостатками и хороша в разных случаях.

Сосна

Одна из самых дешевых и популярных пород. Одновременно мягкая и прочная. Ее используют для отделки лестницы, производства мебели и декора. Солнечно-золотистый оттенок сосны впишется в современный интерьер, например, в скандинавский и прованс.



Дуб

Применяется для паркета, лестниц, дверей. Порода удивительно прочная и долговечная, поэтому подойдет для поверхностей. которые постоянно испытывают нагрузку. Цвет дуба варьируется - от беленого до мореного (практически черный). Благородная порода дуба идеально подойдет для классического интерьера.





Орех

Также относится к твердым благородным сортам, со временем становится темнее. Цвет - темно-коричневый, может отдавать рыжиной. Подходит для классических и деревенских интерьеров, привносит в обстановку изящество.



Светлый розоватый бук

Бук способен оживлять тёмные помещения. В распаренном виде он легко гнётся, а высохнув, сохраняет приданную форму. Из бука делают знаменитую гнутую венскую мебель. Его цвет варьируется от розовато-жёлтого до красновато-бурого. Древесина у бука очень прочная и твёрдая, хорошо шлифуется, а при обработке лаком практически не теряет цвета.





Карельская береза

С её неповторимым медово-янтарным цветом и загадочными прожилками сама по себе является достойным украшением интерьера.

Махагон

За насыщенный цвет древесины махагон обычно называют "красным деревом". Это очень прочный материал, он хорошо полируется, устойчив к внешним воздействиям. Кроме необычного цвета, для него характерно разнообразие рисунков волокон: он бывает гладким, полосатым, крапчатым, узорчатым.



    Выбирайте цвет дерева исходя из общей гаммы помещения (темное к темному, светлое к светлому)

    Чтобы помещение не выглядело перегруженным, для облицовки стен применяйте не более 50% древесины

    Выбирайте древесину исходя из ее мягкости и выносливости, одни породы подойдут только для пола, другие - для мебели

    При закупке паркетной доски обратите внимание на ее поверхность - дерево должно быть без пороков, ровным и гладким. Таким обязательно будет дуб, а вот мягкие породы - вишня и береза допускают шероховатость из-за хорошей впитываемости

    Некоторые породы могут менять цвет в течение времени. Например, вишня очень сильно темнеет, бук становится красноватым, а береза со временем выцветает

Дерево в отделке прекрасный материал, оно сохраняет тепло и изолирует шум. Дерево экологично и способно оживить любое помещение. Мебель из дерева надежна и красиво вписывается в любой интерьер.

Мы очень любим деревянные интерьеры и стараемся их предложить нашим клиентам. с применением деревянной отделки.





При оформлении интерьера в помещении важны все детали, в том числе и цвет дерева мебели. В особенности это нужно учитывать, когда появляется необходимость осветлить комнату, в случае если окна выходят строго на запад, и солнце почти не попадает в помещение. Или же, наоборот, нужно немного добавить тёмных оттенков, когда комната из-за своего расположения большую часть дня ярко освещается солнечным светом.

В первом случае нужно подобрать светлую мебель, во втором подойдет темный цвет дерева. Фото многих интерьеров ясно дают понять, что цвет мебели влияет в целом на "настроение" помещения. В этой статье вы найдете ответ на вопрос о том, как правильно подобрать цвет мебели, чтобы любая комната в вашем доме или квартире была образцом гармонии, элегантности и уюта.

Цвет мебели - основная составляющая интерьера

В любом помещении нужно учитывать влияние цвета при создании интерьера. С помощью мебели любое место в квартире можно в значительной степени изменить, и очень важно, какого цвета дерево использовалось для производства мебели, которая способствует созданию уютной атмосферы. Умелое применение цвета в выборе интерьера позволяет менять традиционные жилища, учитывая последние тенденции.

Выбирая цвет отделки того или иного помещения, нужно брать во внимание различные факторы: куда выходят окна (если это северная сторона, то лучше остановиться на теплых тонах, если южная - на холодных), отражение света, качество освещения, наконец, какая это зона: гостиная, кухня, кабинет, детская. Яркие, сочные тона лучше всего будут смотреться в столовой или гостиной. А вот голубой и ассоциируются с водой и чистотой, они подойдут для ванных комнат, но не стоит их применять для кухни и столовой, здесь лучше остановиться на желтом или оранжевом цветах.

Сочетание цветов в интерьере

Кроме того, не забывайте о размерах помещения: яркие стены визуально уменьшают комнату, темные, наоборот, увеличивают. Так, оранжевый, желтый, а также красный, к примеру, цвет "яблоня", помогут превратить большое помещение с минимальным количеством мебели в меньшее, уютное и комфортное. Белый и черный, фиолетовый и синий визуально увеличат помещение.

Подбирая подходящий цвет для покраски стен, не забывайте, что мебель, занавески, декоративные ткани, гардины должны сочетаться со стенами. Если мебельная обивка, покрывало на диване, занавески - узорчатые, то стены выполнить лучше гладкими. К вопросу выбора цветов и их сочетаний нужно подходить внимательно, тщательно все взвешивая. Например, лучше не смешивать зеленый цвет с красным, это сочетание тяжело для восприятия, особенно если цвета используются в равных пропорциях. Светло-желтый служит отменным фоном почти для любого цвета (к примеру, в КНР желтый фон всегда используют для демонстрации коллекции фарфора). Зеленый цвет, напротив, плохо гармонирует с другими цветами, кроме разных оттенков самого этого цвета.

Сдержанные, спокойные тона являются лучшим фоном для ценных предметов. К примеру, светло-серый фон отлично подойдет для красивой картины и солидной мебели. Цвет стен обязательно нужно сочетать с цветом пола и мебельной обивки.

Разные комнаты - разные цвета дерева для мебели

В кухне лучше всего применять стены светлых тонов в сочетании со светлой мебелью. Контраст можно создать, к примеру, яркими декоративными изделиями на полках, картиной, вазой, посудой, яркими гардинами.

Если ванная комната освещается только электричеством, то лучше всего применить светлые тона. Рекомендуются светлые оттенки синего, желтого, голубого и розового. Трубы и различные соединения, и сантехнические изделия должны быть в таких же тонах.

В прихожих и коридорах для отделки стен можно применить разный цвет. Светлое дерево мебели идеально подойдет для таких помещений. Потолок можно малость «опустить», если сделать его несколько темнее стен. Подобного эффекта можно достичь, если потолок и участки стен, примыкающие к нему, на 20-35 сантиметров окрасить более светлой краской.

В гостиной применяются больше нейтральные или холодные цвета, таким способом вы ощущаете прилив бодрости и энергии.

Для спальни, наоборот, выбирают теплые цвета для создания комфорта и уюта, но главное, чтобы эти цвета были использованы в меру, а мебель придаст элегантности и подчеркнёт всю изысканность вашей комнаты.

Цвета древесины в зависимости от сортов

Итак, предлагаем вам ознакомиться с цветами, которые свойственны древесине различных сортов. Это знание поможет найти общий язык с консультантом в мебельном салоне, когда вам нужно будет объяснить ему, какой именно цвет дерева вам нужен.

Светлые оттенки дерева:

  • светлый ясень имеет желтоватый цвет;
  • сосна обладает насыщенным желтовато-золотистым цветом;
  • карельская береза - спокойный желтовато-золотистый оттенок с небольшими "кружочками";
  • бук - дерево цвет имеет светлый, с ярким розовым оттенком.

Промежуточные тона:

  • дуб - коричневатый цвет;
  • ольха - смесь бежевого и рыжеватого оттенка, ко многим интерьерам подходит фото мебели во многих салонах показывают все преимущества этой породы древесины;
  • вишня - насыщенный красновато-рыжеватый оттенок;
  • яблоня - коричневый цвет с красноватым оттенком.

Темные оттенки дерева:

  • орех - это классика, обладает темно-коричневым цветом;
  • красное дерево - темный вишневый цвет;
  • - глубокий черный цвет.

Распространенные породы дерева для мебели

Наиболее распространенным вариантом является сосна. Это дерево имеет светло-желтый или желтовато-красный цвет. Этот материал представляет собой не слишком твердую породу дерева, но привлекает мебельщиков легкостью обработки, а изготовленная мебель характеризуется достаточной стойкостью и прочностью.

Особенно хорошее качество имеют деревья, которые растут в северных широтах. Они прямые, имеют хорошую длину и отличаются прямослойностью, что также ценится при выполнении строительных работ.

Плюсы сосны заключаются еще и в цене. Кроме того, она является крепкой и легкой древесиной, хорошо поддается воздействию деревообрабатывающих инструментов, хорошо держит клей и другие пропитки, многим нравится ее цвет. Сосна обычно служит материалом для недорогой мебели, а также дверей, оконных рам и других которые широко применяются в строительстве и для отделки помещений.

Орех - один из самых популярных цветов дерева, применяемых в интерьере. Мебель из этой древесины идеально подойдет, если вы предпочитаете стиль, элегантную классику, модерн. С интерьерами в тонах осенней палитры удачно гармонирует Фото мебели из этого насыщенного материала отчетливо показывают, что данные предметы обстановки придают помещению особую завершенность.

Мебель, произведенная из лиственницы, обладает множеством достоинств. Этот материал относят к группе лучших в отношении столярного и строительного процессов. Лиственница - это древесина с красноватым оттенком, отличающаяся отменной прочностью в сочетании с легким весом. Данная порода значительно устойчивее и крепче, чем дуб и бук. Дерево, цвет которого особенный и очень популярный, - это лиственница. А ее стойкость к воздушной среде и к воде объясняется большим содержанием в древесине живицы. Это дерево отличается легкостью обработки, что позволяет получить весьма качественный и гладкий на вид материал. Произведенным из лиственницы изделиям не страшны червоточины, и они практически не коробятся.

Дуб имеет твердую и крепкую древесину, цвет дерева - желто-коричневый с ярко выраженными годичными наслоениями. Разнообразные изделия, а также напольные и настенные покрытия из этой породы дерева пользуются спросом, являясь чуть ли не свидетельством высокого статуса собственника, использующего этот материал для обустройства помещения. Древесина молодого дуба представляет собой пластичный, твердый материал элегантного серовато-коричневого цвета. А вот старое дерево отличается хрупкой и более желтой древесиной. Выбирая этот материал, следует предпринять меры по предотвращению червоточин.

Давайте подробнее рассмотрим самые используемые цвета для мебели.

Белая мебель универсальна

Темные цвета дерева для мебели в интерьере получили большую популярность из-за своей практичности, тем не менее и мебель белого цвета ничем ей не уступает. Новые технологии позволяют делать поверхности, которые не имеют проблем в уходе.

Белая мебель также отлично подчеркнет интерьер гостиной, кухни - она везде выглядит стильно, изысканно и дорого. Особенно шикарно смотрится цвет "ольха". Фото показывает все преимущества такого решения. Неслучайно классическая мебель в светлых тонах сейчас в Европе пользуется спросом. Светлая мебель обладает универсальностью и может быть использована в любом стиле. Белый цвет может быть различным: кухню небольших размеров он визуально увеличивает, а с платиной, золотом и серебром кухни белого цвета приобретают черты классического стиля.

Темная мебель - признак роскоши

Темная мебель также выглядит элегантно, но не каждый цвет может с ней гармонично сочетаться. Темные цвета комнате придают особый шарм, особенно если они гармонируют с мягкой мебелью, отделкой и освещением. Кроме того, темные цвета можно разбавить пастельными и яркими оттенками - такие решения придают еще больше очарования, особенно спальне или гостиной.

Если вы хотите темно-коричневую мебель, то подойдет цвет "орех". Фото хорошо показывает, что данная мебель прекрасно смотрится, однако нужно устроить интерьер таким образом, чтобы этот цвет не доминировал в помещении, иначе он будет давить. Так как сам по себе является тяжелым, поэтому его нужно обязательно разбавить. Хорошим вариантом послужит черно-белая мебель. Этот цвет в интерьере должен гармонично сочетаться с другими тонами. Не менее стильным и модным сочетанием, но более спокойным считается мебель черного цвета на фоне зеленых стен. Это выглядит оригинально и экстравагантно.

Красное дерево - шик и элегантность

Наиболее солидной и элегантной мебелью считаются изделия, произведенные из Подобные цвета дерева для мебели придадут респектабельности любому помещению, сделают его роскошным и богатым. Сегодня красное дерево является одним из самых распространенных материалов в производстве мебели и самым востребованным состоятельными покупателями. Ценность данной породы дерева заключается в прочности и несравненной текстуре древесины, которая делает мебель из махагони просто неповторимой.

Дуб - надежный и крепкий материал

Еще одним популярным материалом для производства мебели по праву считается дуб. Мебель наделена успокаивающей энергетикой, поэтому изделия, выполненные из дуба, нормализует сон и очищают от отрицательной энергии, создавая гармоничную и спокойную атмосферу. Дубовая мебель очень крепкая и способна прослужить вам много лет. Более того, мебель из этой древесины начали производить очень давно. Если вспомнить фильмы о богатых английских вельможах, то они очень любили устраивать шикарные приемы в стенах своих замков, причем всегда на прочных дубовых столах, забитых различными угощениями.

Дубовая мебель отменно вписывается в любой интерьер коридора или гостиной, подчеркивая эстетический вкус и высокий статус хозяина помещения.

Сочетание цвета мебели с декором стен

Как подобрать цвет дерева мебели, чтобы она отлично вписывалась в интерьер? Можно отталкиваться от тона стен. Ниже приведены различные варианты сочетания цветов.

Белые стены. В том случае, когда стены в помещении белые, мебель может быть абсолютно любого оттенка: темно-желтая, красная, красно-коричневая, оранжевая, бордовая, коричневая, синяя, сиреневая, фиолетовая, пурпурная, черная, зеленая и так далее.

Зелёные цвет. Светлое дерево будет отлично гармонировать со стенами в таких тонах. Но в этом случае остерегайтесь приобретать мебель бирюзовую или голубую. Наиболее подходящими вариантами в данной ситуации будут считаться такие цвета: темно-красный, темно-желтый, красно-зеленый, коричневый, фиолетовый, темно-синий, белый, светло-серый, светло-оранжевый.

Будут диссонировать с красным и мебели. Зато гармонично впишется голубая, серая и синяя мебель.

Светло-синим стенам не подойдет коричневая мебель. Лучше, если мебель будет темно-красная, бордовая, серая, темно-желтая, голубая, темно-оранжевая, черная, белая, темно-синяя.

Светло-коричневые стены отменно будут сочетаться с мебелью темно-коричневого цвета, а также темно-красного, как цвет "яблоня". А вот белую и желтую мебель желательно не брать.

Стены темно-красного цвета подойдут под мебель светло-зеленого, бежевого, светло-серого, светло-синего, белого цветов. Только не коричневый цвет дерева "орех".

Фото показывают, что серые стены и мебель красного, фиолетового, синего, черного, темно-серого, коричневого цветов хорошо сочетаются. Мебель оранжевого и белого цвета здесь точно не подойдет.

Серые стены также "не любят" мебель желтого цвета, но вы угадаете, если выберете предметы интерьера темно-коричневого, черного, красного, темно-красного, синего цвета.

Какого цвета выбирать мебель - это, конечно же, дело каждого. Но если вы хотите, чтобы ваше жилище выглядело гармонично, обратите особое внимание на цвет дерева, и тогда вы точно сделаете ваш дом комфортным, уютным и стильным.



Статьи по теме: