Какие бывают растения? Какие группы культурных растений бывают? Группы комнатных растений: декоративно-лиственные и декоративно-цветущие растения.

Царство растений поражает своим величием многообразием. Куда бы мы ни поехали, в каком бы уголке планеты ни оказались, везде можно встретить представителей растительного мира. Даже льды Арктики не являются исключением для их обитания. Каково это царство растений? Виды его представителей разнообразны и многочисленны. Какова общая характеристика царства растений? Как их можно классифицировать? Попробуем разобраться.

Общая характеристика царства растений

Все живые организмы можно разделить на четыре царства: растения, животные, грибы и бактерии.

Признаки царства растений следующие:

  • являются эукариотами, то есть клетки растений содержат ядра;
  • являются автотрофами, то есть образуют из неорганических органические вещества в процессе фотосинтеза за счет энергии солнечного света;
  • ведут относительно неподвижный образ жизни;
  • неограниченны в росте в течение всей жизни;
  • содержат пластиды и клеточные оболочки из целлюлозы;
  • в качестве запасного питательного вещества используют крахмал;
  • наличие хлорофилла.

Ботаническая классификация растений

Царство растений делится на два подцарства:

  • низшие растения;
  • высшие растения.

Подцарство "низшие растения"

К этому подцарству относятся водоросли - самые простые по строению и самые древние растения. Однако мир водоролей очень разнообразен и многочислен.

Большинство из них живет в воде или на воде. Но встречаются водоросли, которые растут в почве, на деревьях, на камнях и даже во льдах.

Тело водорослей — это слоевище или таллом, которое не имеет ни корня, ни побегов. У водорослей не существует органов и различных тканей, поглощение веществ (воды и минеральных солей) у них происходит всей поверхностью тела.

Подцарство "низшие растения" состоит из одиннадцати отделов водорослей.

Значение для человека: выделяют кислород; употребляются в пищу; используются для получения агар-агара; используются в качестве удобрений.

Подцарство "высшие растения"

К высшим растениям относятся организмы, которые имеют хорошо выраженные ткани, органы (вегетативные: корень и побег, генеративные) и индивидуальное развитие (онтогенез) которых делится на эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный (послезародышевый) периоды.

Высшие растения делятся на две группы: споровые и семенные.

Споровые растения распространяются при помощи спор. Для размножения нужна вода. Семенные растения распространяются при помощи семян. Для размножения вода не нужна.

Споровые растения делятся на следующие отделы:

  • моховидные;
  • плауновидные;
  • хвощевидные;
  • папоротниковидные.

Семенные делятся на следующие отделы:

  • покрытосеменные;
  • голосеменные.

Рассмотрим их более подробнее.

Отдел "моховидные"

Моховидные - это низкорослые травянистые растения, тело которых разделено на стебель и листья, они имеют некое подобие корней — ризоиды, функция которых - поглощать воду и закреплять растение в почве. Кроме фотосинтезирующей и основной ткани, мхи не имеют других тканей. Большинство мхов представляют собой многолетние растения и растут только во влажных местах. Моховидные - наиболее древняя и самая простая группа. При этом они достаточно разнообразны и многочисленны и уступают в количестве видов только покрытосеменным растения. Насчитывается около 25 тысяч их видов.

Моховидные делятся на два класса — печеночные и листостебельные.

Печеночники - это наиболее древние мхи. Их тело представляет собой разветвленное плоское слоевище. Обитают в основном в тропиках. Представители печеночников: мхи мерщанция и риччия.

Листостебельные мхи имеют побеги, которые состоят из стеблей и листьев. Типичным представителем является мох кукушкин лен.

У мхов возможно половое и бесполое размножение. Бесполое может быть как вегетативным, когда растение размножается частями стеблей, слоевища или листьев, так и споровым. При половом размножении у моховидных образуются специальные органы, в которых созревают неподвижные яйцеклетки и подвижные сперматозоиды. Сперматозоиды по воде передвигаются к яйцеклеткам и оплодотворяют их. Затем на растении вырастает коробочка со спорами, которые после созревания рассыпаются и распространяются на большие расстояния.

Мхи предпочитают влажные места, однако растут и в пустынях, и на скалах, и в тундрах, но их не встретить в морях и на сильно засоленных почвах, в сыпучих песках и ледниках.

Значение для человека: торф широко применяется в качестве топлива и удобрения, а также для производства воска, парафина, красок, бумаги, в строительстве используется в качестве теплоизолирующего материала.

Отделы "плауновидные", "хвощевидные" и "папоротниковидные"

Эти три отдела споровых растений имеют схожее строение и размножение, большинство их растет в тенистых и влажных местах. Древесные формы этих растений встречаются очень редко.

Папоротники, плауны и хвощи являются древними растениями. 350 миллионов лет назад они представляли собой большие деревья, именно они составляли леса на планете, кроме того, они являются источниками залежей каменного угля в настоящее время.

Немногочисленные виды растений отделов папоротникобразных, хвощевидных и плауновидных, которые дошли до сегодняшних дней, можно назвать живыми ископаемыми.

Внешне разные виды плаунов, хвощей и папоротников отличны друг от друга. Но они схожи по внутреннему строению и размножению. Устроены они сложнее, чем моховидные (имеют больше тканей в своем строении), но проще, чем семенные растения. Относятся к споровым растениям, так как все они образуют споры. Также для них возможно как половое, так и бесполое размножение.

Самые древние представители этих отрядов - плауны. В наши дни в хвойных лесах можно встретить плаун булавовидный.

Хвощи встречаются в Северном полушарии, сейчас они представлены только лишь травами. Хвощи можно встретить в лесах, на болотах и лугах. Представитель хвощевидных - хвощ полевой, который обычно растет на кислых почвах.

Папоротникообразные - достаточно большая группа (около 12 тысяч видов). Среди них встречаются и травы, и деревья. Произрастают почти повсеместно. Представители папоротников - страусник и орляк обыкновенный.

Значение для человека: древние папоротникообразные дали нам залежи каменного угля, который используется как топливо и ценное химическое сырье; некоторые виды используются в пищу, применяются в медицине, используются в качестве удобрений.

Отдел "покрытосеменные" (или "цветковые")

Цветковые растения — это самая многочисленная и высокоорганизованная группа растений. Насчитывают более 300 тысяч видов. Эта группа составляет основную часть растительного покрова планеты. Почти все представители растительного мира, окружающие нас в обычной жизни, как дикорастущие, так и садовые растения, являются представителями покрытосеменных. Среди них можно встретить все жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Главным отличием покрытосеменных растений является то, что их семена покрыты плодом, образованным из завязи пестика. Плод является защитой семени и способствует их распространению. Покрытосеменные образуют цветки - орган полового размножения. Характерным для них является двойное оплодотворение.

Цветковые растения господствуют в растительном покрове как наиболее приспособленные к современным условиям жизни на нашей планете.

Значение для человека: используются в пищу; выделяют кислород в окружающую среду; применяются в качестве стройматериалов, топлива; используются в медицинской, пищевой, парфюмерной промышленности.

Отдел "голосеменные"

Голосеменные растения представлены деревьями и кустарниками. Среди них нет трав. Большинство голосеменных имеют листья в виде иголок (хвоинок). Среди голосеменных выделяется большая группа хвойных растений.

Около 150 млн. лет назад хвойные растения преобладали в растительном покрове планеты.

Значение для человека: образуют хвойные леса; выделяют большое количество кислорода; используются в качестве топлива, стройматериалов, в кораблестроении, изготовлении мебели; применяются в медицине, в пищевой промышленности.

Разнообразие растительного мира, названия растений

Приведенная выше классификация имеет продолжение, отделы подразделяются на классы, классы — на порядки, затем следуют семейства, потом роды и, наконец, виды растений.

Царство растений огромно и разнообразно, поэтому принято использовать ботанические названия растений, имеющие двойное имя. Первое слово в названии означает род растений, а второе — вид. Вот как будет выглядеть систематика всем нам известной ромашки аптечной:

Царство: растения.
Отдел: цветковые.
Класс: двудольные.
Порядок: астроцветные.
Семейство: астровые.
Род: ромашка.
Вид: ромашка аптечная.

Классификация растений по их жизненным формам, описание растений

Царство растений также классифицируется по жизненным формам, то есть по внешнему облику растительного организма.

  • Деревья - многолетние растения, имеющие одревесневающие надземные части и ярко выраженный один ствол.
  • Кустарники - также многолетние растения с одревесневающими надземными частями, но, в отличие от деревьев, у них нет явно выраженного одного ствола, а разветвление начинается у самой земли и образуется несколько равноценных стволов.
  • Кустарнички имеют схожесть с кустарниками, но низкорослые — не выше 50 см.
  • Полукустарники похожи на кустарнички, однако отличаются тем, что одревеснены лишь нижние части побегов, а верхние отмирают.
  • Лианы - растения с цепляющимися, лазающими и вьющимися стеблями.
  • Суккуленты - представляют собой многолетние растения с листьями или стеблями, в которых содержится запас воды.
  • Травы - растения с зелеными, сочными и неодревесневающими побегами.

Дикорастущие и культурные растения

К разнообразию растительного мира приложил руку и человек, и на сегодняшний день растения можно также поделить на дикорастущие и культурные.

Дикорастущие - растения в природе, которые растут, развиваются и распространяются без помощи человека.

Культурные растения происходят от дикорастущих, но получены путем селекции, гибридизации или генной инженерии. Это все садовые растения.

Одно из главных отличий растений от животных и грибов - способность создавать органиче­ские вещества из неорганических с помощью солнечного света (процесс фотосинтеза).

Подцарство: Низшие растения

Тело низших растений (слоевище, или таллом) не разделено на истинные листья, стебель и корень, хотя может иметь их внешние подобия. Отделы (тип) :

Подцарство: Высшие растения

У высших растений тело разделяется на настоящие листья, стебель и корень. Отделы (тип):
  1. Моховидные, мхи, бриофиты
    Наиболее примитив­ные из числа наземных растений. Встречаются в основном во влажных, затенённых местах. Мхи распространены во всех климатических поя­сах. У мхов нет настоящих проводящих тканей, вода и минеральные вещества поглощаются всей поверхностью тела. Высота не более 20 см. Большинство мхов - многолетние растения, встречаются группами (подушками, куртинками). Мохообразные - единственные наземные растения, у которых преобладает половое (гаплоидное) поколение - гаметофит. Бесполое поколение (спорофит) у мхов представлено спорогоном, который прикреплён к гаметофиту и питается за его счёт.
  2. Папоротникообразные (споровые)
    В основном наземные травянистые растения, встречаются также водные и древовидные формы. Предпочитают влажные и затенённые места.
  3. Голосеменные
    Голосеменные растения - древняя группа семенных растений, появившаяся в конце девона, около 370 млн. лет назад.

    Деревянистые растения.
    Главное отличие от покрытосеменных (цветковых) - отсутствие цветков и плодов, а также сосудов и древесных волокон в стебле.
    Семена лежат «голо», то есть не скрыты в завязи.
    Голосеменные включают более 1 000 видов.

  4. Покрытосеменные, цветковые
    Наиболее высокоорганизованные наземные растения, травы, кус­тарники и деревья.
    Основные отличительные признаки - наличие цветка и плода .
    Семена скрыты (покрыты) в завязи, из которой образуется плод.
    В стебле имеются сосуды и древесные волокна.
    В настоящее время цветковые являются преобладающей формой наземной растительности
    (описано свыше 250 тысяч видов).
    Класс:
    1. Двудольные
      • зародыш семени имеет две семядоли,
      • жилкование листьев - сетчатое,
      • имеется центральный стержневой корень,
      • количество лепестков и других частей цветка обычно кратно 4 или 5.
      В классе Двудольные описано 6 подклассов, 128 порядков, 418 семейств, приблизительно 10 000 родов и около 199 000 видов растений.
    2. Однодольные
      Типичные отличительные признаки:
      • зародыш семени имеет одну семядолю,
      • жилкование листьев - параллельное или дуговое,
      • корневая система - мочковатая,
      • число частей цветка кратно 3.
      В класс однодольных растений включаются 5 подклассов, 37 порядков, около 125 семейств, более 3000 родов и около 59 000 видов.
    Наиболее крупные по числу видов семейства цветковых растений:
    • Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae, Compositae) - 27773 видов в составе 1765 родов;
    • Орхидные (Orchidaceae) - 27135 видов в составе 925 родов;
    • Бобовые (Fabaceae, Leguminosae) - 23535 видов в составе 917 родов.

Растительный мир планеты очень многообразен. Наука, которая его исследует, называется ботаникой. Азы ее ребята начинают изучать еще в начальной школе.

Ботаника - системная наука, позволяющая рассматривать ступенчатую структуру растительного мира, подразделяя его на царства, отделы, классы, порядки, семейства и виды. Такая структура называется иерархической. Построение гармоничной системы растительного мира, его классификация осуществлялась на протяжении многих столетий. Важнейший вклад в развитие классификации растений внес Карл Линней. Наша задача - рассмотреть конкретные виды растений (список). 3 класс начальной школы - это время, когда ребята активно изучают ботанику. В учебниках общеобразовательной программы предлагаются такие виды:

  • водоросли;
  • моховидные;
  • папоротники;
  • хвойные;
  • цветковые.

Основные группы растений

Вышеуказанное деление растений на группы обусловлено особенностями среды обитания, строения, способов размножения. Каждая из рассматриваемых ниже групп имеет виды растений, которые также представлены.

Водоросли - организмы, которые не имеют корней, листьев, стебля. Основная среда их обитания - вода. Общее количество видов водорослей в пределах 35 тысяч. Некоторые виды водорослей:

  • морские макрофиты: валлисерия американская;
  • зеленые водоросли: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, каулерпа, кладофора;
  • жгутиковые водоросли: эвглена зелёная, факус, ночесветка, динофизис норвежский, перидинелла, пророцентрум малый;
  • красные водоросли: ирландский мох, эндокладия колючая, порфира ланцетолистная, гигартина, филлофора, полиневра;
  • бурые водоросли: фукус, постелсия пальмовидная, макроцистис, саргассум, ламинария, цистозейра.

Мхи - это растения, имеющие стебель и листья, но не имеющие корня. Их размножение осуществляется посредством спор. Растут мхи на затененной местности, вблизи воды, иногда в воде. Всего насчитывается более 5000 растений такого плана.

Папоротники - растения, обладающие корнем, стеблем и листьями. Они произрастают в затененных местностях с повышенным уровнем влаги. Размножение - спорами. Общее число видов папоротников составляет девять тысяч. Приведем некоторые названия видов папоротников: оноклея чувствительная, осмунда королевская, сальвиния плавающая, азолла каролинская, щитовник мужской, костенец северный, скребница аптечная, орляк обыкновенный.

Хвойные. Растения, произрастающие в лесах, имеющие корень, стебель. Особенностью хвойных является наличие иголок. Всего насчитывают 600 видов хвойных растений. Назовем некоторые: сосна, ель, пихта, кедр, можжевельник, туя, тис.

Цветковые. Растения, имеющие корень, стебель, лист, цветок и плод. К ним относят деревья, кустарники и травы. С учетом многообразия цветковых растений количество видов превышает 350 тысяч наименований. Приведем некоторые из них: тополь, акация, пион, роза, одуванчик, боярышник, жасмин, айва, вейгела, гибикус, пырей ползучий, костер безостый, тимофеевка, лисохвост, щучка, белоус, пшеница, просо, кукуруза, белена, дурман.

Виды растений. Список в России

Для каждой местности характерны определенные виды растений, список которых мы также приведем. Климатические условия, почвенный покров, исторические особенности, деятельность человека - факторы, влияющие на уникальность растительного мира природного ареала. Все эти факторы нужно рассматривать в совокупности.

Рассмотрим видовое разнообразие флоры Российской Федерации. Учитывая обширность территории, можно выделить несколько типов растительных зон России, каждому из которых свойственны определенные виды растений. Список (3 класс общеобразовательной школы) можно также найти в учебнике по ботанике.

К основным типам флоры России можно отнести:

  • тундровый тип, основными представителями флоры которого являются зеленые мхи, ягель, брусника, водяника, куропаточья трава, кассиопея, карликовая береза, полярные ивы, полярный мак, мятлик арктический;
  • лесной тип, который представлен елями, пихтами, кедрами, соснами, березой, дубом, кленом;
  • степной тип, для которого характерно произрастание травяной растительности;
  • пустынный тип, представителями растительности которого считаются полынь и солянки;
  • луговой тип, растительность которого представлена травянистыми многолетними: лютик ползучий, мята полевая, полевица побегоносная, пырей ползучий, одуванчик, льнянка, короставник.
  • болотный тип, который характеризуется

Растительная "палитра" России, как видим, очень широка. Территориально виды растений, список, которых изначально значителен, в количественном эквиваленте возрастают с севера на юг, однако в пустынях несколько уменьшаются из-за сухости климата, от равнин к горам увеличиваются.

Культивация растительности

С древнейших времен флора Земли развивалась без прямого вмешательства человека, соответственно, все цветы и травы были дикорастущими. Развитие человека обусловило появление у него потребности в обрабатывании земли и выращивании растений для собственных нужд. Под воздействием человеческого труда растения видоизменялись, получали новые характеристики. Таким образом возникли культурные растения, что с латинского обозначает "возделанные", "обработанные" растения, выращиваемые для получения пищевых продуктов, лекарств, кормов для скота и т. д. Главной отличительной особенностью культурных растений является то, что они выращиваются независимо от места происхождения и самостоятельно не способны размножаться.

Сегодня многие культурные насаждения получены из диких путём селекции или генной инженерии. Культурные цветы и деревья подразделяют на зерновые, прядильные, овощные, плодовые, декоративные. Рассмотрим культурные растения, список видов.

  • Зерновые растения - насаждения, основным продуктом которых является зерно, используемое как продукт питания, сырье для промышленности, корм для животных. Основными видами считают пшеницу, рожь, ячмень, овес, рис, просо, сорго, гречиху.
  • Прядильные насаждения - это те, из которых изготавливают волокно для текстильной промышленности. Основные виды прядильных растений: лен, долгунец, хлопчатник, джут, конопля, какпок, кенаф, кроталярия, сизаль, фуркрея.
  • Овощные растения высаживают с целью получения плодов. Основные представители: томат, перец, баклажан, физалис, капуста кочанная, кольраби, кресс-салат, редис, тыква, арбуз, дыня, огурец, морковь, свекла, сельдерей спаржа, лук репчатый, чеснок.
  • Плодовые растения - растения, приносящие плоды. К ним относятся: апельсин, лимон, грейпфрут, банан, авокадо, манго, гранат, виноград, миндаль, кокосовая пальма, маслина, земляника, крыжовник, смородина.
  • Декоративные растения - растения, использующиеся для оформления и украшения помещений, мест отдыха человека. Видами декоративных растений являются: акация, барбарис, магнолия, сирень, туя, самшит, можжевельник, роза, пион, гвоздика.

Наиболее привлекательными являются декоративные виды растений. Список, фото примеров можно увидеть в школьном учебнике. Сюда относятся также и домашние цветы.

(список домашних комнатных растений) включает и древообразные. Ниже будут описаны основные подвиды декоративных насаждений.

Злаковидные растения

Это растения длинные, тонкие, узкие с собранными пучком листьями. Сюда относятся такие представители, как аир злаковидный, арундинария блестящая, офиопогон японский, хлорофитум, бильбергия поникающая, валлота прекрасная, тилландсия уснеевидная.

Существуют и другие виды комнатных растений. Список будет представлен ниже.

Кустистые растения

Кустистые растения - растения, стебли которых произрастают кустообразно. Виды кустистых: пеперомия, аукуба японская, ахименес, бегония, гипоцирта голая, колеус, маранта, пилея.

Растения с прямостоящими стеблями

Растения с прямостоячими стеблями имеют прямые, растущие строго в вертикальной плоскости стебли, которые имеют разную высоту. Представители: клейния членистая, нотокактус, ленингхауза, трихоцереус беловатый, феландра, кодиеум, лавр, фикус, бокарнея, диффенбахия, драцена, панданус, юкка.

Лианы и ампельные растения

Лианы и ампельные растения имеют длинные гибкие стебли, что позволяет им разрастаться и служить декором. Представители: плющ, сциндапсус, фикус, фиттония, вертера, колумнея, зигакактус.

Розеточные растения

Розеточные растения имеют укороченный стебель, что приводит к недоразвитию междоузлий и обеспечивает срастание близко расположенных листьев в одной точке. Размер таких растений незначительный. Представители: глоксиния, примула, сентполия (узумбарская фиалка), молодило кровельное.

Шаровидные растения

Шаровидные растения характеризуются отсутствием листьев и своеобразной формой стебля. В первую очередь к ним относятся кактусы. Примеры таких растений: астрофитум, маммиллярия, пародия, ребюция, ферокактус, эхинокактус Грусона.

Всем доброго времени суток! Сегодня, в данной статье, хотелось бы поговорить о растениях. Точнее, это будет общая характеристика царства растений, после которой станет ясно, какие есть основные группы растений. 😉 А так же подробно рассмотрим группы растений, познакомимся с растениями поближе, так как без них наша жизнь на Земле стала бы невозможной. И поэтому будем знать их лучше.

Своим разнообразием поражает нас царство флоры, которое является очень богатым. Его охват огромный – от бактерий (полезных и вредных) до растений, которые знакомы каждому из нас. А постижение тайн этого царства, ведет к пониманию жизненно важной роли растений в нашей жизни.

Окаменелости растений встречаются намного реже, чем окаменелости животных. Это обусловлено тем, что у них нет ни скелета, ни костей. Но, несмотря на это, немало ископаемых останков дошло до наших дней. Эти останки дают четкое представлении об .

Примитивные формы растительности были первыми робкими проявлениями жизни на Земле. Питательные вещества они поглощали из и .

А первыми, из тех, кто заслужил носить название «растения», были, скорее всего, одноклеточные водоросли, основные жизненные процессы которых происходили в пределах одной клетки.

Многоклеточные организмы ведут свой род от них. У этих организмов различные функции, например размножение, выполняются разными органами и частями.

Примитивные водоросли стали нижним звеном пищевой цепочки и открыли путь развитию животного мира. Питательные вещества они вырабатывали подобно большинству растений – черпая энергию из солнечного света.

Травоядные животные кормились такими водорослями, а травоядными — кормились плотоядные. До того времени, как на планете появились травоядные животные, морские водоросли разрослись в большом изобилии и обеспечивали все остальные формы жизни пищей.

Две основные группы растений.


Традиционно мир растений делят на две основные группы: это «низшие» или не цветковые растения (мхи, водоросли и папоротники) и «высшие» или цветковые растения (деревья, кустарники и орхидеи).

Впрочем, в царстве растений внутренние разграничения имеют произвольный характер. Некоторые ученные считают, что отдельные растения нельзя с уверенностью отнести ни к фауне, ни к флоре, а поэтому их необходимо выделить в отдельную категорию. В частности, к ней относятся и сине-зеленые водоросли, у которых клетки лишены оформленных ядер.

Мир гораздо разнообразнее, чем кажется с первого взгляда. Его представителями являются организмы от простейших одноклеточных до сложных многоклеточных (типа морской капусты).

Большая часть водорослей обитает в воде, но также, их нетрудно найти на суше, в каком-нибудь сыром месте, в виде зеленоватого налета на цветочных горшках или отсыревших стенах.

Водорослей существует несметное количество. Классифицируют их, обычно, по строению клеточной оболочки или по цвету. Далее я напишу о наиболее типичных из них.

Хламидомонада – простейшая одноклеточная водоросль. По своему строению, она предельно проста, а все питательные вещества получает из воды. Плавает такая водоросль с помощью жгутиков, а размножается – путем деления клеток.

Спирогира.


стоит на более высокой ступени развития. Ее клетки образуют длинные нити. «Цветением» стоячих водоемов, мы обязаны именно этой водоросли. Под микроскопом эту водоросль легко изучить, потому что ее цилиндрические клетки выстраиваются в длинные цепочки, и растение увеличивается в длину, но не в толщину.

Справедливее, эту многоклеточную водоросль считать колонией одноклеточных организмов, которые, после деления, живут в единой оболочке. Размножение происходит или половым путем (две нити сцепляются, а в процессе этого происходит обмен клеточным материалом, потом вырастает новая нить из образовавшейся зигоспоры) или вегетативным путем (новый организм образуется из отпавшей части растения).

Сложные многоклеточные растения легко узнать в крупных морских водорослях, хотя эти растения по внутреннему строению гораздо проще, чем их сородичи с настоящими листьями и стеблями.

Зеленую водоросль Ulva lactuca (морской салат) употребляют в пищу в некоторых районах Великобритании. Также и другие водоросли бывают частыми гостями на столе в разных странах мира.

Из агара в Саудовской Аравии производят сырье для многих видов продукции – от питательной среды для лабораторных культур до мороженного.

Лишайники.

По сути, лишайники – это вместе живущие одноклеточные водоросли и грибы, хотя результат этого симбиоза не похож на своих родителей.

Растут лишайники в тех местах, где другим растениям прижиться не под силу. Это такие места, как стволы деревьев, голые скалы, или выбеленные солнцем черепа погибших животных. Лишайники встречаются гораздо южнее и севернее, чем любые другие растения. В Гималаях лишайники растут на высотах более 5600 м.

Лишайник, как результат симбиоза гриба и водоросли, является одним из самых удачных примеров «мутуализма» или взаимного партнерства.

Мхи и печеночники.

(мхи и печеночники) – это примитивные наземные растения. Их корни, листья и стебли по строению проще, чем аналогичные части высших растений.

Древесных тканей они не имеют, так же они всегда малы, и в отличие от высших собратьев, они не имеют специальных клеток, которые проводят питательные вещества и воду.

Большинство этих растений предпочитает селиться во влажных тенистых местах, но многие мхи способны выдерживать засуху месяцами.

Жизненный цикл у мхов и печеночников довольно сложный. Споры, которые выброшены взрослым растением, прорастают и образуют колонии мужских и женских растений (у некоторых видов на одном растении существуют одновременно и мужские и женские репродуктивные органы).

Образовавшиеся мужские клетки, с помощью особых жгутиков, «подплывают» к женской яйцеклетке. Эта фаза размножения всегда происходит во влажной среде.

Другой тип растения развивается из оплодотворенной яйцеклетки или спорофита (который содержит споры). Все споры, в конце концов, расплываются, а весь цикл начинается заново.

Мох или печеночник? У большинства печеночников строение проще, чем у мхов, а с виду они напоминают разветвленные плоские ленты. На их верхней поверхности отрастают репродуктивные органы, а на нижней – «корни» (ризоиды).

Птеридофиты.


Плауны, папоротники и хвощи входят в группу . Вырастать древовидные папоротники могут до размеров настоящего дерева.

У всех этих растений есть различные по форме листья, стебли и корневая система, но они никогда не цветут.

Самый крупный класс плаунов – это папоротники. Внешне папоротники похожи на мхи, но не являются таковыми.

В нынешние дни, папоротники, как и хвощи, представляют собой достаточно малочисленную группу растений.

Цветковые растения.

Цветковые растения знакомы нам больше всех. Большинство декоративных, сельскохозяйственных деревьев и культур относятся именно к цветковым растениям. Но их цветки, правда, зачастую невзрачны.

Голосеменные.


Голосеменные являются древнейшей группой растений, которая сегодня существует, а размножаются они настоящими семенами.

Вторичный рост у них происходит вполне нормально, и наращивая годичные кольца, со временем сеянец вырастает в обычное дерево.

Калифорнийские секвойи – самые высокие деревья в мире, относятся к голосеменным. Но у них довольно примитивные цветки, а их семена образуются в шишках. Их выращивают как сырье для бумаги.

Ели и сосна, наиболее известные из хвойных, но так же есть и другие виды, которые, главным образом, живут в тропиках. Это, например, саговники, которые похожие больше на папоротники или пальмы, и растут только лишь в тропических лесах.

У хвойных пород размножение происходит с помощью пыльцы. Такая пыльца ветром переносится с мужских цветков на женские цветочки (шишки).

Оплодотворение у некоторых видов занимает довольно таки много времени. У сосен, например, это происходит год или более, прежде чем прорастет зернышко пыльцы и сольется с женской клеткой.

Семена, которые созрели выпадают из шишек и зачастую их разносят птицы.

Покрытосеменные.

У этих растений цветки легко распознаются, как таковые, а семена, в отличие от хвойных пород, заключены в своеобразный футляр.

Вид этих растений состоит их двудольных и однодольных растений. К двудольным (у них две семядоли) относятся большинство широколистых цветковых растений. Однодольные растения состоят лишь из одной семядоли, но это отличие между ними проявляется только лишь при прорастании семян.

К однодольным относятся многие злаки, травы и некоторые декоративные растения (лилии например). Некоторые однодольные растения растут и в толщину (к примеру, агавы), образуя, похожий на древесный ствол, короткий стебель.

Таким вот образом, ознакомительная общая характеристика царства растений дает нам представление о том, к каким группам относятся растения.

Окружающий мир, 1 класс

Цели:

· обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений;

· повторение отличительных признаков разных групп растений;

· расширение знаний о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу;

· формирование представления о ценности для человека мира растений о влиянии человека на жизнь растений;

· воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;

· развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся,

· развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование:

· компьютер;

· презентация к уроку «Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может (рис. 1).

Что это? (Растение ) (рис. 2).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях ).

Итак, тема нашего урока:«Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края». Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения, поиграем. А поможет нам в этом компьютер.

III. Обобщение о растениях

1. Группы растений

Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения?

Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения (рис. 3).

Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево.

2. Деревья

-Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону (рис. 4).

В лесостепной зоне Пензенского края растут леса, состоящие из ясеня , клёна , ольхи, липы , осины и других деревьев. Посмотрите на представленные растения и скажите, что общего у них?(рис. 5).

Это лиственные деревья , форма листа – широкая пластина.

Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашем крае. Что летом и зимой в рубашке одной ?(Ель, сосна )(рис. 6).

Какие это деревья? -Хвойные деревья , форма листа – иглы. -Каких еще представителей хвойных растений вы знаете?(Пихта, лиственница,

кедр )(рис. 7).

Верно. Только растут они в таежных лесах. -Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?(рис. 8).

Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород , но и оберегают наши дома от пыли , вредных веществ, принимая все это на свою листву.

Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.

· Дуб – 54 кг в год.

· Клен – 33 кг в год.

· Сосна – 35 кг в год.

· Ель – 32 кг в год.

3. Игра « Отгадай деревья»

А теперь отгадайте загадки, и назовите деревья (рис. 9).

Кудри в речку опустила и о чём- то загрустила (ива). Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой (берёза). Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые (дуб). Среди лета метелица: его пух летит и стелется (тополь).

Какое из этих деревьев часто называют символом России? -Березу. -Почему?(Ответы детей).

4. Игра “ Чей листик?”

- А умеете ли вы различать листья деревьев? Вот ветер-озорник сорвал листья с деревьев. Узнайте, с каких деревьев эти листочки (берёза, дуб, каштан, клён, ива) (рис.

5. Кустарники

А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень?(рис. 11).

Сирень – это кустарник. -Охарактеризуйте кустарник (рис. 12).

-Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

Назовите известные вам кустарники (шиповник, бузина, сирень …).

6. Физкультминутка (рис. 13)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.

7. Травянистые растения

К какой группе растений можно отнести ромашку?(Ромашка относится к травянистым растениям). Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?(Рис. 14).

-Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту до 7 метров.

Назовите травянистые растения (ответы детей).

На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей , полынь , тимофеевку , ковыль (рис. 15).

На сотни километров Пензенской земли простираются поля пшеницы , ржи , овса и кукурузы (рис. 16).

А вот и подсолнечник (рис. 17). Благодаря ему мы можем пользоваться растительным маслом.

Как вы думаете, почему это растение так назвали?

Желтые головки подсолнечника всё время поворачиваются за солнышком.

С полей родного края к нашему столу спешат овощи (огурцы , капуста , картофель , помидоры , лук , морковь ), чтобы подарить нам не только вкус, но и здоровье (рис. 18).

Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека .)

- Какие блюда можно приготовить из овощей?(Ответы детей.)

8. Физкультминутка (рис. 19)

Мы капусту рубим, рубим (взмахи ладошками поочередно),

Мы капусту мнем, мнем (сжимают кулачки и разжимают),

Мы капусту солим, солим (складывают пальцы рук щепотками),

Пробуем, вкусная (пробуют, подносят руки ко рту)?

Пересолили!

Надо еще капустки добавить (физкультминутка повторяется еще раз)!

9. Растение – земли украшение

- Говорят: «Растение земли украшение». Как вы понимаете смысл этой поговорки?(Ответы детей).

Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами (рис. 20).

10. Игра « Отгадай цветы»

- Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом (рис. 21). Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН) , РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)

III. Знакомство с растениями Красной книги Пензенского края

Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде.

«Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек (рис. 22).

Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает:«Осторожно! Может случиться беда!» (рис. 23).

И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Пензенского края есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.

Давайте познакомимся с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Число этих растений сокращается: Солонечник Русский (рис. 24),

кувшинка чисто белая (рис. 25),

Адоникс Весенний (рис. 26).

-А знаете ли вы , что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех (рис. 27).

IV. Физкультминутка (рис. 28)

Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок... Если ВСЕ: ия, и ты – Если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы...

V. Секрет цветов

И в завершении разговора о растениях я вам открою секрет цветов (рис. 29).

На лугу растут разные цветы. Вы хотите собрать букет для мамы. Она любит полевые цветы.

Вы принесли и поставили цветы в вазу. Смотрите и видите: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле.

Голубые колокольчики без синего неба побледнели, Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели, как искорки. В комнате они закрыли свои венчики.

Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. И вы не трогайте эти цветы.

В чем же секрет полевых цветов?(Ответы детей.)

VI. Хорошо или плохо (рис. 30)

Подумайте, что правильно, а что нет в действиях детей. Обоснуйте свой ответ.

Во время прогулок в лесу, парке, на лугу не собирайте цветов, не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников.

Наблюдайте природу, любуйтесь ее красотой. Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту (рис. 31).

Любите родную природу Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей.

VII. Итог урока

Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами…«Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».



Статьи по теме: