Как работает оператор фискальных данных (ОФД). Новый закон об онлайн-кассах: как меняется сервисное обслуживание торгового оборудования

Вступили в силу поправки в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники»: с 2018 года введение кассовых аппаратов затронуло даже предпринимателей на спецрежимах. В 2019 установить ККТ должны уже все.

Переход на новую кассу - процесс поэтапный. Купить новую технику недостаточно. Для печати в чеках наименований товаров нужна кассовая программа . Попробуйте бесплатное приложение Касса МойСклад - оно поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ.

Кто должен применять кассовые аппараты с 2019 года?

Ввели ли с 2018 года кассовые аппараты для ИП? Что делать ИП в 2019 году?

  • оказывает услуги населению, оформляя их бланками строгой отчетности. Подробнее о
  • применяет ЕНВД и ПСН, работает в рознице или общепите и не имеет наемных сотрудников.

Остальные должны были поставить новую ККТ уже к лету 2018 года.

С 1 июля 2019 года ни один предприниматель не вправе совершать расчеты без использования новых кассовых аппаратов.

Кассовый аппарат для ИП с 2018 года: последние новости

  • С 1 января 2019 онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. Без обновлений работать будет нельзя.
  • Изменено понятие расчетов. Теперь к ним относится не только движение денежных средств, но и зачет предоплаты и получение за товар других вещей.
  • После получения онлайн-платежа чек нужно сформировать не позднее следующего рабочего дня.
  • С 1 июля 2019 года при зачете предоплаты нужно будет пробивать два чека: при получении денег и при передаче товара.
  • ИП на вмененке или патенте могут вернуть до 18 000 рублей в виде налогового вычета за покупку или настройку новой кассы.
  • Предпринимателей и компании на спецрежимах (УСН, ЕНВД и патент) будут штрафовать до 10 000 рублей за использование фискальных накопителей на 13 месяцев. Налоговая разъяснила - малый бизнес может применять только ФН на 36 месяцев.
  • Зарегистрировать ККМ с 2017 года можно через интернет - это удобно и быстро. Подробнее о регистрации кассы >>
  • Если предприниматель не будет соблюдать требования 54-ФЗ, ему грозит штраф до 50% от суммы, полученной за время работы без кассы (но не меньше 10 000 рублей). С июля 2018 года ИП могут оштрафовать на 10 000 рублей за проведение через ККТ расчетов, которых на самом деле не было, а также за неправильно указанный в чеке маркируемый товар - на 50 000 рублей. Такой же штраф грозит и за несвоевременную передачу фискальных данных.

Что можно сделать прямо сейчас?

В 2018 году почти все предприниматели должны были зарегистрировать кассу. Всего, по оценкам экспертов, в этом году перешли на новый порядок около 1 млн бизнесменов. Остальные предприниматели должны поставить кассу уже к 1 июля 2019 года. Рекомендуем уже сейчас задуматься о кассовой техники: возможен дефицит фискальных накопителей и моделей нового образца. Откладывать покупку опасно: как показала практика прошлого года, тянут до последнего большинство предпринимателей - а их более 1 млн!

Коснутся ли новые правила интернет-магазинов и вендинговых фирм?

Да, интернет-магазины тоже должны установить ККТ. Чек нужен всегда - даже когда клиент дистанционно оплачивает покупку картой. В такой ситуации надо отправить документ на email покупателя. Если происходит доставка за наличные - чек выдает курьер.

Вендинговые автоматы могли работать без ККТ до 1 июля 2018 года. Но если вы - ИП без сотрудников, можете не ставить кассу до 1 июля 2019 года.

Какие кассы можно использовать в 2019 году?

Все разрешенные к использованию модели ККТ есть в реестре на сайте ФНС. Онлайн-ККТ с 2017 года должны подключаться к интернету - добавился Ethernet-порт, встроенный GPRS- или WiFi-модем. Самые бюджетные образцы используют интернет на компьютере, к которому подключаются по USB-порту. В новой ККМ с 2017 года должен быть фискальный накопитель - аналог электронной ленты (ЭКЛЗ). Сама ЭКЛЗ ушла в прошлое - кассы с ней уже не выпускают.

Сколько стоят новые кассовые аппараты в 2019 году?

Менять ККТ предпринимателям приходится за свой счет. Часто покупка новой кассы выходит дешевле, чем доработка старой. Стоимость модернизации зависит от количества техники и ее моделей.

Еще одна статья расходов - услуги ОФД. Они обходятся около 3 000 рублей в год за одну кассу. Стоит учесть и затраты на подключение к интернету - закон предполагает, что каждая торговая точка должна быть подключена к сети. Кроме того, раз в 13 месяцев надо менять фискальный накопитель. Юрлицам на ЕНВД, УСН или патенте - раз в три года.

Новые кассовые аппараты требуют и расходов на обслуживание. Но сегодня предприниматель может выбирать: платить за постоянное обслуживание в сервисном центре или обращаться туда только по факту поломки.

Как происходит замена кассовых аппаратов в 2019 году?

Для перерегистрации уже имеющейся кассы необходимо узнать, можно ли ее модернизировать - у ККТ должна быть возможность подключаться к интернету. Надо также проверить, можно ли установить на ККТ фискальный накопитель. Узнайте подробнее в своем сервисном центре. Если вашу кассу доработать нельзя, придется покупать новую. Затем нужно заключить договор с ОФД и поставить ККТ на учет , это можно сделать через интернет.

Как теперь проходит фискализация?

Фискализацию можно пройти в интернете - предпринимателю не нужно идти в налоговую или обращаться в центр технического обслуживания. Для этого потребуется квалифицированная электронная подпись (КЭП) - аналог личной подписи.

Получить КЭП можно в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи. Адреса опубликованы на сайте ведомства - забирать электронную подпись надо лично.

Обязательно ли обслуживать новые кассовые аппараты в ЦТО?

Необязательно. Кассовую технику поддерживает производитель, который может привлекать партнерские сервис-центры, которым теперь не надо получать разрешения в налоговой. Таким образом, нет ничего страшного, если с 1 января 2017 года новые кассы не обслуживаются там на постоянной основе. Для регистрации ККТ в налоговой договор с ЦТО больше не является обязательным условием.

Кому можно вообще не ставить новые кассовые аппараты?

Есть виды деятельности, которых 54-ФЗ не коснулся. И не важно, ведет такой бизнес ИП или ООО, - кассовый аппарат в 2019 году ему не нужен.

  • бахчевыми, овощами и фруктами вразвал, а также живой рыбой;
  • мороженым и прохладительными напитками в киосках и лотках;
  • вразнос и на розничных рынках и ярмарках (кроме торговли в отдельных крытых павильонах или магазинах);
  • молоком, маслом или керосином в розлив;
  • газетами и журналами;
  • изделиями художественных народных промыслов.

Освобождены от применения ККТ и те, кто оказывает услуги:

  • по вспашке огородов и распилу дров;
  • по ремонту и покраске обуви;
  • по изготовлению ключей и мелкому ремонту ювелирных изделий и очков.
  • нянь и сиделок;
  • носильщиков на вокзалах;

Также в списке освобожденных от использования ККТ - точки по приему утильсырья и стекла, аптечные и фельдшерские пункты в сельской местности и прочие медицинские учреждения.

Как новые правила будут работать в труднодоступных местностях, где нет интернета?

В отдаленных деревнях и поселках можно работать без передачи данных в налоговую через интернет. Но замену кассовых аппаратов в 2018 году никто не отменял даже там: во всех кассах все равно должен быть фискальный накопитель. Список населенных пунктов, в которых можно работать без подключения к интернету, определяют местные власти.

Шестакова Е.В.
Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук
Cпециально для компании «Такском»

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ, который вносит существенные поправки в законодательство о контрольно-кассовой технике. Основное изменение касается передачи данных в электронном виде в налоговый орган, но, кроме этого, изменяются взаимоотношения компаний и предпринимателей с центрами технического обслуживания (ЦТО). Однако неисправность кассы обернется значительными штрафами.

Роль ЦТО в использовании ККТ

До принятия поправок в Федеральный закон о контрольно-кассовой технике без договора с ЦТО и наличия знака «Сервисного обслуживания» нельзя было зарегистрировать контрольно-кассовую технику. В письме ФНС России от 07.09.2015 № ЕД-4-2/15725 «Об образце знака «Сервисное обслуживание» устанавливалось, что при предоставлении государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники необходимо руководствоваться исключительно утвержденным образцом знака «Сервисное обслуживание». Для того чтобы зарегистрировать кассу, необходимо было провести техническую проверку. После проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или ЦТО на эту технику наклеивалась марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольно-кассовой техники.

С 2017 года вносятся изменения в порядок регистрации кассовой техники, вследствие которых существует возможность отказаться от договора с ЦТО. Налоговый орган теперь будет отслеживать кассовые операции в режиме онлайн, кроме того, вводится возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.

Вместе с тем, нельзя сказать о том, что роль ЦТО полностью нивелируется и компания или предприниматель могут полностью отказаться от договора с Центром технического обслуживания. И причин для этого несколько.

Во-первых, несмотря на возможность регистрации кассы онлайн, знак «сервисное обслуживание», свидетельствующий о техническом обслуживании ККТ не отменен. В настоящее время действует знак обслуживания, утвержденный Приказом Минфина России от 09.08.2013 № 77н «Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание».

Во-вторых, для того, чтобы исполнить требования к контрольно-кассовой технике и фискальному накопителю, в частности, возможность формирования фискального признака для фискальных документов при продолжительности смены более 24 часов, кассовая техника должна быть исправной.

В-третьих, в случае возникновения спора с налоговым органом именно на основании договора с ЦТО, актов проверки ККТ, а также заключений возможно в судебном порядке оспорить неправомерное решение налогового органа. В пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 даны разъяснения о том, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. И такой подход применяется в случае, если кассовая техника не работает. Однако представив доказательства исправности контрольно-кассовой техники, налогоплательщик может избежать доначисления налогов расчетным путем.

В-четвертых, наличие неисправной техники может привести к штрафным санкциям, поэтому договор с ЦТО позволит оперативно устранить неисправность и избежать штрафов. Так, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Однако, безусловно, на рынке технического облуживания кассовой техники можно ожидать достаточно «жесткую борьбу» за клиента, и здесь представителям ЦТО важно продумать аргументы для магазина, желающего отказаться от договора с ЦТО.

Как убедить магазин не отказываться от ЦТО

Применение кассовой техники будет расширено в соответствии с поправками, внесенными в законодательство, а это значит, что на кассовую технику перейдут даже те, кто ранее имел право ее не использовать. С 2017 года до 2018 года возможно будет не применять контрольно-кассовую технику в следующих случаях:

  • при оказании услуг населению с выдачей бланка строгой отчетности;
  • при розничной торговле, по которой уплачивается ЕНВД.

До 1 июля 2018 года налоплательщики ЕНВД (использование продлено до 1 января 2021) и ПСН не обязаны применять ККТ. Организации, применяющие УСН, обязаны применять ККТ и сейчас. Но для малого бизнеса (ЕНВД, ПСН, УСН) разрешено использовать ККТ без учета номенклатуры продаваемых товаров в отличие от предприятий с обычной системой налогообложения (до 01.02.2021 года).

Кроме того, чтобы использовать старую кассовую технику в расчетах, ее необходимо будет модернизировать к 2017 году. Соответственно, те центры, которые предлагают услуги по подобной модернизации, находятся в более выгодном положении по сравнению с коллегами, которые не могут предложить подобный сервис.

Также важно, что любая техника требует технического обслуживания, в противном случае она может в любое время выйти из строя. При этом привлечение в штат собственного специалиста, осуществляющего техобслуживание, наладку сетевой архитектуры, может быть менее выгодным, чем заключение аутсорсингового договора с ЦТО. Специалисты ЦТО имеют узкую специализацию и быстро могут найти и устранить неисправность кассового аппарата, а это значит, что касса не будет «простаивать», а на компанию не будут наложены штрафные санкции за использование неисправной кассовой техники.

Ряд центров технического обслуживания также предлагают дополнительные услуги, такие как обучение персонала, что очень важно при работе с новой контрольно-кассовой техникой, передающей информацию в налоговый орган. При этом важно обратить внимание, что на кассиров фактически возложены новые обязанности, и кассиру трудно понять новые законодательные требования. В этой связи потребуется дополнительное обучение. Так, кассир должен учитывать следующие изменения. Перед началом осуществления расчетов с применением контрольно-кассовой техники формируются отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов - отчет о закрытии смены. При этом кассовый чек (бланк строгой отчетности) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены. При выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены. То есть использование новой техники потребует дополнительного обучения персонала работе на новой технике.

Для клиентов также важен дополнительный сервис, который могут предложить ЦТО. К таким дополнительным услугам могут относиться услуги по подключению к Интернету, консалтинговые услуги в отношении организации кассового обслуживания сети филиалов, техническая поддержка в онлайн-режиме, когда клиент может задавать вопросы в отношении работы кассы. Некоторые ЦТО предлагают программу абонентского обслуживания и при этом предлагают гарантийный ремонт, позволяющий предотвратить случаи, когда поломка происходит по одной и той же причине из-за некачественного ремонта.

Эти доводы являются весомыми аргументами для магазинов, которые решили сократить расходы по договору с ЦТО.

В заключение нужно отметить, что, безусловно, сегодня клиент выбирает те центры технического обслуживания, которые могут предложить больше услуг, и чьи услуги более качественные и профессиональные.

Компания «Такском» в качестве оператора фискальных данных готова предоставить свои услуги для центров технического обслуживания. Мы предлагаем выгодные коммерческие условия и набор сервисов, разработанных специально для ЦТО. Более подробная информация о проекте на нашем сайте.

1. Общие положения.

1.1. Аттестации подлежат ЦТО ККМ, зарегистрированные в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и поставленные на учет в налоговых органах соответствующего Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам до 1 марта 2002 года. Вновь зарегистрированные ЦТО обязаны проходить аттестацию не позднее, чем через 1 год после их регистрации.
Решения по аттестации ЦТО ККМ принимаются ГМЭК по ККМ. Срок действия выданных аттестатов - 3 года со дня принятия соответствующего решения.
1.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны уведомить руководителя ЦТО о предстоящей проверке ЦТО членами региональной аттестационной комиссии не позднее, чем за две недели до начала проверки.
1.3. Представители региональной аттестационной комиссии вправе беспрепятственно:
- посещать объекты, где ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся ККМ, независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;
- проверять техническое состояние ККМ и условия их хранения;
- использовать технические средства и привлекать персонал ЦТО, на котором осуществляется проверка.
1.4. Руководитель ЦТО должен обеспечить условия, необходимые для проведения проверок, в том числе представления участникам проверки необходимых для работы документов и материалов, а также технических средств, привлечения специалистов для проведения измерений, испытаний ККМ и ответственных лиц ЦТО с правом подписания протоколов измерений, испытаний, справок и т.д.

2. Требования, предъявляемые к ЦТО, подлежащих аттестации.

Организация, претендующая на аттестацию в качестве ЦТО, должна иметь:
- необходимые средства и документированные процедуры;
- квалифицированный и прошедший специальную подготовку персонал;
- всю необходимую нормативно-техническую документацию по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту ККМ;
- структуру, юридические и экономические возможности для проведения соответствующих видов работ;
- организационно-методические документы, устанавливающие порядок проведения работ.

2.1. Требования к организации работ в ЦТО.
2.1.1. Каждый сотрудник ЦТО должен знать конкретную сферу своей деятельности и ответственности.
В ЦТО должна быть предусмотрена система внутренней проверки компетентными ответственными лицами хода и результатов проводимых работ.
2.1.2. Состав персонала, профессиональная подготовка, квалификация и опыт должны обеспечивать проведение работ в соответствии с областью аккредитации (модели ККМ, которые имеет право обслуживать и ремонтировать ЦТО).
Для каждого специалиста ЦТО должна быть разработана должностная инструкция, устанавливающая его функциональные обязанности, права и ответственность, требования к образованию, техническим знаниям и опыту работы.
2.1.3. Специалисты, непосредственно участвующие в выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту ККМ, должны быть аттестованы установленным порядком на право их проведения.
В ЦТО должна вестись работа по повышению квалификации персонала.
2.1.4. Помещения ЦТО для проведения диагностики, ремонта и испытаний отремонтированных ККМ должны соответствовать санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды.
Доступ к месту проведения работ лиц, не относящихся к персоналу данного ЦТО, должен строго контролироваться.
2.1.5. ЦТО должен иметь оборудование, средства измерений, а также запасные части и расходные материалы, необходимые для проведения соответствующих работ. Испытательное оборудование, средства измерений и методики измерений должны отвечать требованиям стандартов государственной системы обеспечения единства измерений, нормативных документов на методы испытаний.
2.1.6. Все оборудование и средства измерений должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность и защиту от повреждений и преждевременного износа. Для оборудования, требующего периодического технического обслуживания, должны быть разработаны и утверждены инструкции и графики по техническому обслуживанию, а также графики поверок.
Неисправное испытательное оборудование и средства измерений должны сниматься с эксплуатации и этикетироваться соответствующим образом, указывающим на их непригодность для выполнения своих функций.
2.1.7. Каждая единица испытательного оборудования и средств измерений должна быть зарегистрирована. Регистрационный документ (лист, карта и др.) на каждую единицу должен включать следующие сведения:
- наименование и вид;
- предприятие-изготовитель (фирма), тип (марка), заводской и инвентарный номер;
- дату изготовления, дату получения и ввода в эксплуатацию;
- место и лицо, за которым закреплено данное оборудование или средство измерения.
2.1.8. Все испытательное оборудование и средства измерений должны иметь паспорт (формуляр). Порядок поверки должен соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной документацией.

2.2. Требования к документации ЦТО.
2.2.1 .Персонал ЦТО в своей работе должен руководствоваться документацией, включающей:
- технические требования к проводимым видам работ;
- инструкции по эксплуатации стендового оборудования и средств измерений;
- инструкции, определяющие хранения информации по результатам выполненных работ (актов по форме № КМ-2, рабочих журналов, отчетов и т.п.).
2.2.2.В ЦТО должны быть установлены и документированы процедуры, обеспечивающие наличие в установленных местах инструкций, нормативных документов, руководств и других документов, связанных с обеспечением качества работ, техникой безопасности и ведением документации.
2.2.3.Руководством ЦТО периодически должны проводиться внутренние проверки системы обеспечения качества с целью повышения ее эффективности. Такие проверки должны регистрироваться в специальном журнале с подробным описанием принятых мер.
2.2.4. В ЦТО должна вестись документация, в которой фиксируется состояние поступивших ККМ, указываются лица, получившие ККМ, готовившие их к ремонту и проводившие ремонт или техническое обслуживание.
2.2.5. На всех стадиях регистрации и выдачи ККМ должна быть обеспечена юридическая правомерность документирования (исключение исправлений, идентификация подписей, печати, даты и другие требования делопроизводства).
2.2.6. Примерный перечень документов, который должен быть в ЦТО, приведен в Приложении к Рекомендациям.

В документе "Порядок проведения аттестации центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин", утвержденном решением ГМЭК по ККМ от 18 апреля 2002 года (Протокол № 2/67-2002), в пункте 1.5 указаны пункты и подпункты Отчета, при условии обязательного их исполнения, ЦТО могут быть аттестованы. Там же указаны пункты и подпункты Отчета, в которых если имеется хотя бы одна отрицательная оценка, ЦТО не будет аттестован.
Поэтому, при заполнении пунктов и подпунктов Отчета это необходимо иметь в виду и учесть следующее:
3.1. Оформление пунктов 1-4 Отчета не должно вызывать особых затруднений, так как включение ЦТО в график проверки региональной аттестационной комиссией уже предполагает наличие указанных документов и сведений.
Но при этом, необходимо обратить внимание на два момента:
- Свидетельство о регистрации предприятия в качестве ЦТО (форма этого документа устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно) выдается на определенный срок и к моменту проведения аттестации этот срок может истечь;
- недопустимо создание ЦТО, находящегося в ведомственной или иной подчиненности от предприятий и организаций, применяющих ККМ. Исключение могут составлять предприятия и организации, в отношении которых приняты соответствующие решения ГМЭК по ККМ (например, МПС России, Минсвязи России).
3.2. По пункту 5.
Для качественного проведения всего комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту ККМ центр технического обслуживания обязан иметь по каждой модели ККМ, принятой на техническое обслуживание, комплект ремонтной и эксплутационной документации, рекомендованной и заверенной генеральным поставщиком ККМ. При этом, независимо от количества обслуживаемых моделей ККМ, в ЦТО должна быть обеспечена организация приобретения и хранения полного комплекта указанной документации по каждой модели ККМ, заверенной ее генеральным поставщиком.
3.3. При составлении сведений по пункту 6 Отчета необходимо учитывать, что филиалы и пункты технического обслуживания ККМ, находящиеся в различных регионах, должны быть поставлены на учет в налоговых органах по месту их нахождения.
В Отчете приводятся сведения по каждому обособленному объекту с указанием его организационно-правовой формы и указываются все территориальные органы УМНС России, в которых они поставлены на учет.
3.4. По пункту 7.
Количество принятых на техническое обслуживание ККМ может не совпасть с количеством установленных на них средств визуального контроля (СВК) ЦТО (графа 4 таблицы) и освидетельствованных ККМ (графа 5).
Опыт показывает, что причина, в основном, одна - некоторые пользователи ККМ отказываются приобретать у ЦТО СВК, оплачивать работы по освидетельствованию ККМ на соответствие их эталонным версиям и покупать Паспорта версий. Такие случаи могут быть.
В тех случаях, когда потребители ККМ отказываются от проведения ЦТО освидетельствования ККМ и установки СВК "Сервисное обслуживание", а ЦТО не хочет из-за этого расторгать с потребителем ККМ договор, РА ЦТО ККМ рекомендует ЦТО оформлять уведомления (предписания) потребителям ККМ о том, что до них доведены сведения о порядках и сроках установки СВК и освидетельствования ККМ и что при отказе от выполнения этих мероприятий вся ответственность возлагается на них.
Тем самым, ЦТО будет застрахован от необходимости, объясняться с налоговыми органами при выявлении ими этих нарушений и не выполнения требований Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
Кроме того, ЦТО сможет документально обосновать наличие у него на обслуживании не освидетельствованных ККМ или почему количество установленных СВК ЦТО не совпадает с количеством принятых на техническое обслуживание ККМ.
При заполнении графы 6 таблицы 7 необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации предусмотрено, что генеральные поставщики ККМ создают на договорной основе сеть ЦТО, координируют и контролируют их деятельность. При этом важнейшим условием взаимоотношений между генеральным поставщиком ККМ и ЦТО является заключение договора на техническое обслуживание и ремонт ККМ на определенный генеральным поставщиком срок.
ЦТО не вправе принимать на техническое обслуживание и ремонт у потребителя те модели ККМ, на которые у него отсутствует договор с генеральным поставщиком ККМ.
Поэтому, необходимо удостовериться, что все договоры с генеральными поставщиками ККМ пролонгированы и сроки их действия не заканчиваются на момент (во время) проведения аттестации (проверки) ЦТО.
Если перед началом проверки региональной аттестационной комиссией обнаружится, что по какой либо модели ККМ истек срок договора с генеральным поставщиком, можно найти выход из этого положения, используя один из вариантов:
- не включать эту модель ККМ в таблицу;
- просить региональную аттестационную комиссию отложить аттестацию Вашего ЦТО, как это предусматривает "Порядок проведения аттестации центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин";
- в срочном порядке пролонгировать или перезаключить договор с генеральным поставщиком этой модели ККМ.
Первый вариант может повлечь за собой потерю какой-то части клиентов. Более предпочтительным является третий вариант.
3.5. По пункту 8.
Помещения, находящиеся в собственности ЦТО или арендованные на определенный срок, должны соответствовать санитарным нормам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды.
Поэтому, руководитель ЦТО должен быть готов дать членам региональной аттестационной комиссии исчерпывающую информацию об используемых ЦТО помещениях:
- назначение помещения (в т.ч. виды проводимых испытаний);
- специальное или приспособленное помещение;
- площадь;
- температура и влажность;
- освещенность на рабочих местах;
- уровень загазованности;
- уровень шума;
- уровень помех;
- наличие специализированного оборудования (вентиляция, защита от помех и т.д.);
- удобство доставки объектов испытаний;
- условия приемки и хранения образцов.
3.6. Заполняя таблицу пункта 9 Отчета необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Численность специалистов, имеющих действующую группу допуска по электробезопасности не ниже третьей, должна совпадать с суммарной численностью специалистов в графах 3 и 4 таблицы.
Специалисты ЦТО, прошедшие обучение у генерального поставщика ККМ, должны иметь соответствующие документы на конкретную модель ККМ, заверенные генеральным поставщиком ККМ.
Если, специалисты ЦТО проходили обучение в других организациях, то наряду с документами этих организаций об обучении специалистов ЦТО необходимо иметь документы, подтверждающие, что эти организации уполномочены генеральным поставщиком ККМ проводить обучение специалистов ЦТО по конкретной модели ККМ.
Если специалисты ЦТО проходили обучение в своем ЦТО, то это должно быть подтверждено соответствующими документами (приказом по предприятию, протоколами квалификационной комиссии и т.п.). При этом в ЦТО должны быть документы, разрешающие лицам, прошедшим обучение у генерального поставщика ККМ, проводить обучение своих специалистов ремонту и техническому обслуживанию конкретной модели ККМ.
3.7. При заполнении пункта 10 Отчета необходимо представить следующие сведения.
Оснащенность стендовым и испытательным оборудованием:
- наименование модели ККМ;
- наименование испытаний и (или) определяемых характеристик (параметров) ККМ;
- наименование испытательного оборудования, тип (марка), заводской и инвентарный номера;
- изготовитель (страна, предприятие, фирма);
- основные технические характеристики;
- год ввода в эксплуатацию;
- дата и номер документа об аттестации испытательного оборудования, периодичность.
Оснащенность средствами измерений:
- наименование определяемых (измеряемых) характеристик (параметров);
- наименование средств измерений, тип (марка), заводской и инвентарный номера;
- изготовитель (страна, предприятие, фирма);
- основные технические характеристики (диапазон измерений, погрешность);
- год ввода в эксплуатацию;
- дата и номер протокола проверки средства измерения, периодичность.
Документация на стендовое и испытательное оборудование и средства измерения (регистрационные документы) должна включать сведения, приведенные в пункте 5 Приложения к Рекомендациям.
3.8. По пункту 11.
При оформлении этого пункта необходимо руководствоваться требованиям, установленными в абзаце 16 подпункта 10.2 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, в соответствии с которыми ЦТО обеспечивает гарантийный и послегарантийный ремонты ККМ в срок не более 36 часов с момента передачи вызова в условиях города, в срок не более 72 часов - в условиях сельской местности.
Нарушение этих сроков может расценено как нарушение договорных условий между ЦТО и потребителем ККМ, которые должны быть документально подтверждены.
Поэтому в специальном Журнале диспетчерской службы (он должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью) должны быть зафиксированы все вызовы специалистов ЦТО, связанные с устранением аварийных ситуаций (дата, время, адрес предприятия, фамилия, имя и отчество лица, сообщившего о возникшей аварийной ситуации на ККМ).
Своевременность устранения аварийных ситуаций должна быть подтверждена Актом о выполненных работах и зафиксирована в Журнале учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ по форме № КМ-8. В этом же Журнале должны регулярно делаться отметки о плановых технических обслуживаниях и ремонтах ККМ.
При наличии замечаний потребителей ККМ или налоговых органов по срокам выполнения работ по ремонту, техническому обслуживанию и устранению аварийных ситуаций необходимо указать причину невыполнения этих работ в срок и представить документы, подтверждающие устранение замечаний.
3.9. По пункту 12.
3.9.1. Подпункт 12.1. ЦТО выдают потребителям ККМ предписания с указанием допущенных нарушений правил эксплуатации ККМ и мер по устранению этих нарушений.
При оформлении этого подпункта может быть указано общее количество выданных в 2002 году предписаний с указанием числа ККМ, по которым выданы предписания. Указываются наиболее часто встречающиеся нарушения.
3.9.2. Подпункт 12.2. Отмечается работа специалистов ЦТО по оказанию потребителям ККМ консультативных услуг по вопросам эксплуатации ККМ, ежедневного технического обслуживания ККМ кассиром-операционистом, мерам безопасности при работе на ККМ и ее ежедневном техническом обслуживании.
Платные консультативные услуги подтверждаются соответствующими финансовыми документами.
3.9.3. При заполнении подпункта 12.3 Отчета необходимо иметь ввиду, что ЦТО, не имеющие статус учебного заведения (должна быть лицензия образовательного учреждения) не могут лицам, прошедшим обучение практической
работе на конкретной модели ККМ, присваивать квалификацию "кассир-операционист" и выдавать соответствующий документ.
ЦТО имеет право выдавать обучаемому Справку о том, что он получил исчерпывающую информацию о ККМ, на которой ему предстоит работать:
- особенности данной модели ККМ;
- технические характеристики ККМ;
- основные функции и возможности ККМ;
- учет и отчетность.
А также, приобрел навыки работы на конкретной модели ККМ, работе с дополнительными устройствами: считывателями штрих-кодов, считывателями магнитных карт и смарт-карт, весами, контроллерами топливораздаточных колонок, модемом и т.д.
3.9.4. Подпункт 12.4. Содействие в обеспечении потребителей ККМ расходными материалами (чековая лента, картриджы) может быть подтверждено соответствующими финансовыми документами. Можно указать количество
реализованного расходного материала или сумму денег, на которую были отпущены потребителям ККМ расходные материалы в 2002 году.
3.9.5. В подпункте 12.5 необходимо указать количество выданных в 2002 году паспортов-дубликатов на ККМ или иных приравниваемых к ним документов (формуляр) с указанием причин необходимости выдачи дубликатов.
3.9.6. В подпункте 12.6 Отчета имеется не точность - "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин" (форма № КМ-1) оформляется без участия специалистов ЦТО и никакого отношения (прямого) к деятельности ЦТО не имеет.
А провести выездную выборочную проверку о своевременном внесении отметок в паспорт (формуляр) ККМ (особенно о фактах замены блока фискальной памяти) и Журналы вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8) члены региональной аттестационной комиссии могут.
Необходимо иметь в виду, что Журнал является документом, подтверждающим плановость технических осмотров, технического обслуживания и ремонтов ККМ специалистами ЦТО.
Поэтому, пока есть время, необходимо, чтобы специалисты ЦТО перед прохождением аттестации навели порядок в оформлении этих Журналов.
3.9.7. Подпункт 12.7. Техническое обслуживание включает в себя: осмотр ККМ, межремонтное обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты.
Учитывая, что техническое обслуживание ККМ проводится в целях поддержания их в постоянной исправности, предупреждения выхода из строя во время эксплуатации и продления срока службы ККМ, наличие графиков технического обслуживания (планово-предупредительных ремонтов) ККМ является для ЦТО обязательным.
Графики технического обслуживания разрабатываются ЦТО на год для каждой модели или группы моделей ККМ. Периодичность технического обслуживания определяется руководством по техническому (сервисному) обслуживанию конкретной модели ККМ, разработанным заводом-изготовителем ККМ.
В ЦТО должны быть расценки за представляемые услуги не только по ремонту и техническому обслуживанию ККМ, но и по обеспечению потребителей ККМ расходными материалами, а также по обучению кассиров-операционистов практической работе на конкретной модели ККМ.
3.9.8. Подпункт 12.8. По усмотрению руководителя ЦТО могут быть приведены и другие сведения, не вошедшие в подпункты 12.1 - 12.7, но так или иначе связанные со сферой взаимодействия ЦТО с потребителями ККМ.
3.10. По пункту 13.
3.10.1. Подпункт 13.1. Необходимо указать, как формируется резерв (фонд) запасных частей по моделям ККМ (получение запасных частей непосредственно у генеральных поставщиков ККМ, через дилеров, брокеров, дистрибьюторов; периодичность закупок (поставок) запасных частей; прогнозирование необходимого количества и номенклатуры запасных частей и т.п.).
3.10.2. Подпункт 13.2. Следует указать, каким образом происходит корректировка технической документации на основании полученных извещений от генеральных поставщиков ККМ, как информация об конструктивных изменениях в ККМ доводится до специалистов ЦТО, какое должностное лицо несет ответственность за своевременность реализации этих изменений на ККМ.
3.10.3. Подпункт 13.3. В этом подпункте могут быть приведены и другие сведения о взаимодействии ЦТО с генеральными поставщиками ККМ в объеме пункта 7 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации.
3.11. По пункту 14.
В этом пункте желательно, чтобы руководители ЦТО отметили те вопросы, которые не были охвачены предыдущими пунктами Отчета, но которые должны быть решены в ближайшее время в целях повышения эффективности деятельности ЦТО, высказали свои замечания, пожелания и предложения.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения аттестации центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин, утвержденного решением ГМЭК по ККМ от 18 апреля 2002 года (Протокол № 2/67-2002), РА ЦТО ККМ участвует в анализе отчетных документов по аттестации ЦТО и подведении итогов работы по аттестации.
Поэтому, РА ЦТО ККМ смогла бы обобщить Ваши замечания, пожелания и предложения, высказанные при заполнении пункта 14 Отчета, и содействовать ЦТО в решении стоящих перед ними общих проблем, а также оказать действенную помощь в вопросах взаимодействия с ГМЭК по ККМ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, налоговыми органами, генеральными поставщиками ККМ, органами стандартизации и метрологии и другими организациями, имеющими отношение к сфере деятельности ЦТО.
К настоящим Рекомендациям прилагаются основные нормативные документы, регламентирующие порядок применения ККМ, которыми необходимо руководствоваться ЦТО ККМ в своей повседневной деятельности.
Указанные нормативные документы (приложения №№ 2, 3, 4, 5) приведены с соответствующими изменениями и дополнениями.
Российская ассоциация центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин надеется, что все ЦТО успешно пройдут аттестацию и в дальнейшем будут активно сотрудничать с Ассоциацией в вопросах совершенствования организации технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин.

Приложение № 1
к рекомендациям руководителям ЦТО ККМ по прохождению аттестации


Примерный перечень документов, которыми должен располагать ЦТО, подлежащий аттестации
1. Правовая документация:
Свидетельство о государственной регистрации предприятия.
Свидетельство о регистрации предприятия в качестве ЦТО.
Документ, свидетельствующий о постановке на учет в налоговых органах.
Аттестат предыдущей проверки (если ЦТО проходил аттестацию).
Договор(ы) с поставщиком(ами) ККМ о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин.
Договоры с потребителями ККМ о техническом обслуживании и ремонте ККМ.
2. Организационно-методическая документация:
Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации;
Порядок использования средств визуального контроля на контрольно-кассовых машин;
ГОСТ 23411-84;
Порядок внесения изменений в конструкцию, аппаратную часть и программное обеспечение моделей ККМ;
Порядок замены фискальной памяти;
Сведения о ККМ и пакетах прикладных программ к активным системным ККМ, включенных и исключенных из Госреестра и разрешенных к применению в РФ.
3. Нормативная документация на проводимые виды работ:
Полный комплект документации, рекомендуемой поставщиком для качественного проведения технического обслуживания, ремонта и модернизации ККМ.
4. Документация на систему обеспечения качества:
Руководство по качеству.
5. Документация на испытательное и измерительное оборудование - регистрационные документы на оборудование (журнал, карты, листы и пр.), включающие следующие сведения:
наименование и вид оборудования;
предприятие-изготовитель (фирма), тип (марка), заводской и инвентарный номер;
дата изготовления, получения и ввода в эксплуатацию оборудования;
состояние при покупке (новое, бывшее в употреблении, после ремонта и т.п.);
данные об имеющихся неисправностях, ремонтах, ТО;
данные об аттестации и поверках;
документы по эксплуатации и ТО испытательного оборудования и средств измерений;
паспорт на каждую единицу испытательного оборудования и средств измерений;
методики проведения поверок средств измерений, а также программы и методики аттестации испытательного оборудования;
порядок аттестации и утверждения нестандартизированных методик испытаний и измерений;
документы по учету поверок средств измерений и аттестации испытательного оборудования;
графики аттестации испытательного оборудования и поверок средств измерений.
6. Документация по персоналу ЦТО:
личные дела сотрудников ЦТО;
должностные инструкции;
материалы по аттестации сотрудников ЦТО.
7. Документация на поступающие в ремонт ККМ:
формуляр (паспорт), акт по форме №КМ-2;
инструкции, содержащие:
порядок приемки ККМ;
требования к комплектности документов на ККМ;
порядок обеспечения сохранности информации в ККМ;
порядок возврата ККМ заказчику.
8. Документация на порядок проведения работ и регистрации данных:
программы и методики проведения работ;
документы, содержащие порядок оформления актов по форме №КМ-2 и актов выполненных работ;
отчеты о проведенных работах.
9. Документация по поддержанию условий в помещениях:
инструкции по обеспечению должного порядка в производственных помещениях;
журнал контроля состояния помещений;
эксплуатационная документация на оборудование, контролирующее и (или) поддерживающее необходимые условия окружающей среды в помещениях.
10. Документация по архиву:
инструкция по порядку ведения архива данных выполненных работ и актов по форме №КМ-2, рабочих журналов, отчетов и т.д.
15 марта 2017 в 11:30

Новый закон об онлайн-кассах: как меняется сервисное обслуживание торгового оборудования

Изображение: Rusty Clark , Flickr

В нашем блоге ранее мы рассказывали об изменениях в законе о порядке применения ККМ , связанных с переходом на онлайн-передачу данных в ФНС РФ. ФЗ-54 серьезно меняет всю схему работы предприятий розничной торговли и сферы услуг на территории Российской Федерации. С 1 июля 2017 года закон заработает в полном объёме, что обязывает все организации в сфере торговли полностью перейти на новое оборудование или модернизировать старые ККМ.

Изменится не только само оборудование, но и принцип его технического обслуживания. Сегодня мы поговорим о том, как будет выглядеть новая схема, и что бизнесу нужно будет делать, чтобы привести оборудование в соответствие требованиями законодательства и поддерживать его в рабочем состоянии в дальнейшем.

Как все работало раньше

До 1 июля техническое обслуживание кассового оборудования, зарегистрированного по старой схеме, с использованием ЭКЛЗ производится по отработанному годами сценарию. В нем присутствует три основных участника:
  • пользователь - магазин, в котором установлена касса;
  • центр технического обслуживания (далее по тексту ) - компания, специализирующаяся на обслуживании ККМ;
  • ФНС - налоговая служба.
По такой схеме ЦТО являлись контролерами выполнения фискальных норм использования ККМ, обеспечению функционирования аппаратов с ЭКЛЗ и их своевременной замены. Сервисные центры проходили лицензирование в ФНС с приобретением статуса ЦТО, получали аккредитацию генерального поставщика оборудования, что позволяло им заниматься обслуживанием ККМ, используемых бизнесом на определенной территории.

Например, ремонт оборудования в ЦТО сопровождался подготовкой документов, в которых фиксировались показания нарастающих итогов денежных средств, хранящихся в некорректируемой памяти ККМ. До и после проведения ремонта - только после предоставления этих документов налоговая инспекция давала разрешение на то, чтобы снова ввести ККМ в эксплуатацию.

Что меняется

Новые нормы ФЗ-54 серьезно меняют описанную схему. Теперь большую свободу выбора получают конечные пользователи кассового оборудования - то есть компании и предприниматели, поскольку для использования ККТ больше не требуется обязательного заключения договора на обслуживание с ЦТО. Они самостоятельно могут закупать оборудование и необходимые расходные материалы, в том числе и фискальные накопители, пришедшие на смену ЭКЛЗ (), а затем самостоятельно регистрировать оборудование в ФНС и обслуживать в любом сервисном центре, который прошёл обучение у поставщика ККМ. Все манипуляции с оборудованием (регистрация ККТ, перерегистрация ККТ, снятие с учёта ККТ) теперь возможно выполнять в личном кабинете на сайте налоговой службы.

Фактически, из схемы просто были исключены ЦТО - теперь представители организации, эксплуатирующей ККТ, могут прибегать к услугам любой компании, расположенной не только в своем регионе. Точно также и сервисные центры могут расширять число клиентов, не будучи скованными географическими рамками.

Ожидания vs реальность

Нужно сказать, что на бумаге новые возможности, которые открываются перед бизнесом, выглядят неплохо. Однако в реальности мало кто хочет пользоваться новыми правами. Компаниям проще продолжать работать с партнером, который раньше назывался ЦТО, а теперь стал простым «сервисным центром».

Тому есть вполне объективные причины - специалисты такой компании долго работают с конкретной кассовой техникой, использующейся в магазинах, и знают все ее особенности. Кроме того, немаловажно и хорошее понимание особенностей работы программного обеспечения, которое устанавливается на этом оборудовании. Бизнесу не нужны риски - важен уровень доверия, который складывается между двумя компаниями за время сотрудничества. Наконец, смена сервисного центра влечет за собой дополнительную проверку и оценку в деле будущего сервисного партнёра - в одном случае уже есть действующий договор на обслуживание с надёжным проверенным сервисным-партнёром, в другом его нужно заключать заново с непроверенным сервисным центром.

Мы на собственном примере видим, что бизнес не готов предпринимать усилия ради того, чтобы воспользоваться прописанным в законе правом работать с любым сервисным центром. Большинство заказчиков как обращались к нам, так и обращаются - например, просят провести модернизацию кассового оборудования, чтобы оно соответствовало изменениям в нормах ФЗ-54, помочь с его регистрацией в ФНС.

Крупные розничные сети никогда не станут пускаться в рискованные эксперименты, хотя бывают случаи, когда небольшие компании и предприниматели пытаются сэкономить, делая все самостоятельно. Однако в таком случае возрастает вероятность совершения ошибок, исправлять которые все равно просят профессионалов - а это как раз бывшие ЦТО. Теперь ЦТО не будут играть роль контролеров исполнения фискальных норм применения ККТ, но само обслуживание оборудования осуществляют точно также, как делали это раньше. И даже более того - они могут делать это по всей стране, а не на конкретной территории.

Для небольших предприятий торговли это открывает возможность сотрудничества с более опытными сервисными центрами, чем те, что представлены в их регионе. Особенно важно это в переходный период - до 1 июля 2017 бизнес должен перейти на использование онлайн-касс нового образца, для чего нужно заменить или модернизировать оборудование. Все это сопряжено с большими трудностями и необходимостью замены версий системного ПО, элементов кассовой техники, проведением тестов, а также доработок новой техники, неизбежных в течение первых года-двух после вступления нового закона в силу. И здесь помощь опытных специалистов будет практически необходима.

Инструкция Атол замена ФН - Атол 30Ф замена фискального накопителя

Атол замена ФН - это довольно не простая, но обязательная и требующая значительной внимательности процедура, избежать которой невозможно. Согласно закону, в ККТ замену ФН можно сделать своими руками. Производители кассовых аппаратов нового типа делают все, чтобы в новых моделях процедура замены накопителей стала доступной. Атол замена ФН инструкция пользователя В ККТ Атол замена ФН должна быть осуществлена еще до момента…

685


Атол Sigma 7 Обзор на смарт терминал — Сигма Торговля

Атол Sigma 7 - смарт терминал, созданный специально для бизнеса с учетом современных требований законодательства и рынка. Онлайн-касса представлена в виде моноблока для решения целого комплекса задач. Сигма 7 идет в комплекте с кассовым программным обеспечением Сигма Облако Торговля. В этом обзоре мы подробно разберем техническое оснащение устройства, характеристики, особенности программного обеспечения, представим несколько кратких и информативных видео. Обзор на…

883


Автоматизация розничной торговли

Автоматизация розничной торговли — современный технологический процесс для контроля успешного бизнеса! Современные рыночные условия направлены на создание максимального комфорта для каждого клиента, и только автоматизация торговли поможет сделать бизнес прибыльным и процветающим. Нужно понимать, что прогресс предназначен как раз для таких простых вещей, как продажа и покупка. Ведь, благодаря всего нескольким решениям вы сможете в разы повысить эффективность всего обслуживающего…

988


Терминал сбора данных для склада: выбираем лучшее

Терминал сбора данных для склада из выгодного вложения может превратиться в пустую трату денег. Как этого избежать мы и расскажем в этой статье. Вы узнаете, что из себя представляет терминал сбора данных (ТСД), чем ТСД различаются между собой, когда и зачем используются подобные устройства. Также расскажем, как выбрать терминал, какие популярные модели существуют на рынке и многое другое. Что такое терминал сбора…



Статьи по теме: