Детсад экологические проекты лекарственные растения. Познавательно - исследовательский проект в старшей группе "растения, которые нас лечат"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Лекарственные растения»

Старшая группа №7

Воспитатели:

Войтович М.В.

Золотухина В.В.

2013 г.

Педагогический проект

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Сроки выполнения проекта: 1 месяц

Актуальность.

Гипотеза:

Участники проекта:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

  1. Изготовление пособий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  1. Беседа «Друг или враг»

Продуктивная деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

  1. Экскурсия в аптеку.

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»

  1. Альбом «Зеленая аптека»
  2. Консультации для родителей
  3. Дидактическая игра «Фитодоктор»
  4. Загадки о лекарственных растениях
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав»

Результаты реализации проекта:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Сформировались знания о лекарственных растениях.

Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания .

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР Детский сад №8 «Салют»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Старшая группа №7

Воспитатели:

Войтович М.В.

Золотухина В.В.

2013 г.

Педагогический проект

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Место проведения исследования: территория МБДОУ ЦРР детский сад №8 «Салют».

Сроки выполнения проекта: 1 месяц

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подбор методической и художественной литературы.
  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
  4. Изготовление пособий.
  5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  6. Разработка бесед, викторины.
  7. Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  1. Беседа «Лекарственные растения ».
  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
  3. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
  4. Беседа «Друг или враг»
  5. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
  6. Викторина «Знатоки лечебных трав»
  7. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
  8. Занятие – сказка «Старый подорожник»

Продуктивная деятельность

1.Рисование «Наш друг - подорожник»

2.Аппликация «Ромашковое поле»

3. Рисование «Чудо – растения»

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павлова «Загадки цветов»,

А, Плешакова «Зеленые страницы»,

А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

Заучивание загадок и стихов о растениях

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Игровая деятельность

Дидактическая игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”.

Поисково – исследовательская деятельность

1.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).

2.«На участке ищем полезные растения»

3.«Где лучше посадить растения?»

4. Составление схем «Что лечит растение»

Работа с родителями

  1. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
  3. Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
  4. Оформление альбома «Зеленая аптека»
  5. Экскурсия в аптеку.
  6. Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»

  1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
  2. Выставка рисунков «Чудо – растения»
  3. Альбом «Зеленая аптека»
  4. Консультации для родителей
    МБДОУ Детский сад №27 г. Химки

    Экологический проект

    « Лекарственные растения моего края »

    Воспитатель: Ганина Елена Владимировна

    Старшая группа №7 “Лимпопо”

    20.03.2017г.
    (дата начала работы над темой)

    22.05.2017г.

    (предполагаемая дата окончания работы)

    Актуальность.

    Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения моего края».

    Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

    Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

    Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений , сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

    Задачи проекта:

    Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

    Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в продуктивных видов деятельности.

    Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.


    1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.

    2. Подбор методической и художественной литературы.

    3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

    4. Изготовление пособий.

    5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

    6. Разработка бесед, викторины.

    7. Составить перспективный план мероприятий.
    Реализация проекта.

    Работа с детьми


    Познавательная деятельность

    1. Беседа «Доктор природа».

    2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»

    3. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

    4. Беседа «Лекарственные и ядовитые растения»

    5. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»


    6. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»

    7. Разгадывание простейшего кроссворда “Лечебные травы”

    Продуктивная деятельность

    1. Рисование «Наш друг - подорожник»

    2. Аппликация «Ромашковое поле»

    3. Рисование «Чудо – растения»


    Художественно – речевая деятельность

    Чтение литературных произведений:

    Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

    Н. Павлова «Загадки цветов»,

    А. Плешакова «Зеленые страницы»,

    С. Есенина «Берёза»,

    А. Лопатина «Сказки о цветах и деревьях»,

    В. Бианки “Лесная газета”

    А. Онегова «Тропинка полевая»,

    Заучивание загадок и стихов о растениях,

    Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…».


    Игровая деятельность

    Дидактическая игры:

    «Съедобное – Несъедобное»,

    «Вершки корешки»,

    «От какого растения часть»,

    «Узнай растение»,

    «Вылечи человека».

    Подвижные игры:

    “Цветы и ветерок”,

    “Цветок-имя”,

    “Узнай по описанию”,

    “Садовник у нас на участке”,

    “Бал цветов”.


    Поисково – исследовательская деятельность

    1. Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).

    2. «На участке ищем полезные растения»

    3. Составление схем «Что лечит растение»



    Работа с родителями

    1. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ».

    2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав».

    3. Консультация для родителей «Фитотерапия. Рецепты укрепляющих настоев»

    4. Рекомендации родителям по чтению книг о лекарственных растениях леса и луга.

    5. Памятка «Правила сбора лекарственных растений».

    6. Оформление альбома «Зеленая аптека».

    7. Предложить создать папку «Бабушкины советы» (о рецептах лечения лекарственными травами).

    Обобщающий этап.

    «Презентация проекта»


    1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»

    2. Выставка рисунков «Чудо – растения»

    3. Выставка коллективной работы «Ромашковое поле»

    4. Альбом «Зеленая аптека»

    5. Консультации для родителей

    6. Загадки о лекарственных растениях

    7. Викторина «Знатоки лечебных трав»

    8. Выставка детских рисунков совместно с родителями «Долой микстуры, да здравствуй лечебная трава».
    Результаты реализации проекта:

    Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

    У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

    Сформировались знания о лекарственных растениях.

    Сформировано уважительное отношение к родной природе и бережное к ней отношение.

    Изучены правила поведения в лесу.

    Развит интерес к природе.

    Беседа на тему « Доктор Природа»
    Цель: продолжить знакомить с природой родного края, с разнообразием лекарственных растений, на основе полученных знаний формировать стремление к их рациональному использованию и охране, разъяснять правила бережного отношения к природе, формирование информационной культуры, охрана здоровья детей, знакомство с профессией фармацевта.

    Материал: иллюстрации на тему «Лекарственные травы», гербарные образцы, фломастеры, раскраски, отвары шиповника, липы, земляники, черники, малины.

    Участники: дети, воспитатель
    Воспитатель: Ребята, когда вы болеете, чем вас мама лечит?

    Ответы детей: таблетки, микстуры, отвары лекарственных трав…

    Воспитатель: Когда мы заболеваем, к нам на помощь приходит сама природа. Скажите, какие лекарственные растения вы знаете?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Их ещё называют «зелёной аптекой». Они помогают избавиться от болезней. Большую помощь они оказывают на даче, в походе, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. Мы с вами говорили, что белки и лоси лечатся мухоморами в маленьких дозах. Мы сегодня поговорим лишь о некоторых растениях. Начнём с тех, которые помогут на прогулке. Отгадайте, пожалуйста, загадку:

    Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох).

    1. МОХ. Кто из вас видел мох? Где он растёт? Мох – это природная вата . Мхом пользовались партизаны во время войны, прикладывали его к ранам и раны быстро заживали. А сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение Вс. Рождественского.

    Меж клюквы и морошки

    Жилец лесных болот,

    На кочке мох без ножки,

    Куда ни глянь, растёт.

    Он снизу седоватый,

    Повыше- зеленей,

    Коль нужно будет ваты,

    Нарви его скорей!

    На кустиках поляны

    Подсушен в летний зной,

    Он партизанам раны,

    Лечил в глуши лесной.

    2. ПОДОРОЖНИК. Воспитатель: Ребята, а как называется это растение? Почему?

    Ответы детей: растёт вдоль дорог.

    Воспитатель читает стихотворение:

    Путника друг - подорожник,

    Скромный, невзрачный листок,

    Ты на порезанный палец

    Влажной заплаткою лёг.

    Многим из нас невдомёк,

    Что отыскалось лекарство

    Тут же, на тропке, у ног.

    Воспитатель: Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ране или ожогу. И вскоре они заживут и боль пройдёт.

    Дети, а вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие и неприятные на вкус. А ведь есть и очень вкусные лекарства? Вы их знаете? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался? Что это?

    Дети: Ягоды!

    Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:

    Рассыпает солнце стрелы,

    Сосны зажигая,

    Что за ягода созрела,

    Синяя такая?

    На кусточки под листочки

    Кто- то бусы бросил,-

    Все поляны в синих точках

    У зелёных сосен.

    Мы чернику собирали

    В кузовок, в лукошко

    Только рты с чего- то стали

    Чёрные немножко.

    3. ЧЕРНИКА . Воспитатель. Она созревает в лесах летом. Окрашивает язык и зубы в чёрный цвет. Черника очень полезна для нервной системы, при болезнях желудка, восстанавливает зрение. Эта ягода очень капризная, не хочет расти на грядках. И вообще растёт очень медленно, поэтому собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить её кустики. Кто пробовал чернику? Кто найдёт её на открытке?

    4. ЗЕМЛЯНИКА. Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой

    На проталинке лесной

    Земляничка под сосной.

    Земляничка – невеличка

    Хорошо цвела весной.

    На неё садились пчёлы,

    Майский жук летал над ней.

    У неё сосед весёлый –

    Родничок среди камней.

    Солнце грело много дней

    Пышный кустик у камней,

    Становилась земляничка

    Всё пригожей, да крупней.

    Покраснела каждым боком,

    Налилась душистым соком.

    Воспитатель: Земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный из листьев земляники .

    5. ЕЖЕВИКА. Воспитатель: Полезна и другая лесная ягода - ежевика. В ней много витаминов, а варенье из неё дарит нам радость в зимнее время. А ещё есть душистая и сладкая ягода, которую приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку. Она называется…малина!

    6. МАЛИНА. Воспитатель. Кто из вас пробовал малину? Где она растёт? Что лечат малиной? Правильно, малина очень помогает при ангине, простуде. А летом ягоды малины – незаменимое лакомство. В чай можно добавлять и ягоды, и листья, и веточки. Они все обладают лечебным свойством. А кто ещё в лесу любит лакомиться малиной?

    Ответы: медведи, муравьи.

    7. КЛЮКВА. Воспитатель: Посмотрите на фото. Кто узнал ягоду? Клюква растёт на болотах, быстро восстанавливает силы после болезни. Какая клюква на вкус? Несмотря на кислый вкус, клюква осень полезна во всех видах Из неё делают варенье, морсы, компоты, едят живые ягоды с сахаром и мёдом.

    Физкультминутка

    Проводиться игра «У медведя во бору». «Медведь» находиться в середине круга, рядом с ним лежат карточки с изображением грибов, орехов, изученных лекарственных растений. Дети идут по кругу, а 2-3 участника направляются к «медведю», приговаривая: «У медведя во бору сладку ягоду беру; а медведь не спит, на меня рычит». Игроки, приблизившись к медведю, должны взять только карточки с лекарственными растениями. Медведь пытается их поймать. У пойманного он отбирает карточки и, если они выбраны неправильно, заставляет спеть песню или рассказать стихотворение о природе. Игра повторяется 2-3 раза.

    Воспитатель: Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека. Стихотворение О. Высотской:

    Уронило солнце лучик золотой,

    Вырос одуванчик первый, молодой,

    У него чудесный золотистый цвет,

    Он большого солнца маленький привет.

    8. ОДУВАНЧИК. Воспитатель. Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдёт немного времени и одуванчик не узнать.

    Золотой и молодой

    За неделю стал седой,

    А денёчка через два

    Облысела голова.

    Спрячу-ка в карманчик

    Бывший…одуванчик.

    9 КРАПИВА. Воспитатель загадывает загадку.

    Растёт зелёный кустик,

    Дотронешься - укусит.

    Не огонь, а жжётся.

    Дети: Крапива.

    Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны .

    10. ШИПОВНИК. Воспитатель. Кто узнал изображение на фото? Это растение нам с вами хорошо известно. Оно растёт на территории нашего садика. Много лекарств изготавливают из него. Их применяют при лечении почек, желудка, печени. Сироп помогает лечиться от кашля. В шиповнике много витамина С.

    А сейчас мы с вами поговорим о нашей красавице – рябине, которая нас встречает каждый день у входа в детский садик. Эту ягоду любят и люди, и птицы. Снегири прилетают зимой полакомиться ягодами. В ягодах много витаминов, есть вещества, обеззараживающие и подсушивающие раны. А сейчас я вам загадаю загадку: белые горошки на зелёной ножке. Что это?

    Дети: ландыш!

    11. ЛАНДЫШ. Воспитатель: Цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось мало, они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми. А сейчас я прочитаю вам стихотворение:

    На лугу у той дорожки,

    Что бежит к нам прямо в дом,

    Рос цветок на длинной ножке.

    Белый, с жёлтеньким глазком.

    Я цветок сорвать хотела,

    Поднесла к нему ладонь,

    И жужжит, жужжит: «Не тронь!» (М. Познанская)

    Оказывается, ромашка может вылечить от простуды. И если поднимается температура и начинается кашель, достаточно приготовить и выпить душистый отвар ромашки. Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие. Их мы встречаем в лесу, на лугу или в парке. Это облепиха, полынь, мята, душица, липа и другие.

    Воспитатель читает стихотворение В.Лукши:

    Нужно только не лениться,

    Нужно только научиться

    Находить в лесу растенья,

    Те, что для людей полезны,-

    И отступят все болезни.

    Где же искать эти замечательные растения? Как хранить и использовать? Какие части растений употреблять? Воспитатель подробно рассказывает о том, как и какие части растений следует собирать, обращает внимание на то, что собирает нужно только вместе со взрослыми, которые хорошо знают правила сбора лекарственных растений. Особое внимание обращает на бережное отношение к природе.

    А сейчас мы с вами проведём конкурс «Знатоки»: поочерёдно показывает карточки с лекарственными растениями. Дети должны назвать ту часть растений, которая используется в лечебных целях. (Ромашка - цветок, подорожник – лист). Некоторые лекарственные растения выращивают на плантациях. Это женьшень, мята, календула… Давайте, запомним правила сбора лекарственных растений:

    1. Собирать лекарственные растения нужно в меру, оставляя часть в природе для размножения.

    2. Срезать или собирать нужно только ту часть, которая является полезной. Нельзя выдёргивать растения с корнем!

    3. Сбор нужно производить только в определённое время.

    4. Незнакомые растения не стоит собирать.

    5. Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть другим людям или животным.

    6. Некоторые растения ядовиты, поэтому их не стоит собирать без взрослых, а тем более брать в рот незнакомые ягоды .

    А сейчас я прочту вам очень интересное стихотворение Е. Русаковой:

    По лугам, по старым лесосекам

    Пробирался в чаще без дорог

    И собрал мальчишка для аптеки

    Разных трав целебных в нужный срок.

    Не для денег вовсе, не для славы

    Он бродил среди лесов глухих-

    Собирал мальчишка эти травы

    Как живую воду для больных.

    А во второй половине дня мы с вами выполним коллективную аппликацию «Ромашковое поле».

    Беседа на тему: «Лекарственные растения»

    Задачи:

    Закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы.

    Расширять знания о пользе и применении лекарственны растений.

    Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

    Материал: иллюстрации лекарственных растений (мать и мачеха, одуванчик, подорожник, крапива, хвощ); игрушка – Колобок.
    Ход беседы

    (Дети сидят полукругом.)

    Перед ними доска с картинками лекарственных растений. На столах – гербарий.

    Ведущий – Колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне, (на колобке приколоты растения из гербария). (Колобок снимает с себя мать и мачеху)

    Колобок: Что это за растение?

    Дети: Мать – и - мачеха.

    Колобок: А вы знаете, почему оно так называется?

    Растения мы знаем, бережем и охраняем,

    В книгу Красную они,

    Уж давно занесены.

    Люди рвут их не на потеху,

    Отнесут их все в аптеку.

    Познание: формирование целостной картины мира (окружающий мир):

    «В гостях у доктора Айболита»
    Цель:

    Сформировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимость в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных. Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растениях. Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. Совершенствовать речь детей, расширять запас слов. Развивать разговорную речь, внимание, память.

    Материал: Картинки с изображением деревьев, диких животных, картинки из серии: « Этого не следует делать в лесу», «Кому нужны деревья в лесу», игрушки заяц, медведь.
    Айболит: Здравствуйте ребята, вы узнали меня?

    Айболит: Правильно, я доктор Айболит. Ребята вспомните, кто приходил ко мне лечиться?

    Дети: корова, лисица, волчица, зайчонок, червячок и медведица.

    Айболит: А, что случилось с моими больными .

    Дети: Лису укусила оса, зайчик попал под трамвай, приходил Барбос, его курица клюнула в нос.

    Айболит: Молодцы ребята! Я недавно побывал в Африке, видел много животных. Обратите внимание на мольберт вам необходимо отобрать тех животных, которые живут в Африке.

    Айболит: Молодцы! А, что за животные остались на мольберте.

    Дети: Эти животные обитают в наших лесах.

    Айболит: Молодцы! Садитесь на стульчики. Ребята правильно, эти животные живут у меня в лесу, посмотрите как здесь красиво.

    Воспитатель: Ребята, а где Айболит лечил своих зверей?

    Дети: В лесу.

    Воспитатель: Лес - это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая их кислородом. Послушайте стихотворение о пользе леса.

    Лесом можем мы гордиться,

    Лес - зеленая больница.

    Воздух там сплошной озон.

    Все болезни лечит он.

    Лес как сказочное царство:

    Там кругом растут лекарства.

    В каждой ветке, в каждой травке,

    И лекарство и таблетки.

    Вот какую пользу приносит мам лес. Лес - это сказочный мир . В лесу нашли приют звери, птицы, лягушки, жуки и бабочки. Л сколько в нем грибов, ягод, цветов! Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают порадоваться красоте, вдохнуть чистый и свежий воздух. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны относиться к нему бережно. А теперь обратите внимание па мольберт. Что за дерево здесь изображено? Расскажи о нем.

    Дети: Это елка. Елка используется как растение - лекарь. Ее хвоя богата многими полезными для человека веществами, в том числе витамином «С». Это сосна. Сосна широко распространена па всей территории России. Это одна из ценнейших хвойных пород нашей страны. Это береза. Береза самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Это дуб. Дуба листьями питается шелкопряд, который изготавливает натуральный шелк. Желудями питаются звери. Это Осина. Осина дерево любимый корм многих животный. Кору осинок любят зайчики.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Грибы и ягоды являются не только продуктам питания для зверей, но и лекарством. А еще в лесу растут, давайте поиграем в игру: « Съедобное, не съедобное»

    Воспитатель: Нужно отобрать в корзинки съедобные и не съедобные грибы. Воспитатель: Молодцы! Ребята, а чем лечил Айболит своих зверей?

    Дети: Лекарственными растениями.

    Воспитатель: Ребята лес - это зеленая аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут микстуры и таблетки?

    Воспитатель читает стихотворение.

    Бедный еж попал под дождь,

    Простудился бедный еж

    Умный дятел поспешил.

    Трубкой выслушал ежа.

    У тебя я слышу хрипы...

    Выпей-ка отвара липы.

    Утка крякнула с порога:

    Простудилась я немного.

    Я минутку каждою кашляю и кашляю.

    Дятел книгу полистал, дятел книжку прочитал.

    Подчеркнул две строчки: «Сосновые почки»

    Не лекарство, просто чудо - вмиг пройдет твоя простуда.

    Воспитатель: Какими отварами можно лечиться от простуды? (ответы детей) Воспитатель: Ой, ребята, что-то я слышу, кто-то плачет?

    Айболит: Ребята, помогите мне вылечить зайку и мишку они заболели?

    Воспитатель с детьми.

    Летом рад я свежей ягоде медвежьей.

    А сушеная и запас.

    От простуды лечит нас (малина)

    Ярко- желтый цветок неказистый.

    Сверху листьев холодная глад.

    Снизу - ласковый слой бархатистый.

    Словно тронет приветливо мать. (мать-и - мачеха)

    Тонкий стебель у дорожки.

    На конце его сережки. На земле лежат листики.

    Маленькие лопушки.

    Нам он как хороший друг.

    Лечит ранки ног и рук. (подорожник)

    Лист горбочком, с желобочком.

    Шипы имеет, а ранить не умеет.

    Зато лечит нас в любой день и час. (алое)

    У волка болит живот.

    Горькая травка - и животу поправка.

    И сама душиста и метет все чисто (полынь)

    Что за травка угощает, на луга в лесной глуши.

    Человека - добрым чаем. Пчел - нектаром от души, (иван-чай)

    Айболит: Спасибо ребята, что помогли мне вылечить зайчика и мишку. Воспитатель: Ребята, а что может случиться, если мы порезались, укололись.

    Дети: Могут попасть микробы.

    Воспитатель: С микробами помогают бороться растения, которые выделяют особые вещества-фитоциды. Но микробы могут попасть в организм не только при дыхании. Иногда крошечными врагами удается проникнуть в тело человека через ранки и царапины на коже. Когда вредные микробы проникают в организм, то они пускают в ход свое оружие - вредные отравляющие вещества. Что нужно сделать, если порезали палец? (смазать ранку йодом, заклеить пластырем или завязать бинтом). А что делать, если вы порезали или укололись, гуляя в лесу? Ответ вам даст стихотворение.

    Под землею роя ход,

    Как-то лапу ранил крот.

    Дятла просит: «Помоги»!

    Вдруг останусь без ноги!

    Лапу вылечить не сложно,

    Вот совет от всей души:

    К свежей ране осторожно

    Подорожник приложи.

    Воспитатель: Ребята, какое растение убьет и залечит микробы?

    Дети: Подорожник.

    Воспитатель: Действительно, подорожник помогает лечить не только ранки зверей, но и людей. И еще много растений вокруг нас помогают бороться с микробами. Попробуйте отгадать загадки о растениях.

    1.Зеленая красавица

    Тронешь обжигается (Крапива)

    Воспитатель: Чем полезна крапива? (ответы детей).

    2. Любит иль не любит

    Меня мальчик Сашка,

    Это точно знает

    Лишь одна (Ромашка)

    Воспитатель: Чем полезна ромашка? (ответы детей).

    3.Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог

    Он однажды людям добрым раны вылечить помог (Подорожник).

    Воспитатель: Чем полезен подорожник? (ответы детей).

    4. Он сорняк, он цветок.

    От болезни мне помог

    Как присяду на диванчик

    Вспомню желтый (Одуванчик).

    Воспитатель: Чем полезен одуванчик? (ответы детей).

    5. Если что-то заболит

    Даже зверь не устоит

    С какой же травкой пить настой

    Мы слышим речек медленную речь...


    tmp-picture -> «Музыка (песня) в мультипликации, как средство активизации познавательных способностей детей раннего возраста»

    Защита проекта « Лекарственные травы»

    Здравствуйте!

    Люди часто говорят друг другу при встрече это хорошее, доброе слово. Слово здравствуйте очень старое. Связано со словом дерево. Когда – то давно люди, произнося слово здравствуйте , желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево, как дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

    А вы знаете, что дороже всего на свете? Конечно, это жизнь, здоровье. Еще в Древней Руси говорили:

      Здоровье дороже богатства.

      Здоровье не купишь.

    Получен от природы дар-

    Не мяч и не воздушный шар.

    Не глобус это. Не арбуз-

    Здоровье. Очень хрупкий груз.

    Чтоб жизнь счастливую прожить,

    Растения – это бесценный дар природы, который часто называют кладовой здоровья. С помощью растений, обладающих лечебными свойствами, можно успешно лечить заболевания человека.

    Начиная свой проект, я поставила перед собой цель: познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в нашем районе.

    Задачи исследования:

    1.Собрать и обобщить материал о лекарственных травах нашего района.

    2. Установить связь с прошлым, выяснив какими лекарственными травами пользовались казаки.

    Актуальность использования лекарственных растений возросла в последние десятилетия. Это объясняется тем, что резко возросло количество осложнений от применения различных, малоизученных и проверенных лекарств.

    Наши предки жили среди природы, хорошо знали и умело использовали ее возможности в решении серьезных проблем при лечении ран и болезней.

    В нашей местной газете «Тихий Дон» мы с мамой нашли статью из которой я узнала, как лечились казаки Верхнего Дона:

    КАК ЛЕЧИЛИСЬ КАЗАКИ ВЕРХНЕГО ДОНА?

    Зубная боль

    Натирали запястье с внутренней стороны водкой с чесноком

    Легочный туберкулёз

    Мать-и-мачеха, полынь,

    подорожник, зверобой в виде смеси как

    чайный настой

    Простуда и кашель

    Отвар овса и калины, отвар малины

    Гастрит и язва

    Водочный настой подорожника, заедая

    его хлебом со свиным салом

    Воспалительные заболевания

    Отвар дубовой коры

    Опухоли

    Свежая капуста, красная свекла,

    морковь, чеснок и лук в сыром виде;

    водочный настой болиголова и чистотела

    Бородавки

    Сок чистотела

    Экзема

    Листья капусты или смесь сока капусты

    и чистотела

    «Многие рецепты даже были абсурдными» (Н. Майборода, научный сотрудник ГМЗШ)

    «Тихий Дон» от 05.04.2007 г., № 37

    Бабушка рассказала мне, что наш земляк писатель Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» упоминает не один раз лекарственные травы, называя их народными именами («камчужная трава» – биологическое название мать-и-мачеха; «белая кашка» – тысячелистник; «золотушная трава» – череда; «материнка» – душица; «кузмичева трава» – эфедра двуколосковая).

    Заготовка лекарственных трав была жизненно необходима. Например, для выпечки хлеба использовали шишечки хмеля. Впрок заготавливали богородицкую траву (чабрец), душицу, зверобой, делали из них отвары и настои, которые помогали от простуды. Сушили и мочили ягоды земляники, ежевики, тёрна.

    Лекарственные травы заготавливали казаки не только для себя, но и для домашних животных.

    Эти средства народной медицины не только знали, но и использовали в каждой семье. Многими из них и сейчас пользуются жители нашего района.

    В настоящее время широко используются лекарственные растения: чабрец, душица, зверобой, шалфей, донник, мята, Иван-чай, ромашка лекарственной, шиповника, боярышник, подорожник и другие.

    Я расскажу о тех растениях из живой аптеки, которыми особенно любят пользоваться в нашей семье.

    Подорожник. Свежие листья применяют как ранозаживляющее средство, а настойка из них помогает при бронхите, коклюше.

    Один из любимых мною цветов - ромашка . Растение очень ароматное и цветёт почти всё лето. Эти цветочки наша семья любит заваривать и принимать отвар при простуде. Отвар из ромашки помог мне вылечить ангину. Отвар из цветов ромашки применяют для промывания ран, нарывов. Моя бабушка часто промывает волосы таким отваром.

    В саду нашего двора радует глаз ярко-жёлтые цветы ноготков , так называют их в народе. Правильное название этого растения календула. Это растение тоже обладает лечебными свойствами. Спиртовой настойкой календулы обрабатывают порезы, гнойные ран, ожоги.

    Крапива – один из самых распространённых сорняков. Это жгучее растение очень богато витаминами С и каротином, содержит много питательных веществ.

    Применяют её как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство. Молодые побеги очень хороши для приготовления зелёных щей и салатов.

    Все эти удивительные растения, о которых я рассказала, окружают меня дома. Проводя свои наблюдения за растениями, и исследуя их полезные свойства, я поняла, что нужно очень бережно относиться к ним. Учиться правильно использовать свойства этих растений и быть благодарным нашей природе за её щедрые дары.

    Свое исследование буду продолжать во втором класс. Еще много интересного и полезного можно узнать о растениях нашего края. Хочу познакомиться с правилами сбора лекарственных трав и способами приготовления отваров для лечения.

    ГБС(К)ОУ с. М.Толкай

    Выполнила:

    Лыскина Ирина

    Руководитель:

    Воспитатель

    Филиппова Т.В.

    2013-2014уч. год

    Тема работы: «Лекарственные растения Самарской области».

    Обоснование проблемы: не все люди положительно относятся к рецептам народной медицины, считая их устаревшими и неэффективными для лечения различных заболеваний.

    Актуальность проблемы: возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор, совершенно бесплатно.

    Цель работы:

    Изучение лекарственных растений, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

    Задачи работы:

    • изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
    • определить места произрастания лекарственных растений;
    • провести опрос для того, чтобы выявить, используется ли «народная медицина» в настоящее время;
    • воспитывать бережное отношение к запасам природной кладовой.
    • расширить общий кругозор сверстников, развить их познавательную активность;
    • воспитывать активную жизненную позицию и ответственное отношение к своему здоровью.

    Область исследования: экология, здоровый образ жизни.

    В работе используется: самостоятельный поиск учащимися информации; индивидуальная работа учащихся по проведению анкетирования учащихся и педагогов школы; обсуждение полученной информации в рамках круглого стола и групповая работа по созданию презентации.

    Введение………………………………………………………………..…….....4

    Обзор литературы………………………………………………………… 5

    1. Основная часть……………………………………………………6 – 13

    1.1. Выполнение работы

    1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

    1.3. Лекарственные растения нашей местности

    различных заболеваний

    1.4.2. Мнение работающих в школе

    2. Результаты анкетирования

    Заключение……………………………………………………………………..15

    Список использованной литературы……………………………….16

    Приложение…………………………………………………………………….17

    Введение.

    Много трав растёт полезных

    На земле родной.

    Помогают от болезней

    Мята, пижма, зверобой.

    Из даров лесного царства

    Люди делают лекарство.

    Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

    Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

    Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о целебности растений Ф.А. Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ».

    Практическая значимость работы в том, что изучение лекарственных растений поможет обеспечить профилактику различных заболеваний, обогатить домашнюю аптеку каждого человека.

    Объект исследования – лекарственные растения, произрастающие в Самарской области.

    Предмет исследования – лечебные свойства лекарственных растений.

    Обзор литературы

    В ходе работы мной была изучена литература о лекарственных растениях и их использовании для профилактики и лечения различных заболеваний. В процессе работы по данной теме я обнаружила много литературных источников. Самой значимой я считаю книгу «Растения в медицине» Б.Г.Волынского и других авторов, а также книги: В.Ф. Сотник «Кладовая природы», В.С.Лихарев «Удивительное на грядке».

    Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

    Многие полезные растения люди используют недостаточно, а иногда и вообще не знают о них. Но книги о лекарственных растениях не следует рассматривать как самолечебник. В любом случае диагноз заболевания ставит врач, поэтому перед применением рекомендованных рецептов следует с ним посоветоваться, лучше, если это будет квалифицированный фитотерапевт .

    Природу по праву можно считать зелёной аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. При сборе лекарственного сырья нужно заботиться об охране лекарственных растений. Нельзя собирать растения вдоль дорог, вблизи сельскохозяйственных предприятий, машинно-тракторных мастерских. Отправляясь за растениями, срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами.

    1. Основная часть.

    1.1. Выполнение работы:

    Первоначальный этап в моей исследовательской деятельности –ознакомление с научно-литературными источниками, содержащими информацию об использовании лекарственных трав для лечения различных заболеваний; второй этап – мы с воспитателем сходили на экскурсию, по окрестностям с.М.Толкай, обратились за консультацией к школьной медсестре, третий этап – обработка собранного материала. Во время экскурсии я встретила лекарственные растения: тысячелистник, подорожник, крапиву, ромашку и многие другие растения. Мне очень интересно было узнать при лечении каких заболеваний используют данные растения. Посетив библиотеку, прочитав книги о лекарственных растениях, я узнала, что многие растения из тех, что я встретила во время экскурсий, используются при лечении различных заболеваний.

    Оборудование: научно-литературные источники, фотоаппарат, компьютер.

    Гипотеза : если знать лекарственные свойства трав, растущих в окрестностях нашего села, уметь ими пользоваться, скольких болезней мы сможем избежать, не превратив их в хронические.

    1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

    Изучив научно-популярную литературу, я узнала, что лекарственными называются такие растения, которые, действуя на организм больного человека или животного, блокируют развитие болезни, способствуют ликвидации причин ее возникновения и приводят в норму нарушенную функциональную деятельность отдельных органов, систем или организма в целом. Такое положительное действие обусловливается содержанием в них различных биологически активных веществ. Эти вещества в растениях содержатся в очень небольших количествах. Они обладают весьма сильными специфическими свойствами. Поэтому их целебный эффект наблюдается только при строго определенных, обычно очень малых дозах, выше которых препарат становится ядом, вызывающим тяжелые отравления.

    По характеру действия лекарственные растения делятся на различные группы: антисептические, болеутоляющие, вяжущие, желчегонные, кровоостанавливающие, мочегонные, отхаркивающие, желудочно-кишечного, сердечно-сосудистого действия, слабительные, успокаивающие и т.д.

    Мне было очень интересно узнать о том, что лекарственные растения содержат в себе многие биологические активные вещества, которые представляют собой различные химические соединения .

    • Дубильные вещества .

    Встречаются почти во всех растениях. В медицинской практике применяются как вяжущие и противовоспалительные средства при желудочно-кишечных заболеваниях, для полоскания горла, при воспалительных процессах.

    • Эфирные масла – разнородные летучие вещества, образующиеся в определенных органах растений, обладающие специфическим, часто приятным запахом, употребляются при лечении болезней горла.
    • Витамины – группа органических соединений разнообразного химического строения, выполняющие важнейшие функции в живых организмах. Наиболее важны из них витамины групп: А, В, С, группы Д, витамин Е, группы К, РР и т. д.

    1.3. Лекарственные растения нашей местности

    Совершив экскурсию по окрестностям села М.Толкай, я узнала, что многие лекарственные растения являются сорняками, которые растут везде: у дорог, во дворах домов, вдоль реки, на открытой местности, т. е. прямо «под ногами». Я насчитала более 30 различных видов трав и растений, которые обладают лечебной силой. Нужно только знать, каким образом они могут помочь нам, и уметь правильно собрать и заготовить их.

    Сегодня я представлю некоторые виды лекарственных растений и их действие на организм человека.

    Крапива - один из самых распространённых сорняков. Она встречается на сухих и на влажных местах, около домов, по обочинам дорог. Стебель и листья растения усажены жгучими волосками, которые ранят кожу. Заготавливают только листья крапивы без цветков и стеблей. Листья крапивы богаты витаминами С и К и каротином. Используют в виде настоев как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. В европейской медицине препараты из крапивы применяют при анемии, атеросклерозе, болезнях печени, почек, мочевого пузыря, кожных болезнях.

    Ромашка не только один из любимых полевых цветов, символ России, это ещё и лекарственное растение. Она растёт по лугам, сорным местам, пустырям. У ромашки собирают корзиночки цветков до того, как они начинают осыпаться. Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды, щепотку ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди и пей вместо чая». Ромашку используют при флюсах, зубной боли, для промывания гнойных ран, нарывов, как примочку для глаз. Делают ванны при ревматических болях и от золотухи. Ею моют волосы, чтобы был красивый золотистый цвет, и используют в косметологии.

    Календула – эти ярко-жёлтые цветы часто разводят в садах и палисадниках. Цветёт всё лето до поздней осени. Хотя химический состав ноготков (другое название календулы) изучен ещё недостаточно, растение с давних пор используют в народной медицине. Спиртовой раствор календулы обладает противовоспалительным действием. Используют при ожогах (1 ч. л настойки на ½ стакана воды), для полоскания горла при ангине, при кожных заболеваниях. Кроме того, календулу применяют при гастритах, язве желудка и заболевании печени.

    Одуванчик - старое лекарственное средство. В народной медицине его считали «жизненным эликсиром», кровоочищающим средством, которое хорошо влияет на пищеварение, помогает от бессонницы и от желтухи. Для лекарственных целей заготавливают его корни, а листья одуванчика полезно класть в первые летние салаты, т. к. они содержат много витаминов..

    Подорожник - многолетнее травянистое растение. Народные названия «попутник», «порезник», «чирьевая трава» указывают на его применение. Свежие листья подорожника используют как ранозаживляющее средство при порезах, укусах насекомых, ушибах, а высушенные – в составе сбора при язвенной болезни. В народной медицине настой из листьев подорожника издавна применяется в качестве отхаркивающего средства при болезнях лёгких и бронхов. В последнее время начали применять и семена подорожника как лёгкое слабительное средство (по 1-2 столовые ложки) и при хронических поносах и дизентерии (1г. 4 раза в день).

    Пижма обыкновенная или «дикая рябинка» - растение с сильным характерным запахом. Ещё в старые времена использовалось как противоглистное средство. Кроме того, оказывает благоприятное действие при лечении печени, желчного пузыря и при острых кишечных заболеваниях. Собирают и сушат цветки пижмы.

    Тысячелистник - растение богато витамином К и обладает кровоостанавливающим действием. Заготавливают траву во время цветения. В народной медицине настой тысячелистника пьют при женских болезнях, для остановки кровотечения при порезах, при зубной болезни и для увеличения молока у кормящих матерей. Также его настой применяют при желудочно-кишечных болезнях и гастритах. Для приготовления настоя 15г. травы измельчают и заливают 200мл воды, кипятят 15 мин, настаивают 45 мин и пьют по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.

    Чистотел - наши бабушки хорошо знают это растение как средство от бородавок и мозолей. Само название как бы говорит, что если вы будете пользоваться этим растением, у вас будет «чистое тело». Эта трава обладает болеутоляющим действием и даже излечивает от чешуйчатого лишая, рака и туберкулёза кожи. Иногда чистотел рекомендуют при астме. Настой чистотела назначают при заболеваниях печени и желчного пузыря.

    Полынь - считается самым горьким растением; её горечь даже вошла в поговорку «горька, как полынь». Полыни приписывают самое разнообразное действие. На Руси в 17 веке полынь использовали как ранозаживляющее и очищающее гноящиеся раны средство. Соком растения пропитывали платки и прикладывали их к гноящимся ранам. В народной медицине употребляют полынь при лихорадке и против глистов. Корни растения помогают при эпилепсии и колитах. При кожных заболеваниях принимают ванны с полынью.

    Итак, подведу небольшой итог: антисептическими, ранозаживляющим, кровоостанавливающими свойствами обладают подорожник, крапива, тысячелистник. Применяется при заболеваниях печени следующие травы: крапива, одуванчик, чистотел. Почки и мочевой пузырь лечим крапивой, а органы дыхания подорожником. Желудочно-кишечные проблемы решат крапива, одуванчик, подорожник, тысячелистник, чистотел. От ревматизма спасут крапива и чистотел. Одуванчик оказывает желчегонное действие, а пижма – глистогонное. При заболеваниях сердечно – сосудистой системы используйте одуванчик и подорожник. Туберкулёз лечат чистотелом, подорожником и одуванчиком. Вот такие волшебные средства растут у нас под ногами.

    1.4. Использование лекарственных растений при лечении

    Различных заболеваний жителями с. М.Толкай

    В ходе работы по данной теме я узнала, что в нашей школе многие взрослые используют лекарственные растения для лечения различных заболеваний. Мне было интересно узнать мнение по данному вопросу специалистов-медиков, и сотрудников нашей школы. Поэтому я обратилась за консультацией к школьным медицинским работникам, и работникам нашей школы, которые используют лекарственные травы при лечении простудных заболеваний.

    1.4.1. Мнение медицинских работников

    К. Н.Н.

    С октября по январь нами было пролечено 35 детей, которым был поставлен диагноз ОРЗ. Наряду с синтетическими медицинскими препаратами применялись народные средства, в виде сборов лекарственных трав. В состав сборов входили травы: мать-и-мачеха, чабрец, липовый цвет, душица и др.

    В ходе лечения состояние больных улучшалось. Лечение лекарственными травами применяется не только в острый период, но и в период восстановления, что улучшает защитные силы организма и повышает иммунитет.

    Я. Н.Н.

    Фитотерапия, т.е. лечение лекарственными растениями в наше время привлекает большое внимание врачей самых различных специальностей. Преимуществом лечения растениями является то, что они, как правило, не приносят вреда. Лечение препаратами растительного происхождения всегда длительное – не менее 2 - 4 недель, но результат от лечения всегда положительный.

    1.4.2. Мнение сотрудников школы

    В своей жизни очень часто пользуюсь лекарственными травами, которые растут вблизи деревни. Особенно часто стала их использовать после выхода на пенсию. Лекарства дорогие, пенсия маленькая, вот и вспомнила бабушкино средство от разных недугов. А еще я люблю выпить чай с мятой, душицей и другими травами после баньки, силы прибавляются, чувствую себя намного лучше.

    П.В.И.

    Изучением и сбором трав начала заниматься с 20 лет, с того момента как сильно заболели почки. Приняла сотню уколов, но улучшение не наступало. При помощи лекарственных трав вылечила почки, избежав операции. Вот с тех пор и собираю травы. Лечусь ими сама (все настои готовлю строго по рецептам и консультируюсь с медицинскими работниками), лечу детей, внуков. Своими рецептами и запасами трав делюсь с другими людьми.

    Изучение лекарственных трав – это занятие очень интересное, особенно если человек любит природу и хочет приносить пользу другим людям

    С нетерпением жду наступления лета, чтобы вновь пополнить запасы трав.

    2. Результаты анкетирования среди работников школы

    С. М. Толкай

    Результаты опроса, проведенного среди коллектива школы, показали, что многие знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья. Из 50 респондентов только 17 человек применяют лекарственные травы регулярно, 20 человек применяют их изредка, в основном, для лечения простуды, остальные 13 вообще не пользуются травами. Из 50 человек только 30 знают, как собирать и заготавливать травы, другие покупают их в аптеке. (анкета в приложении)

    1. Используете ли вы лекарственные травы?

    Экологический проект: «Лекарственные растения Дона»


    Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.

    Описание работы: Данный проект, рассчитан на детей 5 – 6 лет, родителей, воспитателей ДОУ, музыкальных руководителей

    Продолжительность проекта: 2 недели

    Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

    Тип проекта: Познавательно – поисковый, творческий, детский.

    Цель проекта: Ознакомление с лекарственными растениями, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

    Задачи проекта:
    - Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
    - Развивать связную речь в процессе наблюдения и обследования лекарственных растений, обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
    - Ознакомить с правилами сбора лекарственных растений и правильным хранением.
    - Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, природоохранное поведение и уважение к законам природы; стремление радоваться успехам друг друга.

    Актуальность.
    Нужно только не лениться,
    Нужно только научиться
    Находить в лесу растенья-
    Те, что для людей полезны,-
    И отступят все болезни.
    В.Лукша

    Перспективными методами профилактики респираторных заболеваний является ароматерапия и фитотерапия. Фитотерапия-это оздоровление лекарственными травами и о лечебных свойствах этих природных целителей, мы решили узнать подробней, а так же о растениях, растущих в нашем крае, ведь и на территории детского сада встречаются наши друзья - лекарственные растения
    Дети с малого возраста должны верить в то, что природа – лучший друг и к лекарствам нужно прибегать только в случае крайней необходимости. Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Но недостаточная осведомлённость детей о свойствах лекарственных растений нашего края, экологическая безграмотность родителей – всё это приводит к тому, что дети часто болеют, не укрепляют свой организм, не применяют природные витамины, содержащиеся в растениях нас окружающих.
    О целебной силе лекарственных трав есть смысл рассказывать даже младшим дошколятам. А об использовании полезных растений, овощей и плодов для профилактики болезней и здорового питания - тем более.
    Началом моей работы было знакомство с растительным миром нашего края, а именно с лекарственными растениями, которыми так богата наша донская степь, их разнообразием и целебными свойствами
    Много трав растёт полезных
    На земле родной.
    Помогают от болезней
    Мята, пижма, зверобой.
    Из даров лесного царства
    Люди делают лекарство.

    Мотивационный момент

    Если дети, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

    - Занятие по экологии «Лекарственные растения Дона»
    Цель: Выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

    - Показ презентаций: «Лекарственные растения», «Как лечили муравьишку»
    Цель: Обогащение знаний о лекарственных растениях и способах применения.

    - Эстафета: «Кто быстрей соберёт ромашку»
    Цель: Развитие двигательных навыков, закрепление знаний о ромашке аптечной

    - Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, зверобой, корень валерьяны, душица, одуванчик, черёмуха)
    Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
    Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

    - Чтение литературных произведений:
    А. Н. Плещеев « Золотой луг»
    Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»
    Заучивание загадок и стихов о растениях.

    - Опыты и поисково-исследовательская деятельность:
    На территории детского сада ищем полезные растения.
    Наблюдаем, как растет одуванчик, подорожник.
    Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

    Консультация для родителей «Народная медицина у нас под ногами»

    - Целевая экскурсия по территории детского сада.

    Цели: познакомить детей с природным окружением нашего детского сада, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем краю, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в нашем районе (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

    - Занятия по ИЗО деятельности:
    - «Одуванчик» - рисование.
    Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

    - Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Вершки – корешки», «От какого растения часть».
    Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

    Сбор лекарственных растений и их засушка для гербария, беседы о пользе применения растений в лечебных целях.

    - Создание Красной книги.
    Цель: Закрепить знания о растениях, занесённых в Красную книгу.

    - Работа с родителями.
    Составление совместного гербария «Лекарственных растений» с родителями.

    - Посадка семян цветов Календулы на участке детского сада. Привлечение родителей к озеленению.
    Цель: Закрепление знаний о посадке растений и уходе за ними.

    Вывод.
    «На земле нет ничего, что не считалось бы лекарством»,- утверждает одно из положений тибетской медицины. Мы живём в мире лекарств. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лекарственными свойствами. В ходе нашего проекта у детей проявился интерес к особенностям жизни и развития лекарственных растений. Появилось желание самостоятельно выполнять уход за растениями в группе и на участке.
    Расширились навыки поисково - познавательной деятельности. Расширился словарный запас, научились находить и различать лекарственные растения. Родители стали более активно принимать участие в экологических мероприятиях.
    Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
    Прав был средневековый врач Парацельс, который писал: «Весь мир – аптека…»
    Действительно, куда бы мы не пошли - в лес, на речку, в поле или вышли на садовый участок, везде можно встретить лекарственные растения и полученные знания от проекта, думаю, пригодятся.
    Крепкого вам всем здоровья!



Статьи по теме: