Кто такой философ? Имена великих философов. Философ - это профессия или состояние души

от греч. philosophos - друг мудрости) - первоначально так назывался человек, занимающийся исследованием, позднее так стали называть человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Философ стремится к исследованию истинны во имя самой истины, выражает ее в понятиях, а не образах или символах; он рассматривает вещи согласно их сущности. Философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды есть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая сила имеется).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИЛОСОФ

от греч. philosophos - друг мудрости) - первоначально, напр. у Гераклита, так назывался всякий человек, занимающийся исследованием. Позднее под словом "философ" стал пониматься тип человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Философ рождается таковым и не связан ни с какими особыми жизненными обстоятельствами; характерные для философа вид связи с миром и манера познания вновь и вновь проявляются во все времена у всех философски одаренных людей. От художника философ отличается тем, что он ищет изображение истины не в наглядных символах и конкретных образах, а в понятиях; от религиозного человека его отличает то, что философ стремится к исследованию истины не для достижения личной святости, а во имя самой истины; он рассматривает вещи согласно их сущности. Но философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды суть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая сила имеется). Однако дофилософские и нефилософские формы отношения к миру также воздействуют на философа, воспринимаются им и используются при поисках истины. Говорят о поэтах-философах, о религиозных мыслителях и о научных школах философов. Философ в подлинном смысле этого слова всегда представляет собой значительную личность. Поскольку философствование есть постановка вопроса о конечном, последнем смысле, который может быть придан данному, мы вправе требовать от философа единства его теории и бытия; он должен в своей жизни осуществлять свою философию. Существенной для философа является потребность находиться в некотором отдалении от людей и событий: ему нужна определенная дистанция между ним и вещами, чтобы охватить их взглядом. Из этой предпосылки всякого философствования возникает т. н. отрешенность философов от мира.

Безусловно, философ – необычный человек. Во все времена философы существовали и отличались от прочих людей. Впервые термин «философ» предложил Гераклит. Этот мыслитель считал, что философ должен искать мудрость в . Софисты же, наоборот, считали, что, познав мудрость, философ обязан донести ее до своих учеников.

В житейском понимании философ – человек, мир которого не ограничен повседневными заботами и суетой. Он живет в соответствии со своими представлениями о любви, красоте и прочих нематериальных ценностях. Теоретически в каждом человеке есть частичка от философа и любой может стать философом. Однако в реальности это оказывается не так.

Древнегреческий мыслитель Платон, например, считал, что философом стать невозможно, потому что таковым можно только родиться. Природа должна заложить в свое творение способность к познанию и пониманию абсолютной истины. Естественно, подобными способностями не может обладать каждый человек. Соответственно философы – единичные представители среди людей. Философ – тот человек, который как никто должен осознавать, что он постоянно находится лицом к лицу с незнанием. Часто именно философы прокладывают дорогу к новому.

И образ жизни, и профессия

Если раньше при определении человека как философа понимали его принадлежность к определенной школе или течению, например, софисты и пр. Человек, относящий себя к определенной школе, являлся философом по своему образу жизни. В настоящее время существует профессия философа, во многих университетах открыты философские факультеты, которые выпускают профессиональных философов. Однако без определенных задатков философом не стать.

Интересно, что человек, получивший профильное философское образование, научившийся мыслить и нестандартно, может стать непревзойденным профессионалом не только в области философии, но и в других областях научного знания. На Западе крупные фирмы с удовольствием приглашают дипломированных философ для работы с клиентами именно из-за того, что философ может предложить нестандартное решение в любой ситуации. Впрочем можно работать непосредственно по специальности – преподавать философию в вузе.

Кстати, сами философы не могут точно определить предмет своего познания и дать

- 49.67 Кб

ВВЕДЕНИЕ

Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития - к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии.

Само название «философия», согласно преданиям, употребил впервые в VI в. до нашей эры Пифагор. В его время умных людей называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял, что он не мудрец, а философ, то есть любящий мудрость. И это название философии, как любви к мудрости сохранилось до настоящего времени. Понятие «философия» её истолкования и закрепления в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловое содержание, понятие философии было нерасчлененным, целостным и выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки.

Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование самостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. В настоящее время и окружающий мир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуются многими конкретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретными науками. И некоторые философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться. И нужна ли философия в настоящее время, когда знания дают конкретные науки?

Но, тем не менее, за время существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и её изучают. Как изучали и развивали ее в древней Греции, как изучали ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. Уже из этого видно, что длительное время многие поколения людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека. Философы- это представители философии, которые защищают интересы и выполняют функции и задачи данной науки.

КТО ТАКОЙ ФИЛОСОФ?

Фило́соф (др.-греч. φιλόσοφος - любящий мудрость, любящий знания, любознательный, стремящийся к истине, искатель истины) - старше термина « философия », изначально применялся для обозначения образованного человека вообще. В том смысле, в котором он употреблялся в античности , его впервые использовал древнегреческий философ Пифагор . По сообщению Диогена Лаэртского .Человек, который занимается поиском истины, изучением сущего. В связи с тем, что каждый человек на протяжении всей своей жизни занимается поиском истины (как говорили древние: каждый человек - философ), философами называют тех людей, которые этому занятию уделяют первоочередное внимание. Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом , тираном Си киона или Флиунта …; мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней - «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ ["любомудр"]- это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости.

и в другом месте :

…на вопрос Леонта, флиунтского тирана, кто он такой, Пифагор ответил: «Философ», что значит «любомудр». Жизнь, говорил он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины.

Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», это Гераклит :

Первоначально, напр. у Гераклита, так назывался всякий человек, занимающийся исследованием. Позднее под словом "философ" стал пониматься тип человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Философ рождается таковым и не связан ни с какими особыми жизненными обстоятельствами; характерные для философа вид связи с миром и манера познания вновь и вновь проявляются во все времена у всех философски одаренных людей. От художника философ отличается тем, что он ищет изображение истины не в наглядных символах и конкретных образах, а в понятиях; от религиозного человека его отличает то, что философ стремится к исследованию истины не для достижения личной святости, а во имя самой истины; он рассматривает вещи согласно их сущности. Но философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды суть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая сила имеется). Однако дофилософские и нефилософские формы отношения к миру также воздействуют на философа, воспринимаются им и используются при поисках истины. Говорят о поэтах-философах, о религиозных мыслителях и о научных школах философов. Философ в подлинном смысле этого слова всегда представляет собой значительную личность. Поскольку философствование есть постановка вопроса о конечном, последнем смысле, который может быть придан данному, мы вправе требовать от философа единства его теории и бытия; он должен в своей жизни осуществлять свою философию. Существенной для философа является потребность находиться в некотором отдалении от людей и событий: ему нужна определенная дистанция между ним и вещами, чтобы охватить их взглядом. Из этой предпосылки всякого философствования возникает т. н. отрешенность философов от мира.

Философом также может называться человек, принадлежащий к определённой философской школе, разделяющий её идеи и/или живущий в соответствии с этими идеями, то есть осуществляющий философию как образ жизни .

Философ - профессиональный мыслитель, занимающийся разработкой вопросов мировоззрения .

КАКОВА ЕГО РОЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ?

И так, Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в неё человека. Отношения человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа неотделимы от его мысли. Многообразие, неповторимость, неожиданность и даже парадоксальность философских идей, концепции, учений – не слабость, а сила философского творчества. Это многообразие (плюрализм) для каждого мыслящего человека есть «приглашение»к сотворчеству, «собеседованию»с великими умами, есть реальное условие сделать собственный выбор своей жизненной позиции, соразмерив его с опытом предшественников.

Философский плюрализм не нужно смешивать с эклектикой – бессистемным, беспринципным смешиванием разнородных представлений и взглядов в голове одного человека, без какой либо даже попытки самостоятельного, критического отношения к ним. Именно о таком – эклектическом – «многознайстве» ещё древние философы говорили, что оно не есть признак мудрости, а потому бесполезно. Плюрализм же, не покушаясь на собственные, внутренние убеждения личности, требует от человека лишь одного: уважения и к другим мнениям, признания и за другими права на защиту своих идей и ценностей. В этом смысле философски, мировоззренческий плюрализм – прямая противоположность идеологической нетерпимости, догматизму и фанатизму. Он является незыблемой нормой демократического общества. О таком плюрализме сказал когда-то Вольтер: «Я не согласен ни с одним Вашим словом, но готов отдать жизнь за то, чтобы Вы могли его свободно сказать».

Гегель строит свою систему в виде « Энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, Гегель тоже три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности: 1) логика; 2) философия природы и 3)философия духа.

Структура философского знания указывает на то, что в философии теория и история связаны между собой значительно глубже и более сущностным, необходимым образом, чем в любой другой области человеческого творчества. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он не был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени философии в целом. Вот почему история философии – не «часть» её, а основа, её суть, её самосознание.

Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы, т. е. близкие по значению. Философия использовала термины «быть», «бытиё» для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование. Поэтому слово «бытие» получает в философии особый смысл, понять который можно, только обратившись к рассмотрению философской проблематики бытия.

Критика понимания бытия в западноевропейской философии. Традиционная проблема бытия являлась предметом метафизики, которая в той или иной мере всегда занималась рассмотрением бытия как Абсолюта. Бога. Поэтому религиозная русская философия не могла обойти эту тему, а так же не могла отреагировать на её нетрадиционное решение в западной философии, начиная с 17 в. Она выступила с резкой критикой не только рационализации понимания бытия, но и сведения его к формам человеческого познания и шире - существования. Приговор объективному бытию был суров: мировоззрение, в котором власть Абсолюта сменилась «властью призрачных феноменальностей» (Н. Бердяев), неизбежно ставит на первое место вопросы земного благоденствия. Человек, перестав ощущать опеку сверхчувственного бытия, обожествил человечески род, себя самого и свои потребности. Вера в Абсолют заменяется верой в человека и его неограниченные возможности окончательного социального переустройства, создания на языке такого общества, в котором все люди будут счастливы, а все их потребности – удовлетворены.

Русские философы связывали то или иное решение проблемы бытия со спецификой мировоззрения, мироощущения народа, людей определённой культуры. Они считали, что философские проблемы и их решения подпитываются духовными запросами людей, а точнее являются их отражением. И тот факт, что философия Запада, начиная с Декарта и Локка, признавала первичным, непосредственно данным, самоочевидным сознание, знание, а не бытие, напрямую связан с мировоззрением, господствующим в западноевропейской культуре того времени.

С.Л. Франк в работе «Духовные основы общества» писал, что «эта кажущаяся самоочевидность идеализма выражена в известных словах Канта: «Кроме нашего знания, мы все же ничего не имеем, с чем можно было бы сравнить наше знание». Это не только абстрактная философская теория, тезис, передаваемый через какое-то теоретическое основание, но непосредственное выражение в какой-то степени спонтанного жизнеощущения. Какого же? Философ характеризует его следующим образом: «Новый западноевропейский человек ощущает себя именно как индивидуальное мыслящее сознание, а все прочее – лишь как данное для этого сознания или воспринимаемое через его посредство. Он не чувствует себя укоренным в бытии или находящимся в нем и свою собственную жизнь ощущает не как выражение самого себя, так сказать, а как другую инстанцию, которая противостоит бытию т.е. он чувствует себя, так сказать, разведенным с бытием и может к нему пробиться только окольным путем сознательного познания». И если Декарт свел содержание сознания, опыта сознания к предметно-логическому, то этим он передал реальное содержание сознания реальных людей, которых интересовал лишь предметный мир и трезво-практическое к нему отношение. Декартовская трактовка темотвесы бытия отразила уже случившееся в обыденном мировозрениии, в повседневном восприятии мира, который для людей стал будничным, без святыни, а потому не требующим благоговейного трепета.

Описание

Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, дли¬тельное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, ко¬торая возни-кает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и соци¬альной действительности, воз¬можности человека в познании и преоб¬разовании мира. Но от¬веты на данные вопросы длительное время да¬вались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время.

Задание 5.

Выскажите и аргументируйте собственное мнение по поводу того, кто может считаться философом.

Возможна ли философия как профессия?

Есть ли у философа особая социальная миссия, и в чем она состоит?

Жак Маритен, Философ во Граде:

«Философ – человек, ищущий мудрость… великие философы и истинность философии – независимые друг от друга ценности. Может оказаться, что и великие философы заблуждаются… Великий заблуждающийся философ подобен маяку на рифах: он говорит морякам: плавите подальше от меня. Он позволяет людям выявлять ошибки, от которых они страдают.

<…> И хотя философы безнадежно разделены между собой в своем понимании высшей истины, они, по крайней мере, ищут эту истину». 22

Фридрих Вайсман , Как я понимаю философию.

«…философ – это человек, улавливающий как бы скрытые трещины в структур наших понятий, где другие видят перед собой только гладкий путь, полный банальностей. <…> Философы от Платона до Шопенгауэра сходились в том, что источником их философствования является удивление. Его вызывает не что-то глубокое и исключительное, но именно те вещи, которые бросаются нам в глаза: память, движение, общие идеи» 23 .

Карл Поппер , Какой мне видится философия

«Я считаю философами всех мужчин и женщин. Однако думаю, что одни из них являются философами в большей степени, чем другие. <…> Я совершенно не согласен с идеей …существования интеллектуальной философской элиты. Конечно, я признаю факт существования нескольких поистине великих философов…однако, несмотря на огромную значимость их творений для философов-профессионалов, они не повлияли на философию в той степени, в какой великие художники повлияли на живопись, а великие композиторы – на музыку. Более того, великая философия, например, философия досократиков, всегда предваряла появление академической, профессиональной философии.

Все люди – философы. Даже если они не осознают собственных философских проблем, они по меньшей мере, имеют философские предрассудки». 24

Разделяете ли Вы точку зрения К. Поппера относительно того, что все люди философы? Чем в этом случае является философия?

Задание 6.

Познакомьтесь с высказыванием Ф. Ницше.

Согласны ли Вы с его позицией?

С чем в таком случае связаны различия во взглядах философов, принадлежащих к разным культурам?

Что есть истина и достижима ли она?

Фридрих Ницше, По ту сторону добра и зла:

«Весьма вероятно, что философы урало-алтайской группы языков (где понятие субъекта развито слабо) смотрят на мир иначе и находят иные пути мысли, нежели индоевропейцы или мусульмане». 25

Философские проблемы

Задание 7.

Познакомьтесь с приведенными ниже высказываниями, выразите свое отношение к ним.

Как бы Вы ответили на вопрос, что такое «философская проблема»?

Существуют ли философские проблемы?

Связаны ли они с научными проблемами, повседневной жизнью человека?

Имеют ли они принципиальное разрешение?

Людвиг Витгенштейн , «Философские исследования»:

«123. Философская проблема имеет форму: «Я в тупике». 26

Мориц Шлик «Будущее философии»:

«Все настоящие проблемы являются научными и других проблем не существует».

«Судьба всех «философских проблем» такова: одни из них исчезнут, коль скоро будет показано, что они – ошибки и результат неправильного понимания языка, другие же будут признаны обычными научными вопросами, хотя и замаскированными». 27

Людвиг Витгенштейн , «Философские исследования»:

«436. Если полагать, будто вся сложность задачи тут состоит в том, что нужно описывать трудноуловимые явления, быстро ускользающие переживания данного момента или что-то в этом роде, то легко попасть тупик философствования. Тогда обычный язык покажется нам слишком грубым, как будто мы должны иметь дело не с теми явлениями, о которых говорят повседневно, а с теми, что легко ускользают и в своем возникновении и исчезновении лишь огрублено продуцируют те первые» 28 .

«С утверждением нового образа жизни старые проблемы исчезают: более того, становится трудным уловить, в чем же они состояли. Дело в том, что они коренятся в способе выражения, а коль скоро в дело вовлечен новый способ выражения, то вместе с прежним облачением снимаются и старые проблемы». 29

Фридрих Вайсман , Как я понимаю философию.

«В философии реальная проблема состоит не в том, чтобы найти ответ на данный вопрос, а в том, чтобы его осмыслить». 30

Задание 8.

Как Вы считаете, применим ли к философии термин «прогресс»?

Прокомментируйте высказанные ниже точки зрения по поводу идеи прогресса в философии.

Людвиг Витгенштейн , «Культура и ценность»:

«Философию вновь и вновь упрекают в том, что она, по сути, не движется вперед, что те же самые философские проблемы, что занимали еще греков, продолжают занимать нас. …Причина заключается в том, что наш язык остается тем же самым и вновь и вновь склоняет нас к постановке тех же самых вопросов». 31

«Я читаю: «К смыслу «сущего» философы ныне не ближе, чем Платон». Какое странное положение вещей. Сколь поразительно вообще, что Платон смог продвинуться так далеко! Или же что мы не сумели продвинуться дальше! В том ли причина, что Платон был столь умен?» 32 .

Людвиг Витгенштейн , «Культура и ценность»:

«Философия не достигла никакого прогресса? А разве нельзя усмотреть прогресс в том, что человек чешет зудящее место?» 33

ФИЛОСОФ

ФИЛОСОФ

(от греч. philosophos – друг мудрости)

первоначально, напр. у Гераклита, так назывался всякий , занимающийся исследованием. Позднее под словом «философ» стал пониматься человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Философ рождается таковым и не связан ни с какими особыми жизненными обстоятельствами; характерные для философа связи с миром и манера познания вновь и вновь проявляются во все времена у всех философски одаренных людей. От художника философ отличается тем, что он ищет изображение истины не в наглядных символах и конкретных образах, а в понятиях; от религиозного человека его отличает то, что философ стремится к исследованию истины не для достижения личной святости, а во самой истины; он рассматривает вещи согласно их сущности. Но философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды суть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая имеется). Однако дофилософские и нефилософские формы отношения к миру также воздействуют на философа, воспринимаются им и используются при поисках истины. Говорят о поэтах-философах, о религиозных мыслителях и о научных школах философов. Философ в подлинном смысле этого слова всегда представляет собой значительную . Поскольку философствование есть постановка вопроса о конечном, последнем смысле, который может быть придан данному, мы вправе требовать от философа единства его теории и бытия; он должен в своей жизни осуществлять свою философию. Существенной для философа является находиться в некотором отдалении от людей и событий: ему нужна определенная дистанция между ним и вещами, чтобы охватить их взглядом. Из этой предпосылки всякого философствования возникает т. н. философов от мира.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ФИЛОСОФ" в других словарях:

    Философ - Философ ♦ Philosophe Не помню, кто именно – Гиттон (***) или Тибон (***) – рассказал эту историю, якобы случившуюся с ним самим. Дело происходило в начале ХХ века, в более или менее отдаленной деревушке. Молодой преподаватель философии… … Философский словарь Спонвиля

    А, муж. Стар. редк.Отч.: Философович, Философовна.Производные: Фила; Софа.Происхождение: (Греч. philosophos любитель мудрости, философ.)Именины: 13 июня Словарь личных имён. Философ «Любомудр», любитель мудрости (греч.). 13 июня (31 мая) –… … Словарь личных имен

    - (греч. philosophos, этим. см. философия). 1) в древности человек, умевший создать себе теорию жизненной мудрости и живший, руководствуясь ею. 2) изучающий философию или проводящий ее в жизнь. 3) ученый, ведущий тихую, уединенную жизнь. 4) человек … Словарь иностранных слов русского языка

    Мыслитель, мудрец, любомудр, культурфилософ, мыслитель, любомудрец; зенон, кант, пифагор, ксенофан, спиноза, шеллинг, декарт, шопенгауэр, энесидем, бэкон, демокрит, юм, галилей, лейбниц, менипп, гельвеций, локк, хрисипп, эпикур, гераклит,… … Словарь синонимов

    философ - ФИЛОСОФ, ФИЛОЗОФ а., м. philosophe m. 1. Человек, занимающийся философией. БАС 1. [Мамант:] Этот филозов безмолвенной секты. Вам не добиться от нево ни одново слова, он, как видно заклялся, чтоб до смерти не говорить. 1783. Чулков Как хочешь… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    философ - ФИЛОСОФ, устар. любомудр, устар. любомудрец … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    философ - и устарелое филозоф, философ … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ФИЛОСОФ, философа, муж. 1. Ученый, специалист по философии; Человек, занятый разработкой вопросов мировоззрения, мыслитель. «Философом может быть всякий…, кто родился с привычкой думать и во всем искать начало и конец.» Максим Горький. Философы… … Толковый словарь Ушакова

    ФИЛОСОФ, а, муж. 1. Специалист по философии, а также создатель какой н. философской системы. 2. перен. Человек, к рый разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к её невзгодам (разг.). Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Философ (значения). Запрос «Мыслитель» перенаправляется сюда; О скульптуре Родена см. Мыслитель (скульптура) … Википедия



Статьи по теме: