Чем интересны тимохин и тушин. Капитан тимохин в романе война и мир толстого образ, характеристика сочинение

Жерков. Сцепление эпизодов. Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять. Первая картина войны. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин. Война и мир. Война. Итоги смотра. Участники. Слова Тушина. Анализ эпизода. Почему идёт на войну князь Болконский. Что думает о войне Пьер. Николай Ростов. Важная в стратегическом отношении победа. Князь Андрей. Тушин. Создан ли Ростов для сражений. Перед боем взгляд Ростова обращается к небу.

««Война и мир» книга» - «Завтра …мы выиграем сражение». Единство. « Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». «Последнее время мне стало очень тяжело жить». Начало народной войны. Поклонная гора. Что сказал Кутузов, вытекало из чувства, которое лежало в душе. Сражение за Смоленск. Впервые Наполеону не удалось разыграть представления. «Мысль народная» в романе. Народный характер войны. Совет в Филях. Как же руководил Кутузов «духом войска».

«Семья Ростовых» - Ростов известен в Москве не только как гостеприимный хозяин. Соня и Наташа. На чем основана семейная близость в семье Ростовых. Граф Ростов. Семья Ростовых. Семья Ростовых в романе Толстого. Наташа. Лучшие черты «ростовской породы». Проблемные вопросы. Петя. Софья. Содержание. Графиня Ростова и Наташа. Ростов Николай-сын графа Ростова, брат Веры, Наташи и Пети, офицер. Отряд Денисова. Одно из определяющих качеств и достоинств Наташи.

«Книга Толстого «Война и мир»» - Великое историческое событие. Насилие и произвол. Пьер. Штурм батареи Раевского. Историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Тягостные впечатления. Нравственная сила. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских. Войско одержало победу. Какая сила управляет всем. В 1812-м году французами одержана победа под Москвой. Сон на постоялом дворе. 26 августа. «Война, не подходящая ни под какие прежние предания войн…».

«Бородинское сражение «Война и мир»» - Бегство Наполеона. Бородинское сражение в истории. Историческое значение Бородинской битвы. Взгляд Льва Николаевича Толстого. Взгляд писателя. Сопоставительный анализ. Бородинское сражение. Победа под Бородином. Устремление на истребление французской армии. Панорама народного сражения.

«Пьер Безухов и Андрей Болконский» - Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Уничтожилась вера и в благоустройство мира. Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Решает облегчить участь крепостных. Жизненные пути. Состояние дуэлянтов перед поединком. Дуэль с Долоховым. Андрей Болконский. Наполеон вступил в пределы России. Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея. В салоне Анны Павловны Шерер.

Капитан Тушин - второстепенный герой Л. Н. Толстого, которому на страницах романа отводится совсем немного места. Зато написан весь эпизод с капитаном Тушиным очень ярко и емко.

Первая встреча читателя с батареей Тушина

Впервые Л. Н. Толстой упоминает батарею Тушина во второй части романа, в главе XVI. Именно там князь Андрей рассматривал позицию расположения пехоты и драгунов. Батарея находилась в центре русских войск, прямо напротив деревни Шенграбен. Князь не видел офицеров, которые сидели в балагане, но один из голосов поразил его своей задушевностью. Офицеры, несмотря на, а может быть, именно потому, что вскоре предстояло сражение, философствовали. Они говорили о том, куда потом пойдет душа. «Ведь неба вроде бы и нет», - говорил мягкий, удививший князя голос, - «а есть одна атмосфера». Вдруг упало ядро и разорвалось. Офицеры быстро выскочили, и тут князь Андрей рассмотрел Тушина. Так в сознании читателя начинает складываться образ капитана Тушина.

Внешность офицера

Этого простого офицера мы впервые видим глазами князя Андрея. Он оказался маленького роста, с добрым и умным лицом. Капитан Тушин немного сутуловат и выглядит не богатырем, а слабым человеком, и в соответствии со своей фамилией тушуется, когда встречается с высокопоставленными лицами. И сам-то он маленький, и ручки у него маленькие, и голос у него тоненький, нерешительный. Зато глаза большие, умные и добрые. Такой вот обыденный, негероический вид имеет капитан Тушин. Но под этой неказистой внешностью кроется отважный и азартный во время опасности, бесстрашный дух.

Доброта Тушина

Молодому контуженому Николаю Ростову после сражения было тяжело идти, а коня он потерял во время боя. Он просился абсолютно ко всем проходящим, чтобы его взяли, однако на него никто не обращал внимания. И только штабс-капитан Тушин разрешил ему сесть на лафет пушки, которую он в бою называл Матвеевна, и помог юнкеру. Так в действии проявляется человечность и доброта капитана во время всеобщего безразличия к отдельной жизни.

Отзывчивость и жалостливость

Когда к вечеру наступил привал, то штабс-капитан послал одного из солдат искать лекаря или перевязочный пункт для юнкера Ростова. А сам с сочувствием и состраданием смотрел на молодого человека. Было видно, что ему всей душой хочется помочь, но пока нечем. Это описывается в XXI главе. В ней же рассказывается, что подошел раненый солдат, который хотел пить. Он у Тушина получил воды. Подбежал еще солдатик, который попросил огня для пехоты, и ему не отказал капитан.

Война в представлении Л. Толстого

Это античеловеческое явление, которое полно гадости и грязи и лишено романтического ореола. Жизнь прекрасна, а смерть - уродлива. Это только массовое убийство ни в чем не повинных людей. Лучшие его герои сами никого не убивают. Даже во время сражений не показано, как Денисов или Ростов кого-то лишили жизни, не говоря уж о князе Андрее. Описание военных действий 1805-1807 года, в которых участвует капитан Тушин, в романе «Война и мир» - один из центров эпопеи. На этих страницах писатель постоянно описывает войну и смерть. Он показывает, как массы людей вынуждены переносить нечеловеческие испытания. Но просто и без лишних слов выполняет свой долг солдата капитан Тушин. Война и мир существуют для него в параллельных мирах. На войне он как можно лучше, тщательно продумывая каждое действие, старается нанести врагу урон, сохранив по возможности жизнь своим солдатам и орудия, которые представляют материальную ценность. Его мирная жизнь нам показана только на кратковременных привалах, когда он заботится о людях, находящихся рядом с ним. Он ест и пьет вместе со своими солдатами, и его бывает трудно от них отличить, он даже не всегда может правильно отдать честь вышестоящему по званию. С каждым сражением его человеческая значимость поднимается еще выше.

Шенграбен - подготовка к сражению

На батарею Тушина заехал князь Багратион со свитой. Орудия только начинали стрелять, у всех в роте был особый веселый и возбужденный дух. Тушин сначала даже, давая тоненьким голосом указания, бегая и спотыкаясь, не заметил князя, а наконец увидев, сконфузился, робко и неловко приложил пальцы к козырьку и подошел к командующему. Багратион уехал, оставив роту без прикрытия.

Сражение

Приказаний капитану никто не оставил, но он посоветовался со своим фельдфебелем и решил зажечь деревушку Шенграбен. Подчеркнем, что он умел воспользоваться здравым смыслом опытных солдат, а не смотреть на них свысока. Он был, конечно, дворянином, но не выпячивал свое происхождение, а ценил опыт и ум подчиненных. А русская армия получила приказ к отступлению, но про Тушина все забыли, и его рота стояла и сдерживала наступление французов.

Боевые действия

Когда Багратион, отступая вместе с основной частью армии, прислушался, то услышал канонаду где-то в центре. Чтобы выяснить, что происходит, он послал князя Андрея, чтобы приказать батарее отступать как можно быстрее. У Тушина было всего четыре пушки. Но они стреляли так энергично, что французы предположили, что там сосредоточились крупные силы. Они два раза предприняли атаку, но оба раза были отбиты. Когда удалось зажечь Шенграбен, то все пушки стали дружно бить в самый центр огня. У солдат вызвало радостное возбуждение то, как забегали французы, пытаясь потушить пожар, который разносил ветер, и он все сильнее распространялся. Французские колонны ушли из деревни. Но справа неприятель выставил десять пушек и стал прицельно бить по батарее Тушина.

Подвиг капитана Тушина

У Тушина были ранены и лошади, и солдаты. Из сорока человек из строя выбыло семнадцать. Однако оживление на батарее не ослабело. Все четыре орудия повернули против десяти стреляющих пушек. Тушин, как и все, был оживлен, весел и возбужден.

Он все время требовал у денщика себе трубочку. С ней он бегал от одного орудия к другому, считал оставшиеся снаряды, распоряжался заменой убитых лошадей. Когда ранило или убивало солдат, то он морщился, как от боли, и приказывал помочь раненым. А лица солдат, высоченных, огромных мужчин, как зеркала отражали выражение лица своего командира. Сразу становится ясно по описанию Л. Толстого, что подчиненные просто любили своего начальника и выполняли его приказы не из страха перед наказанием, а из желания соответствовать его требованиям.

В разгар боя Тушин совершенно преобразился, он представлял себя просто богатырем, который швыряет ядра во французов. Он заражал солдат и офицеров своим боевым духом. Капитан весь погрузился в сражение. Одну из своих пушек он называл Матвеевной, она казалась ему мощной и огромной. Французы ему представлялись муравьями, а их пушки - трубками, из которых курился дым. Он видел только свои пушки и французов, которых следовало удержать. Тушин стал составлять единое целое со всем, что находилось на его батарее: с орудиями, людьми, лошадьми. Таков в бою капитан Тушин. Характеристика его - это характеристика скромного человека, который героические действия воспринимает как выполнение В момент боя все его радости и печали связаны только с товарищами, неприятелем и оживленными его воображением пушками.

Чему научился князь Андрей

Его отправили дать капитану приказ отступить. И первое, что увидел князь, - лошадь с перебитой ногой, из которой фонтаном хлестала кровь. И еще несколько убитых человек. Над ним пролетело ядро. Князь усилием воли приказал себе не бояться. Он сошел с коня и вместе с Тушиным стал распоряжаться уборкой орудий.

Солдаты просто отметили храбрость князя, сказав ему, что приезжало начальство и сразу же удрало. И когда Тушина вызвали в штаб, чтобы указать на то, что он потерял два орудия, князь Андрей, чьи представления о героизме уже стали изменяться, он героизм увидел без бравады, скромный и достойный, не умеющий красоваться и любоваться собой, вступился за воинскую честь роты капитана Тушина. И коротко, но твердо заявил, что успехом сегодняшнего дня армия обязана действиям капитана Тушина с его ротой.

Л. Н. Толстой рассказал горькую правду о войне, на которой гибнут ни в чем не повинные люди и животные, где не замечают подлинных героев, а штабные офицеры, не нюхавшие пороха, получают награды, где зреет месть народа, которая к концу войны сменяется жалостью, смешанной с презрением. Он показал, сколько тишайших Тимохиных и Тушиных, подлинных народных героев, лежит в безымянных могилах.

Война 1805г. Обстановка в театре военных действий была следующей: тридцатипятитысячная русская армия отступает, преследуемая стотысячной французской армией под начальством Наполеона. Кутузов послал наперерез врагам четырёхтысячный авангард Багратиона, который, опередив французов, должен был задерживать их, сколько мог. Задача была не из лёгких.. .Ночью Багратион, пройдя сорок пять вёрст с голодными, разутыми солдатами по горам, без дороги, растеряв при этом третью часть отставшими, прибыл в назначенное место на несколько часов раньше французов. Но тут случилось неожиданное.. .Мюрат, встретив отряд Багратиона, подумал, что это вся армия Кутузова и предложил перемирие на три дня. Для русских это была единственная возможность выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона. В отличие от Мюрата, Наполеон сразу разгадал обман. Пока отряд Багратиона отдыхал, к Мюрату скакал адъютант Бонапарта с грозным посланием. Русские успели немного отдохнуть, поесть солдатской каши, и тут.. .внезапно слышится свист, падает ядро, затем следующее, и следующее.. .Тушин, командир батареи, приказал начать огонь по Шенграбену.
А тем временем пехотные полки, застигнутые французами в лесу врасплох, хаотично, в панике, выбегали из леса, крича: "Обошли! Отрезали! Пропали! ". Полковой командир бежал за своими солдатами, пытаясь их остановить, но они его не слушали и продолжали бежать. Он остановился в отчаянии, ему казалось, что всё кончено. Но тут он увидел, что французы, только что наступавшие, вдруг побежали назад. В лесу показались русские стрелки - это рота Тимохина, единственная оставшаяся в порядке, сидела в канаве, дожидаясь врага, а затем внезапно атаковала. Тимохин был будто пропитан бодростью и решительностью в эту минуту, он, держа в руке одну шпагу, наполненный великим чувством долга и боевым духом, побежал на французов, и те, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. В этот момент Долохов бежал рядом с Тимохиным, убил в упор одного француза и "первый взял за воротник сдавшегося офицера". Бегущие солдаты возвращались к своим батальонам. Полковой командир стоял с майором Экономовым и отдавал ему приказ, в это время к нему подбежал один бледный солдат, это был Долохов. Он показал командиру французскую шпагу и сумку, сказал, что взял в плен офицера и остановил роту. И ещё он просил командира запомнить его. А после, продолжая мешать разговору, Долохов показал свою рану, доставшуюся ему от французского штыка.
Если сравнивать Тимохина и Долохова, можно сказать, что Тимохин - храбрый, решительный, целеустремлённый, отчаянный, с огромной силой воли, ведь, когда все солдаты других рот начали панически куда-то бежать, подцепляя за собой остальных, Тимохин не поддался этому и остался сидеть в лесу, в засаде, поджидая удобного моманта для нападения. Ведь для победы в сражении важно не только иметь большую армию, хотя и не без этого, важно уметь правильно настроить эту армию, этих солдат, придать им хорошего боевого духа, веру в свои силы и желание во что бы то ни стало защитить людей от гибели. А если все начали падать духом, унывать, думать, что всё кончено, то постепенно они присоединяют к себе других, и тем самым очень легко поддаться этому и побежать со всеми.. .
А когда пришёл тот самый нужный момент, Тимохин скомандовал для наступления, затем он бежал впереди всех и убивал французов, попадавшихся ему на пути. В этот момент у него был такой огромный заряд энергии, нужной в бою, что он заразил ею свою роту, и они, следуя его примеру тоже бежали на противника. Среди них был и Долохов.
Обычно, когда сравнивают двух людей, один получается положительным, а другой отрицательным. Тимохин получился положительным, но нельзя сказать, что Долохов прямо совсем отрицательный.

Средняя оценка: 4.0

Идея невероятного подвига есть основная идея русского воинского эпоса. Эта идея выступает на первых план во всех решающих эпизодах эпопеи Толстого. Толстой показывает, кем был совершен этот подвиг — в атаке шестого егерского полка, в атаке Тимохина, на батарее Тушина, и знакомит читателя с простыми людьми — героями этого подвига.

В ходе развития шенграбенского эпизода постепенно проясняется одна из главных мыслей Толстого: настоящим героем является самый простой, скромный человек. Это человек, каких много, который и не подозревает, в каком великом деле призван он принимать участие.

Этот мотив ширится и растет в дальнейшем ходе повествования. Накануне сражения, когда Наполеон, разъяренный несвоевременным перемирием, которое Мюрат поспешил заключить с Кутузовым, приказал возобновить военные действия, "четырехтысячный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, варил в первый раз после трех дней кашу, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему".

Солдаты отряда показаны в обстановке будничного походного труда. Вот они строят "краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною" укрепления. "Несколько" батальонов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из-за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины".

Толстой отмечает, что, по мере приближения к неприятелю, все "веселее становился вид войск"... "рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь".

Эта черта русских солдат отмечена и в бородинском эпизоде. Воинский подвиг совершается людьми, бодрыми духом, в дружном единении идущими в бой. Толстой показывает деловитость походного быта, дает ряд картин, рисующих солдатскую жизнь, — починка одежды около костров, обед, получение положенной порции водки. Это мирное начало, присущее народу, солдатской массе, неистребимое даже перед неприятельской цепью, особенно подчеркивается Толстым.

Когда раздался пушечный выстрел, свидетельствовавший о том, что сражение началось, новые черты — решительность и отвага — появились в быстрых движениях солдат. Те роты, которые четверть часа тому назад ели кашу и пили водку, теперь строились и разбирали ружья, и на всех лицах было чувство оживления: "Началось! Вот оно! Страшно и весело!" — говорило лицо каждого солдата и офицера"

Подвиг багратионовского отряда показан в действиях множества лиц — Тушина, Тимохина, самого Багратиона, Андрея Болконского и других. Они черпали силу в единстве всего войска, в спокойном, деловитом единении людей, чувствовавших свою связь с народом и осознававших свою непобедимость. Толстой с невероятной убедительностью раскрыл эту моральную спаянность всего отряда, взаимную поддержку, которую оказывали друг другу все, от солдата до Багратиона. Тушин, начальник батареи, начал обстрел Шенграбена по совету своего фельдфебеля. Багратион одобрил как это, так и ряд других действий, предпринятых по инициативе младших начальников, а когда наступил решительный момент, сам повел в атаку егерский полк.

В описании сражения нетрудно заметить две основные части. В первой из них центральной фигурой является Багратион. Объезжая позиции, он попадает на батарею Тушина. Напряжение боя растет непрерывно. С каждой минутой становилась все более очевидной опасность, в которой находился отряд. Багратион был спокоен, но сосредоточен. Он знал, что его воины с честью выполняют свой долг, и предоставлял младшим начальникам инициативу действия. И "присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своей храбростью". В этой взаимной уверенности — полководца в своих солдатах и солдат в своем полководце — был залог успеха невероятной по силе воинского дерзания шенграбенской операции.

Объезжая позиции, Багратион направился к "самому настоящему полю сражения". Хотя полковой командир доложил ему, что конная атака французов отбита, Багратиону стало ясно, что положение на передовой линии критическое. В его лице выразилась сосредоточенная и счастливая решимость, поразившая князя Андрея. На виду у французов Багратион вызвал два батальона егерского полка и сам повел их в атаку: "Ура-а-а-а!" — протяжным криком разнеслось по нашей линии, и, обгоняя князя Багратиона и друг друга, нестройною, но веселою и оживленною толпой побежали наши под гору за расстроенными французами."

Во второй половине шенграбенского эпизода главными героями являются Тимохин и Тушин. Был момент, когда пехотные полки левого фланга, забытые проспорившими командирами, оказались застигнуты врасплох французами. Положение было отчаянное, восстановить порядок в войсках казалось невозможно. Но в этот момент случилось то, на что никто не рассчитывал. Тимохин со своей ротой, удержавшейся в порядке, атаковал французов с такой "безумной" решительностью, что французы побросали оружие и побежали.

Тимохин — один из многих участников боевых действий, и смысл его выступления в том, чтобы показать подлинный героизм простого воина, каких много в русской армии, и чьей доблестью и беззаветной преданность воинскому долгу непобедимо русское войско.

Тушин, при всей яркости своего индивидуального характера, всесторонне раскрытого в ряде эпизодов, тоже дан в "Войне и мире" как один из многих боевых офицеров русской армии. В повествовании не показана прошлая жизнь Тушина, завязка его личной судьбы — все то, что отличает данного героя от окружающих. Толстой намеренно подчеркивает в нем то, что роднит его со многими другими воинами русской армии. Тушин выступает как один из многих: мы о нем ничего не знаем за пределами его службы, и потому его имя имеет такое же обобщающее значение в романе, как и имя Тимохина. Подвигом этих рядовых русских воинов, живущих единой жизнью с людьми своего полка, своей батареи, заканчивается повествование о Шенграбенском сражении. В словах Андрея Болконского на военном совете — "успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой" — звучит голос самого Толстого.

Писатель утверждал, что подвиг русской армии есть подвиг простых людей, скромных, доблестных воинов, никому не известных, никем не замечаемых. Но что именно эти подлинные представители русской армии, боевые солдаты и офицеры, являются настоящими, действительными героями эпопеи.

См. также : Главные герои и темы романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

«Война и мир» - роман Льва Николаевича Толстого - национальная эпопея, посвященная героизму русских людей в Отечественной войне 1812 г., подвигу, совершенному народом.

Еще описывая Шенграбенское сражение один из главных эпизодов кам­пании 1805 г., Толстой показал подвиг капитана Тушина и солдат его бата­реи. Капитан Тушин - рядовой офицер, человек, олицетворяющий на­родную мудрость и простоту. Во время боя он бесстрашно руководит бом­бардировкой, показывая пример мужества солдатам, свято выполняя свой воинский долг.

Капитан Тимохин тоже совершает подвиг, и атака его роты в критиче­ский момент изменила ход сражения. Как и Тушин, он является… долга, храбрости и исполнительности.

По мнению Толстого, война - «противное человеческому разуму по своей человеческой природе событие», однако война 1812 г. это страшная необходимость. Казнить врага, изгнать его с родной земли - долг каждо­го русского человека.

Если в высших аристократических кругах лишь произносили пышные фразы о любви к отечеству, а на самом деле только «следили за… флюгера царской милости», то лучшие люди из дворян поступали по-другому: воз­вращается в армию Николай Ростов, уходит на войну юный Петя, отдает миллион на ополчение Пьер Безухов, командует полком, стремясь быть бли­же к народу, князь Андрей, отдают все подводы воинам, раненным под селом Бородином, Ростовы, обрекая себя на разорение.

Чувство ненависти к врагам родины заставляет жителей Смоленска и Москвы сжигать свое имущество, чтобы оно не досталось французам, и поступок купца Ферапонтова и «человека во фризовой шинели» - при­мер истинного патриотизма.

Русские крестьяне, «Карпы и Власы», как называет их Толстой не хо­тели продавать французам сено даже за большие деньги, сжигали его. Ка­ждый русский человек по-своему боролся с врагом.

Бородинская битва - это величайшее проявление патриотизма русского народа. Простые люди понимали всю важность этого момента «Всем на­родом навалиться хотят», - говорит один из солдат; готовясь к возможной смерти в предстоящей битве, мужики-ополченцы надели белые рубахи. То же настроение царит и в полку Андрея Болконского.

Спокойно и мужественно ведут себя во время боя артиллеристы на батарее Раевского, готовые умереть, но выполнить свой долг.

Кутузов - выразитель патриотического народного духа в романе. Он уверен в мужестве и стойкости солдат, знает, что враг будет побежден. Понятен и близок Кутузову этот «чудесный, бесподобный народ».

Огромную роль в Отечественной войне 1812 г. сыграло партизанское движение. Писатель говорит и об отряде старостихи Василисы, побившем сотни французов, и о дьячке, командовавшем отрядом, и о партизанах Де­нисова, и об отряде Долохова. Рассказывает Толстой о партизане Тихоне Щербатом, самом храбром и нужном человеке в отряде Денисова, отличав­шемся особой удалью. Щербатый - один из тех героев, которые тихо и незаметно делают свое дело, все то, что подсказывало им чувство любви к Родине.

Патриотизм русских людей всех сословий, мужество и героизм офи­церов и простых солдат - вот залог непобедимости русского народа.

Рецензия

В сочинении на фактическом материале романа «Война и мир» пока­зано немногоречивое «истинное мужество» истинных героев и патриотов войны 1812 г.; показан истинный патриотизм и героизм русских людей, который «доказывается не словом, а делом», незаметно, буднично проявляет себя как чувство любви к России. Сочинение раскрывает авторскую пози­цию. Материал сочинения располагается логично, последовательно. Сочине­ние композиционно завершено. Написано хорошим литературным языком.



Статьи по теме: