Что случилось с янтарной комнатой. Где находится Янтарная комната

В середине октября трое немецких исследователей заявили, что пропавшее "восьмое чудо света" может находиться в Саксонии. Леонард Блуме, Гюнтер Экардт и Петер Лор сообщили, что к ним обратился некий "информированный источник", по словам которого несметные богатства находятся в окрестностях пещеры Принца. Исследователи ищут деньги на поиски легендарного клада.

Следы Янтарной комнаты, которую Петру I подарил прусский король Фридрих Вильгельм I в 1716 году, не найдены до сих пор. Стоимость экспонатов, украденных из неё во время Второй мировой войны, оценивается в баснословные суммы. Что это за легендарная комната и где её искать?

Что это за комната

История с "восьмым чудом света" началась в 1699 году. Король Пруссии Фридрих I решил перестроить Большой королевский дворец в Берлине. Сделать "что-нибудь этакое" поручили главному архитектору королевства Андреасу Шлютеру.

Специалист придумал тогда прорыв в мире архитектуры и дизайна - он решил изготовить целую комнату из янтаря. Идею король поддержал, и мастер принялся за дело.

Комната была наполовину готова, когда из-за интриг своего соперника, Эозандера фон Гёте, Шлютера в 1706 году отстранили от постройки дворца. И хотя он оставался придворным скульптором, работ по Янтарной комнате уже никаких не проводил. Позже их думали начать заново, возвращались к этому вопросу, передумывали. Так продолжалось до 1713 года, пока Фридрих I не умер. Его сыну, который стал королём, эта комната не нравилась и была не нужна.

В то же время новый монарх был поклонником действий Петра I и пытался подружиться с Россией. А первый российский император тяготел ко всему масштабному. Тогда Фридрих Вильгельм I решил одним выстрелом убить двух зайцев: в 1716 году он подарил Петру I в качестве дипломатического подарка Янтарную комнату.

Приключения комнаты в России

В столицу янтарный кабинет везли аж на 18 телегах через Кёнигсберг, Мемель и Ригу. В Петербурге необычную комнату должен был распаковать Александр Меншиков.

Приближённый Петра I славился в том числе своими хитростью, вороватостью и любовью к деньгам. И почему-то именно при нём таинственно пропала половина деталей из дипломатического подарка. Поэтому комнату собрать пока не представлялось возможным.

"Восьмое чудо света" так и находилось в Летнем дворце Петра I, пока на престоле не оказалась дочь российского императора Елизавета Петровна в 1741 году. Она решила перевезти комнату в свою резиденцию. Обер-архитектор Бартоломео Растрелли собрал "мозаику", дополнив недостающие части зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь". Так "отремонтированная" комната оказалась в Царском Селе. Окончательно она приобрела свой вид лишь к 1770 году, когда Екатерина II распорядилась вновь отреставрировать комнату.

Она стала одним из достояний русского двора. Как пишут историки, иностранцы стремились попасть в резиденцию.

Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплён богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря, - писал французский поэт Теофиль Готье в середине XIX века.

Комната так и находилась в Екатерининском дворце даже после падения монархии. С 1930-х годов туда водили экскурсии. Советские скульпторы даже реконструировали достопримечательность.

Под защитой бумаги

Янтарная комната была одним из тех объектов, которые советские власти не смогли эвакуировать во время Великой Отечественной войны. Дело в том, что она слишком хрупкая и перевозка рисковала обернуться полным разрушением. Для более-менее безопасной транспортировки попросту не было времени.

Янтарное достояние законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Однако, когда в Ленинград пришли немцы, они решили комнату перевозить. Летом 1942 года детали достопримечательности вместе с другими музейными экспонатами отправили по распоряжению одного из ближайших сподручных Гитлера - гауляйтера Эриха Коха - в Кёнигсберг (нынешний Калининград).

Вениамин Дмитриев и Валентин Ерашов в своей книге "Тайна Янтарной комнаты" передают рассказы музейных работников, видевших это воочию.

- (Немецкие) солдаты бережно несли продолговатый ящик. Они ступали осторожно, еле передвигая ноги, почти не отрывая подошвы сапог от ступеней, и всё-таки офицер прикрикнул на них: "Осторожно! Это янтарная комната", - отмечается в книге.

Однако, когда после войны стали восстанавливать музейные экспонаты, её нигде не оказалось. Археологи, а потом и так называемые чёрные копатели исследовали Кёнигсберг и Калининград вдоль и поперёк. По самой распространённой версии, её вывезли за несколько дней до капитуляции Кёнигсберга в апреле 1945 года.

Проклятие Янтарной комнаты

Уникальную ценность до сих пор ищут в Германии, Дании и на западе России. А тем временем все, кто как-либо говорит о её возможном местонахождении, таинственным образом погибают. Альфред Роде, который во время войны находился в Королевском замке и был "хранителем" Янтарной комнаты, мог пролить свет на запутанную историю исчезновения. Но он заявил о потере памяти из-за контузии. Он "пытался" помочь советским историкам, выдавая порой прямо противоположные советы о её местонахождении. 7 декабря 1945 года тела Роде и его супруги обнаружили в квартире. По одной из версий, они покончили жизнь самоубийством, по другой - умерли от тифа.

В газете "Русская Чехия" в 1945 году рассказывалось о ещё одном факте. Так, по информации издания, майор госбезопасности Иван Курица погиб в Кёнигсберге, где расследовал обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты. В тот момент, когда он ехал на встречу с агентом, который обещал рассказать о раритете, произошло ДТП. Кто-то натянул поперёк дороги проволоку, и правоохранителю отрезало голову. Рассказывалось также, что таинственного агента якобы задушили.

Дальше события с поисками Янтарной комнаты всё больше начинают напоминать боевик. Эрих Кох, который наверняка мог знать, где комната, отбывал наказание в польской тюрьме. На все вопросы отвечал, что увезли в неизвестном направлении без его участия. По одной из версий, в польской тюрьме Мокотув в 1966 году он всё же рассказал сокамернику Эммануилу Штейну, где искать клад. Однако после освобождения в 1968 году последний смог сбежать в США. Историки не исключают, что он нашёл и даже смог вывезти часть несметных богатств, но это больше относится к версиям из разряда фантастики.

Не исключено, что Янтарная комната сначала была искусно спрятана в самом Королевском замке. Однако в 1968 году его уничтожили (в том же году, когда Штейн мигрировал), поэтому, если данная версия верна, то проверить это будет практически невозможно.

Тем временем Кох решил действовать самостоятельно. Он обратился к руководству колонии с таким заявлением: "Я готов после амнистии уехать к себе на родину через Калининград, а в Калининграде предпринять всё возможное, чтобы Янтарная комната была найдена", - сказал он.

Однако польские власти, как указывают историки, рассказали советской стороне об этом только после его смерти в 1986 году.

В 1992 году западная пресса подробно писала об убийстве первого заместителя начальника ГРУ Генштаба Министерства обороны России генерал-полковника Юрия Гусева. В России же считается, что 57-летний чиновник погиб в результате автокатастрофы в ноябре 1992 года.

За несколько дней до этого он рассказал в интервью, что знает о местонахождении Янтарной комнаты, но говорить о том, где она находится, не будет. В целях безопасности.

Где ищут Янтарную комнату

Поиски Янтарной комнаты не прекращаются уже более полувека. Где исследователи ищут клад.

Калининград

Бытует мнение, что комнату хотели вывезти, но не успели. В 1958 году в газете "Калининградская правда" была опубликована статья о том, что в одном из секретных бункеров города может быть спрятана Янтарная комната. Не исключалось, что она находится под улицами Шевченко и Пролетарской (бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе).

Янтарную комнату также искали в бункере под одной из кёнигсбергских кирх - на Понарте.

Также поиски велись и ведутся на месте некогда существовавшего Королевского замка. Хотя после пожара в апреле 1945 года учёные проводили специальные экспертизы и не обнаружили никаких следов янтаря. В 2010 году в одном из городских фортов даже обнаружили ход в подземелье и 20-сантиметровый фрагмент янтаря. Поиски продолжили, но здесь ничего больше не было. Позже представители царскосельского музея заявили, что этот фрагмент принадлежит более позднему периоду.

Кроме того, в 2015 году под гостиницей "Калининград" археологи обнаружили ещё один "ход", где были сундуки и следы от обёрточной бумаги. Однако дальнейшие поиски пока ни к чему не привели.

Польша

В 2015 году кладоискатели заявили, что в окрестностях замка Ксенж - в районе города Валбжих - обнаружили поезд с нацистским золотом. За геоданные они потребовали 10% стоимости сокровищ, если их найдут. По оценкам историков, в поезде было сокровищ на 500 миллионов долларов.

После этого в городе началась настоящая золотая лихорадка. Кладоискатели со всей Европы были уверены, что Янтарную комнату вывозили в этом же поезде или соседним составом. Начались раскопки. Но до настоящего момента не найдено ничего.

Также клад искали в окрестностях села Мамерки, где во время войны располагалась ставка войск вермахта. Археологи полагали, что здесь нацисты спрятали клады, оружие и другие драгоценности.

Дело в том, что при обследовании одного из туннелей бункера с помощью георадара нашли пустоты в грунте. Выяснилось, что это замурованное помещение под землёй. Специалисты пробурили два глубоких отверстия в одном из фундаментов, но найти так ничего и не смогли.

Германия

Янтарную комнату искали в заброшенном туннеле в городе Вупперталь по инициативе местного пенсионера Карла-Хайнса Кляйне. Он взял с собой пару приятелей, и все отправились в заброшенный лаз. Правда, в конце туннеля они наткнулись лишь на летучих мышей.

Ещё одним местом называется Дрезден. Как заявили исследователи, на стенах в пещере Принца они обнаружили следы от стальных кабелей, которые использовались для опускания грузов на глубину. По данным георадара, под пещерами скрывается система тайных тоннелей, где и могли спрятать несметные богатства.

Германия является пока единственной страной, где поиски сокровищ из Янтарной комнаты увенчались успехом. Флорентийскую мозаику "Обоняние и осязание", которая была изготовлена по указу Екатерины II, нашли в Бремене в 1997 году. Как оказалось, один немецкий солдат украл её "в качестве сувенира" во время вывоза всей комнаты в Кёнигсберг. Фашист передал её немецкому нотариусу, последний пытался мозаику продать. В 1997 году её конфисковали немецкие власти, а мужчина пошёл под суд. Через три года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал тогда исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину найденные фрагменты. В Россию также вернулся уникальный янтарный комод.

Дания

Немец Вильгельм Крафт, который воевал на стороне фашистов, в начале 2000-х заявил, что ценность закопали в районе деревни Асаа. Сюда же якобы вывозили украденные реликвии из русских церквей. Деревню быстро наводнили туристы. Однако поиски так ни к чему и не привели.

Австрия

В городе Линц, где родился Адольф Гитлер, энтузиасты также искали клад. Но версия о его наличии там основана лишь на том, что фюрер мечтал организовать на своей малой родине огромный музей и собрать в нём уникальные ценности. Особое место отводилось как раз Янтарной комнате.

Многие кладоискатели уверены, что даже если комната и сохранилась, то уже попросту превратилась в пыль. Дело в том, что янтарь является очень хрупким материалом, сам объект приходилось постоянно реставрировать. Но этот факт больше 70 лет не останавливает ни одного кладоискателя.

Летом 1941 года обманчивому миру на восточном фронте наступил конец. 22 июня нацистская Германия с союзниками начали операцию «Барбаросса» - масштабную атаку на границы Советского Союза, простирающиеся на 2,9 тысяч км.

Соперничество двух тоталитарных государств обещало стать страшнейшей в истории человечества войной. Она продлилась почти четыре года, и, когда война, наконец, была окончена, Германия потерпела сокрушительное поражение.

Но осенью 1941 года все выглядело иначе. Немецкие армии стремительно наступали вглубь Советского Союза. Через короткое время передовые части группы армий «Север» уже угрожали второму по величине городу страны - Санкт-Петербургу, который тогда назывался Ленинградом.

Советские солдаты и мирное население отчаянно пытались усилить линии обороны вокруг города в преддверии немецкого удара.

Жителям Санкт-Петербурга предстояли тяжкие испытания - страшная блокада, которая продлилась 872 дня. Однако гитлеровским генералам не удалось прорвать оборону, и немецкие части так и не продвинулись дальше пригородов.

Екатерининский дворец оказался за линией осады, на стороне врага. Когда-то члены царских семей проводили лето в прекрасном дворце эпохи рококо под Санкт-Петербургом, в отдалении от городской жары и суеты. И во дворце имелось уникальное сокровище - Янтарная комната.

Советский Союз прекрасно понимал, что, когда немецкие войска нацелились на Санкт-Петербург осенью 1941 года, это сокровище тоже оказалось под угрозой. Сотрудников музея заранее послали во дворец, чтобы демонтировать и вывезти элементы декора комнаты в безопасное место. Но янтарь оказался ломким и хрупким. Грубое обращение могло повредить бесценным панелям.

Так что Янтарную комнату оставили на месте в Екатерининском дворце. Стены лишь покрыли фальшивыми обоями.

Это была весьма неуклюжая попытка спрятать один из самых известных мировых шедевров.

Немцы точно знали, чего ищут, когда вошли в Екатерининский дворец. Менее чем за 36 часов комнату разобрали под надзором двух экспертов.

14 октября в старинную столицу восточной Пруссии Кёнигсберг, ныне Калининград, прибыл поезд. Из него панель за панелью выгрузили Янтарную комнату и поместили на хранение в старый городской замок. Комнату показали, организовав временную выставку, после чего она оставалась в замке до самого конца войны.

Подарок царю

История Янтарной комнату уходит корнями в Германию, а именно - Пруссию, которая в те времена была самостоятельным государством. Комнату начали создавать в 1701 году, и некоторое время она находилась в Берлинском дворце.

Когда в 1716 году город посетил русский царь Петр Великий, комната произвела на него огромное впечатление. Принимавшие его прусские друзья решили отдать Петру Янтарную комнату в дар, чтобы закрепить пакт, заключенный против Швеции.

Дочь царя Елизавета выбрала место для комнаты, и немецкие и русские мастера установили ее в летней резиденции царской семьи - Екатерининском дворце.

После ряда перестроек в течение XVIII века комната стала больше. Общий вес янтаря, которым отделывали настенные панели, достиг шести тонн. Декор дополнили сусальным золотом и зеркалами, и комната стала известна как «восьмое чудо света».

Оценки ее сегодняшней стоимости сильно расходятся. Одни называют цифру примерно 400 миллионов долларов, другие эксперты уверены, что комната бесценна.

След обрывается в 1945 году

После того, как немцы похитили Янтарную комнату, она вплоть до последних месяцев войны хранилась в Кёнигсбергском замке. Но весной 1945 года след обрывается.

Есть три версии того, что могло случиться с шедевром.

Версия 1: самая распространенная гипотеза гласит, что Янтарная комната была уничтожена в ходе боев за город.

В конце войны британские королевские военно-воздушные силы провели массированную бомбардировку, которая нанесла большой ущерб городу и его замку. На этом разрушения не прекратились. Весной 1945 года сохранившиеся стены замка пали под артиллерийским огнем Красной армии.

В российских архивах имеются данные, которые намекают, что Красная армия нашла фрагменты Янтарной комнаты в руинах после советского удара. Вероятно, Советы стремились сохранить это в тайне. Ходили слухи, что коммунистический режим намеревался переложить вину за исчезновение (или уничтожение) Янтарной комнаты с Красной армии на нацистов.

Но те, кто сегодня отправляется туда на поиски сокровища, ничего не найдут.

Город оказался на советской территории и сменил имя на Калининград. В 1968 году глава Советского Союза Леонид Брежнев отдал приказ сравнять с землей район старого замка, несмотря на международные протесты.

Версия 2: Янтарная комната покоится на дне моря

В конце января 1945 года диктатор нацистской Германии Адольф Гитлер отдал приказ вывезти из Кёнигсберга все предметы искусства. Пока Красная армия наступала и подходила все ближе к городу, приспешники министра вооружений Альберта Шпеера (Albert Speer) вывозили ценности и предметы искусства в безопасное место.

Есть свидетели, утверждающие, что своими глазами видели, как Янтарную комнату разобрали и погрузили на лайнер «Вильгельм Густлофф» в Гдыне. Пассажирское судно, на борту которого были беженцы из Восточной Пруссии, покинуло порт 30 января 1945 года. В тот же день лайнер обстреляла торпедами советская подводная лодка. Спаслись всего 1230 человек, а более 9,5 тысяч, включая 5 тысяч детей, нашли свою смерть на дне моря. Может, Янтарная комната разделила их участь?

Версия 3: нацисты успели спрятать сокровище.

В 1997 году был найден фрагмент Янтарной комнаты. Кусок итальянской мозаики, элемент ее декора, выставили на аукцион. Но он не помог найти остальные части комнаты. Предполагается, что кусок принадлежал немецкому солдату, стащившему его во время транспортировки комнаты в Германию.

Несмотря ни на что, некоторые верят, что Янтарная комната все еще существует.

Возможно, нацисты успели ее спрятать, как делали с прочими награбленными сокровищами со всех уголков оккупированной Европы. Существуют примеры того, как впоследствии выслеживали ставшие бесполезными нацистские клады. Крупнейший задокументированный тайник в последние дни войны обнаружили солдаты американского генерала Джорджа С.Паттона (George S.Patton) в соляной шахте Меркерс в Тюрингии. Помимо прочего, там находились семь тысяч мешков с золотыми слитками, монетами и купюрами, а также бессчетные предметы искусства.

Эта находка подвигла многих тоже начать поиски. Вероятно, есть и другие забытые тайники? Ученые, археологи-любители, охотники за сокровищами обследовали ледяные альпийские озера, тайные хранилища, подземные бункеры.

В последний год много писали о мифическом золотом поезде в Валбжихе. Два поляка заявили, что они при помощи георадаров обзавелись доказательством, что поезд спрятан в секретном подземном туннеле. По мнению исследователей-любителей, поезд набит золотом и документами, которые нацисты стремились спрятать в финальную фазу войны.

Эксперты провели собственные изыскания и опровергли слова охотников за сокровищами. Летом организовали раскопки и ничего не нашли.

Потайная комната в бункере

В целом, после окончания войны мало что поменялось. Было сделано всего несколько крупных находок.

Но Янтарная комната снова и снова оказывается у всех на устах.

Одни находили ее следы в серебряной шахте, другие - в озере или других местах. Пока все предполагаемые тайники были пустыми. Но летом возникли два новых предположения.

Польский историк Бартломей Плебанчик (Bartlomiej Plebanczyk) заявил, что Янтарная комната, по его мнению, хранится в старом немецком бункере близ деревни Мамерики. С помощью георадара он якобы обнаружил там потайное помещение.

«Без сомнения, это помещение создано для того, чтобы хранить там сокровища», - сказал он Daily Mail.

В районе начались исследования, но пока нет никаких новостей об успехе.

Последний след: подземный авиазавод

На прошлой неделе пришло сообщение из немецкой Тюрингии. 80-летний охотник за сокровищами Клаус Фритцше (Klaus Fritzsche) в поисках Янтарной комнаты сосредоточился на лесах вокруг горы Вальперсберг.

В конце Второй мировой войны немцы попытались переоборудовать старые шахты в этой области в подземный авиазавод, чтобы производить там истребители типа Messerschmitt Me 262. Предполагалось, что подземные туннели защитят от бомбардировок, ставших тяжелым ударом для немецкой военной промышленности. Завод получил имя Reimahg в честь рейхсмаршала и командующего люфтваффе Германа Геринга (Hermann Göring).

Рабская рабочая сила - 12 тысяч человек из Италии и Восточной Европы - расширила существующую систему туннелей, так что она распространилась на 30 км.

21 февраля 1945 года первый самолет взмыл в небо с взлетной полосы на вершине Вальперсберга. Однако фабрика так и не начала работать на полную мощность и до конца войны успела выпустить всего 20-30 самолетов.

Чтобы установить местоположение завода, бывший инженер и предприниматель Клаус Фритцше воспользовался фотографиями с воздуха и документами времен Третьего Рейха.

Говорят, что восточно-германский коммунистический режим ГДР уже прочесал все шахты, но Клауса Фритцше это не волнует. Он уверен, что прежде искали не в том месте.

По представлениям Фритцше, военные трофеи, такие как Янтарная комната, могли быть спрятаны глубоко внизу в помещении, которое затем защитили с помощью динамита. По его словам, имеются доказательства, что немцы в конце войны привезли сюда большое количество запечатанных ящиков.

Сегодня все входы в туннели закрыты, чтобы никто не заблудился или не получил травму в темноте. Но местные власти дали Фритцше с его командой добровольцев разрешение на поиски. Первая попытка ничего не дала, но предприниматель и не думает сдаваться.

«Если она там, то мы ее найдем», - заявил он Daily Mail.

Копию создавали 24 года

Остается ждать, пока он что-нибудь обнаружит. А пока трудно не смотреть на его попытки с долей скепсиса.

Но все, кто мечтает хоть одним глазком посмотреть на Янтарную комнату, могут отправиться в Екатерининский дворец под Санкт-Петербургом. Там есть копия, созданная по старым рисункам и черно-белым фотографиям.

Реализация проекта заняла 24 года и обошлась в огромную сумму. Еще одна копия, правда, уменьшенная, имеется в городе Клайнмахнов недалеко от Берлина.

Видео: тайна янтарной комнаты

Безвозвратно. Но при этом поиски оригинала не прекращаются. "Известия" подключились к ним. И... нашли янтарную комнату.

Шедевр сначала подарили России, а потом украли

С того дня в 1699 году, когда скульптор-датчанин Шлютер по приказу прусского короля взял в руки теплый медовый самородок, чтоб отделать янтарными панелями кабинет монарха, будущий шедевр стал одним из самых загадочных и невезучих в истории. Когда работу закончил третий камнерез, умер заказчик - король Фридрих I. Его наследник, Фридрих Вильгельм I, засунул ненужные панели из янтаря подальше и не вспоминал о них несколько лет.

А в 1717-м панно стали дипломатическим подарком российскому царю. В Петербург их везли на 18 телегах. Груз для Петра принял Александр Меншиков. К рукам "светлейшего", говорят историки, много чего прилипало, вот и в новоприбывшей комнате недосчитались деталей. А потому собрать ее не смогли. И более 20 лет шедевр пылился невостребованным. Потом выяснилось, что напраслину возводили на Алексан-Данилыча: прусский король нашел детали у себя. Позабыл их упаковать, посылая подарок Петру I, и теперь передал Елизавете Петровне.

Но, чтобы чудо Янтарной комнаты было по-настоящему оценено, понадобились еще более четверти века и воля Екатерины Великой. Императрица повелела установить панно во дворце в Царском Селе. Великий Растрелли внес в них изменения. Нескольких деталей все же недоставало, и их дополнил мастер, выписанный из Пруссии. Он же стал хранителем комнаты.

Так что свое настоящее рождение шедевр отметил в 1770 году. Но не зря он столько лет "вызревал": те, кто видел комнату, описали ее как "образец изобретательности, торжественной праздничности". А кончилась история Янтарной комнаты в 1941-м. Ее не смогли эвакуировать из Пушкина: хрупкие и постаревшие панно не пережили бы переезда. Тогда их укутали ватой и закрыли бумагой. Но вошедшие в Пушкин немцы нашли шедевр, демонтировали и вывезли в Германию. Комната оставалась в Кенигсберге (нынешнем Калининграде) и украшала замок до прихода туда Красной Армии.

Дальше - главная тайна Янтарной комнаты. По первой и основной версии, отступая, фашисты прихватили ее с собой. Это-то и подталкивает исследователей к бесплодным розыскам шедевра в Германии. Но есть и другая версия, менее известная. Четыре года назад британские ученые опубликовали воспоминания хранителя Янтарной комнаты, из которых будто бы следует, что ее сожгли красноармейцы, занявшие Кенигсберг. Правды по-прежнему не знает никто. От этого загадка комнаты обрастает новыми легендами.

Совсем недавно по Петербургу пронесся такой слух: ее надо искать... в поселке Вырица, в сотне километров от Царского Села. В загородной резиденции питерского олигарха.

Екатерининский дворец-2

В 2003 году в мае возрожденная Янтарная комната была вновь открыта для посетителей. В тот год очередь за билетом надо было занимать в 6 утра. Какой гость северной столицы проедет мимо Царского Села?

Но редко ступает нога туриста в Вырицу. А ведь там тоже есть "Екатерининский дворец"! Проскочить его, двигаясь по шоссе, невозможно: взгляд спотыкается об это гигантское бирюзово-белое барокко посреди сельского соцреализма. Налево пойдешь - продмаг и селяне с бутылками. Направо, чуть в глубине, за полянкой - роскошно-голубые стены, кокетливые белые завитки лепнины.

Ну, вы, может, не заметили, но в Пушкине на стенах Екатерининского - желтая краска, а у меня - настоящее золото, - небрежно бросает по телефону хозяин дворца - Сергей Васильевич Васильев.

Он - очень авторитетный в Петербурге предприниматель. Ныне известен как владелец нефтеналивного терминала в морском порту Петербурга и еще некоторой серьезной собственности. Для себя и братьев он и построил в родной для них Вырице свой "Екатерининский дворец".

Ну, внутри-то, наверное, не так роскошно? - подначиваю я дворцевладельца.

Ну что вы, - снисходительно протягивает он, - самое роскошное как раз внутри!

Но убедиться, что это так, Сергей Васильевич не разрешает. Говорит, у него и так много неприятностей. И правда: пару лет назад ему пришлось пережить покушение. Автоматчики изрешетили "Роллс-ройс" Васильева, а самого его спас от гибели только золотой корпус мобильного телефона, который он прижимал в тот момент к уху. И тогда поговаривали, что убить предпринимателя хотели вовсе не из-за нефтеналивного бизнеса. А ради завладения резиденцией в Вырице. Одни считают, что объекты сопоставимы по цене. Другие смеются: дворец-то дороже.

Не исключено, что последние как раз правы. Потому что в этом дворце, по слухам, и спрятана Янтарная комната. Кто мог ее сотворить?

В чем ошибка мастера?

В 70-е годы прошлого века, когда похищенный шедевр решили создать заново, для этого была собрана группа художников-реставраторов. Сегодня это Царскосельская янтарная мастерская - единственная в мире, где умеют работать с янтарем так, как это делали в XVII-XVIII веках. Решение казалось дерзким. Ведь прежде чем приступить к созданию комнаты, надо было возродить "янтарную школу", которая была утрачена после революции.

К концу XX века нигде в мире не оставалось специалистов, которые знали бы, как работать с капризным камнем. Первыми стали - Александр Крылов, Александр Журавлев, а позже присоединился Борис Игдалов.

По крупицам собирали материал, писали методики, - рассказывает директор мастерской Борис Игдалов. - Кое-какие наработки были у реставраторов в Калининграде.

К возрождению школы пришлось подключить и несколько научных институтов. Кроме Горного, еще и такие, профиль которых, казалось бы, не имеет прямого отношения к янтарю. Химики, например, трудились над составом клея и красителей.

Янтарь не терпит химической обработки, поэтому все, что с ним соприкасается, должно быть натуральным, - объясняет Игдалов.

Специалисты по деревообработке посвятили целый пласт научной работы деревянной основе для янтарных панно. И в результате превзошли предков, которые, как выяснилось, ошиблись, выбрав для нее дубовые панели.

Свойства дуба таковы, что он, как и янтарь, живет своей жизнью, - объясняет руководитель мастерской. - Холодно ему - принимает одну форму, жарко - другую. В итоге янтарь со временем отлетал, как щепка. Мы применили новые технологии, о которых старые мастера не могли знать.

Правда, и нынешним умельцам пришлось заново "изобретать" вещи, которыми пользовались в XVII веке.

Нигде, например, нельзя было купить станок для обработки янтаря, - вспоминает Борис Игдалов. - Никто просто не знал, как их делать.

И станки сначала собирали из "запчастей", потом стали заказывать по чертежам. Поэтому и говорить не надо, что техника уникальна.

Наконец, после десяти с лишним лет подготовки реставраторы смогли подступиться к самим янтарным панно. Сначала создавали модели в пластилине и гипсе, располагая при этом скудной информацией об оригинале.

Одна из немногих фотографий, на которые мы могли ориентироваться, - Игдалов протягивает мне черно-белый снимок. - Это 17-й или 18-й год...

По прошествии 20 лет трудов мастера смогли сами оценить, насколько точно им удалось приблизиться к оригиналу. В 97-м году в Германии нашлась часть интерьера Янтарной комнаты - одна из ее флорентийских мозаик. Сходство мозаики-"новодела" с нею поразило даже самих камнерезов.

В мае 2003 года Янтарная комната в Царском Селе открылась вновь - началась ее "вторая жизнь". Высота стен - 7,8 метра, три стены отделаны янтарем, общая площадь которых - 86 кв. м. На это ушло 6 тонн янтаря, около 12 млн долларов.

Неужели такое же сокровище спрятано в Вырице?

Янтарь дышит у тебя в руках

Скажу сразу: "вырицкий" шедевр, увы, точно не может быть найденным втайне оригиналом. Во-первых, тогда бы в Германии не находили отдельные части комнаты. Во-вторых, как я узнала в поселке, в 2003 году, когда в Царском Селе уже выстраивались многометровые очереди за билетами в Янтарную комнату, в Вырице еще не было "Екатерининского дворца" Васильевых. С его бирюзовых стен строители недавно сняли пленку.

В Царскосельской мастерской моему вопросу, не делали ли они, часом, копию Янтарной комнаты для одного известного заказчика, очень удивились.

Пока что людей, которые хотели бы заказать себе "янтарную комнату", не находилось, - улыбка Бориса Игдалова с хитринкой. - Если придут - мы готовы. Опыт у нас есть, при определенных согласованиях...

Оказывается, просто копировать Янтарную комнату нельзя. Можно лишь создавать реплики отдельных деталей. Такие заказы были, но крайне редко. А вот чтоб "вторая" комната...

Выполнять эту работу для нас неинтересно, - продолжает художник. - Это мы уже сделали! А есть еще много коллекций, которые утрачены навсегда. Берлинская и Кенигсбергская коллекции.

Мастер уверен, что и желающих жить в янтарных интерьерах не найдется.

Это очень специфический камень, - уверяет он. - Даже простой янтарной шкатулкой, поверьте, вы не сможете пользоваться. Ее держать-то страшно, потому что она практически дышит у тебя в руках!

Цена вопроса должна охладить даже очень обеспеченного человека.

Положите рядом янтарный самородок и такой же по размерам золотой слиток - цена примерно одинаковая, - говорит Игдалов. - Янтарь - один из самых дорогих материалов в мире. Чтобы ухаживать за янтарной комнатой, при ней должна быть примерно такая же мастерская, как наша.

И все-таки я напрашиваюсь во дворец в Вырице.

Нельзя ли посмотреть комнату? - интересуюсь у Васильева, набравшись храбрости.

Н-нет, - чуть запнувшись, отвечает хозяин дворца. - Она... Она еще не совсем готова...

Чем порадовать богатого человека

Копия Янтарной комнаты - это апофеоз. А как еще в наши дни обустраивают свой быт люди, у которых есть тяга к прекрасному?

В конце XIX века Карл Фаберже, который был не столько великим художником, сколько великим предпринимателем, возвел камнерезную пластику сначала в ранг моды, а потом поднял ее до уровня искусства. То, что делалось в мастерских Фаберже для богатейших домов России, нынче украшает музеи.

Нечто подобное происходит и теперь: исполняя причудливые прихоти заказчиков, наши художники создают настоящие произведения искусства, которые пока могут быть скрыты за воротами особняков. Обеспеченные люди хотят видеть в своих домах нечто эксклюзивное.

Копируют, скорее, традиции, - объясняет петербургский скульптор Сергей Фалькин.

Одна из них - дарить молодоженам свадебные кубки. Это подарок парный, на кубки можно даже нанести портреты молодых. Художник во второй раз такого же кубка не создаст.

Есть даже заказчики, которые ставят такое условие: изделие никогда не должно появиться ни в одном нашем каталоге, ни на одной выставке, - рассказывает Фалькин. - Поэтому некоторые свои работы я уже и сам никогда не увижу.

Украшая свой быт, обеспеченные люди могут посоревноваться в оригинальности.

Один наш заказчик коллекционировал ягоды, - с улыбкой вспоминает Сергей. - Мы сделали практически все ягоды, какие существуют в природе. Пришлось штудировать ботанику...

Другой любитель собирал изображения носорогов. И к художникам камнерезной мастерской обратился за очередным экземпляром.

Один известный политик заказал мастерской Фалькина скульптуру домашней кошки. Другому потребовался любимый ротвейлер в камне.

Но это редкость, чтоб заказывали конкретную кошечку или собачку, - признает Сергей Фалькин. - Как правило, речь идет о подарках людям, у которых есть все, что нужно для жизни, и поэтому им надо преподнести нечто неповторимое.

Недавно Фалькин создавал флакон для духов из горного хрусталя, который приобрело в качестве подарка руководство одного питерского банка.

Возможно, эти янтарные кубки и флаконы в будущем назовут произведениями искусства. Ведь, вспомним, Янтарную комнату тоже сначала считали просто королевским подарком.

На Первом канале был показан фильм "Янтарная комната"- об истории создания уникального раритета и о мистических явлениях, которые всегда сопровождали "Янтарную комнату".

Судьба знаменитой "Янтарной комнаты", которую похитили из Царского села во время Великой Отечественной Войны - это тайна века. Никому реально не удалось до сих пор приблизиться к ней. Этот фильм - журналистское расследование. Оно будет построено исключительно на документально подтвержденных фактах, собранных в архиве убитого немецкого искателя Янтарной комнаты Георга Штайна, современных исследованиях историка Александра Мосякина, а также засекреченных материалах из отчета специальных комиссий, созданных в 1949 году в СССР и в ГДР для поиска Янтарной комнаты. Впервые по материалам найденного в Калиниграде уникального архива Георга Штайна будет восстановлена вся запутанная цепочка событий, связанных с Янтарной комнатой во время и после Великой Отечественной войны.

В первой серии фильма рассказывается об истории создания уникального раритета и о мистических явлениях, которые всегда сопровождали "Янтарную комнату". Мы узнаем, почему этот уникальный экспонат музея "Царское село" не был включен в списки для эвакуации. В поисках следов Янтарной комнаты мы побываем в довоенном Кенигсберге, в подземных бункерах и секретных военных объектах времен Второй мировой войны. Мы раскроем главную тайну Янтарной комнаты - расскажем, в чьи руки она попала в самом конце войны и назовем имена главных фигурантов этого запутанного дела.
Во второй серии фильма мрассказывается о трагической судьбе немецкого искателя "Янтарной комнаты" Георга Штайна и о двух его находках, за которые он поплатился жизнью - сокровищах "стеклянных гробов" и нацистском кладе из шахты Гросслебен. Вы узнаете, почему ящики с "Янтарной комнатой" исчезли из королевского замка в Кенигсберге. Куда они попали. И куда нас привели следы "Янтарной комнаты" в финале расследования.


Янтарная комната с самого начала не просто символизировала красоту янтаря, но имела историю политическую. Фридрих I стал прусским королем в 1701 и в том же году заказал Янтарный кабинет - его задачей было закрепить свой новый статус. Его сын, воинственный Фридрих Вильгельм подарил кабинет Петру I при заключении союза России и Пруссии против шведов, намекая, что Пруссия контролирует Балтику. Когда СССР после долгих и безуспешных поисков похищенного фашистами во время Великой Отечественной войны раритета начал реконструкцию Янтарной комнаты (еще в период холодной войны) - предполагалось, что она станет символом мощи страны. Когда Путин в 2003 г. торжественно открыл Янтарную комнату в Екатерининском дворце в присутствии 40 глав государств - это было демонстрацией возможностей новой России.

Восстановление Янтарной комнаты длилось 25 лет, было использовано 6 тонн янтаря, обошлось воссоздание шедевра в 11,5 млн.$. Подлинник оценивают в 500 млн.$ Следы Янтарной комнаты затерялись в Кенигсберге - одном из самых таинственных и мистических европейских городов со сложнейшей системой подземных сооружений, созданных для укрепления города еще при Бисмарке. По Кенигсбергу, нынешнему Калининграду, ходят легенды, что там до сих пор маршируют призраки солдат Вермахта... Поисками Янтарной комнаты занимались спецслужбы нескольких государств, историки, писатели и авантюристы, но тайна пропажи янтарных сокровищ так и осталась одной из неразрешенных загадок XX века.

Фотографировать в Янтарной комнате нельзя и если иногда на это не очень обращают внимание, то здесь следят строго. Эта фотография - свидетельство страшного преступления, совершенного мною года два назад. Снято на айфон, буквально механически. Честно говоря, не понимаю, почему в музеях не разрешают снимать. Может кто-то объяснит? Остальные фотографии - с миру по нитке.

Если есть кто-то, кто не знает, где Янтарная комната находится - сообщаю. Восстановленный шедевр находится на своем историческом месте - в Екатерининском дворце города Пушкина, ближайшего пригорода Петербурга. Где находится подлинник и сохранился ли он - не известно до сих пор.

ПРУССКИЙ ПОДАРОК

Янтарная комната - самый знаменитый дипломатический подарок. Он наделал много шума, правда, не тогда, когда был подарен, а через 200 c лишним лет, когда был похищен во время Великой отечественной войны. История янтаря, история мировых войн и международной торговли неразделимы. С самых древних времен балтийский янтарь привлекал сильных мир сего - стоимость янтаря была огромной и контроль за его добычей сулил большие доходы. Фридрих I обнаружил в подвалах Кенигсбергского замка огромные запасы янтаря, оставшиеся еще со времен тевтонских рыцарей. Он и заказал Янтарный кабинет, работа над которым началась за 2 года до основания Петербурга. Сына Фридриха - Фридриха Вильгельма, как и Петра I, больше интересовали войны, чем искусство. Едва ли не впервые в истории янтаря военные цели Петра связаны не с ним, а с выходом России к Балтийскому морю в стратегическом смысле.

Янтарь называли тогда "балтийским золотом" и он все еще, как и в древности, оставался очень дорогим - стоил примерно в 12 раз дороже золота. Суть технологии при создании панелей для кабинета Фридриха сводилась к размалыванию камня и смешиванию его с коньяком, медом и льняным маслом. Затем кусочки панелей наклеивались на деревянную основу. Технология была дорогой и не очень совершенной. Как впоследствии выяснится, Янтарная комната будет требовать постоянных реконструкций и реставраций.

Петру I подарок понравился, в качестве ответного дипломатического подарка он отправил Фридрих Вильгельму 55 русских гренадеров 2-метрового роста. Русский царь начал было оформлять "Комнату чудес" в Летнем дворце, расположенном в Летнем саду. Но то ли заботы войны, то ли состояние янтаря, требовавшее реконструкции, привели к тому, что комнаты такой во дворце так и не появилось, а прусский подарок так и остался в Летнем дворце на хранении. Доведет дело до ума через 40 лет его дочь Елизавета. Она пригласила множество мастеров и потратила кучу денег - янтарная комната была создана первоначально в Зимнем дворце, затем перенесена в Екатерининский дворец, который находится в нынешнем г.Пушкине. Помещение было намного больше, чем то, для которого создавалось янтарное убранство. Поэтому архитектор Растрелли добавил ряд деталей - пилястры, зеркала в позолоченных рамах и т.д.

Поэт Теофиль Готье так описал ее в 1866 году: "Буквально слепнешь от этих теплых и богатых красок: здесь вы найдете все оттени желтого, от дымчатого топаза до яркого лимона... Золото кажется тусклым и фальшивым в сравнении с янтарем, особенно когда на стены падает солнечный свет и бежит по прозрачным венам янтря". Готье считает, что комната позволяет отдохнуть глазу от долгой русской зимы, поскльку хранит в себе солнечный свет.

ПОХИЩЕНИЕ И ПОИСКИ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Хотя фашистам не удалось захватить Ленинград, они заняли ближайшие пригороды, в том числе Пушкин c Екатерининским дворцом, который к этому времени уже был музеем. Янтарную комнату не вносили в эвакуационный список, просто замаскировали стены. Немцы нашли ее и вывезли в Кенигсбергский замок, где комната была частично установлена и даже демонстрировалась. Когда Кенигсберг начали бомбить (скорее всего комната частично пострадала от пожара) - ее вновь сложили в ящики в августе 1944 г., а в апреле 1945 г. город заняли советские войска. В этот промежуток Янтарная комната и пропала. Поискам комнаты посвящено множество книг и фильмов, ее искали суперпрофессионалы и обычные люди, многие погибли из-за нее. Одной из жертв стал фермер из ФРГ Георг Штайн, который посвятил поискам Янтарной комнаты более 30 лет жизни. Он был найден мертвым в лесу в Баварии со следами ударов скальпелем. Накануне Георг Штайн заявил, что вплотную приблизился к разгадке. Информация о поисках Янтарной комнаты периодически попадает на первые полосы газет.

Вместе с Янтарной комнатой пропала уникальная коллекция янтарных раритетов. Многие надеются, что если комната все же найдется - то найдется вместе с ней и уникальная кенигсбергская коллекция. Одной из ключевых фигур, связанных с янтарной комнатой в Кенигсберге, был Альфред Роде, хранитель янтарных раритетов в Кенигсбергском замке, выдающийся специалист и фанатик янтаря. В ключевой момент ученый заболел, а после того, как ему сообщили о том, что уникальная коллекция янтаря сгорела - вскоре умер. Согданная тогда же комиссия установила, что Янтарная комната не сгореле, но поиски ее ни к чему не привели.

В течение 3 лет расследование пропажи проводили британские журналисты Катрин Скотт-Кларк и Адриан Леви. Они поддержали версию, что комната таки сгорела во время пожара в Кенигсбергском замке. А ее исчезновение назвали советской мистификацией, целью которой было иметь юридическое обоснование для того, чтобы вывезти из Германии щедевры искусства на миллионы долларов. Как бы похищение ее немцами обосновывало отказ Советского Союза возвращать вывезенные из Германии ценности. Так что Янтарная комната продолжала и продолжает оставаться не только шедевром искусства, но и объектом политики. Есть еще порядка 10 версий пропажи Янтарной комнаты, по этому поводу написаны сотни книг и снято большое количество фильмов и телепередач.

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА И МИСТИКА

Янтарную комнату оружает много мистики. Известен фанатичный интерес самого Гитлера к мистическим раритетам, обладающим таинственной силой. К ним относит и Янтрную комнату. Есть легенда, что немцы относили ее к сильнейшим магическим артефактам, к ней проявлялая большой интерес нацистская мистическая организация Аненербе. Есть мнение, что нацистские мистики даже расчитывали, что, оставшись в Кенигсберге, этот артефакт поможет вернуть город Германии. Как бы то ни было - одна из ниточек расследования пропажи янтарного раритета приводит к секретной лаборатории, расположенной в Кенигсберге-Калининграде и к подземным катакомбам. Якобы, участвовавшие в укладывании сокровища в тайник немецкие солдаты были убиты и замурованы вместе с ним, чтобы унести тайну с собой в могилу. А их призраки до сих пор пугают калининградцев. Янтарной комнате приписывают темную магическую силу - недаром булгаковский Воланд вспоминал о том, как играл в шахматы с Кантом. Этот мистический философ родился в Кенигсберге и все в городе пропитано таинственной и мрачноватой таинственностью. А воссозданная Янтарная комната сделана из более светлых и солнечных разновидностей янтаря.

ТОРГОВЛЯ ЯНТАРЕМ И ПОЛИТИКА

В древности активная торговля янтарем, как считают многие исследователи, ускорила наступление бронзового века на Балтике. Долгое время монополию на торговлю янтарем держали финикийские торговцы, тщательно оберегавшие тайну места, где они его получали. Находят древние изделия из янтаря по всей Европе, в Северной Африке и на Ближнем востоке. Он упомянут в "Одиссее" Гомера в убранстве комнат царя Менелая. Путешествия торговцев как во времена финикийских купцов, так и позже, по знаменитым янтарным торговым путям, были очень опасны.

В начале XIII века Балтика попадает в зону интересов крестоносцев. В 1204 году, вскоре после возникновения Тевтонского ордена, папа Иннокентий III узнал, что православные монахи проповедуют среди язычников Прибалтики и отправил туда тевтонских рыцарей. Они останутся здесь на три столетия. Вначале они завоевали Пруссию, затем народы, населяющие территории современных Эстонии, Латвии и Литвы. С Русью, правда, не задалось, как помним из истории, благодаря Александру Невскому. Тевтонцы активно включились в торговлю янтарем и в XIV веке их государство - единственное во всей Европе, не имеющее долгов. Последним из великих магистров Тевтонского ордена стал Альбрехт Бранденбургский, который ликвидировал орден и основал светское государство. Тем не менее, бранденбургско-прусские короли еще долгое время обладали монопольным правом на сбор и торговлю природным янтарем. А дальше - то, с чего начали. Фридрих в 1703 году становится прусским королем и обнаруживает в Кенигсберге огромные тевтонские запасы янтаря и заказывает из него облицовку для кабинета и знаменитый янтарный интерьер.

ВОССОЗДАНИЕ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Почему же так важно было найти Янтарную комнату? Ведь даже если бы ее обнаружили, состояние ее могло быть гораздо худшим, чем когда о ней вспомнила императрица Елизавета. Комната требовала полной реставрации не только на момент пропажи - необходимость реконструкции обсуждалась еще в 1913 году, но из-за высокой стоимости она так не была проведена. Янтарная комната - пример барочного искусства, очень хрупкий и дорогой. Конечно она имеет большую ценность как культурное наследие. Но главная ценность Янтарной комнаты заключается в истории - ее легендарность делает ее особенным раритетом.

СССР потребовал в 1978 году компенсацию после того, как надежда найти ее была утрачена. Несколькими десятилетиями ранее вопрос о буржуйском наследии мог бы вообще не встать, но к 70-м годам отношение к искусству и историческим ценностям в стране изменилось. Появились спонсоры, готовые вкладывать миллионы долларов в реконструкцию. На воссоздание Янтарной комнаты ушло 25 лет и 6 тонн янтаря. В мае 2003 года воссозданная комната была открыта. Еще долго обсуждались примененные технологии - не слишком ли много использовано в ней прессованного янтаря? Немного раньше, в 2000 году, России были возвращены обнаруженные в Германии наборный комод и флорентийская мозаика "Осязание и Обоняние", которые входили в первоначальное убранство Янтарной комнаты. Мозаика, зеркало и ларец, входившие в состав Янтарной комнаты сейчас хранятся в Эрмитаже.

ПОСЛЕСЛОВИЕ О РОССИЙСКОМ ЯНТАРЕ

Одно из самых знаменитых исторических месторождений янтаря находятся в России - точнее, в Калининградской области, неподалеку от бывшего Кенигсберга. Калининградский янтарь использовался для воссоздания Янтарной комнаты, так же как и для создания подлинника. После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз настоял на том, что Кенигсберг вместе со знаменитым янтарным районом Балтики будет присоединен к его территории. Но основную роль в этом сыграл опять не янтарь. В этом месте Балтика зимой не замерзает, что позволяет иметь постоянную морскую базу. Янтарь постоянно достается России в довесок, она к нему никогда особо не стремилась.

Поселок, в котором располагался известный комбинат по добыче и обработке янтаря называется Янтарный (Пальмникен-Кракстепеллен). На бывшем Самбийском полуострове слои янтароносной глины залегают на глубине 15 метров, поэтому здесь можно добывать янтарь карьерным способом. На один кубометр земли приходится 10 кг янтаря. Прямо напротив Янтарного поселка через Гданьский залив находится Гданьск (бывший Данциг), еще одно историческое и географическое название, связанное с янтарем.

После войны в пос.Южный на месторождении янтаря работали заключенные - под Калининградом располагались 2 лагеря, мужской и женский. Мужчины работали на добыче камня, женщины на обработке. Условия здесь были мягкие, контингент составляла интеллигенция. Тем не менее после амнистии все заключенные покинули здешние места. В советское время комбинат, открытый в 1947 году, успешно работал, добывая до 600 тонн янтаря в год. Время от времени здесь даже заказывались дипломатические подарки. Например, перед визитом Хрущева в Индию здесь было изготовлено янтарное ожерелье для Индиры Ганди.

Еще одно место добычи янтаря под Калининградом связано с трагической историей - это шахта "Анна". Сейчас добыча янтаря здесь заброшена. Шахта прорублена прямо в скале над пляжем. 30 января 1945 года в связи с приближением войск союзников начальник концлагеря Штуттхоф получил приказ уничтожить доказательства существования лагеря. 7 тысяч узников согнали к штольне, намереваясь затопить ее вместе с людьми. Директор шахты отказался это сделать наотрез и людей выстраивали на берегу моря колоннами по 50 человек и расстреливали. Из 7 тысяч смогли выжить 12 человек. Рядом со штольней стоит монумент памяти жертв из нескольких камней с простой табличкой. Такой вот пляж есть на Балтийском море недалеко от Калининграда...

Когда-то за обладание этим клочком земли ломались копья, а на торговле янтарем построено не одно состояние еще со времен финикийцев. Однако борьба за янтарь не прекращалась и в последние годы, надолго переместистившись в сферу черного рынка. Долгое время комбинат в п.Южном находился в запустении, а в 2000 году его даже признавали обанкротившимся. Вновь открыт комбинат в 2011 году. Конечно, история янтаря, в том числе и калининградского на этом не закончилась. Копья ломаются до сих пор, современная его история c бандитскими разборками и контрабандистами заставляет вспомнить янтарные войны прошлого.

  • Взрослые (базовый тариф) - 1 000 руб.
  • Взрослые (льготный тариф - для налоговых резидентов РФ) - 500 руб.
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь - 290 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России - 290 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты - 290 руб.
  • Посетители до 16 лет - бесплатно.

: «Екатерининский дворец работал на пределе своих возможностей еще в 2015 году: тогда посещаемость достигла допустимого максимума. Поэтому теперь музей искусственно сдерживает поток туристов. Мы очень зависим от погоды: в дождь плац перед дворцом практически пустеет, а в солнечные дни посетители выстраиваются в огромные очереди. В такое время мы очень внимательно следим за тем, чтобы люди в очередях стояли честно: например, чтобы турфирмы на подходе к дворцу не ставили целую группу вместо одного человека».



Как купить билет

Билеты в Екатерининский дворец продаются только в кассах (возможности приобрести их на сайте ГМЗ «Царское Село» нет). Обратите внимание, что Янтарная комната пользуется огромной популярностью у туристов, поэтому в солнечные дни в туристический сезон время ожидания в очереди может составлять несколько часов. Как говорят работники музея, около четверти всех желающих посетить дворец так и не попадают в него.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Половина наших посетителей — люди в составе туристических групп, а остальные — одиночные посетители. Многие из них — это люди, приехавшие издалека, часто они живут в провинции и не имеют постоянного доступа к интернету. Мы могли бы поступить так, как поступают, например, во многих музеях Италии — запись только через интернет. Но я понимаю, что к нам приезжают туристы со всей страны, и многие могут просто не иметь компьютера и возможности записаться онлайн».

Экскурсии в Екатерининский дворец и янтарную комнату

Одиночные посетители Екатерининского дворца рублей взять аудиогид на английском, немецком и французском языках. Стоимость услуги — 150 рублей. Аудиогида на русском языке нет: для русскоговорящих посетителей организуется осмотр Екатерининского дворца в составе экскурсионной группы, которая формируется в вестибюле дворца после приобретения билетов.



История подлинной Янтарной комнаты

Идея создания Янтарной комнаты принадлежит немецкому архитектору Эозандеру. Изначально предполагалось, что она будет украшать Литценбург — летний дворец прусской королевы Софии-Шарлотты в Берлине, ныне известный как Шарлоттенбург. К созданию янтарного шедевра приступили в 1707 году двое польских мастеров — Э. Шахт и Г. Турау, которые трудились над отделкой на протяжении шести лет. Петр Первый, увидевший во время визита в Пруссию в 1712 году янтарные панели, был восхищен, и спустя четыре года Фридрих-Вильгельм подарил их российскому императору. В Большом Царскосельском дворце Янтарная комната была установлена только в 1755 году, и сделала это дочь Петра — императрица Елизавета.


История похищения Янтарной комнаты

Когда в 1941 году жителям Пушкина стало понятно, что вскоре линия фронта переместится под Ленинград, началась экстренная эвакуация ценностей из музеев Царского Села. Хрупкие панели Янтарной комнаты было опасно демонтировать, поэтому сотрудники приняли решение произвести их консервацию: панно прикрыли бумагой, марлей, ватой и деревянными щитами. Это не спасло шедевр от нацистов: Янтарную комнату вывезли в Германию, и в последний раз она демонстрировалась в Кенигсбергском замке в 1944 году. После отступления гитлеровцы разобрали янтарные панно и с тех пор их местонахождение неизвестно.


История восстановления Янтарной комнаты

Работы по воссозданию утраченного шедевра начались в 1983 году, а первые янтарные панели, созданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской, увидели свет уже после развала СССР. Элементы первоначального убранства комнаты вернулись на родину весной 2000 года: это были обнаруженные в Германии комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние». В общей сложности восстановление Янтарной комнаты заняло почти четверть века, и она вновь приняла посетителей в 2003 году — в год празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга.




Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Многие идут в Екатерининский дворец только для того, чтобы посмотреть Янтарную комнату. К сожалению, она находится в середине золотой анфилады, поэтому отдельный вход в нее никак не организовать. У нас существует несколько основных маршрутов по дворцу. Мы запускаем два потока одновременно: они двигаются по параллельным анфиладам и встречаются в Янтарной комнате. Иногда одновременно в ней бывает по 4-5 групп. Мы разрабатываем нормы посещения дворца (не более девятисот человек в час) в том числе и из интересов Янтарной комнаты».

Янтарная комната и Агатовые комнаты

Помимо всемирно известной Янтарной комнаты, окутанной множеством мифов и легенд, в Царском Селе есть еще и агатовые комнаты, незаслуженно обделенные вниманием многих туристов. Это архитектурный шедевр ХVIII века, расположенный в павильоне «Холодная баня». Агатовые комнаты являются бывшими апартаментами Екатерины Великой и не имеют аналогов во всем мире. В отличие от Янтарной комнаты, они являются оригиналом, а их аутентичная отделка сохранилась до наших дней.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Агатовые комнаты не стали таким брендом, как Янтарная комната, и не имеют такой красивой легенды. Но мы этому даже рады: они бы точно не выдержали огромного потока туристов. Все-таки надо понимать, что Янтарная комната — это очень точное воссоздание, а агатовые комнаты - оригинал 18 века. Мы очень бережем их: например, в дождливую погоду они закрыты для посещения».




Текст: Светлана Широкова



Статьи по теме: