Деревянные колодцы: правила выполнения работы. Рой себе колодец — пригодится воды напиться


Современные люди избалованы благами цивилизации и обычно воспринимают их как данность. Действительно к чему нам устройство колодца, когда в каждой квартире есть кран, из которого течет вода? А ведь наши предки воспринимали воду как источник жизни, и к людям, способным вырыть колодец и отыскать под землей чистую воду, относились с особым уважением.

В древние времена, прежде чем приступить к строительству нового поселения, необходимо было убедиться в наличии в местности воды. Поэтому копка колодцев играла, безусловно, важнейшую роль. Рытье колодцев всегда начиналось с поиска воды при помощи лозы, что внешне напоминало своеобразные «шаманские» действия.

День Федора Колодезника (21 июня) на Руси считался наиболее подходящим для того, чтобы найти воду и выкопать колодец. Сейчас мало кто знает о такой дате, а вот в далеком прошлом это был особенный день, когда копание колодца непременно должно было увенчаться успехом.

Давайте задумаемся, почему раньше (в старину) не бросались за рытьё колодца на каждом дворе, а ходили за водой к общественному колодцу. Думаете, что вырыть колодец русичу было не под силу? Сомневаюсь! В другом причина. Места под рытьё колодцев тщательно выбирались. Не случайно в русском фольклоре на каждом шагу упоминается живая и мертвая вода. А сказка, про Иванушку, который попил водички и козленочком стал? Помните?

С приходом православия на Русь рытье колодцев обросло новыми веяниями и традициями. Их обязательно освящали, в некоторые дни воду из колодца брать не разрешалось, а сами колодцы украшали иконами или вырезали кресты. Начиная рытье колодца работники обязательно отправлялись в церковь, чтобы никакие злые умыслы не перешли на воду.

На Руси изготовление колодцев осуществлялось исключительно из древесины. Идеальным во всех отношениях по праву считался дуб, однако нередко для строительства колодца использовалась осина. Особое внимание при рытье колодцев и их обустройстве уделялось навершиям.

Копка колодцев на Руси принесла за собой множество интересных обычаев и поверий. Например, мужчины бросали оружие в колодец после окончания своего пути воина, а странники оставляли около попавшегося на пути колодца любую свою вещь, чтобы благополучно добраться до следующего. Устройство колодца, как и многое другое, в те времена связывали с таинственными силами. Так, например, раньше было принято вырыть колодец посреди деревни и выкапать колодец в лесу. Первый применялся для собственных бытовых нужд, а вторым люди «задабривали» лесных обитателей.

Конечно, во многом мы уже отошли от прошлого и не верим в большинство примет, связанных с колодцами. Однако некоторые традиции мы все-таки переняли, и частные колодцы сегодня пользуются все большим спросом. В некоторых местностях единственным способом организации водоснабжения является рытье колодцев. Цена сооружений совсем не высока, зато представить быт без них попросту невозможно. Дачные колодцы вошли в нашу жизнь очень прочно и стали вполне привычным и обыденным делом. Если мы решили построить дачу, то обычно в первую очередь копаем колодец.

Издревле на Руси к колодцам относились с благоговением. Колодезной воде приписывались различные целебные свойства. Стоит сказать, что небезосновательно. Странники, чей путь проходил через колодец, набирали воду во фляжки и оставляли около него какую-нибудь вещь, веря, что мистическая сила позволит им благополучно дойти до следующего. Пожалуй, большим мистическим вниманием и подчтением на Руси, чем колодцы, пользовались только колокола.

Влюбленные девушки согласно поверью с трепетом считали, сколько секунд будет колебаться вода в ведре с колодезной водой, если в него опустить колечко, подаренное суженым.

С колодезной водой вели долгие беседы старцы, отождествляя ее с вековой мудростью. Вообще, к колодцу относились как к месту, где можно на некоторое время отрешиться от мирских забот, немного побыть наедине с самим собой.

Любопытно, что в древности в некоторых деревнях строили два колодца. Один в центре деревни использовали часто, для питья и бытовых нужд. Другой строили на отшибе или в лесу. Люди полагали, что существ, населяющих лес, можно умилостивить, дав им возможность пользоваться чистой, питьевой водой. Ко второму колодцу ходили редко, только в тех случаях, когда кто-нибудь заболевал, и была необходима помощь "хозяев леса".

Другой любопытный обычай заключался в том, чтобы опустить оружие в воду родного колодца перед войной. Войны верили, что меч, опущенный в воду, становился разящее. А иногда в колодец специально бросали оружие. Этот жест символизировал отказ от дальнейшего пути война. Впоследствии за этими реликвиями началась самая настоящая охота. Ведь, кроме мечей, в старых колодцах практически всегда находят старинные вещи.

Например, во время нападения на деревни, люди бросали самое ценное в колодец, надеясь, что после им удастся достать его назад. Доставать получалось очень редко. Зато сейчас очень многие люди создают общества и путешествуют по России в поисках различных антикварных вещей, ожидающих на дне колодцев. Вещи, находящиеся там, оказываются в хорошем состоянии, чтобы это ни было (оружие, деревянные вещи, иконы). Каким-то чудодейственным образом благодаря низкой температуре предметы на дне колодца не разрушаются, а лишь немного стареют.

Каждый из нас должен быть благодарен нашим предкам за то, что сегодня мы копаем колодцы и умеем самостоятельно добывать воду. Давайте строить традиционные русские садовые колодцы и относиться к воде так же бережно, как делали это на Руси.

С древнейших времен колодец на Руси служил символом дома. Возвращающегося из дальних странствий путника домашние встречали ковшом холодной колодезной воды.

А знаете почему на Руси колодцы всегда накрывали крышками? Это делали, чтобы не напугать домового. Вот почему, когда мы строим колодец, мы закладываем прочный фундамент нашего будущего жилища.

Новости Партнеров


Согласно историческим данным, колодцы на Руси появились не сразу. Первоначально в качестве источника воды люди употребляли речную или родниковую воду. Деревни закладывались неподалеку от естественных водоемов. Часто за питьевой водой приходилось далеко ходить, и, для облегчения доставки воды было изобретено коромысло, которое позволяло переносить сразу два ведра, не нагружая руки. Сейчас кажется фантастическим, что тогда вода из рек потреблялась в сыром виде.

Древнерусские мастера и их колодцы

Мастерство рытья колодцев считалось сложным, ответственным и почитаемым. Труд «колодезника» оплачивался очень дорого. Строительство колодцев было отхожим неземельным промыслом. Ремесленники одного рода жили отдельными слободами. Ткачей, каменщиков и прочих было много, а артель мастеров-копателей насчитывала максимум 4 человека. Они тщательно охраняли профессиональные секреты от чужих глаз, разведку воды проводили без наблюдателей, а копать начинали в темноте.

Колодцы считались своеобразными порталами между мирами, поэтому наши предки относились к ним с уважением и трепетом. Существовало большое количество примет и ритуалов, связанных с ними. Например, после завершения работ, на срубе вырезали защитную обережную символику. Первую воду из колодца расплескивали на все четыре стороны, благодарствуя при этом Федору Стратилату, вторую – выпивали, а третьей – умывались.

Первые колодцы были неглубокими, стенки шахты укреплялись деревянными срубами. Во время раскопок на Старой Ладоге были обнаружены остатки срубов возрастом более 1000 лет. В местах, где испытывался дефицит древесины, а грунтовые воды залегали близко к поверхности, вместо сборного сруба, в шахту забивалась пустотелая колода. Именно от нее произошло слово колодец.

Покровителем колодцев на Руси считается великомученик Федор Стратилат. Именной праздник Федора Колодезника наступает 8 июня. В этот день часто случаются обильные грозы. Народная пословица гласит, что туман, который залег на заре, показывает удачное место для строительства хорошего колодца

Чтобы облегчить поднятие воды, возле колодца устанавливали журавль – устройство, работающее по принципу рычага. В основе его прочное вертикальное основание с перпендикулярно закрепленной длинной жердью. На одном конце – крючок для посудины или наглухо прикрепленное ведро или бадья, на другом – утолщение, которое способствует легкому вытаскиванию наполненной водой емкости. Комлевая часть может усиливаться дополнительным грузом.

Колодец с журавлем пришел к нам с Древнего Египта и Востока, где таким способом доставляли воду на горные поля и в ирригационные системы. Миниатюры 17-18 столетия детально описывают обустройство традиционного колодца с журавлем. Усложненная конструкция с перекладинами на опорном столбе позволяла регулировать высоту рычага и длину его плеч. Для мелких колодцев способ подходит отлично, поэтому в населенных пунктах можно встретить старинный журавль, который работает в век нанотехнологий.

Более технологичным механизмом для поднятия воды с глубоких колодцев стал коловорот – прочное деревянное бревно равномерного диаметра с закрепленной веревкой или цепью. Его приводят в движение с помощью изогнутой ручки, основа которой проходит сквозь центр бревна. Простым вращением ведро опускается вниз и поднимается уже с водой. Вместо тонкой рукояти, бревно может вращаться с помощью махового колеса большого диаметра – до 2,5 метров. Размер давал большой прирост силы и облегчал качание воды.

Письменные источники начала 19 века сообщают, что от властей поступали указания обустраивать в деревнях колодцы коловоротом с колесом и крышей или навесом. С разными модификациями они встречались на всей территории России и соседних стран. Например, в киевском Вознесенском монастыре коловорот большого колодца приводился в действие двумя цепями с закрепленными ведрами.

Разновидностью автоматизации подачи воды были ступальные колеса. С их помощью пополнялся запас воды в тайном дворцовом колодце во времена Ивана Калиты. Трубопровод был смонтирован из высверленных дубовых бревен – для полноценной инженерной системы не хватало только насоса, его роль выполняли рабочие, которые крутили колесо

Технология строительства колодцев на Руси

Современные инженеры-строители отмечают высокий уровень возведение колодцев древнерусскими мастерами, хотя они возводились простыми инструментами из подручных материалов. Документально зафиксирована рекордная глубина колодца – почти 72 метра. На фоне того, что сейчас выкопать ровный колодец в 40 колец затруднительно, это факт на грани фантастики.

Деревянные срубы наращивались не сверху, а снизу. Шахта плавно расширялась снизу, в разрезе такой колодец напоминал бутылку. Объемная нижняя часть накапливала много воды. По сравнению с современными колодцами, старинные были просто огромными, со срубом 4*4 метра. Размер объясняется коллективным использованием, к колодцу приходили со всей улицы. Обустройство в своем дворе для единоличного пользования упоминается, как редкий факт.

Из шахты специфической формы было трудно выбраться. Для безопасности оголовок делали высоким, верх полностью закрывали настилом, оставляя небольшой люк с крышкой для забора воды. Колодцы украшались крышей на резных столбиках и были важной частью уличного или дворового ансамбля.

Кроме открытых общественных источников в населенных пунктах было принято устраивать тайные колодцы внутри башен и оборонительных сооружений, чтобы в случае нападения население не осталось без питьевой воды. Питались такие колодцы за счет грунтовых вод или инфильтрации из аллювиальных речных отложений. В этом деле русские мастера шли впереди колодезников из других стран.

Деревянный сруб для колодцев старались сделать из дуба, который долго лежит в воде и становится только крепче. На ступеньку ниже древесина вяза и ольхи. В отсутствии твердых пород, срубы рубили из ели, сосны, ивы или осины. Если дуба или аналога было немного, из этого дерева делали только нижние венцы.

Прототипы насосов описываются в источниках 18-19 века. Воду из колодца добывали по узким трубам из сверленых стволов, внутри которых свободно двигался длинный деревянный поршень с кожаным мешком на нижнем конце

Опытные мастера знали, что колодец может питаться не только из дна, а и через стенки. Чтобы обеспечить хороший приток, бревна нижней части подгоняли, оставляя небольшие щели.

Подобная технология используется и сейчас, только с помощью перфорированных железобетонных колец или полипропиленовых труб. Верхние секции сруба крепились в лапу, с усилением потайными шипами, чтобы предотвратить расхождение бревен и осыпание земли в колодец.

Открытие многих целебных источников связано с деяниями святых и подвижников. Прежде, чем создать обитель или храм в удаленном от мирских благ месте, они обязательно находили природный родник или закладывали колодец. Яркий пример – основатель нескольких монастырей Сергей Радонежский. Он выкопал обычную яму, из которой после забил источник.

Единственной женщиной с даром находить хорошие места для питьевых колодцев стала девочка Агафья из подмосковной глубинки. Впервые с ней заговорил колодец, в который отступающие поляки сбросили нескольких убитых. Ей приснилось, что оскверненный колодец зовет ее к себе. Она набрала из него воды и подлила к спящим полякам в брагу, которые отравились и умерли к вечеру следующего дня. Слух о способности Агафьи распространился, к ней приезжали колодезники из соседних деревень, и даже артель из Москвы.

Чтобы убедить врагов в своей силе, жители осаженной крепости опустили в колодец бадьи, наполненные последними запасами сладкого меда и киселя, и когда воины-посланцы пришли на переговоры, демонстративно подняли их со словами «Нас сама земля кормит». Враги поверили, что такой город измором не возьмешь и отступили.

Тезисы

ИСТОРИЯ КОЛОДЦЕВ СТРЕЛЕЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Красникова Алена Витальевна, Тарасова Анастасия Евгеньевна

Научный руководитель Банникова Алла Викторовна, Кузьмичева Ирина Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области», Белгородская область, Яковлевский район, с.Стрелецкое

Вода – источник жизни. В старину люди относились к воде не только бережно, но и почтительно. В давние времена, прежде чем построить жилище, человек должен был найти воду. В нашем поселении практически в каждом доме есть водопровод, но не все довольны качеством этой воды. Вот поэтому жители многих улиц сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района используют для питья и приготовления пищи воду, которую берут из колодцев. Оказывается, чтобы выкопать колодец или пробить скважину, нужно обладать не только определенными знаниями, но и использовать житейский опыт людей старшего поколения.

Актуальность

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель исследования:

задачи:

1. Познакомиться с историей возникновения колодцев на территории Стрелецкого поселения.

2. Выяснить, используется ли вода этих колодцев жителями поселения.

3. Познакомить моих сверстников с традициями и обычаями, связанными со строительством колодцев.

Методы исследования:

- изучение летописных и литературных источников;

Социологическое исследование;

Опрос и беседы.

Выводы

Также мы думаем, что любые сведения об истории родного края ценны и важны и передавать их нужно из поколения в поколение.

Оглавление

1.Введение с. 3

2.Глава I . История возникновения сел

Яковлевского района Белгородской области с. 4

3.Глава II . Колодцы на Руси. Обычаи и поверья с. 5

4.Глава III . История Пятницкого колодца с. 8

5.Глава IV . Родник в селе Стрелецкое с.10

6.Заключение с. 11

7.Список литературы с. 12

Введение

Вода – источник жизни. В старину, когда не было в каждом доме водопровода, люди относились к воде не только бережно, но и почтительно. В давние времена, прежде чем построить жилище, человек должен был найти воду. Сейчас это не составляет труда. Специалистов по бурению скважин можно легко найти по объявлению. Вот к таким специалистам обратились мои родители, когда решили пробить скважину на нашем строительном участке. Вода из нее оказалась не пригодна для питья, она обладала не очень приятным запахом и была белого цвета. Поэтому эту воду мы используем для хозяйственных нужд, а для питья и приготовления пищи берем воду из источника, который находится неподалеку. В нашем поселении практически в каждом доме есть водопровод, но не все довольны качеством этой воды. Вот поэтому жители многих улиц сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района используют для питья и приготовления пищи воду, которую берут из колодцев. Моя семья решила выкопать собственный колодец на территории нашего подворья. Принявшись копать, мы не советовались ни с кем, думали, что вода находиться близко, так как на нашей улице есть колодец, глубина которого не очень велика. Но мой прадедушка, в его доме мы живем, нашу затею не поддержал. Он объяснил нам, что воды на его подворье нет. Он это проверял еще в 1965 году и рассказал, каким способом это было сделано. Оказывается, что воду на дедушкином участке и на территории всей улицы искали «при помощи лозы». Близко расположенные грунтовые воды были найдены только на том месте, где сейчас находится колодец. Оказывается, чтобы выкопать колодец или пробить скважину, нужно обладать не только определенными знаниями, но и использовать житейский опыт людей старшего поколения.

Тогда-то мы и решили, провести исследование с целью узнать, как возникли колодцы на территории нашего поселения.

Тема нашего исследования такова: «История колодцев Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области»

Актуальность

Мы считаем, что тема нашей работы будет актуальна и интересна как для ребят, так и для их родителей, ведь не все знают, что строительство колодцев – это умение, которому нужно учиться у наших предков.

Объект исследования: колодцы, которые находятся на территории нашего поселения.

Предмет исследования: традиции строительства колодцев, сохранившиеся в поселении.

Цель исследования: изучить традиции и обычаи, связанные с возникновением колодцев на территории Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области»

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1.Познакомиться с историей возникновения колодцев на территории Стрелецкого поселения.

2.Выяснить, используется ли вода этих колодцев жителями поселения.

3.Познакомить моих сверстников с традициями и обычаями, связанными со строительством колодцев.

Методы исследования:

1.Изучение летописных и литературных источников;

2.Социологический опрос;

3.Беседа со старожилами нашего поселения.

Вначале мы провели небольшое социологическое исследование, для выяснения следующего:

1.Используете ли Вы воду из колодцев и источников или пользуетесь водопроводом и скважиной?

2.Для каких целей Вы используете воду из колодцев и источников?

С такими вопросами мы обратились к жителям сел нашего поселения: Стрелецкое, Пушкарное, Драгунское, Красный Отрожок. В опросе участвовало 50 человек. Ответы мы получили на одном из земских собраний нашего поселения.

Земское собрание в с.Стрелецкое

Результаты опроса были следующими:

60% опрошенных пользуются водой из колодцев и источников.

100% опрошенных сообщили, что воду из колодцев и источников используют для питья и приготовления пищи.

Следующим этапом нашей работы стало изучение традиций, обычаев, народных преданий, связанных со строительством колодцев на территории нашего поселения.

Для этого мы обратились к летописи нашего поселения и к людям, которые помнят, чтут и берегут традиции, обряды, обычаи наших сел.

Глава I

История возникновения сел Стрелецкого сельского поселения

Яковлевского района Белгородской области

История возникновения сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области уходит глубокими корнями в далекое прошлое, ко второй половине 16 века – время правления царя Ивана Грозного. Местность, на которой мы живем, когда-то была пограничной чертой для защиты Московского государства от татарских набегов. Старожилы наших сел хорошо помнят Турецкий вал, место расположения города Карпова или Карпово сторожевье . Этот город – крепость располагался на высоком правом берегу реки Ворсклы. В наше время это Никитская гора, которая находится выше улицы Красной Подгородней села Пушкарного.



Здесь находился город Карпов в 1646 г. Вид с Никитской горы

Карпово сторожевье называлось так, потому что сторожевая служба велась под руководством полковника Карпова. Существование города-крепости невозможно без пригородных слобод, так как служивые люди в свободное время занимались земледелием, ремеслами и другими хозяйственными делами. Так возникли названия сел нашего поселения: Пушкарное (здесь жили пушкари), Стрелецкое (здесь жили стрельцы), Казацкое (здесь жили казаки) и Драгунское (здесь жили драгуны). Села Красный Отрожок тогда еще не существовало, а местечко это представляло собой островок среди широкой глади реки Ворскла. Этот островок назвали Отрожок. Люди на нем не жили, туда временно ссылали провинившихся. Некоторые ссыльные оставались жить там постоянно, таким образом, и возникло это село. Людям этих слобод жилось нелегко. Они страдали не только от нашествия врага, но и от климатических и почвенных условий. Люди часто болели и умирали, тогда богомольцы в 1648 году «били челом Государю», что за грех их наказывает господь, что вода в Карпове нездоровая, что нет целебного животворящего креста господнего с мощами святых. Такие жалобы послужили поводом к основанию вблизи города Карпова на берегу реки Ворсклы в 1652 году Троицкого - Соловецкого монастыря под управлением строителя Афанасия. Его еще называли монастырем Зосима и Саватия, святых, мощи которых содержались в стенах монастыря. Упразднен монастырь был в 1764 году при Екатерине Второй. Ценности и мощи были отправлены в Соловецкий монастырь на Белом море.

Глава II

Колодцы на Руси. Обычаи и поверья

На Руси к колодцам всегда относились с особым благоговением. Таким особым вниманием и почтением у наших предков могли пользоваться только колокола. Люди понимали важность воды. А умельцы, обладающие секретом обнаруживать подземные водные бассейны, были всегда в заслуженном почете и уважении.

Существовало множество поверий и традиций, связанных с колодцами. Вот самые интересные из них.

1.В старину было принято бросать в колодец оружие в конце ратного пути. Если мужчина после окончания битвы выбросит свое оружие в воду, то его путь воина окончен.

2.У странников была примета оставлять у колодца свою вещь. В народе считалось, что это поможет им благополучно добраться до следующего.

3.Во время нападения на деревни люди бросали самое ценное в колодец, надеясь, что после им удастся достать его назад. Вещи, находящиеся там, оказывались в хорошем состоянии, чтобы это ни было (оружие, деревянные вещи, иконы). Каким-то чудодейственным образом, благодаря

низкой температуре, предметы на дне колодца не разрушаются, а лишь немного стареют.
4.В Третий Спас на Руси было принято святить новые колодцы, чистить к осени старые, обходить колодцы кругами, прощаясь с летом.

5.С колодезной водой вели долгие беседы старцы.

6. В некоторых деревнях строили два колодца. Один в центре деревни использовали для питья и бытовых нужд. Другой - строили в лесу. Люди полагали, что существ, населяющих лес, можно умилостивить, дав им возможность пользоваться чистой, питьевой водой. Ко второму колодцу ходили редко, только в тех случаях, когда кто-нибудь заболевал, и была необходима помощь «хозяев леса».

В современное время, для того чтобы вырыть колодец или пробить скважину можно воспользоваться известными народными методами поиска воды, которые мы нашли в научном издании.
1.Многолетними наблюдениями доказано, что там, где залегает водоносной шар, хорошо растут осока, конский щавель, мать-и-мачеха, хвощ, крапива, наперстянка и другие влаголюбивые растения. Наличие их на участке свидетельствует о том, что водоносный шар находится на небольшой глубине.
2.Растениями-индикаторами могут быть и деревья. Над водоносными шарами хорошо растут верба, ольха. И наоборот, яблони, сливы и вишни тут болеют и высыхают.
3.Следующий способ - наблюдения за поведением животных, птиц, грызунов, насекомых. Скажем, конь, когда хочет воды, нюхает землю и бьёт копытами там, где чувствует наличие влаги. Собака никогда не ляжет, даже на подстилку, в том месте, где близко грунтовые воды. Курица не снесёт яйца в осоке, а гусыня и утка наоборот. Мыши на влажных местах устраивают гнезда даже на ветках деревьев или в бурьяне, только не в земле.
4.Хорошими индикаторами наличия грунтовых вод являются также комары и муравьи. Там, где есть водные жилы, хоть поверхность и сухая, после захода солнца, как правило, можно увидеть полчища комаров. Муравьи никогда не построят муравейник, чувствуя поблизости воду.
5.Есть и другие народные методы. Над водоносным шаром перевернутая банка воды или горшок обязательно покроются росой, пучок соли намокнет в сухую погоду. Вечером и утром над такими местами низко стелется туман. Зимой здесь будут проталины снега. Эти и другие признаки, и способы издавна использовались людьми, дополнялись и усовершенствовались из поколения в поколение. Они всегда были нужны, когда возникал вопрос: где копать колодец.

С вопросом, о том, как строились колодцы у нас в поселении, мы обратились к председателю совета ветеранов Стрелецкого сельского поселения Можевитину Ивану Михайловичу.

Можевитин Иван Михайлович

председатель совета ветеранов

Стрелецкого сельского поселения

Вот что он рассказал.

«Колодцев на территории нашего поселения было немного. Срубы колодцев были дубовыми или осиновыми. Для подъема воды строились различные устройства: журавли, вороты, которые и сейчас еще остались. Умельцев, которые находили грунтовые воды, в нашем поселении уже нет». Иван Михайлович описал способ нахождения воды при помощи лозы. «Брали веточку ивы, сгибали ее дугой, если дуга склонялась к земле, в этом месте грунтовые воды находились очень близко. Искали воду в определенный день – день Федора Колодезника. Колодцы в нашем поселении перестали копать давно. После войны не было вырыто ни одного. Современные колодцы ставились на месте или старых срубов или не обустроенных родников».

С информацией о количестве колодцев, об их современном состоянии с нами поделилась глава администрации Стрелецкого сельского поселения Скобликова Александра Всеволодовна.


Глава администрации Стрелецкого

Сельского поселения

Скобликова Александра Всеволодовна

Список колодцев, расположенных на территории

Стрелецкого сельского поселения

с.Стрелецкое

ул.Школьная № 2

ул.Народная № 4

ул.Колхозная № 11, № 53, № 71, № 83

пер.Колхозный № 5

ул.Первомайская № 8, № 33, № 57, № 74, № 87, № 97

Родники

с.Стрелецкое ул. Степная

Всего - 13 штук

с.Пушкарное

ул.Красная Подгородняя № 9, № 18, № 33
ул.Березовская № 14, № 25(внизу)

ул.Молодежная № 26, № 32, № 47

ул.Садовая № 14, № 28

Всего - 10 штук

с.Драгунское

ул.Центральная 65 - 2

ул.Луговая - 2

ул.Гвардейская - 3,

Всего - 7штук

с.Красный Отрожок

ул.Кооперативная - 1

ул.Набережная - 1

пер.Набережный - 2

пер.Кооперативный - 2

ул.Заречная - 1,

Всего - 7 шт.

Всего на территории Стрелецкого сельского поселения 37 колодцев. За последние три года отремонтированы 12. Наше поселение активно участвует в реализации программы «Колодцы». Данная программа предполагает обустройство и сохранение колодцев в селах.



Мы в своей работе хотели бы рассказать о колодце и роднике, история которых связана с православными традициями сел нашего поселения.

Глава III

История Пятницкого колодца

Об истории этого колодца мы узнали со слов Бураковой Веры Сергеевны, 1938 года рождения, уроженки села Красный Отрожок, Яковлевского района, Белгородской области, проживающей по адресу: село Стрелецкое, улица Школьная, дом 19.


Буракова Вера Сергеевна

уроженка с.Красный Отрожок

«Пятницкий колодец получил свое название от слова «пятница». На месте, где был когда-то монастырь, бил родник. В один день после Пасхи в пятницу перед праздником Красная Горка родник вымыл икону. Люди решили это место освятить, сделать колодец. Вода этого источника считается целебной. О чудодейственной силе этой воды вскоре узнали не только люди близлежащих сел, но и отдаленных селений. Когда я была девчонкой, мы часто прибегали за водой к этому источнику. Все деревья, которые росли возле воды, были увешаны тряпками, чулками, носками. Существовала примета, что если омыть куском ткани больное место и привязать её рядом в лесу, то болезнь отступит. Во время Великой Отечественной войны водой из этого родника лечили раненых. Ухаживали за ним супруги Усачевы Дмитрий Яковлевич и Марья Романовна. В 80-е годы родник был засыпан».

Этот рассказ подтверждает и летопись. В ней есть следующие сведения. «Однажды в 17-ом или начале 18-ого века в Пятницу на Светлой Седмице монахи Карповского монастыря совершали крестный ход. И вдруг на пути они увидели бьющий родник, из которого вымыло икону Казанской Божьей Матери. Известие о явлении чуда распространилось на много верст в округе. К месту явления чуда стекался народ издалека. Вскоре выяснилось, что вода родника обладает чудодейственными свойствами. Так как чудо было явлено в пятницу, родник получил название Пятницкого, и на протяжении трех веков почитался местными жителями, которые каждый год устраивали у родника Пятницкие гуляния. Родник был засыпан советскими властями в 60-е годы 20 века, в период «хрущевской оттепели» и борьбы с религией».

На этом история колодца не закончилась. Изучая летопись, мы нашли следующую запись о Пятницком колодце.

«Весной 2001 года Зинаида Ильинична Самарченко - Герой Социалистического Труда обратилась к председателю СПК «Дружба» с просьбой дать экскаватор для раскопки родника. С большим трудом он был раскопан, и в пятницу на Светлой Седмице при большом стечении жителей села Красный Отрожок, Стрелецкого, Пушкарного, Казацкого и поселка Томаровки настоятелем Пушкарского храма Отцом Сергием было осуществлено освящение Пятницкого родника. Но на следующий год весной пошли дожди и повлекли за собой сход песчаных, меловых пород с горы, источник был завален».

Но про этот источник жители не забыли. Они обращались с просьбой отрыть родник и поставить колодец. На это благое дело средства были выделены местными спонсорами. 10 ноября 2014 года в День Святой Праскевы Пятницкой настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы отцом Александром после капитального ремонта был освящен Пятницкий колодец.


Освящение Пятницкого колодца

Глава IV

Родник в селе Стрелецкое

На территории нашего поселения есть родник с необычной историей. Он находиться в селе Стрелецкое на улице 5 Августа.




По словам старожилов Бураковой Веры Сергеевны этот колодец носит название «грозовой». Источник на этом месте начал бить после сильной грозы. Летопись подтверждает, что в этом источнике явилась Икона Божьей Матери. Случилось это в девятую пятницу после Пасхи. Увидели ее два мальчика, пасшие коров недалеко от колодца. Они пытались достать икону, но она не давалась в руки, то появлялась, то вновь исчезала. Взрослые тоже не смогли вытащить икону. При попытке поймать икону были повреждены глаза. И лишь после того как священник отслужил молебен, икону вытащили и поместили в Успенский храм села Пушкарное. По всей вероятности событие это произошло не ранее середины или второй половины 19-го века, так как до этого периода Успенского храма не существовало. С тех пор ежегодно в храм шли паломники со всех сторон, чтобы прикоснуться к иконе. Воду из источника стали считать целебной.

О судьбе иконы мы решили узнать у настоятеля Успенского храма села Пушкарное отца Александра.



Настоятель Успенского храма

С.Пушкарное

Отец Александр

Но об иконе он ничего нам не рассказал, дальнейшая ее судьба неизвестна.

Отец Александр поделился с нами другими известными ему сведениями. «До революции от церкви, находящейся в центре села Стрелецкое, проходил крестный ход до источника. Совершался молебен. Но после революции на священников были организованы гонения, тем более запрещалось идти крестным ходом, поэтому эта традиция со временем забылась. День почитания этого источника считается Курская Коренная, которая празднуется в девятую пятницу после святой Пасхи». Почему этот источник почитается именно в Курскую Коренную, отец Александр не знает. В настоящее время на колодце находится икона «Живоносный источник». Как нам рассказал отец Александр, в Греции, в пещере забил святой источник. Люди, узнав о его чудодейственной силе, приходили к источнику для того, чтобы излечиться. Чудотворная мозаичная икона Божей Матери «Живоносный источник» находилась в Константинопольском монастыре и была выполнена в XIV . На Руси иконы «Живоносный источник» появились в XVII веке. Икона «Живоносный источник» не имеет отношения к колодцу в селе Стрелецкое, но кто ее там повесил и почему, этого сказать уже никто не может. Этот источник имеет непосредственное отношение к моей семье. Сруб для него был сделан моей семьей. Наше подворье находится рядом с источником. Мы вырыли пруд на территории своего участка. Вода туда поступает из родника. И каждый год в праздник Крещения в нашем пруду по благословлению батюшки отца Александра проходит крещение.

Заключение

Работа по изучению истории колодцев Стрелецкого сельского поселения была для нас интересной и познавательной, мы много узнали об истории своих сел.

Мы думаем, что любые сведения об истории родного края ценны и важны и передавать их нужно из поколения в поколение.

В этом году мы отмечаем 50-летие создания Яковлевского района. Поэтому историки, краеведы, общественность, молодежь должны быть заинтересованы в восстановлении обычаев, традиций, которые существовали в истории нашего края.

Надеемся, что наша работа послужит делу дальнейшего изучения истории Белгородской области.

Спасибо за внимание!

Список литературы

А в Москве археологи откопали колодец.

Кроме шуток — и такое случается. В данном случае случилось на территории Высокопетровского монастыря, где по случаю общей реставрации пустили поработать и археологов. :)

Археологи на радостях пустили прессу посмотреть. А посмотреть, как оказалось, есть на что.

О колодце, давно засыпанном, в принципе было известно по старым монастырским бумагам (вообще множество документов, касающихся недвижимости, где-то в недрах московских архивов существует). Датирован данный колодец XVII веком, а примерно в конце XVIII был засыпан. Так что в более поздних слоях уже находились коммуникации конца XIX столетия — например, вот эти керамические канализационные трубы.

Итак, приблизительно местонахождение колодца известно было. И на глубине примерно 4 метров действительно стали обнаруживаться фрагменты сруба. И когда их частично освободили от грунта, стала вырисовываться крайне любопытная метода постройки колодца.

Сначала появился большой сруб, две стороны которого стояли вертикально, а две других были скошены, формируя подобие усеченной пирамиды.

Так что они вовсе не случайно накренились — так и было задумано.

На слегах с другой, вертикальной стороны, видим проделанные отверстия — в них, вероятно, укреплялась толстая жердь, на которой мог в свою очередь крепиться ворот для подъема грунта.

То есть это, собственно говоря, был такой своеобразный навес над рабочей площадкой.

Чуть глубже, однако, пошло еще интереснее.

Если приглядеться, мы видим в общей сложности уже три сруба.

Так вот, из двух нижних средний — это не сруб колодца, это просто укрепление шахты. А вот когда добрались до водоносного слоя, то уже внутри нее стали делать собственно колодезный. И он, как говорят, и сейчас в прекрасном состоянии.

Насчет воды — тут отдельная история. Это не дожди внутрь налились (хотя и без них, надо думать не обошлось). Это — когда уже внутри колодезного сруба археологи углубились где-то на семь метров — со дна забили роднички.

Естественный вопрос: что будет с колодцем дальше? Пока идея такая: музеефицировать. То есть: соорудить вокруг нечто, что позволило бы демонстрировать колодец зрителям. При этом за сохранность собственно сруба археологи не боятся: бревна столько веков пробыли в воде, что им особо ничто не грозит. Правда, если такой план и осуществится, то не раньше будущего года.

А что же тем, кто хочет увидеть здесь и сейчас?

Вы будете смеяться, но и сейчас это возможно. Потому что реставрация реставрацией, но богомольцев (а заодно и любопытствующих) в монастырь все равно пускают. И никто не мешает пройти по территории и найти желаемый объект.

А я даже подскажу как. Есть два варианта. Один — это если входить через главный вход с Петровки, под реставрируемой колокольней.

Там направо, потом вот под эту длинную арку.

И вот за этими деревьями — искомое.

Но есть на самом деле вариант еще более простой. Это вход с Крапивенского переулка — а там рядом.

Правда, полазить по самому раскопу, как нам, никто не даст. Но и сверху неплохо видно.

Неспроста я решил написать статью об этом. Просматривая большое количество форумов, невольно обратил внимание, что на многих из них старожилы муссируют тему выбитых мест. Суть этих разговоров сводится к тому будто бы вокруг всё повыбито, и что-то значительное можно найти, исключительно забираясь в совсем уж малодоступные дебри. А иначе ходи новичок по почти пустым полям да собирай неинтересные какалики. Уж не знаю, зачем это делается, то ли считают, что таким образом можно сократить количество конкурентов, то ли просто прикалываются. Но факт остаётся фактом, те из начинающих искателей, кто не имеет возможности забраться достаточно далеко от крупного населённого пункта, в поисках хабарных мест, порой пускаются в настоящий экстрим. Колодцы - яркий тому пример. Люди, не имеющие абсолютно никакого опыта поиска, пытаются выяснить на форумах, как нужно искать в колодцах. Получают самые общие рекомендации, а потом... Если лично вы ничего не слышали о засыпанных в обвалившихся колодцах или задохнувшихся от ядовитого газа людях – это не значит, что такого не случается! Можете поинтересоваться у знакомых сотрудников МЧС, вот из них многие насмотрелись. Приходилось и мне вытаскивать из осыпавшегося колодца своего тогдашнего напарника, к счастью, в основе своей колодец уже был засыпан до нашего прихода. Зато когда мой камрад полез туда в надежде раскопать, рухнули стенки и его завалило почти до груди. Отделался, как говорится, лёгким испугом, но вот коп постепенно, после того случая забросил.

То, что я напишу далее, является не столько рекомендациями по работе в колодцах, сколько просто попыткой дать некоторое представление о том минимуме мер безопасности, которые необходимо соблюдать, если вам пришла в голову мысль проверить колодец на предмет поиска кладов или просто утерянных артефактов. Конечно, в колодцы не редко нечаянно роняли как украшения, так и монеты, иногда и просто бросали, так же колодец, бывало, служил местом сохранения клада. Вот только клады там прятали не так часто, как об этом говорится во всяческих легендах, а оброненные и брошенные намеренно, когда то артефакты или монеты, пойди-ка, добудь ещё. Очень это трудоёмко, а вот оправдывают себя трудозатраты не часто. Зато поискать около колодца совсем не бесполезно, а уж если он был общего пользования, как на постоялых дворах или просто в деревне, так и подавно. У собственных же колодцев и клады закапывали. Кстати сказать, опытные копатели отлично знают, что это за адский труд раскапывать колодцы, потому станут заниматься этим, только, по очень достоверной наводке, да и то далеко не все.

Теперь перейдём непосредственно к работе с колодцем. Наверное, не стоит рассматривать колодцы, от которых осталось относительно небольшое углубление в земле, хотя и их можно раскопать по той же технологии, что я опишу ниже, только это будет на порядок более длительная и тяжёлая работа. Итак, для начала нужно обкопать то, что осталось от сруба, отступая примерно на метр, полтора в каждую сторону. По мере заглубления, удаляете остатки сгнившего сруба, и так пока не дойдёте до сохранившихся венцов. Если глубина окажется приличной, то придётся расширять свой раскоп ещё более основательно, дабы уже он не осыпался и не похоронил вас. Вообще то, на глубине древесина сохраняется значительно дольше, но это зависит от многих факторов. Потому придётся окапываться вокруг, пока не дойдёте до «живого» сруба. В колодце, конечно же, может оказаться вода. Если её не так много, то реально вычерпать просто вёдрами, а вот если глубина в несколько метров, то без мото помпы замучаетесь вычерпывать. Ну, допустим, вычерпали воду, вполне вероятно, что колодец будет завален всяким мусором, илом и землёй. В любом случае, потребуется поднимать на поверхность грунт. Вытаскивать, возможно, придётся большое количество земли с мусором и в ручную это очень тяжело, нужно соорудить треногу.

Делается она просто. Берём три не особо толстых бревна, надёжно скрепляем между собой и устанавливаем над раскопом. Сверху крепим блок-ролик, через него перекидываем верёвку для подъёма ведра с грунтом на поверхность. Теперь, нужно спускаться. Вот она, самая опасная часть работы. Даже если вы видите, что глубина всего пара-тройка метров – необходимо воспользоваться альпинистским снаряжением! Только кажется, что два три метра грунта сверху ерунда, на самом деле этого достаточно, что бы человека не успели раскопать ещё живым и капроновый фал может оказаться спасением, т.к. возможно вас успеют вытащить. Кроме того, в старых заброшенных колодцах часты пробки, а под ними опять пустота. Нападает частей сруба или веток, а сверху мусор, земля, вроде бы дно и дно, а ступи на такое...

После того как вы спустились на нужную глубину, фал надёжно закрепляют на поверхности, а не просто удерживают в руках. Таким образом, вы будете застрахованы от малоприятной возможности провалиться.

Работая в колодце, обязательно нужно надеть строительную каску. На голову могут случайно упасть камни, ветки и т.п. Не забывайте постоянно проверять состояние карабина, ручки ведра и верёвки (троса, цепи). Каска может защитить от серьёзного сотрясения, но если наполненное землёй сорвавшееся ведро свалится с изрядной высоты вам на голову, серьёзная травма шейных позвонков обеспечена и не только позвонков конечно.

Удушающий газ. Это убийца без цвета и запаха. Часто присутствует не только в колодцах, а вообще в любых более менее глубоких полостях земли. Известны случаи отравления в обычных, овощных ямах. Вообще-то считается, что проверить наличие газа можно просто опустив на дно колодца горящую свечу, если погаснет, значит, газ есть и необходима вентиляция. Но я бы посоветовал в добавление к этому старинному дедовскому методу использовать современный газоанализатор. И ещё, если вы, поработав в колодце, оставляете его на какое-то время, то в обязательном порядке, прежде чем снова спуститься проверьте на наличие газа.

Я знаю только один метод вентиляции подручными средствами, это погонять пустое ведро вверх-вниз. Наверняка существуют и другие, возможно более надёжные способы.

Теперь вы представляете, какое количество времени и труда отнимет разработка одного, не самого глубокого колодца. Выбираться из колодца лучше всего по верёвочной лестнице или толстой верёвке с навязанными узлами. При этом ваши напарники должны выбирать слабину страховочного фала, надёжно фиксируя его.

Главное – никогда и ни при каких обстоятельствах не занимайтесь этим видом поиска в одиночку! Трое, минимальная команда для относительно безопасной работы с колодцами.

Здесь я привёл совсем краткий перечень того, что должен знать и неукоснительно соблюдать любой поисковик, задумавший заняться поиском артефактов в заброшенных колодцах.

Коп, это очень увлекательное и затягивающее хобби! Но хобби, а не причина сделать несчастными своих близких. Берегите себя! Ещё так много мест, где можно предаваться любимому занятию, не рискуя жизнью, а наслаждаясь окружающими красотами.




Статьи по теме: