Как выглядит иверская икона. Интересные факты об Иверской иконе Пресвятой Богородицы

В IX веке, во времена ереси иконоборства, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь.


Чудотворная икона Божией Матери Иверская. Икона из храма Иверской Божией Матери на Всполье , г.Москва.

Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону и поставил её в храме. Но на другой день икону не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами.

Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона пребывает и доныне. По имени обители икона эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Коломне.

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих. О чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.


Иверская икона Божией Матери. 1648 г. Афон.
Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.
Другие иконы Новодевичьего монастыря.

Написать икону для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы. 13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.


Икона «Богоматерь Иверская в чудесах». Вторая половина XVII в.
Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.

Когда на патриарший престол вступил Никон , то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря . На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона.

Галерея икон .

Другие чтимые списки Иверской иконы, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот , были также написаны на Афоне . Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. В 1929 году часовня была разрушена, икона исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон. Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля , хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез. Празднование чудотворной Иверской иконы Божией Матери в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).

Дни празднования: 25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы.

Еще об Иверской иконе

Иверская икона Божией Матери (Одигитрия) , одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского (грузинского) монастыря на Афоне. Согласно сказанию на греческом, грузинском и русском языках, известному в нескольких вариантах, икона Богоматери, спасаемая от иконоборцев, чудесным образом оказалась в Иверском монастыре на Афоне; здесь она была помещена в надвратной церкви и получила название Портаитисса (Вратарница). Древняя чудотворная икона иверского монастыря представляет собой вариант Одигитрии, в котором лик Богоматери склонен и обращен к Младенцу Христу, представленному также в легком повороте к Матери. На подбородке Богоматери изображена кровоточащая рана, согласно сказанию, нанесенная противниками икон. Икона датируется 11-12 вв.; серебряный грузинский оклад - начала 16 в.


Иверская икона Божией Матери. Со страницы Святыни монастыря книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь .


Иверская икона Божией Матери.

Иверская икона Божьей Матери – одна из самых древних богородичных икон. Святыня чудотворная с уникальной историей по церковному преданию относится к числу тех, что были написаны апостолом Лукой, а его иконописные труды, запечатлевшие облик Пречистой, насчитывают, по разным сведениям, от трех до семидесяти икон, написанных с Ее благословения еще при земной жизни Владычицы.

По церковному же преданию, на земле существуют несколько Вселенских Жребиев – уделов Богородицы, которые находятся по Ее милости на Ее особом попечении. Иверская икона соединяет в себе четыре таких Жребия: Иверский, Афонский, Киевской Руси и Дивеевский. Вкратце же эта история выглядит так.

Хранительница Иверии
Версия происхождения первоначального списка Иверской иконы

Первый Свой удел Божья Матерь получила в день Пятидесятницы, когда апостолы получали назначение по жребию, в какую страну им идти для проповеди Господней веры. Пречистая сказала, что и Она желает принять в том участие, чтобы и у Нее была страна по воле Господа, и, бросив жребий вместе с апостолами, получила Иверию (так ныне называется Грузия). Она с радостью собралась отправиться туда, но ангел принес Ей благовестие о том, чтобы Она пока оставалась в Иерусалиме, а христианская вера еще придет и в языческую в то время Иверию. Вместо Себя в иверийскую землю Она отправила апостола Андрея Первозванного, и здесь мы встречаемся еще с одной версией возникновения первоначального, исходного списка иконы Божьей Матери, получившей название Иверской. Предание Церкви гласит, что Царица Небесная велела принести ей доску, на каких писали иконы, и, умывшись, приложила свой светоносный лик к доске. А когда отняла лик – на доске отпечатался Её образ с Младенцем Христом на руках. Лик Ее на иконе был строг, почти суров, а Сама Она сказала святому апостолу Андрею, что таким образом Она посылает Себя на этом образе и так Она станет Хранительницей Иверии и тех, кто населяет эту страну, и будет молить за них Сына Своего. К тому времени в Иверии уже вел проповедь Христовой веры святой апостол Симон Кананит.




Когда в I веке от Рождества Христова в Иудее начались гонения на христиан, Матерь Божья со святым апостолом Иоанном Богословом решили покинуть Иерусалим и двинулись на Кипр. По пути они пристали к Афонской горе. Увидев гору, Богоматерь попросила Господа дать Ей Афон во Второй удел, и Господь отдал Ей в дар Афон, сказав, что отныне на этом месте всегда будет особая Божья благодать со всеми, кто будет отныне и впредь населять Афонскую гору в своем желании спасения. И Матерь Божья также объявила Священную гору до скончания времен местом, которому Она будет вечной Заступницей и Ходатаицей перед Богом.

Но, уже покинув земной удел, Царица Небесная сокрушалась, что Первый Ее удел – Иверия – еще не крещен в должной мере. Потому в IV веке Она направила в Иверскую землю святую Нину , явившись ей в сновидении и вручив ей крест, который был сделан из виноградной лозы (мы же помним, что Иверия – древнее название Грузии, славной своими виноградниками и винодельческой традицией). Святая Нина перевязала крест, который по пробуждении нашла у себя в руках, своими волосами и, испросив благословения у Патриарха Иерусалимского, отправилась в Иверию. Здесь она узнала обычаи народа, обучилась языку.

Город Мцхета в древние времена был столицей Картлинского царства. Святая Нина пришла сюда, когда в городе праздновали какой-то языческий праздник, но для православных это был праздник Преображения Господня – события, преображающего духовное состояние человека. Она начала горячо молиться. И тут же поднялся ураганный ветер, уничтоживший идолов, которым народ возносил жертвенные просьбы. Святая Нина проповедовала Евангелие, и Господь даровал ей способность к исцелению людей от болезней.

После того как она исцелила супругу царя Мириана, царь принял Святое крещение, и прибывший сюда по поручению царя Константина Великого епископ Иоанн вместе со святой Ниной окрестил и царя страны, и весь ее народ. Так было исполнено поручение Божьей Матери об обращении в веру истинную Ее Первого Вселенского удела, и с IV века началась история Грузии как страны христианской. В память о том, что крещение Грузии началось в праздник Преображения, в Мцхете был воздвигнут храм Преображения Господня.

Примерно в Х веке из Иверии в Афон прибыли грузинские иноки из рода царей Багратионов. Их звали Иоанн Иверский и Иоанн Торникий, и до XIX века насельниками обители, восстановленной ими на месте Климентова монастыря, от которого к тому времени остались одни руины, были иноки только грузинского происхождения. Этот монастырь назвали Иверон, находится он в той области Афона, что и не менее знаменитый Ватопед, и здесь была явлена из моря чудотворная Иверская икона Божьей Матери, соединившая Первый и Второй уделы Царицы Небесной.

Хранительница Афона
Чудесное обретение Иверской иконы Божьей Матери

Обретение иконы произошло чудесным образом. После того, как окончательно были посрамлены носители арианской ереси, и в христианском мире наступил долгожданный покой без смут и метаний, появилась новая ересь – иконоборчество, направленное против почитания православными христианами их святынь – икон.

Ересь пришла из Греции в конце XIII века, и гонения на православных длились до Седьмого Вселенского собора, состоявшегося в 747 году, на котором было восстановлено иконопочитание, а иконоборцы отлучены от церкви. Однако период иконоборчества затянулся до 843 года, когда защитником иконопочитания Мефодием на созванном им соборе был установлен и совершен чин провозглашения вечной памяти ревнителям Православия, и мы, православные христиане, помня об этом событии, празднуем «Торжество Православия» в первую неделю (воскресенье) Великого поста.

Так вот, во времена иконоборчества в Малой Азии (территория современной Турции) в области Никея жила вдова с сыном, исповедовавшая святую православную веру. Вдова была богата и потому возле дома поставила церковь, где находился старинный образ Пречистой, которую почитала как бесценное сокровище. Когда иконоборцы пришли в дом женщины, они увидели через окно храм. Ворвавшись туда, они стали требовать денег, но женщина сказала, что сейчас у нее нет такой суммы, тогда один из нечестивцев мечом ударил по лику Богоматери, и из него, как из живого человеческого лица, потекла кровь. Разбойники пришли в ужас и убежали, но, убегая, обещали, что вернутся утром.

Ночью вдова вместе с сыном долго молилась в храме, чтобы Господь дал им знак, как сохранить Пресветлый лик Богоматери. Затем они взяли икону и вышли на берег моря и там молились перед ней, как молились бы перед Самой Владычицей. С молитвой они положили икону на воду плашмя, но она вдруг стала вертикально и поплыла в неизвестном направлении от берега. После этого чуда мать с сыном обнялись, решив, что сыну надо бежать прочь из Никеи, а мать попробует остаться и укрыться где-нибудь от иконоборцев.

Юноша бежал в Фессалоники, оттуда – на Афон, где был принят в Иверский монастырь. Там он принял постриг, вел жизнь подвижника, там и скончался – от него иверские монахи узнали о чудесном спасении иконы, которая ушла в море.

И вот однажды, когда старцы сидели над морем у монастырских ворот и вели спасительные беседы о вере, вдруг увидели они над морем огненный столп, взметнувшийся до неба. Видение ужаснуло их, они воззвали к Богу, а столп не исчезал и к ночи воссиял еще сильнее. Весть о чуде быстро разнеслась по всему Афону. Когда на берег, на котором располагался Иверон, сошлись братии всех Афонских монастырей, то столп угас, а они увидели в море икону Божьей Матери и хотели достать ее. Но едва к ней приближались, чтобы взять в руки, икона отстранялась.

Тогда все, кто был на берегу, собрались в храме Иверона и начали горячо молиться Господу о том, чтобы Он позволил обретенную из морской пучины икону Божьей Матери доставить в обитель. Господь внял их молитвам, но для того, чтобы доставить святыню в монастырь, избрал самого скромного монаха, грузина по имени Гавриил, известного теперь как святой Гавриил Святогорец. Гавриил вел отшельнический образ жизни в непрестанном молении Богу. Летом он уходил к самым высоким Афонским вершинам, с зимой возвращался в обитель, но здесь, не вступая ни с кем в общение, затворялся в своей келье. Он носил власяницу, пищей ему служили травы Афона, пил только воду.

Во время его недолгого сна ему явилась Сама Богородица и велела ему отставить отшельничество и идти в монастырь к настоятелю. Там сказать ему, что Она желает отдать свой образ, пришедший по морю в монастырь, а затем он, Гавриил, должен с верой и без страха пройти по морской глади, взять икону и вынести ее на берег, в обитель, которую отныне Она будет защищать…

Он сделал все, как повелела Царица Небесная: все собрались и с молитвами и каждением вышли на берег. Гавриил ступил на воду, прошел над пучиной, икона сама приблизилась к нему. Вознося в молитвенном пении хвалу Господу, он взял образ Её и вынес на берег. Трое суток затем в храме беспрерывно шла служба перед образом, поставленным на святой алтарь. А на другой день, когда ктитор вошел в храм для приготовления к заутрене, то не нашел там иконы. Монахи начали ее искать и нашли над монастырскими вратами. Они вновь водворили ее на алтарь, и вновь неведомыми силами она очутилась над вратами, и так было не раз и не два, пока монахи не поняли, что такова воля Той, что изображена на иконе.

Об этом им снова возвестил отшельник Гавриил, которому явилась Пречистая и потребовала, чтобы он снова шел в монастырь и сказал настоятелю и братии, что Она послала им икону свою не затем, что они ее охраняли, а чтоб Ей Самой, чей лик на этой иконе, стать навеки Хранительницей и Иверона, и всего Её Второго удела – Афона. Икону же с тех пор стали звать Портаитиссой – Вратарницей.

(Надо отметить интересную параллель – ведший ангельскую жизнь монах Гавриил носил то же имя, что и архангел Гавриил – один из главных вестников о Господе и о Богоматери, являвшийся с посланиями от Бога и к святым Иоакиму и Анне о рождении у них Богоматери, и к Деве Марии и Йосифу Обручнику с вестью о Рождестве Младенца Иисуса. Он же возвещал Захарии и Елисавете о рождении Иоанна Крестителя, и ветхозаветному пророку Исайе о будущем приходе Мессии. И вот ангельски живущий монах Гавриил также стал вестником Царицы Небесной.)

Иверский монастырь с тех пор стал домом этой иконы, а во дворе обители возвели небольшой храм во имя покровительницы Афона – Портаитиссы, и с тех пор она находится в боковом приделе, слегка выступающем вперед, в богатом окладе, украшенная драгоценными камнями. Выражение лика Ее некоторым кажется чрезвычайно строгим, другие глядят на образ, но не видят ничего, кроме величественного покоя. Перед иконой висит неугасимая лампада, столь же дивно изукрашенная, ее зовут «Лампадой Вратарницы». У лампады есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении бедствий огромного размаха – эпидемии, землетрясения с роковыми последствиями, нашествия врагов. Жители Афона рассказывают: перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края, но Вратарница не допустила их вторжения на Афон. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед Спитакским землетрясением, перед другими событиями планетарного масштаба.

И постоянно Хранительница Иверона – Матерь Божья являла братии свое знаменательное присутствие и попечение. Во время голода Она послала опечаленного тем, что нечем кормить монахов, настоятеля в амбар, и там оказалось полно муки. Закрома всегда были полны прочей необходимой провизии, сами собой гасли возникавшие пожары, а враги не смели подойти к Афону. В ворота Иверона не могут войти нераскаявшиеся грешники. По преданию, в 422 году дочь царя Феодосия Плакидия прибыла в Ватопед, но голос Матери Божьей воспретил ей войти в обитель. С тех пор Афон по повелению Богоматери недоступен для посещения женщин.

Третий и четвертый удел Богородицы

Третий Вселенский Жребий Богоматери – удел Киевская Русь, истинный оплот православного христианства, который Богородица благословила через подвижника – святого преподобного Антония Печерского. В начале XI века он пришел на Афон, долгое время провел там и непрестанно возрастал в духовном стяжании, но, исполняя волю Пречистой, вернулся на Русь. Игумен, который провожал его, предрек преподобному, что он станет первым духовным отцом российского монашества. Так и произошло – преподобный Антоний Печерский основал Киево-Печерскую лавру. По велению Пречистой в Киеве была воздвигнута и освящена Великая Лаврская Успенская церковь, сюда же была принесена икона Её Успения.

Здесь же, в первой столице Руси, Божья Матерь объявила о новом будущем своем уделе – Четвертом Её Вселенском Жребии. Им стала Дивеевская обитель. Богоматерь явилась схимонахине Александре – ее мирское имя Агафья Семеновна Мельгунова. Пречистая велела монахине, подобно тому, как Она направила преподобного Антония Печерского из Афона в Киев устраивать Ее Третий Жребий, идти на север в Дивеево. Доныне Дивеевская обитель, к устроению которой приложил великие труды святой преподобный Серафим Саровский (ему не раз являлась Богородица, называя его «любимиче Мой»), стала местом, управляемым Самой Царицей Небесной.

Вот так чудесно оказались связаны между собою через Святую гору Афон и Иверскую икону Божьей Матери все четыре Вселенских Жребия Царицы Небесной.

Иноки Иверона каждое утро приходили смотреть – не покинула ли их Портаитисса, ибо верят, что если такой трагический день наступит – это станет вселенской трагедией, знаком того, что близок конец времен.

Какое чудо произошло

Об исцелениях от сложных и запущенных болезней после молитвенных обращений, есть, кроме устных, которые хранились преданием, и множество письменных свидетельств.

Известный московский купец Дометий Диомидов Мещанинов известил афонского архимандрита Феодосия, что после акафиста перед Иверской иконой Божьей Матери, прибывшей в Москву из Софрониевой пустыни, получил на 71-м году жизни полное исцеление от подагры. Случай для такого возраста удивительный.

Жене купца из города Боброва Воронежской губернии Любови Григорьевой было видение, в котором она получила повеление идти в Софрониеву пустынь и там отслужить перед Иверской иконой Божьей Матери молебен с акафистом о здравии тяжелобольного двухлетнего сына. Там же, после совершения всего назначенного ей в видении, сын был исцелен, и она во всеуслышание объявила в храме при старцах и прочих присутствующих о полном исцелении мальчика.

В 1982 году в Монреаль (Канада) мироточащую Иверскую икону, написанную в 1981 году с оригинала Портаитиссы греческим монахом, привез с Афона испанец, исповедовавший Православие, Иосиф Муньос Кортес. Икона мироточила постоянно, кроме Страстной недели перед Пасхой. Миро истекало из рук Богоматери, Младенца и звезды на правом плече одеяния Пречистой. После молебнов и акафистов перед ней излечивались самые тяжелые и неизлечимые заболевания – например, полный паралич, лейкоз и пр.

Не менее удивительны и благодатны случаи, когда после лицезрения этой иконы люди возобновляли церковную жизнь – вновь начинали посещать богослужения и участвовать в таинствах церкви, таких, как исповедь, причастие, миропомазание и т.д. Известен случай, когда женщина после гибели сына решила покончить жизнь самоубийством, но после молитвы перед этой иконой раскаялась в своем решении и вновь обрела радость и желание жить.



Почитание Иверской иконы Божьей Матери столь велико, что известны случаи, когда поклониться ей приходили и католики, и протестанты, некоторые даже принимали Православие – так велико было ее воздействие, а, по сути, действие через нее самой Пречистой.

В ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель Монреальской Иверской иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при нераскрытых обстоятельствах, а икона исчезла.

Но надо верить, что Монреальская Иверская святыня сама еще обнаружит себя, когда настанет срок, ибо Та, что на ней изображена, не потерпит вольного обращения с Ее святым образом и вновь откроется миру, как еще одно благовестие о несказанной милости Господней, вечно простирающейся над нами.

Значение иконы

Иверская икона Божьей Матери – прямое свидетельство тому, что Она действительно взяла в усыновление, под свое святое заступничество весь род людской. Пришедшая чудесным образом на Афон, она стала щитом для всех, кто молится денно и нощно на Святой горе за весь людской род. Вратарница – Иверская икона – соединяет в себе указание на все четыре Вселенских Жребия Царицы Небесной на земле. Это один из самых удивительных по чудотворным проявлениям образов, проявляющих самые разные действия Богородицы в земных пределах – Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков.

Иверская икона Богоматери является одной из самых почитаемых в православном мире. Она обладает чудотворным даром, который множество раз помогал всем страждущим.

Икона Богоматери «Иверская» почитается христианами всего мира. Молитвы перед ней возносят все, кому необходима помощь и поддержка. Просят у Богоматери исцеления от всевозможных недугов, прощения за грехи и неблагочестивые деяния. Благодать, исходящая от иконы, способна указать путь к исправлению, дать надежду на светлое будущее, а также исцелить заболевания.

История иконы

По одному из преданий, Богородица вместе с апостолами после празднования Пятидесятницы бросала жребий, по которому должна была отправиться в Иверию (современную Грузию). Однако ее остановил Божий посланник. Ангел провозгласил, что Богоматерь должна остаться в Иерусалиме. Тогда она попросила у апостолов принести ей доску, на который писали иконы. Умывшись, она приложилась к доске. Эту икону она отправила вместе с апостолом Андреем Первозванным, указав, что ее образ будет сопровождать посланника и придаст ему сил в проповедовании православия.

Не менее интересно обретение чудотворной иконы. В христианском мире наступил покой, но ненадолго. Началась очередная волна борьбы с православными иконами. Однажды иконоборцы ворвались в церковь, где хранился Иверский образ. В то время там молилась одна праведная женщина с сыном, на пожертвования которых и был выстроен этот собор. С нее потребовали крупную сумму денег, а услышав отказ, один из нечестивцев ударил по иконе, которая начала кровоточить. В ужасе иконоборцы выбежали из церкви, а вдова еще усерднее начала молиться, прося у высших Сил совета. Молитвенные слова они продолжили на берегу моря, а затем положили икону в спокойные воды. Чудесным образом лик Пречистой поднялся и уплыл в неизвестном направлении. Вдова спасла сына, повелев ему убежать из города, и юноша отправился на Афон. Там он принял постриг и поведал монахам чудесную историю спасения лика. После его кончины монахи проводили время на берегу моря за беседами. Неожиданно прямо из воды поднялся огненный столп, который озарил все вокруг ярким пламенем. Когда сияние утихло, среди вод они обнаружили тот самый лик Иверской Богоматери. Однако далась она в руки верующим только после долгих молитв Господу. С тех пор местом ее «обитания» стал Иверский монастырь.

Где находится Иверская икона Богоматери

Первоначально лик Богоматери находился в Греции. В 17 веке списки с иконы начали распространяться по России. Сейчас икону можно найти практически в каждом уголке страны, и наиболее известны следующие храмы:

  • Москва, Новодевичий монастырь;
  • Валдай, Иверский монастырь;
  • Тамбов, Сухотинский монастырь;
  • Печоры, Псковско-Печерский монастырь;
  • Санкт-Петербург, Воскресенский собор;
  • Самара, Иверский монастырь;
  • Ростов-на-Дону, Свято-Иверский монастырь.

Описание чудотворного лика

Икона написана в классическом стиле. На ней мы видим Богоматерь, на левой руке которой располагается Младенец. Правая рука Богородицы поднята в благословляющем жесте, который одновременно указывает на Богомладенца. Рана, изображенная на щеке Божией Матери, является отголоском трагических событий, когда один из иконоборцев нанес по иконе удар мечом. Эта деталь является отличительной чертой иконы. В левой руке Младенца выписан свиток со святыми текстами, а правая поднята в жесте благословения и направлена к Матери.

В чем помогает чудотворный образ Божией Матери

Помолиться перед чудотворным ликом может каждый, кому нужна поддержка и опора в жизни. Иверской Богоматери доверяют все сердечные и душевные невзгоды, просят отпущения грехов, наставлений и покровительства. Молитвенные слова исцеляют многих от телесных и душевных недугов. Также Богоматерь является хранительницей домашнего очага и домочадцев , ограждая их от любого зла, как от людского, так и от дьявольских происков. Нередки случаи исцеления от смертельных недугов, о чем свидетельствуют записи, дошедшие до нашего времени. Так, в 1982 году список с иконы Иверской Богоматери в Канаде на богослужении начал источать миро и исцелил прихожан от параличей, заболеваний крови и прочих болезней.

Дни празднования иконы

В православном мире несколько раз в году почитают Иверскую Богоматерь:

  • 25 (12 по старому стилю) февраля:
  • во вторник Светлой седмицы (празднование является переходящим) в честь чудесного обретения иконы на горе Афон;
  • 26 (13 по старому стилю) октября, в день перенесения списка с иконы в Москву в 1648 году.

Молитвы перед чудотворным образом

«Пресвятая Богородица, Дева Мария, славься! Прими наши молитвы, во спасение душ наших грешных произносимые. Внемли словам нашим да не оставь рабов Божьих в смятении. Отпусти нам грехи, в коих раскаиваемся, да укажи дланью путь, к Господу восходящий. Утешь скорби наши душевные да успокой недуги телесные. Да будем славить мы имя Господа нашего Всемогущего во веки веков. Аминь».

«Богородица и Заступница всего рода человеческого! К Тебе возносим молитвы во смирении. Избави нас, рабов Божьих, от происков дьявольских да от пересудов людских. Не дай нам вогнать себя во искушение и помоги обрести Царствие Небесное в конце пути жизненного. Направляй, Мати Дева Мария, нас, грешных, своей дланью да укрой от нечестивцев и неверцев. Да позволи проповедовать Слово Божие, воспитывать чад своих в православии и благолепии. защити дома наши и семьи от любого зла. Аминь».

Икона Иверской Богоматери есть во многих домашних иконостасах . Люди прибегают к помощи Богоматери, славят ее за защиту и покровительство, молятся перед ее ликом, а также рассказывают о победах в жизни. Каждый может приобрести эту чудотворную икону и молиться перед ней не только в скорби, но и в радости. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

икона БогоМатери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»

25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы

Описание иконы Божьей Матери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»:
В IX веке во времена ереси иконоборства близ города Никеи (современная Турция) жила благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы Богородицы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону БогоМатери до утра, обещая им за это вознаграждение.

Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородице, и тотчас из пронзённой иконы Божией Матери потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону Богородицы от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона Божией Матери при этом не легла на воду, а, стоя прямо, двинулась по морю.

С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону БогоМатери и поставил её в храме.

Но на другой день икону Богородицы не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей.

Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и доныне. По имени обители икона Богородицы эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих.

О чудотворной иконе БогоМатери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

Написать икону Богородицы для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы Божьей Матери.

13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.

Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона Богородицы.

Другие чтимые списки Иверской иконы Божьей Матери, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы.

В 1929 году часовня была разрушена, икона БогоМатери исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон.

Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез.

Празднование чудотворной Иверской иконы Богородицы в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).

_______________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иверская»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.

Молитва первая

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воз­дыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющих­ся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная мо­ления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Те­бе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, не­мощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь хри­стианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва вторая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, приими недостойную молитву на­шу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде кон­ца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, греш­ных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога наше­го, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак, глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

___________________________________________

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ИВЕРСКАЯ"

Кондак 1
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавший щит крепкий, стену необоримую и стражу неусыпну. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Икос 1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: "Не разлучайся Иерусалима, жребии же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит". Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; Радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится. Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; Радуйся, Еюже Царство Христово утвердится. Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелиа воззвание; Радуйся, от рабства диаволу, в свободу славы чад Божиих приведение. Радуйся, готовая Служительнице Сына Своего и Бога; Радуйся, послушанием преслу- шание Евы исцеляющая. Радуйся, высото добродетелей; Радуйся, глубино смиренномудрия. Радуйся, Еюже невернии познают Творца; Радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 2
Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.

Икос 2
Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к Горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием: Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; Радуйся, низложившая тамо идолов. Радуйся, насадившая тамо веру истинную; Радуйся, неверие отгнавшая. Радуйся, в жребий Себе Гору сию избравшая; Радуйся, благодать сему месту обещавшая. Радуйся, верным, живущим в ней, Подательнице земных благ; Радуйся, Споручнице вечнаго их спасения. Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в жребии Твоем; Радуйся, всех врагов их устрашение. Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; Радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 3
Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея яко село пространное показа всем в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают: Радуйся, пославшая проповедницу Евангелиа в землю Иверскую; Радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову. Радуйся, отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; Радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры. Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; Радуйся, струю из него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая. Радуйся, Евфимия златословесная уста; Радуйся, Торникия непобедимая крепосте. Радуйся, всех благо-честивых укрепление; Радуйся, иноков ограждение. Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; Радуйся, вечный покой им уготовляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 4
Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к Западу, возопи с веселием: Аллилуиа.

Икос 4
Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше Небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимую силою свыше, возопиша Благодатней: Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; Радуйся, столпе огненный, на-ставляяй сущия во тьме. Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, заре таинственнаго дне; Радуйся, Звездо, являющая Солнце. Радуйся, Свет Неизреченный родившая; Радуйся, еже како ниединаго же научившая. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; Радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; Радуйся, то многосветлое возсияваеши просвещение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 5
Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: "Иди с ликом иноков к брегу моря, сниди в пучину и приими икону Мою". Онже, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся пояше: Аллилуиа.

Икос 5
Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма в верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; Радуйся, покров ея быти нам обещавшая. Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; Радуйся, благое о ней про-мышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; Радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; Радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; Радуйся, сирых нас Защитнице. Радуйся, ограждение наше; Радуйся, едина Радосте наша. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 6
Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм на вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, Хранительнице наша в настоящем веце; Радуйся, Предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая, радуйся, на путь добродетели наставляющая. Радуйся, дерзновение наше и Надеждо; Радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; Радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; Радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; Радуйся, всему благому вход отверзающая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 7
Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное, разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением; сребро и зла-то в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопи-ша к Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новыя и безчисленныя чудеса показа Богоматерь, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачую-щи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, Взбранная Воеводо, враги побеждающая; Радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; Радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; Радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; Радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных Целительнице; Радуйся, всех скорбных Утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промышляющи и спасающи нас; Радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 8
Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего; темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; Радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; Радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; Радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; Радуйся, святителей веселие.
Радуйся, иереев похвале; Радуйся, иноков Наставнице. Радуйся, всего рода нашего спасение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 9
Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебныя пения совершает; водою от чудныя иконы омывает деку, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы: еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неизчерпаемый; Радуйся, всякия милости Подательнице. Радуйся, всегда теплая о нас Ходатаице к Богу; Радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; Радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; Радуйся, немощных укрепление. Радуйся, вдов заступление; Радуйся, сиротствующих милосердая Мати. Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; Радуйся, грешников к покаянию воззвание. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 10
Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим; ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе: Радуйся, девства сосуде изоранный; Радуйся, чистейший образе целомудрия. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; Радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; Радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, в бури искушений скорая Помощнице; Радуйся, прилоги врага отражающая. Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; Радуйся, помыслы очищающая. Радуйся, земныя сласти презирати научающая; Радуйся, к Горнему умы и сердца направляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 11
Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленным бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11
Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере: невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней: Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; Радуйся, в печалех быстрое услышание. Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; Радуйся, от глада и напрасныя смерти нас освобождающая. Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; Радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение. Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; Радуйся, оставленных врачами в Свои руки приемлющая. Радуйся, милосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных;
Радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных. Радуйся, самых отчаянных из рова погибели похищающая; Радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и заступлением. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 12
Благодать дати восхотев долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание, дарова нам крепкое Богоблагодатныя ходатайство, да вопием вси молитвами Ея: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя. Богородице, яко милости источник неисчерпаемый. Но, припадающе к Тебе пред чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно, буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному Престолу Сына Твоего, да вопием Ти: Радуйся, во славе приседящая Престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая; Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая. Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая; Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая. Радуйся, мытарств горьких избавление; Радуйся, от власти князя воздушнаго освобождение. Радуйся, грехов наших непоминовение; Радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни. Радуйся, уповающим на Тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая;
Радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго, слышати сподобляющая. Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с Собою вселяющая; Радуйся, крепкая Надеждо веч-наго спасения всем христианом. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 13
О Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да, спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 кондак 1) - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

Одной из самых почитаемых икон в храме в Березниках является Иверская икона Божией Матери. Ниже я предлагаю вам прочесть две истории, связанные с этой иконой: историю афонской иконы и историю той иконы, что сейчас находится в нашей часовне, а так же посмотреть видео о других списках иконы.

Иверская икона Божией Матери в храме святителя Луки в Березниках

История афонской Иверской иконы Божией Матери начинается с далекого IX века. Икона сия находилась в ту пору у одной благочестивой вдовы, живущей близ города Никеи. Времена эти остались известны в истории как времена иконоборчества. И вот, в дом вдовы ворвались иконоборцы и копьем ударили икону. Из иконы в месте удара потекла кровь. Боясь уничтожения иконы — женщина заплатила воинам императора и упросила их не трогать икону до утра. Утром же вдова отправилась с сыном к морю и опустила икону на воду. Спустя некоторое время, афонская братия, увидав огненный столб над морем, отправились к нему и нашли стоящую на воде икону. Был отслужен молебен о даровании сей святыни монастырю, и вскоре инок монастыря (святой Гавриил Грузин), после явившейся ему во сне Пресвятой Богородицы, пройдя по морю взял икону и принес ее в монастырь. В следующие дни — икона чудесным образом оказывалась на вратах монастыря, после чего ее вновь относили в сам монастырь. Наконец, Пресвятая Богородица вновь явилась святому Гавриилу во сне, и открыла ему следующее:

«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».

С тех пор икона находится на вратах монастыря и именно поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

Вы можете прочесть про чудеса Иверской Иконы Божией Матери на странице путеводителя по Афону по адресу http://www.agionoros.ru/docs/504.html , а мы перейдем к истории иконы которая сейчас находится в нашей часовне Луки Войно-Ясенецкого в Березниках.

Хранящаяся ныне в часовне икона — точный список с Московской чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Икона эта первоначально стояла перед правым клиросом Дедюхинской церкви Всех Святых. Массивная сребропозлащённая риза работы Сазикова на ней «была усыпана драгоценными камнями, в числе коих 140 довольно крупных бриллиантов. Это вклад строителя храма господина Кармалина. Жаль, что он не хотел объявить цены сей иконы», - писал в 1875 году об этом образе И.Ф.Словцов, иерей Дедюхинского Христорождественского собора, и одновременно церковный археолог. Образ Божьей Матери, находящийся в храме, породил особо чтимый народом праздник в честь этой иконы.

По преданию управляющий заводом Е.А.Кармалин однажды перенёс тяжёлый недуг. Он обращался ко многим врачевателям московским (т.к. имел свой дом в старой русской столице), но безуспешно. И когда уже не осталось надежд на выздоровление, Кармалин как-то услышал звуки молебна в честь «Иверской иконы Божией Матери», что проходил недалеко от его московского дома. Окна были раскрыты, и страстная молитва о выздоровлении вознесена была несчастным больным к московскому Иверскому образу. Некоторое время спустя в сознании Кармалина вдруг всплыло имя лекаря, к которому больной ещё не обращался за помощью. И лекарь его излечил. В благодарность Святой Деве Пречистой и заказан был Евграфом Кармалиным список с московского образа «Иверской Богоматери», который был сделан в 1858 году. О чём свидетельствует надпись на иконе. А на стенах деревянного кладбищенского дедюхинского храма среди росписей можно было увидеть сюжет о том, как Преподобный Гавриил из Афонского монастыря, идёт по волнам морским за даром Богоматери – Св. иконою Иверскою.

Иверская Икона Божией Матери в бывшей часовне Луки Войно-Ясенецкого в Березниках

Многострадальная Иверская икона из поселка Дедюхино тоже плывет своим путем «по морю житейских невзгод». В 1953 году начинается подготовка ложа Камского водохранилища. В связи с закрытием Дедюхинской кладбищенской церкви образ Иверской Богоматери, уже без оклада (вероятно, утерян в 20х годах во время изъятия церковных ценностей) был передан в Ленвинский Свято-Троицкий храм , а после его закрытия в 1963 году – в Орлинскую церковь Похвалы Богородице. Позже — этот образ находится в Березниковском храме Иоанна Предтечи . Сейчас же икона находится в часовне Луки Войно-Ясенецкого, что на территории 1-й Горбольницы в Березниках (смотрите 25 февраля 2014 года на нашем сайте).

Видео с историей иконы:

Тропарь Иверской иконе Божией Матери (np3):

Статью подготовил (вкл. фото): Вадим Голоушкин. Использован материал с сайтов www.agionoros.ru, pravoslavie.ru, rpcb.ru (из статьи Елены Шмелёвой).



Статьи по теме: