"Метать бисер перед свиньями": библейское происхождение, значение и мораль. Метать бисер перед свиньями значение

Когда человек распыляется перед кем-то без толку, мы, чтобы сберечь его силы и нервную систему, можем сказать: «Не стоит метать бисер перед свиньями». Что именно значит последнее, мы и будем разбирать сегодня.

Библия

Рассматриваемое выражение восходит к Библии, а именно к Нагорной проповеди Иисуса Христа. Приведем изречение полностью: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

Кто-то спросит, а при чем здесь здесь при том, что есть еще и другой перевод Библии - церковнославянский. Мы не будем здесь его полностью приводить, потому что он тяжел для восприятия современного человека. Скажем лишь, что там жемчуг - это бисер. Соответственно, выражение «метать бисер перед свиньями» есть некоторый гибрид двух переводов Библии: с одной стороны, синодального, а с другой - церковнославянского.

Значение

Толкование наставления Христа многогранно, но обычно так говорят, когда человек не соизмеряет силы своего красноречия с возможностями аудитории. Причем, конечно, форма изречения достаточно резкая, но не всегда человек, использующий его, хочет оскорбить людей.

Например, есть мнение, что подросток способен воспринимать философию только лет с 14-15, раньше накачивать его мудростью не имеет смысла, ибо он ее не впитает. Таким образом, если учитель выступит перед школьниками, не достигшими обозначенного возраста, то он будет заниматься именно тем, что можно определить как «метание бисера».

Таким образом, мы понимаем, что когда говорят «не надо метать бисер перед свиньями», то всего лишь хотят подчеркнуть, пусть в излишне резкой форме, разницу между оратором и адресатами его речи. В более общей форме можно сказать и то, что так человеку советуют не тратить силы понапрасну на тех, кто этого не оценит.

Культовый фильм Э. Рязанова и изречение о бисере

Несмотря на то что фильм «Служебный роман» вышел в советское время, когда, в общем-то, отсылки к Библии не приветствовались совсем, в шедевр Э. Рязанова «проползли» все-таки две очень интересных цитаты. Одна - отсылающая нас к теме нашего сегодняшнего разговора, а другая, хоть и не библейская, но тоже очень любопытная.

Всем хорошо известно, что когда в учреждение, где работают герои, пришел новый заместитель директора - Юрий Григорьевич Самохвалов, то он устроил вечер знакомства с подчиненными и сотрудниками. На нем бывший сокурсник Новосельцева подбивал Анатолия Ефремовича приударить за Людмилой Прокофьевной Калугиной, для того чтобы тот смог занять освободившееся место начальника отдела легкой промышленности.

Анатолий Ефремович как человек мягкий долго не решался воплощать в жизнь план своего институтского друга, но вот он набирается смелости и со словами: «Сейчас подкреплюсь и начну метать бисер», - смело бросается навстречу, как оказалось, своей судьбе. Правда, зрители знают, что все это было совсем непросто, ведь вокруг ненависти-любви Калугиной и Новосельцева выстроен сюжет всего фильма Рязанова.

Неполная цитата из Библии была перекрыта неполной цитатой испанской коммунистки?

Помимо отсылки к Иисусу Христу и изречению «метать бисер перед свиньями», в фильме есть то, что, возможно, прикрыло собой библейскую мудрость.

Когда Новосельцев пришел на следующий день извиняться перед начальницей за свой вчерашний «концерт», то между ними произошел такой диалог:

Садитесь, товарищ Новосельцев…

Не, не надо…

Анатолий Ефремович, садитесь, не робейте.

Лучше умереть стоя.

Последняя фраза много кому приписывается, но совершенно точно ее произнесла в 1936 году на митинге в Париже испанская коммунистка Долорес Ибаррури: «Испанский народ предпочитает умереть стоя, нежели жить на коленях».

Поразительно, но две усеченных, почти скрытых цитаты в советской киноклассике связывает одна тема - сохранения человеком своего достоинства. Разница в том, что «метать бисер перед свиньями» - фразеологизм, который призывает не ввязываться в споры и диспуты с людьми, не стоящими этого, а изречение испанской коммунистки предполагает злу насилием. Тем более что митинг, на котором выступала женщина, был антифашистским. После достаточно увлекательного, как нам кажется, лингвистического путешествия в мир кино, переходим к морали выражения.

Мораль фразеологизма

Тут уж сам Бог велел заняться толкованием. Мораль проста и мудра, как многое из того, что написано в самой печатаемой на свете книге. Если вам говорят «не следует перед свиньями бисер метать» (Библия подарила нам это выражение), то это может означать в разных вариациях, что не стоит уделять внимание тем, кто его не заслуживает. Другими словами, лучше беречь силы и красноречие для другого места, возможно, для другого времени.

Здесь есть и более общая мораль, она звучит так: не стоит себя растрачивать. И тут уж все равно, есть ли у человека аудитория в виде «свиней» или нет ее. Жаль, что такую простую мораль человек начинает понимать только тогда, когда жар юности спадает и на смену молодецкому пылу приходит разумная холодность зрелости.

В молодости же люди обычно без сожаления разбрасывают вокруг себя свой жемчуг. У юности много сил и времени, поэтому все тратится без оглядки, когда же ресурсов становится мало, то человек начинает думать.

Удивительно, но, согласно истории фразеологизма «метать бисер перед свиньями» (происхождение его ясно указывает нам на это), до такой мудрости дошел своим умом все еще молодой человек по современным меркам.

Выводы из мудрости

У разумного использования своего времени масса преимуществ. Во-первых, если человек не распаляется на многих, то он оказывает больше внимания тем, кто его заслуживает. Во-вторых, он сохраняет свои нервы. В-третьих, как следствие из второго, он дольше живет и радуется жизни.

Одно плохо: умение (значение выражения было рассмотрено чуть раньше со многих сторон) приходит к человеку, как правило, слишком поздно. Поэтому читателям можно посоветовать поскорее приобщаться к библейской мудрости и делать из нее исключительно полезные и практические выводы для себя.

По поводу сбитого сирийскими ПВО российского самолета РЭБ ИЛ-20 написано уже очень много, но всех нормальных людей как в Израиле, так и за его пределами, крайне удивила и встревожила массовая реакция российских СМИ и простых граждан РФ. А именно, мощная волна невиданного антисемитизма, прокатившаяся по градам и весям России. Мой приятель из Москвы, вполне приличный русский человек, написал мне, что он был ошеломлен такой дикой реакцией. «Все телеканалы РФ от Камчатки до Калининграда буквально взорвались ненавистью к Израилю! Я не помню такого даже во времена Брежнева-Андропова с той советской пропагандой про «израильскую военщину». Мой приятель наивно удивлялся – неужели в новой России, где с Израилем уже двадцать семь лет существуют вполне нормальные дипломатические отношения, вдруг, как снежный ком с горы, прокатилась волна погромной травли. «Как будто кто-то нажал кнопку и дал команду новому витку застарелой ненависти» – сокрушался он.

Photo copyright: kremlin.ru

На самом деле удивляться тут нечему. Просто не надо забывать историю взаимоотношения русских и евреев на территории Российской империи (см. «200 лет вместе» А.И. Солженицын, «Протоколы сионских мудрецов» Рачковский, Нилус, «Осторожно, сионизм!» Иванов и т.д.) Юдофобия – давняя и добрая традиция русского народа. Заботливо лелеемая православной церковью и русскими царями со времен Иоанна Грозного. Традиция погрома, издевательств и постоянных унижений «презренных жидов» на всей территории, сначала Российской империи, а затем и в Советской России. Конечно, во все времена среди русского народа находились отдельные светлые личности, кои в силу воспитания, природного ума и житейского опыта не страдали этим психическим недугом.

Но, к сожалению, они не составляли большинства в русском народе и их трезвые голоса не имели почти никакого веса в общественном мнении. Даже так называемая прогрессивная русская интеллигенция прихрамывала в «еврейском вопросе». Например, известно, что русские революционеры-народовольцы поддерживали погромные настроения крестьянства, ибо «евреи-эксплуататоры, торгаши, наживающиеся на бедах русского народа». А уж если говорить о русских писателях и поэтах, то здесь имеется полный набор антисемитских высказываний (А.С. Пушкин: «Ко мне постучался презренный еврей…». Тютчев, Фет…). Ну а у великого русско-украинского писателя Н.В. Гоголя в «Тарасе Бульбе» просто воспет с восторгом еврейский погром. Когда казаки весело смеются над дрыгающимися ногами жидов, летящих в Днепр. О чем уж тут говорить, если Марина Цветаева возмущалась тем, что ее знакомые евреи видят в безукоризненном и благородном Белом движении только антисемитизм! Классика, господа!

И вот, наконец-то! Сигнал поступил. И поступил он от высокой инстанции – Министерства обороны России, обвинившем в трагедии с российским самолетом-разведчиком РЭБ-ИЛ-20 – Израиль! Несмотря на то, что почти сразу после этого инцидента руководство АОИ выпустило пресс-релиз, в котором четко объяснило, что четверка израильских истребителей F-16, зайдя со стороны Средиземного моря, в 21.52 разбомбила рядом с российской базой Латакия склад высокоточных ракет Хизбаллы и завод по производству боеприпасов. Предупредив заранее россиян в Латакии, что будут наносить удары по складам Хизбаллы. И через несколько минут израильские самолеты покинули этот район. А по сообщению сирийских ПВО, российский самолет ИЛ-20 исчез с радаров в 23.00. То есть через час. И был он сбит сирийским ракетным комплексом С-200. И как признались российские «военные советники» дежурившие вместе с сирийцами на ракетном комплексе С-200, сирийские ПВО не поняли, чей это самолет, т.к. у них не было секретного кода «свой-чужой». Казалось бы, тут все ясно – Минобороны России вооружило сирийцев Асада старыми ракетными комплексами 70-х годов С-200. На самолете ИЛ-20, этом летающем корыте, не было кода «свой-чужой». Ракетный рассчет сирийских ПВО был скверно обучен поэтому и, шарахнул с испугу сразу двумя десятками ракет в разные стороны, и одна из них сбила неопознанный российский самолет.

В этой позорной для МО России ситуации надо было что-то придумать. Ведомство Шойгу молчало 10 часов, а потом выдало: – Да, российский самолет сбит сирийской ракетой. НО ВИНОВАТ ИЗРАИЛЬ! Потому как израильские истребители прикрылись самолетом (все четверо!) и спровоцировали атаку комплекса С-200. И этот кафкианский бред сразу радостно разнесли по градам и весям все российские СМИ. Но тут неожиданно выступил по ТВ «Царь-Путин» и дипломатично охладил волу юдофобии. Дескать, район Латакии сложный, там действуют множество факторов и сил и, конечно, нельзя обвинять Израиль в уничтожении российского самолета. Но, добавил он, «мы все это еще тщательно расследуем, и мы представим такой ответ, что все это заметят». И после этого заявления все российские СМИ дружно прикусили язык примерно на пару дней.

Но тут, как всегда, вылез Израиль со своим извечным «галутным синдромом» вечно оправдывающегося перед всеми еврейчика. Какого, извините, черта, надо было посылать в Москву целую «высокопоставленную делегацию» во главе с Главкомом ВВС А. Норкиным и везти сорокастраничный доклад с оправданием действий израильской авиации? Я не пойму – у Главкома ВВС ЦАХАЛ высшее начальство –это Министр обороны России Шойгу? Разве пресс-релиза АОИ было недостаточно? И вот вам результат галутного поведения Израиля – несмотря на подробный отчет израильской стороны о непричастности Израиля к инциденту с самолетом, на следующий день замминистра Обороны РФ генерал Коношенков в хамском тоне повторил все абсурдные обвинения и назвал главкома ВВС Израиля, Норкина, лжецом.

Его заявление поддержал и МИД РФ. Так, официальный представитель МИД России Мария Захарова публично обвинила израильских летчиков в «непрофессионализме и злостной халатности». Более того, г-н Конашенков представил мульти-картинку. Где израильские F-16,отбомбившись, не улетели в сторону Хайфы. Они стали кружить (подобно орлам!) в районе Латакии, а один из истребителей вернулся (!!) и, подождав ИЛ-20, прикрылся им и спровоцировал ракетную атаку С-200. Как выяснилось, эта картинка лживая и целиком сфабрикована в недрах МО РФ. Израильские F-16 не могут парить целый час над одним местом и прикрываться российским самолетом. У них несопоставимые скорости с ИЛ-20 и разные высоты полета. Но наглая брехня типично российского генерала Конашенкова, безграмотного дурака, держиморды и хама, снова оживила вакханалию антисемитизма в российском медийном пространстве. Более того, некие депутаты российской Госдумы уже высказались за нанесение бомбовых ударов по Израилю.

Но военно-политическое руководство Израиля молчит. А наш министр обороны А. Либерман обратился к народу Израиля с просьбой «понять тонкую и ранимую русскую душу и с пониманием отнестись к реакции россиян на гибель российских военных». Мы и отнеслись – принесли свои соболезнования семьям погибших в инциденте с самолетом. Интересно, а россияне когда-нибудь за последние 20 лет выражали соболезнования по поводу погибших в ножевых терактах и взрывах в кафе израильтянах? Откуда у наших руководителей этот трусливый галутный синдром извечной вины? Чего мы постоянно боимся?

Я полагаю, что в свете гнусной лжи МО РФ, угроз министра иностранных дел Лаврова и вакханалии антисемитизма в России, нет больше никакого смысла в самоунижении со стороны Израиля. Беспочвенные обвинения Израиля в уничтожении российского самолета – это новый кровавый навет на евреев, подобный делу Бейлиса. В подобных случаях не израильский посол в Москве, а российский в Тель-Авиве должен быть вызван на ковер с требованием извиниться перед государством и народом Израиля. И до сведения г-на Путина лично, а также военного контингента РФ в Сирии должно было бы доведено что: «для защиты государства Израиль от ракет Хизбаллы и агрессии Ирана, мы будем летать, где сочтем нужным и бомбить того, кто будем угрожать нашей безопасности. Открытие огня российскими ПВО по израильским военным или гражданским самолетам, будет расценено, как враждебные действия и повлечет за собой контрудар по российским ПВО. Вспомните Ливанскую войну 1982 года.

Но МИД Израиля промолчало. Министр обороны, А. Либерман, в программе Дм. Дубова (9-й канал израильского ТВ) высказался более определенно и жестко, но, тем не менее, был крайне осторожен и явно намекал на то, что наше военно-политическое руководство не хочет нарушать «дружеские отношения» с Кремлевским режимом и лично с г-ном Путиным. Мы все время хотим быть святее папы Римского. Мы все время пытаемся доказать всему миру то, что мы такие хорошие и нас напрасно не любят. Когда я наблюдал все эти визиты Нетаниягу, Либермана и особенно унизительную поездку Главкома израильских ВВС в ведомство Шойгу, мне почему-то вспоминается учебник истории России и русских князей, бегавших на поклон в Золотую Орду. К татарским ханам. За милостью. Но мы, евреи Израиля имеем свое независимое государство, сильную экономику, боевую армию и уже более 70 лет противостоим арабской агрессии и ненависти остального «цивилизованного мира». Но снова и снова наступаем на те же галутные грабли. Ибо за полторы тысячи лет, пребывая в изгнании, живя из милости в чужих странах, мы растеряли самое главное – национальную гордость и человеческое достоинство. У нас до сих пор нет уверенности, что мы заняли эту землю по праву, и никто другой не имеет никакого морального права нам указывать, как нам жить на нашей священной земле. С кем воевать. Кого бомбить. И что нам делать с бандитскими шайками, мешающими нам жить и строить свою страну.

Мне очень хочется сказать нашим горе-политикам и генерала-миротворцам: «ПРЕКРАТИТЕ МЕТАТЬ БИСЕР ПЕРЕД СВИНЬЯМИ!»

Почему правительство Нетаниягу решило, что г-н Путин будет выполнять в Сирии договоренности с Израилем? Кремлевский режим в Сирии проводит свою политику, а это на деле означает допущение иранских вооруженных сил и поддержку режима Асада и соответственно Хизбаллы к границам Израиля. И на наглое выступление Министра обороны РФ Шойгу и его зама Конашенкова, что передача ракетных комплексов С-300 Сирии», остудят горячие головы» и если что, «мы будем сбивать израильские самолеты», надо было ответить достойно. А наши галутные потуги договориться с людоедами и оправдаться, приводят лишь к новой волне юдофобии. И не лучше ли вспомнить, как когда-то ответил Менахем Бегин на угрозы американского сенатора Джо Байдена отменить американскую военную помощь Израилю: «Я не тот еврей, у которого дрожат колени. Когда мы гибли в газовых камерах и печах, никто не пришел к нам на помощь. И никто не помогал нам в нашем стремлении строить свое государство. Мы боролись за свои идеалы. Мы умирали за них. Мы будем защищать их. И если снова, снова погибнем за свои принципы. С вашей помощью или без нее».

Но, чтобы отвечать наглому русскому медведю, вломившемуся в наш регион с ракетными комплексами, достойно, очевидно надо обладать человеческим, а не «галутным» достоинством. Но наше военно-политическое руководство, пока не обладает, к сожалению, достоинством и гордостью за нашу страну, за ее победы и подвиги. Но нашим руководителям рано или поздно придется сделать выбор – либо быть современным независимым государством, либо трусливой «банановой республикой».

Александр Шойхет

В дальнейших Своих словах Спаситель, основываясь на противопоставлении, говорит о людях, чьё тело темно. Продолжая далее Свои поучения в Нагорной проповеди, сказал: «Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» () . Как нужно понимать эти слова?

В этих словах, как и в предыдущих двух фразах Спаситель мира, обращается к аллегории. В качестве примера такой аллегории Спаситель говорит о тьме, которая может окружать человека. Например ночью, или из за слепоты человека. И если духовное око человека омрачено эгоизмом, пристрастием к роскоши, богатству и другими грехами, и через это человек одержим слепотой души к Божественному учению (что выражено словами «око твое будет худо»), то тогда и тело этого человека «будет темно». То есть земная жизнь такого человека будет темной из за совершаемых человеком темных, неверных поступков.

И если человек имеет худое духовное око – исповедует ложное философское учение, и под его влиянием совершает неверные, греховные поступки, то и тело его будет темно. Иными словами земная жизнь этого человека будет покрыта непроглядным мраком греха. Такой человек «во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» () . Эта духовная тьма ослепляла древних евреев и не давала им поверить в учение Мессии, Иисуса Христа, пришедшего спасти мир от греха.

Непостоянство веры в Бога, колебание в уповании на Господа во время жизненных испытаний, говорит нам о том, что мы далеки от Бога и находимся во тьме духовной. Это выгодно злому духу, который искушениями и заблуждениями старается испортить око нашей веры, толкнуть нас в омут лжеучений, чтобы мы не смогли отличить истину от лжи и впали в грех.

И если око веры будет испорчено, то есть «око твое будет худо», то мы не в состоянии будем видеть Бога и воспринимать Его Божественные истины. Испорченное духовное зрение не даст нам возможность увидеть опасность и выйти из мрака заблуждений. Слепота души характеризуется закрытостью сердца для Бога и Его учения и открытостью для греха.

Каждое удовлетворение греховной страсти удаляет нас об Бога и погружает нас во мрак греха, увеличивая ослепление сердца. Уступая греху, грешник постепенно теряет способность воспринимать чистый свет Божественной истины, постепенно погружаясь в духовную тьму. И тогда «свет в тебе», который горел когда-то в человеке, превращается в сплошной мрак души, а духовное око веры заменяется слепотой духовной.

Именно об этом состоянии и говорит : . В этих словах говорит о человеке, разум которого омрачен пристрастием к греху. Такой грешник подобен человеку, потерявшему зрение и погруженному во тьму кромешную. В этих разбираемых словах Иисуса Христа также имеется аллегория, выраженная в том, что грешник сравнивается со слепым человеком. И как слепец не видит своего тела, так и грешник, имеющий худое око и темное тело и омраченный грехом рассудок, не способен своим духовным оком познать Божественную истину и жить по Законам Божьим.

Продолжая анализ аллегорического сравнения в разбираемых словах Спасителя, можно сказать о том, что как человеку тяжело ощущать потерю зрения и переносить обступившую его тьму, то как же тяжело ему переносить нравственную тьму, которая в отличии от тьмы, вызванной потерей зрения, приводит к гибели души человека. Такой человек вместо восприятия света Божественной истины ходит во тьме духовной, под влиянием которой и совершает греховные поступки, приводящие, в конечном счете, его душу к гибели. Это происходит тогда, когда «свет, который в тебе» (то есть в человеке) стал духовной тьмой, когда «око твое будет худо» (то есть наступит потеря духовного зрения). И тогда «всё тело твое будет темно» (то есть когда жизнь станет темнотой греховной). И тогда мрак греха покроет непроглядной тьмой земную жизнь человека.

В словах «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Спаситель имеет в виду человека, который ошибочно считает, что внутри него (в его душе и разуме) имеется свет. А на самом деле, вместо света, сознание такого человека покрыто мраком какого-либо заблуждения, которое искуситель ложно пытается представить светом для привлечения к ложным теориям внимания человека, и для того, чтобы ввести его в заблуждения и удалить от Божественного учения, правдиво рассказывающего о жизни. Подтверждением этой мысли является то, что Спаситель и говорит именно о человеке, имеющем худое око. То есть погрязшем в заблуждениях лжеучения. В результате этого данный человек и имеет темное тело. То есть темную от грехов земную жизнь. Однако этот человек, упорствуя в заблуждениях, ошибочно считает лжеучение, которое в нем (в его сознании), светом истинного учения. Вот такому, упорствующему в своих заблуждениях человеку, чтобы образумить его, Спаситель и говорит: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» . То есть если лжеучение, господствующее в душе человека, есть свет, то что же такое тьма? Иными словами, если мрак лжеучения заблудший человек считает светом, то какова, по его мнению, тогда тьма?

Как мы видим, в вопросе Спасителя содержится парадокс по поводу тьмы. И как не бывает мрака более или менее темного, так и не может тьма лжеучения внутри (в сознании) человека быть светом. При помощи этого философского парадокса, связанного со сравнением света и тьмы, Спаситель пытается образумить заблудшего человека и наставит его на путь истинный.

Итоги анализа разбираемых слов Спасителя

Делая вывод из всего выше рассмотренного, можно сказать, что разбираемые фразы Иисуса Христа о чистом и худом оке, о светлом и темном теле, построены на противопоставлении. Суть этого противопоставления состоит в том, чтобы показать человеку отличия и преимущества праведной жизни над грешной, когда око – светильник тела, будет чистым. То есть когда духовное око способно воспринять Божественную истину жизни и человек способен следовать ей. К такому образу жизни и призывает людей .

Одобряя праведный образ жизни, порицает жизнь греховную, когда у человека око «будет худо». То есть когда человек будет подвержен духовной слепоте и его око духовной веры ослепнет. В результате этого «тело твое будет темно», то есть земная жизнь человека сделается темной от грязи, греха и мрака порока, которыми будут насыщены и пропитаны земные поступки человека.

В этих кратких словах противопоставлениях Иисуса Христа содержится лаконичная и ясная программа человеческой жизни о том, что только праведным путем, через чистое око, можно сделать светлым свое тело. Иными словами только через праведные дела можно добиться светлой земной жизни. И что познание мира через худое духовное око, то есть при помощи греховных теорий, и уход от истинного учения, губительно отражается на земной жизни человека и приводит такого человека к совершению греха. А отказ от богоугодных поступков, связанных с творением добра, и совершение грехов приводит человека к гибели. Противопоставления в Своих словах использует для доказательства преимуществ праведной жизни над грешной, для того чтобы призвать людей к совершению добра, к богоугодной жизни и отказу от греха и порока.

Не мечите бисер перед свиньями
Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 6) приведены слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа (рус. пер.): «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».
Слово «бисер» (так раньше на Руси назывался жемчуг) вошло з современную русскую речь из церковно-славянского текста Библии.
Часто цитируется по-латыни: Margaritas ante porcos (маргаритас антэ поркос). Перевод: Жемчуг перед свиньями.
Иносказательно: не стоить говорить о том, что собеседники не могут ни понять, ни оценить должным образом. А. С. Пушкин (письмо к А. А. Бестужеву, конец января 1825 г.): «Первый признак умного человека-с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб.».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Не мечите бисер перед свиньями" в других словарях:

    Из Библии (церковно славянский текст). В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 6) приведены слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа (рус. пер.): «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами… …

    См. Не мечите бисер перед свиньями Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    МЕТАТЬ БИСЕР ПЕРЕД СВИНЬЯМИ

    РАССЫПАТЬ БИСЕР ПЕРЕД СВИНЬЯМИ - кто [перед кем] Высказывать мысли и чувства тому, кто не способен или не хочет понять и оценить их по достоинству. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) не предполагают, что лицо или группа лиц (Y), к которым обращена речь, не поймут их и… … Фразеологический словарь русского языка

    Метать бисер перед свиньями - Экспрес. Ирон. Напрасно говорить о чём либо или доказывать что нибудь тому, кто не способен или не хочет понять это. Мишель, ты забыл заповедь Спасителя: не мечите бисера перед свиньями, ты забыл, что всё святое в жизни должно быть тайною для… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Муж. мелкие стекляные бусы или мелкие пронизи, для уборов и украшений низками, также для разных женских работ. | На церк. языке жемчуг. Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами. Слезы не бисер, в поднизь не снижешь. Бисерина,… … Толковый словарь Даля

    Перлы (бисер) красноречия расточать (иноск.) в ход пускать, употреблять изысканные выражения, громкие слова, но не всегда убедительные Ср. Глава в этом доме мать... Перед нею то он намеревался рассыпать свой бисер. Гр. Л.Н. Толстой. Анна Каренина …

    МЕТАТЬ БИСЕР - кто [перед кем] Высказывать мысли и чувства тому, кто не способен или не хочет понять и оценить их по достоинству. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) не предполагают, что лицо или группа лиц (Y), к которым обращена речь, не поймут их и… … Фразеологический словарь русского языка

    РАССЫПАТЬ БИСЕР - кто [перед кем] Высказывать мысли и чувства тому, кто не способен или не хочет понять и оценить их по достоинству. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) не предполагают, что лицо или группа лиц (Y), к которым обращена речь, не поймут их и… … Фразеологический словарь русского языка

    Расточать (иноск.) в ход пускать, употреблять изысканные выражения, громкие слова, но не всегда убедительные Ср. Глава в этом доме мать... Перед нею то он намеревался рассыпать свой бисер. Гр. Л.Н. Толстой. Анна Каренина. 2, 1. Ср. Die Perle.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Продолжая излагать понятия Нагорной проповеди, сказал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» () . Как нужно понимать эти слова?

Разбираемые слова Спасителя тесно связаны с предыдущим местом Евангелия, в котором говорится о том, что осуждать поступки ближнего и учить, как избавиться от грехов может только тот человек, который сам безгрешен. То есть человек, который вынул из своего глаза бревно и может быть достойным сыном Отца Небесного. Вот такой человек, который исправился сам, может исправлять других людей, то есть вынимать из их глаза сучок.

Однако даже таких людей предостерегает, говоря о том, что и они не могут вразумлять любого грешника. Иисус Христос в разбираемых словах говорит о том, что не все грешники готовы к исправлению, не все в состоянии воспринять истины Божественной мудрости. Не все способны понять благие намерения человека, желающего наставить их на путь истинный и оценить сострадание, милосердие и любовь человека, желающего их просветить, вразумить и наставить. Есть такие грешники, которые не желают освобождаться от своих грехов. Они так погрязли в духовной грязи, так привыкли к окружающему их мраку, что им приятен стал грех и порок. У таких людей из за постоянного общения с пороком изменился характер. В результате чего им стало приятно зло. Они цепляются за грех и не желают расставаться с ним. Всякий луч света и мудрости, озаряющий их темное царство греха, они встречают враждебно и раздражительно. Эти люди одержимы духами зла, которые и защищают неприкосновенность темного царства их душ и реагируют с озлоблением и ожесточенностью на всякую попытку просветить разум заблудших людей.

Таких людей, закореневших в грехе и испорченных духом зла, Спаситель советует не трогать. Потому что в ответ на попытку ознакомить их с истиной, они могут проявить пренебрежение к Евангелию или насмехаться над ним. В разбираемом отрывке под словом «святыня» подразумевается Евангелие и Божественные истины. Под жемчугом подразумеваются порывы души и чистые желания просветить умы людей светом истины. Жемчугом также называются истинные знания, Божественная мудрость, преподносимая просветителем.

В древнеславянском переводе написано вместо жемчуга бисер. Однако в древнегреческом указан жемчуг, перлы. Именно слово «жемчуг» и надо брать при толковании, так как жемчуг похож на зерно или желуди, которые охотно едят свиньи, предпочитая пищу, драгоценностям в виде жемчуга. А применительно к людям это означает выбор низменного, мирского вместо возвышенного и божественного. Под свиньями и псами подразумеваются закоренелые грешники, одержимые злыми духами, которые мешают этим людям избавиться от грехов, а заставляют с озлоблением и ненавистью реагировать на просветителей. Эта злоба и ненависть и выражается в том, что закоренелые грешники попрут (то есть растопчут) святыню (то есть знания) ногами и своими грязными словами будут насмехаться и издеваться над истинами и понятиями Святого учения. А затем в безумстве своей злобы могут причинить вред и просветителям. Поэтому трогать таких людей не нужно так как они ещё не созрели к восприятию учения Христова. Проповедники слова Божьего не принесут пользы таким людям.

Заблудшие люди, закостенелые грешники не поймут слова истины и отнесутся к ним как свиньи, которые накидываются на брошенный им жемчуг, который напоминает им по виду зёрна. После того как эти грешники поймут, что обращенные к ним слова просвещения не могут удовлетворить их похотливых желаний, то с жемчугом Божественных истин поступят как свиньи, которые, поняв, что жемчужины, брошенные им, зерном не являются и их нельзя съесть, затопчут жемчуг ногами. А на тех, кто преподнес им жемчуг знаний, могут броситься чтобы растерзать как свирепые псы, которым не дали вкусной похлебки, удовлетворяющей их животные инстинкты.

Самых закоренелых грешников перед просвещением, нужно освободить от духов зла, которыми эти люди одержимы. А изгнание духов должен производить не рядовой просветитель, а духовно чистый человек – святой. Поэтому обычный просветитель, не способный изгнать злых духов из закоренелых грешников, не должен их трогать и не преподносить им жемчуг чистых знаний, то есть не давать святыни псам, потому что сперва закоренелого грешника нужно освободить от духов зла, затмевающих его разум, а затем наполнить этот разум истинными знаниями. Как видим для закоренелых грешников нужен не обычный, а особый просветитель.

Между этим стихом и предыдущими стихами 7-й главы существует взаимосвязь. В первых пяти стихах осуждается чрезмерная суровость по отношению к брату. А в разбираемых словах описан случай, слишком большого неразумного снисхождения, выраженный в давании святыни недостойным. В эти две крайности не должны впадать последователи Иисуса Христа. В первом случае, потому что не должны быть судьями своих братьев. Во втором случае, потому чтобы не расточать святыни свиньям и псам, то есть недостойным людям, которые не способны воспринять и оценить святыню.

Образ, связанный с псами Спаситель, взял из жизни древних евреев. В древнееврейских городах стаями жили собаки (псы), которые чаще всего по ночам рыскали в поисках пищи. Согласно укладу жизни древних евреев, объедки пищи выбрасывались на улицы. И стаи псов, бродивших по улицам, поедали эти объедки. Как видим, Спаситель использовал очень яркий и выразительный образ грязной стаи бездомных собак, которые чаще всего с заходом солнца выходили на улицы и грызлись между собой из за отбросов, фыркая и ворча. Этот колоритный образ, для наглядности взятый из повседневной жизни евреев, Спаситель переносит на людей, подобных бездомным псам, которые не способны воспринимать святые истины, а жаждут только копаться в объедках и нечистотах, потому что их не интересует ничего, кроме бытовых, обыденных потребностей.

Но несмотря на это, никогда не оставлял человека, как бы низко он не пал, если этот человек готов принять драгоценный жемчуг Святого учения. Для многих мытарей и грешников слова Спасителя стали началом духовного перерождения и новой жизни. Например Мария Магдалина, из которой Иисус Христос изгнал семь бесов, была настолько предана Спасителю, что последней покинула Его гроб и первой увидела Его светлое Воскресение. Под влиянием Божественных истин учения Христова Савл из Тарса, который был одним из агрессивных гонителей христиан, стал Апостолом Павлом, преданнейшим приверженцем Иисуса Христа и активным распространителем Его учения. Поэтому под ненавистью, озлоблением и раздражением грешника, под слоем грехов и пороков в таком человеке скрыта душа, которая может жаждать спасения и которую Благодать слова Божьего может спасти, наставив её на путь истинный. И эта душа постепенно избавляясь от грехов, может совершить много славных дел во имя Христово. Но, по представлениям христианства, знания и разъяснения Божественных истин нужно давать только тем людям, которые об этом просят. «Просите, и дано будет вам» (). Их просьба и говорит о том, что они созрели для восприятия Божественного учения.



Статьи по теме: