Конспект НОД на тему:" Зимующие птицы". Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы – наши друзья
Конспект занятия в старшей группе по экологии «Зимующие птицы»
Цель: выявить экологические знания детей
Задачи: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; закрепить знания правил поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие; развивать умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить, воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Материал: карточки с птицами, дерево нарисованное (зимнее, картина лета, натуральный корм для птиц (зёрна, кедровые орехи, семечки, несолёное сало, крошки хлеба, ягоды рябины или облепихи), запись птичьих голосов, бумага для оригами.
Ход занятия:
Влетает сорока.
Воспитатель: Беда, беда, караул, спасите, помогите, в Царстве Птиц случилась беда – все птицы кого-то испугались и перепутались. Теперь никто не знает, к каким птицам он относится и где живет, какие у него повадки. В царстве полный беспорядок и неразбериха. Ой, а куда это я попала? Вы меня узнали? (ответы детей). Ребята, а вы мне поможете навести порядок в лесу? А птицы у нас в царстве живут непростые: есть здесь и зимующие, есть и перелётные. Зимующих птиц мы с вами посадим на это дерево, а перелётных – на картинку, где нарисовано лето. Ведь там, где они сейчас находятся – настоящее лето. -Как, ребята, называются птицы, которые остаются с нами зимовать?
Зимующие -Правильно, зимующие.
А кто такие перелётные птицы?
Это те птицы, которые улетают от нас осень в тёплые края.
Молодцы, правильно. А мы поиграем в игру «Путаница» (дети встают по кругу, игра с палочкой).
Тело птиц покрыто шерстью.
Скворец живет в дупле.
Птенчики вылупляются из икринок.
В теплые края улетают перелетные птицы.
Люди делают скворечники для ворон.
Птицы строят гнезда из досок.
Птицы собираются в стадо и летят домой.
Самый лучший певец из всех птиц - дятел.
Конкурс 1. «Кто быстрее разделит птиц, изображённых на карточках, на перелётных и зимующих».
Дети должны разделить их и назвать.
Молодцы. Вы сделали всё правильно. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
Только давайте поможем птицам долететь и сделаем небольшую зарядку
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)
По команде приседаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Упражненье выполняем.
Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)
Пусть наши перелётные птицы летят в свои тёплые края. А мы с вами останемся с нашими зимними друзьями.
Какие птицы, ребята, сидят на нашем дереве? Только поднимайте руки, а не говорите все хором.
Снегирь, синица, дятел, клёст, сорока, ворона, воробей, кукушка. -Правильно. - А как ты догадался, что это снегирь?
У него красная грудка и, чёрные крылья и хвост. Можно опросить ещё 2 – 3 ребёнка о синице, сороке, кукушке. (А как ты, догадался, что это … .)
Хорошо ребята.
Ребята, а как вы думаете, легко ли птицам добывать корм зимой? Ответы детей.
А как мы можем помочь зимующим птицам? Ответы детей. Рассказ воспитателя Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и сосновых шишек. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
А теперь, ребята, давайте отправимся в необычную столовую, выберем корм для наших птиц и положим его под наше дерево. Пусть наши птицы полакомятся нашим угощением.
Конкурс 2. «Выбери корм для птиц»
Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?
Тогда слушайте внимательно мои необычные загадки.
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку! » (Кукушка.)
Хоть я не молоток,
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел.)
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел.)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (снегири) .
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова.)
Прыгает она у дома,
А зовут ее. (ворона) .
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям кочует -
Коноплю ворует. (Воробей.)
Кто летает, кто стрекочет
Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра! »
А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит. (сорока)
А еще, ребята, мне один знакомый голубь рассказал, что вы очень талантливые и умеете делать птиц из бумаги.
Неужели это так? А как называется техника, когда из бумаги делают фигуры?
Давайте подготовим наши пальцы к работе.
(Проводится пальчиковая гимнастика «Любопытная ворона»)
Дети выполняют птиц в технике оригами.
Молодцы. Ребята, как вы думаете, мы помогли нашим птицам навести порядок в их царстве?
Да, конечно мы с вами разделили птиц на зимующих и перелётных, помогли ми отыскать себе корм. И наши друзья птицы благодарят вас за помощь своими песнями (звучат звуки птичьих голосов) .
МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11
Конспект занятия
Тема:
«Птицы зимой»
(старшая группа)
Воспитатель: Болгова А.П.
Цель:
Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время.
Материал: Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих птиц.
Модели:
Существенные признаки птиц, модели питания птиц, модели питания птиц зимой.
Ход занятия
Ребята, к нам прилетел гость, а вот и он.
(показываю попугая), его зовут Кеша. Он живёт в Африке, где нет зимы и снега. Кеша просит рассказать о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг.
Предлагают попугаю отгадать загадку.
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
Вос-ль: в какое время года бывает мороз?
(Попугай не знает. Помогают дети.)
Зимой у нас много снега, в солнечную погоду снег на солнце блестит, серебрится, искрится. Дети любят кататься на санках и лыжах с горы. Приходит весёлый праздник – Новый год. В этот праздник дети ждут Деда Мороза, заказывают ему подарки, а он исполняет их желания. Во время зимних морозов у людей есть тёплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.
Вос-ль: ребята, расскажите, как зимуют наши меньшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в трудное время?
Ответы детей: подкармливать их, развешивать кормушки.
Вос-ль: предлагаю рассмотреть фотографии, где дети вывесили кормушки.
(вывешиваю картинку с изображением кормушки. На кормушке изображены птицы зимующие и перелётные)
Вос-ль: посмотрите всё ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.
(дети показывают только тех птиц, которые остаются на зиму).
Вос-ль : ребята, давайте расскажем Кеше, как зовут этих птиц.
(дети перечисляют: синица, снегирь, воробьи и т.д.)
Вос-ль: а теперь расскажите нашему гостю, как зовут перелётных птиц.
(дети перечисляют: ласточка, жаворонок, кукушка и т.д.)
Вос-ль: в холодные дни птицы ищут корм в течении всего дня. Вороны сидят на крышах домов, на деревьях, и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой вороны смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи вместе с городскими и больше летают около жилья человека.
(вывешивается плакат с изображением леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу).
Вос-ль: большинство птиц всё же живут в лесу.
Вопрос: Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними и нашего гостя.
(дети перечисляют: дятлы, тетеревы, поползни ит.д.)
Вос-ль : в лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их на плакате.
(ответы детей: чиж, свиристель, клёст и.д.)
Вос-ль: эти птицы называются зерноядными, у этих птиц клюв не очень длинный, тупой.
(выставляется модель). Но в лесу остаются птицы, которые питаются насекомыми в теплое время года. Такие птицы называются насекомоядными.
Вопрос: покажите насекомоядных птиц?
(дети называют птиц: синица, дятел, поползень и т.д.)
Вос-ль: обратите внимание на клювы этих птиц.
(дети рассматривают клювы и сопоставляют с клювами других птиц)
Физкультминутка
Дидактическая игра: « Узнай по клюву» (дети находят клюв, и объясняют, почему у этой птицы именно такой клюв).
Вос-ль: ребята, сейчас я с вами поиграю, а нашему гостю вы расскажите, что вы сделали.
Игра: «Чьи следы?» определить, какая птица оставила свой след.
Игра: «Сложи птицу» подобрать голову хвост, ноги к птицам.
Игра: «Кто на кормушку прилетел?» -найти зимующих птиц.
(во всех играх дети рассказывают Кеше, что они сделали)
Вос-ль: поведение птиц на протяжении зимы различно. В январе день становится длиннее, солнце показывается чаще. У птиц происходит оживление. Они весело чирикают, усевшись на ветку, где пригревает солнышко.
Вос-ль: Каких кочующих птиц вы знаете?
(Ответы детей) Снегирь.
Ребята, кто может рассказать о снегире?
(ответы детей: они кормятся семенами берёзы, сирени, ягодами рябины)
Вос-ль: А где же ночуют птицы?
(Ответы детей: под крышами домов, в дупле деревьев, ночуют по несколько птиц, и даже не вылетают от туда в сильные морозы).
Вос-ль: Кеша, ты со многими птицами познакомился.
Сегодня, ребята вы узнали небольшую часть о птицах. За птицами наблюдают и изучают учёные. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время, чтоб без песен не пришлось встретить весну.
Давайте, ребята, придумаем знаки охраны птиц зимой.
(дети предлагают свои варианты и зарисовывают на листах бумаги)
Ребята, а с Кешей нам придётся попрощаться и попросить, чтобы чаще прилетал в гости.
Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы»
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : «Зимующие птицы »
Цель :
Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах ;
Формировать понятия «зимующие птицы » ;
Познакомить с условиями жизни птиц ;
Воспитывать желание заботиться о птицах , подкармливать их зимой.
Демонстрационный материал.
Картинки с птицами (ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, свиристель)
1. Организационный момент
Бывают птицы разными :
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной :
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
2. Основная часть
А) Беседа
Про каких птиц говорится в стихотворении :
«И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг….» (перелетных)
Почему они улетают (наступают холода, еды становится мало)
Что говорится в стихотворении о зимующих птицах ?
…«Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи….»
Каких птиц называют зимующими (которые не улетают с приходом зимы в теплые края, а остаются зимовать в своем краю.
Каких зимующих птиц вы знаете (ворона, воробей, голубь)
А какие птицы появляются с приходом зимы (синица, снегирь, свиристель)
Б)Игра «Угадай птицу »
Маленький, пестрый, шустрый, зимующая птица , городская (воробей)
Маленький, яркий, красногрудый, быстрый; зимующая птица , городская (снегирь)
Большая, серая, чернокрылая; зимующая птица , городская (ворона)
Маленькая, желтогрудая, быстрая; зимующая птица , городская (синица)
Тельце покрыто серовато-розоватым оперением, с хохолком на голове, не маленькая (свиристель)
Голубь –крупная птица с короткой шеей , маленькой головой, пестрый или однотонный с сероватым отливом, городская, зимующая (голубь)
Б) Строение птицы
Расскажите, что общего есть у всех птиц ?
У птиц есть …туловище , …. голова, ….крылья, ….клюв, …хвост, …оперение, …две лапки, …шея)
Г) Физминутка
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари (пощипывают щеки) .
Это красные фонарики («фонарики» )
Засветили снегири. (взмахи руками, как крыльями)
Чистят перышки пунцовые, («чистят перышки» )
Воду пьют из родника («пьют» ).
Переливы бубенцовые
Мне слышны издалека (ритмичные хлопки в ладоши) .
3. Закрепление пройденного материала
А)Игра «Четвертый лишний»
Воробей, ворона, синица, ласточка
Почему ласточка лишняя в этом ряду (она улетает)
Синица, воробей, голубь, грач
Какая птица лишняя в этом ряду (грач, она тоже улетает в теплые края)
Снегирь, ворона, свиристель, трясогуска (улетает в теплые края)
Б)Игра «Каждой птице –свой корм »
Воробей питается- крошками
Синица питается –салом
Снегирь- ягодами рябины
Свиристель- насекомыми, ягодами рябины
Голубь- семенами растений, различными зернами
Ворона-(всеядна) хлебными крошками, ягодами, зернами….
В) Игра «Из чего сделаны кормушки»
Рассмотри кормушки и скажи, из чего они сделаны?
(предлагаются детям картинки с кормушками,сделанные из дерева, пластиковой бутылки,из пакета молока, картона, металла)
Г) Подведение итогов
В :-О каких птицах мы сегодня с вами говорили? (зимующих )
В :-как мы можем помочь зимой птицам (мы можем их подкармливать)
В :-Птиц зимой необходимо подкармливать, так как во время снегопадов и в сильные морозы им трудно находить корм. В такую погоду много птиц погибает от голода . Поэтому озябшие воробьи, синицы жмутся к жилью человека, словно знают, что мы не оставим их в беде в лютую зимнюю стужу. Хлебные крошки, зерно, семена дыни, тыквы, арбузов – спасут наших друзей!
Публикации по теме:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Гимназия №1538 Интегрированное открытое занятие по окружающему миру с художественным.
Конспект НОД по окружающему миру «Перелетные птицы» в средней группе Цель:Расширение и закрепление представлений детей о перелетных птицах,их внешнем виде, образе жизни, строении тела, отличительных особенностях,.
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе с применением ЭОР «Зоопарк» Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе с применением ЭОР. Тема: «Зоопарк» Цель: Формировать у детей представление о разнообразии.
Задачи: 1. Расширение и закрепление представлений о транспорте; 2. совершенствовать диалогическую речь; 3. обогащение и уточнение, активизация.
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Кругосветное путешествие» Занятие в старшей группе по ознакомлению детей окружающим миром Тема: «Кругосветное путешествие» Задачи: 1. Дать детям представления о том,.
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Зимующие птицы». Программное содержание: - закрепить и уточнить представления.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеёк»
Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ
по формированию целостной картины мира в старшей группе:
«Зимующие птицы»
Подготовила и провела:
воспитатель Соколова О.Г.
Программное содержание:
- Формировать представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между живой и неживой природой на примере сезонного поведения птиц, между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.
- Упражнять в употреблении прилагательных, антонимов, расширять словарный запас.
- Упражнять в умении выразительно рассказывать, слушать музыку природы. Вспомнить дни недели.
- Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.
Региональный компонент: воспитывать любовь к поэзии Вологодских поэтов, знакомить с ней.
Оборудование: кормушка, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись (пение птиц - музыкальные инструменты), геометрические фигуры для индивидуальной работы, белые листы бумаги, шишки (раскрывшиеся и нераскрывшиеся), клей (карандаш).
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи (познавательная серия Владимира Зотова «Лесная азбука», рисование птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица зима»:
Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех
Краснеют свиристели
На веточках берез.
Они не улетели
А выдержат мороз?
Показать свиристеля и свирель, дать послушать.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Ответы детей:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимы и остаются с нами? Назовите их.
Ответы детей:
Воспитатель: А почему одни птицы улетают на юг, а другие нет? (Подвести к ответу, что причиной является отсутствие пищи (голод)).
Ответы детей:
Воспитатель: А как мы с вами можем помочь птицам перенести голод?
Ответы детей:
Воспитатель просит детей угадать, что спрятано под платком. (Новая кормушка)
Воспитатель: Вот для птичек новая столовая. Какое стихотворение про птичью столовую мы знаем? Давайте вспомним его.
Новая столовая (по ролям)
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний
Путешественник - скворец
Вот и песенке конец.
В руках у детей иллюстрации птиц.
Воспитатель: Кто здесь лишний? Почему? (Скворец)
Ответы детей:
Пальчиковая гимнастика: Проворонила ворона вороненка
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте и расскажите, что вы знаете об этих птицах.
Я по дереву стучу
Червяка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой
Все равно ты будешь мой.
Вывесить иллюстрации (дятел)
Рассказ детей о дятле.
Воспитатель: А вот как звук дятла передают музыкальные инструменты.
(аудиозапись «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка»)
Кто там прыгает, шуршит.
Клё - клее - клё - поет со свистом. (Клёст)
Воспитатель вывешивает иллюстрации, показывает шишки ели.
Рассказ детей о клесте.
Воспитатель: Сделать вывод о том, что клест - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Есть корм (семена ели).
Психофизическая гимнастика: «Согреем птенца»
Представьте, что у вас в руках маленький бескрылый птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.
Чик - чирик! К зернышкам прыг.
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей).
Воспитатель: Про жизнь зимой воробья очень хорошо написал наш Вологодский поэт Н.Рубцов:
Чтение стихотворения (ребенок).
Чуть живой. Не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей-
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему…
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
Физкультминутка:
Среди белых голубей (круг)
Скачет шустрый воробей (скачет в кругу).
Воробушек - пташка,
Серая рубашка.
Откликайся воробей (пытается вылететь из круга)
Вылетай-ка, не робей! (дети не пускают)
Задание:
Выложи птичку из геометрических фигур (аппликация)
Закрепление:
Воспитатель:
О ком сегодня мы говорили на занятии?
Почему птицы остаются у нас зимовать?
Как мы можем помочь птицам зимой?
Воспитатель: Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо
Сколько гибнет их - не счесть
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло
Не богаты их корма -
Горсть зерна нужна
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: формирование экологической культуры у детей.
Задачи :
Развивающие:
Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
Совершенствовать диалогическую речь;
воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
образовательные:
Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.
Ход НОД.
Организационная часть.
Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)
Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)
Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)
Основная часть.
Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый...
(Воробей)
Картинка с изображением воробья появляется на слайде.
Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Ребёнок читает стихотворение .
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)
Картинка с изображением голубя появляется на слайде .
Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы - сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)
Воспитатель. Следующая наша гостья
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
(Сорока)
Картинка с изображением сороки появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель. Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель. О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...
(Снегири)
Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.
Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Ребёнок читает стихотворение.
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Воспитатель. Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
На слайде появляется картинка с изображением синицы.
Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Ребёнок читает стихотворение.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Картинка с изображением клёста появляется на слайде.
Воспитатель. О ком речь?
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)
Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти - … .
(Свиристель)
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.
Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)
Физкультминутка
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
И все вернёмся назад.
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »
(На доске - пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)
Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)