Образ и характеристика черта в повести ночь перед рождеством гоголя сочинение. Описание черта в рассказе Ночь перед рождеством

Ответ оставил Гость

1.Вступление
Н.В.Гоголь в своей повести использует фольклор, народные поверья. Писатель рисует образ черта, который в славянской мифологии является злым духом.
2.Описание внешности «Вдруг с другой стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко… Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт…»
3.Черты характера и его поступки.
1)Черт показан Гоголем как хитрый проказник. «между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огнь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше»
5
2) «Черту оставалась последняя ночь шататься по белу свету и выучивать грехам добрых людей». Он хотел выместить свою злобу на кузнеце, потому что тот изобразил на одной из своих картин, как черта бьют кнутами и изгоняют из ада.
3)Черту свойственны человеческие качества, поэтому мы воспринимаем его как настоящего.
«Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду»
Он заигрывает с ней, как только остается свободная минута. «Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласиться удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все, кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло».
4) Черт очень обрадовался, что может отомстить кузнецу. «Теперь- то попался кузнец!» - думал он про себя, теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей!» Он старался уговорить кузнеца, обхитрить.
5) Как и все сказочные герои он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…» или «Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким. Что без труда влез к нему в карман»
Вывод
У черта ничего не получилось. Единственное о чем он думал, чтоб Вакула отпустил его и не окрестил крестным знамением. «И так, вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен».

Сочинение

Реальные черты характера раскрываются и в образе Солохи, расчетливой и хитрой женщины, ловко управляющейся со своими многочисленными обожателями. Солоха «так умела причаровать к себе самых степенных Козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты), что к пен хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и Чуб, и Казак Касьян. И, к чести се сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник… Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма».

Замечательным юмором овеян образ старого ловеласа казака Чуба, человека недалекого, туго соображающего и в то же время упрямого, самоуверенного. Очень выразителен и образ дьяка, занятого поисками земных утех, выступающего в качестве одного ИЗ «солидных» конкурентов в шеренге обожателей Солохи.

Характерная особенность «Ночи перед Рождеством» состоит в том, что наряду с образами, взятыми из народной среды, здесь показаны столичные верхи, рядом с фантастикой нарисованы реальные исторические фигуры. Включение в повесть картин, изображающих Петербург, несомненно, содержит в себе определенное сопоставление их со сценами и образами народной жизни. Вакулу более всего поразило в Петербурге обилие «панства». «Господ, в крытых сукном шубах, он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мои, сколько тут панства!- подумал кузнец.- Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те, когда не городничие, то верно комиссары, а может еще и больше». В первоначальной редакции «Ночи перед Рождеством» впечатление Вакулы от Петербурга было выражено несколько острее: «и в друг увидел в крытых сукном тубах, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мой! Сколько (чиновничества) панства тут»,- подумал кузнец».
Иронический тон Гоголь сохраняет и при описании придворной знати, подчеркивая то соединение надменности и раболепия, высокомерия и трусливого заискивания, которое характерно для знатных особ. «Минуту спустя, вошел в сопровождении немой спиты количественного росту довольно плотный человек в гетманском мундире, в желтых сапожках. Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, па лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились и с низкими поклонами, казалось, ловили его слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его».

Потемкин нарисован в «Ночи перед Рождеством» властным и хитрым сановником, лукавым царедворцем. Заранее дав «наставления» запорожцам о том, как и что им говорить на приеме у царицы, он зорко следит за исполнением своего «режиссерского» плана. В повести содержится ясное указание на то, что приезд запорожцев в столицу связан с уничтожением Запорожской Сечи, прежних казацких вольностей. Это придает образу Потемкина, так же как и образу Екатерины II, отнюдь не «благостный» облик. Вместе с тем очевидно, что писатель не стремился нарисовать портрет Екатерины II в обличительном духе.

Сопоставление картин народной жизни и картин сановного Петербурга в «Ночи перед Рождеством» широко не развернуто, и тем не менее оно весьма существенно как выражение общей направленности «Вечеров». Тут мы видим развитие тех идей, которые высказаны от имени Рудого Панька в его «предисловии» к «Вечерам», когда «издатель» повестей сравнивал народный быт с бытом и жизнью знати.

В «Ночи перед Рождеством», так же как и в других повестях, Гоголь широко использовал народные легенды и сказания. В сравнении с «Майской ночью» и «Сорочинской ярмаркой» фантастика в «Ночи перед Рождеством» представлена более широко. И в то же время здесь с большей выразительностью и силой осуществлено ее «снижение», развернуто своеобразное ее «обытовление». Переключенная в «бытовой» план, показанная в юмористическом освещении, фантастика теряет свои очертания необычного, страшного и непонятного, становясь чем-то смешным и забавным. Фантастические фигуры и образы предстают в «Ночи перед Рождеством» и качестве носителей мелочных житейских страстей и стремлений. «Одна только ночь оставалась ему (черту) шататься на белом свете; но и в эту ночь оп выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц… Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее пол, руку и пустился нашептывать па ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».

Другие сочинения по этому произведению

Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

В своей первой книге «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич Гоголь нарисовал добрые и привлекательные образы людей из парода, воссоздал правдивую картину народной жизни с ее повседневным укладом, обычаями, верованиями. В то же время он не мог не замечать духовную пустоту, мелочные интересы, глупость буржуазии и помещиков, не мог он пройти мимо этих пороков общества в своем произведении. Повести, вошедшие в книгу, написаны в комическом стиле, но во многие из них, например в «Ночь перед Рождеством», введено большое количество фантастических элементов. Эта повесть - яркий образец особой гоголевской манеры, которую позже назвали «смехом сквозь слезы».

В радужные сцены праздничной жизни народа, наполненные живым юмором и смехом, постоянно вплетаются тревожные ноты. С присущей автору остротой, в ярком сатирическом стиле изображает Гоголь представителей буржуазии и высшей государственной власти. Перед нами раскрывается мир, в котором господствуют злоба, жестокость, недоброжелательство, черствость, эгоизм. Есть в нем и преобладание корыстных интересов, умственная ограниченность и ложь. Солоха предстает перед читателем распутной, хитрой, лицемерной и корыстной особой, которая ради удовлетворения личных интересов то и дело совершает подлые поступки. Не случайно Гоголь превращает ее в ведьму. Солоха «кланялась всем», со всеми была приветлива. Но мы видим, что приветливее всего была она с Чубом, ведь «восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою», во дворе было много разной живности, огород густо засеян овощами, маком, подсолнечником и табаком, а в сундуках много полотна. «Все это Солоха находила не лишним присоединить к своему хозяйству, заранее размышляя о том, какой оно примет порядок, когда перейдет в ее руки…» А чтобы ее планы не разрушились, она строила всякие козни кузнецу Вакуле, старалась поссорить его с Чубом, чтобы «Вакула не подъехал к его дочери и не успел прибрать всего себе». Высмеивает автор и самого Чуба - ленивого и своевольного, главным удовольствием которого было «лежать, поджавши под себя ноги, на лежанке, курить спокойно люльку и слушать сквозь упоительную дремоту колядки и песни веселых парубков и девушек, толпящихся кучами под окнами».
Ленивый и праздный Пацюк тоже подвергается решительной критике и сатире со стороны автора. «Не подвинувшись ни одним пальцем, он слегка наклонил голову к миске и хлебал жижу…» - в таком неприглядном виде предстает он перед нами. И не случайно Вакула справедливо замечает: «Этот еще ленивее Чуба: тот, по крайней мере, ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять!»

Рисуя образ черта, писатель упоминает о глупой и смешной манере, присущей представителям мелкого чиновничества: «переманивать и передразнивать один другого». «Словом, все лезет в люди! - говорит автор. - Когда эти люди не будут суетны!..» Кроме зажиточных деревенских чинов - дьяка, головы и других подобных им персонажей, мы встречаем в повести и спесивых генералов, которые услужливо суетятся и кланяются Потемкину. Они, «Мазалось, ловили его каждое слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его». Выступая с сатирой на все слои общества, в котором лишь в простом народе и можно найти что-то по-настоящему светлое и чистое, Гоголь стремится пробудить сознание людей. И заставляет нас глубоко задуматься над тем, как искоренить пороки этого общества. Ведь проблемы, затронутые в книге, остаются актуальными в любом обществе и во все времена.

    Реальные черты характера раскрываются и в образе Солохи, расчетливой и хитрой женщины, ловко управляющейся со своими многочисленными обожателями. Солоха «так умела причаровать к себе самых степенных Козаков (которым, не мешает между прочим заметить,...

    Волшебная ночь перед Рождеством в одноименной повести Г. Гоголя начинается с фантастического события. Из трубы одного из домов повалил черный дым, и вместе с ним вылетела верхом на метле ведьма. Там, где она пролетала, звезды исчезали одна за другой....

    Мне очень нравится повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» , потому что в ней чудесным образом сочетаются реальность и фантастика. Рядом с простыми селянами сосуществуют персонажи украинского фольклора, обыденная жизнь переплетается с волшебством....

    Николай Васильевич Гоголь всегда стремился найти идеал человека, богатого душой, наделенного высокими моральными качествами. И таких людей, воплощавших лучшие черты национального характера, он находил в народной среде, среди представителей трудового...

/ / / Образ Черта в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» - уникальное произведение Николая Гоголя, которое отличается поэтичностью, народностью и мистицизмом.

Писатель тщательно продумал каждый образ, акцентируя внимание на достоинствах и слабостях. Герои делятся на реальных и фантастических, а так же есть те, которые словно живут в двух мирах. Гоголь верил в потусторонние силы, изучал народные поверья, поэтому в его «Вечерах» есть место таким персонажам, как ведьма и черт. В произведении «Ночь перед Рождеством» образ черта передан своеобразно.

Он является воплощением умного и хитрого проказника. В сюжете определено, что ему осталась всего одна ночь, когда он может свободно ходить между людьми да учить грешить. И поэтому герой старается успеть напроказничать всюду.

Гоголь наделяет мистического персонажа отрицательными человеческими качествами, такими как: хитрость, коварство, трусливость. Но так же автор отмечает, что он умен и похож на франта. Выражения «умен, как черт» и «чертовски красив» можно соотнести с этим персонажем.

Гоголь создает комический образ черта, приближенный к обычному человеку. Он так же, как и обычный человек, мерзнет. Интересны его взаимоотношения с Солохой. Он ухаживает за нею, как обычный мужчина, например, целует ей руку. И поэтому, как и другие ухажеры , он попадает в мешок, чтобы не быть разоблаченным. Благодаря такому описанию читатели не боятся фантастического героя, ведь он больше похож на забавного проказника, чем на представителя темной силы.

Герой проявляет свою мстительность, когда пытается навредить кузнецу Вакуле за то, что он нарисовал оскорбительный для него рисунок. Но и это он делает скорее, как мстительный ребенок – толкает Вакулу под руку, подличает. И при этом он радуется хотя бы маленькой возможности отомстить Вакуле. Запоминающимся его действием является кража луны. Для чего это было ему нужно? Чтобы обитатели Диканьки не нашли правильную дорогу. В результате луна таки ускользает из его рук и все становится как прежде.

И все же писатель наделяет его и характерными для темной силы чертами: рога, копыта и хвост.

Гоголевский черт обладает даже особенным обаянием, он не вызывает страха, а скорее улыбку. Но, как и каждый трус и проказник, он наказан главным героем, который наделен высокими моральными качествами. В повести «Ночь перед Рождеством» таким героем является кузнец .

Автор показывает в образе черта не только фантастическое существо, но и раскрывает вполне реальные человеческие пороки. Ведь таких людей, которые любят всем насолить, отомстить, навредить, к сожалению, не мало. Поэтому при помощи этого героя писатель указывает на слабости людей. И так же намекает на то, что любое зло будет наказано. В произведении так и вышло, когда Вакула сумел перехитрить мистического проказника.

Повесть "Ночь перед Рождеством" - это произведение, написанное Николаем Васильевичем Гоголем. Она входит в цикл под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки". Данное произведение было опубликовано в 1832 году, а действие его относится хронологически к периоду правления Екатерины II, точнее, состоявшейся в 1775 году последней депутации запорожцев. События происходят на Украине, в Диканьке.

Герои произведения

В повести, которую написал Гоголь ("Ночь перед Рождеством"), имеется в качестве действующих лиц ряд сказочных персонажей: укравший месяц черт, ведьма Солоха, на своей метле рассекающая небо. Еще один яркий образ - Пацюк, который мог излечивать людей от разных болезней и странно ел вареники, которые сами попадали к нему в рот, обмакнувшись в сметане.

В повести под названием "Ночь перед Рождеством" герои -обычные люди -вступают во взаимодействие со сказочными персонажами. К представителям рода людского в произведении относятся кузнец Вакула, Оксана, ее отец Чуб, голова, дьяк, царица и другие.

"Ночь перед Рождеством" начинается следующими событиями. Закончился последний день перед Рождеством, наступила звездная ясная ночь. Через трубу одного из домов на метле поднялась ведьма и принялась собирать звезды. А в это время черт украл месяц.

Это он сделал, так как знал, то Чуб сегодня приглашен на кутью дьяком, а его красавица-дочь останется дома, и в это время к ней придет кузнец. Черт мстил этому кузнецу. Возлюбленный дочери Чуба, кроме того, был хорошим художником. Однажды он написал картину, в которой в день страшного суда святой Петр изгоняет злого духа из ада. Черт всячески мешал работе, но она была закончена, а доска вделана в стену церкви. С этих пор этот представитель нечистой силы поклялся мстить своему врагу.

Украв месяц, он надеялся, что Чуб не пойдет никуда в такую темноту, а кузнец не решится при отце прийти к его дочери. Чуб же, в это время выходивший вместе с Панасом из своей хаты, раздумывал, что же делать: идти к дьяку или остаться дома. В конце концов было решено идти. Вот и отправились в дорогу в ночь перед Рождеством герои произведения - два кума. Чем завершится эта история, вы узнаете чуть позже.

Оксана

Продолжаем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" составляют следующие дальнейшие события. Оксана, дочь Чуба, считалась первой красавицей. Она была избалована, капризна. Парубки толпами гонялись за ней, но уходили потом к другим, не столь избалованным. Лишь кузнец не покидал девушку, хотя ее обращение с ним было ничуть не лучше, чем с другими.

Когда отец Оксаны ушел к дьяку, в его доме появился Вакула. Он признался в любви Оксане, но та лишь издевается над ним, играет с кузнецом. Вдруг в дверь постучали с требованием открыть. Девушка хотела это сделать, но Вакула-кузнец решил, что дверь откроет он сам.

Ведьма Солоха

Продолжает свою повесть Николай Васильевич Гоголь ("Ночь перед Рождеством"). Ведьме в это время надоело летать, и она отправилась к себе домой, а черт - за ней следом. Ведьма эта приходилась Вакуле матерью. Звали ее Солоха. Женщине было около 40 лет, она была ни хороша, ни дурна собою, но умела очаровывать казаков так, что многие к ней ходили, не подозревая при этом, что у них имеются соперники. Лучше всех Солоха относилась к Чубу, так как он был богат, и она хотела женить на себе его, чтобы прибрать к рукам состояние. А чтобы сын не опередил ее каким-нибудь образом, женившись на Оксане, ведьма часто ссорила с Вакулой Чуба.

Возвращение Чуба

Следующие дальнейшие события составляют краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" продолжается. Когда за Солохой летел черт, он заметил, что отец девушки все-таки решил уйти из дома. Тогда он стал разрывать снег для того, чтобы началась метель. Она и заставила Чуба вернуться. Но поскольку метель была очень сильная, кумовья не могли долго отыскать свою хату. В конце концов Чубу показалось, что он ее нашел. Герой постучал в окно, но решил, услышав голос Вакулы, что пришел не туда. Захотев узнать, чей это дом и к кому кузнец ходит, Чуб притворился колядующим, но Вакула его прогнал, сильно ударив по спине. Чуб, побитый, отправился к Солохе.

Коляда

Повесть "Ночь перед Рождеством" продолжается. У черта выпал месяц и снова поднялся на небо, все вокруг осветив. Вышли колядовать девчата и парубки. Зашли они и к Оксане, которая, увидев на одной черевички, захотела иметь такие же. Вакула пообещал достать самые лучшие, а Оксана поклялась, что выйдет замуж за него, если тот достанет черевики царицы.

Черт в то время целовал руки Солохи, но вдруг послышался голос и стук головы. В дом ее стали приходить один за другим гости - уважаемые казаки. Пришлось спрятаться в мешок из-под угля черту. Затем дьяку и голове пришлось, в свою очередь, залезть в мешки. Вдовый Чуб, самый желанный из гостей для Солохи, влез на дьяка. Последний гость, "грузный телом" казак Свербыгуз, не поместился бы в мешок. Поэтому Солоха решила вывести его в огород и там выслушать, зачем он явился.

Пацюк

Вернувшись домой, Вакула увидел мешки посреди хаты и решил их убрать. Он вышел из дома, взяв тяжелый груз. В веселой толпе на улице ему послышался голос своей возлюбленной. Вакула бросил мешки, отправился к Оксане, но та, напомнив про черевички, убежала. Кузнец в гневе решил было расстаться с жизнью, но, опомнившись, отправился к запорожцу Пацюку за советом. Пузатый Пацюк, по слухам, водил с нечистой силой дружбу. Вакула, отчаявшись, спросил, как попасть к черту, чтобы заручиться его помощью, но тот дал лишь невнятный совет. Благочестивый купец, очнувшись, выбежал из хаты.

Договор с чертом

Сидевший в мешке прямо за спиной Вакулы черт не мог, естественно, упустить эту добычу. Он предложил сделку кузнецу. Вакула согласился, но при этом потребовал закрепления договора и, перекрестив черта, обманом сделал того смирным. Черт теперь был вынужден отвезти Вакулу в Петербург.

Брошенные кузнецом мешки нашли гуляющие девушки. Решив узнать, что наколядовал Вакула, они отправились за санками, чтобы отвести к Оксане в хату находку. Из-за мешка, в котором находился Чуб, между ними разгорелся спор. Думая, что там сидит кабан, кумова жена отбила его у ткача и супруга. К удивлению всех, в этом мешке оказался, кроме Чуба, еще и дьяк, а в другом - голова.

Встреча с царицей

Вакула, прилетев на черте в Петербург, встретил проезжавших через Диканьку ранее запорожцев и отправился на прием к царице вместе с ними. Во время его запорожцы рассказали о своих заботах государыне. Царица спросила, что же нужно казакам. Тут упал на колени Вакула и попросил у нее черевички. Царица, сраженная искренностью молодого купца, велела принести Вакуле башмачки.

Финал

О смерти кузнеца говорил весь хутор. А Вакула пришел к Чубу с подарками сватать девушку, одурачив черта. Дал согласие казак, а Оксана ("Ночь перед Рождеством") встретила кузнеца с радостью, готовая и без черевиков выйти за него. В Диканьке позже хвалили дом, чудно расписанный, в котором жило семейство Вакулы, а также церковь, где был искусно изображен в аду черт, в которого все проходившие мимо плевали.

На этом заканчиваем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" завершается на этой оптимистичной ноте. Ведь добро всегда побеждает зло, в том числе и в этом произведении Гоголя. "Ночь перед Рождеством", тема которого - народ, его быт, традиции и обычаи, доказывает это. Произведение наполнено светлой, радостной атмосферой праздника. Читая его, мы как будто становимся его участниками.



Статьи по теме: