Как определить направление линий магнитного поля. Презентация к уроку по физике (9 класс) на тему: Направление тока и направление линий его магнитного поля

На этом занятии мы узнаем всё о направлении тока и направлении линии его магнитного поля. Поднимаемый на уроке вопрос связывает между собой направление электрического токаи направление его магнитных линий. На примере опыта Эрстеда мы узнаем, как происходит изменение направления тока под воздействием на него магнитного поля. Также выучим правило «буравчика» или правило правого винта.

В ходе урока мы определим взаимосвязь электрического тока и направления его магнитных линий. Для поиска закономерностей необходимо обратиться к опыту, который впервые был проведен в 1820 году датским ученым Эрстедом.

Рис. 1. Схема опыта Эрстеда

Обратимся к схеме опыта. В двух штативах был укреплен прямой проводник, подключенный к источнику тока. Под проводником располагалась магнитная стрелка, когда протекал электрический ток, магнитная стрелка располагалась перпендикулярно проводнику с током. Следующий эксперимент с изменением полярности. Электрический ток протекает в противоположную сторону. В результате направление тока в проводнике изменилось. Что произошло с магнитной стрелкой? Магнитная стрелка развернулась на 180 °. Обратите внимание, теперь южный полюс стрелки указывал туда, куда указывал северный, а северный - в противоположном направлении.

О чем этот эксперимент говорит? О том, что, когда изменяется направление электрического тока, изменяется направление магнитных линий.

В результате многочисленных экспериментов, проведенных с токами, различными токами, было установлено правило, которое теперь называется либо правилом буравчика, либо правилом правого винта. Определение: если острие буравчика (сверла) направить по направлению тока, то направление вращения рукоятки укажет направление магнитных линий.

Рис. 2. Правило буравчика

Иногда это правило еще называют правилом правой руки . Определение: большой палец правой руки мы должны направить по направлению тока в проводнике. Тогда, условно обхватывая остальными четырьмя пальцами данный проводник, направление обхвата укажет направление магнитных линий.

Рис. 3. Правило правой руки

Кроме магнитных стрелок, исследование магнитного поля проводится при помощи контура с электрическим током. Если по контуру протекает электрический ток, то в магнитном поле этот контур будет разворачиваться определенным образом и вокруг него будет создаваться собственное магнитное поле. Если мы возьмем проводник и свернем его в большое количество витков, то такой проводник называют соленоид (от греческих слов «трубка» и «образный»).

Интересно, что и в этом случае мы можем воспользоваться правилом правой руки для определения направления линий магнитного поля такого соленоида. Если мы 4 пальца направим по току и отогнем большой палец, то его направление укажет на северный полюс соленоида. Внутри такого проводника, свернутого в большой соленоид, будет наблюдаться однородное магнитное поле.

Рис. 4. и его магнитное поле

В данном случае мы говорим о взаимосвязи электрического тока и направления его магнитных линий. Но может быть и наоборот. Если мы знаем направление магнитных линий, то по этим линиям мы можем определить направление электрического тока.

Список дополнительной литературы:

Кикоин А.К. Откуда берется магнетизм? // Квант. — 1992. — № 3. — С. 37-39,42. Элементарный учебник физики. Под ред. Г.С. Ландсберга. Т. 2. - М.: 1974. Яворский Б.М., Пинский А.А. Основы физики. Т.2. - М.: Физматлит, 2003.

Вопросы.

1. Как на опыте можно показать связь между направлением тока в проводнике и направлением линии его магнитного поля?

Если поменять направление тока в проводнике на противоположное все магнитные стрелки, расположенные в магнитном поле, созданном этим проводником, тоже повернутся на 180°.

2. Сформулируйте правило буравчика.

Если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитного поля, созданного этим током.

3. Что можно определить, используя правило буравчика?


Используя правило буравчика можно определить направление линий магнитного поля, зная направление тока или наоборот.

4. Сформулируйте правило правой руки для соленоида.

Если представить, что правая рука это соляноид, и расположить её так, чтобы ток выходил из кончиков пальцев, то большой палец укажет направление линий магнитной индукции.

5. Что можно определить с помощью правила правой руки?

С помощью правила правой руки можно определить направление магнитных линий, зная направление тока и наоборот.

Упражнения.

1. На рисунке 99 изображен проволочный прямоугольник, направление тока в нем показано стрелками. Перечертите рисунок в тетрадь и, пользуясь правилом буравчика, начертите вокруг каждой из его четырех сторон по одной магнитной линии, указав стрелкой ее направление.

2. На рисунке 100 показаны линии магнитного поля вокруг проводников с током. Проводники изображены кружочками. Перечертите рисунок в тетрадь и условными знаками обозначьте направления токов в проводниках, используя для этого правило буравчика.

3. Через катушку, внутри которой находится стальной стержень (рис. 101), пропускают ток указанного направления. Определите полюсы у полученного электромагнита. Как можно изменить положение полюсов у этого электромагнита?

По правилу правой руки получаем, что у изображенного на рисунке 101 электромагнита слева южный полюс S, а справа северный N. Чтобы изменить положение полюсов на противоположное нужно сделать так, чтобы ток шел в обратном направлении.

4. Определите направление тока в катушке и полюсы у источника тока (рис. 102), если при прохождении тока в катушке возникают указанные на рисунке магнитные полюсы.

В катушке ток идет справа налево, от плюса к минусу.

5. Направление тока в витках обмотки подковообразного электромагнита показано стрелками (рис. 103). Определите полюсы электромагнита.

Если подковообразный магнит расположен разрезом к нам, то слева будет S, справа N, если разрезом от нас, то наоборот.

6. Параллельные провода, по которым текут токи одного направления, притягиваются, а параллельные пучки электронов, движущихся в одном направлении, отталкиваются. В каком из этих случаев взаимодействие обусловлено электрическими силами, а в каком — магнитными? Почему вы так считаете?

Так как заряды одного знака всегда отталкиваются, то отталкивание пучков электронов обусловлено электрическими (кулоновскими) силами, а притяжение проводников обусловлено магнитными силами.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение Верхнепокровская средняя общеобразовательная школа Урок физики по теме: «Направление тока и направление линий его магнитного поля» 9 класс Подготовила учитель физики Саввина М.Н. с. Верхняя Покровка 2011 год

2 Цель урока: обеспечить усвоение учащимися правила буравчика, правила левой руки и правила правой руки; изучить и научиться применять правило левой руки; развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся; формировать умение применять полученные знания при решении задач; Оборудование: источник питания, соединительные провода, магнитные стрелки, металлический стержень, катушка; таблица «Магнитное поле»; видео проектор. План урока I. Организационный момент II. Проверочная самостоятельная работа III. Объяснение нового материала 1. Демонстрация эксперимента 2. Ознакомление с правилом буравчика 3. Ознакомление с правилом правой руки 4. Ознакомление с правилом левой руки IV. Закрепление нового материала 1. Решение задач V. Итог урока VI. Домашнее задание Проверка готовности учащихся к уроку II. Ход урока I. Организационный момент 1. Постоянный магнит притягивает А) одноименный полюс второго магнита; Б) любые металлические предметы; Проверочная самостоятельная работа

3 В) некоторые железосодержащие сплавы; Г) любые железосодержащие сплавы. 2. Магнитом можно назвать А) железный брусок, который отталкивается от другого железного бруска; Б) стержень, который определенным образом ориентируется в пространстве; В) брусок, который придает стальной игле при т рении способность притягивать мелкие железные предметы и поворачиваться в определенном направлении, если иглу положить на плавающий в воде легкий диск; Г) железный брусок, притягивающийся к земле. 3. Линии магнитного поля- это А) линии, совпадающие с формой магнита; Б) линии, по которым движется положительный заряд, попадая в магнитное поле; В) маркировочные штрихи на стержневом магните, число которых указывает на силу магнита; Г) воображаемые линии, в каждой точке которых вектор магнитной индукции направлен по касательной. 4. Линии магнитного поля в пространстве вне постоянного магнита А) начинаются на северном полюсе магнита, заканчиваются на бесконечности; Б) начинаются на северном полюсе магнита, заканчиваются на южном; В) начинаются на южном полюсе магнита, заканчиваются на бесконечности; Г) начинаются на южном полюсе магнита, заканчиваются на северном. 5. Конфигурация линий магнитного поля соленоида сходна с картиной силовых линий. А) полосового магнита; Б) подковообразного магнита; В) двух параллельных полосовых магнитов с противоположно направленными полюсами; Г) прямого провода тока. 6. Электромагнит может намагнитить А) любые металлы; Б) только железосодержащие материалы; В) любые железосодержащие материалы; Г) некоторые железосодержащие материалы; 7. Линии магнитного поля, направленные перпендикулярно к плоскости чертежа изображаются. А) стрелками; Б) точками; В) крестиками; Г) черточками. III. Объяснение нового материала 1. Демонстрация эксперимента Расположим небольшие магнитные стрелки вокруг проводника и включим ток. Магнитное поле действует на стрелки с некоторой силой. При этом стрелки поворачиваются на 180. Значит, магнитное поле в каждой точке имеет определенную величину и направление, а также связано с направлением тока в проводнике.

4 Эта связь может быть выражена простым правилом, которое называют «правилом буравчика». 2. Ознакомление с правилом буравчика Если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитного поля тока. С помощью этого правила по направлению тока можно определить направление линий магнитного поля, создаваемого этим током, а по направлению линий магнитного поля- направление тока, создающего это поле. Задание. На рисунке показаны линии магнитного поля вокруг проводников с током. Проводники изображены кружочками. Перечертите рисунки в тетрадь и условными знаками (точки или крестик) обозначьте направление тока в проводниках. 3. Ознакомление с правилом правой руки Для определения направления линий магнитного поля соленоида удобнее пользоваться правилом правой руки. Это правило читается так: Если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив четыре пальца по направлению тока в витках, то отставленный большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида. С помощью этого правила можно определить направление магнитных линий внутри соленоида, а значит и магнитные полюсы его. Правило правой руки можно применять и для одиночного витка провода стоком. Рассмотрим пример. Дан соленоид, подключенный к источнику тока. Определить его магнитные полюсы. Решение. Вспомним, что за направление тока принято направление от положительного полюса источника к отрицательному. Покажем это направление на чертеже. Направление вектора магнитной индукции и магнитного полюса соленоида можно определить по правилу буравчика: если ввинчивать в соленоид буравчик так, что вращение ручки буравчика будет совпадать с направлением тока в соленоиде, тогда поступательное движение буравчика будет совпадать с направлением вектора магнитной индукции. Видно, что вектор магнитной индукции направлен справа налево. Следовательно, слева находится северный полюс соленоида, справа- южный. 4. Ознакомление с правилом левой руки

5 Из курса физики 8 класса мы знаем, что на всякий проводник с током, помещенный в магнитное поле, это поле действует с некоторой силой. О наличии такой силы мы сможет судить по опыту. Демонстрация опыта.(источник тока, провода, металлический стержень, дугообразный магнит). Чтобы определить направление силы, действующей со стороны магнитного поля, воспользуемся правилом левой руки. Если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по току, то отставленный на 90 большой палец покажет направление действующей на проводник силы. С помощью этого правила можно определить не только направление силы, действующей со стороны магнитного поля, но и направление тока в проводнике, если известно направление линий магнитного поля, а также направление линий магнитного поля по направлениям тока и действующей силы. Рассмотрим пример В однородном магнитном поле находится проводник стоком. Определите направление силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля. IV. Закрепление нового материала 1. Решение задач А) Как расположены магнитные полюсы соленоида, подключенного к источнику тока? Б) В каком направлении должен протекать ток в соленоиде, чтобы наблюдалась такая ориентация магнитной стрелки в магнитном поле соленоида, как представлено на рисунке? В) В однородное магнитное поле внесен проводник с током (см. рисунок). Определите направление силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля Г) Определите направление тока в проводнике, находящемся в магнитном поле, если действующая на проводник сила имеет направление, указанное на рисунке V. Итог урока

6 -Перечислите правила, с которыми вы познакомились на уроке. - Сформулируйте правило буравчика. - Что можно определить, используя правило буравчика? - Сформулируйте правило правой руки. - Что можно определить с его помощью? - Сформулируйте правило левой руки. - Что можно определить, пользуясь правилом левой руки? VI.Домашнее задание Выучить 45 Выполнить упражнение 35 (3,4)


Физика 8 класс Примерный банк заданий. Часть 2. Магнитное поле. Электромагнитная индукция 1. По лёгкой проводящей рамке, расположенной между полюсами подковообразного магнита, пропустили электрический

ТСК 9.3.21 1.Выберите верное(-ые) утверждение(-я). А: магнитные линии замкнуты Б: магнитные линии гуще располагаются в тех областях, где магнитное поле сильнее В: направление силовых линий совпадает с

Отложенные задания (40) На рисунках изображены постоянные магниты с указанием линий магнитной индукции полей, создаваемых ими, и магнитные стрелки. На каком из рисунков правильно изображено положение магнитной

Тема 4 Электромагнетизм 4.1. Магнитное взаимодействие токов. Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током. Магнитное поле токов принципиально отличается от электрического поля. Магнитное

11 Лекция 16 Магнитное поле и его характеристики гл14 План лекции 1 Магнитное поле Индукция и напряженность магнитного поля Магнитный поток Теорема Гаусса для магнитного потока 3 Закон Био-Савара-Лапласа

Взаимосвязь электрического и магнитного полей 6, Правило буравчика 1.На рисунке изображен проволочный виток, по которому течет электрический ток в направлении, указанном стрелкой. Виток расположен в плоскости

Тема.. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. Магнитное поле и его характеристики. Закон Био Савара - Лапласа и его применение к расчету магнитного поля 3. Закон Ампера. Взаимодействие параллельных токов 4. Магнитная постоянная.

Тема: Лекция 32 Магнитные явления. Открытие Эрстеда. Сила Ампера. Закон Ампера для витка с током. Магнитная индукция. Закон Био-Савара-Лапласа. Индукция прямолинейного проводника, витка и катушки с током.

Банк заданий по физике «Электромагнитные явления.» 1.К магнитной стрелке (северный полюс затемнен, см. рисунок), которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси, перпендикулярной плоскости чертежа,

Н е смейтесъ надо мной делепьем шкал, Естествоиспытателя приборы! Я, как ключи к замку, вас подбирал, Н о у природы крепкие затворы. И.-В. Гете 8. МАГНИТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ FA = Bll sina,

Решение задач по теме «Магнетизм» Магнитное поле- это особая форма материи, которая возникает вокруг любой заряженной движущейся частицы. Электрический ток- это упорядоченное движение заряженных частиц

Первые сведения о магнитах были получены более двух с половиной тысяч лет назад. Еще в шестом веке древнекитайскими учеными были обнаружены минералы, которые способны притягивать к себе железо. Первенство

Отложенные задания (23) Виток провода находится в магнитном поле, перпендикулярном плоскости витка, и своими концами замкнут на амперметр. Магнитная индукция поля меняется с течением времени согласно графику

«Электромагнитная индукция. Опыт Фарадея. Правило Ленца» Тип урока: изучение нового материала. Класс: 9 Б класс Цели урока: I. Обучающая 1. Закрепление знаний по теме «Индукция магнитного поля, Магнитный

Лекция 10 Электромагнетизм Понятие о магнитном поле При рассмотрении электропроводности ограничивались явлениями, происходящими внутри проводников Опыты показывают, что вокруг проводников с током и постоянных

ПРИМЕРНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) погружение 2 Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле 1.Какое вещество совсем не притягивается магнитом? 1) Сталь 2) Стекло 3)

Магнитные взаимодействия В пространстве, окружающем намагниченные тела, возникает магнитное поле. Помещенная в это поле маленькая магнитная стрелка устанавливается в каждой его точке вполне определенным

Учитель физики Шпаковская О.Ю. 9 класс Урок по теме "Электромагнитная индукция" Цель: изучить понятие электромагнитной индукции. Учащиеся должны знать: понятие электромагнитной индукции; понятие индукционный

С1 «ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ», «ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ» Прямой горизонтальный проводник висит на двух пружинках. По проводнику протекает электрический ток в направлении, указанном на рисунке. В некоторый момент

ЛЕКЦИЯ 9 Циркуляция и поток вектора магнитной индукции Вектор магнитной индукции физическая величина, характеризующая магнитное поле точно так же, как напряженность электрического поля характеризует электрическое

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАПРЯЖЕННОСТИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ Цель работы: изучить теорию, методику измерения и определить напряженность горизонтальной составляющей

ОТВЕТЫ на задания типа А и В Вариант /задания А А А А4 А5 А6 А7 В В Вариант 4 4 4 Вариант 4 4 4 Вариант 4 4 4 Вариант 4 4 4 Нормы оценивания При проверке работы за каждое из заданий А А7 выставляется балл,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Кафедра физики Утверждаю Зав. каф. Физики Е.М. Окс 2012г. ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ Часть 2 Движение

Тема 14. Магнитное поле 1. Магнитная индукция Как вам известно, вокруг проводника с током возникает магнитное поле (МП). Этот факт впервые был установлен в 1820 г. датским физиком Христианом Эрстедом.

Лабораторная работа 13 Измерение горизонтальной составляющей магнитного поля Земли и исследование магнитного поля кругового тока Цель работы: измерить горизонтальную составляющую индукции магнитного поля

1 Магнитное поле В повседневной практике мы сталкиваемся с магнитной силой, когда имеем дело с постоянными магнитами, электромагнитами, катушками индуктивности, электромоторами, реле, отклоняющими системами

Триместр 3 предмет физика класс 9т Образовательный минимум Основные понятия Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обязательный минимум по предмету физика 11 класс 1 полугодие Основные понятия: Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электромагнитная

И. В. Яковлев Материалы по физике MathUs.ru Темы кодификатора ЕГЭ: сила Ампера, сила Лоренца. Магнитное поле. Силы В отличие от электрического поля, которое действует на любой заряд, магнитное поле действует

С1.1. На рисунке приведена электрическая цепь, состоящая из гальванического элемента, реостата, трансформатора, амперметра и вольтметра. В начальный момент времени ползунок реостата установлен посередине

Тема 9. Электрические машины переменного тока Вопросы темы.. Классификация машин переменного тока.. Устройство и принцип работы асинхронного двигателя. 3. Создание вращающегося магнитного поля. 4. Скорость

3 Магнитное поле 3 Вектор магнитной индукции Сила Ампера В основе магнитных явлений лежат два экспериментальных факта:) магнитное поле действует на движущиеся заряды,) движущиеся заряды создают магнитное

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет» (УГТУ) Ответы: а) 157 мктл;

Урок 8 класс Тема: Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Цель урока: Ввести понятие постоянного магнита и магнитного поля Земли. Задачи урока: Образовательная: Познакомить со свойствами постоянных

Сафронов В.П. 2012 ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ - 1 - Глава 13 ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ 13.1. Магнитное поле I I 1 I 2 Рис. 13.1 I 3 Магнитное взаимодействие. Любые токи или движущиеся заряды взаимодействуют друг с другом

Лекция 1 Электромагнетизм (часть I) I Краткие исторические сведения Издревле известно свойство магнитного железняка (закись - окись железа FeO - Fe O 3) притягивать железные предметы и намагничивать их

1 Модуль ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «МАГНЕТИЗМ» Вариант 1 1. ПО КРУГОВЫМ КОНТУРАМ ТЕКУТ ОДИНАКОВЫЕ ТОКИ. ИНДУКЦИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ, СОЗДАННОГО ТОКАМИ В ТОЧКЕ А, БУДЕТ МАКСИМАЛЬНОЙ В СЛУЧАЕ А) В)

Арданян А.М. 1 Урок 2/11. Явление электромагнитной индукции. Индукционный ток. Правило Ленца. (? учитель,! учащиеся) условное обозначение.? На прошлых занятиях мы узнали, что магнитных зарядов не существует.!

Отложенные задания (48) В справочнике физических свойств различных материалов представлена следующая таблица. Таблица. Вещество Плотность в твёрдом Удельное электрическое состоянии, г см 3 алюминий 2,7

ОТВЕТЫ на задания типа А и В Вариант А А А А4 А5 А6 А7 В В /задания Вариант 4 4 Вариант 4 Вариант 4 4 Вариант 4 4 4 Нормы оценивания При проверке работы за каждое из заданий А А7 выставляется балл, если

Магнитное поле прямолинейного проводника с током Основные теоретические сведения Магнитное поле. Характеристики магнитного поля Подобно тому, как в пространстве, окружающем неподвижные электрические заряды,

3.3 МАГНИТНОЕ ПОЛЕ 3.3.1 Механическое взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей: Линии магнитного поля. Картина линий поля полосового и подковообразного

3.3. Магнитное поле. Электромагнитная индукция Основные законы и формулы Электрический ток создает в пространстве, окружающем его, магнитное поле. Силовой характеристикой магнитного поля является вектор

3 Магнетизм Основные формулы и определения Вокруг проводника с током существует магнитное поле, направление которого определяется правилом правого винта (или буравчика). Согласно этому правилу, нужно мысленно

Профессор, к.т.н Лукьянов Г.Д. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАПРЯЖЕННОСТИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ Студент группа Допуск Выполнение Защита Цель работы: экспериментально определить

Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Кафедра физики ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.6 ИЗУЧЕНИЕ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Минск

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» кафедра физики ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ МАГНИТНОГО ПОЛЯ (закон полного тока) Лабораторная работа 0 (учебное пособие) Санкт-Петербург,

Задачи для подготовки к экзамену по физике для студентов факультета ВМК Казанского госуниверситета Лектор Мухамедшин И.Р. весенний семестр 2009/2010 уч.г. Данный документ можно скачать по адресу: http://www.ksu.ru/f6/index.php?id=12&idm=0&num=2

С1.1. Рамку с постоянным током удерживают неподвижно в поле полосового магнита (см. рисунок). Полярность подключения источника тока к выводам рамки показана на рисунке. Как будет двигаться рамка на неподвижной

2 Электричество Основные формулы и определения Сила взаимодействия F между двумя неподвижными точечными зарядами q 1 и q 2 вычисляется по закону Кулона: F = k q 1 q 2 / r 2, где k - коэффициент пропорциональности,

Инструкция

Чтобы узнать направление магнитных для прямого проводника с , расположите его так, чтобы электрический ток шел в направлении от вас (например, в лист бумаги). Попробуйте вспомнить, как двигается бур или закручиваемый отверткой винт: по часовой и . Изобразите это движение рукой, чтобы понять направление линий . Таким образом, линии магнитного поля направлены по часовой стрелке. Отметьте их схематично на чертеже. Этот метод правилом буравчика.

Если проводник расположен не в том направлении, мысленно встаньте таким образом или поверните конструкцию так, чтобы ток от вас удалялся. Затем вспомните движение бура или винта и поставьте направление магнитных линий по часовой стрелке.

Если правило буравчика кажется вам сложным, попробуйте использовать правило правой руки. Чтобы с его помощью определить направление магнитных линий , расположите руку используйте правую руку с оттопыренным большим пальцем. Большой палец направьте по движению проводника, а 4 остальных пальца – в направлении индукционного тока. Теперь обратите внимание, силовые линии магнитного поля в вашу ладонь.

Для того, чтобы использовать правило правой руки для катушки с током, обхватите его мысленно ладонью правой руки так, чтобы пальцы были направлены вдоль тока в витках. Посмотрите, куда смотрит отставленный палец – это и есть направление магнитных линий внутри . Этот способ поможет определить ориентацию металлической болванки, если вам нужно зарядить при помощи катушки с током.

Чтобы определить направление магнитных линий при помощи магнитной стрелки, расположите несколько таких стрелок вокруг провода или катушки. Вы увидите, что оси стрелок направлены по касательным к окружности. С помощью этого метода можно найти направление линий в каждой точке пространства и их непрерывность.

Под линиями индукции понимают силовые линии магнитного поля. Для того чтобы получить информацию об этом виде материи, недостаточно знать абсолютную величину индукции, нужно знать и ее направление. Направление линий индукции можно найти при помощи специальных приборов или пользуясь правилами.

Вам понадобится

  • - прямой и круговой проводник;
  • - источник постоянного тока;
  • - постоянный магнит.

Инструкция

Подключите к источнику постоянного тока прямой проводник. Если по нему течет ток, он магнитным полем, силовые линии которого представляют собой концентрические окружности. Определите направление силовых линий, воспользовавшись правилом . Правым буравчиком называется винт, продвигающийся при вращении в правую сторону (по часовой стрелке).

Определите направление тока в проводнике, учитывая, что он протекает от положительного полюса источника к отрицательному. Шток винта расположите параллельно проводнику. Начинайте вращать его так, чтобы шток начал двигаться в направлении тока. В этом случае направление вращения рукоятки покажет направление линий индукции магнитного поля.

Найдите направление силовых линий индукции витка с током. Для этого используйте то же правого буравчика. Буравчик расположите таким образом, чтобы рукоятка вращалась в направлении протекания тока. В этом случае движение штока буравчика покажет направление линий индукции. Например, если ток протекает в витке по часовой стрелке, то линии магнитной индукции будут плоскости витка и будут уходить в его плоскость.

Если проводник двигается во внешнем магнитном поле, определите его направление, пользуясь правилом левой руки. Для этого расположите левую руку так, чтобы четыре пальца показывали направление тока, а отставленный большой палец, направление движения проводника. Тогда линии индукции однородного магнитного поля будут входить в ладонь левой руки.

Видео по теме

В процессе создания чертежа инженер сталкивается с целым спектром проблем, умение решать которые является степенью его квалификации. Определение видимости на чертежах многосложных деталей есть одна из упомянутых проблем. Самый распространенный метод определения видимости на чертеже – метод конкурирующих точек.

Вам понадобится

  • Изображения детали без определенной видимости по крайней мере в двух главных видах, захватывающих вид спереди, для этого лучше подойдут вид спереди и сверху, отмеченные ключевые точки на чертеже, в которых будет определяться видимость.

Инструкция

Найдите на чертеже точки, проекции которых на либо плоскости совпадают, не совпадая при этом на плоскости проекции. Такие точки конкурирующими и они будут использованы нами в качестве опорных точек при построении видимости, сообщая нам о нахождении в пространстве тех , к которым эти точки привязаны.

Через отмеченные вами ранее точки, предназначенные для видимости, проведите прямые таким образом, чтобы они были перпендикулярны одной из главных плоскостей проекции, при этом автоматически становясь параллельными другой плоскости проекции.

Отметьте точки пересечения , проведенных вами в предыдущем шаге, с деталью. Эти точки будут конкурирующими, поскольку их проекции на одной плоскости будут совпадать, не совпадая при этом на другой плоскости. Если проекции точек совпадают на фронтальной плоскости (П1), то точки называются фронтально конкурирующими. Если проекции точек совпадают на горизонтальной плоскости (П2), то такие точки называются горизонтально-конкурирующими.

Определите видимость. Для фронтально конкурирующих точек видимость определяется на виде сверху. Та точка, горизонтальная проекция ниже, то есть ближе к наблюдателю, будет видима на виде спереди. Соответственно другая точка, конкурирующая данной, будет невидима. Для горизонтально конкурирующих точек видимость определяется на виде спереди, при этом та точка будет видима, которая находится выше остальных, а все остальные, конкурирующие данной, будут невидимы.

Магнитное поле не воспринимается органами чувств человека. Для того чтобы его увидеть, необходим специальный прибор. Он позволяет наблюдать форму силовых линий магнитного поля в трехмерном виде.

Инструкция

Приготовьте основу прибора - пластмассовую бутылку. Применять стеклянную нежелательно, поскольку она может быть разбита в ходе опытов магнитом, инструментами или другими металлическими предметами. У бутылки должна быть наклейка только с одной стороны. Если наклейка , удалите одну из ее половин, а если ее нет вообще, закрасьте один бок бутылки белой краской. Получится фон, на котором силовые линии наиболее заметны.

Расположитесь в любом помещении, кроме кухни. Постелите на стол газету, наденьте защитные перчатки. Настригите на нее ненужными ножницами из старой металлической мочалки для мытья посуды. Заверните в пакет и этим приспособлением полностью соберите . Вставьте в горлышко бутылки воронку, а затем, поместив приспособление над воронкой, уберите магнит из пакета. Опилки отделятся от пакета и через воронку в бутылку. Ни в коем случае не допускайте попадания опилок на пол и любые окружающие предметы, особенно одежду, обувь и продукты питания! Теперь наполните бутылку почти доверху прозрачным и безопасным маслом, после чего плотно закупорьте. Тщательно вымойте готовый прибор снаружи от остатков масла.

Перемешайте опилки с маслом, вращая бутылку. Просто встряхивать ее неэффективно. Теперь поднесите к ней магнит, и опилки выстроятся в соответствии с формой силовых линий. Чтобы подготовить прибор к следующему опыту, уберите магнит и снова перемешайте опилки с маслом, как указано выше.

Попробуйте пронаблюдать силовые линии поле й магнитов различной формы. Зарисуйте или сфотографируйте их. Подумайте, они имеют именно такую форму, на этот вопрос в учебнике физики. Попробуйте объяснить, почему прибор не на переменные магнитные поля, например, от трансформаторов.

Видео по теме

Обратите внимание

Не разрешайте детям пользоваться визуализатором без наблюдения взрослых - это не игрушка, а физический прибор. Содержащиеся в нем опилки опасны при проглатывании.

Источники:

  • Трехмерный визуализатор магнитных полей в 2019

Истинным направлением тока является то, в котором движутся заряженные частицы. Оно, в свою очередь, зависит от знака их заряда. Помимо этого, техники пользуются условным направлением перемещения заряда, не зависящим от свойств проводника.

Инструкция

Для определения истинного направления перемещения заряженных частиц руководствуйтесь следующим правилом. Внутри источника они вылетают из электрода, который от этого заряжается с противоположным знаком, и движутся к электроду, который по этой причине приобретает заряд, по знаку аналогичный частиц. Во внешней же цепи они вырываются электрическим полем из электрода, заряд которого совпадает с зарядом частиц, и притягиваются к противоположно заряженному.

В металле носителями тока являются свободные электроны, перемещающиеся между узлами кристаллической . Поскольку эти частицы заряжены отрицательно, внутри источника считайте их движущимися от положительного электрода к отрицательному, а во внешней цепи - от отрицательного к положительному.

В неметаллических проводниках заряд переносят также электроны, но механизм их перемещения иной. Электрон, покидая атом и тем самым превращая его в положительный ион, заставляет его захватить электрон с предыдущего атома. Тот же электрон, который покинул атом, ионизирует отрицательно следующий. Процесс повторяется непрерывно, пока в цепи ток. Направление движения заряженных частиц в этом случае считайте тем же, что и в предыдущем случае.

В заряд всегда переносят тяжелые ионы. В зависимости от состава электролита, они могут быть как отрицательными, так и положительными. В первом случае считайте их ведущими себя аналогично электронам, а во втором - аналогично положительным ионам в газах или дыркам в полупроводниках.

При указании направления тока в электрической схеме, независимо от того, куда перемещаются заряженные частицы на самом деле, считайте их движущимися в источнике от отрицательного полюса к положительному, а во внешней цепи - от положительного к отрицательному. Указанное направление считается условным, а принято оно до строения атома.

Источники:

  • направление тока

Совет 6: Где найти проводника для похода в горы или в лес

Многих людей, собирающихся в отпуск, привлекает не бесцельное лежание на пляже, а пешие или конные походы в горы или в лес, дающие возможность побыть наедине с природой, полюбоваться красотою мест, не испорченных цивилизацией, да и проверить себя. Но, если вы отправляетесь не просто на прогулку по исхоженным тропам, а в настоящий многодневный поход по неизведанным местам, без проводника вам не обойтись.

Зачем нужен проводник в походе

Даже бывалые и опытные туристы, впрочем, особенно такие, отправляясь в горы или лес по сложному маршруту в тех местах, где они до этого не были, обязательно возьмут с собой проводника. Проводник, это человек, живущий в данной местности и прекрасно знающий ее, который занимается сопровождением профессионально или время от времени.

Такой человек не только досконально изучил здесь каждую тропу, но знает все местной погоды, особенности поведения и правила безопасности. Его присутствие станет гарантией того, что поход пройдет в максимально комфортабельных условиях и все его участники вернутся из него целыми и невредимыми.

Особенно необходим проводник в том случае, когда вы и участники вашей группы – начинающие туристы. Порою незнание элементарных правил безопасности и отсутствие первичных туристических навыков приводят к настоящим человеческим трагедиям. Проводник не только гарант безопасности, но и человек, который обучит вас правилам и покажет вам то, что сами вы просто не сможете разглядеть и увидеть.

Отправляясь в поход, тщательно изучите все особенности данной территории, просмотрите маршрут и подготовьтесь физически.

Как находить проводника для туристического похода

Если местность, куда вы направляетесь, достаточно безлюдная, договориться о сопровождении можно с местными жителями. Как правило, за небольшую (для вас) плату они с удовольствием соглашаются помочь приезжим туристам в этом вопросе. В том случае, когда рядом расположен крупный населенный пункт, можно узнать и обратиться в местные туристические клубы или службу спасения, подразделение МЧС.
Перед тем как выйти на маршрут, предупредите об этом местные спасательные службы и договоритесь о контрольных сроках вашего появления, чтобы в случае задержки помощь была выслана немедленно.

Если они не выделят проводника из рядов своих членов и сотрудников, наверняка посоветуют, к кому из местных жителей вам можно обратиться. Хороший совет и рекомендации вы можете получить и обратившись в торговую точку, где продают горное или туристическое снаряжение, обычно торгуют там люди, не понаслышке знакомые с туризмом и альпинизмом.

Всесильный интернет окажет вам помощь в поиске. Вы можете посмотреть официальные сайты тех городов, которые будут отправной точкой вашего похода, часто там имеется подобная информация. Есть специализированные сайты, предлагающие услуги профессиональных проводников, причем они могут сопровождать вас не только по России, но и за рубежом.

Источники:

  • Заказ проводников и сопровождающих по интернету в 2019

Магнитный лак для ногтей появился на рынке несколько лет назад. Правда, задолго до появления в широкой продаже это средство уже мелькало в лимитированных коллекциях некоторых брендов. Особенность продукта - широкие возможности для дизайна. С помощью специальных магнитов ногти можно украсить стилизованными звездами, снежинками, зигзагами или волнами.

Инструкция

Загадка эффекта магнитного лака в его составе. В формулу включены мельчайшие металлические частицы, которые под действием магнита выстраиваются в определенном порядке. Каждый магнит может «нарисовать» только один вид узора. Поэтому те, кто хотят разнообразия, вынуждены покупать несколько приспособлений с разными мотивами. Хорошая новость для любителей магнитных лаков - все аксессуары для создания рисунков взаимозаменяемы. Вы можете приобрести лаки одной марки и делать на них узоры магнитами другой.

Еще одна общая черта всех лаков этого типа - похожий вид покрытия. Лаки имеют плотную текстуру с перламутровым отблеском, для нанесения средства ровным слоем требуется сноровка. Палитра магнитных лаков ограничена темными сложными оттенками от черно-серого до серо-голубого. Большинство цветов имеет выраженный холодный подтон - его задают металлические частицы, присутствующие в составе.

Магнитные лаки отличаются высокой стойкостью. Однако они могут подчеркнуть все неровности ногтя. Чтобы средство лежало идеально, перед нанесением необходимо выровнять пластину полировочным бруском и нанести на нее слой защитной базы.

Если лаки марок разных ценовых категорий очень похожи, то в категории магнитов царит разнообразие. Начинающим стоит обратить внимание на , укрепленные на подставке - ими гораздо удобнее пользоваться. Достаточно поместить палец на специальную платформу начнет действовать. Пластинки, которые нужно самостоятельно держать над накрашенным ногтем, менее удобны - не всегда удается правильно рассчитать расстояние, необходимое для появления рисунка. Если же поднести пластинку слишком близко, легко смазать свеженанесенный лак.

Самый популярный рисунок для магнитного маникюра - звезда или снежинка. На втором месте разнообразные полосы. Волны и зигзаги встречаются реже, а магниты с необычными узорами вроде цветов или сердечек почти не выпускаются.

Маникюр с магнитным лаком имеет некоторые особенности. Средство наносят довольно толстым слоем, свеженакрашенный ноготь немедленно помещается под магнит. Чем дольше держать магнит над лаком и чем ближе он будет расположен, тем ярче получится рисунок. Наносить на него блестящие топы, жидкие сушки и другие средства нельзя - они размоют поверхность магнитного лака, и узор станет плохо виден. На сушку потребуется не меньше получаса, зато покрытие получится прочным и будет держаться не менее 5 дней.

Видео по теме

Полезный совет

Выбирая узор, учтите, что звезды и поперечные полосы делают ногти короче и шире, а зигзаги, продольные волны и вертикальные полоски наоборот, удлиняют пластину.

Магнитное поле Земли

Глубоко под нашими ногами, под толщей Земной коры находится то, что вот уже много миллиардов лет согревает планету Земля изнутри – огромный океан вязкой раскаленной магмы. Эта магма состоит из множества веществ, в том числе и из металлов, которые очень хорошо проводят электрический ток. На всей планете под поверхностью Земли движутся микроскопические электроны, создавая электрическое, а с ним и магнитное поле.

Перемещение геомагнитных полюсов

Магнитное поле Земли имеет два полюса: Северный геомагнитный полюс (находится в планеты) и Южный геомагнитный полюс (находится в северном полушарии планеты). Одно из самых широко известных необычных явлений, касающихся магнитного поля Земли – это географическое передвижение геомагнитных полюсов.

Дело в том, что на магнитное поле воздействует сразу несколько факторов, способствующих его нестабильному положению. Это и взаимодействие с осью вращения Земли, и различное давление земной коры на разных участках планеты, и приближение/удаление космических тел (Солнца, Луны), и, в большей степени, передвижение магмы.

Поток магмы представляет собой гигантскую мантийную реку, которая движется под воздействием солнечной радиации и вращения Земли с запада на восток. Но, поскольку размеры этой реки огромны, она, как и обычная река, не может двигаться стабильно ровно. Конечно, в идеальных условиях русло мантийной реки должно бы проходить вдоль экватора. В этом случае географические и магнитные полюса Земли совпадали бы. Но природные условия таковы, что во время движения магма ищет зоны наименьшего сопротивления потоку (зоны низкого давления коры) и продвигается к ним, сдвигая при этом магнитное поле и геомагнитные полюса.

Магнитные аномалии

Нестабильность мантийной реки влияет не только на магнитные полюса, но и на возникновение особых зон, названных «магнитными аномалиями». Магнитные аномалии не имеют постоянного месторасположения, могут становиться сильнее/слабее, различаются размерами и причинами возникновения.

Самое распространенное явление – локальные магнитные аномалии (менее 100 квадратных метров). Они встречаются везде, расположены в хаотичном порядке и возникают, в основном, под воздействием месторождений полезных ископаемых, расположенных слишком близко к поверхности Земли.

Другие магнитные аномалии – региональные (до 10 000 квадратных километров). Они возникают вследствие изменения магнитного поля. Их размер и сила зависит от строения земной коры в данной местности. Например, при переходе равнинной местности в гористую, происходит резкий подъем земной коры, как на поверхности Земли, так и под ней. При таком изменении рельефа, скорость движения потока магмы резко увеличивается, частицы вещества сталкиваются друг с другом и возникают колебания в магнитном поле. Одни из самых известных региональных аномалий – Курская и Гавайская.

Самыми крупными являются континентальные магнитные аномалии (площадью более 100 000 квадратных километров). Они обязаны своим возникновением разломами коры Земли и воздействием земной оси. Например, Восточносибирская аномалия вследствие сдвига земной оси именно в эту сторону. Вдобавок, горные хребты разделили мантийную реку на два рукава, текущих в разных направлениях, вследствие чего стрелка компаса будет иметь в этом районе в западное . У берегов Канады складывается другая ситуация. Там находится огромная площадь соприкосновения мантийной реки с корой Земли, вследствие которой возникает напряженность магнитного поля, которая, в свою очередь, оттягивает ось Земли на себя.

Однако самая интересная магнитная аномалия находится на юге Атлантического океана. Магнитная река там поворачивает в противоположную сторону, тем самым меняя магнитное поле таким образом, что эта область противоположна остальному южному полушарию. Эта аномалия знаменита тем, что несколько раз у космонавтов, пролетающих над ней, ломалась мелкая электроника.

Магнитные аномалии разбросаны по всей планете, не имеют постоянного расположения, они появляются и исчезают, становятся сильнее или слабее. Помимо всего прочего, годы исследований показали, что геомагнитное поле планеты слабеет, а магнитные аномалии становятся все сильнее.

Магнитный конструктор и развитие ребенка

Магнитные конструкторы появились на рынке сравнительно недавно. Приобретая набор из магнитов, взрослые часто плохо представляют себе, что же они купили. Для того чтобы разобраться в принципах работы , стоит почитать инструкцию. В инструкции вы найдете несколько вариантов сборки базовых моделей. Магнитные конструкторы предназначены для создания разнообразных фигур и форм, в том числе и объемных.

Главное достоинство магнитного конструктора заключается в том, что он не загоняет фантазию ребенка в рамки, а позволяет ему творить. В инструкции можно найти несколько базовых фигур, сложив которые, ребенок научится «управлять» своей новой игрушкой. Затем подключается фантазия, и малыш начинает творить, создавая новые, фантастические фигуры.

В основе действия магнитного конструктора лежит соединение различных деталей. Внутри каждой детали находятся магниты. При помощи магнитов элементы можно присоединять друг к другу любой стороной. Существует несколько модификаций магнитных наборов. Для самых маленьких – магнитные доски с плоскими элементами. Для детей постарше – детали, позволяющие создавать большие трехмерные фигуры. Большой популярностью пользуются наборы из маленьких магнитных шариков и палочек.

Применение в обучении

Использование конструкторов с магнитными элементами позволяет перенести процесс обучения на новый уровень. Создание из маленьких деталей развивает двигательные навыки, помогает открыть в ребенке новые способности. В процессе игры ребенок узнает о разнообразии форм, учится координироваться свои движения.

Учителя используют магнитные конструкторы в качестве наглядных пособий. Из деталей можно построить форму, демонстрирующую структуру молекул. Или воссоздать человеческий скелет в трехмерной проекции. Или показать детям объемные геометрические формы. Возможность осмотреть и потрогать модели различных фигур в несколько раз повышает уровень усвоения нового материала в школе.

Правила безопасности

Магнитные конструкторы содержат много мелких деталей, поэтому покупать их следует с осторожностью, учитывая возрастные особенности детей. Особенно опасны маленькие магнитные шарики, входящие в состав многих наборов. Эти детали с легкостью могут проникнуть в рот, ухо, нос ребенка. Поэтому рекомендуется покупать магнитные доски с большими деталями.

Продолжительное время электрические и магнитные поля изучались раздельно. Но в 1820 году датский учёный Ханс Кристиан Эрстед во время лекции по физике обнаружил, что магнитная стрелка поворачивается возле проводника с током (см. Рис. 1). Это доказало магнитное действие тока. После проведения нескольких экспериментов Эрстед обнаружил, что поворот магнитной стрелки зависел от направления тока в проводнике.

Рис. 1. Опыт Эрстеда

Для того чтобы представить, по какому принципу происходит поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током, рассмотрим вид с торца проводника (см. Рис. 2, ток направлен в рисунок, - из рисунка), возле которого установлены магнитные стрелки. После пропускания тока стрелки выстроятся определённым образом, противоположными полюсами друг к другу. Так как магнитные стрелки выстраиваются по касательным к магнитным линиям, то магнитные линии прямого проводника с током представляют собой окружности, а их направление зависит от направления тока в проводнике.

Рис. 2. Расположение магнитных стрелок возле прямого проводника с током

Для более наглядной демонстрации магнитных линий проводника с током можно провести следующий опыт. Если вокруг проводника с током высыпать железные опилки, то через некоторое время опилки, попав в магнитное поле проводника, намагнитятся и расположатся по окружностям, которые охватывают проводник (см. Рис. 3).

Рис. 3. Расположение железных опилок вокруг проводника с током ()

Для определения направления магнитных линий возле проводника с током существует правило буравчика (правило правого винта) - если вкручивать буравчик по направлению тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика укажет направление линий магнитного поля тока (см. Рис. 4).

Рис. 4. Правило буравчика ()

Также можно использовать правило правой руки - если направить большой палец правой руки по направлению тока в проводнике, то четыре согнутых пальца укажут направление линий магнитного поля тока (см. Рис. 5).

Рис. 5. Правило правой руки ()

Оба указанных правила дают один и тот же результат и могут быть использованы для определения направления тока по направлению магнитных линий поля.

После открытия явления возникновения магнитного поля вблизи проводника с током Эрстед разослал результаты своих исследований большинству ведущих учёных Европы. Получив эти данные, французский математик и физик Ампер приступил к своей серии экспериментов и через некоторое время продемонстрировал публике опыт по взаимодействию двух параллельных проводников с током. Ампер установил, что если по двум расположенным параллельно проводникам течёт электрический ток в одну сторону, то такие проводники притягиваются (см. Рис. 6 б) если ток течёт в противоположные стороны - проводники отталкиваются (см. Рис. 6 а).

Рис. 6. Опыт Ампера ()

Из своих опытов Ампер сделал следующие выводы:

1. Вокруг магнита, или проводника, или электрически заряженной движущейся частицы существует магнитное поле.

2. Магнитное поле действует с некоторой силой на заряженную частицу, движущуюся в этом поле.

3. Электрический ток представляет собой направленное движение заряженных частиц, поэтому магнитное поле действует на проводник с током.

На рисунке 7 изображён проволочный прямоугольник, направление тока в котором показано стрелками. Используя правило буравчика, начертить возле сторон прямоугольника по одной магнитной линии, указав стрелкой её направление.

Рис. 7. Иллюстрация к задаче

Решение

Вдоль сторон прямоугольника (проводящей рамки) вкручиваем мнимый буравчик по направлению тока.

Вблизи правой боковой стороны рамки магнитные линии будут выходить из рисунка слева от проводника и входить в плоскость рисунка справа от него. Это обозначается с помощью правила стрелы в виде точки слева от проводника и крестика справа от него (см. Рис. 8).

Аналогично определяем направление магнитных линий возле других сторон рамки.

Рис. 8. Иллюстрация к задаче

Опыт Ампера, в котором вокруг катушки устанавливались магнитные стрелки, показал, что при протекании по катушке тока стрелки к торцам соленоида устанавливались разными полюсами вдоль мнимых линий (см. Рис. 9). Это явление показало, что вблизи катушки с током есть магнитное поле, а также что у соленоида есть магнитные полюса. Если изменить направление тока в катушке, магнитные стрелки развернутся.

Рис. 9. Опыт Ампера. Образование магнитного поля вблизи катушки с током

Для определения магнитных полюсов катушки с током используется правило правой руки для соленоида (см. Рис. 10) - если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив четыре пальца по направлению тока в витках, то большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида, то есть на его северный полюс. Это правило позволяет определять направление тока в витках катушки по расположению её магнитных полюсов.

Рис. 10. Правило правой руки для соленоида с током

Определите направление тока в катушке и полюсы у источника тока, если при прохождении тока в катушке возникают указанные на рисунке 11 магнитные полюсы.

Рис. 11. Иллюстрация к задаче

Решение

Согласно правилу правой руки для соленоида, обхватим катушку таким образом, чтобы большой палец показывал на её северный полюс. Четыре согнутых пальца укажут на направление тока вниз по проводнику, следовательно, правый полюс источника тока положительный (см. Рис. 12).

Рис. 12. Иллюстрация к задаче

На данном уроке мы рассмотрели явление возникновения магнитного поля вблизи прямого проводника с током и катушки с током (соленоида). Также были изучены правила нахождения магнитных линий данных полей.

Список литературы

  1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика 9. - Дрофа, 2006.
  2. Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике. - М.: Просвещение, 2001.
  3. А.Фадеева. Тесты физика (7 - 11 классы). - М., 2002.
  4. В. Григорьев, Г. Мякишев Силы в природе. - М.: Наука, 1997.

Домашнее задание

  1. Интернет-портал Clck.ru ().
  2. Интернет-портал Class-fizika.narod.ru ().
  3. Интернет-портал Festival.1september.ru ().


Статьи по теме: