Где собирают поезда ласточка. История семейства электропоездов ЭС1, ЭС2 "Ласточка"

Производство электропоезда ЭС2г "Ласточка" расположено в городе Верхняя Пышма Свердловской области.
Само производство совсем новое, расположено оно в новопостроенных цехах завода "Уральские локомотивы". Все оборудование там новое и самое современное. На данный момент, это самые современные цеха, где производят электропоезда, в Европе, а может быть, и в мире. Несколько лет назад я был на таком же производстве "Ласточек" в городе Крефельде в Германии и могу сказать, что, на мой взгляд, уральские цеха превосходят немецкие. В них очень приятно находиться. Например, зал столовой, расположенной в одном из цехов, отделён от производства специальной стеклянной перегородкой, причём в соответствии с современными требованиями по безопасности, огнеупорной, и можно побаловать себя обедом, одновременно наблюдая за производством поездов, которое производит завораживающее и очень приятное впечатление.
Отдельная благодарность сотрудникам предприятия за помощь в подготовке актуальных подписей к моим фотографиям. Без их колоссальной помощи этот пост был бы не таким информативным.

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Механическая обработка рамы кузова на роботизированном фрезерном центре Hagematic:

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Сварка боковых стен на установки автоматической сварки фирмы СLOOS:

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Программирование установки автоматической сварки фирмы CLOOS:

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Временное хранение узлов "Стена боковая":

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Поверка стенда сборки - сварки узлов «Рама»:

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Траверса для перемещения узлов «Брус буферный»:

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Слесарная обработка узлов «Рама»:

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Контроль сварных соединений узлов «Рама»:

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Стенд сборки - сварки кузовов:

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Слесарная обработка узлов «Кузов»:

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Полуавтоматическая сварка узла «Кузов»:

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Слесарная обработка компонента узлов «Брус буферный»:

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Подогрев перед сваркой узла «Брус буферный»:

Кузовной цех производства электропоездов. Участок сборки и сварки крупных компонентов. Контроль температуры при подогреве перед сваркой:

Сборочно-монтажное производство электропоездов. Транспортировка кузова вагона при помощи трансбордера:

Сборочно-монтажное производство электропоездов. Приклейка штифтов для монтажа теплоизоляции:

Сборочно-монтажное производство электропоездов. Нанесение клея на теплоизоляционные маты для приклейки второго слоя теплоизоляции:

Сборочно-монтажное производство электропоездов. Нанесение клеевого слоя перед вклейкой окон:

Сборочно-монтажное производство электропоездов. Машина для автоматического нанесения клеевого слоя:

Сборочно-монтажное производство электропоездов. Вклейка окон:

Сборочно-монтажное производство электропоездов. Выравнивание и удаление лишнего герметизирующего материала:

Сборочно-монтажное производство электропоездов. Раскладка кабелей:

Сборочно-монтажное производство электропоездов. Входной контроль узлов «Маска»:

Сборочно-монтажное производство электропоездов. Участок окончательного монтажа:

Сборочно-монтажное производство электропоездов. Участок поездной пуско-наладки:

Про производство "Ласточки" в Германии.

В Свердловской области выпустили первый российско-германский поезд "Ласточка" с номером "001", изготовленный по технологиям немецкого концерна Siemens, выпустили 30 мая на заводе "Уральские локомотивы" (Верхняя Пышма, Свердловская область).

"Мы именно в этот день по графику должны были сделать "Ласточку", и уже 6 июня она уйдет на испытания в Подмосковье, на полигон в Щербинку", - рассказал гендиректор завода Александр Салтаев.

Одним из преимуществ проекта является высокий уровень локализации производства – сегодня это 62 процента, а в 2017 году он достигнет 80 процентов. В кооперационных поставках компонентов электропоезда задействовано 100 российских предприятий, 20 из которых расположены в УрФО.

Развитие производства поездов "Ласточка" позволит до 2017 года создать более 10 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест, привлечь в кооперационные поставки не менее 150 предприятий региона.

По словам старшего вице-президента по инновационному развитию РЖД Валентина Гапановича, 30 мая был заключен беспрецедентный в мировой практике договор. Компания "Сименс" передаст российским производителям исходные коды программного обеспечения, которое используется на компьютерном оборудовании поезда "Ласточка".

В этом году завод выпустит еще восемь поездов "Ласточка". Они также будут направлены на испытания. После этого продукция получит сертификат и ее можно будет передать железнодорожникам. В 2015 году будет произведено 33 состава, в каждом из которых по пять вагонов. Полная мощность производства - 250 - 270 поездов.

Всего по контракту между РЖД и "Уральскими локомотивами" до 2020 года будут изготовлены 1200 вагонов или 240 электропоездов "Ласточка" на общую сумму более 2 млрд евро. Помимо этого, заключен договор на 40 лет на техническое обслуживание поездов "Ласточка" более чем на 500 млн евро.

Компания "Уральские локомотивы" создана в 2010 году группой "Синара" и концерном "Сименс" с целью совместного производства железнодорожной техники.

О ПОЕЗДЕ "ЛАСТОЧКА"

"Ласточка" - поезд, созданный специалистами немецкого концерна Siemens специально для железных дорог России. Он разработан на платформе Desiro Rus. Поезд своими обтекаемыми контурами внешне напоминает "Сапсан". Однако "нос" "Ласточки" не такой острый, как у ее "летающего коллеги". Кроме того, вагон "электрички будущего", как называют новый поезд в отрасли, немного шире, чем у "Сапсана".

Первый поезд "Ласточка", собранный на заводе в германском городе Крефельд, был принят в эксплуатацию в январе 2012 года. Этот состав стал первым из 38 поездов, заказанных в 2009 году. Заказ на следующие 16 поездов РЖД сделала годом позднее, в сентябре 2011 года российские железнодорожники и Siemens подписали контракты на производство 1 тыс. 200 вагонов для "Ласточки" и техническое обслуживание 54-х электропоездов этой серии.

Электропоезд серии ЭС1 «Ласточка» (Desiro RUS)


Электропоезд серии ЭС1 «Ласточка» изготовлен компанией «Siemens AG» в городе Крефельд (Германия) на основании технических требований компании ОАО «РЖД». Данный подвижной состав разработан на платформе электропоезда «Desiro ML». Для России электропоезд получил название «Desiro RUS» и предназначен для обеспечения пригородных пассажирских перевозок на участках железных дорог с шириной колеи 1520 мм, оборудованных высокими и низкими пассажирскими платформами.


Максимальная скорость электропоезда ЭС1 «Ласточка» составляет 160 км/ч. Схема питания от контактной сети 3 кВ постоянного тока и 25 кВ переменного тока. Пр едусмотрен автоматический режим смены рода тока во время движения (проезд участков со смешанным питанием). Основная составность электропоезда - 5 вагонов. Предусмотрена возможность работы по системе многих единиц (до двух сцепленных между собой составов, с управлением из головной кабины ведущего электропоезда). Электропоезд ЭС1 «Ласточка» может эксплуатироваться в диапазоне температур окружающей среды от –40°C до +40°C.


Основные технические характеристики электропоезда ЭС1 «Ласточка» приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные технические характеристики электропоезда ЭС1

Количество вагонов

Количество сидячих мест

Общая пассажировместимость, чел.

Длина поезда, м

Длина головного вагона, м

Длина кузова промежуточного вагона, м

Ширина кузова, м

Материал кузова

алюминий

Ширина колеи, мм

Высота пола над уровнем головки рельса, мм

Высота платформ от уровня головки рельса, мм

Устройство для входа/выхода пассажиров на низкие платформы (200 мм)

выдвижные ступеньки

Номинальное напряжение тяговой сети, кВ

3,0 постоянного тока и 25,0 (50 Гц) переменного тока

Мощность, кВт/л.с.

Ускорение до 60 км/ч, м/с 2

Диапазон эксплуатационных температур, °C

Срок службы, лет

Инновации, реализованные в электропоезде ЭС1 «Ласточка»:

1. При разработке данного подвижного состава была обеспечена гармонизация Российских и Европейских норм безопасности;

2. Применение асинхронного тягового привода и системы управления;

3. Изготовление кузова из экструдированных алюминиевых профилей;

4. Использование пневматической подвески кузовов вагонов;

5. Повышенный интервал между проведением периодических видов ремонта до 45 дней;

6. Удобство технического обслуживания, благодаря применению модульной конструкции;

7. Возможность питания как от сети постоянного тока напряжением 3 кВ, так и от сети переменного тока напряжением 25 кВ;

8. Возможность безостановочного прохождения участков со смешанным питанием (например, Москва – Нижний Новгород или Санкт-Петербург – Петрозаводск);

9. Рекуперация энергии торможения в контактную сеть;

10. Наличие системы пассивной безопасности пассажиров – элементов поглощения энергии аварийного столкновения (крэш-системы);

11. Наличие системы внешнего и внутреннего видеонаблюдения.

Электропоезд серии ЭС1 «Ласточка» (Desiro RUS) в исполнении «Премиум»

Первые итоги эксплуатации электропоездов ЭС1 «Ласточка» на межобластных маршрутах (Санкт-Петербург – Великий Новгород) показали, что для данного типа перевозок необходима их адаптация, в целях предоставления пассажирам в электропоездах более комфортных услуг. На основании полученного опыта для данного типа перевозок, с конструкторами компании «Сименс АГ» в апреле 2013 года началась проработка концепции электропоезда серии ЭС1 «Ласточка» исполнения «Премиум». Был разработан измененный вариант внутренней компоновки вагонов 9 электропоездов ЭС1 «Ласточка» с (с № 046 по № 054), в сравнении со стандартной компоновкой. Компоновка вагонов электропоезда ЭС1 «Ласточка» исполнения «Премиум» предусматривает иное расположение пассажирских сидений, установку в головных вагонах дополнительных туалетов, установку в каждом вагоне информационных видеомониторов, системы беспроводного интернета и сервисного оборудования. Максимальное число мест для сидения составляет в электропоезде исполнения «Премиум» составляет 322 и 2 места для пассажиров в инвалидных колясках. Проезд пассажиров стоя не предусмотрен.

Важными техническими особенностями электропоездов серии ЭС1 «Ласточка» (Desiro RUS) являются:

1.Ширина кузовов вагонов электропоезда оптимально адаптирована к российскому габариту приближения строений. Таким образом, обеспечивается минимальное расстояние между пассажирской платформой и вагоном, гарантирующее максимальную безопасность пассажиров при входе и выходе из вагона;


2. Обеспечен высокий уровень безопасности для пассажиров благодаря применению сминаемых элементов, гасящих энергию удара при столкновении;

3.Оснащенность вагона отвечает требованиям TSI-PRM;


4. Компоновка зон входа (выхода) в вагонах электропоезда рассчитана на российские посадочные платформы высотой 200, 1100 и 1300 мм;

5. Конструкция ходовой части разработана с учетом наличия кривых малого радиуса (например, при маневровой работе в депо);

6. На электропоезде реализованы российская система обеспечения безопасности движения поездов, ориентированная на условия сети железных дорог ОАО «РЖД», автоматическая система управления поездом, обеспечивающая оптимальное движение с точки зрения энергопотребления, комфорта для пассажиров и времени хода.


Скоростной электропоезд «Ласточка» производства компании ООО «Уральские локомотивы» (Российская Федерация)


С целью создания в Российской Федерации предприятия по производству современного моторвагонного подвижного состава, отвечающего требованиям мировых стандартов, в сентябре 2011 года между ОАО «РЖД» и ООО «Уральские локомотивы» был заключен договор на поставку электропоездов для пригородных пассажирских перевозок.

В соответствии с договором ООО «Уральские локомотивы»» произведут и поставят для ОАО «РЖД в период 2015 – 2020 гг. 1200 вагонов электропоездов в различных модификациях (для пригородного, городского и межрегионального сообщений). В настоящее время базовым проектом по разработке и производству электропоездов для пассажирских перевозок, реализуемым в настоящее время в ООО «Уральские локомотивы», является электропоезд типа ЭГЭ – «электропоезд городской экспресс» (серия получила название ЭС2Г «Ласточка»).

Электропоезд ЭС2Г «Ласточка» имеет технические характеристики, конструкцию кузова, расположение оборудования и внутреннюю компоновку вагонов, аналогичные электропоезду серии ЭС1 «Ласточка», производства компании «Сименс АГ». Исключение составляют: система питания выполнена только на 3 кВ постоянного тока, более высокая тяговая мощность подвижного состава, применение форточек в вагонах и измененная внутренняя компоновка.

Основные технические характеристики электропоезда ЭС2Г «Ласточка» приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основные технические характеристики электропоезда ЭС2Г

Конструкционная скорость, км/ч

Ширина колеи, мм

Напряжение, род тока

3,0 кВ (пост.ток)

Длина участка оборота, км

Основная составность, число вагонов

Приводная мощность на колесе электропоезда основной составности, кВт

Сила тяги электропоезда основной составности, кН

Максимальный уклон продольного профиля, ‰

Высота платформ от головки рельса, мм

Длина поезда основной составности, м

Ширина вагона, мм

Количество посадочных мест поезда основной составности

368 стац.сидений;

4 места для инвалидных колясок;

18 откидных сидений;

886 стоячих мест

Климатическое исполнение, диапазон рабочих температур окружающего воздуха, °С

У, от минус 40 до плюс 40°С

Срок службы, лет

На производственной площадке в Верхней Пышме, где сегодня выпускают скоростные электропоезда «Ласточка» и несколько видов локомотивов, когда-то должны были производить шагающие экскаваторы для работы в Сибири и на Дальнем Востоке. Но случилась перестройка, и вместо карьеров экскаваторы пошагали в никуда. Площадка постепенно превратилась в пустырь. Новая жизнь здесь началась в 2004 г.: «Группа Синара» запустила на этой территории производство локомотивов.

Через несколько лет к прежнему производству добавилось еще одно: в 2010 г. Siеmens и «Синара» наладили выпуск скоростных электропоездов, а в 2011 г. подписали контракт с РЖД о поставке перевозчику с 2015 по 2020 г. 1200 вагонов. Для этого потребовался отдельный цех. Его построили за два года, оснастив площадку в 90 тыс. кв. м всем необходимым оборудованием. Первый поезд вышел из цеха весной 2014 г.

Первую «Ласточку» правильнее было бы называть die Schwalbe - технологии и узлы для этого поезда были в основном немецкими. Но уже в следующем составе появились отечественные разработки - одним из главных условий контракта с РЖД была локализация производства . «Электропоезда, которые сегодня выезжают их цеха «Уральских локомотивов», - это, по сути, уже российская разработка: более 80% модулей и узлов - отечественные. Даже верхний уровень управления поездом - программное обеспечение, «мозги» - наши, российские, уральские, от «НПО САУТ». Они стоят на поездах, начиная с 45-го. В этом году мы выпустим уже 83-й поезд», - рассказывает генеральный директор завода Александр Салтаев.

Производство «Ласточек» - от сварки кузова до пусконаладки и испытаний электропоездов -находится под одной крышей. В 2014 г. на предприятии начали выпускать тележки для скоростных поездов - первыми в России.


Александр Салтаев, генеральный директор завода «Уральские локомотивы»:

Проектная мощность нашего завода - 250 вагонов для скоростных электропоездов в год. Пока мы выпускаем 150. В будущем году хотим значительно повысить этот показатель - до 220 вагонов.

Вагоны - основная единица производства электропоездов на «Уральских локомотивах». Можно было бы считать в поездах, но это будет неправильно, поясняет топ-менеджер предприятия. «Большинство поездов, которые мы уже выпустили, - из пяти вагонов. Но мы также можем собрать состав из трех или семи вагонов - в зависимости от того, где он будет ездить», - уточняет Александр Салтаев.

Первые семивагонные поезда должны появиться в следующем году - их отправят на Московское центральное кольцо. Трехвагонники актуальны для таких регионов, как, например, ХМАО.

Фото: Константин Мельницкий; сайт; сайт

Московское центральное кольцо сегодня - один из основных потребителей уральских «Ласточек». Специально для МЦК на заводе модифицировали выпускавшиеся до этого «Ласточки Стандарт»: в частности, расширили проходы, установили дополнительные поручни, велопарковки, увеличили количество электророзеток - чтобы как можно больше пассажиров могли подзарядить сотовые или поработать на ноутбуке.

Как производят «Ласточку»





Для моторных вагонов (это первый и последний вагоны в составе) операций немного больше - в подвагонные тележки вначале устанавливают двигатели. К слову, двигатель - то немногое, что осталось в «Ласточке» от «немецкого» прошлого.

Йорг Либшер, директор департамента «Мобильность» компании Siemens в России:

Siemens поставляет для «Ласточек» тяговые двигатели и сетевые фильтры, которые мы выпускаем на наших заводах в Санкт-Петербурге и Воронеже.

Дальнейшее развитие завода связано в первую очередь с разработкой новых модификаций «Ласточки».

Александр Салтаев:

Дизельные и дизель-электрические поезда, по мнению руководства «Уральских локомотивов», особенно будут востребованы в районах ХМАО, Калининграда, Сахалина. «Калининград не могут электрифицировать с 1945 года! Сейчас там ходят тепловозы. Та же картина и на Сахалине. Электрифицировать эти линии уже вряд ли кто-то когда-то будет. Звучит не очень радостно, но тем не менее это так. При этом подвижной состав нуждается в замене. Для таких регионов мы и развиваем направление дизельных поездов», - делится планами Александр Салтаев.

Также, по словам руководителя завода, сейчас идет работа над опытными образцами двухсистемных «Ласточек» (они могут работать и на постоянном, и на переменном токе). В проекте - трехсистемный вариант, который сможет использовать для движения и постоянный, и переменный ток, и дизельную установку.

Фото: Константин Мельницкий; сайт; сайт

Пару месяцев назад «Уральские локомотивы» презентовали еще один вариант «Ласточки» - с приставкой «Премиум». Эта модификация рассчитана на перемещение между крупными городами: перевозить пассажиров на расстояние до 500 км можно без дополнительного обслуживания. В каждом вагоне есть санитарный блок, кресла повышенной комфортности, розетки для зарядки мобильных устройств, информационные экраны. В поезде организован доступ в интернет по Wi-Fi. В головном вагоне оборудована зона для организации питания пассажиров, а также помещение для персонала.

Еще одну модификацию «Ласточки» - межрегиональный экспресс - разрабатывают в рамках соглашения с Федеральной пассажирской компанией (ФПК): его подписали в этом году. Новый межрегиональный экспресс будет двухсистемным, а система жизнеобеспечения поезда позволит совершать поездки на расстояния до 1400 км без дополнительного обслуживания. В меморандуме идет речь о 90 таких вагонов.

Вообще, по словам акционеров завода, развитие площадки зависит от конкретных контрактов. «Развитие площадки в Верхней Пышме стало возможным после того, как мы в 2011 г. подписали контракт с РЖД. Это твердый заказ, который обеспечивает стабильность производству. Под него можно закупать оборудование, развивать технологии. Будет еще одни контракт, будут и новые возможности», - уверен представитель Siemens.

Йорг Либшер:

Александр Салтаев подтверждает: конструкторская база и технологические возможности завода позволяют изготавливать различные виды скоростного подвижного состава.

«Ласточка» — это скоростной электропоезд, созданный в компании «Siemens AG» для российских железных дорог на основе платформы «Siemens Desiro». Описание поезда «Ласточка» включает в себя список маршрутов, на которых он используется, технические характеристики поезда «Ласточка», короткую историческую справку.

«Ласточки» связывают между собой Москву с Нижним Новгородом, Орлом, Курском и Смоленском, Санкт-Петербург — с городами Великий Новгород, Бологое и Петрозаводск. Кроме того, поезда этого типа курсируют на линиях между Краснодаром и Ростовом-на-Дону, Краснодаром и Адлером, Майкопом и Адлером, в сочинском регионе. Во время Зимней Олимпиады в Сочи «Ласточки» перевозили участников, гостей и зрителей Игр.

Обычно «Ласточка» состоит из 5 вагонов, но на загруженных направлениях курсируют сдвоенные составы, состоящие из 10 вагонов. Все вагоны в поезде — сидячие, одного класса. Туалеты в поезде «Ласточка» расположены только в первом и последнем вагоне. Длина поезда — 130 или 260 метров, в зависимости от числа вагонов.

Поезда «Ласточка-премиум» ходят на маршрутах Москва — Санкт-Петербург, Москва — Курск и Санкт-Петербург — Петрозаводск. От обычных «Ласточек» эти поезда отличаются более удобными салонами междугороднего типа и наличием бизнес-класса в одном из головных вагонов.

Скорость поезда «Ласточка» достигает 160 км/ч. Для этого в каждом из головных (моторных) вагонов установлены по 4 электродвигателя мощностью по 320 кВт. Каждый из них примерно в три раза мощнее мотора современного легкового автомобиля.

«Ласточка» может эксплуатироваться при температурах от −40 до +40 °C. Во всех вагонах работают системы климат-контроля.

Контракт на поставку 1200 вагонов серии «Desiro Rus» был заключен между «Российскими железными дорогами» и компанией «Siemens» в сентябре 2011 года.

11 ноября 2013 производство поездов «Ласточка» началось на заводе «Уральские локомотивы» (первым производителем поездов «Ласточка» был завод в немецком городе Крефельд, недалеко от голландской границы). Планируют, что на уральском заводе будут собирать по 200 вагонов в год. На этом же заводе с использованием технологий компании «Siemens» с 2011 года уже производятся грузовые локомотивы.



Статьи по теме: