Ленинский пломбированный вагон. "пломбированный вагон" как первый этап длинного приключения

К 85-летию "пломбированного вагона"

Михаил Викторович Назаров

В 1917 году власть захватило масонское Временное правительство при поддержке союзников России по Антанте. Английский премьер-министр Ллойд Джордж публично признал в парламенте, что свержение российской монархии было одной из целей, из-за которых западными демократиями была начата Мировая война для установления "новой эпохи в истории мира".

Наступила очередь следующей цели, ведь эта война была организована для взаимного ослабления и сокрушения трех крупнейших консервативных монархий Европы: российской, германской и австро-венгерской. Поэтому демократические "союзники", предав Царя, потребовали от Временного правительства продолжения войны.

Все эти годы и Германия также прилагала немало усилий для сокрушения России как военного противника. В 1950-е годы были опубликованы немецкие документы о финансировании всех российских революционеров и сепаратистов по плану Гельфанда-Парвуса (в марте 1915 года были выданы первые 2 млн. марок, а всего около 70 млн.). И поскольку Временное правительство дало масонскую клятву своим братьям по Антанте продолжать войну против Германии, немцы и после Февральской революции продолжали финансировать в России те силы, которые работали на ее поражение.

Главной такой партией были большевики , которые стремились разрушить не только царизм, но и частно-капиталистический строй - для построения нового строя, коммунизма.

В Февральской революции они практически не участвовали, она застала их врасплох. Известно публичное заявление Ленина в январе 1917 года на одном из собраний в Швейцарии , что он не рассчитывает дожить до грядущей революции, но ее увидит молодежь. Он и предположить не мог, что через девять месяцев станет главой коммунистического правительства в России.

Какие же силы столь стремительно привели большевиков к власти и помогли ее сохранить в условиях повсеместного сопротивления народа?

Немцы и "пломбированный вагон"

Итак, первая сила - немцы - достаточно документирована и представляет собою "клевету на компартию" разве что для нынешних ее вождей-интернационалистов вроде Анпилова. Напомним им признание германского статс-секретаря фон Кюльмана от 20 ноября 1917 года: "Лишь когда большевики получили от нас постоянный поток денег.., они были в состоянии укрепить свой главный орган "Правда ", вести энергичную пропаганду и значительно расширить поначалу небольшую основу своей партии".

В решающую фазу этот план вступил 3/16 апреля 1917 года, когда на Финский вокзал в Петрограде прибыл поезд, в котором Ленин с женой, любовницей (Инессой Арманд ) и ближайшими соратниками приехал из Швейцарии в Россию углублять революцию.

Многих удивило, что вагон их проехал через Германию, с которой русская армия не прекращала кровопролитную войну; однако немцы не только пропустили этот "русский вагон", но и обеспечили ему экстерриториальность в сопровождении представителей германского МИДа и спецслужб (почему его и назвали иронично "пломбированным вагоном", наподобие дипломатических грузов).

Так появились слухи, что "немцы заслали Ленина как своего шпиона", что было, конечно, преувеличением: он засылался в том же качестве, как европейские поселенцы в Америке, дарившие индейцам одеяла, зараженные смертельными вирусами.

Ниже приведем с сохранением стиля из петербургской газеты "Общее дело" (14.10.1917) список приехавших с Лениным . Редактор, революционер Бурцев , уточняет, что это только первый поезд, за ним последовали еще два с сотнями пассажиров.

Список № 1 лиц, проехавших через Германию во время войны

Ульянов, Владимир Ильич, род. 19 апреля 1870 г. Симбирск, (Ленин )

Ульянова, Надежда Константиновна, род. 14 февр. 1869 г. в Петрограде

Подробно эта история исследована Э. Саттоном в упомянутой книге " Уолл-стрит и большевицкая революция ". И хотя мы отметили в послесловии к ней, что американский профессор искажает раскладку сил, сводя все к пресловутым "немецким деньгам", все же его книга предоставила документальные доказательства того, что в проезде в Россию революционеров была заинтересована более влиятельная сила: Уолл-стрит Точнее - угнездившаяся в США финансовая олигархия (в терминологии И.А. Ильина - "мировая закулиса").

Доказано, что "немецкие" деньги Ленина и "американские" деньги Троцкого в значительной мере происходили из одного источника. Немцы легко получали у еврейских банкиров в США (у Шиффа и др.) кредиты на революцию в России (причем выдавались они в нарушение американских законов и международного права - "не оказывать военных займов воюющим странам").

Эти деньги даже не всегда попадали в Германию, а переправлялись через "нейтральные" еврейские банки (Варбурга и др.) в скандинавские страны Парвусу и далее революционерам. И о странной истории с прекращением Керенским расследования "немецких денег Ленина " видный масонский политик Т. Масарик писал в своих воспоминаниях: "в это дело был запутан один американский гражданин, занимавший очень высокое положение. В наших интересах было не компрометировать американцев"... Керенский же, не имея опоры в народе, послушно подчинялся "братским" указаниям из-за границы.

Неудивительно, что при столь щедрой подпитке Троцкий и Ленин , прибыв в Россию, моментально забыли о своих прежних разногласиях и объединили усилия в подготовке захвата власти (Лишь в 1918 году их разные обязательства перед своими конкретными деньгодателями-"засыльщиками" привели к новым разногласиям относительно Брестского мира Ленин отстаивал мир, выгодный немцам, тогда как Троцкий требовал продолжения войны на сокрушение Германии соответственно целям Антанты и США; убийство "троцкистами" германского посла Мирбаха и покушение Каплан на Ленина тоже можно рассматривать в этом ключе).

То, что немцы в условиях продолжающейся войны финансировали своих ставленников-большевиков, боровшихся против Временного правительства и разлагавших русскую армию, - понятно

Но почему же Уолл-стриту оказались более приемлемы не прозападное масонское правительство, видевшее Россию частью западного капиталистического мира, а радикальные марксисты-антикапиталисты Ленин с Троцким , которых направили в Россию сразу же после Февраля для перехвата власти.

Главной причиной этого было нежелание видеть Россию в качестве мощного геополитического соперника, стремительно развивавшегося два десятилетия перед революцией. Сокрушение монархии "мировая закулиса" изначально планировала для сокрушения российской мощи, а вовсе не для "освобождения народов России от царской деспотии". Россию предстояло максимально ослабить и превратить в колонию, взяв под контроль ее ресурсы как "величайшего трофея, который когда-либо знал мир" (слова из соответствующего меморандума одного из банкиров). А для этой цели разрушительный пыл марксистов годился лучше всего.

Российские же масоны-февралисты были использованы западными "братьями" лишь в качестве полезных идиотов

После Февральской революции Антанта еще какое-то время пользовалась ими для поддержания антигерманского фронта, затем для антимонархического контроля над Белым движением и над эмиграцией, но западные ложи отказались их даже признать за "регулярное масонство" и не допустили к высшим степеням "посвящения".

Таким образом, наивным февралистским обещаниям "бурного развития России после сбрасывания оков царизма" не было суждено осуществиться В том числе и по внутренним русским особенностям. Развитие событий между Февралем и Октябрем показало, что демократическое правительство было нежизнеспособно в столь "недемократичной" стране. Лишившись легитимной верховной власти, русская армия разлагалась, крестьяне разбегались по домам делить землю, ширилась анархия ("если нет Царя - все позволено") и уже к октябрю "власть лежала на улице" Большевики, развернувшиеся на щедрые "немецкие деньги", подхватили ее без особых усилий и жертв.

И уже в августе 1917 года, то есть еще при Временном правительстве, банкиры Уолл-стрита уже из собственного кармана (а не в счет немецкого кредита) выдали большевикам первый миллион долларов и послали в Россию группу своих представителей, которая была замаскирована под "гуманитарную миссию Красного Креста".

Об их планах и действиях в первые годы советской власти расскажем в продолжении нашей статьи. Описанное в ней далее имеет немалую аналогию с нынешними действиями тех же иностранных сил в России, начиная с эпохи "перестройки"

Газета "Общее Дело", октябрь 1917 г.

Содержимое пломбированных вагонов

Список № 1

Абрамович Майя Зеликовна

Айзенбурд Меер Кивович.

Арманд Инесса Моисеевна

Бриллиант (Сокольников) Григорий Яковлевич

Гоберман Михаил Вульфович

Гребельская Фаня

Кон Елена Феликсовна

Константинович Анна Евгеньевна

Крупская Надежда Константиновна

Линде Иоганн Арнольд Иоганнович

Мирингоф Илья Давыдович

Мирингоф Мария Ефимовна

Морточкина Валентина Сергеевна

Пейнесон Семен Гершевич

Погонская Буня Хемовна

Равич Сарра Наумовна

Радомысльская Злата Эвовна

Радомысльский (Зиновьев) Овсей-Гершен Аронович

Радомысльский Степан Овсеевич

Ривкин Бэрк Осерович

Розенблюм Давид Мордухович

Сафаров (Вольдин) Георгий Иванович

Сковно Абрам Авчилович

Слюсарева Надежда Михайловна

Сулиашвили Давид Сократович

Ульянов Владимир Ильич

Усиевич Григорий Александрович

Харитонов Моисей Мотькович

Цхакая Михаил Григорьевич

Список №2

Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия:

Аксельрод Тория Лейзерович

Аптекман Иосиф Васильевич

Асиариани Сосипатр Самсонович

Баугидзе Самуил Григорьевич

Бгеладзе Власа Джарисманович

Беленький Захарий Давидович

Богрова Валентина Леонидовна

Бронштейн (Сонковский) Семен Юльевич

Бронштейн Роза Абрамовна

Ванадзе Александр Семенович

Войков (Вайнер) Петр Лазаревич

Героникус Иосиф Борисович

Гишвалинер Пётр Иосифович

Гогиашвили Поликарп Давидович

Гохблит Матвей Иосифович

Добровицкий Захарий Лейбович

Долидзе Соломон Ямеевич

Жвиф (Макар) Семён Моисеевич

Иоффе Давид Наумович

Коган Владимир Абрамович

Коган Израиль Иремиевич

Кристи Михаил Петрович

Лебедев (Полянский) Павел Иванович

Левин Иохим Давидович

Левитман Либа Берковна

Луначарский Анатолий Васильевич

Маневич Эвель Израилевич

Мануильский Дмитрий Захарьевич

Мендер (З. Орлов) Федор Иванович

Мовшович Моисей Соломонович

Мунтян Сергей Федорович

Оржеровский Марк

Осташкинская Роза Гирш Ароновна

Певзая Виктор Васильевич

Пикер (Мартынов) Семен Юльевич

Пластинин Никанор Федорович

Позес (Астров) Исаак Сергеевич

Позин Владимир Иванович

Пшиборовский Стефан Владиславович

Рабинович (Скенрер) Пиля Иосифовна

Райтман

Розенблюм Герман Хаскелиевич

Рохлин Мордка Вульфович

Рузер Леонид Исаакович

Сагредо Николай Петрович

Садокая Иосиф Бежанович

Соколинская Гитля Лазаревна

Сокольникова

Строева

Туркин Михаил Павлович

Финкель Моисей Адольфович

Хаперия Константин Алексеевич

Цедербаум (Мартов) Юлий Осипович

Шейкман Аарон Лейбович

Шифрин Натан Калманович

Эренбург Илья Лазаревич

Бунд

Альтер Эстер Израилевна

Барак Бользер Лайзер Хаймович

Вайнберг Маркус Ааронович

Гальперин Дранкин Вульф Меерович

Димент Лейзер Нахумович

Дрейзеншток Анна Мееровна

Занин Майром Монашеевич

Идельсон Марк Липманович

Иоффе Пинкус Иоселевич

Клавир Лев Соломонович

Конторский Самуил Сруль Давидович

Лапнин Иуда Лейбович

Левит (Геллер-Левит) Эльдель Мееровна

Лернер Давид

Любимский Мечислав Абрам Осипович

Люксембург Моисей Соломонович

Махлин Тайва-Зелик Зельманович

Меерович Мойша Гилеевич

Нахинзон Мейер Ицкович

Пинлис Мейер Бенцианович

Раков Моисей Ильич

Рейн (Абрамович) Рафаил Абрамович

Розин-Хаим Иудович

Светицкий А.А.

Слободский Валентин Осипович

Спектор Яков Лейбинович

Тусинеев Исаак Маркович

Хейфель Абрам Яковлевич

Цукерштейн Соломон Срулевич

Шейнис Исер Хаимович

Социал-демократы королевства Польского и Литвы

Гольдблюм Роза Маврикиевна

Урбан Эрнст Иванович

Шустер Иван Германович

Литовские социал-демократы

Мартна Михаил Юрьевич

Польская партия социалистов

Кон Феликс Яковлевич

Левинзон (Ляпинский) Меер Абрамович

Шпаковский Ян-Игнатий Александрович

Социалисты-революционеры

Беляева (Урес) Мария Александровна

Вайнштейн Израиль Аронович

Виноградова Елизавета Иевровна

Гавронский Дмитрий Осипович

Кальян Евгения Николаевна

Клюшин Борис Израилевич

Левинзон Меер Абрамович

Лункевич Зоя Павловна

Натансон Марк Андреевич

Перель Ревекка

Прошьян Трон Першевич

Тенделевич Леонид Абрамович

Ульянов Григорий Карлович

Устинов (Безземельный) Алексей Михайлович

Фрейфельд Лев Владимирович

Анархо-коммунисты

Буцевич Александр Станиславович

Вьюгин Яков

Гитерман Абрам Моисеевич

Гольдштейн Абрам Борисович

Истин Давид

Липдиц Ольга

Максимов (Ястржембский) Тимофей Федорович

Миллер Абрам Липович

Ривкин Абрам Яковлевич

Рубинчик Эфраим-Абрам Аронович

Сегалов Абрам Вульфович

Скутельский Иосиф Исаакович

Тойбисман Ветя Израилевна

Шмулевич Эстер Исааковна

Поалей-Цион

Воловнина Аласса Овсеевна

Сионисты-социалисты

Динес Ривка Хаимовна

Розенберг Лев Иосифович

Революционеры не принадлежащие ни к каким партиям:

Авербух Шмуль-Лейба Иосифович

Балабанова Анжелика Исааковна

Брагинский Монус Осипович

Гониондовский Иосиф Абрамович

Зифельд Артур Рудольфович

Караджай Георгий Артемьевич

Киммель Иоганн Вольдемарович

Макарова Ольга Михайловна

Марарам Эля Эвеличевна

Мейснер Иван

Одоевский (Северов) Афанасий Семенович

Окуджава Владимир Степанович

Рашковский Хаим Пинкусович

Слободский Соломон Мордкович

Соколов Павел Яковлевич

Стучевский Павел Владимирович

Трояновский Константин Михайлович

Существует довольно известная история о том, что Ленина и других революционеров в Россию в апреле 1917 года ввезли немцы в опломбированном вагоне, преследуя цель вывести Россию из войны.

История оказалась такой занятной, что на ее основе возник устойчивый миф, будто бы вся октябрьская революция целиком и полностью является результатом работы немецкого генштаба.

Но где в этой истории правда, а где мифы, порожденные чьей-то буйной фантазией?

Возвращение Ленина в Россию в апреле 1917 года действительно состоялось. Именно в поезде, именно через Германию - это правда. В составе поезда был и "ленинский вагон", который сопровождали два офицера немецкого генштаба.

Насчет того, что вагон был полностью опломбирован - это преувеличение. Опломбированы были только три из четырех дверей, через четвертую пассажиры покупали газеты и продукты во время остановок. Три двери были опломбированы для удобства контроля, чтобы никто не вышел из вагона и не зашел в него без ведома сопровождавших офицеров - все-таки за одной дверью уследить проще, чем за четырьмя.


Если кто-то думает, что вагон был опломбировал с целью соблюдения конспирации - это вряд ли. Большим секретом возвращение в Россию эмигрантов-революционеров не являлось. На вокзале в Цюрихе, с которого отправлялись в путь, по воспоминаниям очевидцев собралась толпа политических противников численностью около ста человек, они выкрикивали обвинения в адрес революционеров, в ответ на которые те хором спели Интернационал.

Из этого можно сделать вывод, что глубокой конспирации не было, а значит преувеличивать историческую роль "вагона" и хитрость планов немецкого генштаба не следует.

Будь возвращение эмигрантов результатом длительной работы немецкого генштаба, делавшего ставку на очередную революцию в России и ее вывод из войны силами Ленина и других "возвращенцев" - наверное немцы позаботились бы о секретности чуть лучше и не позволяли бы своим "агентам" хором петь Интернационал прямо при отправке.

Важно отметить и то, что в Россию проследовал не один поезд с эмигрантами, а целых три. Среди возвращавшихся были не только большевики, но и анархисты, эсеры, польские социалисты, латыши, литовцы, евреи и даже лица, не заявившие о своей партийной принадлежности.

Таким образом, можно усомниться в том, что имело местно какое-то особенно тщательное планирование революции со ставкой конкретно на Ленина и большевиков.

Возвращение большого количества эмигрантов (целых три поезда), принадлежащих к самым разным партиям, представляло для немцев интерес в качестве банальной антивоенной агитации.

Заинтересованность немецкого руководства действительно была и проезд эмигрантов через Германию был согласован на самом высоком уровне, однако рассматривался именно как заброска в Россию политически активных граждан, которые придерживаются антивоенных взглядов и своей деятельностью окажут давление на общество, армию и правительство.

Но при этом немецкий генштаб не являлся даже инициатором данной поездки.

Идею немцам подкинул социал-демократ Парвус - личность крайне любопытная и неоднозначная.

Парвус родился в России (Березино), однако еще в 1885 году уехал учиться в Цюрих и там уже увлекся идеями социал-демократии, начал заниматься политикой и писать статьи.

Еще в 90-е годы Парвус завел множество контактов как с европейскими, так и с российскими деятелями социал-демократических партий, в частности с Розой Люксембург. Парвуса активно печатали в Искре. В 1903 году Парвус поддержал меньшевиков, затем сблизился с Троцким.

В свое время Парвус предсказал русско-японскую войну задолго до ее начала, а также утверждал, что за ней последуют большие изменения.

На протяжении многих лет, проживая в Европе, Парвус старался активно участвовать в русском революционном движении. Наибольшей активности его деятельность достигла в 1905 году, когда Парвус и Троцкий издавали несколько газет, в том числе "Русскую газету", тираж которой в определенный момент достиг 500 тысяч экземпляров.

Знавшие Парвуса отмечали, что он любил все делать с размахом. Одновременно с этим Парвус был очень неравнодушен к деньгам и стремился разбогатеть, что не мешало ему отстаивать идеи социал-демократии и обличать буржуазию.

Перечислять разные проекты, прожекты и дела Парвуса, его знакомства и контакты как в России, так и в Европе, можно очень долго.

Парвус жил бурной общественно-политической и медийной жизнью, его связи были весьма обширны и то, что именно он подал немецкому правительству идею воспользоваться случившейся в России февральской революцией и вернуть эмигрантов - совсем не удивительно.

Немецкое руководство увидело в этом предложении свою выгоду, описанную выше - антивоенная агитация силами политически активных "возвращенцев". Но не более того.

Тщательно проработанных революционных планов, которые должен был воплотить в жизнь именно Ленин, в немецком руководстве не существовало. Существовала бурная общественно-политическая активность Парвуса, пытавшегося вставить свои пять копеек в каждое дело, так или иначе связанное с социал-демократией и революционной активностью.

Когда Ленин узнал, что организатором поездки в Россию выступает Парвус, то ответил отказом:

"Пользоваться услугами людей, имеющих касательство к издателю "Колокола" (то есть Парвусу) я, конечно, не могу".

"Берлинское разрешение для меня неприемлемо. Или швейцарское правительство получит вагон до Копенгагена, или русское договорится об обмене всех эмигрантов на интернированных немцев".

В чем именно была причина отказа Ленина Парвусу, сказать трудно. Возможно, имел место личный, либо идеологический конфликт. Возможно, Ленин опасался того, что участие Парвуса скомпрометирует дело, потому что Парвус был личностью противоречивой и отношение к нему было неоднозначным.

В дальнейшем большевики откажутся от посредничества Парвуса еще раз - это будет в декабре 1917 года.

Однако, несмотря на отказ Ленина Парвусу, идея организации поездки уже была принята и одобрена немецким руководством. И Ленин тоже задумался о возвращении.

Чтобы не пользоваться услугами Парвуса, Ленин связывается с швейцарским социал-демократом Робертом Гриммом, которого просит выступать посредником в переговорах с немцами.

В дальнейшем роль посредника перейдет к Фридриху Платтену, с которым и будет заключен договор, оговаривающий условия проезда.

Интересны следующие пункты договора:

"4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире."

Из этого можно сделать вывод, что немцы не возлагали каких-то слишком больших надежд на "возвращенцев" и не были авторами договора, иначе данный пункт не появился бы. Если бы немцы сами планировали операцию и производили отбор "агентов", то постарались бы заполнить вагон исключительно "миротворцами".

"6. По возможности, проезд должен быть совершен без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости."

Для выполнения этого пункта и были опломбированы три из четырех дверей - чтобы никто не покидал вагон. Вероятнее всего инициатором данного пункта была немецкая сторона. Цель - исключить высадку пассажиров на территории Германии, потому что паспортного контроля при посадке в вагон не осуществлялось и этим могли воспользоваться желающие бесконтрольно попасть на немецкую территорию.

"9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо."

Поезд с "ленинским вагоном" проследовал из Швейцарии не прямо в Россию, а в Швецию. Немецкое руководство было согласно пропустить поезд через линию фронта, это достоверно известно, однако сам Ленин предпочел проехать на территорию Швеции.

Если быть совсем точным, поезд проследовал до станции Засниц, откуда Ленин с эмигрантами добрались до Швеции пароходом, но это уже детали.

Это опять же позволяет усомниться, что немецкий генштаб разрабатывал какой-то особенный план, частью которого было возвращение Ленина в Россию.

Для секретного и тщательно разработанного плана слишком много огласки и разных условий со стороны самого Ленина:

1. Об отправке поезда в Швейцарии становится широко известно, к его отбытию приходят политические противники Ленина, а сами эмигранты прямо на вокзале издевательски хором поют Интернационал. Ясно, что после этого о возвращении Ленина в Россию будет знать каждая свинья.

2. Ленин отказывается от посредничества Парвуса (который подал немцам идею вернуть в Россию эмигрантов) и действует официально через Фрица Платтена, секретаря Швейцарской Социалистической Партии и МИД Германии.

3. Эмигранты переправились не прямо в Россию, а в Швецию, при этом немецкое руководство теряло возможность контроля, достигнут ли они России и в каком составе.

4. Ленин настоял на приеме в вагон всех, независимо от политических взглядов и отношения к войне - опять же странно для спецоперации, если бы она была разработана немецким генштабом.

5. В Россию вернулся не только Ленин с товарищами, но и еще большое количество эмигрантов из самых разных партий, а также не заявившие о своей партийной принадлежности. Целых три поезда. Для спецоперации - слишком разноплановый контингент.

Из этого можно сделать вывод, что никаких определенных планов по поводу Ленина в немецком генштабе не разрабатывалось.

Имело место инициированное Парвусом возвращение политических эмигрантов, которое немцы сочли полезным в плане антивоенной агитации, но не более того.

Очевидно, что немцы рассуждали просто и прагматично - хуже от возвращения политических эмигрантов в Россию точно не будет, а вот лучше может быть. Если "возвращенцы" помогут скорее вывести Россию из войны - немцам хорошо, если не помогут - немцы ничего не теряли, поэтому план для них был беспроигрышным.

Именно поэтому немцы и согласились пропустить через свою территорию всех эмигрантов, разной партийной принадлежности и разных взглядов. Немцы не стали разбираться, кто из эмигрантов будет полезнее в деле вывода России из войны - просто пропустили всех, без исключения.

А пломбирование вагона (вернее трех из четырех дверей) было продиктовано лишь тем, что при посадке в вагон отсутствовал паспортный контроль и немцы не желали, чтобы кто-то воспользовался этим для бесконтрольного проникновения на территорию Германии.

Целей конспирации пломбирование вагона не преследовало. Как было показано выше, никаким секретом возвращение Ленина не являлось, в Цюрихе его собрались провожать как сторонники, так и противники. Об отсутствии особенной конспирации свидетельствует хоровое исполнение Интернационала прямо на вокзале.

Появление Ленина в Стокгольме тоже не было секретом. Там же с Лениным пытался встретиться Парвус, однако Владимир Ильич от этой встречи отказался.

Из Стокгольма Ленин с товарищами выехали к шведско-финской границе и пересекли ее через таможню в городе Хапаранда, которая служила местом активной контрабандной торговли.

Дальнейшие события также показывают, что ни в какой особенной операции немецкого генштаба Ленин участия не принимал.

Первая попытка свержения временного правительства была предпринята в июле и она была совсем не похожа на какую-то сложно организованную операцию. Под окнами Временного правительства проходили вооруженные демонстрации, которые были пресечены арестами. Большевики были далеко не единственными организаторами июльских демонстраций, а по некоторым данным вообще не имели к ним прямого отношения.

Когда начались аресты, Ленин с Зиновьевым скрылись в Разливе, в ставшем знаменитым шалаше. Однако местонахождение Ленина не было каким-то большим секретом и арестовать его при желании было нетрудно. В начале августа Ленин перебрался в Финляндию, где и находился до самого октября. Таким образом, участие Ленина в подготовке к октябрьской революции было весьма ограниченным.

Наибольшую роль в подготовке к октябрьской революции среди большевиков сыграл не Ленин, а Троцкий - именно с его подачи 18 октября на совещании представителей полков Петроградского гарнизона было принято решение о неподчинении Временного правительству. Фактически это и стало началом октябрьского вооруженного восстания в Петрограде.

Троцкий участвовал в работе Петросовета начиная с августа, когда был выпущен из Крестов под залог. Ленин в это время находился в Финляндии.

При этом Троцкий не был среди тех, кто возвращался в Россию в "ленинском вагоне" - он вернулся 4 мая из Америки.

Интересно, что на пути из Америки в Россию Троцкого задержали англичане из-за отсутствия российских документов, но вскоре освободили - "По письменному запросу Временного правительства Троцкий был освобождён как заслуженный борец с царизмом."

Само Временное правительство, которым в тот момент руководил князь Львов, способствовало возвращению в Россию Троцкого, который в дальнейшем сыграл значительно большую роль в непосредственной подготовке к октябрьскому перевороту и свержению Временного правительства, нежели Ленин, вернувшийся из Швеццарии в "пломбированном вагоне" и большую часть времени накануне Октября проведший в Разливе и Финляндии.

И сама революция стала не столько результатом деятельности большевиков, сколько результатом недееспособности Временного правительства, Корниловского мятежа и роста политического влияния Петросовета, в котором большевики получили большинство лишь накануне октябрьской революции.

Наибольшую роль в совершении октябрьской революции сыграл даже не Троцкий и тем более не Ленин, а Керенский, Корнилов, еще раньше князь Львов, а до него - Николай Второй, князь Голицын, генералы Рузский и Алексеев, а также председатель Думы Родзянко и депутат Бубликов. Именно они сделали октябрьскую революцию практически неизбежной, запрограммировали ее своими действиями и ошибками, а некоторые и своим бездействием, попустительством и некомпетентностью.

Троцкий, возвращению которого способствовало само Временное правительство под руководством князя Львова, лишь содействовал революции на завершающем этапе. А Ленин занялся непосредственным руководством уже после переворота.

Германия во всех этих событиях сыграла роль транзитера - страны, беспрепятственно пропустившей три поезда с эмигрантами (а не один только ленинский вагон) из Швейцарии в Швецию и Россию.

Вне всяких сомнений, это был заинтересованный транзит, но всего лишь транзит.

И немецкие деньги в казне большевиков в сколько-нибудь заметных количествах так и не нашли. И никогда не найдут. Да и революция случилась не потому, что у большевиков было так много денег, а потому, что кто-то очень плохо управлял страной на протяжении многих лет.

Короче говоря, пломбированный вагон был, но причина революции не в нем.

Передовым этот состав был и по времени, и по сути. В нём разместились Ленин и большевики. Они рисковали очень серьёзно. Всем: и свободой, и репутацией. Можно было, конечно, сидеть в Европе, спокойно дожидаться разрешения британцев, чинно отправиться в какой-нибудь порт, месяцев через пять сесть на пароход и прибыть в Петроград к шапочному разбору. Но, зная позицию большевиков, французы и англичане вполне могли их интернировать до окончания войны, которое близким тогда вовсе не виделось.

Вагоны, в которых поехали эмигранты, сделали экстерриториальными

Ленин считал в уме с бешеной скоростью. Приснопамятный Парвус вызывался попосредничать с Германией, которая счастлива была наводнить Россию активными, громкими пораженцами. Заманчиво, но прискорбно для репутации. И Ленин, схватив идею, изящным финтом подменил посредника, оседлал немецкие мечтания, да ещё серьёзно сблефовал, предложив обмен русских социалистов на германских пленных, на что у него не было и не могло быть никаких полномочий. Вагоны, в которых поедут эмигранты, договорились сделать экстерриториальными, для чего на них и вешались те самые легендарные пломбы.

С этого момента рассказа заводится грандиозная историческая шарманка: что за пломбы, сколько пломб, было — не было, выходили — не выходили и так далее и тому подобное. Поскольку пломбированный вагон мгновенно стал символом большевистского предательства и шпионажа, а Уинстон Черчилль уподобил Ленина и его товарищей по путешествию «чумным бациллам», спор вокруг технических деталей приобрёл принципиальный характер. Карл Радек, пассажир того же поезда, заявлял, например, что никаких пломб не было, а всё ограничилось обязательством не выходить из вагонов. Есть компромиссный вариант, согласно которому опечатывались не все двери, а только некоторые.

Ленин с группой русских политэмигрантов в Стокгольме

Однако любопытнее всего взглянуть на быт удивительных пассажиров удивительного вагона. Вот Ленин, которому вместе с Крупской товарищи предоставляют отдельное купе. Он берёт кипу петроградских газет и залезает на верхнюю кушетку. Оттуда доносится нервный шелест бумаги и характерные восклицания: «Вот канальи! Вот предатели!» По прочтении газет и раздаче политических ярлыков тут принимают гостей, решают вопросы. В том числе как поделить единственный туалет между курящими и некурящими. В коридоре поют. Ленин выходит и присоединяется. В его репертуаре: «Нас венчали не в церкви», «Не плачьте над трупами павших бойцов»…

Перемещаемся по коридору. С какого-то момента там поперёк прочерчена линия. Это граница, потому что одно из купе экстерриториального вагона занимают немецкие офицеры, и оно, вместе с прилегающим пятачком, считается Германией. Мигрантам туда нельзя. А что багаж? В воспоминаниях отмечалось, что большевики путешествовали очень по-русско-интеллигентски: со скарбом, подушками и, конечно, с бесчисленными связками книг. Провиант проредили ещё при выезде из Швейцарии: таможенники не позволили вывозить из страны национальное достояние — шоколад.

Черчилль уподобил Ленина и его товарищей «чумным бациллам»

Самое тревожное, когда пассажиров всё-таки выводят из поезда. Но их просто пересчитывают, снова запускают в вагон и закрывают двери. Пораженчество пораженчеством, но они всё-таки граждане страны-противника… Тяжёлый был момент перед погрузкой вагонов на паром, идущий в Швецию. Обычно пассажиров приглашают переночевать в гостинице. Но революционеры предложение отвергают и спят в вагонах. Только когда поезд загоняют в трюм, ленинцы выходят на палубу. Новая опасность подстерегает на границе с Финляндией. Контроль производят англичане. Могут и не пропустить. Но правдами («Правдами»?) и неправдами всё улаживается, в жертву приносится только Фриц Платтен, формальный организатор поездки, который добровольно соглашается вернуться в Швейцарию, а ещё в Стокгольме — австрийский подданный Карл Радек.

А потом Финляндский вокзал, броневик, Апрельские тезисы и Октябрьский переворот. И скажем по-ленински: «Чёрт с ними, с немецкими деньгами и немецкими пломбами, чёрт с ним, с Парвусом! Большевики всех надули, взяли власть и продержали её семьдесят с лишним лет».

"Пломбированный вагон"
Список пассажиров

Список взят из газет В. Бурцева «Общее дело» за 14.10.1917 и 16.10.1917.

Ленинский вагон
1.УЛЬЯНОВ, Владимир Ильич, род. 22 апреля 1870 г. Симбирск, (Ленин).
2.СУЛИШВИЛИ, Давид Сократович, род. 8 марта 1884 г. Сурам, Тифд. губ.
3.УЛЬЯНОВА, Надежда Константиновна, род. 14 февр. 1869 г. в Петрограде.
4.АРМАНД, Инеса Федоровна, род. в 1874 г. в Париже.
5.САФАРОВ, Георгий Иванович, род. 3 ноября 1891 г. в Петрограде
6.МОРТОЧКИНА, Валентина Сергеевна, род. 28 февраля 1891 г.
7.ХАРИТОНОВ, Моисей Мотьков, род. 17 февраля 1887 г. в Николаеве.
8.КОНСТАНТИНОВИЧ, Анна Евгениевна, род. 19 авг. 66 г. в Москве.
9.УСИЕВИЧ, Григорий Александрович, род. 6 сентября 90 г. в Чернигове.
10.КОН, Елена Феликсовна, род. 19 февраля 93 г. в Якутске.
11.РАВВИЧ, Сарра Наумовна, род. 1 августа 79 г. в Витебске.
12.ЦХАКАЯ, Михаил Григорьевич [Миха], род. 2 января 1865 г.
13.СКОВНО, Абрам Анчилович, род. 15 сентября 1888 г.
14.РАДОМЫСЛЬСКИЙ, [Г. Зиновьев], Овсей Гершен Аронович, 20 сентября 1882 г. в Елисаветграде.
15.РАДОМЫСЛЬСКАЯ, Злата Эвновна, род. 15 января 82 г.
16.РАДОМЫСЛЬСКИЙ, Стефан Овсеевич, род. 17 сентября 08 г.
17.РИВКИН, Залман Бэрк Осерович, род. 15 сентября 83 г. в Велиже.
18.СЛЮСАРЕВА, Надежда Михайловна, род. 25 сент. 86 г.
19.ГОБЕРМАН, Михаил Вульфович, род. 6 сент. 92 г. в Москве.
20.АБРАМОВИЧ, Мая Зеликов, род. 27 марта 81 г.
21.ЛИНДЕ, Иоган Арнольд Иоганович, род б сентября 88 г. в Гольдингене.
22.БРИЛЛИАНТ, [Сокольников], Григорий Яковлевич, род. 2 августа 88 г. в Ромнах,
23.МИРИНГОФ, Илья Давидович, род. 25 окт. 77 г. в Витебске.
24.МИРИНГОФ, Мария Ефимовна, род. 1 марта 86 г. в Витебске.
25.РОЗЕНБЛЮМ, Давид Мордухович, род. 9 августа 77 г. в Борисове.
26.ПЕЙНЕСОН, Семен Гершович, род. 18 декабря 87 г. в Риге.
27.ГРЕБЕЛЬСКАЯ, Фаня, род. 19 апреля 91 г. в Бердичеве.
28.ПОГОВСКАЯ, Буня Хемовна, род. 19 июля 89 г. в Рикинах (при ней — сын Рувим, род. 22 мая 13 г.)
29.АЙЗЕНБУНД, Меер Кивов, род. 21 мая 81 г. в Слуцке.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)
1.АКСЕЛЬРОД, Товия Лейзерович, с женой.
2.АПТЕКМАН, Иосиф Васильевич.
3.АСИАРИАНИ, Сосипатр Самсонович.
4.АВДЕЕВ, Иван Ананьевич, с женой и сыном.
5.БРОНШТЕЙН (Семковский), Семен Юльевич, с женой.
6.БЕЛЕНЬКИЙ, Захарий Давидович, с женой и ребёнком.
7.БОГРОВА, Валентина Леонидовна.
8.БРОНШТЕЙН, Роза Абрамовна.
9.БЕЛЕНЬКИЙ [А. Я.].
10.БАУГИДЗЕ, Самуил Григорьевич.
11.ВОЙКОВ, Петр Григорьевич [Лазаревич].
12.ВАНАДЗЕ, Александр Семенович.
13.ГИШВАЛИНЕР, Петр Иосифович.
14.ГОГИАШВИЛИ, Поликарп Давидович, с женой и ребёнком.
15.ГОХБЛИТ, Матвей Иосифович.
16.ГУДОВИЧ.
17.ГЕРОНИМУС, Иосиф Борисович.
18.ГЕРШТЕН.
19.ЖВИФ (Макар), Семен Моисееевич.
20.ДОБГОВИЦКИЙ, Захарие Лейбов.
21.ДОЛИДЗЕ, Соломон Яссеевич.
22.ИОФЕ, Давид Наумович, с женой.
23.КОГАН, Владимир Абрамович.
24.КОПЕЛЬМАН.
25.КОГАН, Израиль Иремиевич, с женой и ребёнком.
26.КРИСТИ, Михаил Петрович.
27.ЛЕВИНА.
28.ЛЕВИТМАН, Либа Берковна.
29.ЛЕВИН, Иохим Давидович.
30.ЛЮДВИНСКАЯ [Т. Ф.].
31.ЛЕБЕДЕВ (Полянский), Павел Иванович, с женой и ребёнком.
32.ЛУНАЧАРСКИЙ, Анатолий Васильевич.
33.МЕНДЕР (3. Орлов), Федор Иванович.
34.МГЕЛАДЗЕ, Власа Джарисманович.
35.МУНТЯН, Сергей Федорович, с женой.
36.МАНЕВИЧ, Абрам Эвель Израилевич, с женой.
37.МОВШОВИЧ, Моисей Соломонович, с женой и ребёнком.
38.МАНУИЛЬСКИЙ, Дмитрий Захарьевич с женой и 2 детьми.
39.НАЗАРЬЕВ, Михаил Федорович.
40.ОСТАШИНСКАЯ, Роза Гирш- Араповна.
41.ОРЖЕРОВСКИЙ, Марк с женой и ребёнком.
42.ПИКЕР (Мартынов), Семен Юльевич, с женой и ребёнком.
43.ПОВЕС (Астров), Исаак Сергеевич.
44.ПОЗИН, Владимир Иванович.
45.ПШИБОРОВСКИЙ, Стефан Владиславов.
46.ПЛАСТИНИН, Никанор Федорович, с женой и ребёнком.
47.РОХЛИН, Мордха Вульфович.
48.РАЙТМАН, с женой и ребёнком.
49.РАБИНОВИЧ, Скенрер Пиля Иосифовна.
50.РУЗЕР, Леонид Исаакович, с женой.
51.РЯЗАНОВ [Гольдендах], Давид Борисович, с женой.
52.РОЗЕНБЛЮМ, Герман Хаскелев.
53.СОКОЛИНСКАЯ, Гитля Лазаревна, с мужем.
54.СОКОЛЬНИКОВА, с ребёнком.
55.САГРЕДО, Николай Петрович, с женой.
56.СТРОЕВА.
57.САДОКАЯ, Иосиф Бежанович.
58.ТУРКИН, Михаил Павлович.
59.ПЕВЗАЯ, Виктор Васильевич.
60.ФИНКЕЛЬ, Моисей Адольфович.
61.ХАПЕРИЯ, Константин Ал.
62.ЦЕДЕРБАУМ (Мартов), Юлий Осипович.
63.ШЕЙКМАН, Аарон Лейбоаич.
64.ШИФРИН, Натан Калманович.
65.ЭРЕНБУРГ, Илья Лазаревич.

Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше, России (БУНД)
1.АЛЬТЕР, Эстера Израилевна, с ребёнком.
2.БАРАК.
3.БОЛТИН, Лейзер Хаимович.
4.ВЕЙНБЕРГ, Маркус Арапович.
5.ГАЛЬПЕРИН.
6.ДРАНКИН, Вульф Меерович, с женой и ребёнком.
7.ДИМЕНТ, Лейзер Нахумович.
8.ДРЕЙЗЕНШТОК, Анна Мееровна.
9.ЗАНИН, Майром Менашеевич.
10.ИОФФЕ, Пинкус Иоселев.
11.ИДЕЛЬСОН, Марк Липманов.
12.КЛАВИР, Лев Соломонович.
13.КОНТОРСКИЙ, Сам. Сруль Давыдович.
14.ЛЮБИНСКИЙ, Мечислав Абрам Осипович, с женой и реб.
15.ЛЕВИТ (Геллерт-Левит), Эйдель Мееровна, с ребёнком.
16.ЛЮКСЕМБУРГ, Моисей Соломонович.
17.ЛИПНИН, Иуда Лейбов.
18.МЕЕРОВИЧ, Мовша Гилелев.
19.ЛЕРНЕР, Давид.
20.МАХЛИН, Тайва-Зейлик Зельманович.
21.ТУСЕНЕВ, Исаак Маркович.
22.РАКОВ, Моисей Ильич.
23.НАХИМЗОН, Меер Ицкович.
24.РЕЙН (Абрамович), Рафаил Абрамович, с женой и 2 детьми.
25.РОЗЕН, Хаим Иуда, с женой.
26.СКЕПТОР, Яков Лейвинов.
27.СЛОБОДСКИЙ, Валентин Осипович.
28.СВЕТИЦКИЙ, А. А.
29.ХЕФЕЛЬ, Абрам Яковлевич.
30.ПИКЛИС, Меер Бенционович.
31.ЦУКЕРШТЕЙН, Соломон Срулев с 2-мя детьми.
32.ШЕЙНИС, Исер Хаимович.
33.ШЕЙНБЕРГ.

Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ)
1.ГОЛЬДБЛЮМ, Роза Маврикиевна.

Латышская социал-демократическая рабочая партия
1.УРБАН, Эрнс Иванович, с женой и ребёнком.
2.ШУСТЕР, Иван Германович, с женой и ребёнком.

Польская социалистическая партия (ППС)
1.КОН, Феликс Яковлевич, с дочерью и зятем.
2.ЛЕВИНЗОН (Лапинский), Меер Абрамович.
3.ШПАКОВСКИЙ, Ян Игнатий Александрович.

Партия социалистов-революционеров (эсеры)
1.ВЕСНШТЕЙН, Израиль Аронович.
2.ВИНОГРАДОВА, Елизавета Иевровна.
3.ГАВГОНСКИЙ, Димитрий Осипович.
4.КАЛЬЯН, Евгения Николаевна.
5.КЛЮШИН, Борис Израилевич, с женой.
6.ЛЕВИНЗОН, Меер Абрамович, с женой и ребёнком.
7.ЛУНКЕВИЧ, Зоя Павловна.
8.ДАХЛИН, Давид Григорьевич, с женой и ребёнком.
9.НАТАНСОН (Бобров), Марк Андреевич, с женой (В. И. Александрова).
10.БАЛЕЕВА (Урес), Мария Александровна, с ребёнком.
11.ПЕРЕЛЬ, Ревекка.
12.ПРОШЬЯН, Трон Першович.
13.РОЗЕНБЕРГ, Лев Иосифович с женой и 2-мя детьми.
14.УСТИНОВ (Безземельный), Алексей Михайлович.
15.УЛЬЯНОВ, Григорий Карлович.
16.ФРЕЙФЕЛЬД, Лев Владимирович, с женой и ребёнком.
17.ТЕНДЕЛЕВИЧ, Леонид Абрамович с женой и 2-мя детьми.

Анархисты-коммунисты
1.БУЦЕВИЧ, Александр Станиславович.
2.ВЬЮГИН, Яков с женой и 2 детьми.
3.ГИТЕРМАН, Абрам Моисеевич, с женой и ребёнком.
4.ГОЛЬДШТЕЙН, Абрам Борисович.
5.ЮСТИН, Давид.
6.ЛИПДИЦ, Ольга с ребёнком.
7.МАКСИМОВ (Ястржембский), Тимофей Феодорович.
8.МИЛЛЕР, Абрам Липович, с женой и 2-мя детьми.
9.РУБИНЧИК, Эфраим Абрам Аронов.
10.РИВКИН, Абрам Яковлев.
11.СЕГАЛОВ, Абрам Вульфович, с женой.
12.СКУТЕЛЬСКИЙ, Иосиф Исакович.
13.ТОЙБИСМАН, Ветя Израилевна.
14.ШМУЛЕВИЧ, Эстер Исааковна.

Еврейская социал-демократическая рабочая партия «Поалей цион» (ЕСДРП ПЦ)
1.ВОЛОВНИН, Аласса Овсеевна.
2.ДИНЕС, Ривка Хаимовна.
3.КАРА.

Сионистско-социалистическая рабочая партия (ССРП)
1.РОЗЕНБЕРГ, Лев Иосифович.

«Дикие» (заявили себя как не принадлежащих к какой-либо партии)
1.АВЕРБУХ, Шмуль Лейб Иосифович.
2.БАЛАБАНОВА, Анжелика Исааковна.
3.БРАГИНСКИЙ, Монус Осипович.
4.ГОНИОНДСКИЙ, Иосиф Абрамович.
5.КИММЕЛЬ, Иоган Вольдемар.
6.КАРАДЖАЙ, Георгий Артемьевич, с женой.
7.ЗИФЕЛЬД, Артур Рудольфович.
8.МАРАРАМ, Эля Эвельич.
9.МАКАРОВА, Ольга Михайловна.
10.МЕЙСНЕР, Иван, с женой и 2 детьми.
11.ОДОЕВСКИЙ (Северов), Афанасий Семенович.
12.ОКУДЖАВА, Владимир Степанович.
13.РАШКОВСКИЙ, Хаим Пинкусович.
14.СЛОБОДСКИЙ, Соломон Мордкович.
15.СОКОЛОВ, Павел Яковлевич.
16.СТУЧЕВСКИЙ, Павел Владимирович.
17.ТРОЯНОВСКИЙ, Константин Михайлович.
18.ШАПИРО, Марк Леопольдович.

Сегодня исполняется 99 лет со дня начала одного из самых знаменитых железнодорожных рейсов в мировой истории (в 2017-м стукнет ровно столетие). Рейс длился больше 7 суток, начавшись в городе Цюрихе днём 9 апреля 1917 г. по н.ст., пройдя транзитом через воюющую кайзеровскую Германию и закончившись в Петрограде на Финляндском вокзале 3 (16 по н.ст.) апреля поздно вечером.

В идеале хотелось бы, конечно, повторить этот рейс в год столетия в те же самые интервалы времени и посмотреть на все эти точки своими глазами, сделав новый цикл - но неизвестно, позволят ли это сделать финансы и текущая занятость. Поэтому сейчас давайте посмотрим не политику , а чисто транспортную составляющую легендарного теперь "пломбированного вагона Ленина".


Маршрут

С маршрутом есть определенные разночтения.
Итак, в 15.10 9 апреля 32 эмигранта выехали из Цюриха до станции Готтмадинген на границе. Ближе к вечеру 9-го они пересели в опломбированный вагон, согласно условиям, ранее согласованным через Платтена. Далее вагон шёл по территории кайзеровской Германии. В отличие от Википедии, которая пишет про "безостановочное движение", некоторые участники в своих воспоминаниях утверждали, что в Берлине вагон отстаивался больше полусуток, в каком-то тупике - до новой переприцепки на Засниц, т.е. с 10 по 11 апреля 1917-го.

Затем вагон прибыл в порт Засниц, где участники рейса покинули его и переправились на пароходе "Королева Виктория" в шведский Треллеборг. 13 апреля все они прибыли поездом в Стокгольм, где пробыли полный световой день. Затем регулярным поездом проследовали до пограничной Хапаранды и далее на Торнео, где пересели в поезд Финляндских ж.д. вечером 14 апреля. Великое Княжество Финляндское поезд пересек за полтора суток 15-16 апреля и наконец, после встречи в Белоострове (где к Ленину присоединился, в частности, Сталин) поезд в ночь с 16-го на 17-е (с 3-го на 4-е по ст. ст.) прибыл в Петроград. Там был и броневик и торжественная встреча.

2. Вот этот маршрут мне кажется несколько фейковым, т.к. в качестве пункта отправления указан Берн, что не соответствует действительности.

3. А вот скриншоты со стенда в вагоне-музее в Заснице (ГДР). Этот маршрут, по идее, более приближен к реальности. Если попытаться разобрать подписи, то мы видим, что вагон следовал от Готтмадингена через Ульм, Франкфурт-Майн, Кассель, Магдебург, Берлин (остановка), затем веткой с некоторым отклонением на восток, через Пренцлау - Грайсвальд на Засниц. [Поправьте меня, если я неправильно привязал маршрут к местности]

4. Пограничная шведская Хапаранда, где эмигранты по идее пересаживались в местный поезд ехали на санях через пограничную речку (вопрос уточнён), чтобы доехать до финско-российского Торнео. А может быть, прямой стокгольмский поезд дальнего следования шёл и до Торнео - в чём лично я сильно сомневаюсь.

5. Не очень качественный, но всё же какой есть - снимок Ленина в Стокгольме в тот день (13 апреля). Как видите, будущий вождь мировой пролетарской революции выглядит очень буржуазно.

Вагон

С вагоном, увы, сейчас не очень хорошо. С 1977 до 1994 года у нас была возможность посмотреть точный аналог того типа вагона, на котором ехали российские политэмигранты - в ГДР существовал вагон-музей Ленина в Заснице, где была реконструирована та атмосфера и были стенды с подробной информацией. Сейчас вагона нет, музей закрыли. Куда делся тот вагон? Сами немцы на форумах пишут, что он сейчас где-то в Потсдаме в тупиках отстоя. Так ли это, не знаю.

Однако, остались скрины с фильма того времени , в который попал засницкий вагон-музей. Фильм называется Forever In Hearts Of People (1987) - "Навсегда в сердцах людей", его можно скачать на сайте.

Онлайн его .
Сюжет про "пломбированный вагон" находится во второй части фильма (08.45 мин - 9.50 мин).
Давайте глянем скрины.

6. Проход в коридор. Где-то там Ленин и проводил мелом черту.

7. Категорийно это был вагон-микст, так как там были как купе 1-го класса (одно или два), так и 2-го класса (где, собственно, и размещались политэмигранты). В этом купе в начале вагона, более высшего класса, ехали сопровождающие офицеры германского Генштаба.

8. А в таких, более простых, ехал Ленин, Радек, Зиновьев и их спутники.

9. Ещё ракурс.

Увы, сейчас всё это не посмотреть. Музея-вагона на месте нет.

PS. У кого есть что дополнить по маршруту, типу вагона и прочей транспортно-логистической составляющей, складывайте ссылки и прочие дополнения в комменты. Туда же и картинки-сканы, если есть чем дополнить. Интересует прежде всего маршрутная и транспортная информация, в том числе и по шведским поездам, которыми ехали политэмигранты (по ним вообще инфы нет).



Статьи по теме: