Боги иудеев. Бог, евреи и другие народы

Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. Все это обусловило привилегированное положение иудеев: термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом понимается , возникшая среди евреев на рубеже I-II тыс. до н.э. В широком смысле иудаизм — это комплекс правовых морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев.

Боги в иудаизме

История древних евреев и процесс формирования религии известны в основном по материалам Библии, ее наиболее древней части - Ветхого Завета. В начале II тыс. до н.э. евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, верили в различных богов и духов, в существование души, которая материализуется в крови. В каждой общине был свой главный бог. В одной из общин таким богом был Яхве. Постепенно культ Яхве выходит на первое место.

Новый этап в становлении иудаизма связан с именем Моисея. Это легендарная личность, однако нет причин отрицать возможность реального существования подобного реформатора. Согласно Библии Моисей вывел евреев из египетского рабства и передал им Завет Бога. Некоторые исследователи считают, что реформа евреев связана с реформой фараона Эхнатона. Моисей, который, возможно, был близок к правящим или жреческим кругам египетского общества, воспринял идею Эхнатона о едином Боге и начал проповедовать ее среди евреев. Он внес некоторые изменения в представления евреев. Его роль настолько значительна, что иудаизм иногда называют мозаизмом, например в Англии. Первые книги Библии называют Пятикнижием Моисея , что также говорит о значительности роли Моисея в становлении иудаизма.

Основные идеи иудаизма

Главная идея иудаизма - идея богоизбранности евреев. Бог один, и он выделил один народ — евреев, чтобы помогать им и передавать свою волю через его пророков. Символом этой избранности является обряд обрезания , совершавшийся над всеми младенцами мужского пола на восьмой день их жизни.

Основные заповеди иудаизма , по преданию, были переданы Богом через Моисея. Они содержат как религиозные предписания: не поклоняться другим богам; не упоминать имени Бога напрасно; соблюдать день субботний, в который нельзя работать, так и моральные нормы: почитать отца и мать своих; не убивать; не красть; не прелюбодействовать; не произносить ложного свидетельства; не желать ничего у что есть у ближнего твоего. Иудаизм предписывает евреям пищевые ограничения: пища делится на кошерную (дозволенную) и трефную (недозволенную).

Еврейские праздники

Особенностью еврейских праздников является то, что они отмечаются по лунному календарю. Первое место среди праздников занимает Пасха. Сначала Пасха была связана с сельскохозяйственными работами. Позднее она стала праздником в честь исхода из Египта, освобождения евреев из рабства. Праздник шебуот или Пятидесятница справляется на 50-й день после второго дня пасхи в честь Закона, который Моисей получил от Бога на горе Синай. Пурим — праздник спасения евреев от полного уничтожения во время вавилонского плена. Существует множество других праздников, которые почитаются до настоящего времени евреями, живущими в разных странах.

Священная литературы иудаизма

Священное писание евреев известно как Танах. В него входят Тора (Учение) или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею, Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера, Кэтувим (Писания) — 13 книг разнообразных религиозных жанров. Самая древняя часть Танаха датируется X в. до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Священного Писания на иврите была завершена в III-II вв. до н.э. После завоевания Палестины Александром Македонским евреи расселились по разным странам Восточного Средиземноморья. Это привело к тому, что большая их часть не знала иврита. Служители культа предприняли перевод Танаха на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта в течение 70 дней и получил название «Септуагинта».

Поражение евреев в борьбе с римлянами приводит во II в. н.э. к массовой депортации евреев из Палестины и расширению зоны их расселения. Начинается период диаспоры. В это время важным общественно-религиозным фактором становится синагога , ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний. Руководство еврейскими общинами переходит к священникам, толкователям Закона, которых в вавилонской общине называли раввинами (великий). Вскоре сформировался иерархический институт руководства еврейскими общинами - раввинат. В конце II — начале Ш в. на основе многочисленных комментариев к Торе составляется Талмуд (Учение), который стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев диаспоры. В настоящее время большинство евреев соблюдают только те разделы талмудического права, которые регламентируют религиозную, семейную и гражданскую жизнь.

В эпоху Средневековья получают распространение идеи как рационалистического толкования Торы (Моше Маймонид, Иегуда га-Леей), так и мистического. Наиболее выдающимся законоучителем последнего направления считается раби Шимон Бар-Йохай. Ему приписывают авторство книги «Зогар» - главного теоретического пособия последователей Каббалы — мистического направления в иудаизме.

«Ох уж наши остряки, — сокрушался Шолом-Алейхем. — Как примутся шутить да зубоскалить, так и забудут с чего начали».

Вспомнил я великого еврейского классика в связи с широко разошедшимися в социальных сетях остротами Виктора Шендеровича, мол, главред «Комсомольской правды» Сунгоркин в интервью на «Эхо» заявил, что уважает еврейских богов. «Огласите весь список, пожалуйста…»

Я не знаю главреда «Комсомолки», и лишь однажды говорил с Виктором Сунгоркиным несколько минут по телефону. Вряд ли знание еврейской теологии и мифологии входит в список профессиональных навыков, необходимых редактору российской газеты. Так, что придется мне, еврейскому писателю, принять вызов юмориста Земли Русской.

Сонмище еврейских богов

Отвечать по-еврейски принято вопросом на вопрос. Сколько же у евреев богов? Во всех словарях и энциклопедиях, иудаизм называется монотеистической религией, так что бог, вроде бы, один. Иудеи строго чтут завет, не поминать имени его всуе. Однако обращаются иудеи к богу почему-то во множественном числе? В древнееврейском тексте Библии, с богом говорят на «ты» — Элохим, что по-русски перевели, как Бог. Согласно еврейской грамматике – это множественное число, причем не от мужского рода эль , что в семитских языках означает Бог, а от женского рода этого слова элоха . Семитологи и теологи меня конечно раскритикуют за это утверждение, но теология теологией, грамматика остается грамматикой. Множественное число мужского рода, то было бы элим, а не элохим .

Заметим, что и знаменитый тетраграммон יהוה, который по русски читают то ли Яхве, то ли Иегова – тоже грамматически женского рода. Произношение этого имени утеряно. Соблюдающие иудеи даже имеют специальное благословение данкен дем ди hент нит гевашн – «Спасибо Тебе, чье имя не выразить, пока мои руки не мыты».

Еще одно имя, Адонай, переводится по-русски как Господь. Однако по-еврейски – это тоже множественное число, от слова адон – господин. Правда, там еще и притяжательный суффикс, так, что Адонай значит «мои господа», и могут означать как господ мужского, так и женского рода по законам древнееврейской грамматики. Древнееврейскую не надо путать с ивритской, которая есть грамматика современного разговорного языка в Израиле. Есть в иврите еще слова мужского рода с окончанием женского, но это как правило новояз, часто арамейские слова, где артикль алеф заменилось на окончание женского рода hей .

Впрочем, нет ничего странного, что мужское имя у евреев включает женскую частичку, полно у нас Ривкиных, Хайкиных, Райкиных, Малкиных и т.п. Так что богов у нас много. Можно сказать, сонмище, что на старославянском языке означало дом собраний, синагогу, или, как вы понимаете, бейт-кнессет .

Огласите список

Еврейское образование — это не так зубрежка и накопление знаний, как воспитание любопытства. Если бы Шендерович получал настоящее еврейское воспитание, то знал бы, что в иудаиме, как Греции – все есть, в том числе и такой список. Иудеи часто упрекали христиан в отступлении от единобожия, и подтверждали свои аргументы ссылкой на догмат Пресвятой Троицы. Величайший иудейский законоучитель Абу Имрам Муса бин Маймун бин Убайдаллах ал-Куртаби, известный христианам, как Маймонид, а у иудеев, как Рамбам, утверждает, что Троица означает идолопоклонство (Трактат Законы об идолопоклонстве 9:4), в отличие от мусульман, у которых, по мнению иудейских мудрецов и ученых, строгий монотеизм. Правда, далекоидущих выводов ученые не делали, а лишь запрещали вместе молиться.

Есть у евреев и своя Троица. Каббала утверждает единосущность и триединство Бога, Торы и Израиля. Как всегда у евреев, и на этот счет есть расхождения. Многие равины, как и величайший еврейский историк XIX века Гейнрих Грец рассматривали Каббалу, как мошенничество и суеверия, основанные на фальшивых книгах, однако сегодня учение Каббалы — это мейнстрим иудаизма.

В иудаизме есть и догмат Шехины — женской ипостаси Бога, с которой Бог совершает даже сексуальные акты. Хотя порой вместо Шехины, в постель Бога прокрадывается дьяволица Лилит. Имеется в иудаизме и концепция, аналогичная догмату Троицы – Сефирот. Только ипостасей у иудейского Бога не три, а целых десять. Оглашу список – Кетер (венец), Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат (знание), Хесед (милость), Гевура (сила), Рахамим (милосердие), Нецах (вечность), Ход (слава), Йесод (основа) и Малхут (царствие). Речь идет не просто об именах бога, как в исламе, а о единых сущностях. Считается, что имен Бога у иудеев 72, что меньше, чем 99 имен у мусульман. И если уж речь зашла о мусульманах, то однажды старый араб сказал мне в Иерусалиме: «у Бога есть 100 имен. Человек знает 99. Верблюд знает все сто, и потому глядит на человека свысока».

Истинная религия всегда универсальна и является откровением Бога ко всем жителям земли независимо от их национальности: «Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деяния 10:35).

Адольф Гитлер был антисемитом даже в большей степени, чем расистом. Хотя японцы и немцы явно не принадлежали к одной расе, после создания с ними военного союза желтолицые обитатели Японии были провозглашены «почётными арийцами». Между тем, Гитлер никогда бы не объявил «почётными арийцами» евреев, даже если бы это было в интересах Германии.

«Что лежало в основе бешеной ненависти Гитлера к евреям? … Нет ни одного свидетельства того, что Гитлер когда-либо претерпел что-либо дурное от евреев; кстати, именно врач-еврей героически боролся за то, чтобы сохранить жизнь его матери. Однако очевидно, что иудаизм и его представления о Боге вызывали у Гитлера лютую ненависть. «Именно евреи, – говорил он Герману Раушнингу, – принесли в мир своего «тиранического Бога» и Его отрицающие жизнь десять заповедей». Именно этим десяти заповедям с их бесчисленными запретами Гитлер объявил войну. Только уничтожив всех до единого евреев, можно надеяться на полное искоренение еврейской идеи единого Бога и единой морали, – считал Гитлер» (И. Телушкин, «Еврейский мир»).

Нацизм обвинял евреев в том, что они дали начало «такой болезни, как христианство».

Действительно, много столетий назад Бог дал еврейскому народу законы и откровения. Среди них особенно можно выделить моральный закон – Десять Заповедей. Этот закон является универсальным критерием греха и праведности – добра и зла. Заповеди этого закона отражают фундаментальные, вечные принципы, лежащие в основе взаимоотношений между человеком и Богом, а также человеком и человеком.

Рассмотрим каждый принцип нравственного закона подробнее.

Первая заповедь: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исход 20:3) . На первый взгляд, такое требование Бога может показаться несовместимым с чувством независимости и собственного достоинства современного человека. Однако следует помнить, что только Бог как Создатель может сделать жизнь человека гармоничной и счастливой. Если человек не поклоняется Богу, то объектом поклонения становятся идеи, человек или идол, а такая форма поклонения неизбежно ведёт к упадку. Это может происходить как в жизни конкретного человека, так и целого народа.

Африка давно привлекала внимание исследователей. Почему так плачевно сложилась судьба почти целого континента? Почему европейцы три столетия назад обнаружили в глубине континента полудикие племена, отличавшиеся жестокостью и безнравственностью? Почему они не смогли оказать европейцам должного сопротивления, а впоследствии попали в рабство к европейцам и американцам на долгие годы? Были выдвинуты разные теории, в том числе расовой неполноценности и неблагоприятного климата. Позднее обе теории были опровергнуты, а археологи открыли целые города и государства, хранившие тайны высокоразвитых африканских цивилизаций глубокой древности. Возникает логичный вопрос: не крылась ли причина их гибели в языческих культах, не привела ли народы к деградации их религия? Библия говорит: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1-е Коринфянам 10:20).

Вторая заповедь говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения… Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исход 20:4-5) . Эта заповедь запрещает поклоняться Богу, используя изображения. Многие люди утверждают, что эти изображения являются только образами или же символами, посредством которых они поклоняются Богу, но Бог объявил такое служение грехом. Попытки изобразить Вечного посредством материальных предметов снижает представление человека о Боге. Разум, отвлечённый от безграничного совершенства Творца, больше будет прикован к творению, чем к Творцу.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исход 20:7). Эта заповедь запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся. Эта заповедь имеет также более глубокое значение. Древнее еврейское слово «не произноси» может быть переведено, как «не носи». Совершенно очевидно, что люди, несшие христианство в прошлом на штыках, при помощи пороха, а также при помощи орудий пыток «святой» инквизиции, дискредитировали Бога, они носили имя христиан ложно. Христос пришёл на нашу планету не для того, чтобы заставить силой принять себя как Мессию. Только сатана и люди, движимые его духом, стремятся насиловать совесть, считая себя ревнителями правды, и причиняя страдания окружающим.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-10). Семидневная неделя – это библейское наследие. Такого недельного цикла придерживается весь цивилизованный мир. Во времена французской революции 1790-х г.г. предпринимались попытки перейти на десятидневный цикл. Да и на заре советской власти была введена сначала пятидневная, а затем шестидневная неделя. Но все эти попытки окончились полным провалом. Суббота представлена в этой заповеди как день, который был утверждён при творении, в напоминание о Боге-Творце, для общения человека с его Творцом и для отдыха от повседневных, суетных дел.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» (Исход 20:12). Бог возложил на родителей ответственность за детей и наделил их особым авторитетом. Пятая заповедь требует от детей проявления любви и нежности по отношению к родителям.

«Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего… Не желай … ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:13-17). Совершенно очевидно, что соблюдение этих заповедей сделало бы невозможным ведение войн, насилие, разбой и хищения. Даже в условиях современной цивилизации их соблюдение привело бы к прекращению голодной смерти, терроризма и установлению полной безопасности на улицах ночных городов.

Примерно четыре тысячи лет назад среди всех живущих на земле людей человек по имени Авраам был наиболее близок к Богу. В то время, когда большинство жителей земли предавались самым неприглядным и примитивным формам идолопоклонства, Авраам стремился строить свою жизнь на основании принципов, открытых ему Богом. По указанию Бога Авраам покинул родину, где влияние его родственников было негативным. Через некоторое время он пересёк реку Евфрат и стал первым в истории человечества евреем, так как слово еврей (иврэ) означает «заречный» или пришедший с того берега. («Краткая история евреев», С. М. Дубнов).

Авраам заключил завет с Богом и стал родоначальником нации, отличающейся от других тем, что её религией было откровение Бога-Творца.

Среди потомков Авраама были пророки, священники, но были и идолопоклонники, и преступники. И среди язычников также встречались не только идолопоклонники, совершавшие человеческие жертвоприношения, но и стремящиеся к Богу, и ищущие Его. Библия рассказывает о Мадиамском священнике (не еврее) и о женщинах-язычницах Раав и Руфи, присоединившихся к народу Божьему и поклонявшихся Богу-Творцу: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Римлянам 2:28,29).

Приведённый текст говорит не только о желании Бога установить особые взаимоотношения с еврейским народом, он содержит смысл и цель спасения любого человека (независимо от этнической принадлежности) – воссоздание в нем утраченного образа и подобия Бога-Творца.

Истинная религия всегда универсальна и является откровением Бога ко всем жителям земли независимо от их национальности:

Май 5, 2018

Ваал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. В словарях еврейского языка Бог – Баал. Другое название слово, обозначающее подобное — Адонай, которое переводится с еврейского, как Владыка, Властелин. Однако Адонай встречается в Танах, как слово, относящееся непосредственно в Творцу, тогда как Баал, относится к языческому божеству. Этому то божеству и поклонялись евреи во времена пророка Элийаhу.

21 И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.

По сути, текст синодальной Библии, не делает никакого различия в словах Элийahу:

Если Господь (господин, лорд) есть Бог, то следуйте Ему, а если Ваал (господин, властелин), то ему последуйте.

В этом переводе кроется преступление против заповедей Торы: Да не будет у тебя других богов.. Не произносите имена чужих богов …

Как этот текст, представлен в ТаНаХ:

21 И подошел Эйлийау ко всему народу, и сказал: долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Йеhова есть Элоhим, то следуйте Ему, а если Баал, то следуйте ему. И не отвечал ему народ ни слова.

(1-я Мелахим 18)

Два разных сравнения с двумя разными именами – Йеhова и Баал. Народу, кого-то одного, следует признать своим Божеством – Элоhим. Совершенно другая картина, называющая каждого Бога по имени. Если признать Йеhову – Элоhим, то нужно последовать Торе, начиная с первой заповеди, а если признать Элоhим Баала, то нужно последовать законам Баала, которыми руководствуются гоим, поклонники этого божества.

Но, какое отношение к этому, имеет Бог Яхве, если статья предназначена для освящения этого вопроса?

Проблема в том, что устраняя вставку «Господь» , в христианской Библии, христиане придумали новое имя для еврейского Бога. И это имя Бога – Бог Яхве .

Бог Яхве

Кроме того, пропущенная огласовка в середине любого слова после буквы «Хе» (Ях?ве) является нарушением грамматики иврита.

Ортодоксальный раввин Исроэль Зельман считает, что произношение Иегова «более или менее похоже (на произношение настоящего)». А если говорить правильно, то имя будет произноситься на русском языке как Йеhова, с ударением на последнюю букву «А». Надо отметить, что христианская всемирная организация — Свидетели Иеговы, при всей своей ревности к имени еврейского Бога, не совсем верно произносят его, делая ударение на середину слова, а именно на букву «О», а иногда на букву «Е».

Кто такой Яхве на самом деле

Основателями и сторонниками имени Яхве являются христианские богословы и христиане США. Евреям никогда не приходило в голову задаваться вопрос в правильности произношения имени своего Бога. Почему евреи сегодня не произносят имя Бога, будет сказано чуть позже. А как выше было сказано, что Яхве – это неадекватное имя – неадекватное, потому что оно нееврейского происхождения, с нарушением грамматики иврита, о чем выше уже было показано.

Что означает имя Яхве

Яхве — происходит от египетского божества Ях — бог луны, или бог ночи, тьмы. Поэтому, можно с уверенностью, сказать, что Бог Яхве – это Бог Тьмы, или как его в Новом Завете называют Дэйавэль, или Дьявол. И всякий произносящий в молитвах своих имя Яхве, произносит имя не Творца, а Князя Тьмы.

Почему имя Йеhова – это правильное произношение

Проверочное слово для имени Йеhова в еврейских именах в ТаНаХ:

Йеhуда, Йеhошуа, Йерушалэйм.

Проверочное слово для Яхве в еврейских именах в ТаНаХ отсутствует.Нет ни одного похржего имени, где встречалось бы Ях. Это мы видим только у божества египетского. Соответсвенно, были египетские имена, которые содержали в себе имя бога Ях. Если, например, взять славянское имя Ярослав, то в нем мы четко видим производное – Ярило, славянское божество. Аналогично и греческим именем, Аполлониус, где присутствует имя бога Аполлона.

Древнее имена свидетельствуют о правильном произношении имени еврейского Бога. Более позднее свидетельство — Йерушалэйм. Изначально город назывался Шалэйм (мирный). В этом городе некогда жил Малкицадэк. Когда Давид завоевал его у Йевусеев, которые переименовали его в Йевус, он переименовал его в честь имени своего Бога Йе hовы — Йе рушалэйм.

Почему евреи не произносят имя Бога

После Вавилонского плена, партия Фарисеев запретила произносить имя Бога. Причина – чтобы не осквернять святого имени Творца. Однако такая доктрина противоречит законам Торы. Но, Раввины считают, что всякая доктрина установленная Раввинами не может обсуждаться и даже Бог, не имеет право вмешиваться в это дело. Настолько велик, авторитет Раввинов. На самом деле, все доктрины придуманные Раввинами, противоречат Торе – не прибавляй … и являются не чем иным как беззаконием. По своей сути, сам институт Фарисеев (Ортодоксального богословия), очень похож на институт Католицизма и Православия, где людям дана власть устанавливать новые законы и правила. Поэтому, запрет на произношение имени Бога – это не что иное, как беспредел.

Данный запрет впоследствии, отразился и на еврейских именах:

Изначально произносилось Йеhуда — Стало — Иуда.

Изначально произносилось Йеhошуа — Стало Йешуа. И так далее.

Ортодоксальный иудаизм и имя Бога

Ортодоксальный иудаизм продолжил учение Партии Фарисеев о запрете на произношение имени Бога. Это учение коренным образом противоречит учению Торы, где одна из заповедей повелевает клясться только одним именем, именем Бога, которое и есть Йеhова. Если человек не произносит клятвы с именем Всевышнего, он произносит то, чего Бог не повелевал, и чего Ему не приходило на ум. Клянущийся в таком случае, произносит в клятве имена вымышленных людьми богов. Кроме того, Фарисеи учили, что можно клясться ложно:

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего , а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

(Матф.23:16-22)

Таким образом, в своих клятвах они проклинали Творца и учили поступать так других.

Итог. Тора обязывает нас произносить имя нашего Бога. И не просто произносить, но произносить так, как написано в ТаНаХ.

Как Христиане и Мессианские Общины, называющие Бога – Яхве, а так и Ортодоксальные евреи, не произносящие имени Бога совсем, нарушают Тору, искажая ее учение. Тора обязывает произносить имя Бога, и обязывает его произносить максимально точно. Кто пренебрегает этим учением (осознанно или не осознанно), тот совершает грех.

(Исх. 3:13–14). Тождество Бога отцов и Ях ве подчеркнуто в этом откровении и является одним из важнейших элементов провозвещения предстоящего освобождения народа из египетского рабства.

Библия употребляет также ряд паллиативных наименований Бога. Наиболее распространенное из них Эль - древнейшее семитское обозначение Бога. Соответствует аккадскому илу(м) , ханаанейскому эль или иль и арабскому эль в качестве составной части имен собственных. Принято считать, что этот термин развился из корня yl или wl, обозначающего «быть могущественным». Эль - глава всех богов в ханаанском пантеоне и уже во времена Моисея было архаичным понятием. В Библии эль редко упоминается в качестве имени собственного Бога, оно почти всегда выступает как имя нарицательное. Поэтому ему может предшествовать определенный артикль: Х а-Эль - «этот (настоящий) Бог» (например, Пс. 18:31, 33, 48; 57:3). Иногда эль употребляется с каким-либо эпитетом, например, Эль-элион. Слово элион на иврите означает `высший`, `верхний`. Применительно к Богу оно может быть переведено как Всевышний. Эль ‘олам - Вечный Бог (Быт. 21:33). Эль шаддай - этимологически вытекает из понятий, связанных с плодородием. На аккадском языке это сочетание значит «бог гор». В еврейской традиции принято толковать слово шаддай как Всемогущий. Позднее, в период царей и пророков эти наименования фигурируют лишь в гимно-поэтических текстах.

Моисей впервые вводит концепцию личного имени Бога, пославшего его к Израилю. Это имя обозначается в Библии буквами יהוה (отсюда принятое в науке название - тетраграмматон , то есть `четверобуквие`). Уже в 3 в. до н. э. избегали произнесения имени יהוה , и оно заменялось словом Адонай или, когда имя Адонай предшествует יהוה , словом Элох им. В ранее средневековье, когда к консонантному (лишенному гласных) тексту Библии были добавлены огласовочные знаки для облегчения правильного чтения Священного Писания, слово было огласовано гласными «о» и «а» по примеру имени Адонай (см. ниже). Отсюда произошло употребляемое в христианской литературе имя Jehova (Иегова). Однако ряд ранних христианских писателей, писавших на греческом языке, свидетельствуют, что имя произносилось как Ях ве. Это подтверждается, по крайней мере, для гласной первого слога наличием сокращенной формы יָהּ (Ях ), иногда применяемой в поэзии (например, Исх. 15:2), и –ях у или –ях (в конечном слоге многих еврейских личных имен). Объяснение имени, данное в Исх. 3:14, - эх ие-ашер-эх ие («Я есмь тот, кто есмь»), - дает пример народной этимологии, характерной для библейской системы объяснения имен собственных. Однако нет сомнения, что это имя происходит от корня היה (`быть`).

В современном библиоведении принято толковать тетрограмматон как «Тот, кто заставляет быть» или «Тот, кто является причиной бытия». Однако Бог Моисея не только творец и создатель. Он также Бог ревнитель (Исх. 20:5), требующий, чтобы «не было других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:3). В этом отрицании других богов библейское восприятие Бога бросает вызов великим современным ей древним цивилизациям и религиям, в которых мир подвластен разным космическим силам. В Библии все эти силы сконцентрированы в едином Боге. Это характерная черта еврейского монотеизма, ясно обозначившаяся уже на раннем этапе его формирования. Она становится нормативной и для последних стадий развития библейской концепции Бога, проявляющейся в Его важнейших наименованиях: Элоах - Бог и множественное число Элох им являются, по-видимому, полной формой от Эль (ср. с арамейским элах , арабским Аллах ). Это слово встречается очень часто в приложении к Богу Израиля (более двух тысяч раз), иногда с определенным артиклем Х а-Элох им - этот (истинный) Бог. В подавляющем большинстве случаев множественное число употребляется как существительное в единственном числе. Адонай - буквально `господа мои`, форма так называемого уважительного множественного числа - первоначально, особенно в сочетании со словом Элох им , означало Мой Господь, но позже стало употребляться как имя собственное Бога - Господь. Цваот (в русской традиции Саваоф) - множественное число от цава - войско на иврите. Часто употребляется в сочетании со словом «Бог» - Бог воинств. Это имя обычно символизирует особую связь между Богом и народом Израиля.

Завет

Бог - вождь избранного Им народа. Избрание же базируется на союзе, договоре. Такого рода избранность, основанная на союзе, - совершенно неизвестный элемент в других цивилизациях и является феноменом еврейской религии, определившим дальнейший путь еврейского народа на заре его истории. По своей внешней форме Завет сформулирован по примеру договоров между вассалом и его господином на Древнем Востоке. Он требует полного повиновения единому Богу, которого запрещено изображать. Нарушение договора ведет к жестокому наказанию вплоть до изгнания народа и разрушения его страны. Из сущности Завета вытекают основные понятия, определяющие отношения между Богом и человеком: любовь, страх (богобоязненность) и милость (см. ниже). Эти понятия весьма часто употребляются в упомянутых договорах. На Завете основана также этическая концепция пророков.

Все народы мира - не что иное, как орудие Бога в историческом процессе соблюдения и нарушения евреями заключенного союза; и даже сама природа служит фоном для великой драмы, развертывающейся в Библии между Богом и избранным им народом. Только Израилю всенародно открылся Бог среди знамений, освободил его из рабства и дал ему Тору , возлагающую на него тяжелую ответственность. Она включает как нравственные нормы, так и ритуальные предписания. Впоследствии пророки, не призывая к полному устранению ритуала, приписывали нравственным ценностям неизмеримо большее значение. «К чему Мне множество жертв ваших? - говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов... и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу... Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло... ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Ис. 1:12, 15–17). Выполнение этого нравственного кодекса приведет не только к избавлению и искуплению Израиля, но и станет решающим эсхатологическим фактором в истории всего человечества. «В последние дни» многие народы пойдут «по стезям Бога Иакова», «перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы» (Ис. 2:3, 4). На всей земле воцарится мир, даже среди животных (Ис. 11), и вся Вселенная будет обновлена (Ис. 66:22).

Теологическая концепция

После разрушения Иерусалимского храма и изгнания евреев из Эрец-Исраэль (см. Пленение вавилонское) библейский монотеизм принял более утонченные формы. Сохранявшиеся еще во времена Первого храма элементы политеизма и языческого культа, против которых боролись пророки Иеремия и Иехезкель , были искоренены из среды евреев.

В период персидского владычества (6–5 в. до н. э.) в среде евреев, возвратившихся в Иудею, выработалась окончательная система восприятия библейских понятий о Боге. Согласно этой системе Бог не только един - Он всемогущ. Он не только Творец мира, но и его Правитель, Законодатель и Судия. Все беспрекословно подчинено Его воле. В этом основное отличие библейского Бога от божеств политеистических религий. Последние олицетворяли силы природы и поэтому не только боролись друг с другом, но и были подвластны основным законам природы. Даже столь утонченные, приближающиеся к монотеизму и почти отвлеченные понятия древней греческой философии, как «перводвигатель» Аристотеля или «космическая душа» Платона включены в процессы космической закономерности; Бог же создает законы природы, не будучи подчинен им. Его всесильная власть поддается только тем ограничениям, которые Бог налагает на Себя по Собственной воле. Такого рода самоограничениями являются предоставление человеку свободного выбора между добром и злом, водворение нравственного принципа в управлении миром путем заключения союзов с праотцами человечества (Быт. 9), Авраамом (Быт. 15, 17) и еврейским народом (Исх. 19–24; и всё Второзаконие).

Все, что творится, создается и существует в мире, о чем Библия повествует, неизменно связано с Богом. Личность Бога представляет концентрацию духовных и нравственных сил в противовес многобожию, вызывавшему их аберрацию. Отсюда Его совершенство, премудрость, возвышенность и превосходство над всем существующим. В отличие от божеств политеистических религий, о которых создана богатая мифологическая литература, концепция иудаизма исключает миф. Бог вне космических и биологических процессов. Он не имеет личной судьбы и не подлежит жизнеописанию; Он не был рожден; Он бессмертен; Ему чужды половые влечения; Он независим от каких-либо материальных сил; Он не вступает в соперничество с какими-либо другими божественными силами за владычество над миром; Он не борется с духами зла; Он безгрешен и не нуждается в очищении и искуплении. Хотя человек создан по образу и подобию Божьему, образ этот настолько величествен и неизмерим, что Бог не имеет конкретного физического облика (Втор. 4:15). Даже пророки Исайя и Иехезкель, утверждавшие видение Бога (Ис. 6:1–6; Иех. 1), описывают не Его изображение, а Его трон, окружение и окутывающий Его ореол. Заповедь, запрещающая «делать кумир и какое-либо изображение того, что на небе вверху и что на земле внизу и что в водах ниже земли» (Исх. 20:4; Втор. 5:8), отрицает возможность даже символического отображения Бога в материальной форме и имеет целью предотвратить такую возможность. Идолопоклонство категорически запрещено; авторы библейских книг подвергают его презрительным насмешкам (Ис. 44:9–20; Пс. 135:15–18). Что касается подобия Бога человеку, то оно выражается главным образом в упомянутом выше нравственном самоограничении, а также в том, что Бог представлен как деятельная творческая личность. Таким образом, хотя обращение к Богу на том или ином уровне доступно каждому человеку, Он вместе с тем недосягаем и непостижим, хотя вездесущ; Он вне пространства и времени. Эти с точки зрения рационалистической логики противоречия служили в течение двух тысяч лет предметом талмудической и более поздней раввинистической экзегезы, нравоучительных, фольклорных толкований Аггады и многочисленных философских построений. Немало внимания уделяли им христианство и мусульманство.

Бог, природа, человек

Бог - единственный Творец Вселенной. Даже ангелы , являющиеся в Библии не более чем посланцами Бога на земле, не упомянуты в повествовании о сотворении мира, хотя традиционное толкование стиха «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26) относит это обращение к ангелам. Бог создал мир в течение шести дней, осуществляя процесс творения исключительно словом и не прибегая к физическому действию.

С сотворением человека центр тяжести Божьей деятельности переносится от космогонии к истории. Наделив человека свободной волей, Бог предоставил ему возможность неповиновения и греха. И действительно, первые люди, которых Бог поселил в Саду Эдемском (Ган Эден на иврите; см. также Рай), вопреки Божьему запрету вкусили от древа познания добра и зла и в наказание были изгнаны из рая. Познав различие между добром и злом, человек обрел способность выбора и стал существом, ответственным перед Богом за свои поступки. С этого момента в отношения между Богом и человеком проникает в некоторой мере закон причинности: причиной являются человеческие действия, а следствием - Божье воздаяние. Послушание и добрые дела влекут за собой милость и награду, а непокорность и злодеяния - наказание. Оказалось, «что велико развращение человека на земле и что все мысли и помышления сердца его - зло во всякое время» (Быт. 6:5). Поэтому человеческая история - это беспрерывная цепь возмущения и бунта против Бога, которые вызывают Его гнев и навлекают строгие кары на род человеческий. Мятежность человека усложняет ход истории, но она не в состоянии изменить Божье предопределение.

После заключения союза с Авраамом, а затем и с еврейским народом на горе Синай процесс сложных взаимоотношений между Богом и человеком всецело переносится на историю еврейского народа. Конечное избавление не только Израиля, но и всего мира зависит исключительно от преданности евреев Богу и соблюдения ими Его заветов. Историческое и эсхатологическое проявление установленного по воле Божьей нравственного закона в Библии никем не оспаривается. Однако Божий суд над отдельной личностью и даже целыми группами людей в пределах ограниченного времени порождает у многих библейских персонажей недоумение и иногда даже недовольство. Жизнь людей и общественные отношения не всегда подтверждают в их глазах бесспорную победу справедливости. Авраам, оспаривая решение Бога об уничтожении Сдома и Аморы (см. Содом и Гоморра), открыто задает Богу вопрос: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25). Сам Моисей усомнился в справедливости Провидения, увидев преследования, которым был подвергнут народ Израиля на первом этапе выполнения возложенной на Моисея миссии (Исх. 5:22). Сохранились некоторые отголоски напряженности, доходящей до богоборчества со стороны библейских персонажей, как Иаков (Быт. 32:24–29) и Моисей (Исх. 4:24–26) в решающие моменты их жизни.

Пророков и, не в меньшей степени, авторов Псалмов и других библейских книг не раз тревожит вопрос: «Почему путь нечестивых благоуспешен и все вероломные благоденствуют?» (Иер. 12:1). Книга Иова целиком является героической попыткой разрешить проблему незаслуженного человеческого страдания. В широком плане библейский ответ сводится к ограниченности человеческого опыта и кругозора, которыми человек не в состоянии постичь и охватить пути Божьего правосудия. Жизнь человека коротка, но в конце концов события находят свое конечное оправдание, хотя затрагиваемая ими личность не всегда доживает до справедливой развязки: «... как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9).

Понятия, вытекающие частично из Завета Бога, заключенного с еврейским народом, характеризуют взаимоотношения Бога и человека. Со стороны Бога это справедливость (цедек ) и милость (хесед ); со стороны человека это страх или богобоязненность (йира ) и любовь (ах ава ). Строго неумолимое правосудие и формальная богобоязненность могут привести лишь к смиренному послушанию, выраженному в изречении, завершающем самую пессимистическую книгу Библии: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай... ибо всякое дело Бог приведет на суд» (Эккл. 12:13–14). Поэтому один из главнейших заветов Торы , легших в основу иудаизма, - это любовь: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душой твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5). Любовь человека к Богу вызывает Божью милость и приводит к моральному очищению и возвышению человека, к стремлению следовать по Божьим стопам. Страх и любовь гармонически сочетаются в нравственном поведении человека, а справедливость и милость Бога - в вере человека в Его совершенство, в Его вечное присутствие и в Божье Провидение. «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей.» (Втор. 10:12).

Процессу осуществления такого рода равновесия, постоянному диалогу между человеческой личностью и Божественной сверхличностью, а также роли Провидения в повседневной жизни каждого человека уделяли много внимания Талмуд , каббала и еврейская теология в целом.

Атрибуты Бога

Понятия, определяющие Божественные свойства, получили развитие в Талмуде, Мидраше и главным образом в еврейской философии, которая выработала для них систему специальной терминологии. Все эти атрибуты отражены уже в Библии в эпитетах Бога.

Библейским именам Бога мудрецы Талмуда придавали различные скрытые значения. Так, например, тетраграмматон выражал, по их взглядам, аспект милосердия, а Элох им - правосудия. Считая эти имена священными, раввинистическая литература употребляет их в сокращенном виде или меняет в них хотя бы одну букву. Так, например, тетраграмматон обозначается по большей части буквой х е , а Элох им буквой алеф или же в имени Элох им буква х е заменяется буквой коф - Элоким (о замене библейских имен другими см. выше).

Из имен, употребляемых в Талмуде и более поздней раввинистической литературе, особый интерес представляет Шхина - термин, обозначающий главным образом имманентность Бога в реальном мире. Значение этого слова прошло сложный путь в еврейской религиозной философии и каббале - от понятия, близкого к Святому духу, до сконцентрированной сущности Бога, но на всех этапах, более чем какое-либо другое имя Бога, оно свидетельствовало о неутомимых попытках еврейской религиозной мысли синтезировать трансцендентность Бога с Его проявлением в природе, Его присутствием в мире, Его близостью к человеку и вечным пребыванием в среде еврейского народа.

Каббала подчеркивает сокровенный смысл библейских имен Бога и придает мистическое значение таким заимствованным из философии терминам, как первопричина (иллат х а-‘иллот ) и бесконечность (эйн-соф ).

В еврейской философии нового времени

Основоположник новой еврейской философии М. Мендельсон считает, в соответствии с господствовавшей в его время (18 в.) деистической философией, что познание Бога основано на разуме и доступно всем. Поэтому еврейская религия заключает в себе те же истины, что и разумная «естественная религия». Специфическим аспектом ее являются лишь законы, данные евреям путем откровения в Синае. Они обязывают исключительно еврейский народ.

Концепции Бога еврейских философов нового времени носят отпечаток философии своей эпохи, в особенности немецкой идеалистической философии от Канта до Гегеля. Кантовское учение «практического разума» находит свое отражение в философии Ш. Формштехера и в особенности Г. Когена , воспринимавшего чистую идею Бога как необходимую гарантию существования морали в мире. Г. Коген усвоил традиционную терминологию: он говорит о Боге-творце, Боге любви, Боге - источнике всего сущего, едином и единственном. Влияние Гегеля сказывается на системе Ш. Гирша и Н. Крохмаля . Последний мыслил Бога в качестве абсолютного духа, содержащего в себе все сущее. Для того, чтобы примирить эту отвлеченную гегелианскую идею с персональным Богом иудаизма, Н. Крохмаль прибегает к каббалистической эманации, приближаясь таким образом к пантеизму.

С. Штейнхейм отрицает возможность рационального познания Бога и считает философию и религию непримиримыми в принципе. Бог, по его мнению, воспринимается только посредством откровения. Такого же взгляда придерживаются в основном и еврейские философы 20 в., принадлежащие к экзистенциалистскому направлению. Ф. Розенцвейг выдвигает концепцию перманентного откровения, постоянного непосредственного контакта Бога и человека, при котором Бог проявляет себя как всемогущий любящий отец. Любовь Бога выражается в Его предписаниях человеку, который, ощущая реальность перманентного откровения, сознает свою зависимость от Бога и обязывается выполнять Его предписания. М. Бубер также подчеркивает персонализм Бога как личности. Он - «Вечный Ты», высший собеседник в постоянном диалоге с человеком. Нет никакой возможности дать Ему конкретное определение, но несмотря на Его таинственность и непознаваемость, Он может быть ближе к человеческой личности, чем ее собственное «Я».

В США М. Каплан развил натуралистическую концепцию Бога как космической силы, благодаря которой становятся возможными морально мотивированные устремления человека. М. Каплан утверждает, что человеческие идеалы представляют собой ценности, реализуемые целеустремленностью космических процессов.

Философские концепции Бога сыграли важную роль в развитии еврейской религиозной мысли. Однако еврейская история доказала, что они не могли заменить, по выражению Паскаля, живого Бога Авраама, Исаака и Иакова. Тысячелетия напряженной борьбы с окружающей средой - сначала языческой, а затем христианской и мусульманской, утрата национальной независимости, изгнание из своей страны, долгие века скитаний и гонений не только не привели к отходу народа от веры в Бога, но парадоксальным образом еще более приблизили еврея к Богу, усилили преданность Ему вплоть до самопожертвования во имя Его (см. Киддуш х а-Шем). Евреи умирали с возгласом Адонай эхад (Бог един) от мечей римских легионеров, на кострах инквизиции. После каждой исторической катастрофы появлялись новые нюансы веры в Бога и служения Ему. Так, в начале 18 в. после крушения мессианского движения Саббатая Цви и страшной резни евреев в Польше (см. Б. Хмельницкий) возникло массовое религиозное течение (см. Хасидизм), провозгласившее возможность более интимного общения каждого еврея с Богом при посредстве духовного вождя - цаддика . Религиозный еврей никогда не теряет веры в Божественное искупление (в земной или загробной жизни), а евреи как нация не утратили веру в конечное избавление Им всего народа (геуллат Исраэль ) в историческом или эсхатологическом плане. Концепция единого Бога в еврейской религии, главным образом в Библии, является одним из крупнейших вкладов в цивилизацию христианских и мусульманских народов.

КЕЭ, том: 1.
Кол.: 465–478.
Издано: 1976.



Статьи по теме: