Конспект сюжетно ролевой игры «Театр. Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детского сада

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «БИБЛИОТЕКА»

Возраст : подготовительная группа

Программное содержание:

Образовательная : - расширять представления детей о профессиях работников библиотеки, побуждать познавательный интерес, подвести к пониманию важности труда библиотекаря;

Развивающая : - развивать у детей творческое воображение, способность развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты;

Воспитательная: - формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

Задачи по развитию игры: Формировать умение творчески использовать в играх знания об окружающем, самостоятельно распределять между собой обязанности и роли, выполнять правила в совместной игре, формировать умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете, самостоятельно выбирать тему.

Задачи нравственного воспитания: Учить считаться с интересами и мыслями товарищей, проявлять дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, проявлять в игре честность и справедливость, проявлять инициативу, творчество.

Подготовка к игре . Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Рассматривание картины. «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?». Чтение произведения С. Жупанина «Я - библиотекарь». Показ фильма или мультфильма о библиотеке. Открытие «Книжкиной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Методы приемы : рассказ с показом иллюстраций, беседа, показ действий библиотекаря.

Игровой материал : Книги, журналы, формуляры, читательские билеты, детский компьютер.

Словарная работа : библиотекарь, формуляры, читательский билет, абонементный отдел, читальный зал

Игровые роли : Библиотекари, читатели, гардеробщица, заведующая библиотеки

Основные сюжетные линии : Открытие библиотеки, выбор действий детьми (записываются, выбирают книги, читают книги, др.) Привлечение новых ролей, действий в игру: писатель с книгой приходит в библиотеку и проводит ее презентацию, водитель привозит новые книги, посещение кафе, школьники приходят на выставку книг.

Ход игры . Подготовку к сюжетно-ролевой игре воспитателю следует начать с экскурсии в библиотеку. Во время экскурсии педагогу надо показать детям, как много в ней книг, в каком порядке они содержатся: аккуратно стоят на полках, не порваны, не измяты, все подклеены, многие обернуты в чистую бумагу, чтобы не пачкалась светлая обложка. Также педагогу надо рассказать и показать детям, как пользоваться книгой: книгу можно брать только чистыми руками, нельзя перегибать ее, мять, загибать уголки, слюнявить пальцы, переворачивая страницы, облокачиваться на нее, бросать, и т. д. Воспитатель объясняет детям, что каждую книгу должны прочесть много ребят. Если сначала один ребенок будет неаккуратно обращаться с ней, потом еще один, потом еще кто-нибудь, книга быстро порвется и ее не смогут прочитать многие дети, которые тоже хотят читать ее и смотреть в ней картинки.

Воспитатель должен показать и рассказать детям, что делает библиотекарь: он выдает книги, записывает название в личный формуляр, принимает книги, следит за их сохранностью и т. д. Также нужно осмотреть с детьми читальный зал и объяснить его назначение: толстые книги разрешается брать для чтения домой, а журналы, газеты и книжки-малышки можно читать в читальном зале.

Для проведения игры в первый раз педагогу надо принести в группу несколько новых книг, которых дети раньше не видели. Можно; использовать книжки-малышки и самодельные книжки.

Педагог говорит детям, что открывается библиотека, и в библиотеку можно записаться всем. В первой игре библиотекарем становится воспитатель. Библиотекарь заводит абонемент на каждого читателя, в который он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читателю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внимательно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателем библиотекарь спрашивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки.

Библиотекарь предупреждает каждого читателя, чтобы он не измазал книгу, когда будет ехать от библиотеки домой на транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобусе только посмотреть картинки и т. д.

В следующий раз роль библиотекаря берет на себя уже ребенок группы.

При последующем проведении игры педагог может предложить ребятам объединять игру с другими сюжетами (например, с играми в «семью», в «путешествие», в «детский сад», в «школу» и т. д.).

Распределение ролей. Предложить детям распределить роли с помощью конкурса. Напомнить, что библиотекарь знает много художественных произведений, может рассказать о них, посоветовать, что можно почитать, поэтому ребёнок, на эту роль должен отвечать этим требованиям.

При угасании игры педагог может предложить детям различные линии сюжета:

В библиотеку приходит с книгой писатель (эту роль берёт на себя педагог, рассказывает детям о своей новой книге, можно предложить детям нарисовать иллюстрации к ней;

Открытие выставки книг;

Получение книг со склада;

Посещение кафе.

Окончание игры: раздаётся звонок, воспитатель объявляет, что через пять минут библиотека закрывается. Просьба читателям сдать книги библиотекарю. Мы рады будем встречи с вами завтра. Просьба работникам библиотеки навести порядок на своих рабочих местах.

На выходе из библиотеки читателей и работников библиотеки встречает репортёр (педагог):

Вопросы к читателям: зачем вы посетили библиотеку, что нового узнали, понравилось ли вам обслуживание, хотели бы вы ещё раз прийти сюда?

Вопросы к работникам библиотеки: как прошёл рабочий день, были ли вежливы читатели, не грубили ли, какими книгами больше всего интересовались?

Конспекты сюжетно ролевых игр для

детей среднего дошкольного возраста.

Игра «Семья»

Цель

Цель.

взаимоотношений между детьми.

Игровой материал

: Кукла

-младенец, атрибуты для оборудования домика,

кукольная одежда, посуда, мебель, предметы

Заместители.

Подготовка к игре:

Игры-занятия: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет

дома», «Приготовим малышу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку».

Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго

года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтении художественной

литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья». На занятиях по

конструированию: постройка мебели.

Игровые роли

: Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка,

дедушка.

Ход игры:

Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н.

Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка.

После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает

приготовить игрушки для игры.

Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они

играли, оставшись дома одни.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на

площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть

пол, повесить шторы на окна.

После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями

недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились

о нем, как лечили его. Также можно провести игру

Занятие с куклой («Ясочка

простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью»,

наблюдая со стороны за игрой.

При последующем проведении игры педагог может внести новое направление,

предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения.Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили,

приносили из дому открытки, мелкие игрушки.

На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты

угощение, а вечером отпраздновать день рождения

Ясочки.

В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами

развивать различные варианты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме в приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а потом рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья ил

и сестры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младший

брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же день в группу воспитатель приносит новую куклу

младенца и все необходимое для ухода за ней и предлагает

детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка,

рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.

Игру можно предложить группе детей из трех человек. Распределить роли:

«мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла

младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике,

переставить мебель, выбрать поудобнее место для «Алешиной» колыбели,

постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву

-«лук».

После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию

и предложить им роли «Ясочки», «друга папы

-шофера», который может отвезти

всю семью в лес отдыхать, и т. д.

Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии

сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые

взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных

взаимоотношений между ними.

Закончить игру воспитатель может предложением

идти всей семье обедать в

группу.

Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно

развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы»,

«бабушки и дедушки».

Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад»,

принимать участие в «утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и

папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку

в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в

«больницу»,

где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.

: продолжением игры в «семью» может быть

игра «Банный день».

Игра «Банный день»

Цель:

Развитие интереса в игре. Формирование положительных

взаимоотношений между детьми. Воспитание у

детей любви к чистоте и опрятности,

заботливого отношения к младшим.

Игровой материал:

Ширма, тазики, ванночки, строительный материал,

игровые банные принадлежности, предметы

заместители, кукольная одежда, куклы.

Подготовка к игре:

Чтение произведений «Девочка чумазая» и «Купание» из

книги А. Барто «Младший брат». Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Рассматривание картины Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой «Игра с куклой». Изготовление атрибутов для ванной комнаты, оборудование совместно с родителями большой комнаты (или бани) на участке.

Игровые роли:

Мама, папа

Ход игры:

Игру воспитатель может начать с чтения произведения «Девочка чумазая» и

«Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Побеседовать по содержанию текстов.

После этого целесообразно показать детям мультфильм К. Чуковского «Мойдодыр», рассмотреть картины Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой «Игра с куклой», а также провести беседу «Как мы купались», в которой закрепить не только последовательность купания, но и уточнить представления детей об оборудовании ванной комнаты, о том. как внимательно, заботливо, ласково относятся мамы и папы

к своим детям.

Также воспитатель может привлечь детей совместно с родителями принять участие в изготовлении атрибутов, оборудовании большой ванной комнаты (или бани) для кукол.

С помощью родителей и с участием детей можно соорудить вешалку для полотенец, решетку под ноги. Дети могут сконструировать коробочки мыльницы.

Скамейки и стулья для ванной комнаты могут быть изготовлены из крупного

строительного материала или же можно воспользоваться детскими стульчиками, скамеечками.

При проведении игры воспитатель говорит детям, что они вчера очень хорошо

убрали в игровом уголке; помыли все игрушки, красиво расставили их на полках.

Грязными остались только куклы, поэтому нужно их помыть. Педагог предлагает устроить им банный день.

Дети ставят ширму, приносят ванночки, тазики, сооружают из строительного

материала скамейки, стульчики, под ноги ставят решетку, находят расчески,

мочалки, мыло, мыльницы. Вот баня и готова!

Некоторые «мамы» торопятся начать

купать, не приготовив чистой одежды для кукол. Воспитатель спрашивает их: «А во

что вы переоденете своих дочек?». «Мамы» бегут к шкафу, приносят одежду и

складывают ее на стульчики. (У каждой куклы своя одежда). После этого дети раздевают и купают кукол: в ванне, под душем, в тазике. Если возникает

необходимость, воспитатель помогает детям, следит, чтобы они заботливо относились к куклам, называли их по именам; напоминает, что купать нужно осторожно, аккуратно, не налить воды в «уши». Когда куклы вымыты, их одевают,

причесывают. После купания дети выливают воду, убирают ванную комнату.

естественным продолжением этой игры может

быть «Большая стирка».

Игра «Большая стирка»

Цель :

Развитие интереса в игре. Формирование положительных

взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам результату ее труда.

Игровой материал:

Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы заместители, кукольная одежда, куклы.

Подготовка к игре:

Экскурсия в прачечную детского сада, наблюдения на

прогулке за тем, как прачка развешивает белье, и помощь ей (подавать прищепки,

уносить сухое белье). Чтение рассказа А. Кардашовой«Большая стирка».

Игровые роли:

Мама, папа, дочка, сын, тетя

Ход игры :

Перед тем как начать игру воспитатель просит детей понаблюдать за трудом

мамы дома, помочь ей во время стирки. Затем педагог читает рассказ А. Кардашовой «Большая стирка».

После этого, если у детей не возникает желания поиграть самостоятельно в

игру, то воспитатель может предложить им сам устроить «большую стирку» или

вынести на участок ванночку и белье.

Далее педагог предлагает детям следующие роли: «мама», «дочка», «сын», «тетя» и др. Можно развить следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно ее постирать и всю одежду, которая запачкалась. «Мама» будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить белье, как погладить.

Воспитатель должен умело использовать ролевые отношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных

взаимоотношений.

При последующем проведении игры педагог может использовать другую

форму: игра в «прачечную». Естест

венно, перед этим должна быть проведена

соответствующая работа по ознакомлению с трудом прачки.

Во время экскурсии в прачечную детского сада воспитатель знакомит детей с

трудом прачки (стирает, подсинивает, крахмалит), подчеркивает общественную

значимость

ее труда (она стирает постельное белье, полотенца, скатерти, халаты

для сотрудников детского сада). Прачка очень старается

белоснежное белье всем

приятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия

способствует воспитанию у детей ув

ажения к труду прачки, бережного отношения к

чистым вещам результату ее труда.

Поводом для возникновения игры в «прачечную» часто бывает внесение

воспитателем в группу (или на участок) предметов и игрушек, необходимых для

стирки.

и: детей привлекает роль «прачки», потому что им

«интересно стирать», особенно в стиральной машине. Чтобы предотвратить

возможные конфликты, педагог предлагает им работать в первую и вторую смены,

как в прачечной.

Игра «Автобус» («Троллейбус»)

Цель:

Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе

которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

Игровой материал:

Строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка, палка милиционера

регулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

Подготовка к игре :

Наблюдения за автобусами на улице. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в автобусе. Наблюдение за играми старших детей и

совместные игры с ними. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус».

Рисование автобуса. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Просмотр фильма.

Игровые роли :

Водитель, кондуктор, контролер, милиционер

регулировщик.

Ход игры:

Подготовку к игре воспитателю нужно начать с наблюдения за автобусами на

улице. Хорошо если это наблюдение провести на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как

входят и выходят из него пассажиры, а в окна автобуса увидеть водителя и

кондуктора.После такого наблюдения, которым руководит воспитатель, привлекая и направляя внимание детей, объясняя им все, что они видят, можно предложить

детям на занятии нарисовать автобус.Затем педагогу надо организовать игру с игрушечным автобусом, в которой дети смогли бы отразить свои впечатления. Так, надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход и останавливаться, после чего снова отправляться в путь. Маленьких куколок можно сажать на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом конце комнаты.Следующим этапом в подготовке к игре должна быть поездка детей на

настоящем автобусе, во время которой педагог многое показывает и объясняет им.Во время такой поездки очень важно, чтобы дети поняли, как сложна работа

водителя, и понаблюдали за ней, поняли смысл деятельности кондуктора и

посмотрели, как он работает, как он вежливо ведет себя с пассажирами.

В простой и доступной форме педагог должен объяснить детям правила

поведения людей в автобусе и других видах транспорта (если тебе уступили место, поблагодари; сам уступи место старику или больному человеку, которому трудно стоять; не забудь поблагодарить кондуктора, когда он даст тебе билет; садись на свободное место, а не требуй обязательно места у окна и т.д.).

Педагог обязательно должен объяснять каждое правило поведения. Надо, чтобы дети поняли, почему старику или инвалиду надо уступать место, почему

нельзя требовать для себя лучшего места у окна. Такое объяснение поможет детям практически овладеть правилами поведения в автобусах, троллейбусах и т. д., а потом, закрепляясь в игре, они войдут в привычку, станут нормой их поведения.Еще один из важных моментов во время путешествия в автобусе объяснить детям, что поездки не самоцель, что люди совершают их не ради удовольствия, получаемого от самой езды: одни едут на работу, другие

в зоопарк, третьи в театр, четвертые -к доктору и т. д.

Водитель и кондуктор своим трудом помогают людям быстро доехать туда, куда им нужно, поэтому их труд почетен и нужно быть благодарным им за это.

После такой поездки педагогу надо провести с детьми беседу по картине

соответствующего содержания,

предварительно внимательно рассмотрев ее с ними.

Разбирая с детьми содержание картины, нужно рассказать, кто из изображенных на ней пассажиров куда едет (бабушка с большой сумкой

-в магазин, мама везет

дочку в школу, дядя с портфелем

-на работу и т.д.).

Затем можно совместно с детьми изготовить атрибуты, которые понадобятся для игры: деньги, билеты, кошельки. Воспитатель, кроме того, делает сумку для кондуктора и руль для водителя.Последним этапом в подготовке к игре может быть просмотр фильма, в котором показана поездка в автобусе, деятельность кондуктора и водителя. При этом воспитатель должен объяснить детям все, что они видят, и непременно задавать им вопросы.

После этого можно начинать игру

Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчики и ст

авя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем

место водителя.Перед водителем руль, который прикрепляется либо к большому

деревянному цилиндру из строительного набора, либо к спинке стула. Детям для

игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Попросив водителя занять свое

место, кондуктор (воспитатель) вежливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им удобно разместиться. Так, пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во время езды, и т. д.

Размещая пассажиров, кондуктор попутно объясняет им свои действия «У вас

на руках сын». Держать его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуйста,

место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он

старый, ему трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место дедушке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда автобус быстро едет», и т. д. Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет идает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Библиотека», «Больница», «Школа» и т. д.), помогает выйти из автобуса и войти в него пожилым людям, инвалидам, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Задачи: Учить согласовывать свои действия ми партнеров, распределять роли, выполнять игровые действия и действовать в соответствии с общим игровым замыслом игры, улаживать возникшие конфликты.

Формировать положительные взаимоотношения между детьми и коммуникативные навыки общения детей; а также навыки культурного поведения в общественных местах.- Способствовать развитию детской фантазии, творческого воображения и мышления. 3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к игрушкам и интерес к сюжетно – ролевой игре. Игровой материал: Строительный материал, лего, игрушки, муляжи продуктов, овощей, фруктов, сумочки, касса, весы, витрина, предметы – заместители, (кубики, кирпичики), куклы, кошельки, деньги, чеки, халаты.

Директор магазина – менеджер, продавцы – кассиры, покупатели, шоферы.

Ход игры :

Воспитатель: Ребята я всегда мечтала быть воспитателем и стала им, но в детстве я хотела всегда быть директором магазина – менеджером (управляющим). Может быть моя мечта сегодня исполнится стать директором магазина, потому что у нас сегодня в группе «настоящий магазин» и в нем разные отделы.: овощной, продуктовый, игрушечный. А кто работает еще в магазине кроме менеджера? Ответы детей (продавцы, кассиры). А кто приходит в магазин за покупками? Ответы детей (покупатели). Как общаются между собой продавцы с покупателями? Ответы детей (культурно, вежливо).

А давайте договоримся так что не одна покупка не будет продана если вы не будете вежливы (благодарить за покупку и.т.д.).

Распределение ролей: выбор по желанию либо по считалке.

Подготовка места, атрибутов.

Открытие магазина.

Игровые действия с игровым замыслом, общение детей.

Ролевые действия:

Оформление витрин магазина.

Продажа товаров продавцами – кассирами.

Покупатели готовятся идти в магазин.

Покупатели приобретают товар.

Менеджер наблюдает за работой магазина.

Завершение игры, подведение итогов: Спросить детей понравилось ли им играть в «Магазин»?

В какую игру они хотели бы еще поиграть?

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе.

Магазин игрушек» «

Задачи по развитию игры:

Цель . Совершенствовать умение детей обращаться к продавцу; развивать ролевой диалог.

Развивать речь, обогащать словарный запас. Закрепитьтакие понятия как: деньги, касса, очередь, кассир.

Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, созданию игровой обстановки.

Формировать умение подбирать атрибуты к игре.

Закрепить знания детей о профессиях, связанных с торговлей: продавец, кассир, шофер, грузчик.

Учить выполнять игровые действия в соответствии с замыслом, менять игровую роль.

Интеграция сюжетно - ролевой игры: коммуникация, социализация, познание (ФЦКМ)

Оборудование: мебель (стол для продавца, полка-стеллаж для игрушек, стол для кассира), игрушки и сувениры, изготовленные из разных материалов (резины, ткани, пластмассы, дерева), атрибуты («деньги» из бумаги, кошельки, пакеты для игрушек, руль, касса), одежда для продавца (фартук), ножницы.

Словарная работа: название игрушек, «Здравствуйте, дайте мне пожалуйста, я хочу, спасибо, до свидания. Что хотите купить? Мяч стоит рублей. Возьмите деньги. Магазин, продавец, кассир, деньги, касса. Платить в кассу.

Предварительная работа:

Рассматривание игрушек, предметных картинок из серии «Игрушки», «Что из чего сделано», «Сувениры», сюжетных картинок на тему «Магазин», картины «Продавец» из серии «Кем быть». Рассматривание иллюстраций по теме «Магазины»

Заучивание скороговорки «Расскажите про покупки… »

Изо деятельность «Рисуем денежки»

Дидактические игры: «Профессии», «Что из чего сделано», «Узнай игрушку на ощупь (по звуку) », «Что сначала, что потом».

Беседы: «О правилах поведения в магазине», «Из чего делают игрушки». «Что делать, если ты потерялся в магазине», «Кем ты хочешь быть? », «Правила обращения с игрушками».

Чтение:В. Драгунский «Друг детства» (отрывок), Д. Хармс «Паровоз», Галлиев «Купили снег», А. Барто «Игрушки», Ю. Мориц «Покупки», С. Баруздин «Мамина работа», В. Лифшиц «И мы трудиться будем», С. Михалков «А что у вас?», Б. Житков «Еще светофор», Н. Артюхова «Трудный вечер», В. Маяковский «Кем быть?» Экскурсия в магазин. Наблюдение за работой продавца.

Беседы с детьми о профессиях; кем работают их родители; кем будете, когда вырастут;

Рассказы детей о том, как они ходили в магазин;

Создание папок: «Загадки о профессиях», «Кому, что нужно для работы?».

Подбор атрибутов.

Загадывание загадок;

Создание игровых ситуаций.

Планируемый результат: дети вежливо и культурно делают покупки в магазине, знают кто продавец, а кто покупатель, принимают активное участие в игровом сюжете.

Роли: Продавец, Шофер, Грузчик, Покупатели, Кассир

Сюжеты игры.

Продавец расставляет игрушки на полках, вежливо показывает покупателям игрушки, пока покупатели оплачивают кассиру, складывает аккуратно игрушки в пакет.

Шофер привозит новые игрушки.

Грузчик разгружает игрушки

Покупатели платят «деньги» в кассу кассиру.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята поиграем в игру «Чудесный мешочек». Я буду доставать предмет, а вы скажете, из какого материала он сделан. (на стеллаж ставлю игрушки и ножницы). Что здесь лишнее? (Ножницы.) Почему? (Все остальное – игрушки.)

Поиграем в «Магазин игрушек»?Распределение ролей.

Выбираем продавца, кассира, остальные – покупатели.

Игровые проблемные ситуации для развития игры. Нужно привезти новые игрушки в магазин – появляется водитель. Игрушки разгружает грузчик. В магазине нужно убраться – появляется уборщица.

Итог: Как мы играли? Кто, что купил в магазине?

Конспект сюжетно-ролевой игры по мотивам русской народной сказки «Колобок» (для детей средней группы)

Цель: формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде, коммуникативных умений посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

    закреплять ранее полученные знания детей о правилах поведения, общения в сюжетно-ролевой игре;

    формировать умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активность детей в игре;

    закреплять знания и навыки культурного поведения в общественных местах (театр);

    развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе анализа ситуаций;

    развивать диалогическую речь, способствовать обогащению пассивного и активного словарей;

    воспитывать культуру поведения и общения.

Атрибуты к игре: пригласительный билет; костюмы к инсценировке по сказке «Колобок»; маски персонажей игры; детские столы и стульчики, афиша; билеты на спектакль в форме разрезных картинок с изображением колобка, дедушки, бабушки, зайца, медведя, волка, лисы; декорация леса (деревья, грибы, пень, цветы); смайлики в виде колобка.

Словарная работа: афиша, зрительный зал, антракт, незнакомец, правила общения, культура общения.

Методы и приемы: создание игровой обстановки, инсценирование сказки, беседа, выделение проблемной ситуации, моделирование ситуаций общения, элементы мозгового штурма, игра, рефлексия.

Предварительная работа:

    изготовление афиши, билетов;

    чтение сказки «Колобок»;

    рисование по мотивам сказки «Колобок»;

    сюжетно-ролевая игра «Театр»;

    отгадывание загадок про животных;

    рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»;

    занятия по правилам поведения и общения.

Педагогическая разработка плана игры:

    Создание игрового момента с использованием пригласительного билета в театр.

    Просмотр инсценировки сказки.

    Беседа по содержанию сказки.

    Выделение проблемной ситуации.

    Элемент «мозгового штурма» с поиском решения ситуации.

    Распределение игровых ролей с учетом интересов, пожеланий детей.

    Разыгрывание ситуаций общения, предложенных детьми.

    Анализ игры.

    Рефлексия.

Ход сюжетно-ролевой игры:

    Ознакомление детей с планом игры. Педагог-психолог сообщает детям о плане игры: «Ребята, я знаю, что Вы очень любите сказки. Сегодня мы побываем в настоящем театре, где посмотрим спектакль, поразмышляем над его содержанием, поведением главного героя, сами станем участниками сказочной игры».

    Создание воображаемой ситуации. Педагог-психолог показывает детям пригласительный билет: «Ребята, сегодня в адрес нашего детского сада пришел пригласительный билет. Нас с Вами приглашают посетить театр. Но перед тем, как отправиться в театр, нужно вспомнить правила поведения в нем».

Дети озвучивают правила поведения в театре:

Заходить в зрительный зал до начала спектакля.

Во время спектакля не шуметь.

Перед спектаклем выключать мобильные телефоны.

Артистов встречать и провожать аплодисментами.

Проходить к зрительному месту лицом к тем, что уже занял свое место.

Во время антракта можно выйти из зала, посетить буфет.

Совместно с педагогом-психологом дети проходят к воображаемому зрительному залу, где выставлены декорации леса.

Развивающее упражнение «Разрезные картинки». Педагог-психолог сообщает: «На входе в зрительный зал каждый должен предъявить входной билет. Чтобы получить такой билет, Вы должны собрать разрезные картинки из нескольких частей. У каждого из Вас своя разрезная картинка. Картинки нам помогут отгадать, какой же спектакль мы будем смотреть.

Дети собирают разрезные картинки.

Краткая беседа:

Ребята, какие персонажи спектакля у Вас получились? (бабушка, дедушка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса).

Какую же сказку мы будем с Вами смотреть? («Колобок»).

Мы с тобою в домик тихо постучим.

Бабушка накормит, - пироги в печи.

Дедушка расскажет нам про Колобка.

Как его однажды Баба испекла.

Педагог-психолог показывает детям афишу сказки «Колобок», предлагает детям занять места в импровизированном зрительном зале.

Инсценировка сказки «Колобок» (исполняют дети средней группы).

Беседа:

    Ребята, откуда появился Колобок в сказке? (его испекла бабушка).

    С кем встретился в сказке Колобок? (дети перечисляют зверей).

    Что случилось в сказке с Колобком? (его съела лиса).

    Почему так произошло? (колобок не послушался бабушку и дедушку, он общался с незнакомыми зверями, лиса его обманула).

Дети выявляют проблему : Колобок неправильно вел себя с незнакомыми.

Элементы мозгового штурма. Педагог-психолог предлагает детям придумать ситуации общения со зверями, при которых Колобок бы не пострадал.

Предполагаемые ответы детей:

Не уходить без предупреждения взрослых из дома.

Не хвалиться своим поведением перед незнакомыми.

Общаться со зверями вежливо.

Не разговаривать с незнакомыми.

Подружиться со зверями.

Не ходить одному по лесу, по незнакомому месту.

При встрече с незнакомцами позвать на помощь.

Во время обсуждения педагог-психолог уточняет каждый вариант ответа.

    Распределение ролей. Педагог-психолог уточняет желание детей исполнить ту или иную роль. Все роли достаются детям. В процессе игры педагог-психолог исполняет роль координатора и помощника, предлагая к исполнению ситуации из сказки.

    Игра. В ходе игры дети разыгрывают ситуации из сказки:

    общение с бабушкой и дедушкой, где бабушка и дедушка не оставляют без присмотра Колобка, рассказывают ему правила прогулки и общения;

    общение со зверями;

    призыв о помощи;

    приглашение зверей погулять вместе.

    Завершение игры. Педагог-психолог предлагает детям сформулировать правила поведения и общения.

Предполагаемые правила:

    Взрослым не оставлять детей без присмотра.

    Не общаться с незнакомцами.

    Не находиться на улице одному.

    Не доверять незнакомцам.

    При возникновении чрезвычайной ситуации звать на помощь.

Рефлексия: Педагог-психолог предлагает детям выбрать смайлики в виде колобка с тем настроением, которое соответствует настроению детей в игре.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»

Тема : Давайте говорить друг другу комплименты!

Цель: Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплементы; учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное.

Ход занятия

Ребята послушайте рассказ Я.Тайц «Кубик на кубик».

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша.

- Дай башню!

-Не дам!

-Дай хоть кубик!

- Один кубичек возьми.

Миша протянул руку – хвать нижний кубик! И вмиг – трах-тарарах – вся Машина башня раз – ва – ли – лась.

-Этот маленький рассказ вы знаете еще с младшего возраста, но сегодня давайте попробуем разыграть его в лицах, да притом по-разному. Ведь такая ситуация часто встречается у нас в детском саду и надо как-то уметь её исправлять. Как вы думаете, какие слова сказала Мише Маша, когда башня развалилась? (Она сказала, что Миша плохой, злой, что она никогда с ним не будет играть, что расскажет маме и бабушке про него и т.д.)

Как вы думаете, что ответит Миша на такие слова? (Он скажет что играть с Машкой неинтересно, что игрушки у неё плохие, что с ней дружить не хочет, и хорошо, что башня развалилась.)

Ребята, как вы думаете, смогут ли дружить дети, когда говорят друг другу столько обидных слов? (Нет, не смогут, их дружба может никогда не склеиться…)

Ребята, как вы думаете, Миша и Маша навсегда поссорились? Или через какое-то время они захотят играть вместе? (Конечно же, захотят. По одному играть очень скучно, но обида им обоим навредить..)

Так что же делать в таких ситуациях? А вот что! Давайте с вами представим Катрину всю наоборот. Как будто дети очень хорошо относятся друг к другу, не любят ссориться, но у них все равно случилась такая же ситуация. Что бы сказал Миша? (Он сказал бы, что не хотел разрушать башню, ему просто понравился нижний кубик, и он не подумал, что все рухнет. Пусть Маша не расстраивается, он быстро все исправит.)

Что бы ответила Маша? (Ничего страшного, всякое бывает. Она сейчас быстро поможет Мише построить башню снова, ещё лучше прежней.)

Ребята, вот видите, любую ситуацию можно исправить, только нужно научиться видеть друг в друге только хорошие качества и постараться не обращать внимания на плохие. Если в человеке видеть всегда хорошие качества, он будет стремиться быть таким. Поэтому давайте поучимся говорить друг другу хорошие, приятные, добрые слова.

Игра «Комплементы»

Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…» По кругу каждый ребенок говорит соседу комплимент, называет хорошие качества характера или внешние отличительные признаки, стараются, что бы комплименты не повторялись, были разными. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты. В упражнении ребенок видит свои положительные стороны, чувствует, что он принимаем и ценим другим и детьми.

Ребята, как приятно говорить друг другу хорошие слова, после не захочешь ссориться с друзьями, обижаться. Часто бывает, что ваши друзья не приходят в детский сад: кто-то болеет, кто-то уехал к бабушке, кто-то отправился на прием к врачу и т.д. И так грустно бывает без друга. Давайте представим, что вы не видели целый день своего друга, а на следующий день его встретили и сказали ему: «Этот день без тебя…»

Дети поворачиваются лицом друг к другу, выбрав своего друга, и говорят:

(Этот день был без тебя неинтересным, потому что ты здорово играешь с мячом.

Этот день без тебя был грустным, потому что ты самый веселый на свете.

Этот день без тебя был долгим, потому что я люблю тебя и очень скучал по тебе.)

- Какие замечательные комплименты вы научились говорить друзьям, в них столько любви, дружбы, привязанности. Есть комплименты, которые отмечают черты вашего характера, ваши внутренние качества. Есть комплименты, которые отмечают вашу внешность. Можно придумать много комплиментов. « У тебя красивые глаза». «У тебя модная прическа». «У тебя нежный голос». « Тебе к лицу твое новое платье». Комплименты можно говорить не только своим друзьям, но и всем людям, которых ты любишь, которым хочешь сказать что-то приятное и порадовать их.

Какие комплименты можно сказать маме? (Мама, у тебя красивые волосы. Мама, какая ты красивая, когда улыбаешься. Мама, ты такая рукодельница! И т.д.)

Какие комплименты можно сказать папе? (Папа, ты самый сильный папа на свете. Папа, ты здорово играешь в теннис. Папа, ты очень трудолюбивый. И т.д.)

Какие комплименты можно сказать воспитательнице? (Нелла Сергеевна, вы очень добрая. Нелла Сергеевна, какое у вас красивое платье. И т.д.)

Молодцы! Вы уже научились говорить комплименты, но надо помнить самое главное: комплимент будет приятен человеку только тогда, когда ты говоришь его искренне, от чистого сердца.

Посмотрите на карточки и подумайте, какие слова говорят герои друг другу. (Работа с карточками)

ЗАНЯТИЕ «МОЯ СЕМЬЯ»

Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи), воспитывать желание заботиться о близких.

Материал к занятию : семейные фотографии, детские рисунки семьи, серия сюжетных картинок о семье.

Ход занятия: воспитатель предлагает показать всем фотографию своей семьи и рассказать, кто сфотографирован. Обращает внимание детей на то, что все на фотографии улыбаются, сидят близко друг к другу. Им хорошо вместе.

Затем спрашивает у ребят, как их называют в семье близкие люди и как они называют своих папу и маму, бабушку, дедушку, других членов семьи. Просить рассказать об одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка).

Дети вспомните сказку «Три медведя?». Можно ли сказать что эта сказка о семье? Почему? Потому, что есть папа, мама, сыночек и все они любят друг друга и заботятся друг о друге.

В гости к детям приходит Мишутка из этой сказки. ОН рассказывает о своей дружной семье и просит ребят вспомнить, какие сказки рассказывают им мама, бабушка, какие колыбельные песни поют перед сном.

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены отдельные моменты жизни семьи: больной ребенок лежит в постели и мама дает ему лекарство; бабушка и внучка моют посуду; девочка плачет, а старший брат её успокаивает.

Воспитатель подводит детей к обобщению: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то и это хорошая, настоящая семья.

Предложить детям перечислить какие добрые дела они могут делать дома, чем порадовать близких.

Игра «Кто я?»

Играют два человека- ребенок и взрослый.

Я – мама, а ты мне кто?

Я - дочка, а ты мне кто?

Усложнение:

Кому ты дочь?

Кто тебе мамина мама?

Кто тебе папина сестра?

А ты ей кто?

Или еще – игра-загадка «СКОЛЬКО НАС?»

Отгадай загадку: «В семье у нас две мамы, три дочки, два папы и три сына. Сколько нас в семье?»

ЗАНЯТИЕ « РИСУНОК - РАССКАЗ О ДЕТСКОМ САДЕ».

Цель занятия : вызвать желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям нарисовать письмо ребятам соседнего детского сада № 2 и рассказать в рисунках о своем детском саде.

Нарисуйте то, что вам больше всего понравилось, запомнилось. Можно нарисовать и того, кого вы любите.

В конце занятия трое детей рассказывают всем о том, что они нарисовали.

В свободное от занятий время воспитатель беседует с детьми об их рисунках. Составляет альбом и рассказывает ребятам по их же рисункам о их жизни в детском саду.

ЗАНЯТИЕ «ЧТО ТАКОЕ МИЛИСЕРДИЕ»

Цель занятия: формировать у детей представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне.

Материал к занятию : сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

Методы: проблемные ситуации, игровые упражнения на закрепление правил культуры отношений.

Ход занятия:

Ребята мы продолжаем путешествие по Стране Вежливости. Сегодня вы познакомитесь с очень важными правилами, без которых нам просто нельзя обойтись в жизни. Сейчас я прочитаю вам сказку Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович», а вы внимательно будете её слушать. Потом мы побеседуем.

Беседа после прочитанного.

Как звали девочку?

Почему их так звали?

Что случилось с рукодельницей?

Как она помогала Морозу Ивановичу?

Как заботилась о нем?

Какой был Мороз Иванович?

(Выслушав ответы, еще раз читаю соответствующие отрывки из сказки)

Подвести детей к пониманию кого же называют заботливым, милосердным: это человек, думающий о других людях, творящий добро. Подтвердить вывод словами из сказки: «А затем ещё я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали».

А как себя вела Ленивица у Мороза Ивановича? Как она разговаривала с пирожком и яблочками? (Уточнить ответы детей повторным чтением отрывков.)

Как же отблагодарил Мороз Иванович девочек?

А вам не жаль Ленивицу? (Важно вызвать у детей чувство жалости и сострадания к Ленивице: хоть и наказана она по заслугам, но ведь ей тоже плохо обидно).

Предложить детям придумать другой «хороший» конец сказки.

А вы знаете, ребята, как можно сказать о человеке, который проявил сочувствие к другому, пожалел его, помог? О таком человеке говорят «он проявил милосердие». Слово – милосердие очень древнее слово. Наши далекие предки называли человека милосердным, если он проявлял заботу о других людях, сочувствовал им, утешал их, если с ними приключалась беда. Считалось очень плохим поступком не оказать помощь нуждающемуся, не заметить горе другого, не проявить сочувствие, сострадание. Такого человека называли бессердечным.

А сейчас я вам расскажу историю, а вы послушайте и скажите мне, кто из героев проявил милосердие, сострадание к другому человеку, а кто –нет.

«Мальчики во дворе затеяли игру в прядки. Игорь изо всех сил побежал к ящику, чтобы спрятаться в нем, но нечаянно споткнулся и, падая ушиб ногу. Он громко заплакал. К Игорю подбежал Миша и Юра. Миша посмотрел на ссадину и засмеялся: «Подумаешь, ерунда какая. Стоит из-за неё реветь на весь двор!» А вот что сказал Юра:»Да, ты очень сильно ударился, но, пожалуйста, не плачь. Потерпи немного. Вот увидишь, все будет хорошо. Давай я подую на твою ссадину и тебе будет легче. А еще я помогу тебе дойти домой, и там мы перевяжем коленку бинтом».

А теперь, ребята, ответьте мне, о ком из детей мы можем сказать: «Он проявил милосердие»?

Вывод: «Человек, который сочувствует, сострадает другому, никогда не будет смеяться над его бедой, а всегда постарается утешить, помочь ему, облегчить его страдания. О таком человеке говорят – он проявил милосердие».

Игры – упражнения на закрепление правил культуры отношений:

    Оля прищемила палец. Ей больно. Сережа, утешь её. Что ты ей скажешь и как?

    Малыш ушибся и заплакал, пожалейте его.

    У Виталика сломалась машина, которую ему подарили. Он очень расстроен. Подумайте: как вы ему поможете, как успокоите его?

    У няни заболела голова. Скажите ей слова утешения. Как вы еще сможете ей помочь?

ЗАНЯТИЕ «ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРОСТОЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ»».

Цель занятия: познакомить детей с правилами приветствия, история этих правил; вызвать интерес, эмоциональный отклик и желание соблюдать правила приветствия в процессе общения с окружающими.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами узнаем еще одно важное правило, без которого люди не могут обойтись ни дня и ежедневно выполняют его.

Я расскажу вам сказку, слушайте: «Давным-давно это было. Люди тогда одевались в шкуры зверей и были очень не вежливые. Например, встретит один человек другого и вместо того чтобы сказать «Добрый день», «Здравствуйте!» - ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго. Но вот однажды вышел человек из своей пещеры в дремучий лес. Идет – идет, кругом никого: видно все друг друга перебили. Лишь через несколько дней встретил он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал на встречу. Но другой оказался очень боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул ему обе руки: смотри мол, у меня ничего нет, не бойся меня».

Вот так получились первое в мире рукопожатие, первая в мире дружба, первая в мире вежливость. Слышите: дружба и вежливость. А когда люди научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.

Как вы думаете, какие это слова? – Дети отвечают:»Добрый день, доброе утро, добрый вечер, здравствуйте».

Удивительное слово «здравствуйте». Знаете, что оно означает? Слово «здравствуйте» - очень древнее. Русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали друг другу доброго здоровья (показ). Слово «здравствуйте» и означает «будь здоров». По – разному можно приветствовать знакомого и незнакомого человека. Но уклониться от приветствия, не ответить на него – всегда считалось невоспитанностью и неуважение к людям. Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание:»Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне. Я желаю тебе всего самого доброго – здоровья, веселья и счастья» Вот что означает простое слово «здравствуйте». Слово «здравствуйте» можно легко заменить словом «привет». Но только использовать его можно не всегда. Как вы думаете, кого можно встретить этим словам? (Своих друзей, но не взрослых людей, которым надо говорить «Здравствуйте», «Добрый день»….)

Очень хорошо если, приветствуя человека вы улыбнетесь ему и назовете его имя.

Давайте еще раз вспомним правила приветствия.

Игра «Вежливый ручеек».

Правило игры: выбирая себе пару, «ручеек» должен сказать какие – либо слова приветствия и обратиться по имени (Добрый день Ульяна» «Привет, Антоша», «Здравствуйте, Нелла Сергеевна»).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ на тему «О бабушках и дедушках»

Цель: сформировать осознанное восприятие старшего поколения как источника мудрости, опыта, терпеливого, заботливого отношения к внукам.

Словарь: мудрость, очаг.

К занятию пригласить бабушек и дедушек, приготовить чай из трав, зажечь свечки.

ХОД

Воспитатель. Здравствуйте дорогие! Мы вас очень ждали, рады вам! Как хорошо, что есть бабушки и дедушки в семье! Родители часто заняты, им надо много успеть. И тогда им на помощь приходят их родители – бабушки и дедушки.

А вот как пишет М. Горький о своей бабушке.

« …Она в лесу – точно хозяйка и родная всему вокруг, все видит, все хвалит и благодарит. От неё – точно тепло течет по лесу, и когда мох, примятый её ногой, расправляется и встает – мне особенно приятно было видеть. Однажды я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке. Она живо вытащила меня, повела к ручью, вымыла, перевязала раны своей рубахой, приложив какие то листья, утоливших боль. Как – то вечером вижу: она спокойно срезает грибы, а около неё, вывесив язык, стоит серая, поджатая собака…

- А ты иди, иди прочь! – говорит бабушка.

Собака странно изогнулась, не ворочая шеей, и прыгнула в лес, поджав хвост.

- Видал? – улыбаясь спросила бабушка. – А я вначале обозналась, думала собака, гляжу – ан клыки-то волчьи, да и шея тоже! Испугалась даже: Ну, говорю, коли ты волк, так иди прочь! Хорошо, что летом волки смиренны…»

Что можно сказать о бабушке Алеши?

Кто из вас может рассказать, как и когда помогла вам бабушка? А может быть, кому-то помог дедушка?

Чья бабушка или дедушка много знают о растениях, животных, птицах?

Кто пил у бабушки или дедушки чай из трав? Кого бабушка или дедушка научили прикладывать листочек подорожника к ранке? А еще чему?

О чем вы любите расспрашивать бабушек и дедушек?

О чем они сами любят вам рассказывать? Кто из вас может сказать о бабушке и дедушке, что они люди добрые, ласковые и много знающие, то есть мудрые?

Можно сказать, если очень любишь бабушку и дедушку, что вы гордитесь тем, что они добрые мудрые?

Что можно сказать о детях, у которых нет бабушки и дедушки? (Им не повезло). Так бывает, если поженились мама и папа, которые воспитывались в детском доме, или их родители умерли.

Однажды в газете я прочитала объявление: «Ищем бабушку, ещё лучше с дедушкой. Если старые люди одиноки, мы станем им детьми и внуками».

Почему семья дала такое объявление?

Как вы думаете, нашли они бабушку и дедушку своим внукам? (газета не печатает результаты.)

Что бы вы им пожелали?

А себе бы вы что пожелали?

Вы думаете, а я угадаю по вашим глазам и лицам.

Зажжем свечки. Как будто это наш домашний очаг. И пока горят огоньки, пожелаем бабушкам и дедушкам всего, что вы хотите.

Замечательно, я горжусь вами, вашими добрыми и светлыми мыслями о родных людях.

А сейчас предоставляется слово бабушкам и дедушкам.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ « Мы едем в городском транспорте»

Цель: закрепить правила поведения в общественных местах, воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам.

Ход.

Разыгрывается ситуация: остановка городского транспорта.

Воспитатель. Ребята подскажите, кто в какую дверь войдет? (Старые, инвалиды, дети – в переднюю).

Что нужно сделать вам, если надо выходить на следующей остановке? (Сказать: извините, мне скоро выходить; разрешите пройти вперед.)

Почему мужчины подают руку женщине и выходят первыми?

Если мальчик подаст руку маме, что о нем скажут?

Если выходят много людей, есть время (возможность) подать руку маме?

Если ребенок просится сесть или требует место у окна, что о нем скажем? (Он еще не знает правил!) А вы как поступите? Уступите место? Скажите негромко? (Водителя отвлекает шум в салоне, другим пассажирам можно помешать).

А если много народу, тебя кто-то зовет сесть на колени – это прилично?

(Да, другим будет свободнее, и если позволят родители, можно сесть).

Почему неприлично в транспорте есть мороженое? (Можно кого-то запачкать). Вообще лучше не есть, не только мороженое.

Тряхнет автобус – прикусишь язык или уронишь еду на свою одежду.

Можно ли писать на обивке? Вы видели разрезанную обивку?

Кто это сделал? Кто заплатит за починку? Приятно ли пассажирам?

Поиграем несколько ситуаций на посадке и выходе и вспомним, как правильно обходить автобус и трамвай.

У меня к вам просьба: вы говорите правила, а я запишу их на этот лист для других детей. Хотите?

Молодцы!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ»

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

Ход. Звучит песня «Мальчишки и девчонки»

Воспитатель: Чем отличаются мальчики от девочек? (Одеждой, прической, играми, поведением и т.д.) Сравните голоса девочки и мальчика, жесты девочек и мальчиков, походка девочки и мальчика.

Дидактическая игра «Кому это нужно?» (Банты, машинки, куклы, рогатки, пистолеты …)

Мальчики вы хотите надеть платьица, завязать бантики?

Вам будет неловко бегать, прыгать. Ваша одежда – специально для мальчиков.

Почему же девочки ходят в брюках? Это для похода, физкультуры, поездки. А каждый день – красивее в платьях.

Мальчики вам больше нравятся девочки в платье или в брюках?

Самые красивые принцессы, Аленушки – все в платьях. А принцы, Иванушки – в брюках. Давайте посмотрим эти иллюстрации. (Показывает репродукции картин художников 19 века)

Как интересно одеты дети!

А вот детский журнал мод.

Детям можно предложить зарисовать фасоны для мальчиков и девочек.

Если мальчики и девочки отличаются друг от друга, то они могут вести себя по-разному? В каких случаях?

Кто сильнее? Значит, нельзя бороться с девочкой.

Кто смелее? Значит, мальчик идет впереди в темноте, по мостику, а девочку держит за руку.

Придумайте еще разные правила.

Хорошо, что в группе есть мальчики и девочки?

Хорошо, так как есть действия, которые лучше делают девочки, а есть то, что лучше умеют мальчики. Назовите их … Это замечательно, поскольку можно помогать друг другу.

Что сказал кот Леопольт? (Ребята, давайте жить дружно)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ПРЕДМЕТЫ НА ПРАЗДНИЧНОМ СТОЛЕ»

Цель: сформировать представления и понятия о сервировке стола; совершенствовать навыки поведения за столом и владения различными предметами.

Словарь: сервируем, приборы, манеры, прилично.

Воспитатель. Помогаете ли вы дома накрывать стол? Что делаете?

Отличается ли праздничный стол от ежедневного? Чем?

Хотите, вместе накроем стол и устроим дружеский ужин?

Посмотрите, как заглажена скатерть, зачем?

Чем украсим стол? (Цветами. ) Почему не ставят высокие цветы? (Чтобы не заслонять лица.)

А сейчас сервируем стол, что это значит? (Вместе с детьми ставим все приборы, рассматривает, куда что класть)

Мы будем, есть блины с вареньем, и пить чай с тортом. Что еще поставим? Вазочки для варенья, салфетки из ткани, сахарницы. Стол накрыт. Садимся ужинать Поощряем хорошие манеры, обращаем внимание на то, как пользоваться ножом, вилкой, салфеткой (положить на колени). По чему лучше разговаривать негромко.

Разрезаем торт, разливаем чай, учимся передавать друг другу чашки, не оставляя себе, пока не получили все, кто сидит дальше. Звучат слова «пожалуйста – спасибо».

Негромко советуемся, почему сахар (если кусочками) можно брать рукой, варенье нельзя брать своей ложкой, куда кладут грязные ложку, нож и вилку. Прилично ли выбирать себе кусок торта? Прилично ли разглядывать, как едят и пьют соседи по столу? Если у человека плохие манеры (действия ), приятно ли с ним за столом?

Хочется ли вам, чтобы вас приглашали в гости? Теперь вы сможете сами накрыть стол для своих гостей?

Вместе с детьми убрать все со стола и поиграть в игры «Кто больше назовет предметов сервировки чайного стола?» и «Кто больше назовет предметов сервировки стола для обеда?»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Тема: «Зоопарк»

Возраст: средняя группа.

Программное содержание:

Образовательная цель: познакомить детей с дикими животными и их повадками.

Развивающая: развивать любознательность, способствовать развитию у детей творческого потенциала в придумывании сюжета игры, развивать тем самым интерес к обогащению игрового сюжета, привлечению большего числа детей в игру, побуждать к вхождению в роль.

Воспитательная: формировать доброжелательные отношения в группе, способствовать сплочению коллектива и игре «вместе», воспитывать любовь ко всему живому.

Задачи по развитию игры:

Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными

ролями партнёров; намечать игровую роль и обозначать её для партнёров в

процессе развёртывания игры; самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение подбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет; развивать сюжет на основе полученных знаний.

Задачи нравственного воспитания:

правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружелюбные

взаимоотношения.

Методы приемы : рассматривание видеосюжетов про зоопарк, рассказ с показом иллюстраций, беседа, создание предметно - игровой среды, внесение игрового материала, опосредованное руководство игрой, показ действий, как нужно вести себя в зоопарке.

Оборудование: игрушки: обезьяна, тигры, слоны.

Словарная работа: зоопарк, вольер, ветеринар.

Роли: посетители зоопарка, обезьянка, экскурсовод.

Основные сюжетные линии:

Выбор действий детьми: рассматривание животных, ролевые диалоги с обезьянкой, кормление животных, исполнение танца слонят.

Предварительная работа:

Просмотр с детьми видеосюжетов про зоопарк, про уход за животными, про общение с ними. Показывает иллюстрации, читает рассказы о животных, беседует с детьми.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в зоопарк. Сейчас утро и все звери готовятся к завтраку. Давайте посмотрим, что они едят? (подходит к вольеру с обезьянкой). Кто это? Это обезьянка. Обезьянка, что ты любишь кушать?

Обезьянка: Люблю бананы. Полезу на банановое дерево и нарву спелых бананов.

Воспитатель: обезьянка, угости, пожалуйста, ребят.

Обезьянка: Раз – два – три – лови!!!

Воспитатель: Какие вкусные бананы. Спасибо тебе обезьянка, хороший у тебя обед.

Дети задают вопросы обезьянке, вступают с ней в ролевые диалоги.

Воспитатель: А теперь мы подходим к вольеру, где живут тигры. Это целая семья: тигр папа, тигрица мама и их детеныш тигрёнок.

Воспитатель побуждает детей рассказать о своем впечатлении от тигров, дает образец диалога с ними. Дети могут спросить у тигров, как они живут, что едят; рассмотреть их поближе.

Дети могут побеседовать с воспитателем о том, как живут слоны, что они умеют делать, для чего им хобот и другие.

Воспитатель предлагает детям станцевать танец слонят. Дети «изображают большие уши» (прижимают ладони с растопыренными пальцами к ушам и неуклюже танцуют).


(младшая группа)

"Профессии"

Цель:

  • 1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.
  • 2. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
  • 3. Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.
  • 4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера.
  • 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Предварительная работа

  • * беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома "Профессии";
  • * загадывание загадок, заучивание стихов о профессии, об игре;
  • * экскурсия на кухню, медицинский кабинет;
  • * чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки "Колобок", "Лиса и Заяц", "Петушок с семьей" Ушинского, "Маша-растеряша" Воронковой, "Как мы ездили в зоологический сад" Житкова, "Как Маша стала большой" Пермяк, "Поросенок Петр и магазин" Петрушевской, "Игрушки" А.Барто, "Айболит" К.Чуковского, "Мойдодыр";
  • * пальчиковые игры, словесная игра "Угадайте, какая профессия у человека";

Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевым играм "Дочки-матери" , "Магазин", "Больница", "Парикмахерская"

Ход игры

Небольшая беседа в раздевалке.

Воспитатель. Какие профессии вы знаете?

(Ответы детей.)

Воспитатель.

Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, окончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда? А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? На чем поедем?

Дети предлагают (один из трёх вариантов выбирают дети):

- на поезде

Воспитатель: Чтобы поезд поехал, постучите по колесам. Какие колеса? С уголками? (Нет, круглые, без уголков.) Завертелись круглые колеса (движение руками, согнутыми в локтях), погудели у-у-у, пошипели, пар выходит ш-ш-ш. Паровоз говорит "убегу", а вагоны отвечают "догоню".

Звучит музыка, дети поют:

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чух-чух-чух - гудит паровоз,

Далеко-далеко ребят он повез.

- на самолете

На самолете полетим.

Качайте шины самолета - ш-ш-ш.

Наливайте в баки керосин - с-с-с.

Заводите моторы - д-д-д.

Полетели самолеты!

Звучит музыка, дети летят и поют:

Самолет летит, самолет гудит,

Приземлился и молчит.

- на машине

Открывайте бак - чи-чик-чик.

Наливайте бензин - с-с-с.

Закрывайте бак - чик-чик-чик.

Мы качаем, мы качаем,

Воздух в шины надуваем.

Проверяем каждый раз

И аварий нет у нас.

Пассажиры, торопитесь,

По два рядышком садитесь.

За рулем сидит шофер,

Смотрит он на светофор.

Светит красный светофор:

Нет проезда - стой шофер.

Светит желтый - значит жди,

Свет зеленый впереди.

Шофер нажимает на педаль

И машина мчится вдаль.

Звучит музыка, дети поют:

Машина, машина идет, гудит,

В машине, в машине шофер сидит.

Вот поле, вот речка, вот лес густой,

Водитель приехал, машина стой!

Би-би-би. сюжетный ролевой игра дидактический

Воспитатель. Вот и наш волшебный городок. Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать? А где можно поработать, давайте посмотрим.

Здесь у нас "Магазин".

Продавцы товары знают!

Даром время не теряют,

Это их привычный труд!"

А вот здесь у нас "Салон красоты".

Мастер сделает прическу,

Феном, щеткой и расческой,

Пышно локоны завьет,

Челку щеткою взобьет.

Все в его руках горит -

Они изменит внешний вид!

Воспитатель . Посмотрите, а что это за красный крест? Что там находится?

Правильно, "Больница"

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плач

Ведь тебе поможет врач!

А вот здесь у нас живут

Куклы, зайцы, мишки,

Ждут, когда к ним придут

Мамочки-малышки!

Воспитатель. Как много интересного у нас в городке

Мы в профессии играем,

По душе их выбираем.

И мечтаем поскорее,

Мамы с папой стать взрослее,

Чтобы не просто так мечтать,

Кем сегодня хочешь стать? (ответы детей кто кем будет)

Игра начинается

Воспитатель . Строим кроватки, стул, кран для мытья рук, накрываем стол. Кубики носим по одному, никому не мешая. Доктор, парикмахер и продавец идут на свою работу. А остальные ребятки заботятся о своих детках. (Помогаю развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогаю реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.)

Проходит определенное время игры.

Воспитатель. В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился. Закрывается "Больница", "Парикмахерская", "Магазин". Все убираем на место.

С детьми, которые уже убрали все на место, провожу пальчиковые игры:

1. Пальчик о пальчик

Стук-стук-стук (2 раза)

Дружно вместе

Хлопаем в ладоши (2 раза)

Как пружиночки мы пляшем,

Как мячики поскачем (2 раза)

Пляшут ручки, пляшут красиво,

Завертелись, закружились,

А потом остановились.

2. Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки!

Собраны в морщины,

А у бабушки ладоши -

Добрые-предобрые.

Все работали ладоши

Долгими годами.

Пахнут теплые ладоши

Щами, пирогами.

По кудрям тебя погладят

Добрые ладоши.

И с любой печалью сладят

Теплые ладоши.

Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки!

3. Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

4. Точка, точка,

Два крючочка.

Носик, ротик, оборотик.

Палка, палка,

Скалка, скалка.

Огуречик - вот и вышел человечек

Воспитатель. Все ребятки справились, скажите, кем сегодня ты был, Ваня? Как ты заботился о своем сыночке? Куда с ним ходил? Даша, а ты чем кормила свою дочку? Юля, на какую кроватку ты спать положила доченьку? Каким доктором был Кирилл? Парикмахер? Продавец?

Воспитатель . Молодцы, сегодня все были добрыми, внимательными, заботливыми.

Вместе с детьми.

Мы ссорились, мирились,

И спорили порой.

Но очень подружились

За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,

Кончается игра.

А дружба не кончается!

Ура! Ура! Ура!

Воспитатель. Чтобы побыстрее вернуться в детский сад, полетим на самолете. Дети "летят" в раздевальную комнату. Игра окончена.



Статьи по теме: