Апартаменты Короля (Версаль). Достопримечательности Франции — Апартаменты Короля (Версаль)

(Versaille Palace) под Парижем, тот самый грандиозный Версаль — великолепная резиденция королей Франции, великое коллективное творение лучших французских архитекторов и ландшафтных мастеров. Созданная Людовиком XIV с ясной целью затмить все до той поры построенное в Европе, и действительно затмившая.

  • Версаль — памятник «Королю-солнцу», наглядная визуализации идеи: монарх — центр мироздания

Охотничий замок в Версале, ставший громадным дворцом, превратился в образец для подражания по всей Европе. Остается он эталоном и сегодня. Грандиозность идеи и изящность ее воплощения на практике не может оставить равнодушным!

  • Королевский дворец в Казерте, построенный для итальянской ветви Бурбонов
  • российские Верхние и Нижние сады в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе
  • Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Испании под Сеговией
  • Херренкимзее в Германии
  • множество архиепископских, герцогских резиденций и частных резиденций

в той или иной мере заимствовали идеи, реализованные при создании Версальского дворца и парка!

Впрочем, и сам он материализовался не из воздуха. Бытует мнение,что идея о постройке новой резиденции возникла у Людовика XIV после визита в замок Во-ле-Виконт. Построенный под Парижем королевским казначеем Николя Фуке и богатством отделки затмившим все существовавшие во Франции до него!

Версальский дворец в цифрах

Полная длина садового фасада превышает полкилометра (670 метров). Во дворце более 700 помещений, 1 252 камина и 67 лестниц. На мир Версальский дворец смотрит на мир через 2 153 окна.

Общая площадь здания превышает 67 000 квадратных метров. А весь комплекс с парком раскинулся на 8 км2. Чем не самодостаточная страна?

Дворцовые апартаменты и по сей день поражают роскошью отделки. Особенно выделяются: Зеркальная галерея, зал длиной 73 метра, шириной 10.5 и высотой 12,5 метров, Апартаменты короля, окна которых выходят на внутренний Мраморный двор, Большие и Малые королевские покои.

Сумма, потраченная на строительство и отделку Версальского дворца только в эпоху Людовика XIV составила 26 миллионов ливров!

Королевские апартаменты

Королевская спальня находилась в центральной части дворца на втором этаже и окнами выходила на Мраморный двор. Перед спальней находилась знаменитая и часто упоминающаяся в исторической литературе комната «Ой-де-Бёф» (l’Oeil de boeuf, «Бычий глаз»), получившая название по овальному окну в крыше.

  • Большие апартаменты короля, Grand appartement du Roi (темно-синий)
  • Частные помещения короля, Appartement du roi (умеренно-синий)
  • Малые апартаменты короля, Petit appartement du roi (светло-синий)
  • Большие апартаменты королевы, Grand appartement de la reine (желтый)
  • Малые апартаменты королевы, Petit appartement de la reine (красный)

В Версальском дворце впервые с размахом реализовали анфиладную систему залов. Если в предыдущих резиденциях французских королей личные покои оформлялись в интимном, камерном ключе, то здесь жизнь монарха выставлена напоказ.

Личные покои: спальня, кабинет, приемные — все вместе должны были создать незабываемое впечатление о неимоверном богатстве Франции.

  • Людовик XIV занимал комнаты, выходившие окнами на Мраморный двор в центральной части дворца. Королевская спальня располагалась на оси симметрии, именно здесь «Король-солнце» и скончался 1 сентября 1715 года в возрасте 72 лет)

При Людовиках XV и XVI, спальня использовалась для традиционных церемониалов lever («вставание») и coucher («отход ко сну»). Слева от спальни находится «Ой-де-Бёф», а справа — некогда располагался кабинет короля, откуда он управлял Францией. При Людовике XV помещение расширили и превратили в Зал советов.

История создания

Небольшой охотничий замок в старинной деревушке Версаль, расположенной всего лишь в 15 километрах западнее Парижа, возник еще в царствование Людовика XIII, отца правившего впоследствии столь долго и столь блестяще «Короля-Солнца» Людовика XIV, в 1624 году.

В 1632-1638 году замок в Версале по проекту архитектора Филибера Де Руа был превращен в небольшой дворец П-образной формы. Заметим, что при последующих многочисленных перестройках здания, эта его часть стала центром композиции, вокруг которой постепенно прирастали флигеля.

Эпоха Людовика XIV

В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, правившего Францией в роли первого министра фактически единолично, король Людовик XIV пересматривает роль Версаля. В голове монарха, наконец-то получившего реальную власть, рождается идея о превращении небольшого дворца в грандиозную резиденцию, причем ее расположение вне пределов Парижа, столицы Франции, совсем не случайно.

  • Король словно противопоставляет себя сердцу нации, ее самому крупному городу, заявляя, что именно он теперь будет центром Вселенной для французов. Впрочем, официальное превращение Версаля в центр притяжения Франции немного откладывается: лишь в 1682 году сюда окончательно переезжает двор

Масштабное строительство в Версале начинается с 1669 года. Именно тогда архитектор Луи Лево существенно увеличивает прежнее, довольно скромное здание за счет удлинения боковых крыльев, обрамляющих сегодня так называемый Мраморный и Королевский дворы.

Следующий период в строительстве Версальского дворца начинается после Неймегенского мира, в 1678 году и руководит постройкой уже другой выдающийся архитектор, Жюль Ардуэн Мансар (Лево умер в 1670 году).

При Мансаре здание получает наиболее значительное приращение: возникают северный и южный флигеля-крылья, создается знаменитая Большая, позже названная Зеркальной, галерея в центральной части здания, достраиваются министерские корпуса, обрамляющие уже третий по счету внутренний двор комплекса, Министерский.

Одновременно с этим выдающийся ландшафтный архитектор, Андрэ Ленотр создает регулярный парк, а декоратор Шарль Брюн руководит отделкой внутренних покоев.

Очередной этап строительства, последний в царствование Людовика XIV, начинается на сломе веков, в 1699 году и заканчивается в 1710. В результате перестраивается ряд внутренних интерьеров и возникает красивейшая Королевская капелла, начатая Мансаром и законченная Робертом де Котте.

Нельзя не упомянуть и постройку в парке отдельного дворца для фаворитки Короля, маркизы де Монтеспан: Большого Трианона (Le Grand Trianon, Трианон по-французски означает павильон).

  • Впоследствии, во времена Первой империи, его превратил в одну из своих официальных резиденций первый император Франции Наполеон Бонапарт

После смерти старого короля (в 1714 году) двор перебирается в Париж, а в Версале селят делегации иностранных государств. В 1717 году здесь гостит и российский царь Петр I, впоследствии воплотивший многое из увиденного в загородной резиденции Петергоф под Санкт-Петербургом.

Людовик XV и XVI

Французский двор возвращается в Версаль в 1722 году, после смерти регента, Филиппа Орлеанского. Переделки обширного дворца в это время, в общем, незначительны, и в основном касаются его интерьеров.

В обширном дворцовом саду для фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур, строится дворец Малый Трианон, Le Petit Trianon (1762-1768). В 1763-1770 годах композицию Большого Версальского дворца логически завершает здание Оперы по проекту Жака Анжа Габриэля (фланкирует северный фасад).

В царствование Людовика XVI Малый Трианон, подаренный им супруге, Марии-Антуанетте, превращается в изысканную жемчужину изящного и недолго просуществовавшего архитектурного стиля рококо.

После Революции

Во времена Французской революции Версальский дворец лишился большей части своего внутреннего убранства, но здания остались стоять. После реставрации монархии, в 1837 году, король Луи-Филипп указом превратил бывшую резиденцию в национальный музей.

Впоследствии дворец дважды (в 1871 и 1940 годах) видел германские войска (в 1871 году в Зеркальной галерее Версаля Вильгельм I был провозглашен императором Германии). Здесь же в 1919 году был подписан и Версальский мирный договор, окончивший Первую Мировую войну.

Часы работы и цены на билеты

Дворец открыт для посещений в любой день недели, кроме понедельника . С 9 до 18.30 с мая по сентябрь и 9 до 17.30 с октября по апрель.

Билет в Версальский дворец, оба Трианона, парк (2018 год) обойдется в 20 €. 25 € стоит билет на 2 дня.

Посетители в возрасте до 18 лет вне зависимости от гражданства и граждане Евросоюза до 26 лет проходят бесплатно.

Апартаменты Короля представляют собой анфиладу комнат в Версальском дворце, служивших жилыми помещениями для Людовика XIV. С окнами, выходящими во Мраморный Двор, эти помещения расположены в самой старинной части дворца на месте комнат, которые в замке времен Людовика XIII были отведены Королеве. Главным образом по причине неудобства Больших покоев Короля и сооружения Зеркальной галереи, Людовик XIV занялся перестройкой этих помещений под себя вскоре после смерти Марии Терезии в 1684 году. В эпоху правления Людовика XV и Людовика XVI Апартаменты Короля превратились в повседневные рабочие помещения.


Апартаменты Короля (Версаль)

Изначально, анфилада Апартаментов Короля содержала восемь комнат и начиналась от Лестницы Королевы. После 1701 года количество комнат было уменьшено до семи; а в 1755 году число комнат уменьшилось до шести.

Апартаменты Короля (Версаль)

Лоджия, ведущая в Апартаменты Короля отделана мраморными панелями и освещена двумя окнами, выходящими в Королевский двор. В 1701 году чтобы увеличить освещение лестничных маршей, была вскрыта южная стена напротив окон; таким образом из вестибюля получилась лоджия. В конце правления Людовика XIV Лестница Королевы и Лоджия вели одновременно в Апартаменты Короля, Большие покои Королевы и в апартаменты Мадам де Ментенон, с которой Король сочетался тайным браком после смерти королевы Марии-Терезии.

Зал караула служил для размещения Гвардейцев Короля. При раннем декорировании комнаты использовали облицовку стен кожей с тисненой позолотой и батальную сцену работы Жозефа Парроселя, "Битва при Лёзе, 18 сентября 1691", висящую над камином. Оформление комнаты дополняют две большие люстры, украшенные монограммой Короля. Практичное назначение комнаты подчеркивалось деревянными скамьями, походными кроватями и ширмами, которые использовались гвардейцами, находящимися в комнате. По понедельникам в этой комнате устанавливался стол, накрытый бархатной скатертью с золотой бахромой, за которым Людовик XIV лично принимал прошения, поданные его подчиненными.

Первый аванзал или Салон Большого Столового Прибора (также известный в эпоху правления Людовика XIV как Салон ужина Короля) выходил тремя окнами во Мраморный двор (север) и другими тремя окнами во Двор Королевы (юг). В оформлении комнаты использована батальная живопись Жозефа Парроселя – над каминной доской выставлена его картина “Битва при Арбелах”. После смерти Королевы и Дофины, комнату сервировали в тех случаях, когда Людовик XIV ужинал на публике один. Для ужина по церемонии Большого Столового Прибора сервировали стол перед камином и одно кресло с подлокотниками. У стены напротив камина изначально было возвышение для музыкантов, но его разобрали в 18-ом веке. Этот протокольный порядок был нарушен только с 16 ноября по 4 декабря 1700 года. В этот период внук Людовика XIV Филипп, герцог Анжуйский после провозглашения Королем Испании несколько раз ужинал публично со своим дедом.

В этой комнате произошла развязка одного из самых возмутительных событий в жизни Версаля времен правления Короля-Солнца. В 1691 была украдена бахрома от портьеры Салона Марса и часть вышитого покрывала для кровати из Салона Меркурия. Во время подачи десерта, через одно из окон, выходящих в Мраморный двор, в комнату влетел сверток и упал на стол Короля. Людовик XIV произнес только “Полагаю, что это моя бахрома.”

Второй аванзал и Спальня Короля ранее были частью апартаментов королевы, но в 1684 году, после смерти Королевы, Людовик XIV присоединил эту комнату к своим апартаментам.

Во Втором аванзале придворные ожидали разрешения пройти для участия в церемонии Утреннего выхода Короля в Спальне Короля, расположенной далее. Эта комната также известна как Аванзал Бассано в честь размещенных на стенах нескольких картин итальянского художника Якопо Бассано. Над каминной доской была вывешена знаменитая работа “Noli me tangeres” голландского художника Ламбера Сустриса. В 1701 году Второй аванзал и Спальня Короля были объединены в Аванзал с овальным окном, который стал главным аванзалом перед новой спальней Короля.

Название этой комнаты произошло от овального окна, расположенного на южном своде плафона. Салон с овальным окном декорирован фризом с позолоченной лепниной, которая украшает своды потолка помещения, фоном для которой служит решетчатая конструкция с изображением групп танцующих путти. Такое декорирование сводов стало предвестником новых художественных тенденций 18-го века и смены формалистического стиля, использованного в оформлении Больших покоев Короля и Зеркальной галереи, к менее строгому стилю, предшествующему Стилю Людовика XV. Людовик XIV не экономил средств на декорирование этой комнаты. Зеркала и вывешенные работы Веронезе “Есфирь, упавшая в обморок” и “Юдифь с головой Олоферна”, а также золоченая обстановка – все это делает комнату наиболее роскошным помещением в Апартаментах Короля.

Когда в 1684 году Людовик XIV переехал в Спальню Короля, следующая комната стала Салоном Короля или Салоном облачения Короля. На протяжении 17 лет эта комната была местом церемоний, окружавших жизнь Короля, к примеру, утреннего выхода Короля и отхода ко сну.

Как способ экономии, Людовик XIV использовал большинство декора Салона Короля в оформлении Спальни Людовика XIV. Над дверьми помещены картины Портрет Маркиза де Монкада и Автопортрет, обе работы Ван Дейка, Иоанн Креститель работы Караваджо и Мария Магдалина работы Гвидо Рени. Святая Кикилия работы Доменикино украшает южную стену над камином, а Царь Давид, играющий на арфе того же мастера расположена напротив, на северной стене.

Западная стена комнаты стала альковом – отгороженной балюстрадой частью комнаты, в которой расположили кровать. Использованные в оформлении алькова орнаменты в виде лепного венка и завитков, а также решетчатые скульптуры, предвосхищают во многих отношениях стиль эпохи Регентства, бывший в моде с 1715 по 1723 год. Кровать увенчана резной работой Николаса Кусто Блистательная Франция, дополненной двумя резными работами Слава Франсуа Леспиньола, размещенными в парусах свода арки. Это единственное место Дворца, которое не было переделано наследниками Людовика XIV, сохранившими шедевры королевской коллекции, вставленные в деревянную обшивку стен. Спальня сохранила свой первоначальный декор и после Революции.

Существующая сейчас парчовая ткань на стенах алькова и в оформлении кровати была соткана повторно как начинание Пятой республики по реставрации Версальского дворца. Первозданный альков и драпировка кровати были восстановлены в 1736 году; а в 1785 году Людовик XVI приказал сжечь парчовую ткань, из которой получили свыше 60 килограмм золота. Существующая сейчас драпировка кровати, хоть и соответствует тому периоду, не является копией той парчи, которая изначально висела в Спальне Людовика XIV. Из-за недостатка архивной информации во времена осуществления проекта, было принято решение использовать образец драпировки зимний гобелен из спальни Королевы. Уже после начала проекта реставрации были обнаружены оригинальные образцы; и поскольку часть проекта уже была завершена, было решено использовать зимний гобелен Королевы. 1 сентября 1715 года в этой комнате скончался Людовик XIV.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Схема Малых апартаментов Короля по состоянию на 1693 г.
Пояснения к схеме Малых апартаментов Короля
1 Игровой салон (Передняя для собак)
2 Салон Лестницы Короля
3 Лестница Короля
4 Кабинет Картин
5 Кабинет Ракушек (Кабинет Книг)
6 Овальный салон
7 Первый салон Маленькой галереи
8 Маленькая галерея
9 Второй салон Маленькой галереи
10 Кабинет Медалей
11 Лестница Послов
12 Двор Короля
A-F Большие покои Короля
a-d a) кабинет париков; b) гардероб; c) лестница; d) проход в Салон Аполлона
Схема Малых апартаментов Короля по состоянию на 1740 г.
Пояснения к схеме Малых апартаментов Короля
1 Лестница Короля
2 Передняя для собак
3 Кабинет с Часами
4 Спальня Людовика XV
5 Внутренний кабинет
6 Овальный салон
7 Кабинет Книг; Кабинет с альковом
8 Маленькая галерея
9 Кабинет Медалей
10 Лестница Послов
I Олений двор (Двор Короля)
II Внутренний дворик
A-F Большие покои Короля
a-h a) кабинет париков; b) отдельный кабинет Короля; c) кабинет стульев; d) лестница; e) кабинет золота; f) коридор; g) банный кабинет; h) ванный зал
Схема Малых апартаментов Короля по состоянию на 1760 г.
Пояснения к схеме Малых апартаментов Короля
1; 1a Спальня Людовика XV; 1a гардероб
2 Кабинет с Часами
3 Передняя для Собак
4 Лестница Короля
5
6 Буфетная
7 Внутренний кабинет
8 Задний кабинет
9 Апартаменты Мадам Аделаиды
A-F Большие покои Короля
I Олений двор
II Внутренний дворик
a-h a) Салон заседания Совета; b) кабинет для обтачивания слоновой кости; c) кабинет стульев; d) лестница; e) кабинет золота; f) коридор; g) лестница Эпернон; h) терраса
Схема Малых апартаментов Короля по состоянию на 1789 г.
Пояснения к схеме Малых апартаментов Короля
1; 1a Спальня Людовика XV; гардероб
2 Кабинет с Часами
3 Передняя для собак
4 Лестница Короля
5
6 Буфетная
7 Внутренний кабинет
8 Кабинет депеш
9 Кабинет золотого сервиза
10 Кабинет для кассы
11 Библиотека Людовика XVI
12 Фарфоровая столовая
13 Буфетная
14 Игровой салон
I Олений двор
II Внутренний дворик
III Погребок Короля
a-f a) Салон заседаний Совета; b) банный кабинет; c) лестница; d) кабинет стульев; e) кабинет географии; f) библиотека и кабинет огнестрельного оружия; g) терраса
A-F Большие покои Короля

Малые апартаменты Короля в Версальском Дворце состоят из ряда комнат, которые находились в распоряжении Людовика XIV , Людовика XV и Людовика XVI . Расположенные на втором этаже Дворца, комнаты находятся в самой старинной части Дворца, возраст которой датируется эпохой Людовика XIII . При Людовике XIV в этих комнатах были размещены Королевские коллекции художественных произведений и книг, образуя некое подобие музея. При Людовике XV и Людовике XVI , комнаты были перестроены под личные жилые помещения. В это время комнаты изменили и их оформление является одним из лучших, дошедших до нас, образцов Стиля Людовика XV и Стиля Людовика XVI в Версальском Дворце (Kimball, 1943).

Эпоха Людовика XIV


Фрагмент изображения на плафоне Салон Изобилия , показывающий Королевскую ладью Людовика XIV, которая находилась в Кабинете Медалей , Рене-Антуан Уасс (1645-1710), 1683г.

Эпоха Людовика XV – 1740 год

По возвращении Короля и его Двора в Версаль в 1722 году, дворцовая жизнь снова вернулась к ритму, который существовал при Людовике XIV . Молодой Людовик XV занимал спальню своего прадедушки, Апартаменты Короля , где ежедневно производились церемонии утреннего выхода Короля и отхода ко сну с той же высочайшей протокольной точностью, как это было заведено во время правления Короля Солнца . Однако, из-за того что зимой комната была неудобна для жизни – её было сложно, если не невозможно, обогреть по причине большого размера (90 квадратных метров с высотой потолков 10 метров) и выхода окон на восток – Людовик XV был вынужден устроить свою спальню где-нибудь в другом месте (Verlet, стр. 313-314). В 1738 году 27-летний Людовик XV распорядился построить новую спальню с окнами на юг – Спальня Людовика XV (№4 на схеме 1740 года) – на месте Игрового Салона Людовика XIV , северная сторона которого была расширена за счёт части Двора Короля чтобы соорудить альков для кровати (Verlet 1985, стр. 444-447). В том же году была снесена Лестница Короля и была построена новая лестница чуть севернее прежнего места. На том месте где была расположена прежняя Лестница Короля Людовика XIV построили новую комнату, Аванзал возвращения с охоты (Verlet 1985, стр. 442). В этой комнате Людовик XV держал некоторых своих охотничьих собак, как это делал его прадед в Передней для собак .

Дальнейшая перестройка Малых апартаментов Короля в это время состояла в создании Кабинета с Часами и Внутреннего кабинета . Эти комнаты были созданы после разрушения Салона Лестницы Короля и Кабинета Картин Людовика XIV (Le Guillou, 1985).

Кабинет с Часами (№3 на схеме 1740 года) получил своё название из-за солнечных часов, размещённых в апсидальном алькове на восточной стене. Эти показывали время восхода и захода Солнца и Луны (Verlet 1985, стр. 450).

Внутренний кабинет (№4 на схеме 1740 года) (ещё его называют Угловым кабинетом) использовался для нескольких целей: в нём помещалась часть нумизматической коллекции Людовика XV и коллекция миниатюрной живописи; её использовали как столовую; и она была рабочим кабинетом. Из всех помещений Малых апартаментов Короля в эпоху правления Людовика XV , эта комната, вероятно, была самой пышно обставленной и наиболее роскошно декорированной (Verlet 1985, стр. 452).

Кабинет Книг , Овальный Салон Людовика XIV , Маленькая галерея и её два салона, а также Кабинет Медалей были сохранены в неизменном виде (№№6, 7, 8 и 9 на схеме 1740 года).

К 1740 году Малые апартаменты Короля были расширены в сторону Двора Короля , вследствие чего восточная часть этого внутреннего двора стала отдельным двориком. Этот новый внутренний двор получил название Внутренний двор Короля (№II на схеме 1740 года), а Двор Короля получил новое название Олений двор . Это новое название произошло от двух дюжин лепных голов оленей, которыми по распоряжению Людовика XV были украшены стены внутреннего двора (Verlet 1985, стр. 457).

Эпоха Людовика XV – 1760 год

Изменения в Малых апартаментах Короля в конце 1750-х годов проходили под влиянием общей перепланировки апартаментов главного корпуса Дворца и разрушения Лестницы Послов (№10 на схеме 1740 года). Чтобы устроить новые апартаменты для своей дочери, Мадам Аделаиды , Людовик XV распорядился построить комнаты на том же, втором, этаже, что и Малые апартаменты Короля . Эти новые апартаменты заняли место где находилась Маленькая галерея и её два салона, а также новые площади, которые образовались после сноса Лестницы Послов (№9 на схеме 1760 года).

Наиболее существенными переделками Малых апартаментов Короля в это время было перемещение Лестницы Короля (№4 на схеме 1760), сооружение Обеденного зала по возвращению с охоты (1750) (№5 на схеме 1760 года), и Буфетной (1754) (№6 на схеме 1760 года) (Verlet 1985, стр. 473-474). Обеденный зал по возвращению с охоты был построен на месте Банного кабинета Людовика XV (№g на схеме 1740 года) когда Королю понадобилась столовая на втором этаже чтобы принимать небольшие компании друзей, как правило, после охоты (Bluche, 2000; Marie, 1984). Обеденный зал по возвращению с охоты был оформлен облицовочными панелями и декоративными элементами, взятыми из Игрового салона Людовика XIV (Verlet 1985, стр. 442-443).

Людовик XV оформлял Малые апартаменты Короля в такое время, когда французские стили декорирования развивались очень стремительно в 18-м столетии. Многие из этих помещений являются превосходными образцами Стиля Людовика XV . Из всех комнат Внутренних апартаментов Короля , самым показательным является Кабинет с Часами . Скульптор Жак Вербект выполнил для него отделочные панели, комната была меблирована столом и стульями и служила для игорных вечеров, возглавляемых Людовиком XV (Verlet 1985, стр. 449). Однако, начиная с 1754 года, эта комната получила значительное преимущество перед другими помещениями.

В январе этого года Людовик XV привез из замка Шуази и поместил в эту комнату знаменитые механические часы.

Часы, созданные инженером Пассманом и часовым мастером Луи Дотио , и размещённые в подставке из позолоченной бронзы работы Филиппом Каффиери , были чудом того времени. Потребовалось 12 лет на их создание; сверху над часами установлен хрустальный шар в котором Солнце и планеты движутся в соответствии с теорией Коперника . Часы показывают час, день недели, месяц (даже учитывая високосные года), и год. Этим часам кабинет обязан своим названием - Кабинет с часами (№2 на схеме 1760 года) (Kuraszewski, 1976; Verlet 1985, стр. 450).

К 1760 году Внутренний кабинет (№7 на схеме 1760 года) также стал известен как Бюро Короля и эта комната стала не только лучшим отражением личных вкусов Людовика XV , но также является одним из лучших образцов стиля Людовика XV . В 1755 году столяр-краснодеревщик Жиль Жубер сделал два угловых шкафа, дополняя мебель, выполненную ещё в 1739 году мастером Годро , для размещения нумизматической коллекции Людовика XV (Verlet 1985, стр. 452). В 1769 году в этом кабинете разместили механический бюро-секретер с круглой крышкой, над которым мастер Жан-Франсуа Эбен работал 9 лет (Verlet 1985, стр. 454).

В процессе развития Внутреннего кабинета , Людовик XV также занимался сооружением своего Заднего кабинета (№8 на схеме 1760 года). Вместо Кабинета Книг и Овального салона Людовика XIV , Людовик XV создал отдельный частный кабинет (с небольшим Кабинетом стульев ), который выходил непосредственно на Лестницу Короля и в котором Людовик проводил большую часть дня, управляя Францией. Этот кабинет был оформлен предельно практично – простой стол, стулья и ряды полок (Verlet 1985, стр. 459).

Эпоха Людовика XVI

Людовик XVI , за исключением того что забрал обратно часть апартаментов Мадам Аделаиды , полностью сохранил оформление Малых апартаментов Короля в том виде, как это было при его дедушке. Заднему кабинету Людовика XV дали новое название - Кабинет депеш (№8 на схеме 1789 года); однако, Людовик XVI продолжал по-прежнему использовать эту комнату как повседневный кабинет, подобно своему деду (Rogister, 1993).

Кабинет золотого сервиза (№9 на схеме 1789 года) занимает часть площади бывших апартаментов Мадам Аделаиды , а изначально на этом месте располагался Первый салон Маленькой галереи . Людовик XVI в годы своего правления разместил в Кабинете золотого сервиза своё собрание раритетного фарфора и диковинных предметов, большей частью полученных в подарок от дипломатов (Verlet 1985, стр. 526)

Небольшая комната севернее Кабинета золотого сервиза называется Кабинет для кассы (№10 на схеме 1789 года). Около 1769 года на этом месте были сооружены ванные Короля, и это была последняя работа, заказанная Людовиком XV. Людовик XVI , по слухам, использовал эту комнату для ведения своих личных финансовых расходов (Verlet 1985, стр. 526). Облицовочные панели декора в этой комнате датированы периодом перестройки для Людовика XV, и свидетельствуют уже о новом вкусе: гравюры, представляющие темы наслаждений от водных процедур в овальных медальонах, окаймованных камышом и нарциссами, выполнены с эффектом матового золота, полированного золота и сплава золота с серебром. Эти скульптуры выполнил в 1771 году уже не Верберкт, а его соперник – Анутан Руссо при помощи своих сыновей. Однако, Людовик XVI в 1784 году поручил убрать ванную и выполнить полное повторное золочение комнаты (Verlet 1985, стр. 526). Когда Пьер де Нолак принял на себя руководство музеем Версаля, он обнаружил что эта комната используется дворниками для хранения метел. Это открытие побудило Нолака начать всеобъемлющее исследование исторического прошлого Версаля (Nolhac, 1937).

Библиотека Людовика XVI (№11 на схеме 1789 года) находится восточнее от Кабинета золотого сервиза и расположена на месте спальни Мадам Аделаиды (которую Людовик XV переименовал в 1769 году в Салон собраний ), а ещё раньше на этом месте была Маленькая галерея . Сооружение библиотеки началось в 1774 году по проекту архитектора Габриеля, а декорирование выполнялось мастерскими братьев Руссо , которые до этого работали над деревянным декором Кабинета для кассы и над частью скульптурного оформления Королевской оперы Версаля (Verlet 1985, стр. 513). Эта комната наглядно показывает личные вкусы Людовика XVI ; она была одной из его любимых комнат и Король отдавался здесь своей страсти к наукам и, в особенности, географии. Здесь можно увидеть земной глобус, поддерживаемый Атлантом, по которому он отслеживал маршруты морских экспедиций, и в частности экспедиции Лаперуза, которую Король вдохновлял и поддерживал. Здесь же стоит большой стол Ризнера, крышка которого выполнена из единого блока красного дерева диаметром в 2,1 метр и установлена на домкратах, так как Людовику была необходима абсолютно ровная поверхность, для того чтобы вносить коррекции на географических картах.

Схема помещений Апартаментов Короля

Пояснения к схеме Апартаментов Короля
1 Лоджия
2 Зал караула
3 Первый аванзал (Салон Большого Столового Прибора )
4 Аванзал с овальным окном (прежде Второй аванзал / Аванзал Бассано и Спальня Короля )
5 Спальня Людовика XIV (прежде Салон Короля )
6 Кабинет Совета (прежде Кабинет зеркал и Кабинет терм )
A Мраморный двор
B Королевский двор

Апартаменты Короля представляют собой анфиладу комнат в Версальском дворце , служивших жилыми помещениями для Людовика XIV . С окнами, выходящими во Мраморный Двор , эти помещения расположены в самой старинной части дворца на месте комнат, которые в замке времен Людовика XIII были отведены Королеве. Главным образом по причине неудобства Больших покоев Короля и сооружения Зеркальной галереи , Людовик XIV занялся перестройкой этих помещений под себя вскоре после смерти Марии Терезии в 1684 году. В эпоху правления Людовика XV и Людовика XVI Апартаменты Короля превратились в повседневные рабочие помещения.

Изначально, анфилада Апартаментов Короля содержала восемь комнат и начиналась от Лестницы Королевы . После 1701 года количество комнат было уменьшено до семи; а в 1755 году число комнат уменьшилось до шести.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    РОСКОШНЫЙ ЛУВР

    Лувр: Самый большой музей мира. 11 Французское искусство 16-17 веков. Эпоха Людовика XIV

Субтитры

Что сокрыто в слове «Лувр»? Это и средневековая крепость, и роскошная резиденция французских властителей, и хранилище кровавых тайн; сцена действия, где плелись коварные интриги и разворачивались любовные истории королевского двора. Это и средневековая сокровищница, и крупнейший в Европе музей, где находятся лучшие шедевры мирового искусства. Это дом для призрака Бельфегора и непостижимой Джоконды. Это место, где сплетаются пласты времени: почти тысячелетняя история строительства здания оставила на нем следы. Только здесь можно пройдя сквозь современную стеклянную пирамиду, оказаться во дворце эпохи Классицизма, а буквально через несколько десятков метров спуститься в подвалы, сохранившиеся от средневекового замка. Но расскажем историю Лувра по порядку. Итак, В конце XII века Филипп-Август, собираясь в Крестовый поход, был обеспокоен защитой своего имущества. Он приказал возвести крепостную стену. Одна из башен была названа Луврской. Вот напротив нее-то и была выстроена высокая крепость из белого камня, которая стала сокровищницей Филиппа-Августа. На нижних этажах Лувра все еще сохранились остатки крепости, при желании можно прикоснуться к первым камням, положившим начало будущего великолепия. Впрочем, в то время сам король никогда не жил в крепости, и символом монаршей власти Лувру еще только предстоит стать. Париж процветал и разрастался, и спустя почти двести лет в 1356 году был выстроен земляной вал, далеко отстоящий от прежней границы. Лувр больше не был важным оборонительным сооружением. Зато крепость приглянулась Карлу V. В 1364 году архитектор Раймон дю Тампль приступил к работе над преобразованием крепости в резиденцию для короля. Были выстроены зубчатые башни, пристройки и отдельные хозяйственные здания перестроили в залы с огромными окнами, соединили их наружными лестницами. В Книжной башне Карл V Мудрый устроил библиотеку, которая насчитывала 900 томов. Но краткая эпоха расцвета длилась недолго. Когда его сын Карл VI покинул Лувр, крепость погрузилась в сон. Разбудил Лувр и вдохнул в него новую жизнь Франциск I. Этот монарх из своих походов привез во Францию эпоху Возрождения. Стоит ли удивляться, что по его указанию талантливый архитектор Пьер Леско полностью перестроил крепость, снеся Большую Башню и возведя на ее месте дворец в стиле ренессанс. Екатерина Кровавая Медичи в свойственной ей жесткой манере потребовала полностью перестроить дворец. И в 1564 году началось строительство Тюильри почти в полукилометре на западе от Лувра. Через 46 лет, уже при Генрихе IV, Лувр и Тюильри были соединены грандиозной постройкой – Большой галереей, протяженность которой составляет 442 метра. Во время правления Людовика XIII был выстроен Кар Карэ, который стал больше прежней резиденции в четыре раза. А в 1624 году была воздвигнута знаменитая Часовая башня. Во второй половине XVII века появились два новых крыла, которые замкнули огромный двор Лувра. Идея превратить Лувр в музей родилась еще при Людовике XV, но воплотилась в жизнь только после революции. И в 1793 году двери музея Наполеона были впервые открыты для посетителей. Во время наполеоновских войн коллекция музея невероятно разрослась за счет военных трофеев. Новый, современный этап преображения Лувра начал Франсуа Миттеран в 1989 году. Он начался с появлением необычной стеклянной пирамиды, которую спроектировал американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. С ее появлением количество посетителей Лувра увеличилось в два раза. В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства. Давйте пройдём по отделам. Образованный в 1881 году, отдел Древнего Востока хранит в себе богатейшее собрание памятников и предметов из золота, серебра, бронзы и глины, которые являются отражением культуры древнейших цивилизаций Ближнего Востока. Самый старейший из них датируется 6 000 годом до рождества Христова. По распоряжению монарха Карла X департамент Древнего Египта был образован в 1826 году. Возглавил его Жан-Франсуа Шампольон, знаменитый египтолог, раскрывший тайну иероглифов. Основу коллекции составили находки, полученные во время экспедиционного похода Наполеона в Египет в 1798. Коллекция Древнего Египта в Лувре считается самой ценной в мире, насчитывающей более 50 тысяч экспонатов, разместившихся в 20 залах. Древняя Греция, Рим и Этруски Ранее этот отдел был известен как Музей Античности, открытый в 1800 году. На тот период собрание археологических находок располагалось в Лувре в покоях Анны Австрийской. Основу коллекции составляли античные памятники, приобретённые французскими монархами в XVI-XVII веках. Представленные здесь работы охватывают обширный период развития греческой, римской и этрусской цивилизаций с 4-го тысячелетия до нашей эры по VI век нашей эры. Отдел живописи является самой крупной экспозицией Лувра. Он занимает большую часть этого музейного комплекса, расположившись на 2 и 3 этаже. Начальная коллекция была частью картинной галереи Франциска I, которую значительно увеличил и Людовик XIV. В В Лувре художественный отдел был открыт в 1794 году. Коллекция предметов изобразительного искусства Лувра насчитывает около 6 тысяч работ, созданных европейскими мастерами с XIII века по 1848 год. Здесь собраны самые разнообразные произведения живописи, различающиеся по формату, технике и стилю исполнения. Департамент Лувра Декоративно-прикладное искусство был образован в 1893 году. Представленные экспонаты поступали сюда из разных частей Франции: из церквей и императорских дворцов из специального хранилища государственных ценностей и частных музеев известных коллекционеров. Великолепнейшее собрание предметов декоративно-прикладного искусства включает образцы гобеленов, роскошные предметы мебели и внутреннего убранства, керамику, ювелирные украшения. Здесь также представлены многочисленные скульптурные работы, включая известную конную статую Карла Великого. В этом отделе 81 выставочный зал. Коллекция скульптурных предметов искусства в Лувре начала формироваться с 1817 года. В этом отделе представлены произведения, которые созданы до 1850 года. По замыслу организаторов выставки она делится на два экспозиционных пространства – французская коллекция и зарубежные скульптуры. Искусство Ислама - Arts de Департамент исламского искусства является самым молодым отделом Лувра. Он был открыт в 2003. Под необычной стеклянной крышей выставлено около 3-х тысяч экспонатов, представляющих культурное наследие цивилизации ислама, которая простиралась от Андалузии до Индии, с момента её зарождения в VII веке по XVIII век. Здесь можно увидеть различные образцы декоративной отделки и обработки материалов – это ковры, предметы из камня, изделия из слоновой кости, керамика, орнаменты из искусственного мрамора, ковка по металлу и резьба по дереву, картины. Отделение графического искусства Лувра было открыто в 1797 году. Ядро этой коллекции составляют предметы, хранившиеся в Королевском кабинете, который находился в Лувре с момента его основания. К произведениям западного искусства относится около 126 тысяч экспонатов, выполненных на бумаге в период с XIV по начало XX века. В основном, они хранятся в альбомах или дневниках. Помимо традиционной техники графического рисунка, здесь присутствует акварель, гуашь, пастель и широкоформатные изображения на картоне. В 2000 году в апреле в Лувре при участии президента Франции Жака Ширака состоялось торжественное открытие павильона, посвящённого культуре и искусству стран Азии, Африки, Океании и Америки. В этом отделе выставлены 120 необычных скульптур, отобранных замечательным специалистом по примитивным искусствам Жаком Кершашем. Большая часть предметов поступила в Лувр из государственных коллекций Франции. Лувр – вечно молодой, живой дворец-музей. Традиция постоянно достраивать его и вносить изменения, идущие в ногу со временем, сохранилась французами до сих пор. При этом атмосфера прошлых веков бережно сохраняется, а за счет музейных коллекций древности создается ощущение, что Лувр – это хранитель не только французской, но и всей мировой истории. И, конечно, хочется хоть раз прогуляться по его дворам, пройти сквозь стеклянную пирамиду, побродить по средневековым подвалам, насладиться щекочущим чувством, вызванным прикосновениям к тайнам древности, быть покоренным пышным великолепием ренессанса и отдать дань строгим и величественным линиям эпохи Классицизма – в Лувре каждый найдет тот кусочек истории, который окажется ему близок. И всё это за каких-нибудь 9 евро.

Лоджия

Лоджия, ведущая в Апартаменты Короля отделана мраморными панелями и освещена двумя окнами, выходящими в Королевский двор . В 1701 году чтобы увеличить освещение лестничных маршей, была вскрыта южная стена напротив окон; таким образом из вестибюля получилась лоджия. В конце правления Людовика XIV Лестница Королевы и Лоджия вели одновременно в Апартаменты Короля , Большие покои Королевы и в апартаменты Мадам де Ментенон , с которой Король сочетался тайным браком после смерти королевы Марии-Терезии.

Зал караула

Зал караула служил для размещения Гвардейцев Короля . При раннем декорировании комнаты использовали облицовку стен кожей с тисненой позолотой и батальную сцену работы Жозефа Парроселя , "Битва при Лёзе, 18 сентября 1691", висящую над камином. Оформление комнаты дополняют две большие люстры , украшенные монограммой Короля. Практичное назначение комнаты подчеркивалось деревянными скамьями, походными кроватями и ширмами, которые использовались гвардейцами, находящимися в комнате. По понедельникам в этой комнате устанавливался стол, накрытый бархатной скатертью с золотой бахромой, за которым Людовик XIV лично принимал прошения, поданные его подчиненными.

Первый аванзал

В этой комнате произошла развязка одного из самых возмутительных событий в жизни Версаля времен правления Короля-Солнца. В 1691 была украдена бахрома от портьеры Салона Марса и часть вышитого покрывала для кровати из Салона Меркурия. Во время подачи десерта, через одно из окон, выходящих в Мраморный двор , в комнату влетел сверток и упал на стол Короля. Людовик XIV произнес только “Полагаю, что это моя бахрома.”

“Битва при Лёзе, в которой сражались Гвардейцы Короля , 18 сентября 1691 года” работа Жозефа Парроселя 1691 года
Живопись в Салоне Большого Столового Прибора

“Кавалеристы утоляют жажду после сражения” около 1687 Жозеф Парросель (1646–1704) Южная стена “Схватка кавалерии” Жозеф Парросель западная часть южной стены “Кавалерия атакует крепостной вал города” около 1687 Жозеф Парросель восточная часть южной стены “Александр Македонский сражает Дария III в битве при Арбелах” около 1687 by Жозеф Парросель , над камином “Кавалерист ведет пленных после взятия города” около 1687 Жозеф Парросель , северная стена “Кавалеристская атака и упавший наездник” около 1687 Жозеф Парросель , северная стена

Аванзал с овальным окном

Второй аванзал и Спальня Короля ранее были частью апартаментов королевы, но в 1684 году, после смерти Королевы , Людовик XIV присоединил эту комнату к своим апартаментам.

Во Втором аванзале придворные ожидали разрешения пройти для участия в церемонии Утреннего выхода Короля в Спальне Короля , расположенной далее. Эта комната также известна как Аванзал Бассано в честь размещенных на стенах нескольких картин итальянского художника Якопо Бассано . Над каминной доской была вывешена знаменитая работа “Noli me tangere s” голландского художника Ламбера Сустриса. В 1701 году Второй аванзал и Спальня Короля были объединены в Аванзал с овальным окном , который стал главным аванзалом перед новой спальней Короля.

Живопись в Аванзале с овальным окном

Noli me tangere работы Ламбера Сустриса, вторая половина 16-го века Есфирь, упавшая в обморок работы Паоло Кальяри, названного Веронезе , последняя четверть 16-го века

Название этой комнаты произошло от овального окна, расположенного на южном своде плафона. Салон с овальным окном декорирован фризом с позолоченной лепниной, которая украшает своды потолка помещения, фоном для которой служит решетчатая конструкция с изображением групп танцующих путти . Такое декорирование сводов стало предвестником новых художественных тенденций 18-го века и смены формалистического стиля, использованного в оформлении Больших покоев Короля и Зеркальной галереи , к менее строгому стилю, предшествующему Стилю Людовика XV . Людовик XIV не экономил средств на декорирование этой комнаты. Зеркала и вывешенные работы Веронезе “Есфирь, упавшая в обморок” и “Юдифь с головой Олоферна” , а также золоченая обстановка – все это делает комнату наиболее роскошным помещением в Апартаментах Короля .

Спальня Людовика XIV

В 1701 году на месте Салона Короля была сооружена Спальня Людовика XIV . Прежняя комната во время правления Людовика XIV подвергалась многочисленным реконструкциям, самая значимая прошла в 1678 году когда западные окна, выходящие на террасу, были закрыты вследствие сооружения Зеркальной галереи . После сооружения Спальни Людовика XIV в 1701 году, это помещение стало центром жизни Двора.

Живопись в Спальне Людовика XIV

Мария Магдалина около 1628-1629 г. Работа Гвидо Рени Святая Цецилия Доменикино Царь Давид , играющий на арфе первая четверть 17-го века. Работа Доменикино

Западная стена комнаты стала альковом – отгороженной балюстрадой частью комнаты, в которой расположили кровать. Использованные в оформлении алькова орнаменты в виде лепного венка и завитков , а также решетчатые скульптуры, предвосхищают во многих отношениях стиль эпохи Регентства , бывший в моде с 1715 по 1723 год. Кровать увенчана резной работой Николаса Кусто Блистательная Франция , дополненной двумя резными работами Слава Франсуа Леспиньола, размещенными в парусах свода арки. Это единственное место Дворца, которое не было переделано наследниками Людовика XIV , сохранившими шедевры королевской коллекции, вставленные в деревянную обшивку стен. Спальня сохранила свой первоначальный декор и после Революции.

Спальня Людовика XIV

“Спальня Людовика XIV” Робер де Кот

Существующая сейчас парчовая ткань на стенах алькова и в оформлении кровати была соткана повторно как начинание

В 1684 году. В эпоху правления Людовика XV и Людовика XVI Апартаменты Короля превратились в повседневные рабочие помещения.

Изначально, анфилада Апартаментов Короля содержала восемь комнат и начиналась от Лестницы Королевы . После 1701 года количество комнат было уменьшено до семи; а в 1755 году число комнат уменьшилось до шести.

Лоджия, ведущая в Апартаменты Короля отделана мраморными панелями и освещена двумя окнами, выходящими в Королевский двор . В 1701 году чтобы увеличить освещение лестничных маршей, была вскрыта южная стена напротив окон; таким образом из вестибюля получилась лоджия. В конце правления Людовика XIV Лестница Королевы и Лоджия вели одновременно в Апартаменты Короля , Большие покои Королевы и в апартаменты Мадам де Ментенон , с которой Король сочетался тайным браком после смерти королевы Марии-Терезии.

Зал караула служил для размещения Гвардейцев Короля . При раннем декорировании комнаты использовали облицовку стен кожей с тисненой позолотой и батальную сцену работы Жозефа Парроселя , "Битва при Лёзе, 18 сентября 1691", висящую над камином. Оформление комнаты дополняют две большие люстры , украшенные монограммой Короля. Практичное назначение комнаты подчеркивалось деревянными скамьями, походными кроватями и ширмами, которые использовались гвардейцами, находящимися в комнате. По понедельникам в этой комнате устанавливался стол, накрытый бархатной скатертью с золотой бахромой, за которым Людовик XIV лично принимал прошения, поданные его подчиненными.

В этой комнате произошла развязка одного из самых возмутительных событий в жизни Версаля времен правления Короля-Солнца. В 1691 была украдена бахрома от портьеры Салона Марса и часть вышитого покрывала для кровати из Салона Меркурия . Во время подачи десерта, через одно из окон, выходящих в Мраморный двор , в комнату влетел сверток и упал на стол Короля. Людовик XIV произнес только “Полагаю, что это моя бахрома.”

Второй аванзал и Спальня Короля ранее были частью апартаментов королевы, но в 1684 году, после смерти Королевы , Людовик XIV присоединил эту комнату к своим апартаментам.

Во Втором аванзале придворные ожидали разрешения пройти для участия в церемонии Утреннего выхода Короля в Спальне Короля , расположенной далее. Эта комната также известна как Аванзал Бассано в честь размещенных на стенах нескольких картин итальянского художника Якопо Бассано . Над каминной доской была вывешена знаменитая работа “Noli me tangere s” голландского художника Ламбера Сустриса . В 1701 году Второй аванзал и Спальня Короля были объединены в Аванзал с овальным окном , который стал главным аванзалом перед новой спальней Короля.

Название этой комнаты произошло от овального окна, расположенного на южном своде плафона. Салон с овальным окном декорирован фризом с позолоченной лепниной, которая украшает своды потолка помещения, фоном для которой служит решетчатая конструкция с изображением групп танцующих путти . Такое декорирование сводов стало предвестником новых художественных тенденций 18-го века и смены формалистического стиля, использованного в оформлении Больших покоев Короля и Зеркальной галереи , к менее строгому стилю, предшествующему Стилю Людовика XV . Людовик XIV не экономил средств на декорирование этой комнаты. Зеркала и вывешенные работы Веронезе “Есфирь, упавшая в обморок” и “Юдифь с головой Олоферна” , а также золоченая обстановка – все это делает комнату наиболее роскошным помещением в Апартаментах Короля .

В 1701 году на месте Салона Короля была сооружена Спальня Людовика XIV . Прежняя комната во время правления Людовика XIV подвергалась многочисленным реконструкциям, самая значимая прошла в 1678 году когда западные окна, выходящие на террасу, были закрыты вследствие сооружения Зеркальной галереи . После сооружения Спальни Людовика XIV в 1701 году, это помещение стало центром жизни Двора.

Западная стена комнаты стала альковом – отгороженной балюстрадой частью комнаты, в которой расположили кровать. Использованные в оформлении алькова орнаменты в виде лепного венка и завитков , а также решетчатые скульптуры, предвосхищают во многих отношениях стиль эпохи Регентства , бывший в моде с 1715 по 1723 год. Кровать увенчана резной работой Николаса Кусто Блистательная Франция , дополненной двумя резными работами Слава Франсуа Леспиньола , размещенными в парусах свода арки. Это единственное место Дворца, которое не было переделано наследниками Людовика XIV , сохранившими шедевры королевской коллекции, вставленные в деревянную обшивку стен. Спальня сохранила свой первоначальный декор и после Революции.

Существующая сейчас парчовая ткань на стенах алькова и в оформлении кровати была соткана повторно как начинание Пятой республики по реставрации Версальского дворца . Первозданный альков и драпировка кровати были восстановлены в 1736 году; а в 1785 году Людовик XVI приказал сжечь парчовую ткань, из которой получили свыше 60 килограмм золота. Существующая сейчас драпировка кровати, хоть и соответствует тому периоду, не является копией той парчи, которая изначально висела в Спальне Людовика XIV. Из-за недостатка архивной информации во времена осуществления проекта, было принято решение использовать образец драпировки зимний гобелен из спальни Королевы. Уже после начала проекта реставрации были обнаружены оригинальные образцы; и поскольку часть проекта уже была завершена, было решено использовать зимний гобелен Королевы. 1 сентября 1715 года в этой комнате скончался Людовик XIV .

Из всех комнат Апартаментов Короля эта комната, по всей видимости, лучше всего отражала личные вкусы Людовика XIV . Помимо коллекции драгоценных камней, здесь находились работы. В дополнение к позолоченным гермам, украшающим стену, двери были покрыты зеркалами. Комната служила Королю гардеробом, где он мог сменить свою сорочку, парик и шляпу; и это могло происходить до 4 раз в день. По вечерам в этой комнате Людовик XIV собирал своих детей, других членов своей семьи, а также некоторых придворных.

Кабинет зеркал и Кабинет париков прекратили своё существование в 1755 году, когда Людовик XV поручил расширить и заново декорировать помещение для сбора Совета. Именно это, обновленное, помещение мы и видим сегодня.

В 1748 году для устройства на третьем этаже вновь сооружаемого Кабинета Короля , Людовик XV решил понизить потолок Кабинета зеркал примерно на 1 метр. Новые размеры комнаты вызвали необходимость заново декорировать её. Спустя год был установлен новый камин, а прежний, датируемый временами Людовика XIV был отправлен в Компьенский дворец . В 1755 году в ходе обустройства террасы в Оленем дворе , Людовик XV решил расширить комнату Совета за счет присоединения Кабинета париков. Эта расширенная комната была спроектирована архитектором Габриэлем , а декоративные панели вылеплены Жуль-Антуаном Руссо . Лепнина на панелях декора изображает различные ведомства правительства: военные трофеи и реликвии мирного времени, символы армии, военного флота, юстиции и регалии монархии.



Статьи по теме: