Дача лунная поляна. Замминистра ненароком выдал гостайну про дорогу к курорту путина на лунной поляне

Елена Рыковцева : «Лунная поляна» - это резиденция для Владимира Путина, ради строительства которой совершается неслыханное истребление природы Кавказского заповедника. К каким хитростям прибегли власти, чтобы «узаконить» эту стройку? Какими способами они добиваются возможностей прокладывать дороги к ней по заповедным территориям? В этом мы будем разбираться в прямом эфире.

С нами на связи из Краснодарского края - координатор Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха, старший госинспектор Кавказского заповедника Светлана Долматова, ученый-биолог, член комиссии администрации Краснодарского края по редким исчезающим видам, занесенным в Красную книгу, Валерий Щуров. В студии Галина Михалева, исполнительный секретарь Политического комитета партии "Яблоко".

Историю «Лунной поляны» для Владимира Путина, о которой очень мало писали в центральной прессе, я составила по нескольким источникам. Главный ориентир для меня - блог Сурена Газаряна, активиста «Экологической вахты», где представлены главные документы по этому делу, плюс информация еженедельника "Деловой Сочи".

Эта замечательная эпопея началась еще в 1980-е, когда на западном склоне горы Фишт сочинские спасатели построили странного вида хижину. Так пишет Сурен Газарян. Они же и назвали местность вокруг хижины "Лунной Поляной". В 1990-е годы бывший спасатель Григорий Горлов организовал в хижине гостиницу для туристов. Но уже в 2000 году к гостинице стало проявлять интерес Управление делами Президента РФ. Позже в недрах этого Управления было принято решение о строительстве там горнолыжного курорта для «главного любителя горных лыж в стране», поэтому к 2001 году «Лунная поляна» перешла в ведение принадлежащего Управделами физкультурно-оздоровительного комплекса "Дагомыс".

Почему им захотелось «поселить» Путина именно там? Это рассказывается в "Деловом Сочи": «Зимой двухтысячного года супруги Путины первый и единственный раз покатались на горных лыжах на Красной Поляне. Второе посещение Владимиром Путиным этих же склонов проходило без лишних свидетелей: подъемник заранее остановили, а всю территорию, прилегающую к ней, оцепили сотрудники Федеральной службы охраны (ФСО). Потом президент забирался еще выше, на Турьи горы, где его, разминающегося на девственном снегу, невозможно было разглядеть даже в бинокль. Но и на Турьих горах, с точки зрения руководства ФСО, имелись определенные проблемы: это в непосредственной близости от государственной границы, на одном из самых сложных ее участков - абхазском. И рельеф местности там такой, что даже дивизия спецназа не сможет перекрыть все пути подхода к мирно катающемуся президенту…
Поэтому руководство ФСО и тогдашние власти Сочи, озадаченные проблемой обеспечения безопасности президента в момент его горнолыжных упражнений, искали другое место, где Владимиру Путину было бы приятно кататься и при этом не надо было бы "ставить на уши" сотни людей, чтобы гарантировать главному горнолыжнику страны абсолютную неприкосновенность.
Такое место нашлось у подножия одной из красивейших вершин Кавказа - у горы Фишт, и уже в 2001 году в ФСО и Администрации Президента России было принято решение, скажем так, поменять для г-на Путина поляны: вместо Красной президенту предложили Лунную.

А вот дальше, как пишет уже снова Сурен Газарян, оставалось найти только способ обойти закон, чтобы построить курорт на территории Кавказского заповедника, ведь территория Лунной Поляны принадлежала Кавказскому заповеднику. Дали поручение Министерству природных ресурсов, и такой способ был найден.

4 декабря 2002 года Виталий Артюхов, которого Путин поставил во главе Минприроды, подписал приказ об организации "научно-исследовательского и технологического центра в составе Кавказского государственного заповедника" . То есть вся эта горнолыжная резиденция стала обозначаться как…научный центр! Именно поэтому было получение согласие той же Минприроды на эту стройку, в общем-то, незаконную.

В качестве инвестора этого объекта тогда же была назначена государственная компания "Роснефть". Собственно, строились два объекта, которые назвали «по-научному»: саму резиденцию, («Биосфера-1»), и второй домик для ФСО, для охраны, для обслуживающего персонала. Называется он "Биосфера-2".

И вот единственной препоной, единственным камнем преткновения была здесь позиция Кавказского государственного заповедника. На него давили с требованием быстренько оформить передачу земель под "Биосферой" в безвозмездное пользование ФГУП "Дагомыс". Однако быстренько не получилось. Ученые уперлись. И тогда Кожин, управляющий делами, принялся писать жалобы Юрию Трутневу. Тексты этих жалоб сканированы и вывешены на сайте:

"Юрий Петрович управление делами осуществляет общее руководство проектом строительства научного центра "Биосфера". Проект границы земельного участка согласован со всеми, за исключением ВГУ Кавказский государственный природный биосферный заповедник, который под различными предлогами неоднократно уклонялся от согласований вышеперечисленных документов".

Давили, давили - и додавили. Земли поначалу отошли к республике Адыгея, которая покорно передала их Управлению делами президента.

Тут сделаю паузу и спрошу Светлану Долматову: вы помните историю этой борьбы? Почему так сопротивлялся Кавказский заповедник? Ведь против лома нет приема. Ну, сказало государство - отдать, отдайте!

Светлана Долматова : Мне сложно говорить об этой истории с ее начала, я работаю в заповеднике чуть больше 5 лет. Борьба за эти земли началась гораздо раньше. К сожалению, итогом стало то, что заповедник был вынужден уступить. В ходе проведения межевания эти земли - порядка 102 га - оказались вне территории заповедника. Хотя по материалам лесоустройства, которое проведено 2004 году, эти земли входили в состав заповедника.

Елена Рыковцева : Вот так. Продолжаем дальше. К 2007 году резиденция и общежитие были практически закончены, и начались интенсивные работы по прокладке горнолыжных трасс. Для этого была прорублена просека для канатной дороги от входа в резиденцию к подъемнику. Незаконную рубку случайно обнаружили адыгейские лесники. По их заявлению было возбуждено уголовное дело № 5070431. Руководство МВД истребовало это дело из Адыгеи в Москву, где оно и сгинуло.

По ходу строительства на объекте произошло несколько вертолетных аварий. Дело в том, что материалы завозили туда исключительно воздушным транспортом. Стало ясно, что всякий раз пользоваться вертолетом для доставки туда президента опасно. Поэтому ФСО выдвинуло требование о прокладке дорог к объекту.

И вновь Кожин стал продавливать у Минприроды разрешение на эти дороги. Дальше шла сплошная борьба. Хроника этой борьбы отражена в блоге Сурена, в сочинских газетах. Строительство дороги было начато без формального разрешения. Оно шло по заповедным землям и сопровождалось варварскими «санитарными» рубками леса в пределах памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха». «Уникальный лес обезображен и напоминает поле сражения».

Вмешалось ЮНЕСКО, которое выразило обеспокоенность строительством и незаконными вырубками леса. И в 2009 году стройку даже удалось притормозить, законсервировать, однако в сентябре 2011 года Владимир Путин объявляет о желании стать президентом страны. И тут же, по совпадению, были объявлены конкурсы на проектирование нового южного варианта дороги к Лунной Поляне. Все началось сначала.

Андрей, что происходит на сегодняшний день с этими дорогами, с конкурсами? Насколько все это законно, самое главное?

Андрей Рудомаха : Вы уже упомянули, что сначала к объекту строилась дорога с севера. Благодаря ЮНЕСКО, его вмешательству, этот проект был остановлен, но мы опасаемся, что не навсегда, а только до Олимпиады. Ведь земли, где строится эта дорога, тоже вывели из заповедника! Так что они эту дорогу, которая шла к объекту с севера, планируют достроить. Сейчас же, в сентябре этого года, началось строительство другой дороги, с юга, от поселка Солох-аул. Хотя на этом участке уже есть лесная дорога - Кордон Бабук-аул. Этой дороги совершенно достаточно для целей обслуживания этого кордона. Никаких дорог там других совершенно не нужно. Но они сейчас объявили конкурс. Только проектирование этих дорог стоит 250 млн. рублей, а строительство - миллиарды.

Елена Рыковцева : Андрей, не нужно было бы дорог, если бы там не было этого домика!

Андрей Рудомаха : Конечно, конечно.

Елена Рыковцева : Без домика не нужно, а с домиком - нужно. Как же домику без дороги-то?!

Андрей Рудомаха : И все время маскируются какими-то благими задачами, то есть дорога называется - «автодорожный маршрут к метеостанции Кавказского заповедника». Но никакой метеостанции там и в помине нет, и не планируется. Это все эвфемизмы, которыми они пытаются пришить эту дорогу.

Елена Рыковцева : Это и есть метеостанция, собственно - «Лунная Поляна».

Андрей Рудомаха : Да, видимо «Лунная Поляна» - это и есть метеостанция. Формально, как вы помните, это научный центр «Биосфера», который относился к Кавказскому заповеднику.

Елена Рыковцева : Но самое в этом странное и трудно объяснимое - это то, что заказчиками двух очередей этой дороги назначили выступать… Я не знаю, назвать это цинизмом, кощунством или еще как-нибудь, но заказчиками дорог в этом государственном конкурсе выступают Сочинский национальный парк и Кавказский заповедник. Я звонила вчера в Сочинский национальный парк. Там есть совершенно конкретный человек, который официально занимается этим конкурсом - Есаулов Юрий Владимирович. Пыталась прояснить у него ситуацию. Он сказал, что не может ничего объяснять по радио, поскольку он человек подневольный. Он нанят нашим чудесным государством, как он сказал, и выполняет то, что ему сказали, а именно - проводит конкурс. Просил обращаться с электронно-цифровой подписью к директору Пеньковскому по поводу участия кого-либо от Сочинского национального парка. Отправили мы электронно-цифровую подпись из редакции, запрос написали на бланке, но все без ответа. На этот вопрос нам не отвечают - почему Сочинский национальный парк заказывает эту дорогу? Тем более что она вообще не проходит по его территории!
Светлана, как получается, что Кавказский заповедник тоже является заказчиком второй очереди дороги - "Биосферы-2"?

Светлана Долматова : Дело в том, что основная масса, наверное, 99% сотрудников Кавказского заповедника, узнала о данном факте из рассылки "Экологической вахты". Для нас это была такая же новость, как и для людей, которые получают эту рассылку. О планах размещения метеостанции… Никакой метеостанции в настоящее время на Кордоне Бабак-аула нет. Кордон Бабак-аул - это конечная точка дороги, которую собираются проектировать. О планах ни строительства дороги, ни размещения метеостанции никому из сотрудников научного отдела заповедника ничего не было известно. А ведь прежде, чем построить подобный объект, который имеет важное значение для наблюдения за природными процессами, вопрос, казалось бы, обязательно должен быть обсужден Ученым советом заповедника. Никаких решений Ученого совета на эту тему не было. Вопрос не обсуждался.

Елена Рыковцева : Валерий, я бы хотела, чтобы вы как ученый-биолог оценили с точки зрения экологии строительство самой резиденции и дороги. Пытались протестовать лесники - не получилось. Дело заглохло, в Москве было спрятано. Как вы это оцениваете для природы, для леса?

Валерий Щуров : Хочу заметить, что интерес руководства нашей страны к территории края простирается не только на Кавказский биосферный заповедник, а на очень многие другие регионы, которые до сих пор оставались мало исследованными, мало освоенными и представляли дикие островки природы на территории края. Сейчас идет массовый натиск и со стороны администрации края, и естественно со стороны и, наверное, не без поддержки московской власти.
Расчленение территории экосистем заповедника дорогой, будь она наземной, воздушной, канатной или какой-либо другой, для большинства крупных животных, мигрирующих по территории заповедника, нанесет большой урон, не говоря уже о том, что проникновение в лес любой трассы и людей повлечет за собой проникновение туда чужеродных видов растений, которые не должны быть на территории Кавказского биосферного заповедника.
Такой дороге не место на территории заповедника, особенно в России. Где-то может быть в Швейцарии или в Чехии, до которой нам еще далеко в самосознании расти, люди могли бы пользоваться такой дорогой, но не в нашей стране.

Елена Рыковцева : Если есть такое мнение ученых, экологов, общественников, то каким образом это мнение может быть учтено в дальнейших планах строителей этой дороги?

Валерий Щуров : Формально оно уже учтено. Я ознакомился с техническими заданиями, выставленными на конкурс. Там очень подробно написано, какие нормативы по сохранению должен соблюдать проектировщик. Вопрос только - кто в действительности будет контролировать соблюдение этих норм с того момента, когда закроют эту дорогу с обеих сторон для тех же контролеров, таких как "Экологическая вахта", или тех же работников заповедника. Ведь это будет режимный объект, вероятно.

Елена Рыковцева : Еще какой режимный!

Валерий Щуров : И его строительство будет вестись точно так же, как ведется строительство режимных объектов на территории края, допустим, в Молоканово и городе Геленджик. Кто-нибудь реально из ученых контролирует, что там сейчас творится после того, как там открыли тоже резиденцию Владимира Владимировича Путина? Никто не контролирует.

Елена Рыковцева : Ученых не напасешься на все эти резиденции.

Валерий Щуров : А на бумаге можно написать все, что угодно. Но будет ли это претворено в дело? Скорее всего, в нашей российской практике не будет.

Елена Рыковцева : Резиденций уже просто больше, чем ученых. Поэтому не получится контролировать.

Валерий Щуров : К счастью, это не так. Ученые еще остались. Не все еще уехали за кордон, некоторые еще здесь пытаются жить и за отчизну радеть не на словах, а на деле.

Елена Рыковцева : Галина, вы смотрите на это из Москвы. По-человечески, как вы к этой ситуации относитесь?

Галина Михалева : Во-первых, я все-таки хочу сказать, что Андрей Рудомаха - не один. Он активист партии "Яблоко", кандидат в депутаты Госдумы. он не представитель одной, пусть даже очень важной экологической организации, за ним - партия. Неоднократно наш председатель Сергей Сергеевич Митрохин ездил на такие инспекции. Его неоднократно задерживали.
Что касается человеческого отношения, я считаю, что это полное безобразие. Я считаю, что наше руководство действует с особым цинизмом. И вы пример этого приводили. Просто издеваются над нами, когда экологи становятся заказчиками объекта, который совершенно разрушает природу. Для того, чтобы остановить это, нужны две вещи. Нужна наша политическая воля, наша гражданская активность и последовательность действий. Складывать руки нельзя. У нас есть несколько таких примеров. К сожалению, их пока мало, но они есть. Ведь отказались от строительства "Газпром-сити", этой кукурузины в Петербурге? Отказались. И здесь, если мы будем действовать последовательно, я думаю, что Владимир Владимирович спокойно может отказаться от строительства этого объекта. Ему ведь достаточно одним пальчиком провести. Помните, как он провел трубу далеко от Байкала. Она же должна была проводить по берегу Байкала…

Елена Рыковцева : Нам пишут: "Затея использовать личный дворец под Геленджиком для дискредитации любимого президента провалилась. Теперь взялись за новую дачу - за Лунную Поляну". Так провалилось-то что? Провалилась идея использовать дворец как резиденцию, потому что общественность обратила на все это внимание, раскрутили эту историю, показали. В конце концов, пришлось его действительно продавать через 3-и руки бог знает кому. И еще неизвестно, уважаемый слушатель, чьими окажутся эти последние руки? Кому, в конце концов, достанется дворец под Геленджиком? Однако же шум, поднятый вокруг него, какие-то плоды все-таки дал.

И давайте попробуем теперь разобраться: сколько все это стоит? Во-первых, сколько стоит сама резиденция? "Роснефть", конечно, этих цифр нигде не публикует. "Деловой Сочи" говорит, что можно только предполагать, как это дорого. Потому что все - от гвоздей до бутербродов для строителей - доставлялось туда вертолетами. «В 2003 году одна "вертушка", перевозившая на Лунную Поляну бригаду сварщиков и баллоны с газом, врезалась в отвесную скалу Фишт и разбилась. Погибли 10 человек. Год спустя у другого вертолета с подвески сорвалась какая-то бадья и насмерть придавила рабочего, стоявшего на земле. Говорят, что именно эти несчастные случаи были причиной того, что Владимир Путин впервые появился на Лунной Поляне только в 2006 году: собирался, мол, раньше, но тут такие ЧП, и президент не захотел, чтобы их каким-то образом связывали с его именем»

Все-все перевозилось самолетами, вертолетами, но непонятна все равно стоимость строительства резиденции.

Что ж касается стоимости строительства дороги, то здесь цифры есть. Все это более-менее выложено на сайте госзакупок. Например, суммарная стоимость проектирования нового южного варианта дороги, объявленных Национальным Сочинским парком и Кавказским заповедником, составляет 250 млн. рублей. Протяженность этой дороги 23 км плюс 6 км канатной дороги. Стоимость строительства примерно сейчас оценивается как 1,5 млрд. рублей. Что вы скажете?

Галина Михалева : У нас все дороги стоят как большой электронный коллайдер в Швейцарии. Понятно, что это такое, как у нас по всей экономике. Считайте - половина распиливается, а простыми словами говоря - разворовывается. Помимо всего прочего, что у нас ни строй, автомат Калашникова получается. Что у нас ни затевай, получается воровство, ущемление прав граждан, разрушение природы и массовый распил денег. Потому что контроля никакого нет. В этом вся проблема.

Елена Рыковцева : Андрей, как вы оцениваете проведение конкурса? Много ли участников было в этом конкурсе? Сражались ли они между собой в честном бою?

Андрей Рудомаха : Фактически конкурса не было. Второй конкурс, где заказчиком является Нацпарк, по участку, который идет от Солох-аула до границы Кавказского заповедника, перенесен. А вот конкурс, объявленный от имени Кавказского заповедника, состоялся. Хотя на сайте написано, что он не состоялся, потому что заявка была всего одна - это фирма "ЮПК. Строй". Но я думаю, и те люди, которые мне сообщают информацию, говорят, что эта фирма и была определена заранее. Все делалось под нее. Конкурс должен как бы снизить затраты, а тут чистая фикция. Заранее договорились, что такая-то фирма будет это делать. Просто объект не простой, видимо, не всем доверяют проектирование этого объекта.

Елена Рыковцева : В данном случае это будет "ЮПК. Строй" без конкурентов?

Андрей Рудомаха : Да.

Елена Рыковцева : Понятно. А по второй очереди, по Национальному парку, пока неизвестно, кого назначат выигравшим конкурс.

Андрей Рудомаха : Думаю, что это будет та же самая фирма.

Елена Рыковцева : Я смотрела материалы этого конкурса. 31 октября - последняя дата сбора заявок. Конкурс уже закрыт.

Андрей Рудомаха : И ведь Сочинский национальный парк не имеет никакого отношения к этой дороге, потому что она идет вообще не по его территории. Она не касается его никак. Появление здесь Нацпарка крайне странно. Мы в этой связи написали Степашину письмо. Планируется нецелевая растрата государственных средств, совершенно очевидно.

Елена Рыковцева : С тем же успехом любая другая организация могла заказать строительство этой дороги.

Андрей Рудомаха : Конечно. Но ведь Нацпарк не занимается проектированием дорог. Его задача - охранять природу и только на своей территории. Получается, что Нацпарк превратили в предприятие по строительству дорог странным образом в данном случае.

Елена Рыковцева : К сожалению, эта же участь постигла и Кавказский заповедник. В какое положение ставит людей! Сам заповедник заказывает дорогу, которая разрушит этот заповедник, которая ему не нужна, против которой он протестует.

Андрей Рудомаха : Еще есть такое парадоксальное обстоятельство, что бюджет заповедника годовой - огромной территории с большим штатом - это 20 млн. рублей. А здесь только проектирование дороги по его территории, которая ему не нужна, а наоборот повредит, стоит 100 млн.!

Елена Рыковцева : Это государство оплатит. Это Управление делами президента выделит. Кожин даст. Светлана, не из своего же кармана вы будете эту дорогу оплачивать?

Светлана Долматова : Я предполагаю, что эти средства будут перечислены из выделенных в бюджет заповедника, а потом потрачены.

Елена Рыковцева : На эту дорогу?

Светлана Долматова : Да, на дорогу. Причем в заповеднике есть множество проблем. Если бы нам дали 100 млн. рублей - мы говорим о сумме, которая потрачена только на проектирование, на проектную документацию… У нас, например, мост находится в аварийном состоянии. А мост этот и дорога - это фактически единственный путь сообщения между двумя кордонами, которые находятся в глубине территории Кавказского заповедника. У нас жилищный фонд фактически на 90% ветхий. Деревянные дома постройки 30-х-50-х годов. То есть на эти деньги можно было бы обновить практически весь жилищный фонд заповедника.

Елена Рыковцева : Хочу, чтобы слушатели наши поняли. Представьте себе, что на баланс двух организаций - Сочинский национальный парк и Кавказский заповедник - поступят огромные суммы, которых они никогда раньше не видели. Одним дадут 100 млн. рублей, а другим - 150 млн. рублей. Но эти средства они не смогут потратить так, как они хотят. Эти деньги они должны будут вложить исключительно в заказ проектирования дорог, ведущих к этой самой "Биосфере" 1 и 2. Галина, оцените эту ситуацию.

Галина Михалева : А что оценивать? Если бы это было только одно место и одна резиденция, а таких резиденций в нашей стране полным-полно. Это же вопрос не просто этой дороги, этого заповедника. Это вопрос, как организована система в целом. Для кого она существует?
Мы живем в ситуации какого-то запредельного абсурда, бесконечного цирка шапито и издевательства над людьми. Вот что это такое.
В связи со всеми этими дачами Путина, Медведева, патриарха происходит еще что? Нарушается закон о возможном доступе людей к берегам. Когда строятся эти резиденции, это все обносится глухим забором так, что люди не могут пользоваться берегом. А вообще, каждый из нас имеет право на 20 метров свободного берега. Именно поэтому мы проводим везде акции "Вернем народу землю и воду". Если бы людей, которые такими акциями занималось, было больше, им пришлось бы с нами считаться.

Елена Рыковцева : Андрей, эта «Лунная Поляна», я читала, заметное туристическое место. Была такая тропа Адыгея-Черное море пешеходная. Неслучайно же там эта гостиница появилась "Лунная Поляна", где люди могли отдохнуть по ходу этой сложной экскурсии. Но сейчас такой же путь проделать уже невозможно будет, правильно?

Андрей Рудомаха : Да, "Лунная Поляна" построена прямо на пути традиционного туристического маршрута, по которому прошли сотни тысяч людей в свое время. Это был очень популярный в советское время маршрут. Он и сейчас активно используется. Сейчас его пройти все-таки можно, но с проблемами. Один наш активист написал даже такой пресс-релиз "Идите быстрей и не останавливайтесь". Туристам, когда они проходят мимо, запрещают делать фотосъемку. Пока что им не могут полностью запретить там проходить. Но когда приезжает Путин или другие лица, например, Богданчиков сюда не раз прилетал, то территорию перекрывают. Наверху стоит специальный вагончик для надзора за территорией. Когда прилетают сотрудники ФСО, территория перекрывается на много километров.

Елена Рыковцева : Прочитаю сообщение одного пользователя Интернета, видимо, жителя тех мест, который прошелся там пару лет назад: "Недавно мы прошли по 30-му маршруту, над дачей Путина. Картина удручающая. Похоже, здесь бульдозером снесли кусок экологической тропы, зато расставили дорожные знаки - крутой поворот, движение только прямо. Это для кого? Для туристов, чтобы не заходили, куда не следует? Но сама дача - еще больший шок. Строительство почти закончилось. Четыре фундаментальных здания, включая шале. Три вертолетные площадки, антенны связи, мегаангары, четыре ратрака для выравнивания лыжных трасс, гараж для них. Пять экскаваторов. Малая канатка экскаваторов. Малая канатка на стадии завершения. Элементы большой по-прежнему лежат на холме. Местность вокруг объекта размечена, сектора стрельбы. Все стройматериалы завозят вертолетами. Три рейса тремя бортами в час. По субботам летает один борт. Возят ими все - цемент, доски, даже песок. Если я не ошибаюсь, вертолето/час стоит от 30 тыс. рублей. Пока шли вниз до Солох-аула, всегда гул винтов в небе, постоянно".
Александр из Москвы.

Слушатель : Я хотел бы поддержать всех экологов. Администрация Краснодарского края в виде губернатора Ткачева под видом проведения Олимпийских игр просто в сговоре с председателем правительства. Просто разворовываются денежные средства, которые выделяются на проведение Олимпиады.

Елена Рыковцева : Валерий, вы чувствуете какую-то связь между Олимпиадой и раздербаниванием земли под предлогом этой самой Олимпиады?

Валерий Щуров : Эта связь гораздо более глубокая. Она началась с 2005-2006 года, когда правительство РФ принялось менять Лесное законодательство. С момента вступления в силу нового Лесного кодекса в 2007 году всему этому был дан зеленый свет. И в дальнейшем, вероятно, одна из тенденций - это приватизация земель лесного фонда, а сейчас в свете приближающейся приватизации, необходимо занять лучшие участки, что и делается активно в самых ценных территориях Краснодарского края и уникальных местах РФ. Я думаю, что все гораздо глубже и дальше пройдет в историю России, нежели пресловутая сочинская Олимпиада. Вот мы обсуждаем сейчас дорожное строительство на землях Кавказского заповедника. Но у нас есть прекрасный проект - это дорога Краснодар-Джубга, которая тоже является олимпийским объектом, трасса "Дон М4". Два года назад, вероятно, там кончились деньги. Ее очень хорошо и рьяно строили, перекрывали весь курортный сезон, и бросили два года назад. А ведь это центральная дорога, ведущая к Черному морю из России. Так может быть, эти 150-200 млн. все-таки потратить на достройку этой дороги хотя бы до поселка Джубга, поставить там разметку, убрать знаки 40 м/час, а не строить дороги для кого-то в диких горах, в заповеднике, в Сочинском нацпарке?!

Елена Рыковцева : Это же не для людей строится, а для одного человека. Рашид из Казани.

Слушатель : Каждый заповедник, наверное, создается под что-то. Либо там растут уникальные растения, размещенные в Красную книгу, либо животный мир. Почему не привлекаются международные организации?

Елена Рыковцева : Светлана, ведь вмешательство ЮНЕСКО было неоднократно за эти годы, И даже удавалось как-то ЮНЕСКО влиять на эту ситуацию. Что сейчас?

Светлана Долматова : Строительство «дороги к метеостанции» - это не единственная проблема, с которой столкнулся Кавказский заповедник в последнее время. Ни для кого не секрет, что лоббируется строительство горнолыжного комплекса. ЮНЕСКО, конечно, изначально было против строительства каких-либо объектов, потому что это территория заповедника, где нынешним законодательством пока еще запрещено строительство любых объектов линейных, нелинейных и прочих сооружений. ЮНЕСКО против освоения территорий, которые получили на данный момент международный статус.

Елена Рыковцева : А влияние у этих организаций? Ну, вот они против. И что? Это учитывается как-то?

Светлана Долматова : Похоже, что для правительства РФ ЮНЕСКО не авторитет. Похоже, что, к сожалению, это так.

Галина Михалева : Никакие международные организации для нашего руководства авторитетом не являются. После того, как Владимир Владимирович оказался на втором месте в списке "Форбса" в качестве самых влиятельных людей мира, еще меньшее значение это будет иметь. Сейчас ведь в мире господствует принцип реальполитик. Все договариваются по бизнесу, по интересам. В данном случае, к сожалению, особенно в условиях, когда мы даем кредит Евросоюзу, когда они зависимы от наших энергоносителей, зима на носу, ни на какие даже правительственные организации внимания не обращают, а уж про общественные организации и говорить нечего.

Андрей Рудомаха : ЮНЕСКО и в самом деле, сыграла очень большую роль в этой ситуации. Как уже говорилось, именно благодаря ЮНЕСКО удалось остановить северную дорогу на "Лунную Поляну". И ведь есть решение ЮНЕСКО и по самой «Лунной Поляне» и достаточно жесткое. ЮНЕСКО рекомендовало правительству России использовать этот объект только для научных целей и для целей мониторинга, и не использовать его для рекреационных целей.

Елена Рыковцева : Но он ведь пока и не используется?

Андрей Рудомаха : Нет, он используется. Владимир Владимирович там отдыхает изредка. Есть информация, что там был и Дмитрий Анатольевич.

Елена Рыковцева : Как президент он пока имеет право.

Андрей Рудомаха : Позиция ЮНЕСКО очень четкая и ясная по этому вопросу, но пока что она игнорируется. И когда был последний визит миссии ЮНЕСКО, их не подпустили на вертолете ближе, чем на 2 км к «Лунной поляне». Им даже не дали посмотреть на то, что происходит с «Лунной Поляной». Потому что, очевидно, что прежние рекомендации ЮНЕСКО Россией игнорируются.

Елена Рыковцева : Притом, что в этот момент вождей не было в «Лунной Поляне», все равно не пустили?

Андрей Рудомаха : Да. Там просто шло строительство. ЮНЕСКО заявила свою позицию по этой проблеме в 2008 году. Оно сказало, что это ненормально. Но ничего не изменилось. Но чтобы как-то этот скандал замять, они теперь даже ЮНЕСКО не пускают на «Лунную Поляну».

Елена Рыковцева : Прекрасно! Нам звонит Зуфар Ачилов из Геленджика, правозащитник.

Слушатель : Я тоже участвовал в этих инспекциях дворцов и дач и Путина, и Ткачева в этом году. По результатам одной из инспекций меня, Сурена Газаряна и еще двоих наших активистов задержали по надуманным нарушениям. Вот так власть расправляется с теми гражданами, которые пытаются…

Елена Рыковцева : Задержали, чтобы вы не совали нос куда не надо, правильно?

Слушатель : Конечно, чтобы пресечь, отбить нам руки, но и головы, чтобы мы никуда не лезли, не совались. Вот так наша власть расправляется.

Елена Рыковцева : А вы для себя какие уроки извлекли? Будете дальше лезть или не будете рисковать?

Слушатель : Конечно, буду рисковать. После того, как я там отсидел 5 суток в кошмарных условиях, я этого не прощу этой власти. Дело в том, что я слышал, что у нас Путин работает, как раб на галерах, причем, на золотых. Он должен отдыхать. Но у него, я слышал, маниакальное стремление по сохранению своего здоровья. Есть такие слухи, что он на работу приходит только в 3 часа дня, а в 7 часов утра встает. И все это время у него то сауны, то бассейны, то массажи, то еще чего-то. И него, видимо, такое же маниакальное стремление эти дворцы строить в количестве 26 объектов по всей России якобы в самых чистых экологических местах нашей родины. Надо создать какую-то комиссию, может быть, депутатскую, парламентскую комиссию, чтобы с этим безобразием немедленно разобраться.

Елена Рыковцева : Галина, возможна ли вообще такая комиссия?

Галина Михалева : В нашем парламенте?!

Елена Рыковцева : Когда исследовалось количество дворцов, сколько их строится, было уже понятно, что человек, который столько их строит, из власти не уйдет никогда во все ближайшие годы. Так что же про комиссию, Галина?

Галина Михалева : Ну, послушайте! Наш парламент делает все то, что ему спускается из правительства, из администрации президента. Это такая штамповальная машина. Поэтому никогда всерьез, никакие такие случаи наш парламент исследовать не будет, потому что боится за свои кресла.

Елена Рыковцева : Завершаем на этом программу "Час прессы" на волнах Радио Свобода. Будем следить за этой историей.

Я решил изложить эту печальную историю после просмотра последнего интервью Путина, где его сравнили с Рузвельтом. Покоробило. Ниже впервые опубликованы многие документы, собранные нами за долгие годы борьбы с незаконным строительством резиденции "Лунная Поляна". Рузвельту в своей Америке такое и не снилось.

История началась еще в 1980-е, когда на западном склоне горы Фишт сочинские спасатели построили странного вида хижину. С легкой руки спасателей местность вокруг хижины назвали «Лунной Поляной». В 1990-е годы бывший спасатель Григорий Горлов организовал в хижине гостиницу для туристов.

Хижина эта до недавнего времени стояла возле главного здания.

По рассказам Горлова, уже в 2000 году к гостинице стало проявлять интерес Управление делами Президента РФ, в недрах которого было принято решение о строительстве горнолыжного курорта для главного любителя горных лыж в стране. Хижину Горлова посетил управляющий делами Владимир Кожин и чины из ФСО России и к 2001 году гостиница «Лунная Поляна» перешла в ведение принадлежащего Управделами физкультурно-оздоровительного комплекса «Дагомыс».

Оставалось найти только способ обойти закон, чтобы построить курорт на территории заповедника. Дали поручение Министерству природных ресурсов, и такой способ был найден.

4 декабря 2002 года бывший замминистра дорожного строительства Виталий Артюхов, которого Путин поставил во главе Минприроды, подписал приказ об организации “научно-исследовательского и технологического центра в составе Кавказского государственного природного биосферного заповедника” .

О характер будущей научной работы свидетельствовало требование «учесть потребности подразделений Федеральной службы охраны России и МЧС» при подготовке плана размещения объекта. Про потребности других научных учреждений в приказе ничего не сказано.

В качестве инвестора горнолыжного курорта в 2002 году была назначена государственная компания «Роснефть», со стороны Управления делами вопрос курировал лично управляющий Владимир Кожин.

Научный центр «Биосфера»

Строительство «научного центра» для Владимира Путина буквально закипело в 2003 году, все стройматериалы и рабочих в горы завозили с помощью вертолетов. “Научно-исследовательский и технологический центр в составе Кавказского государственного природного биосферного заповедника”, фигурировавший в приказе Артюхова, Управделами переименовало в научный центр (НЦ) «Биосфера». Ниже впервые опубликована его официальная схема, добытая нами у проектировщиков.
Строительство сопровождалось многочисленными совещаниями между строителями и чиновниками. Мы располагаем протоколом совещания, которое состоялось 13 июля 2004 года в сочинском аэропорту при участии вице-президента «Роснефти» Николая Борисенко .


Из протокола становится ясно, что к лету 2004 года в урочище «Лунная Поляна» был закончен фундамент объекта «Биосфера -1» (собственно резиденции), и началось строительство т.н. общежития «Биосфера-2» (помещения для сотрудников ФСО). В строительстве участвовали российский представитель финской фирмы «Honka», поставлявшей сборные деревянные конструкции для резиденции, а также хорват Эмир Кечо, владелец близкой к тогдашнему президенту «Роснефти» Богданчикову компании «Кечо Инвест Инжиниринг», впоследствии оскандалившейся в Нефтеюганске

К 2007 году резиденция и «общежитие» были практически закончены, и начались интенсивные работы по прокладке горнолыжных трасс. В частности, была прорублена просека для канатной дороги от входа в резиденцию к подъемнику. Незаконную рубку случайно обнаружили адыгейские лесники. По их заявлению было возбуждено уголовное дело №5070431. По указанию руководства Министерства внутренних дел было истребовано из Адыгеи в Москву, в которой и сгинуло окончательно.

Аварии вертолётов

Неподалеку от поселка Солох-Аул «Роснефть» построила базу с вертолетной площадкой, откуда вертолетами и поныне завозят все необходимые материалы для строительства и эксплуатации «Лунной Поляны». До 2010 года вертолеты совершали несколько десятков рейсов в день.

Первая катастрофа произошла уже 4 сентября 2003 года , когда вертолет компании «ПАНХ» врезался в вершину горы Фишт. Погибли 3 члена экипажа и 6 пассажиров.


В 2004 году грузом, сорвавшимся с подвески вертолета, был убит рабочий.

26 сентября 2010 года вертолет компании«Аэро-Камов» рухнул прямо возле резиденции. Погибли два члена экипажа, третьего вытащили рабочие.

Как у забирали землю у Кавказского заповедника

С самого начала стройка «Лунной Поляны» была незаконной, так как её проект не проходил государственную экологическую экспертизу.

На упомянутом выше оперативном совещании 13 июля 2004 года от Кавказского заповедника впервые потребовали «в максимально короткие сроки» передать в безвозмездное пользование оздоровительному комплексу «Дагомыс» земельный участок 40 Га, с последующим его расширением под строительство 2-й очереди объекта. Управление делами больше не хотело вести незаконную стройку НЦ «Биосфера» на землях, которыми распоряжается Министерство природных ресурсов.

Сразу после совещания «Роснефть» перечислила заповеднику деньги для проведения землеустроительных работ и межевания границ в республике Адыгея. Уже в 2005 году случилось чудо - выяснилось, что урочище Лунная Поляна площадью 105,7 га не входит в состав заповедника, а находится на землях запаса Адыгеи. Причем границы урочища странным образом совпали с контурами земельного участка, необходимого для строительства горнолыжного курорта. Однако до сентября 2006 года Кавказский заповедник так и не согласовал земельное дело.

Наконец, Владимир Кожин послал министру Трутневу письмо с настойчивым требованием ускорить передачу земель заповедника под «особо важный объект».


Причины, по которым заповедник «динамил» Управделами и не подписывал земельные документы, изложены в письме его директора Сергея Шевелева на имя замминистра природных ресурсов Сергея Сая.
Кроме 105 Га для строительства комплекса, «Роснефть» попросила у заповедника еще 400 га под дорогу к «Лунной Поляне», а власти Адыгеи решили отобрать почти 10 тыс. га под видом «уточнения границ».

В итоге торгов адыгейских властей и Управделами с Минприроды у заповедника все-таки забрали более 200 га, земли перешли к республике Адыгея. Постановлением главы администрации Майкопского района № 1641-з от 11.12.2007 участок под "Лунной Поляной" передан «Роснефти» в аренду на 49 лет. Видимо, в качестве новогоднего подарка.


«Бюджетные» дороги к горной резиденции Путина


То, что тело Президента доставлять вертолетом опасно, стало ясно после первой аварии в 2003 году (см. выше). По требованиям ФСО, к объекту обязательно нужна наземная дорога, а лучше две. Ниже приводится хронология дальнейших событий.


Конец 2005 года. Путин решил, что будет приезжать на «Лунную Поляну» с севера, из аэропорта Майкопа.

17 января 2006. В Минтрансе состоялось совещание, где было определено, что финансирование новой дороги Черниговская-НЦ «Биосфера» будет вестись за счет федерального бюджета и бюджета субъектов РФ - Адыгеи и Краснодарского края, которые получат соответствующие субсидии. Сквозное движение до «Лунной Поляны» по гравийной дороге дорожники хотели открыть уже к концу 2006 года, а затем уже асфальтировать всю трассу.
Февраль 2006 года. Обоснование инвестиций в строительство дороги, подготовленное Северо-Кавказским филиалом ОАО ГИПРОДОРНИИ за деньги «Роснефти», прошло все согласования, но получило отрицательное заключение Главгосэспертизы. Тем не менее, Адыгея и Краснодарский край утвердили задание на проектирование дороги, в котором она была разбита на 5 пусковых комплексов .

Сентябрь 2006. В Минприроды поступило письмо Владимира Кожина с требованием пустить в заповедник изыскателей для строительства дороги к «Лунной Поляне».


Декабрь 2006. Утвержден акт выбора земельного участка под строительство дороги, включая земли заповедника.

Февраль 2007. Проект 1 пускового комплекса прошел строительную экспертизу и утвержден властями Адыгеи.
В конкурсной документации не было упоминания о том, что дорога пройдет сначала по памятнику природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», а затем в Кавказском заповеднике. Обе охраняемые территории входят в состав всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Западный Кавказ», где строить дороги запрещено.

Июнь 2007. Без формального разрешения на строительство начались работы на 1-м пусковом комплексе. Одновременно ведутся варварские «санитарные» рубки вокруг дороги в пределах памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха». Уникальный лес обезображен и напоминает поле сражения.

30 июля 2007. Объявлен конкурс на строительство 2 пускового комплекса, от поселка Черниговское Краснодарского края до границы Адыгеи.

Август 2007. Центр всемирного природного наследия направил на имя представителя России при ЮНЕСКО письмо , в котором выразил обеспокоенность ситуацией со строительством дороги и незаконными рубками на территории объекта наследия «Западный Кавказ».

24 августа 2007. Кавказский заповедник отказался согласовать изъятие земли для строительства 1-го пускового комплекса.

19 сентября 2007. Выдано разрешение на строительство 1-го пускового комплекса.

Октябрь 2007. Технологическая дорога проложена до границы Кавказского заповедника, продолжаются интенсивные рубки. Победителем конкурса на строительство 2-го пускового комплекса стало ООО «Краснодаравтодорсервис».
19 ноября 2007. Совещание у премьер-министра Адыгеи , где решено нарисовать в лесоустроительной документации якобы существующую с 1920-х годов дорогу, а потом поменять паспорт памятника природы для того, чтобы обеспечить возможность её "реконструкции". Впоследствии изменения в паспорте признаны незаконными решением Верховного суда РФ.
2 марта 2008. Президентом РФ избран Дмитрий Медведев.

19 апреля 2008. По инициативе Экологической Вахты и Гринпис России, Центр всемирного наследия ЮНЕСКО направил миссию для оценки угроз «Западному Кавказу». Эксперты были шокированы тем, как лесорубы и дорожники изувечили девственные леса в верховьях реки Пшеха и высказали свои претензии властям в весьма жесткой форме.

23 апреля 2008. Росприроднадзор по республике Адыгея в присутствии экспертов ЮНЕСКО выпустил предписание о приостановке строительства дороги и рубок леса на территории республики . Тем не менее, работы продолжаются.
6 июня 2008. Совещание представителей общественности с министром природных ресурсов Трутневым в Сочи. Подписан протокол, включающий требование остановить работы в пределах всемирного наследия «Западный Кавказ».

26 июня 2008. Совместная инспекция Экологической Вахты и московских чиновников Росприроднадзора. Работы по строительству дороги на территории Адыгеи окончательно остановлены. По итогам инспекции уволен руководитель Управления Росприроднадзора по Адыгее Георгий Козменко.

6 июля 2008. В Квебеке на 32-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО принято решение № 32 COM 7B.25. Российским властям рекомендуется "о становить дальнейшее строительство дороги на Лунную Поляну и гарантировать, что она не будет в дальнейшем расширена, заасфальтирована и предоставлена в пользование для рекреационных целей".

Июль 2008. Ведутся работы по «консервации» 1 пускового комплекса. Строительство 2-го комплекса продолжается.

Август 2009. 2-й пусковой комплекс в Краснодарском крае завершен. Построены мосты и проложено 12 км асфальтированного шоссе до границы Адыгеи, дальше продолжается разбитая гравийная дорога.

Сентябрь 2011. Путин объявил о желании стать Президентом. Объявлены конкурсы на проектирование нового, «южного» варианта дороги к «Лунной Поляне» С «бюджетными» дорогами проще, их стоимость можно узнать из конкурсной документации. Затраты на строительство только первого пускового комплекса в ценах 1 квартала 2006 года составили бы 1.2 млрд. рублей, из которых 495 млн. было потрачено на первый этап строительства и "консервацию". Стоимость второго пускового комплекса, который был полностью построен - 900 млн. руб.

Сложив все цифры, можно смело утверждать, что стоимость строительства горной резиденции для Путина превысила 5 млрд. рублей, из которых не менее 2 млрд. - прямые инвестиции из бюджета. Ущерб уникальной природе посчитать невозможно, но по официальным методикам расчета он будет составит более 500 млн. рублей.

Сегодня Путин сказал : « если я за что-то берусь, я стараюсь довести дело либо до логического завершения, либо, как минимум, привести это дело к максимальному эффекту».

Поэтому к сумме расходов на «Лунную Поляну» можно смело прибавить еще 2-3 млрд. на строительство новой дороги через Кавказский заповедник.

ВСЕ ФОТО

Эксперты совместной миссии ЮНЕСКО и МСОП (Международного союза охраны природы), которые провели в апреле 2008 года инспекцию "Западного Кавказа", в своем отчете сделали правительству России следующую рекомендацию: "Гарантировать, что Центр "Биосфера", построенный на Лунной Поляне, будет использоваться только для управления, исследования и мониторинга объекта Всемирного наследия или информирования посетителей и не будет преобразован в рекреационный объект".

Однако, как пишут блоггеры, на самом деле Лунная Поляна входит в структуру оздоровительного комплекса "Дагомыс", находящего в ведении Управления делами президента России. Заказчиком строительства выступает ОАО "НК "Роснефть". Документы по организации строительства согласовывались между управделами президента Владимиром Кожиным и министром природных ресурсов Юрием Трутневым.

Как становится ясно из их деловой переписки, только на строительство автодороги от села Черниговское (Апшеронский район Краснодарского края) до полигона научного центра "Биосфера" в 2007 году было выделено 400 млн рублей из федерального бюджета.

Кроме того, летом того же года ниже комплекса "Лунная Поляна" в девственном лесном массиве на территории памятника природы "Верховья рек Пшеха и Пшехашха" (входит в состав объекта наследия "Западный Кавказ") была вырублена просека длиной несколько сот метров и шириной около 30 метров. На этой территории началось строительство канатной дороги.

Объем вырубленного леса был настолько велик, что не заметить его было невозможно. По факту уничтожения заповедного леса было заведено уголовное дело №5070431, и расследование по нему осуществлял ОВД Майкопского района республики Адыгея. Ущерб был оценен более чем в 21 млн рублей.

После того, как у следователей возникла необходимость допросить давших команду рубить высокопоставленных лиц из Москвы, уголовное по указанию МВД было неожиданно истребовано из Адыгеи: его забрали в министерство, где, судя по всему, оно было замято.

"Новая газета" писала о курорте еще в 2007 году, утверждая, что его строит Управление делами президента (тогда еще Владимира Путина). Однако пресс-секретарь ведомства Виктор Хреков заявил, что "ничего не слышал о строительстве горнолыжного курорта "Лунная поляна" на Кавказе".

Из-за строительных ошибок Лунная Поляна лишилась природного источника воды

Из-за ошибок, допущенных в проекте и при производстве работ, уже исчезла ключевая вода в местном источнике. В итоге в 2006 году перед Пасхой, когда Путин решил прилететь в Лунную Поляну покататься на лыжах, воду туда завозили вертолетами.

В заявлении Международного социально-экологического союза, опубликованном еще в сентябре прошлого года на сайте Sochiweb.ru , отмечается, что в конце августа 2010 года участники международного экологического лагеря, спускаясь по туристическому маршруту №30 от Фишта в Дагомыс, наблюдали очередную заброску вертолетом Ка-32 морской воды на VIP-курорт в Лунной Поляне.

"На протяжении более чем двух часов с интервалом в 10-15 минут вертолет поднимал в горы на внешней подвеске бурдюки с водой. А в это время тысячи гектаров лесов и десятки населенных пунктов по всей Европейской части России пылали в огне пожаров. Пожарной авиации не хватало, огонь тушили метлами, лопатами и ранцевыми огнетушителями", - говорится в обращении экологов.

На VIP-стройке погибли больше десятка человек

Во время строительства не обошлось и без человеческих жертв. Причем все инциденты были связаны с авиакатастрофами. Так, в 2003 году один из Ка-23, перевозивший в Лунную Поляну бригаду сварщиков и баллоны с газом, врезался в отвесную скалу и разбился. Погибли все девять человек, находившиеся на борту.

В том же году у другого Ка-32 возникли неполадки, и, чтобы избежать авиакатастрофы, экипаж был вынужден совершить аварийный сброс груза весом 3,5 тонны с высоты примерно 40-50 метров от земли. По трагической случайности, груз приземлился прямо на голову одного из рабочих.

В сентябре прошлого года в районе горы Фишт разбился еще один вертолет Ка-32 . По предварительны данным, два человека (командир экипажа и бортмеханик) погибли, один ранен. Экипаж вертолета осуществлял работы по обеспечению жизнедеятельности построенного там центра.

"Мы требуем от президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина не нарушать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнить международные обязательства Российской Федерации по сохранению Всемирного природного наследия "Западный Кавказ" и передать Кавказскому заповеднику для создания международного Центра экологического мониторинга объекта Всемирного природного наследия "Западный Кавказ" рекреационный объект "Лунная Поляна", возвратив обратно в заповедник незаконно изъятые земли", - обратились экологи к лидерам государства.

Портал "Русский WikiLeaks" опубликовал фотографии и даже выложил ВИДЕОэкскурсию по VIP-курорту на горе Фишт в республике Адыгея, который, по неофициальным данным, является очередной "дачей Путина". Горнолыжный курорт в Лунной Поляне начал строиться еще в 2002 году.

Формально строительство на склонах горы Фишт запрещено, так как это зона объекта всемирного природного наследия "Западный Кавказ". Чтобы обойти запреты, горнолыжную резиденцию построили под видом полигона научного центра "Биосфера", который должен следить за сохранностью природного заповедника. Об этом пишет в своем блоге Виталий Шушкевич, партнер "Русского WikiLeaks".

То, что на горе Фишт существует такой объект, обсуждали еще и до публикаций "RuLeaks". Туристы, проходившие по походным маршрутам мимо так называемого "научного центра", отмечали, что на его территории возведены четыре фундаментальных здания, включая шале на горном склоне, три вертолетные площадки, антенны связи, ангар, четыре ратрака для выравнивания лыжных трасс, гараж для них, стоят пять экскаваторов, строятся малая и большая канатные дороги. Местность вокруг объекта размечена на сектора стрельбы, говорится на форуме содружества природной веры "Славия".

Эксперты совместной миссии ЮНЕСКО и МСОП (Международного союза охраны природы), которые провели в апреле 2008 года инспекцию "Западного Кавказа", в своем отчете сделали правительству России следующую рекомендацию: "Гарантировать, что Центр "Биосфера", построенный на Лунной Поляне, будет использоваться только для управления, исследования и мониторинга объекта Всемирного наследия или информирования посетителей и не будет преобразован в рекреационный объект".

Однако, как пишут блоггеры, на самом деле Лунная Поляна входит в структуру оздоровительного комплекса "Дагомыс", находящего в ведении Управления делами президента России.
Как становится ясно из их деловой переписки, только на строительство автодороги от села Черниговское (Апшеронский район Краснодарского края) до полигона научного центра "Биосфера" в 2007 году было выделено 400 млн рублей из федерального бюджета.
Кроме того, летом того же года ниже комплекса "Лунная Поляна" в девственном лесном массиве на территории памятника природы "Верховья рек Пшеха и Пшехашха" (входит в состав объекта наследия "Западный Кавказ") была вырублена просека длиной несколько сот метров и шириной около 30 метров. На этой территории началось строительство канатной дороги.
Объем вырубленного леса был настолько велик, что не заметить его было невозможно. По факту уничтожения заповедного леса было заведено уголовное дело №5070431, и расследование по нему осуществлял ОВД Майкопского района республики Адыгея. Ущерб был оценен более чем в 21 млн рублей.

Из-за строительных ошибок Лунная Поляна лишилась природного источника воды
Из-за ошибок, допущенных в проекте и при производстве работ, уже исчезла ключевая вода в местном источнике. В итоге в 2006 году перед Пасхой, когда Путин решил прилететь в Лунную Поляну покататься на лыжах, воду туда завозили вертолетами.
В заявлении Международного социально-экологического союза, опубликованном еще в сентябре прошлого года на сайте Sochiweb.ru, отмечается, что в конце августа 2010 года участники международного экологического лагеря, спускаясь по туристическому маршруту №30 от Фишта в Дагомыс, наблюдали очередную заброску вертолетом Ка-32 морской воды на VIP-курорт в Лунной Поляне.
"На протяжении более чем двух часов с интервалом в 10-15 минут вертолет поднимал в горы на внешней подвеске бурдюки с водой. А в это время тысячи гектаров лесов и десятки населенных пунктов по всей Европейской части России пылали в огне пожаров. Пожарной авиации не хватало, огонь тушили метлами, лопатами и ранцевыми огнетушителями", - говорится в обращении экологов.
На VIP-стройке погибли больше десятка человек
Во время строительства не обошлось и без человеческих жертв. Причем все инциденты были связаны с авиакатастрофами. Так, в 2003 году один из Ка-23, перевозивший в Лунную Поляну бригаду сварщиков и баллоны с газом, врезался в отвесную скалу и разбился. Погибли все девять человек, находившиеся на борту.
В том же году у другого Ка-32 возникли неполадки, и, чтобы избежать авиакатастрофы, экипаж был вынужден совершить аварийный сброс груза весом 3,5 тонны с высоты примерно 40-50 метров от земли. По трагической случайности, груз приземлился прямо на голову одного из рабочих.
В сентябре прошлого года в районе горы Фишт разбился еще один вертолет Ка-32. По предварительны данным, два человека (командир экипажа и бортмеханик) погибли, один ранен. Экипаж вертолета осуществлял работы по обеспечению жизнедеятельности построенного там центра.
"Мы требуем от президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина не нарушать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнить международные обязательства Российской Федерации по сохранению Всемирного природного наследия "Западный Кавказ" и передать Кавказскому заповеднику для создания международного Центра экологического мониторинга объекта Всемирного природного наследия "Западный Кавказ" рекреационный объект "Лунная Поляна", возвратив обратно в заповедник незаконно изъятые земли", - обратились экологи к лидерам государства.

Общежитие для персонала

Любители шизофренической конспирологии могут почитать об этом проекте, созданном при поддержке международной партии пиратов, цикл постов Дмитрия Галковского .

Наша первая совместная публикация посвящена очередному "Кабаеву". Возьму на себя смелость ввести этот термин в современный русский язык. Он обозначает каждую из многочисленных резиденций Владимира Путина, построенных в нулевые годы в России. Чтобы отличать разные "Кабаевы" друг от друга, предлагаю добавлять к каждому географические координаты. Сегодня речь пойдет о селе Кабаево на горе Фишт ("Лунная поляна" площадью около 105 га).


Эксперты совместной миссии ЮНЕСКО и МСОП (Международного Союза Охраны Природы), которые провели в апреле 2008 инспекцию ситуации с сохранностью объекта Всемирного Наследия "Западный Кавказ", в своем отчете сделали Правительству России следующую рекомендацию: "Гарантировать, что Центр "Биосфера", построенный на Лунной Поляне, будет использоваться только для управления, исследования и мониторинга объекта Всемирного Наследия или информирования посетителей и не будет преобразован в рекреационный объект ". Посмотрим, что же это за центр "Биосфера" , и как Владимир Путин соблюдает рекомендации ООН.

Горнолыжный комплекс "Лунная поляна" расположен в Адыгее на западных склонах горы Фишт. Здесь нельзя ничего строить, потому что склоны входят в территорию объекта всемирного природного наследия "Западный Кавказ". Чтобы обойти запреты, горнолыжную резиденцию Путина построили под видом полигона научного центра "Биосфера".

На самом деле "Лунная поляна" входит в структуру оздоровительного комплекса "Дагомыс", находящего в ведении Управления делами Президента России. Строить дачу помогала "Роснефть", а коммуникации туда подводились за счет федерального бюджета.

«Управление делами президента Российской Федерации осуществляет общее руководство проектом строительства объекта «Полигон научного центра «Биосфера»... имеющего особую важность» , — писал 9 сентября 2006 года управделами президента Владимир Кожин министру природных ресурсов Юрию Трутневу. В этом послании Кожин настоятельно просит Трутнева дать указание ФГУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник» подписать акты согласования строительства научного центра «Биосфера» на территории заповедника и называет заказчика строительства — ОАО «НК «Роснефть».

22 сентября 2006 года Кожин вновь отправляет письмо Трутневу: «На контроле президента Российской Федерации находится строительство автодороги от с. Черниговское (Апшеронский район Краснодарского края) до полигона научного центра «Биосфера»... финансируемый за счет субсидий из средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы в 2007 году с объемом финансирования 400,0 млн рублей ». Кожин беспокоится, что если работы быстренько не начать, то это приведет «к невозможности освоения средств федерального бюджета и срыву исполнения поручения президента Российской Федерации к указанному сроку». Поэтому, продолжает управделами президента, «учитывая важность данного объекта, прошу Вас оказать содействие в решении вопроса получения разрешения на выполнение проектно изыскательских работ по трассе проектируемой дороги... что упростит в дальнейшем проведение территориального зонирования Кавказского государственного биосферного заповедника с особыми условиями использования территории».

Кстати, забавный момент: российская власть даже строя для себя умудрилась всё испортить и поломать.

Возводили горнолыжный комплекс на Лунной Поляне югославские строители по проектам финских специалистов . В итоге на склоне горы Фишт появилось трехэтажное шале из соснового бруса , который по спецзаказу изготовили в Карелии. Все стройматериалы на Лунную Поляну завозились с помощью грузовых вертолетов. За день каждый Ка-32 делал не меньше 10 полетов. Таких геликоптеров было несколько. В 2003 году один из вертолетов, перевозивший на Лунную Поляну бригаду сварщиков и баллоны с газом, врезался в отвесную скалу и разбился. 9 человек погибли. Год спустя у другого Ка-32 с подвески сорвался многотонный груз, придавивший стоящего на земле рабочего.

Из-за ошибок, допущенных в проекте и при производстве работ, исчезла ключевая вода в местном источнике, поэтому в 2006 году перед Пасхой, когда стало известно, что тогдашний гарант Конституции прилетит на Лунную Поляну покататься на лыжах, воду на поляну завозили вертолетами, причем тоннами , на случай если бы он (гарант) захотел не только руки помыть, но и в бассейне искупаться.


Не обошлось и без маленького "Химкинского леса": путинские чиновники вырубили местный заповедный лес для постройки канатной дороги.

Открывшаяся картина массового уничтожения леса на территории объекта Всемирного Природного Наследия "Западный Кавказ" в долине речки Чигурсанка впечатляла . Пустыня вырубленной просеки рассекала эту долину, начинаясь и заканчиваясь на границах Кавказского заповедника . Увиденное полностью подтвердило информацию о том, что летом 2007г. ниже комплекса "Лунная Поляна" в девственном лесном массиве на территории памятника природы "Верховья рек Пшеха и Пшехашха" (входит в состав объекта Наследия "Западный Кавказ") была вырублена просека длиной несколько сот метров и шириной около 30 метров . Здесь планируется проложить канатную дорогу.

Просека была проложена даже без попытки как-либо узаконить эту вырубку - просто волевым решением высокопоставленных лиц, стоящих за проектом комплекса "Лунная Поляна", очевидно совершенно уверенных в своей безнаказанности и поэтому действующих без оглядки на что-либо, в том числе, и на Закон. Как известно, этот комплекс построен для отдыха Президента России по инициативе Управления делами Президента России. Заказчиком и спонсором строительства является государственная компания "Роснефть".


По факту уничтожения заповедного леса было заведено уголовное дело №5070431, которое вскоре потерялось:

Масштаб этого преступления был настолько велик, что, несмотря на высочайшее покровительство инициаторов преступной рубки, лесники Курджипского лесхоза были вынуждены оформить это лесонарушение и передать материал по нему в правоохранительные органы . Которые, в свою очередь, были вынуждены завести по факту массовой незаконной рубки уголовное дело. Данному уголовному делу был присвоен номер 5070431 и расследование по нему осуществлял Отдел внутренних дел Майкопского района Республики Адыгея .

Преступление было совершено в 35-м выделе 52-го квартала Цицинского лесничества Курджипского лесхоза. Согласно официальным материалам данного лесонарушения, там было вырублено 559 деревьев бука, клена явора, рябины и пихты. Ущерб был определен в 21 195 351 рублей . Вырубленные деревья трелевались вертолетом на территорию Кавказского заповедника, где они в настоящее время продолжают лежать, разбросанные на большой площади.

После того, как у следствия возникла необходимость допросить давших команду рубить высокопоставленных лиц из Москвы, расследование преступления приобрело неожиданный оборот. Уголовное дело №5070431 по указанию Министерства внутренних дел РФ было истребовано из Адыгеи и забрано в Министерство . Где, очевидно, к удовлетворению лиц, ответственных за это преступление, было спущено на тормозах.

Во всём этом беспределе есть и приятный момент: сейчас мы хотя бы можем видеть, что за биологический центр построили путинские чиновники на Западном Кавказе. На видеоролике выше -- экскурсия по нему. А раньше там запрещали снимать даже снаружи. К счастью, для интернета милицейских преград нет.

«Кто из вас снимал объект — предъявить фотоаппараты!» — скомандовал человек в милицейской форме группе туристов, проходящих мимо «секретного» объекта. Когда из фотокамер были удалены все снимки Лунной Поляны, последовал приказ: «Идите и не останавливайтесь, пока не скроетесь из вида».



Статьи по теме: