Чем отличаются дикорастущие растения от культурных растений. Дикорастущие растения: примеры

Перевод термина «культура» с латинского означает «возделывать, обрабатывать». Именно упорный и внимательный труд по возделыванию диких растений привёл к появлению культур.

Новые культуры в современном мире появляются благодаря биологическим открытиям и достижениям генетики.

Про культурные растения

Первые пробы окультуривания растений имели место в каменном веке. Первобытный человек, собирая съедобные плоды, корни, ягоды, семена и др., обратил внимание на возможность выращивания нужных ему растений возле жилища.

Бросив семена в рыхлую влажную землю и получив первые плоды земледелия, он постепенно научился управлять процессом выращивания культурных растений.

Своевременный полив, уничтожение сорняков, охрана от внезапного истребления урожая животными и насекомыми, отбор лучших по качеству, вкусу и размерам растений привели к неосознанному искусственному отбору. Спустя время, отбор ознаменовал появление первых культурных растений.

А опыт выращивания, ухода за растениями накапливался и передавался следующим поколениям. Развитие земледелия сформировало географические очаги выращивания определённых культур. Распространению окультуренных растений способствовали войны, торговля, перемещения и странствия.
Преобладающая часть культурных растений выращена давно, но отдельные экземпляры окультурены сравнительно недавно. Примером служит сахарная свёкла, возделывать которую стали в начале XIX века, тогда как пшеница выращивалась уже в VII тысячелетии до н.э.

Чем культурные растения отличаются от дикорастущих

Состав почвы, наличие осадков, уровень температурных показателей, скорость перемещения воздушных масс не зависят от человека, а созданы природой и регулированию не подлежат (по крайней мере, на данном этапе развития человечества).

Такие условия называют естественной средой произрастания. Дикорастущие растения приспособились к среде обитания и подчиняются естественному отбору и размножению.

Видео: дикорастущие и культурные растения

Знаете ли вы? Существует интересный родственник привычных нам помидоров – поркупинский томат: его листья покрыты острыми яркими шипами, содержащими ядовитые вещества, плоды же напоминают по размеру и цвету привычные помидоры черри, но дегустировать их не стоит, ведь они тоже богаты токсичными алкалоидами. К счастью, он встречается в основном на Мадагаскаре.

Культурные же находятся во власти человека. Их рост, размножение, развитие, урожай, место произрастания, время посадки зависят от людей. Без должного внимания и заботы с их стороны хороший урожай не получить.

Какие растения называют культурными

Растения, выращенные человеком для выполнения поставленных целей, называют культурными. Цели могут быть самыми разными. Среди них выделяют обретение продуктов питания, наполнение кормовой базы животноводства, изготовление лекарственных препаратов из растительного сырья и другие.
Селекция, гибридизация, генная инженерия – главные пути преобразования дикорастущих растений в культурные. Последние подразделяют на 11 групп.

Декоративные

Растения, применяемые для озеленения населённых мест, оформления садов, парков, аллей, улиц, украшения жилых помещений и отдельных зданий, называют декоративными. Насчитывается более 10 тысяч видов декоративных культур.

Различают:

  • парковые деревья;
  • цветочные;
  • декоративно-лиственные;
  • газонные;
  • почвозащитные;
  • мелиоративные растения.

При выборе декоративной культуры учитывают цветовую гамму листьев или хвои, габариты и аромат цветков, длительность и сроки цветения, а также внешний вид после цветения. Особую ценность представляют растения, сохраняющие декоративность (привлекательность) весь год.
Цветочные декоративные насаждения являются наиболее распространёнными и разнообразными в применении, композициях и уходе.

Видов цветов – великое множество, некоторые из них выведены исключительно для выращивания дома (декоративные , некоторые виды ), другие прекрасно растут под открытым небом. Есть виды, которые могут радовать вас как на подоконнике, так и на приусадебном участке, например, различные .

К парковым декоративным причисляют лиственные и хвойные, вечнозелёные и c опадающими листьями деревья и кустарники. По высоте выделяют высокие, средние и низкие растения.

Среди низкорослых ценятся стелющиеся и карликовые виды ( , ), которые наиболее красивы в каменных садах, альпийских горках, склонах. Не менее важна форма кроны.


Среди них выделяют:

  • пирамидальную ( , );
  • шаровидную ( , );
  • коническую ( , );
  • раскидистую ( , );
  • зонтиковидную (шелковистая акация);
  • плакучую ( , берёза плакучая);
  • вьющуюся ( , ).

Водоёмы украшают растениями с плакучей формой кроны, а улицы, скверы, парки – с конической, шаровидной, пирамидальной. В посадках одиночного типа преобладают культуры раскидистой и зонтиковидной конфигурации. Вьющиеся растения создают вертикальные декоративные сооружения.


Живые изгороди из почвозащитных растений выполняют функцию защиты от ветра, маркировки границ участков земли, украшения ландшафта. Мелиоративные насаждения способны высушить почву (), задержать оползни ( , ), закрепить песчаный грунт (ива-шелюга). К лучшим газонным растениям относится полевица гигантская, не уступают и .

Зерновые и хлебные злаки

Растения, выращенные для использования зерна, относятся к злаковым. Зерно злаковых культур применяют в пивоварении, в животноводстве, в крупяной, хлебной промышленности и других отраслях.

Первое место по сбору валового продукта и количеству площадей посева принадлежит выращиванию хлебных культур:

  • пшеницы;
  • риса;
  • ячменя;

Не все зерновые принадлежат к злаковым, например, существуют так называемые зернобобовые культуры, являющиеся представителями бобового семейства, к ним относятся соя, фасоль и горох. А упомянутая выше гречиха происходит из семейства гречишных.

Знаете ли вы? Многие века зажиточные люди употребляли белый хлеб, а бедняки – чёрный (ржаной). Однако в прошлом столетии ситуация начала меняться: всё больше людей, заботящихся о своём здоровье, стали отдавать предпочтение хлебу из тёмной муки по причине его более богатого минерального состава.

Бобовые

Растения, выращиваемые для сельскохозяйственных целей и употребления в пищу в виде бобов (соя, чечевица) и зелёных стручков (стручковый горох, ), величают бобовыми.

Их условно подразделяют на:

  • овощные, возделывают для получения вкусных бобов и стручков (помимо вышеуказанных, также можно назвать , маш, урд, );
  • кормовые, присутствуют в кормах сельскохозяйственного скота ( , ).


Также к данной группе относится и , который обычно причисляют к орехам.

В технических целях овощные и кормовые бобовые выращивают для получения лекарственного сырья, сидерации (обогащения почвенного слоя органическим веществом и азотом путём запахивания зелёной массы), совместных посадок (например, боб садовый и картофель) для увеличения всхожести обеих культур, борьбы с некоторыми вредителями (например, ). Отдельные бобовые украшают декоративные композиции ( , ).

Крахмалоносные

Растения, в тканях которых содержится значительная доля крахмала, именуют крахмалоносными. Картофель – главная крахмалоносная культура земледельческих зон планеты. Сюда можно отнести и некоторые сорта кукурузы с повышенным содержанием крахмала.

Среди других представителей данного вида можно выделить:

  • ямс (встречается в основном на африканских землях);
  • (выращивается в регионах с тёплым климатом);
  • , или сладкий картофель (его также культивируют в тропиках и субтропиках).

Крахмалоносы служат пищей для людей, кормом для животных, сырьём для получения муки, крахмала, спирта, патоки в пищевых и технических целях.

Среди данных культур существуют эндемические виды, которые не столь широко распространены в мировом сельском хозяйстве, но издревле культивируются некоторыми странами. Это клубненосные культуры Южной Америки: , ока, улюко и анну.

Знаете ли вы? Картофель La Bonnotte, возделываемый на острове Нуармутье (Франция), обрёл славу самого дорогого в мире. Килограмм нежнейшего и вкуснейшего продукта стоит около 500 евро.

Сахароносные

Растения, способные накапливать в тканях сахарозу в значительных количествах, и используемые для производства сахара, называются сахароносными. Главными культурами данного типа являются сахарный тростник и сахарная свёкла.
Многолетняя культура семейства мятликовых – сахарный тростник – произрастает в тропических и субтропических зонах (Индии, Китае, на Африканском континенте, Кубе, Филиппинских островах, Центральной и Южной Америке).

Стебли растения содержат 18-20% сахара. Основным источником сахара умеренных широт служит . Выделяют также посевы сахарного сарго, сахарной и винной пальмы, сахарного клёна, (производят ), рожкового дерева (мякоть плодов содержит 50% сахара).

Масличные

Растения, выращиваемые для получения жирных масел, определены как масличные.

Среди них можно выделить:


Также нелишним будет упомянуть растения, масла которых используются преимущественно в косметике: это , кокос, .

Волокнистые

Растения, структура которых позволяет получить волокнистый материал для изготовления тканей, бумаги, некоторых предметов обихода.

Подразделяют по характеру использования на:


Наиболее распространённой волокнистой культурой является хлопчатник. Его используют в тканях, из семян выделяют масло, а отходы идут на корм скоту. Китай, Узбекистан, Индия, США, Пакистан, Австралия, Бразилия – крупнейшие поставщики и производители хлопка в мире.

Стелющиеся (цепляющиеся) растения, относящиеся к семейству тыквенных и выращенные на «бахче», именуют бахчевыми. Преобладающее количество бахчевых обладает крепкими корнями, удлинёнными цепляющимися стеблями, габаритными листьями и большими соцветиями, но существуют и кустовидные растения.

Родиной бахчевых культур считают тропические и субтропические государства. Используют свежие плоды в пищу и как сырьё в медицинской промышленности, добавляют в кормовой рацион сельскохозяйственным животным.
К бахчевым культурам относятся:

Важно! Увлечение бахчевыми может сдвинуть песок и камни в почках и жёлчном пузыре, что нередко заканчивается хирургическим вмешательством. Арбуз и дыню желательно кушать один раз в день и в умеренных количествах. Если не съесть надрезанный плод в течение 24 часов, можно получить интоксикацию и метеоризм, так как патогенные организмы быстро размножаются в остатках бахчевых.

Овощные

Сельскохозяйственные растения, продуктивные органы которых выращены для употребления в пищу и объединены общим понятием «овощ», называются овощными. На планете произрастает около 120 культур данного типа, порядка 55 из них выращивают во всех регионах мира.

Основное направление применения овощных культур – в качестве продуктов питания как в первоначальном виде, так и в переработанном (сушение, отжим сока, засолка, термообработка). Также есть кормовые культуры, предназначенные для сельскохозяйственного скота.
Продуктивный орган, названный овощем, определяет такие разделы овощных культур:

  • плодоовощные культуры ( , овощной);
  • листовые овощные культуры ();
  • луковичные культуры ( , );
  • корнеплодные культуры ( , редька).

Каждая овощная культура насчитывает большое количество сортов, распространилась по разным континентам, возделываются на открытом грунте и в теплицах.

Растения, выращивание которых заключается в получении ягод, орехов и фруктов, именуются плодовыми. Все плодовые – многолетние растения, среди них преобладают листопадные, но есть и вечнозелёные. Каждая культура определена рамками плодоносности, живучести, требованиями к качеству грунта и среды.

Растительный мир невероятно богат и разнообразен. Растения способны жить везде, приспосабливаясь даже к самым суровым условиям обитания. Их можно встретить в жарких пустынях, топких болотах и Северном Полюсе. Когда много лет назад люди начали заниматься сельским хозяйством, весь растительный мир разделился на дикорастущие и культурные растения.

Разница между культурными растениями и дикорастущими

Все растения, которые можно встретить на земном шаре, условно делятся на две большие группы:

  • Дикорастущие - травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно, в зависимости от того, куда упало семечко, из которого в дальнейшем выросло растение.
  • Культурные - растения, которые выращивает человек и за которыми он регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах.

Все растения на нашей планете имеют много общего: строение, особенности питания, поглощение углекислого газа и выработку кислорода. Однако в результате человеческой деятельности растения приобрели и немало отличий, и касается это, прежде всего, способов их выращивания.

Так, дикорастущие растения способны прекрасно расти и без влияния человека. Для этого они используют те природные ресурсы, которые их окружают. И даже если условия обитания совсем неидеальные, растения умудряются приспособиться и к ним. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими.

Рис. 1. Лесная чаща

Виды дикорастущих растений:

  • деревья;
  • кустарники;
  • травы.

Культурные растения, напротив, нуждаются в бережном и регулярном уходе. Человек их выращивает для получения богатого урожая.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Виды культурных растений:

  • овощные;
  • зерновые;
  • плодовые;
  • декоративные;
  • прядильные.

Рис. 2. Пшеница - типичное культурное растение

Как появились культурные растения

В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали выращивать их возле своих поселений.

С этого момента дикорастущие растения начали постепенно окультуриваться. Под влиянием человека они менялись: становились более крупными, вкусными, урожайными. Таким образом на планете появились культурные растения.

Для чего нужно окультуривание растений?

Качество плодов дикорастущих растений очень сильно отличаются от культурных собратьев. Достаточно сравнить ягоды дикой малины и окультуренной: у лесной малины, растущей на «воле», плоды очень маленькие и совсем не такие сладкие, да и количество их на кусте гораздо меньше, чем у садовой малины.

Рис. 3. Дикая малина

В переводе с латинского слово «культура» означает «обрабатывать», «возделывать». На протяжении многих сотен лет люди ухаживали за растениями, тщательно выбирая только лучшие экземпляры. Так постепенно улучшались вкусовые качества окультуренных растений, увеличивалась их урожайность.

Благодаря влиянию человека вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.

страница 1

(Четвёртое заседание клуба).

Задачи урока :

Ход урока:

  1. Сегодня мы собрались на четвёртое . Тема нашего заседания: «Для чего люди выращивают культурные растения».

ДОКЛАД,

Дикорастущий

Культурные

Групповая работа.

  • Откройте содержание.

Как размножаются растения ………..51

Картофель………………………………….56

Зерновые растения ……………………..57

…………………

Закрепление.

Работа в т.п.о. на с 36 №51.

страница 1

Смотрите также:

Урока: «Для чего люди выращивают культурные растения?»
46.34kb. 1 стр.

растения.

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

животных?

______________________________________________________

______________________________________________________

изготовления тканей?

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

_____________________________________________________

Тест на тему: Для чего люди выращивают культурные

растения.

1. Чем отличаются дикорастущие растения от культурных?

_______________________________________________________

2. Напиши 3 растения, которые люди выращивают для своего

_______________________________________________________

_______________________________________________________

3. Напиши 3 растения, которые люди выращивают для

животных?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

4. Напиши 3 растения, которые люди выращивают для

изготовления тканей?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

5. Напиши 3 растения, которые люди сажают для красоты?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

6. Перечисли группы, на которые делятся культурные растения

1.___________________________________________

2.___________________________________________

3.___________________________________________

4.___________________________________________

5.___________________________________________

6.___________________________________________

7.___________________________________________

Здесь Вы можете скачать Урок окружающего мира «Для чего люди выращивают культурные растения?» 2 класс для предмета: Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Тип урока

Форма организации урока: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Форма обучения: групповая, парная

Приём обучения:

Цели урока:

Образовательные:

-

Развивающие:

Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Воспитательные:

-

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

-

Регулятивные УУД:

-

Коррекция;

Оценивание.

Ход урока:

Слайд 1

Слайд 2

ДОКЛАД,

II

Слайд 3

Дикорастущий

Культурный – разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные

- У .с.87

- У. с.88

Слайд 4

Слайд 5

- РТ с.36 №50 Слайд 6

Проверяем на экране.

    Олеся.

Слайд 7

Групповая работа

(Представители от каждой группы зачитывают свой план доклада).

Физкультминутка

    - Стас. Слайд 8

- О чем говорилось в докладе? (о кул-ных растениях) Весим плакат

Работа в парах

Слайд 9

Внимание на экран

IV

Слайд 14

Откройте содержание.

Как размножаются растения ………..51

Картофель………………………………….56

Зерновые растения ……………………..57

Откуда хлеб на столе?……………………………57

Как сеют хлеб?………………………………………59

Как хлеб убирают?…………………………………61

Какие из предлагаемых произведений подходят к теме нашего доклада?

…………………

Закрепление. Слайд 15

А сейчас давайте посмотрим, готовы ли вы к составлению своего собственного доклада, хорошо ли вы поняли тему урока.

Оценивание

Домашнее задание Слайд 16

окружающего мира во 2 «a» классе

Учитель: Томашева Наталья Георгиевна

Тема урока: Для чего люди выращивают культурные растения?

Тип урока : Урок «открытия» нового знания

Это первый урок открывающий седьмой раздел «Культурные растения. Продолжительность жизни растений».

Форма организации урока: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Форма обучения: групповая, парная

Приём обучения: организация групповой, парной работы, выполнение дифференцированных заданий

Цели урока:

Образовательные:

- создать условия для того, чтобы дети назвали признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных;

Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Познакомить детей с культурными растениями разных групп (овощными, зерновыми, плодовыми, декоративными, лекарственными, прядильными).

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру;

Воспитывать желание учиться и делать открытия;

Воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

Внутренняя позиция школьника;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Самоанализ и самоконтроль результата;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Коррекция;

Оценивание.

Ход урока:

Слайд 1

Слайд 2

На заседании клуба мы узнаем: читаем со слайда

Как председатель, я хочу представить своих ассистентов, которые помогут мне провести это заседание. Это Стас, Олеся, Влад.

Итак, на заседании прошу всех быть очень внимательными, хорошо поработать т.к. вам предстоит ещё и дома подготовить доклад на тему «Культурные растения нашего края» (запись на доске).

Кто из вас помнит, что такое доклад?

    Мой ассистент напомнит вам, как звучит определение этого слова в Толковом словаре. (Учебник «Русский язык», 2 класс, часть 2, с.104)

ДОКЛАД, -а. Выступление перед группой людей с рассказом о чём-либо. Например: научный доклад; доклад ученика.

Кто помнит, что надо сделать, чтобы составить доклад?

(Определить тему, составить план доклада.) (на доску плакат)

II

Слайд 3

В селе Мирном, где живут Маша и Миша Ивановы, недавно прошло заседание на эту же тему. Открывая заседание, Костя Погодин предложил вспомнить, чем отличаются дикорастущие растения от культурных.

Как бы вы дали определение культурным и дикорастущим растениям?

    - Давайте уточним определения этих понятий по Толковому словарю. Обратимся за помощью к ассистенту.

Дикорастущий – растущий в диком состоянии, некультивируемый. Д. кустарник.

Культурный – разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные растения. Культурный слой земли (со следами деятельности человека)

- У .с.87 Прочитайте, что Маша рассказала (ученик читает вслух).

Давайте поможем Мише разобраться в этом вопросе.

- У. с.88

Рассмотрите рисунок. Какие дикорастущие растения вы здесь видите? (берёза, репейник, одуванчик, ромашка, подорожник, шиповник).

Слайд 4

Как распространяются дикорастущие растения?

Слайд 5

Какие культурные растения вы наблюдаете на рисунке? (роза, яблоня, смородина, клубника).

Чем же отличаются культурные растения от дикорастущих?

Какие следы деятельности людей мы можем видеть на этом рисунке? (Яблонька огорожена, у смородины – поддерживающие деревянные клинья).

Отличается ли внешний вид культурных и дикорастущих растений? Чем?

- РТ с.36 №50 Слайд 6 Закрепим знания выполняя задание.

Проверяем на экране.

Как справились? У кого не было ошибок?

На заседании в селе Мирное впервые прозвучало устное сообщение Миши Иванова о культурных растениях. К своему выступлению Миша нарисовал иллюстрации, которые мы видим на стр. 89-90.

    - Мой ассистент подготовил сообщение на туже тему, что и Миша. Давайте послушаем. Олеся.

Слайд 7

Групповая работа

А сейчас я прошу поработать в группах и внимательно послушайте задание.

Используя материал учебника на стр. 89-90, составьте в группах план доклада на тему: «Для чего люди выращивают культурные растения?».

Договоритесь, кто от вашей группы зачитает план доклада.

(Представители от каждой группы зачитывают свой план доклада).

- О чем говорилось в докладе? (о кул-ных растениях) Весим плакат

- Что говорилось о культурных растениях? (для чего они выращиваются) Еще плакат.

Физкультминутка

    - На том же заседании прозвучал доклад Маши Ивановой о культурных растениях. Доклад на ту же тему подготовил мой ассистент. Стас. Слайд 8

- О чем говорилось в докладе? (о кул-ных растениях) Весим плакат

- Что говорилось о культурных растениях? (где они выращиваются) Еще плакат.

Чем похожи доклады Миши и Маши? (говорится о культурных растениях).

Чем они отличаются? (Маша разбила культурные растения на группы, у Миши есть иллюстрации, а у Маши получилась схема).

Работа в парах

Слайд 9

Перед вами на каждой парте лежит схема, похожая на ту, которую начала составлять Маша Иванова.

Сейчас вы в паре со своим соседом по парте дополните эту схему своими примерами.

Внимание на экран

Какие растения попали в группу вместе со льном?

Как можно назвать эту группу растений? (текстильные, прядильные)

Молодцы. Хорошо поработали. Немного отдохнем.

Слайды 10-13 Игра «Что где растёт?»

IV

    На какую тему вы будете делать доклад дома?

Слайд 14

    - По моему заданию доклад сделал мой ассистент Влад. Послушайте.

Вы подготовите доклад по отдельному культурному растению или группе, что гораздо труднее.

А) - Давайте посмотрим, есть ли дополнительный материал для подготовки доклада в хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный».

Откройте содержание.

О чём мы будем искать материал? (о культурных ратсениях).

Определите по названию, какие тексты нам будут интересны при подготовке доклада?

Как размножаются растения ………..51

Картофель………………………………….56

Зерновые растения ……………………..57

Откуда хлеб на столе?……………………………57

Как сеют хлеб?………………………………………59

Как хлеб убирают?…………………………………61

Какие из предлагаемых произведений подходят к теме нашего доклада?

…………………

В) -Если у вас дома есть выход в Интернет, то вы можете воспользоваться электронными адресами дополнительного материала по нужной нам теме на стр. 148. Откройте эту страницу и посмотрите, в какой теме мы будем искать материал для доклада?

Г) – Геленов Кирилл с бабушкой специально к заседанию подготовили выставку книг, которые вы также можете использовать для подготовки своего доклада.

Д)- Мои ассистенты специально к заседанию подготовили памятки.

Закрепление. Слайд 15

А сейчас давайте посмотрим, готовы ли вы к составлению своего собственного доклада, хорошо ли вы поняли тему урока.

Оценивание

Поднимите правую ладошку- это знания которые у вас были.

Поднимите левую ладошку- это знания которые приобрели сегодня.

Соединим эти знания и поприветствуем себя.

Домашнее задание Слайд 16

страница 1
Тема урока: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

(Четвёртое заседание клуба).

Задачи урока :

  • назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих;
  • познакомить учащихся с культурными растениями разных групп (овощными, зерновыми, плодовыми, декоративными, лекарственными, прядильными);
  • продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации,
  • коммуникативных умений и навыков (работа в парах, группах, в парах сменного состава)

Ход урока:

  1. Сегодня мы собрались на четвёртое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Тема нашего заседания: «Для чего люди выращивают культурные растения».

Как председатель, я хочу представить своих ассистентов, которые помогут мне провести это заседание. Это ……………………

Задание для всех присутствующих: составить доклад на тему «Культурные растения нашего края».

  • Кто из вас помнит, что такое доклад? (Высказывания детей.)
  • Мой ассистент напомнит вам, как звучит определение этого слова в Толковом словаре. (Учебник «Русский язык», 2 класс, часть 2, с.104)

ДОКЛАД, -а. Выступление перед группой людей с рассказом о чём-либо. Например: научный доклад; доклад ученика.

  • Кто помнит, что надо сделать, чтобы составить доклад?

(Определить тему, составить план доклада.)

  • В селе Мирном, где живут Маша и Миша Ивановы, недавно прошло заседание на эту же тему. Открывая заседание, Костя Погодин предложил вспомнить, чем отличаются дикорастущие растения от культурных.
  • Как бы вы дали определение культурным и дикорастущим растениям?
  • Давайте уточним определения этих понятий по Толковому словарю. Обратимся за помощью к ассистенту.

Дикорастущий – растущий в диком состоянии, некультивируемый. Д. кустарник.

Культурный – разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные растения. Культурный слой земли (со следами деятельности человека)

  • Маша рассказала, что люди специально сажают культурные растения в поле, в огороде, в саду. А рядом с ними прорастают одуванчики, осот, лебеда, которые никто не сажал. Миша удивился: откуда они берутся?
  • Давайте поможем Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней репейник посадил.
  • Рассмотрите рисунок. Какие дикорастущие растения вы здесь видите? (берёза, репейник, одуванчик, ромашка, подорожник, шиповник). Какие культурные растения вы наблюдаете на рисунке? (роза, яблоня, смородина, клубника).
  • Чем же отличаются культурные растения от дикорастущих? Какие следы деятельности людей мы можем видеть на этом рисунке? (Яблонька огорожена, у смородины – поддерживающие деревянные клинья).
  • Отличается ли внешний вид культурных и дикорастущих растений? Чем?

На заседании в селе Мирное впервые прозвучало устное сообщение Миши Иванова о культурных растениях. К своему выступлению Миша нарисовал иллюстрации, которые мы видим на стр. 89-90.

Мой ассистент подготовил сообщение на туже тему, что и Миша. Давайте послушаем.

Групповая работа.

А сейчас я прошу вас разбиться на группы и внимательно послушать задание. Используя материал учебника на стр. 89-90, составьте в группах план доклада на тему: «Для чего люди выращивают культурные растения?».

Договоритесь, кто от вашей группы зачитает план доклада.

(Представители от каждой группы зачитывают свой план доклада).

На том же заседании прозвучал доклад Маши Ивановой о культурных растениях. Доклад на ту же тему подготовил мой ассистент.

Чем похожи доклады Миши и Маши? (говорится о культурных растениях).

Чем они отличаются? (Маша разбила культурные растения на группы, у Миши есть иллюстрации, а у Маши получилась схема).

Работа в парах постоянного состава.

Перед вами на каждой парте лежит схема, похожая на ту, которую начала составлять Маша Иванова.

Сейчас вы в паре со своим соседом по парте дополните эту схему своими примерами.

  • Какие растения вы добавили в каждую группу?
  • Какие растения попали в группу вместе со льном?
  • Как можно назвать эту группу растений? (текстильные, прядильные)

На стр. 87 найдите и зачитайте ещё раз тему доклада, который вы будите готовить дома. («Культурные растения нашего края»).

Давайте посмотрим, есть ли дополнительный материал для подготовки доклада в хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный».

  • Откройте содержание.
  • О чём мы будем искать материал? (о культурных ратсениях).
  • Определите по названию, какие тексты нам будут интересны при подготовке доклада?

Как размножаются растения ………..51

Картофель………………………………….56

Зерновые растения ……………………..57

Откуда хлеб на столе?……………………………57

Как сеют хлеб?………………………………………59

Как хлеб убирают?…………………………………61

Какие из предлагаемых произведений подходят к теме нашего доклада?

…………………

Если у вас дома есть выход в Интернет, то вы можете воспользоваться электронными адресами дополнительного материала по нужной нам теме на стр. 148. Откройте эту страницу и посмотрите, в какой теме мы будем искать материал для доклада?

Мои ассистенты специально к заседанию подготовили выставку книг, которые вы также можете использовать для подготовки своего доклада.

Закрепление.

А сейчас давайте посмотрим, готовы ли вы к составлению своего собственного доклада, хорошо ли вы поняли тему урока.

Работа в т.п.о. на с 36 №51.

Дети выполняют задание индивидуально, а затем проверяют его в парах сменного состава.

Один ученик выполняет это задание на компьютере, выделяя красным шрифтом названия культурных растений, синим – названия дикорастущих растений, а красно-синим – названия тех растений, которые могут быть как культурными, так и дикорастущими.

После проверки в парах, дети сверяют правильность выполненного товарищем задания по образцу на экране.

  • Какие растения вы подчеркнули красным цветом?
  • Какие растения подчеркнули синим?
  • Почему некоторые растения вы подчеркнули дважды?
  • Если у вашего товарища всё правильно, вы можете взять из конверта одну из подготовленных нами фигурок белого аиста и наклеить её в верхний левый угол страницы.

Д.З. Дома вы выполните в Тетради для самостоятельных работ №50 и подготовите свой доклад на тему: «Культурные растения нашего края».

Желаю вам успеха! Урок окончен.

Чем культурное растение отличается от дикорастущего (В. Церлинг)

Человек выводил культурные (возделываемые, культивируемые) растения из дикорастущих еще в древние времена. Он отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и сеял нужные растения поблизости от своего жилища; поливал их и ухаживал за ними. Год от года семена становились обильнее и крупнее, а корнеплоды или плоды - вкуснее. Так было положено начало возделыванию культурных растений - растениеводству.

Из поколения в поколение передавался опыт выращивания растений. Люди отбирали самые ценные для себя растения и улучшали их. Перенимая друг у друга опыт, они обобщали приемы выращивания растений. Появилась наука о землепашестве, или земледелии. Она развивалась не сама по себе, а взаимосвязанно с ботаникой, химией, физиологией растений, почвоведением. С развитием науки о жизни растений и о их выращивании улучшать культурные растения стало легче. Оказалось, что можно усилить рост тех органов растения, которые особенно важны для человека. И вот яблоко культурной яблони стало крупнее и слаще; зерно пшеницы - крупнее и питательнее, чем у предков этих растений. И пшеница, и яблоня, и все другие культуры, выращиваемые человеком, стали намного урожайнее своих дикорастущих предков.

Если мы сравним колосья культурной и дикорастущей пшениц, увидим, что у первой они намного больше. Значит, и листья, и все другие органы культурной пшеницы должны работать интенсивнее, чтобы образовать более крупные колосья, с большим количеством зерен. Следовательно, культурной пшенице нужны лучшие условия жизни, чем дикорастущей. Иначе она не даст хорошего урожая. То же наблюдается у картофеля, свеклы, капусты, ягодников - у любого растения, возделываемого человеком.

Свекла поглощает особенно много калия. Небольшая добавка к калию натрия дает еще более высокий урожай, причем не только корней, но и сахара в них. Это свойство свеклы учитывают при ее выращивании: удобряют свекловичные поля солями калия и натрия.

Дикорастущие растения живут в тех условиях, которые соответствуют их биологическим особенностям. Они приспособились к условиям жизни. А те, что не могут приспособиться, погибают, уступая место более приспособленным.

Мир растений богат и чрезвычайно разнообразен. Но это разнообразие не случайно, оно зависит от изменений условий жизни растений.

Крупнейший советский биолог, академик Николай Иванович Вавилов изучал жизнь растений в разных условиях: в горах, степях и прериях, в умеренном и холодном поясах Земли. Он побывал во многих уголках мира, чтобы узнать, откуда, из каких мест произошли наши культурные растения и чем они отличаются от своих диких предков, как увеличить число полезных растений и улучшить их качество.

Где и как живут культурные растения? Человек сеет растения не обязательно на их родине, а там, где они ему нужны. Чтобы растение хорошо росло и дало высокий урожай, надо позаботиться о нем. Поэтому мы тщательно рыхлим и удобряем почву: если сухо - поливаем ее, а если очень влажно - осушаем.

Конечно, и при посевах мы учитываем биологические особенности и происхождение растений. Под Москвой или Ленинградом мы не будем выращивать хлопчатник или кусты чая, потому что им нужно много тепла, нужны особые почвы, которых нет в средней полосе СССР. А на юге, например в Средней Азии, плохо растет картофель: ему там слишком жарко и сухо.



Статьи по теме: